Иллюстрации Туве Янссон к "Хоббиту", 1962 г. - tito0107. Туве янссон картины
Неизвестная художница Туве Янссон
Её картины — настоящее открытие, а Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили её милые персонажи.
О Янссон-художнице интересно рассказывает «Артхив», сопровождая картины Туве Янссон цитатами из её книг. Полный текст статьи здесь, мы выбрали самое интересное, на наш взгляд, и добавили несколько подробностей из биографии Туве Янссон.
— Ты так скоро станешь взрослым, если будешь продолжать в том же духе… Ты будешь видеть и слышать, как они, а значит, ничего не увидишь и не услышишь.
Туве Янссон родилась в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон.
Дочь художницы и скульптора, получившая отменное образование по части искусств, Туве Янссон не просто считала себя художницей — она ею была.
Автопортрет, Туве Янссон, 1941
— Порой кто-то нуждается в тишине и одиночестве, и в этом нет ничего плохого. Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь...
В 15 лет Туве Янссон поехала учиться в Швецию. Там она получила диплом факультета изящных искусств, а потом прошла стажировку в художественных школах Италии, Франции и Германии.
На родине у неё уже было определённое признание – чуть ли не с 10 лет она рисовала иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была знакомая родителей. Вернувшись домой, она продолжила иллюстрировать книги, начала рисовать карикатуры по заказу разных изданий и пробовать себя в интерьерной росписи стен.
Туве Янссон и Ниило Суико за работой над фресками «Отдых за городом». Городской Зал Хельсинки, restaurant Kaupunginkellari. Фото: © Helsinki City Museum / Foto Roos
Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.
Обложка к рассказу Т. Янссон "Маленькие тролли и большое наводнение" Туве Янссон
— Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться.
Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».
Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она — художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о муми-троллях.
Обрушившаяся на неё популярность вызывала у Туве Янссон двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с муми-тематикой позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, который стал её крепостью для уединённого творчества.
— Знаешь, иногда, когда все хорошо, мне становится жуть как скучно...
.
Туве Янссон рисовала всю жизнь. В её живописных работах прослеживаются увлечения художницы старыми фламандскими мастерами и гениями XIX — начала ХХ века. Глядя на её портреты и натюрморты,вспоминается Ван Гог, Матисс, Гоген, Дега, Модильяни.
Т. Янссон «Синий гиацинт», 1945 год
В 1930-е годы Янссон работала над сюрреалистическими картинами,в 1950-е годы увлеклась искусством модернизма, а в 1960—1970е годы появились абстрактные работы.
Туве Янссон часто обращалась к жанру автопортрета. Такой мы художницу знаем только по её картинам – на фотографиях у неё всегда открытая улыбка,а на картинах она погружена в себя, даже строга.
Автопортрет. Боа из рыси Туве Янссон, 1942
Многие из этих автопортретов будут показаны на крупнейшей выставке, которую готовит Лондонская Картинная галерея Далвич (25 октября 2017 — 28 января 2018 года). Зрители увидят около 150 живописных работ и больше узнают о Туве Янссон, которую часто заслоняют созданные ею персонажи.
Туве Янссон, автопортреты разных лет
— Как это прекрасно — наконец стать старым и выйти на пенсию… О, как я люблю своих родственников. Особенно теперь, когда могу о них больше не думать.
Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.
«Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы… Все, на что я смотрю, мое. И я этому радуюсь. Вся Земля моя, если хочешь знать»
Если вспомнить самые известные работы Янссон – художника, то, пожалуй, это:- фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
- настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
- настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
- роспись алтаря в церкви города Теува (1954)
Уже сейчас проходит первая крупная выставка в Великобритании, посвященная персонажам муми-троллям и их создательнице.
До 23 апреля 2017 года в Королевском Зале в Лондоне можно увидеть 40 оригинальных рисунков и почувствовать себя героем рассказов, оказавшись в чудесных интерактивных инсталляциях.
