Шрёдер-Зонненштерн, Фридрих. Фридрих шредер картины


Ар-брют, искусство аутсайдеров | Арт

  • Спецпроекты
    • Лучшие фантастические сериалы
    • Лучший киберпанк
  • Новый номер
  • Новости
  • Книги
  • Кино
  • Сериалы
  • Миры
  • Комиксы
  • Наука
  • Игры
  • Настольные игры
  • Рассказы
  • Юмор
  • Архив номеров
  • Форум
  • Где купить?
  • О нас
  • Стримы и подкасты «Мира фантастики»

Поиск

  • Общение
  • Спец
    • Лучший киберпанк
    • Фантастические сериалы
    • Календарь конвентов
    • Итоги 2016
    • Итоги 2017
  • Новости

    Избранное

    • СМИ: Lucasfilm приостановили работу над спин-оффами «Звёздных войн»

    Последнее

    • Создатель «Рика и Морти» удалил свой твиттер-аккаунт после появления провокационного видео
    • Черновик 440
    • Премьера нового трейлера «Алиты» состоится уже через пару часов
    • Черновик 417
    • Черновик 408
    • Черновик 407
  • Кино

    Избранное

    • Будущие фильмы Marvel: что будет с киновселенной теперь?

    Последнее

    • «Звёздные войны»: неснятые фильмы и сериалы 10
    • «Алиса в Стране чудес» и её адаптации: всё страньше и страньше!
    • «Человек-муравей и Оса»: разрядка смехом после «Мстителей»

      8ХОРОШО

    • Обзоры кино
    • Классика кино
    • Наше видео
    • Короткометражки
    • Главные фильмы месяца
  • Сериалы

    Избранное

    • Мир Дикого Запада, 2 сезон 3

      8ХОРОШО

    Последнее

    • «Люк Кейдж», сезон 2: ямайцы в городе 2

      7ДОСТОЙНО

    • Мультсериал «Лощина» (The Hollow) — это Lost для детей

      7ДОСТОЙНО

    • «Восьмое чувство»: финал сериала. Прощание с семьёй

www.mirf.ru

Friedrich Schröder Sonnenstern - raw vision

Родился 11 сентября 1892 в деревне Кукернеезе вблизи г. Тильзит ( ныне Советск, Калининградской обл.) Отец – почтальон-пьяница, мать – просто нервная женщина. Второй из 13 детей. Позже в автобиографии утверждал, что детей было 12, а он был собственным братом. Залезал на деревья и мочился на особо нарядных соседей. За клоунаду, воровство и бродяжничество в 14 лет был помещён в воспитательный интернат. Недоучился на садовника, потом подрабатывал конюхом в передвижном цирке, был рабочим на молочной ферме. В 1912 году после обвинения в краже в состоянии перевозбуждения оказался в психиатрической клинике города Алленберг. Там тверждал, что он умнейший человек на Земле и на Небе, предназначен наставлять людей на путь истинный и к тому же изобретатель сверхскоростной (3600 км/ч) паро-электрической машины. Писал стихи про грехи цивилизации и переодически удостаивался смирительной рубахи. Получил диагноз «Dementia praecox», через 7 месяцев был выписан. Бродяжничал, попрошайничал. С началом первой мировой был взят на фронт, куда не доехал, симулировал идиотию и слабоумие, но освобождён был как сумасшедший. В 1917 работал посыльным в районе русско-литовской границы. Схваченый на контрабанде снова попадал в клинику, откуда бежал и был пойман, устраивал голодовки, клеил коробки и только в 1919 был выписан под опёку. Вскоре он уехал в Берлин, где поселился под именем Густав Гнасс. Открыл астрологический кабинет, стал предводителем спиритической секты под титулом «Солнечный король Элиот первый», которая, впрочем, скоро распалась. Лечил магнетопатией и предсказывал будущее, крутил роман с некой богатой баварской баронессой. В бульварной прессе прославился под прозвищем «Щонебергский князь булочек», полученным за филантропство и близость к народу. Сам же себя называл «Тайный советник Профессор Доктор философии Элиот Гнасс фон Зонненштерн* Психолог университетских наук»В 1930 г. просидел 6 недель в тюрьме за нелегальные занятия медициной и нарушение закона о лекарствах. В 1933 г. снова из-за обвинения в незаконном занятии медициной и мошенничестве попал в психиатрическую клинику в городе Нойштадт. Там Шрёдер познакомился с неизвестным (по его же собственным словам «сумасшедшим») художником и был настолько впечатлён увиденными картинами, что по его совету раздобыл себе материалы и сделал свой первый рисунок – набросок печати «999:Звезда большого триумфа. Кто тут смеётся?». Всего в те дни было сделано 18 чёрно-белых график. Был выписан в 1934 с диагнозом «склонный к псевдологическим построениям асоциальный психопат».С началом войны устроился на склад Люфтваффе кладовщиком, но был вскоре уволен и попал в штрафной лагерь. Выжил и там.

После войны торговал дровами, выкопаными из руин с подругой дней суровых «Тётей Мартой» Мёллер, ставшей ему главной опорой на много лет. Жил в нищете, писал стихи, тексты, манускрипты, которые нигде не печатали. В 1949 году Шрёдер начал их иллюстрировать. Сам. В 1950 г. его знакомец, художник Юно Кубичек, отнёс пачку работ в галерею Шпрингер, где листов быстро нашли покупателей. Так началась карьера Шрёдера –художника, со скандалами в пуританской прессе, экстравагантными шоу в Академии Художеств, знакомствами, славой, совместными выставками с сюрреалистами. Его возили, показывали. Жизнь кипела вокруг. Мирная жизнь. А он писал о том, что видел: «Моя философия это главное, что у меня есть. Но у кого отсутствуют понятия, тот судить о ней не может. Я знаю людей и вижу, что это - глупые дети, ходившие не в ту школу. Дети хотят смотреть на картинки. Поэтому я рисую картинки, ведь я друг детей.»1."Der Schwannenpuppentanz"("Куклолебединный танец")1958г.

2.FSS_Die Trauung des Wahrheitssucherpaares"Die Trauung des Wahrheitssucherpaares"("Помолвка пары правдоискателей")1952г.

3."Die Fleddermaus Dämon aller seelischen Umspannungen("Летучая мышь - Демон всех душевных обладаний") 1953г.

4."Prof. Musikrikaktor"("Проф. Музыкрикактор")1962г.

5.FSS_Die Moralische Verkehrtheit oder die Mondmoralische Akrobatik"Die Moralische Verkehrtheit oder die Mondmoralische Akrobatik"("Моральная обратимость или луннонравственная акробатика")1956г.

6."Die Totenkunstlerknochenehrung durch die Diplomaten des mondmoralischen Corps"("Почитание костей мёртвого художника дипломатами луннонравственного корпуса")1955г.

7."Des Teufels Himmelfahrt"("Вознесение чёрта")1962г.

8."Metaphysik mit dem Hahn"("Метафизика с петухом")1956г.

9.без названия

10."Die Schlangenverfuhrung" ("Змееискушение")1955г.

11."Das trauernde Pferd"("Грустящая лошадь")1956г.

12."Die Praxis oder Lebenszauberkunstlerin"("Практика или волшебница жизни")1952г.

13."Odyssees moralische Mondfahrt" ("Нравственное путешествие Одиссея на Луну")1954г.

14."Das moralische Mondkulturballett"("Нравственный Лунокультбалет")

FSS_6fotos2

После смерти Тёти Марты в 1964 он начал пить... Ему было 72. Рисовать перестал, подписывал всё подряд. В 1968 году попал в больницу. Ходить уже не мог. После больницы жил безвыходно в своей квартире в Берлине, где и умер 10 Мая 1982 года в девяностолетнем возрасте.

*Sonnenstern - Солнечная Звездаps: Перевод названий условен.

http://de.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Schr%C3%B6der_Sonnensternhttp://www.galeriehilt.ch/Kuenstler-Lex/Schroeder%Details.htm

(сс) русский техт и перевод: dimaze

raw-vision.livejournal.com

Ар брют /art brut | Art Узел

от /фр/. brute — грубый, необработанный. Art brut - грубое искусство (с 1948 года)

Термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе, для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки). По мнению Дюбюффе, Ар брют – это творчество в наиболее чистом его проявлении: спонтанный психический выплеск из глубин разума и сознания, запечатленный на бумаге или воплощенный в материале. Он обращается к искусству душевнобольных, людей, изолированных от общества, считая только их истинными художниками, обладающими тем субъективизмом, который придает человеку подлинную индивидуальность. Дюбюффе лишает живопись ее фундаментальных, рациональных качеств: пространства, подчиненного перспективе и композиционной структуры. "Пространство разума, - писал он в 1945 году - совсем не похоже на привычное трехмерное пространство: здесь нет координат "верх" и "низ".