По материалам artchive.ru, tove-jansson.ru, wikipedia
www.izbrannoe.com
Туве Янсон: tiina
Немного о Туве Янсон.Рассказывает kavery , посетившая выставку в Хельсинки, посвященную столетнему юбилею Туве Янсон
В здании музея в первой половине 20 века располагалась Школа рисования Финского художественного общества (Академия изобразительного искусства), котрую Туве посещала в 1933-37 годах.
На этом фото видны рекламные растяжки с названием выставки.
Организация столь масштабной выставки, демонстрирующей наследие Туве Янссон во всей широте и многообразии, стала возможна благодаря помощи других финских музеев, любезно предоставивших музею Атенеум работы Туве Янссон из своих коллекций. В частности, на выставке можно будет увидеть произведения из обширного собрания Художественного музея Тампере, в том числе картины, рисунки и трехмерные инсталляции (макеты с фигурками муми-троллей). Театральным музеем Хельсинки предоставлены не менее интересные экспонаты — костюмы, созданные по эскизам Туве Янссон для «Муми-оперы» (Muumiooppera) (1974). К сожалению, знаменитый Муми-дом из музея в Тампере перевезти оказалось невозможно: он слишком хрупок. ( http://www.mishanita.ru/2014/04/08/22078/.) Обложка одного из буклетов о выставке.
В Финляндии вышла биография писательницы. Сегодня прочитала, что она будет издана и на русском. Пересказывать весь жизненный путь этой талантливой женщины не хватит ни какого времени. поэтому я просто расскажу несколько фактов , которые мне кажется будут интересны.Папа, с одной стороны имевший довольно патриархальные взгляды, а с другой стороны - любитель приключений и зрелищ стал прототипом муми-папы. Так же как и мама писательницы была прообразом для муми-мамы.
Мама Туве - Хам (Сигне Хаммарштен) была шведкой по происхождению. Так что шведский язык был в ходу в этой семье и сказки о муми-троллях изначально написаны на нем. С мужем познакомилась в Париже, а затем уехала жить к нему в Финляндию. Она часто ностальгировала о Швеции. Эти настроения описаны в повести "Папа и море", когда папа увозит всех на остовок среди моря и все скучают по своему дому. Хотя Хам была достаточно эмансипированной женщиной, имея семью , она продолжала работать иллюстратором. Правда работа была дома, поэтому она чудесно совмещала ее с ведением домашнего хозяйства. Была добра и заботлива с детьми.
У Туве было два младших брата.Туве изобразила себя в виде наблюдателя, загадочной фигуры в черном платье и черной шляпе, в образе вдовы. Братья Туве, Ларс и Пер-Улоф (в униформе), играют в шахматы — традиционный символ судьбы, причем вместо черных фигур использованы кроваво-красные.
Во время войны из родных Туве Янссон никто не погиб, но когда Пер-Улоф был на фронте, вся семья жила в тревожном ожидании новостей. Многие их знакомые потеряли сыновей. Погибли и некоторые друзья Туве. Тогдашний возлюбленный Туве Янссон (художник Тапио Тапиоваара) тоже служил на опасных участках фронта. Русская еврейская подруга Туве Янссон фотограф Ева Коникова (Eva Konikoff/Eva Konikova) вынуждена была в 1941 году уехать в США.
На выставке представлена картина " Семья". Написана она в 1942. Сама Туве изобразила себя по середине в черном. По бокам изображены родители, а за шахматами сидят два ее брата. http://www.mishanita.ru/2014/04/09/22200/2. Начало творческого пути.
Сидя рядом с работающей домам мамой Туве очень рано начала рисовать. Вот ее рисунок сделанный в возрасте 2,5 лет.
Для такого возраста - это очень сильная работа. Жаль не удалось найти те картинки, которые я видела на выставке.Как многие дети в этом возрасте Туве любила всякие страшилки. Но она не только их любила, но и иллюстрировала. Мрачновато! Но время тогда было такое, да и от северной ментальности не деться ни куда.За период 1921-1925 годов сохранилось 14 небольших книжек, собственноручно написанных, проиллюстрированных и аккуратно склеенных Туве. Ее личное «издательство» публиковало сказки об ангелах, смерти, Аде и Рае, но чаще всего страшилки и истории о привидениях.3. Сотрудничество с журналом Garm.До выставки мне не попадались графические работы Туве для журналов. И мне они очень понравились. Для журнала Garm Туве нарисовала множество работ: рисунки обложки, карикатуры, рекламу. Очень интересно было посмотреть на карикатуры военного времени. Интересные сюжеты. В своих рисунках она критиковала действия как Гитлера, так и Сталина.Грустный такой юмор.