В течении "ар брют" соединились черты дадаизма, сюрреализма и примитивизма, наивного искусства, включая детский рисунок и творчество душевнобольных. "Брютисты" объявили свое искусство свободным от всяких правил, спонтанным, искренним, как это бывает у детей и сумасшедших, не скованным канонами академизма и общепринятыми эстетическими нормами. Их прозвали маргиналами, но сами они стремились доказать, что маргинальным является академизм, а их творчество — истинное искусство, поскольку оно искреннее. Соответственно использовали простые, неклассические, брутальные материалы: краски, смешанные с песком и цементом, дерево, коллажи из морских раковин и скорлупы орехов, древесную кору, куски грубой ткани и простые веревки.

Искусство аутсайдеров - от /англ./ outside-art - искусство со стороны. Термин "Аутсайдер арт" был введен критиком Р.Кардиналом в 1972 г. как английский эквивалент французского Ар брют. В современном искусствоведении Аутсайдер арт не отождествляется только с искусством душевнобольных, он включает работы непрофессиональных мастеров, которые не следуют в своем творчестве каким-либо традициям и установкам, не осознающие себя художниками, а движимы исключительно потребностью творить.

Художники: Жан Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet), Фердинан Шеваль (Joseph Ferdinand Cheval), Фридрих Шрёдер-Зонненштерн (Friedrich Schröder Sonnenstern), Адольф Вёльфли (Adolf Wölfli), Алоиза (Алоиза Корбаз) (Aloïse Corbaz), Огюстен Лесаж (Augustin Lesage), Луи Сутер (Louis Soutter), Август Валла (August Walla), Йоханн Хаузер (Johann Hauser), Генри Дарджер (Henry Darger), Мадж Гилл (Madge Gill), Джованни Батиста Подеста (Giovanni Battista Podesta), Мартин Рамирес (Martin Ramirez), Джудит Скотт (Judith Scott), Рафаэль Лонне (Raphael Lonne), Александр Павлович Лобанов (Alexander Pavlovich Lobanov), Роза Жарких (Rosa Zharkikh), Юджин фон Брюнхенхайн (Eugene Von Bruenchenhein) и др.

Манифест: Жан Дюбюффе "Манифест грубого искусства", 1949.

Тексты: Ханс Принцхорн "Искусство душевнобольных", 1922; Швейцарский психотерапевт Вальтер Моргенталер "Душевнобольной как художник", 1921; Жан Дюбюффе "Каталог для любителей всех жанров", 1946

Музей ар-брют: Крупная коллекция произведений Ар брют находится в Лозанне, Швейцария, Шато де Больё - с 1976 года (первый главный хранитель в 1976—2001 — Мишель Тевоз)

Выставка: 1948, Париж, Галерея Друэн "Ар брют"

См.также статьи: Примитивизм, Неформальное искусство, КоБрА.

artuzel.com

Дышим глубже: kot_de_azur

Это не покажут в школе, нигде. Они могли быть сумасшедшими эротоманами или незаурядными личностями. О них пишут статьи о творчестве и защищают диссертации. Но в целом, они вызывают жалость.Люди, показавшие мир наизнанку. Порой мурашки бегут от такого мира."Лечебница Валдау", автор Адольф Вёльфи - 1921 год.

Ар-брют представляет собой искусство психически нездоровых людей, заключенных, одиночных монахов, эксцентричных медиумов или другими словами "искусство аутсайдеров"

В ар-брюте большое количеств разных направлений, как и в обычном искусстве. К этим направлениям можно отнести: живопись, литература, музыка, поэзия другие. Остановимся на известных живописцах среди душевнобольных.

Одним из самых известных представителей грубого искусства является Адольф Вёльфи. Родился он в Швейцарии, а в 7 лет его бросил отец, который зависел от алкоголя. Ему пришлось наниматься рабочим на фермы. Первый раз его взяли под стражу молодым за поругание нравственности. Впоследствии повторных таких же выходок его заключили в психиатрическую больницу Вальдау на всю оставшуюся жизнь. Ему поставили диагноз - шизофрения. Лиши в возрасте 35 лет Адольф начал писать литературные произведения и рисовать. В наследство художник оставил более десяти тысяч коллажей и рисунков.

Адольф Вёльфи - Сумасшедший эротоман и незаурядный художник

Художник-примитивист из Германии так же относится к известным представителям ар-брюта. Ещё в детстве у Фридриха было необычное занятие. Он залазил на дерево и писал на мимо идущих красиво одетых прохожих или соседей. Ему в 1912 году предъявили обвинение в краже и поместили в лечебницу для психически больных людей. В этой больнице он сложил много стихов, которые посвящены человеческим грехам. Окружающих убеждал, что он самый-самый умный во Вселенной и сверхчеловек. Так же Шрёдер-Зонненштерн назначил себя солнечным королем и стал направлять людей на подлинный путь. Через некоторое время Фридриха выпустили на волю, но он опять взялся воровать и снова был арестован.

"Куклолебединый танец", автор Фридрих Шрёдер-Зонненштерн - 1958 год

Пару картин Фридриха попали в галерею Шпринберг, где их сразу купили. Сразу после этого у него Шрёдер-Зонненштерн наступил стремительный карьерный подъем. Длился он недолго, так как после потери возлюбленной художник начал пить, и картины отдавал за бутылку спиртного.

На картинах Фридриха изображены странные создания.

Вместо лиц у них гениталии. Часто его произведения называют кошмарными или эротическими. Он сочетал несочетаемое. Такое явление наблюдается часто в картинах душевнобольных людей.

"Голова ведьмы", автор Август Наттерер, год 1915

Живописец псевдоним Нетер из Германии после видения в 1907 году Страшного Суда делал попытки покончить жизнь самоубийством. Его заключили в клинику для душевнобольных. Остаток своей жизни он провел в различных клиниках. Своим отцом он считал Наполеона и пытался искупить все человеческие грехи.

"Мировая ось с кроликом", автор Август Наттерер, где-то между 1911 и 1917 годами)

В клиниках Нетеру являлись видения, которые он переносил на бумагу и считал их предзнаменованиями. Его картина "Мировая ось с кроликом" является пророчество Первой мировой войны.

Картина Алоизы Корбаз

Художница из Швейцарии осталась без мамы в одиннадцатилетнем возрасте. Немного позже она стала домашним преподавателем в известных прусских семьях. Врачи Алоизе в 1918 году поставили диагноз шизофрения, а через 2 года ее поместили в психлечебницу. В лечебнице Алоиза Корбаз стала рисовать. Самые первые картины потерялись, но врачи с 1936 года стали их собирать.

Портрет Алоизы Корбаз

Работы Алоизы отличаются от остальных. Она их рисовала яркими карандашами на сшитых вместе кусочках картона или оберточной бумаге. Чаще всего Корбаз изображала героев из истории - Клеопатра, Наполеон, королева Елизавета, влюбленных пар, героев из театра и оперы - Манон Леско и Травиата.

Известный советский психически больной художник родился в Ярославской области городе Молога. В семь лет он стал глухим из-за перенесенного менингита. Первый раз Лобанов попал в больницу в 1947 году, после его перевели в другую, которую он не покидал до конца своих дней.

Автопортрет и др работы автора Александр Лобанов

Его рисунки не отличаются разнообразием. На них он изображает одни и те же лица и сюжет. Основными героями являются: Сталин, сам Лобанов и революционные герои. Часто он изображает на своих картинах оружие, особенно винтовку Мосина, которую изменили в 1981 году. Такой сюжет относят к обещанию, во время войны солдаты обещали подарить оружие художнику. Также Александр изображает часто охоту и повариху. От врачей известно, что повариху он любил. По мнению специалистов, картины Александра говорят о его душевной детскости, а не о болезни души.

kot-de-azur.livejournal.com

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Фридрих Людвиг Шрёдер

Фридрих Людвиг Шрёдер. 1790

Гансвурст

Шарлатан на ярмарке. 1785

Иоганн Христоф Готшед

Генрих Готфрид Кох

Иоганн Фридрих Шёнеман

Барбарина

Каролина Нейбер

Осветительная техника немецкого театра на рубеже XVIII–XIX веков

За кулисами перед спектаклем. 1784

Театр на Генземаркт

План квартала Гамбурга, где находился Театр на Генземаркт (место его помечено буквой «С»)