На некоторых карикатурах и рисунках этого журнала мы можем видеть муми-троллей. Но про них мы поговорим позже.1941:9-10 “Nej men Kära du, så han liknar sin pappa!” (Перевести толково не получилось)
с 50-х годов началось сотрудничество Туве с фирмой Fazer выпускающей шоколад и конфеты. Она рисовала для них рекламу в журнале, а затем сама разработала рисунки с муми-троллями для специальной линии продукции этой фирмы, которая выпускается и по сей день.Fazer - один из спонсоров выставки.http://www.mynewsdesk.com/fazer_group/pressreleases/fazer-celebrates-the-lifework-of-tove-jansson-950399Пресс-релиз на английском.
Продукция линии Moomin в магазине фирменной продукции Fazer
(Источник: http://www.mynewsdesk.com/se/moomin/images/fazer-cafe-helsinki-305188)4. Живопись
Не могу сказать, что мне очень понравилась живопись Туве. Она мне просто интересна, как одна из граней ее творчества. Безусловно картины произвели впечатление живьем. Но не мое. Не люблю подобный стиль и немного минорно все для меня. Однако немного ее картин я тут покажу.
Портрет Рунара Энгблома, дизайнера мебели, 1943
Тут мне очень понравился пес. Видимо напомнил мне чем-то моего спаниеля.. Не внешне. а скорее сутью.
Два автопортрета.Первый - портрет в горжетке
На картине «Рысье боа (Автопортрет)» (1942) Туве Янссон предстаёт уверенной в себе молодой женщиной, которая с решимостью смотрит в будущее. Ее фигура в строгом костюме выделяется на более мягком и расплывчатом импрессионистическом фоне. Сама художница так писала об этой своей работе: «В этих желтоватых мехах я похожа на кошку с холодными раскосыми глазами и гладкими волосами, завязанными в пучок». Обернутый вокруг шеи мех, который так любила Туве, и сама ее кошачья внешность — всё это подчеркивает независимость художницы, ее чувство собственного достоинства, а мужской пиджак напоминает о том, что она претендует на равное положение в мире искусства.http://www.mishanita.ru/2014/04/09/22200/И фото с боле поздним автопортретом (1972).
Рай."Мистический пейзаж" 1930-еИсточник: http://www.ateneum.fi/en/tove-aaniopasВид на балкон
Кроме живописи Туве рисовала фрескиСамыми красивыми работами Туве Янссон в жанре монументальной живописи являются большеформатные фрески, созданные ею в 1947 году для ресторана Kaupunginkellari в мэрии Хельсинки (сегодня эти фрески находятся в вестибюле хельсинкского шведскоязычного образовательного центра для взрослых «Арбис», Arbetarinstitutet Arbis). По контрасту с депрессивным послевоенным периодом, который тогда переживала страна, фрески отличает откровенная жизнерадостность. Обе фрески, «Праздник в городе» и «Праздник в деревне», изображают увеселения и отдых: первая — на городской террасе, где люди танцуют в вечерних нарядах, вторая — на фоне идиллической пасторальной природы. Фрески посвящены радостям и удовольствиям жизни, которые Туве любила и сама.Туве Янссон. Фрески для мэрии Хельсинки (1947)На безмятежной, казалось бы, фреске «Праздник в городе» (также известна как «Осенняя вечеринка») Туве Янссон изобразила саму себя, переживающую личный кризис — конец романа с Вивикой Бандлер.Туве Янссон. Фреска «Праздник в городе» (1947), фрагментОна сидит за столиком в одиночестве, с непременной сигаретой, в то время как ее темноволосая возлюбленная танцует у нее за спиной с другим партнёром. В своем письме 1947 года к Вивике она писала: «Я знаю, что сейчас в моей живописи происходят изменения. Она становится сильнее, живее, и всё благодаря тебе. Линии и краски ни к чему, если в них нет выразительности и накала, даже если это накал отчаяния».Туве Янссон. Фреска «Праздник в городе» (1947), фрагментНа столике возле бокала Туве Янссон сидит собственной персоной муми-тролль, ее постоянный спутник с этого времени. Муми-тролль прячется и на второй фреске: там он выглядывает из цветов в левой части композиции.