Список труппы Ф.-Л. Шрёдера. 1777

Афиша спектакля «Тартюф». Гамбург. Труппа К. Аккермана

Готхольд Эфраим Лессинг

«Гамбургская драматургия» Г.-Э. Лессинга. Титульный лист первого издания

Ф.-Л. Шрёдер в роли Одоардо Галотти. «Эмилия Галотти» Г.-Э. Лессинга

«Гамбургский театр». Титульный лист сборника, издававшегося Ф.-Л. Шрёдером

Франц Брокман

С.-Ф. Гензель-Зейлер в роли Меропы. «Меропа» Вольтера

Сусанна Мёкур

Фридрих Людвиг Шрёдер. 1782

Доротея Аккерман

И.-Г. Брюкнер в роли Гёца фон Берлихингена. «Гёц фон Берлихинген» И.-В. Гёте. Берлин. Труппа Г.-Г. Коха

«Гёц фон Берлихинген» И.-В. Гёте. Титульный лист первого издания драмы

Конрад Экгоф

Шарлотта Аккерман

Фридрих Максимилиан Клингер

Йозеф Феликс Курц (Бернардон)

«Буря и натиск» Ф.-М. Клингера. Титульный лист первого издания драмы

Якоб Михаэль Ленц

Иоганн Иоахим Боде

Иоганн Готфрид Гердер

Христоф Мартин Виланд

«Гамлет» В. Шекспира в переводе Х.-М. Виланда. Фронтиспис и титульный лист книги. На фронтисписе — Ф. Брокман в роли Гамлета

«ГАМЛЕТ» В. ШЕКСПИРА

Первый монолог Гамлета. Гамлет — Ф. Брокман

Встреча Гамлета с Призраком. Гамлет — Ф. Брокман

Встреча Гамлета с Призраком. Гамлет — Ф.-Л. Шрёдер

Финал спектакля «Гамлет»

Ф. Брокман после окончания спектакля «Гамлет» в Берлине. Рисунок Д. Ходовецкого. Внизу — дарственная надпись художника актеру. 1778

Ф.-Л. Шрёдер в роли Лира. «Король Лир» В. Шекспира

Ф.-Л. Шрёдер в роли Лира. «Король Лир» В. Шекспира

Ф.-Л. Шрёдер в роли Фальстафа. «Генрих IV» В. Шекспира

Афиша труппы Г.-Г. Коха. Театр на Жандарменмаркт. Берлин

Театр на Беренштрассе. Берлин. 1775

Фридрих Шиллер

Венский Бургтеатр

Мангеймский национальный театр

Зрительный зал венского Бургтеатра

Иоганна Сакко

Иоганн Генрих Мюллер

Йозеф Ланге в роли Гамлета. «Гамлет» В. Шекспира (в переработке Ф.-Л. Шрёдера). Венский Бургтеатр

Фридрих Людвиг Шрёдер. Начало 1780-х годов

Веймарский театр во времена Гёте. Акварель 1907 года

Вид Веймара. 1810

Фридрих Людвиг Шрёдер. 1791

Иоганн Вольфганг Гёте. 1791

Иоганн Якоб Графф — исполнитель роли Валленштейна в первой постановке «Лагеря Валленштейна» Ф. Шиллера. Веймарский театр

Сцена из спектакля «Лагерь Валленштейна» Ф. Шиллера (первая постановка). Веймарский театр

В рекрутном присутствии. Рисунок И.-В. Гёте. 1779

Август Вильгельм Иффланд

Берлинский национальный театр. 1802

Фридрих Людвиг Шрёдер. 1778

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Шрёдер-Зонненштерн, Фридрих — WiKi

Шрёдер-Зоннештерн родился в 1892 году вблизи Тильзита (ныне город Советск) и вырос в семье опустившегося почтальона, состоящей из 13 детей. Хотя в поздней автобиографии он утверждал, что детей было всего 12, а он был собственным братом.

С детства отличался эксцентричностью и необычными увлечениями — любил залезать на деревья и мочиться оттуда на соседей и проходящих мимо нарядно одетых людей. За попрошайничество и асоциальный образ жизни уже в 14 лет был отправлен в воспитательный интернат. Сначала учился на садовника, но бросил, стал подрабатывать конюхом в передвижном цирке, работал разнорабочим.

В 1912 году Шрёдер-Зонненштерна обвинили в краже в состоянии аффекта и отправили в психиатрическую лечебницу в городе Алленберге, где он писал стихотворения, посвященные грехам человеческой цивилизации и убеждал окружающих, что он самый умный человек на Земле и на Небе и его предназначение — наставлять людей на путь истинный. В дополнение к этому утверждал, что является изобретателем сверхскоростной (3600 км/ч) паро-электрической машины.

Спустя 7 месяцев Шрёдер-Зонненштерна выпустили из клиники, он снова стал бродяжничать. Когда началась Первая мировая война был мобилизован и отправлен на фронт, но не доехал до места назначения, выдав себя за умалишенного. В 1917 году работал на русско-литовской границе посыльным. Был пойман на контрабанде и снова отправлен в психиатрическую больницу. Там снова вел себя необузданно — пытался бежать, объявлял голодовку. Наконец, в 1919 году был выписан оттуда под опеку. Далее попал в Берлин, где открыл астрологический кабинет, проводил спиритуалистические сеансы, предсказывал будущее и лечил людей (среди его клиентов были и знатные горожане) магнетопатией, за что в 1930 году отсидел 6 недель в тюрьме. Тюремный срок последовал из-за того, что он занимался медициной незаконно (Шрёдер-Зонненштерн говорил, что безошибочно может определить болезнь через радужную оболочку глаза и при помощи массажа вылечить любое заболевание. Считая себя сверхчеловеком, утверждал, что в его руках сконцентрирована магнетическая сила, посланная ему свыше) и нарушал действующие законы о лекарственных средствах. Выступал под именем «Тайный советник Профессор Доктор философии Элиот Гнасс фон Зонненштерн — Психолог университетских наук», присвоил себе титул «солнечного короля».

В 1933 году он в очередной раз обвинен в мошенничестве и отправлен в психиатрическую больницу в Нойштадте, где произошло знакомство с другим сумасшедшим — безвестным художником. Увиденные рисунки очень сильно поразили Шрёдера-Зонненштерна, он понял, что нашёл своё призвание. Не мешкая, он раздобыл бумагу и начал творить под чутким руководством своего наставника. Далее был выписан, работал кладовщиком, во время Второй мировой войны побывал в штрафном лагере.

После окончания войны торговал дровами, жил впроголодь, много занимался искусством — писал стихотворения с собственными иллюстрациями. По счастливой случайности несколько его работ оказались в галерее Шпрингер, где были моментально раскуплены.

С 1950 года начинается новая жизнь Шрёдер-Зоннештерна — с выставками, встречами с сюрреалистами и просто интересными людьми, гастролями и выступлениями на различных мероприятиях. Однако в зените славы начал пить из-за потери подруги. Свои картины нередко отдавал за бутылку водки.

В 1968 году он снова попал в психиатрическую больницу. Там у него отказали ноги. В конце жизни не покидал свою квартиру в Берлине, где и скончался в 1982 году в возрасте 90 лет.

ru-wiki.org

Шрёдер-Зонненштерн, Фридрих — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шрёдер.

Фридрих Шрёдер-Зонненштерн (нем. Friedrich Schröder Sonnenstern — род. 11 сентября 1892 года под Тильзитом (пос. Каукемен, сейчас Ясное Славский район), умер 10 мая 1982 года в Берлине) — немецкий художник, один из самых ярких представителей ар брюта.

Биография

Шрёдер-Зоннештерн родился в 1892 году вблизи Тильзита (ныне город Советск) и вырос в семье опустившегося почтальона, состоящей из 13 детей. Хотя в поздней автобиографии он утверждал, что детей было всего 12, а он был собственным братом.

С детства отличался эксцентричностью и необычными увлечениями — любил залезать на деревья и мочиться оттуда на соседей и проходящих мимо нарядно одетых людей. За попрошайничество и асоциальный образ жизни уже в 14 лет был отправлен в воспитательный интернат. Сначала учился на садовника, но бросил, стал подрабатывать конюхом в передвижном цирке, работал разнорабочим.

В 1912 году Шрёдер-Зонненштерна обвинили в краже в состоянии аффекта и отправили в психиатрическую лечебницу в городе Алленберге, где он писал стихотворения, посвященные грехам человеческой цивилизации и убеждал окружающих, что он самый умный человек на Земле и на Небе и его предназначение — наставлять людей на путь истинный. В дополнение к этому утверждал, что является изобретателем сверхскоростной (3600 км/ч) паро-электрической машины.