Еще большого формата по ссылке, чтобы вы могли найти муми-троллей сами.http://f6.s.qip.ru/Kzjld51n.jpgtiina.livejournal.com
Настоящая Туве Янссон
Всё просто. Даже на другом конце света Муми-тролли встречаются повсюду: на марках, открытках, кепках, рюкзаках. Синий японский тролль в первую очередь популярная игрушка и персонаж видеоигр. Может, кто-нибудь вспомнит мультфильм по мотивам историй Туве Янссон. И лишь единицы доберутся до книг о Муми-троллях и других произведений финской писательницы.
Так и со всем творчеством Туве Янссон. Её не называют художницей, иллюстратором, карикатуристом, мастером психологической прозы. Только детским писателем. Коммерчески успешный персонаж её комиксов вырос в целую компанию по производству сувенирной продукции. До сих пор доходы от использования образов жителей Муми-дола приносят в казну Финляндии ничуть не меньше, чем налоговые отчисления компании Nokia. Туве Янссон — мама Муми-троллей. Всё остальное незаслуженно оставалось в тени. До этого момента.
Хотите узнать настоящую Туве Янссон? Прогуливаясь по Эспланаде, остановитесь у фонтана с русалочкой. Её лицо — это лицо Янссон, потому что автор фонтана, Виктор Янссон, её отец. А её мать, Сигне Хаммарштен, была одним из самых известных профессионалов-карикатуристов своего времени. Семья жила в мастерской, среди скульптур, картин, иллюстраций. Туве Янссон не нужно было становиться художником, она была им с самого детства. Ещё когда Янсон училась в школе в Хельсинки, ее иллюстрации печатались в финско-шведском журнале «Гарм». А в 1930 году, когда она стала студенткой Стокгольмского художественно-промышленного училища, Янссон придумала своего самого известного персонажа. Фигурку тролля, больше похожего на бегемота, она ставила вместо подписи на иллюстрациях. После Стокгольма Янссон путешествовала по Европе, изучала искусство и композицию в Италии, Франции и Германии. В ежедневных газетах печатались её иллюстрированные дневники о путешествиях и о мире искусства. Под рождество журналы публиковали её рассказы с рисунками. В двадцатилетнем возрасте за Туве Янссон закрепилась репутация молодой талантливой художницы.
В 40-е, когда началась война, Туве рисовала хлёсткие карикатуры, политическую сатиру на Гитлера и Сталина. В это время она изобрела свой вид комикса, когда реплики героев находятся под картинкой, а не в пузырях на картинке. Именно военная мрачность и недостаток цвета побудили художницу к созданию яркой истории в картинках, которая уносила её обратно в детство. С тех пор творчество Туве Янссон как художника ушло на второй план. Её первая персональная выставка состоялась в 1943 году, следующие — уже в 60-х. Одна за другой писались книги о Муми-троллях, ставились театральные постановки, публиковались комиксы в Финляндии, Швеции, Англии, а затем и по всему миру. Янссон свободное время посвящала живописи, металась от абстракции к импрессионизму и бесконечно всматривалась в себя на автопортретах. В это время у Янссон появляются заказы на роспись стен в общественных помещениях. Это и настенная живопись сказочной тематики в детской больнице, и алтарная роспись в церкви, и оформление стен ресторана в Хельсинки. Какой ещё писатель смог бы это осуществить. Пожалуй, мы таких не вспомним.
С годами популярность жителей Муми-дола только возрастает, и в 1959 году писательница передаёт Муми-троллей в руки брата Ларса Янссона. Он рисовал комиксы на протяжении 20 лет, а его дочь сейчас занимается всем, что связано с наследием Туве Янссон.
Туве Янссон, уставшая от бесконечного потока вопросов и писем читателей, на летние месяцы перебирается на остров Кловхарун в 70 километрах от Хельсинки. Там с подругой Тууликки Пиетиля она ведёт уединённую жизнь, занимается живописью и иллюстрацией. Из известных работ того времени — иллюстрации к «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла и «Хоббиту» Дж. Толкиена. Открывшуюся бисексуальность писательницы Финляндия принимает спокойно, хотя в то время за это могли посадить в тюрьму. Верная подруга, партнёр и постоянный спутник Туве Янссон Тууликке Пиетиля становится прообразом мудрой и доброй Туу-Тикки, которая показывает Муми-троллю, как прекрасна может быть даже самая холодная зима.
О размеренной жизни на острове Янссон упоминает практически во всех своих следующих произведениях. Сборник «Летняя книга» целиком посвящён Кловхарун. В 1968 году издаётся её первая автобиографическая книга «Дочь скульптора». Туве Янссон рассказывает о детских годах, проведённых с родителями в мастерской, об окружении, творческой атмосфере. Нетрудно догадаться, почему все последующие герои произведений Янссон — люди творческих профессий. Нередко однополые пары.
Однажды, устав от интервью, Янссон сказала: «С писателем нужно встречаться только в книгах». Во многом из-за этого взрослым рассказам Туве Янссон приписывают автобиографические черты. Читатели пытаются из мозаики характеров героев собрать образ самой писательницы. Но Янссон живёт и творит под стеклянным колпаком. Она пишет прозу так, как пишут картины: уделяя внимание окружению, настроению, деталям. Как и в сказках о Муми-троллях, быт в прозе Туве Янссон на втором плане. Непонятно, откуда берутся продукты и предметы обихода. А чего ещё стоит ждать от выросшей в богемной среде Туве, которой мама на свёртках с бутербродами писала не «сыр» или «колбаса», а «да здравствует свобода»?
Тёплый дом, где всегда есть хрустящие хлебцы, — один из основных мотивов творчества Янссон. С её героями, как и со всеми нами, случаются неприятности. Они не живут в выдуманном мире, где все люди добрые, а смерти не существует. Они страдают так же, как и все. Но они всегда возвращаются домой. Всегда знают, что им есть куда идти. Сама Туве Янссон сказала об этом так: «Темнота обретает трагическую мрачность благодаря лампе, которая мирно светит на подоконнике». Лампа — это дом, а в доме обязательно есть друг. Возможно, в благодарность о заботе своей верной подруги Тууликке Янссон добавляет в свои сюжеты линию любви-дружбы. Это отношения, когда сначала один спасает другого, вытаскивает из сложных ситуаций. А после несчастьям нет места в тёплых отношениях этих людей.
В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Туве Янссон, а мы только-только добрались до её «взрослого» творчества. Настоящую Туве Янссон сейчас можно найти в хельсинкском музее Атениум. Для художника линии и плоскости более выразительны, чем слова. Поэтому на выставке в честь столетия со дня рождения Янссон пространство организовано так, как хотела бы сама Туве. По стенам — картины, плакаты, иллюстрации авторства Туве Янссон, в центре зала — комиксы и фигурки Муми-троллей. В музейной иерархии живопись важнее, ей отданы вертикали. Получается, что картины — это окна в мир, которые художница стремилась показать и заслужить одобрение. А детские книги — нечто вроде дневника, который случайно был прочитан и опубликован.
www.cablook.com
Муми-тролли, Туве Янссон и ее неизвестные картины
…Когда они вышли из грота, вокруг было тихо-тихо. Небо было серое, и море было серое. У самого берега плавало много-много морских птиц, их головы были обращены в сторону открытого моря, а сами они все вместе изображали огромную звезду. Чудовищно огромную звезду с хвостом…
Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили ее милые персонажи. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев, и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…»
«В этом мире есть место абсолютно для всего на свете. Отсутствие здравого смысла переплетается с железной логикой. Есть в этом нечто от сюрреализма, от сновидений, от реальности каждого дня в его фантастическом обрамлении…» — Туве Янссон.
Дочь художницы и скульптора, получившая отменное образование по части искусств, Туве Янссон не просто считала себя художницей — она ею была.
…Но как получилось так, что ее «детские» проекты затмили «серьезное» творчество? И стоит ли их разделять? Ведь все это — отражения и философия ее жизненного пути… А формулировки жизненного кредо Туве Янссон так и остались за потешными муми-троллями!
Книги Туве Янссон об очаровательных жителях долины Муми-дол издавались многомиллионными тиражами и били все рекорды по популярности в 1960-е годы. Симпатичные персонажи рассказов Туве Янссон учили жизни детишек не только в Финляндии и СССР — они очаровали малышей и их родителей во всем мире! В Европе, Америке, Японии и Китае ребятишки зачитывались историями, разглядывали комиксы, смотрели театральные представления и мультяшные сериалы о славных приключениях озорной компании.
— Ты так скоро станешь взрослым, если будешь продолжать в том же духе… Ты будешь видеть и слышать, как они, а значит, ничего не увидишь и не услышишь
Первая повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» и вторая «Муми-тролль и комета» принесли большую популярность писательнице, а следующая книга «Шляпа волшебника» в 1949 года произвела настоящий муми-бум во многих странах мира. Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии.
Средства позволили художнице обрести желанное уединение вдали от публики: она приобрела необитаемый остров Кловахарун на архипелаге в Финском заливе, построила скромный деревянный домик и проводила там летние месяцы вместе со своей подругой с 1964 по 1998 год.
Став знаменитостью, Туве Янссон и не думала почивать на лаврах — не в ее характере. Она написала десяток новелл для взрослой аудитории, занялась костюмами и оформлением сцены для театральных постановок о Мумии-троллях, с огромным удовольствием работала над росписями в детских садах и школах. Ее азарта и увлечения хватило расписать фресками Городской Зал в Хельсинки и алтарь церкви в городе Теуве.
Туве Янссон и Ниило Суико за работой над фресками «Отдых за городом». Городской Зал Хельсинки, restaurant Kaupunginkellari. Фото: © Helsinki City Museum / Foto Roos
Туве Янссон «Девы мудрые и неразумные», роспись в церкви в Теуве, 1954 год
— Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше.Быть счастливой очень легко.
Иллюстрация к рассказу Т. Янссон «Опасное путешествие»Туве Янссон
Туве родилась в Хельсинки в 1914 году в семье известной шведской художницы Сигне Хаммарштен и финского скульптора Виктора Янссона. Богемные родители обожали своих детей — старшую дочь Туве и сыновей Ларса и Пер-Олова и всячески поощряли искать свой собственный путь в искусстве. Следуя по стопам своей матери, Туве стала иллюстратором еще в подростковом возрасте: в 10 лет она уже создавала рисовала иллюстрации для детского журнала, удивляя даже родителей откуда-то взявшейся уверенностью и верной интуицией в работе.
СемьяТуве Янссон1942, 89×116 см
На отца, вспоминала художница, часто находила депрессия, которая появилась после участия в гражданской войне в 1918 году. Но порой хороший шторм приводил его в хорошее расположение духа: тучи сгущались, а он брал всю семью в лодку, чтобы плыть «в самые дикие места и отдаленные острова».
Любовь к путешествиям, к морю, островам и архипелагу Туве сохранит на всю жизнь. А затем и ее герои дружной компанией будут срываться на прогулку в лодке по реке.
МореТуве Янссон1962
— Представьте, как одиноко чувствуют себя те, кого все боятся
Обложка к рассказу Т. Янссон «Маленькие тролли и большое наводнение»Туве Янссон1940-е
После окончания учебы Туве увлекалась политикой и в 1940-е годы работала в журнале «Garm» — рисовала антифашистские карикатуры.
Вообще, юность художницы пришлась на военную пору, причем одна сменяла другую, и Туве обвиняла в войне весь мужской род:
«У меня нет времени выйти замуж за кого-нибудь из них! — писала она своей лучшей подруге. — Конечно, мне их жаль, и конечно они мне нравятся, но у меня нет ни малейшего намерения посвятить жизнь спектаклю, который последует после… Я могу представить, что произойдет с моей работой, если я выйду замуж… И я отказываюсь иметь детей, которые могут быть убиты в какой-нибудь будущей войне».
Т. Янссон «Спящие в корнях», 1930-е годы
Замуж художница действительно не вышла, и детей у нее не было. Ее малышами стали муми-тролли, они появились в ответ на потребность и желание уйти в мир добрый и наивный, где царит справедливость и всегда можно ожидать помощи от друга.
— В обыденной жизни от гениев — одни неприятностиВажной особенностью творчества Туве Янссон была автобиографичность. Некоторые истории из жизни мумии-троллей тесно связаны с личным миром и переживаниями художницы, а в чертах характера персонажей можно будет узнать ее близких родственников, друзей и возлюбленных. Главным в жизни художницы были любовь и работа, и в том и другом она была бескомпромиссна. Несколько лет ее связывали романтические отношения с журналистом Атосом Виртаненом, они были помолвлены, но до свадьбы дело не дошло.
Именно Виртанен с его вечной зеленой шляпой и независимым нравом стал прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика.
— Я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствует правильный путь, они только мешают
— Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться
В 1930-е годы Янссон работала над сюрреалистическими картинами, в 1950-е годы увлеклась искусством модернизма, а в 1960—1970е годы появились абстрактные работы.
В ее живописных работах прослеживаются увлечения художницы старыми фламандскими мастерами и гениями XIX — начала ХХ века. Глядя на ее портреты и натюрморты, вспоминается Ван Гог, Матисс, Гоген, Дега, Модильяни.
Немало у художницы интересных и необычных автопортретов. Мы такой художницу не знаем, на картинах она погружена в себя, даже строга, хотя на многих фотографиях у нее — открытая улыбка, а в глазах прыгают чертики. Туве говорит об одиночестве, о самопознании, эта тема проскальзывает даже в ее рассказах не такой уж беззаботной жизни муми-троллей.
Многие из этих автопортретов будут показаны на крупнейшей выставке, которую готовит Лондонская Картинная галерея Далвич (25 октября 2017 — 28 января 2018 года). Зрители увидят около 150 живописных работ и больше узнают о Туве Янссон, которую часто заслоняют созданные ею персонажи.
Уже сейчас проходит первая крупная выставка в Великобритании, посвященная персонажам муми-троллям и их создательнице. До 23 апреля 2017 года в Королевском Зале в Лондоне можно увидеть 40 оригинальных рисунков и почувствовать себя героем рассказов, оказавшись в чудесных интерактивных инсталляциях.
dosoaftor.ru
Неизвестная художница Туве Янссон
Её картины — настоящее открытие, а Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили её милые персонажи.
— Ты так скоро станешь взрослым, если будешь продолжать в том же духе… Ты будешь видеть и слышать, как они, а значит, ничего не увидишь и не услышишь.
Туве Янссон родилась в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон.
Дочь художницы и скульптора, получившая отменное образование по части искусств, Туве Янссон не просто считала себя художницей — она ею была.
Автопортрет, Туве Янссон, 1941 — Порой кто-то нуждается в тишине и одиночестве, и в этом нет ничего плохого. Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь...В 15 лет Туве Янссон поехала учиться в Швецию. Там она получила диплом факультета изящных искусств, а потом прошла стажировку в художественных школах Италии, Франции и Германии.
На родине у неё уже было определённое признание – чуть ли не с 10 лет она рисовала иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была знакомая родителей. Вернувшись домой, она продолжила иллюстрировать книги, начала рисовать карикатуры по заказу разных изданий и пробовать себя в интерьерной росписи стен.
Туве Янссон и Ниило Суико за работой над фресками «Отдых за городом». Городской Зал Хельсинки, restaurant Kaupunginkellari.Фото: © Helsinki City Museum / Foto RoosВсемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.
Обложка к рассказу Т. Янссон "Маленькие тролли и большое наводнение"Туве Янссон
— Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться.
Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».
Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она — художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о муми-троллях.
Обрушившаяся на неё популярность вызывала у Туве Янссон двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с муми-тематикой позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, который стал её крепостью для уединённого творчества.
— Знаешь, иногда, когда все хорошо, мне становится жуть как скучно...
.
Туве Янссон рисовала всю жизнь. В её живописных работах прослеживаются увлечения художницы старыми фламандскими мастерами и гениями XIX — начала ХХ века. Глядя на её портреты и натюрморты,вспоминается Ван Гог, Матисс, Гоген, Дега, Модильяни.
Т. Янссон «Синий гиацинт», 1945 годВ 1930-е годы Янссон работала над сюрреалистическими картинами,в 1950-е годы увлеклась искусством модернизма, а в 1960—1970е годы появились абстрактные работы.
Туве Янссон часто обращалась к жанру автопортрета. Такой мы художницу знаем только по её картинам – на фотографиях у неё всегда открытая улыбка,а на картинах она погружена в себя, даже строга.
Автопортрет. Боа из рысиТуве Янссон, 1942
Туве Янссон, автопортреты разных лет
— Как это прекрасно — наконец стать старым и выйти на пенсию… О, как я люблю своих родственников. Особенно теперь, когда могу о них больше не думать.
Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.
«Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы… Все, на что я смотрю, мое. И я этому радуюсь. Вся Земля моя, если хочешь знать»
Если вспомнить самые известные работы Янссон – художника, то, пожалуй, это:- фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
- настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
- настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
- роспись алтаря в церкви города Теува (1954)
interesno.cc
Иллюстрации Туве Янссон к "Хоббиту", 1962 г.
Иллюстрации Туве Янссон к "Хоббиту", 1962 г.tito0107December 31st, 2014Уже говорил когда-то, что одним из наиболее существенных недостатков последней экранизации "Хоббита" является то, что в ней напрочь убито ощущение волшебной детской сказки, каковой книга Толкина и является на самом деле и каковой ее видел сам Автор. Вплоть до 1970-80-х годов отношение к "Хоббиту" (и даже к ВК) было именно таким, что отчетливо видно в иллюстрациях и о чем я говорил некогда, и может эту тему еще разовью. И вот это-то ощущение сказки и хочется вернуть после просмотра фильма.Я давно знал, что Туве Янссон иллюстрировала "Хоббита", но как-то все руки не доходили посмотреть, что же из этого получилось. А сегодня вот дошли. Результат вполне соответствует ожиданиям. Не знаю, видел ли иллюстрации сам Дж. Р.Р., но, думаю, они должны были бы ему понравится. И еще, по духу они близки знакомым с детства иллюстрациям Беломлинского, да и по стилю отчасти тоже.В общем, смотрите, кто не видел: ?tito0107.livejournal.com
Обратная сторона Муми-дола
Новости
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018» 27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав. Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова 25 июня в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось мероприятие НП «Викимедиа РУ», в рамках которого выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник вики-проектов Анатолий Цапенко. Докладчики рассказали о проекте Ресурсный центр «Открытая библиотека», представили информационные и методические материалы, созданные в процессе работы над проектом, а также объяснили принципы открытого доступа к научной информации и правовые аспекты использования открытых лицензий Creative Commons.
Мнения
Николай Подосокорский
Виртуальная дружба
Тенденции коммуникации в Facebook
Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).
Марат Гельман
Пособие по материализму
«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»
Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия
О том, почему мы боимся реальных действий
Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.
facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь
«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».
Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня
Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.
Лев Симкин
Человек из наградного листа
На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.
Календарь
Олег Давыдов
Колесо Екатерины
Ток страданий, текущий сквозь время
7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.
Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии
Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.
Молот ведьм. Существует ли колдовство?
5 декабря 1484 года началась охота на ведьм
5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.
Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд
190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год
Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.
Интервью
«Музыка Земли» нашей
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»
Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.
«Каждая собака – личность»
Интервью со специалистом по поведению собак
Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.
Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»
Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.
www.chaskor.ru