Спустя 7 месяцев Шрёдер-Зонненштерна выпустили из клиники, он снова стал бродяжничать. Когда началась Первая мировая война был мобилизован и отправлен на фронт, но не доехал до места назначения, выдав себя за умалишенного. В 1917 году работал на русско-литовской границе посыльным. Был пойман на контрабанде и снова отправлен в психиатрическую больницу. Там снова вел себя необузданно — пытался бежать, объявлял голодовку. Наконец, в 1919 году был выписан оттуда под опеку. Далее попал в Берлин, где открыл астрологический кабинет, проводил спиритуалистические сеансы, предсказывал будущее и лечил людей (среди его клиентов были и знатные горожане) магнетопатией, за что в 1930 году отсидел 6 недель в тюрьме. Тюремный срок последовал из-за того, что он занимался медициной незаконно (Шрёдер-Зонненштерн говорил, что безошибочно может определить болезнь через радужную оболочку глаза и при помощи массажа вылечить любое заболевание. Считая себя сверхчеловеком, утверждал, что в его руках сконцентрирована магнетическая сила, посланная ему свыше) и нарушал действующие законы о лекарственных средствах. Выступал под именем «Тайный советник Профессор Доктор философии Элиот Гнасс фон Зонненштерн — Психолог университетских наук», присвоил себе титул «солнечного короля».

В 1933 году он в очередной раз обвинен в мошенничестве и отправлен в психиатрическую больницу в Нойштадте, где произошло знакомство с другим сумасшедшим — безвестным художником. Увиденные рисунки очень сильно поразили Шрёдера-Зонненштерна, он понял, что нашёл своё призвание. Не мешкая, он раздобыл бумагу и начал творить под чутким руководством своего наставника. Далее был выписан, работал кладовщиком, во время Второй мировой войны побывал в штрафном лагере.

После окончания войны торговал дровами, жил впроголодь, много занимался искусством — писал стихотворения с собственными иллюстрациями. По счастливой случайности несколько его работ оказались в галерее Шпрингер, где были моментально раскуплены.

С 1950 года начинается новая жизнь Шрёдер-Зоннештерна — с выставками, встречами с сюрреалистами и просто интересными людьми, гастролями и выступлениями на различных мероприятиях. Однако в зените славы начал пить из-за потери подруги. Свои картины нередко отдавал за бутылку водки.

В 1968 году он снова попал в психиатрическую больницу. Там у него отказали ноги. В конце жизни не покидал свою квартиру в Берлине, где и скончался в 1982 году в возрасте 90 лет.

Особенности его работы

Создавал образы странных, иногда эротических, иногда кошмарных созданий — смелое сочетание элементов и органов людей и животных. Часто изображал лицевые части тела человека (нос, подбородок, уши) в виде гениталий. В течение многих лет его творчество трактовалось как искусство душевнобольного человека.

Напишите отзыв о статье "Шрёдер-Зонненштерн, Фридрих"

Литература

  • Die Pferdearschbetrachtung des Friedrich Schröder-Sonnenstern", hrsg. v. Jes Petersen, München 1972.
  • Friedrich Schröder-Sonnenstern: «Seelenerkennungsdienst», hrsg. v. Jes Petersen, Berlin 2006.
  • Peter Gorsen: Friedrich Schröder-Sonnenstern. Eine Interpretation. Von Sydow-Zirkwitz, Frankfurt am Main 1962.
  • Hartmut Kraft: Grenzgänger zwischen Kunst und Psychiatrie. Deutscher Ärzteverlag, Köln 2005
  • Alfred Bader: «Geisteskranker oder Künstler. Der Fall Friedrich Schröder-Sonnenstern», Bern, Stuttgart 1972.
  • Jes Petersen: Friedrich der Einzige. Zum Tod von Friedrich Schroeder Sonnenstern in: Berliner Kunstblatt Nr. 35, 1982

Ссылки

www.galeriehilt.ch/Kuenstler-Lex/Schroeder%20Details.htm raw-vision.livejournal.com/4450.html

Отрывок, характеризующий Шрёдер-Зонненштерн, Фридрих

Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей. – Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей. – Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась… – Что ж, Иванушка с тобой? – Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись… Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела. – В Колязине, отец, великая благодать открылась. – Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей. – Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка. – Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла… Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух. – Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет… – Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья. – Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он. – Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет… – Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу. – Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье. – Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n'ai pas voulu l'offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.

wiki-org.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта