Эстетика в фотографии и правила композиции. Эстетичные картины
Эстетическое восприятие картины - Фотография Тесты обзоры советы уроки
Считается, что название картины оказывает влияние на эстетический отклик зрителя. Вместе с тем, это влияние зависит как от содержания названия, так и от типа изображения, к которому оно относится. Добавление описательного названия для репрезентативных картин может быть избыточным (например, «Кораблекрушение» Вильяма Тернера [1805] William Turner, The Shipwreck), но с более абстрактными работами (например, «Ню, спускающаяся по ступенькам» Марселя Дюшана [1912] Marcel Duchamp, Nude Descending a Staircase) название может помочь зрителю разблокировать отдельные неоднозначные элементы на полотне. Более того, дополнительная информация о происхождении, стиле или интерпретации произведения может существенно повлиять на реакцию индивида. Так, информация о том, что в работе Эдварда Мунка «Крик» (1893) (Edvard Munch’s The Scream) персонаж на переднем плане картины на самом деле не кричит, а скорее пытается защитить себя от крика природы, может коренным образом изменить эстетическое восприятие полотна. Были проведены исследования, в которых сравнивались реакции на работы без названия и с описательным или разъяснительным названиями. Описательные названия часто бывают полезными для правильного понимания картины, а разъяснительные, скорее, приводят к более глубокому эстетическому отклику. Другим внешним фактором, влияющим на эстетическое восприятие, является место просмотра картины. В интересах чистоты эксперимента лицам, принимающим участие в исследованиях по эмпирической эстетике, чаще всего предлагается рассматривать изображения на мониторе компьютера в течение ограниченного времени. Это в корне отличается от просмотра картин в галерее, где они представлены в оригинальном размере; расстояние просмотра часто тщательно рассчитано, а время просмотра не ограничено. Данных по сравнению восприятия оригиналов и уменьшенных копий немного и они свидетельствуют об отсутствии существенных различий в восприятии; однако, можно предположить, что некоторые оптические эффекты или эффект масштаба, задуманные художником, могут быть потеряны при уменьшении размера. Например, большие цветовые полотна Марка Ротко (Mark Rothko) могут оцениваться по-другому, если не сохранить их размеры. Экспериментально выведено, что человек обычно тратит полминуты на просмотр картины. Ограничение времени может также ограничивать глубину анализа живописного произведения, приводя к эстетической оценке лишь общих свойств изображения.
www.vlador.com
Эстетика в фотографии и правила композиции
Фотограф из Берлина Себастьян Джакобитц (Sebastian Jacobitz) делится своим мнением об основах эстетики и правилах композиции. Он даёт советы по построению композиции кадра, которые помогут снимать эстетически приятные фотографии. Приводим перевод его статьи.
Недавно мне написал человек, который сообщил, что ему понравились мои фотографии, но он, к сожалению, не обладает «фотографическим глазом». Это побудило меня написать следующую статью об основах эстетики в фотографии.
Выражайте своё мнение
Когда мы говорим об эстетике, то подразумеваем, что некоторые образы притягательнее для наших глаз, будь то фотографии, картины или скульптуры.
Разница между фотографом и любым другим человеком не в способности замечать красоту, а в том, что фотограф должен быть в состоянии объяснить, почему одни элементы приятны, а другие нет. Понимание эстетики есть в каждом. Её видит любой желающий, но лишь немногие могут проанализировать картину и объяснить композиционные приёмы, создающие красивое изображение.
Эти методы не «изобрели» экспертные художники. Их обнаружили в самых разных дисциплинах. Например, золотое сечение имеет значение не только в фотографии или живописи, но и в архитектуре, математике и даже в аранжировке цветов. Это означает, что мы можем применить некоторые из этих универсальных правил для создания снимков, которые большинство людей воспримет как визуально гармоничные.
Композиционные элементы
Ведущие линии
Взгляд зрителя автоматически направляется ведущими линиями и другими геометрическими фигурами. Ведущие линии помогают сделать акцент на объекте, который становится центром внимания. Если глаза естественно следуют за линиями и в конце останавливаются на объекте, создаётся очень гармоничное впечатление.
Правило третей
Правило третей основано на упрощённом принципе золотого сечения и делит изображение на три равные области. Оно помогает поместить объект вне центра и вызвать приятный эффект.
Идеальными областями размещения объектов становятся четыре точки, образовавшиеся в результате пересечения линий, параллельных сторонам кадра. В уличной фотографии желательно использовать верхние точки. Они позволят больше показать объект съёмки, на котором мы хотим сосредоточить внимание.
Треугольники
Геометрические фигуры помогают создавать динамичное движение в снимке. Они образуют вспомогательную основу, усиливающую восприятие и объединяющую отдельные элементы кадра единое целое. Например, популярны такие геометрические объекты, как треугольники и круги.
Правило нечётных
На предыдущей фотографии уже показан пример, где три объекта, образуют треугольник. Но зрителю приятно воспринимать не только три предмета. 5 или даже 7 точек интереса могут чрезвычайно повысить эстетическую ценность изображения.
Объясняется это странное правило тем, что если предметы легко упорядочить, расставить по парам (2, 4, 6 и т.д.), то нашему мозгу становится неинтересно.
Нарушайте симметрию
Симметричная картина – отличное достижение, но на 100% симметричный кадр слишком понятен. Чтобы сделать его интереснее, можно всего лишь поместить объект слева или справа от оси сечения.
Подводим итоги
Перечисленные композиционные приёмы помогут вам создавать эстетически приятные фотографии. Вам не нужно родиться с какими-то «исключительными» глазами, чтобы видеть интересные изображения. У каждого человека есть эстетическое чувство. Разница заключается в том, чтобы суметь объяснить и воссоздать радующие глаз фотографии или картины.
Базовые правила – это простой способ, как создать некий накал в изображении, избежав всецелого хаоса. Иначе говоря: эстетически успешное изображение не становится автоматически великолепным. Это лишь прекрасная основа, чтобы изложить сюжет.
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Живопись | Краткий словарь по эстетике
ЖИВОПИСЬ — один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, неразрывно связанным с рисунком. Произведения живописи создаются красками (масляные, водяные, восковые, клеевые и пр.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т. д.
Художественно-эстетическая выразительность идеи произведения достигается с помощью колорита, позволяющего соотношением цветов наглядно выявить красочное богатство окружающей реальности, эмоционально-психологический настрой происходящего. Большую роль играет и композиция, которая в наглядно выраженном соотношении фигур, цветовых поверхностей, определенно построенном драматургическом действии раскрывает замысел, идею произведения. Например, композиция полотна Рембрандта «Ночной дозор», работа Ф. Решетникова «Опять двойка» и др.
Важные дополнительные средства эмоционального воздействия живописи — светотеневая моделировка объемной формы, использование законов линейной и воздушной перспективы, ритма, тональных градаций цвета. Большое значение в живописи – принадлежит профессиональному опыту художника, его умению использовать выразительность приемов живописи (многослойная и однослойная живопись), фактурной поверхности произведения искусства, пластических качеств мазка и т. д. Яркие примеры профессионального мастерства в истории живописи произведения художников Возрождения с их многообразием приемов лессировочной живописи (нанесение тонких, прозрачных слоев краски), технологическая изощренность картин «малых голландцев», безукоризненное использование технических возможностей материала в древнерусском монументальном искусстве, иконописи, выразительность фактурной поверхности произведений Веласкеса, И. Репина, Ван Гога, П. Корина и др.
Многовековое развитие человеческого общества и культуры способствовало появлению и дальнейшей эволюции многих видов и жанров живописи. Монументальное искусство включает в себя роспись и фреску энкаустическую (восковую) живопись, а также мозаику и отчасти витраж, использующие приемы и принципы живописи. Выдающиеся образцы таких произведений — фрески и росписи, мозаики периода античности, европейского и русского средневековья, эпохи Возрождения и последующих веков.
Значительнейшее место в живописи занимает станковая картина. Она включает в себя тематические композиции, портрет, пейзаж, натюрморт, которые, в свою очередь, подразделяются на исторические, историко-революционные, батальные, жанровые и т. п. картины. Глубина и полнота отражения действительности в станковой живописи способствуют выполнению ею многих важнейших идеологических и художественно-эстетических функций в духовной жизни общества. Так, в истории русской культуры велико значение выставок Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»).
Столь же велика роль театрально декорационной живописи, миниатюры (творчество мастеров Палеха, Мстеры и др.), решающих более локальные задачи искусства живописи.
Исторически сложившиеся виды и жанры живописи, накопленный профессиональный опыт в создании и изучении произведений искусства придали особое значение развитию истории живописи, совершенствованию и углублению эстетической теории, объективному, классовому истолкованию природы и сущности искусства и его задач. Идеологическая борьба наряду с прогрессивными течениями вызвала и ряд реакционных направлений в живописи (абстракционизм, кубизм, поп-арт), отвергающих социальное, познавательное содержание искусства, сводящих задачи живописи к механическому комбинированию цветовых плоскостей, пятен, линий, бездумному применению коллажа, а в идейно-нравственной области к аморализму, смакованию безобразия (сюрреализм), маскируемой аполитичностью реакционности.
esthetiks.ru
КЛИППЕР: эстетическое восприятие картины
Фотография относится к изобразительным видам искусства. Копий было сломано немало, однако, сейчас это можно утверждать определенно. Ниже приводится перевод статьи из - в целом научно-популярной - энциклопедии Брюса Голдстайна «Энциклопедия восприятия» (Bruce Goldstein “Encyclopedia of Perception”). Наткнулся я на эту книгу случайно: у меня «заиграли» Ричарда Закию – книгу просто обязательную к прочтению людьми, имеющими отношение к фотографии – Richard Zakia “Perception & Imaging/ Photography: A way of seeing” – и я бросился искать ее или замену ей. Так и наткнулся на Голдстайна.
Просмотр произведений изобразительного искусства, оказывая сильное эмоциональное воздействие, остается полностью личностным процессом. В обсуждении эстетического восприятия картины в рамках исследования перцептивных процессов делается попытка сократить разрыв между ясным пониманием процессов нижнего уровня - зрительного и кортикального* восприятия объективных характеристик изображения, таких как цвет и форма, и менее четким пониманием высшего уровня зрительной феноменологии, или субъективного опыта.
На протяжении столетий определение и содержание понятия «эстетического опыта» представлялись людьми совершенно по-разному. Обычно, в рамках исследования перцептивных процессов (исследования восприятия), эстетическую оценку определяют через предпочтение, основанное на воспринимаемой красоте рассматриваемого изображения. Таким образом, исследование восприятия отталкивается от подходов к эстетике как Дэвида Юма, так и Иммануила Канта - в обсуждаемых ими терминах вкуса и красоты. Считается, что факторами, влияющими на эстетический отклик на картину, являются как физические характеристики произведения как такового, находящиеся «внутри рамы», так и контекстные влияния, такие как название произведения и способ его показа (презентация), которые существуют «вне рамы».
Исследования проблем эстетического восприятия по-прежнему основываются на групповых методах (номотетический подход), однако, существует мнение, что только исследование отдельной личности/индивида (или идеографический подход) может служить точкой отсчета, если целью ставится полное понимание процесса. Эта статья посвящена тому, как измеряется эстетическое, даются определения объективистскому и субъективистскому подходам к эстетике, и говорится об использовании исследователями этих подходов.
Измерение эстетического
Истоки эмпирической эстетики обычно относят к Густаву Фехнеру и его книге "Элементарная эстетика” (Gustav Fechner, Elementary Aesthetics), а Даниэлю Берлайну (Daniel Berlyne) приписывают возрождение интереса к применению научных методов в изучении эстетического в 70-х годах прошлого века. Эти ранние эксперименты были направлены на выявление индивидуальных предпочтений испытуемых через оценку больших наборов искусственно созданных стимулов, названных «полигонами» (polygon). Полигоны различались между собой заданным набором количественных (поддающихся исчислению) переменных, делимых на коллативные (collative) (например, сложность), психофизические (например, цвет) и экологические (например, значение/смысл). В соответствии с психобиологическим подходом Берлайна, эстетический опыт/восприятие должен быть выше для среднего уровня возбуждения, с возбуждением, рассчитываемым как сумма задействованных свойств: так, например, многосторонние полигоны должны содержать меньше цвета, чем полигоны с меньшим количеством сторон.
Эти ранние исследования определили подходы к измерению эстетического опыта с помощью простой числовой шкалы (также известной как шкала Лайкерта), когда предлагается сортировать или оценивать изображения от наименее предпочтительных/красивых к наиболее предпочтительным/красивым. Несмотря на то, что этот метод поддается легкой критике из-за недоступности испытуемым всего спектра оценок, такие субъективные измерения лежат в основе перцептивного исследования эстетического. Со временем субъективные оценки эстетического опыта были дополнены объективными показателями, такими как время, затраченное на рассматривание отдельного изображения, и уровень оксигенации (насыщения кислородом) крови в мозгу, с целью предоставления конвергентных данных для понимания эстетического опыта.
Эстетика «Внутри рамы»
Первые опыты, направленные на понимание эстетики через исследования восприятия, показали существенную упрощенность подхода. Предполагалось, что можно придти к пониманию истоков красоты рассматриваемого произведения искусства путем изучения индивидуальных реакций на базовые элементы зрительного восприятия. При этом общая оценка живописного полотна разбивалась на изучение предпочтительности отдельных его составляющих: цветовых сочетаний, ориентации линий, размеров и форм. Общим ограничивающим фактором для многих психологических исследований является и несоответствие между возможностью контролировать предлагаемые материалы в стенах лаборатории, а соответственно и возможностью обобщить полученные данные, и гораздо более разнообразными и богатыми примерами изобразительного искусства, существующими в реальном мире. Исследование на основе абстрактных визуальных раздражителей означает, что у испытуемых не было предварительного знакомства с изображениями, а это ограничивает эстетический опыт примитивной стороной, где влияние схемы или памяти исключены, а изображение оценивается только через стимулы. А эти типы раздражителей далеки от реальных: скажет ли нам изучение полигонов что-нибудь о творчестве Пикассо?
Возможность исследования на пересечении низшего и высшего уровней визуального опыта дают нам работы Пита Мондриана (Piet Mondrian), в которых изобразительные элементы особым образом накладываются на базовые зрительные формы, такие как ориентация линии и цвет. Они дали исследователям возможность последовательно изменять расстояние между линиями, их ориентацию и толщину, размещение и сочетания цветов в рамках рассматриваемой картины, для оценки уровня изменений, до которого испытуемые признавали оригинальную композицию Мондриана эстетически более привлекательной, чем измененную.
Полученные результаты показали, что даже испытуемые без подготовки в области изобразительного искусства дают более высокие оценки оригинальным картинам, что предполагает, что эстетическое восприятие частично обусловлено расположением на картине визуальных элементов. Другие исследования показали, что эстетическое предпочтение оригинальным, а не измененным картинам, относится также к произведениям репрезентативного характера, хотя предпочтительность оригинальных работ выявлялась только после внесения значительных изменений. Эти наблюдения позволили предположить, что эстетически предпочтительнее будет картина, на которой художником достигнута наилучшая скомпонованность (или сбалансированность) элементов, и эта композиционная сбалансированность легко воспринимается не-художниками. Полученные данные отлично согласуются с принципом Prägnanz, относящимся к гештальт-психологии (также известным как "визуальная правота") и предоставляют доказательства универсализма в эстетическом опыте.
Эстетика «вне рамы»
В отличие от объективистского подхода к эмпирическому изучению эстетики, в котором красота картины считается сокрытой в организации самих визуальных элементов, субъективистский подход подчеркивают роль внешних факторов в определении того, что красиво, а что нет. Необходимость субъективистской компоненты в эстетике будет ясна тому, кто имел несчастье сопровождать любителя живописи Ренессанса по галерее современного искусства. То, что у индивидуумов могут быть совершенно разные реакции на одинаковые визуальные раздражители, свидетельствует о том, что отношение к искусству и подготовленность оказывают значительное влияние на эстетическое восприятие. Сравнение восприятия неподготовленных зрителей и искусствоведов часто встречаются в научной литературе, хотя понимание того, что значит быть "искусствоведом" или "что представляет собой искусствовед" так и не достигнуто. Исходя из различий между образным (фигуративным) и абстрактным искусством, оригинальным цветом или измененным черно-белым изображением, эстетические предпочтения «новичков» стремятся к цветным изображением фигуративного искусства, в то время как искусствоведы, как правило, отличаются гораздо более широким кругом предпочтений.
Считается, что название картины оказывает влияние на эстетический отклик зрителя. Вместе с тем, это влияние зависит как от содержания названия, так и от типа изображения, к которому оно относится. Добавление описательного названия для репрезентативных картин может быть избыточным (например, «Кораблекрушение» Уильяма Тернера [1805] William Turner, The Shipwreck), но с более абстрактными работами (например, «Ню, спускающаяся по ступенькам» Марселя Дюшана [1912] Marcel Duchamp, Nude Descending a Staircase) название может помочь зрителю разблокировать отдельные неоднозначные элементы на полотне. Более того, дополнительная информация о происхождении, стиле или интерпретации произведения может существенно повлиять на реакцию индивида. Так, информация о том, что в работе Эдварда Мунка «Крик» (1893) (Edvard Munch’s The Scream) персонаж на переднем плане картины на самом деле не кричит, а скорее пытается защитить себя от крика природы, может коренным образом изменить эстетическое восприятие полотна. Были проведены исследования, в которых сравнивались реакции на работы без названия и с описательным или разъяснительным названиями. Описательные названия часто бывают полезными для правильного понимания картины, а разъяснительные, скорее, приводят к более глубокому эстетическому отклику.
Другим внешним фактором, влияющим на эстетическое восприятие, является место просмотра картины. В интересах чистоты эксперимента лицам, принимающим участие в исследованиях по эмпирической эстетике, чаще всего предлагается рассматривать изображения на мониторе компьютера в течение ограниченного времени. Это в корне отличается от просмотра картин в галерее, где они представлены в оригинальном размере; расстояние просмотра часто тщательно рассчитано, а время просмотра не ограничено. Данных по сравнению восприятия оригиналов и уменьшенных копий немного и они свидетельствуют об отсутствии существенных различий в восприятии; однако, можно предположить, что некоторые оптические эффекты или эффект масштаба, задуманные художником, могут быть потеряны при уменьшении размера. Например, большие цветовые полотна Марка Ротко (Mark Rothko) могут оцениваться по-другому, если не сохранить их размеры. Экспериментально выведено, что человек обычно тратит полминуты на просмотр картины. Ограничение времени может также ограничивать глубину анализа живописного произведения, приводя к эстетической оценке лишь общих свойств изображения.
Измеримо ли чувство вкуса?
Сравнение объективистского и субъективистского подходов к эстетическому восприятию произведений живописи привело к началу процесса объединения; новый подход назван интерактивистским. В защиту объективистского подхода говорит то, что и репрезентативная, и абстрактная живопись вызывают эстетический отклик, и, как таковые, отношения между подходами должны рассматриваться через призму самой картины, а не ее содержания. В защиту субъективистского подхода говорит то, что идентичные визуальные раздражители могут приводить к различным эстетическим предпочтениям. Становится ясно, что необходимо рассмотреть альтернативы номотетическому подходу к эмпирической эстетике.
Разбивая сложные визуальные стимулы на основные компоненты, исследователи обнаружили, что трудно создать групповую модель эстетического удовлетворения, адекватно отражающую личность. Более того, клиническое применение эстетики, как правило, тяготеет к идеографическому подходу. Например, паллиативная выгода от просмотра предметов искусства, применяемого в здравоохранении, основана в большей степени на личностном в противовес институциональному. Хотя пациенты на ранних стадиях болезни Альцгеймера различаются между собой в классификации изображений, их эстетические предпочтения могут оставаться стабильными в течение двухнедельного периода, в то время как эксплицитная память в этот период не остается стабильной. Наконец, существующие примеры изображений мужского и женского тела, отражающие представления об идеальном, показали, что эстетические оценки в большой степени зависят от целого ряда социально-психологических факторов, присущих времени создания этих изображений.
Понимание эстетики и на индивидуальном, и на групповом уровне обещает привести к более интенсивному и прекрасному пониманию окружающего. Исследования в области эмпирической эстетики доказали, что действительно возможно найти измерение для вкуса, хотя некоторые из наиболее важных аспектов эстетического переживания остаются недостижимыми.
Бен Дайсон (Ben Dyson)
Я позволю добавить от себя.
Перцепция - (от лат. perceptio - представление, восприятие) процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств.
Фигуративное искусство (от лат. figura — внешний вид, образ) — произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало
Кортикальный – относящийся к коре больших полушарий головного мозга, корковый
Шкала Лайкерта – по имени Ренсиса Лайкерта (Rensis Likert) – шкала предпочтений, используемая для выявления предпочтений при опросах.
Pregnanz (четкий, ясный) – относится к Закону прегнантности, сформулированному Иво Келером, одним из основоположников гештальт-психологии. Закон прегнантности или «замкнутости» состоит в том, что «элементы поля изолируются в формы, являющиеся наиболее устойчивыми и вызывающими минимальный стресс» (Форгус). Так, если изображение разорванного круга будет вспыхивать на экране с большой частотой, мы увидим этот круг целым.
Номотетический и идеографический подходы: два подхода в психодиагностике для измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека, отличающиеся следующим:
- пониманием объекта измерения;
- направленностью измерения;
- характером методов измерения
clipperwind.blogspot.com
Креативные фотографии Estetika
Московский фотограф, работающая под “говорящим” псевдонимом Estetika открывает самые разнообразные и порой удивительные грани женственности.
Ей не интересны привычные образы и лица из модных журналов. Креативные фото отражают мир, где ее модели становятся сказочными героинями. Однако и они не лишены пикантного гламура. В руках этого фотографа девушка может преобразиться и в Снежную Королеву, и в отважного гусара, и в игривый мухомор.
И на этом моменте зритель начинает чувствовать некоторую иронию креативных портретов. Эти безусловно интересные фото демонстрируют излишнюю кукольность, штампованность многих образов. Однако в данном случае, они доведены до предела. Нет ощущения “игры в образ”. Куклы, русалки и даже девушка-терминатор выглядят очень натурально.
Свои арт-фото Estetika определяет как “color”, “masked” и “sincere”, что определяет главные направления и яркие черты ее творчества. Это - главенствующая позиция цвета, неестественность, но очарование маски и эмоциональная искренность, - то, что ценят фотографы России.
estetika.photosight.ru
kartinca.ru
Эстетизм как направление в искусстве
Эстетизм — это европейское движение в литературе и изобразительном искусстве, которое подчёркивает преобладание эстетических ценностей над этическими.
Художники — эстеты считали невозможным продолжать работать в соответствии с классическими традициями и образцами; единственным возможным выходом, по их мнению, был творческий поиск за рамками традиций.
Albert Joseph Moore, Red Berries…
Квинтэссенцией идей эстетов является то, что искусство существует для искусства и не должно иметь целью морализаторство, возвеличивание или что-либо другое. Живопись должна быть эстетически прекрасной, но бессюжетной, не отражающей социальных, этических и других проблем.
У истоков эстетизма стояли художники, изначально являвшиеся сторонниками Джона Рескина, входившие в Братство прерафаэлитов, которые к началу 1860-х отказались от морализаторских идей Рескина. Среди них — Данте Габриэль Россетти и Альберт Мур.
Данте Габриэль Россетти Священные лилии 1874 г.
Наиболее известным художникам стиля эстетизм, явился Джеймс Уистлер. Он глубоко проникается идеями эстетов и их теорией искусства для искусства. К исковому заявлению, поданному на Джона Рескина в 1877 году, Уистлер приложил манифест художников-эстетов.
Большинство своих картин Уистлер не подписывал, а рисовал вместо подписи бабочку, органично вплетая её в композицию, — Уистлер делал это не только в период увлечения эстетизмом, но и в продолжение всего творчества. Также, одним из первых художников он начал расписывать рамы, делая их частью картин. На картине «Ноктюрн в синем и золотом: старый мост в Баттерси» он разместил «фирменную» бабочку в узоре на раме картины.
Эстетизм очень схож с импрессионизмом. И тот и другой возникают приблизительно в одно и то же время — в 1860—1870-х; эстетизм возникает в Англии, импрессионизм — во Франции. И тот и другой — попытка отойти в живописи от академизма и классических образцов, и в том и в другом важно впечатление. Отличие их в том, что эстетизм трансформировал впечатление в субъективное переживание, отображая субъективное видение эстетического образа художником, а импрессионизм трансформировал впечатление в отражение сиюминутной красоты объективного мира.
текст – http://design-kmv.ru/
Edward Burne-Jones 1833-1898 England Laus Veneris. 1869
Одна из немногих резиденций в Манхэттене (Ист-Сайд), где до сих пор используется газовый свет. Владельцы остались верны эпохе 1880 – х.
там же
Впрочем, интерьеры того времени достойны отдельного поста.
Эстетизм как творческий метод
Английские неоромантики разделились на два лагеря – на моралистов и эстетов. Конечно, это несколько упрощенное деление, но мы хотим выявить наиболее существенные тенденции, присущие философии неоромантиков (или ‘последних романтиков’, или ‘разочарованных романтиков’ как их еще называют).
У англичан наиболее полно морализм предстал в эстетике Джона Рескина, а эстетизм – у Оскара Уайльда. Их концепции зародились и существовали во второй половине прошлого столетия. Своего акмэ они достигли в конце того же столетия. Неоромантизм сосуществовал с такими философскими течениями как позитивизм, марксизм, неокантианство, неогегельянство, и это самое ‘нео’ весьма характерно для эпохи, в которой зарождались новые концепции и переосмысливались старые. В культуре рассматриваемого периода происходила переоценка ценностей.
Мы очень многим обязаны XIX веку. Во второй его половине складываются образы и идеи, которые входят в культуру ХХ столетия как наша классика. Поэтому изучение культуры конца XIX века остается вполне актуальной задачей.
Актуальности прибавляет и то, что мы с вами живем тоже в конце века, да еще и в конце тысячелетия. Опять на грани; и совпадений множество. Главное же – недовольство наличным миром и ожидание грядущих катастроф. О других сходных чертах будет сказано подробней в соответствующих частях работы.
О том, на какую философию опирались прерафаэлиты, символисты, декаденты и прочие неоромантики, в нашей исследовательской литературе почти ничего не сказано; да и зарубежных исследований на эту тему очень мало. Попытаемся хотя бы отчасти заполнить пробел. Время настало, пора.
Неоромантикам было присуще сильное стремление эстетизировать жизнь, соединить ее с искусством. В этой области они достигли интересных результатов, которые легли в основании теории и практики современного дизайна. Никто из них не был строгим теоретиком искусства и не создавал философско-эстетических теорий, законченных и стройных. Почти все они в большей мере были художниками (писателями, поэтами), чем мыслителями-систематизаторами и это тоже характерная черта эпохи. Но как справедливо утверждает М.Ф. Овсянников: ‘Не всегда эстетическая мысль бывает выражена в адекватной теоретической форме. Она может быть закодирована в различных формах: может найти выражение в принципах творчества, в искусствоведческих и литературоведческих концепциях’
Как мы уже отмечали, неоромантики в большинстве своем не создали последовательных эстетических теорий. В связи с этим возникают некоторые сложности при выяснении и систематизации их эстетических представлений. Эти представления чаще всего приходится вычленять из их различных художественных и критических произведений и приводить в некое гармонизированное целое. Сделать это не очень просто, однако, и ничего невозможного тут нет.
Выяснив общефилософские позиции того или иного размышляющего художника, из них можно вполне непротиворечиво вывести и увязать его идеи по другим эстетическим проблемам и вопросам. По крайней мере, общая тенденция эстетических исканий, на наш взгляд, вполне выясняема.
Романтизм, как и многие другие направления в художественной культуре конца XVIII и XIX века, возникает в связи с разрывом художника с идеалами и главенствующими ценностями общества. Эсткапистские тенденции, происходящие из этого разрыва, особенно четко проявились в теории и практике эстетизма. Изучение эстетизма важно для исторической науки и не только для нее одной, во-первых, потому, что сам термин ‘эстетизм’ употребляется чаще всего крайне нестрого, хотя употребляется он весьма широко. Что же именно собой представляет эстетизм, кто такой эстет, чего он хочет, какова его программа? Во-вторых, несмотря на то, что самая яркая форма эстетизма – английский эстетизм, как конкретно историческое явление, принадлежит прошлому веку (Оскар Уайльд умер в 1900 году), многие теоретические положения, которые в нем были впервые разработаны, продолжают активно действовать и в наше время.
Известный отечественный историк зарубежной философии П.П. Гайденко указывает на то, что в романтизме начала XIX века уже закладываются основы эстетизма, бурно расцветшего в конце прошлого столетия и начале нашего. Другой исследователь романтизма А.С. Дмитриев тоже отметил, что ‘самые значительные теоретики романтизма – романтики йенские вообще стремились отрицать всякую социальную значимость искусства’. Отрыв же искусства от социальных проблем достиг своего полного завершения именно у эстетов, а затем у модернистов, и связь эстетизма со многими идеями романтиков представляется нам очевидной. Да и сами эстеты частенько именовали себя романтиками.
Концепция ‘искусства для искусства’ – вершина эстетизма прошлого столетия, она зарождается во Франции в трудах Теофиля Готье, но наибольшую силу идея ‘чистого искусства’ обрела в викторианской Британии благодаря усилиям Пейтера и Уайльда, своего наиболее яркого изобразительного воплощения она достигла в рисунках Обри Бердсли.
Важную роль в становлении английского эстетизма, вовсе того не желая, сыграли Томас Карлейль и Джон Рескин. Их критика капитализма возымела сильное влияние на молодых эстетов. Рескин бичует капитализм с позиций искусства, так сказать, в его интересах, затем он решает, что искусство и общественная жизнь неразделимы. Эстеты же воспринимают только первую половину рескиновской критики и отрывают искусство от общества, утверждая полную самостоятельность и самодостаточность искусства.
В общем, основу неоромантической эстетики можно определить, как отстаивание самоценности искусства в его борьбе с вульгарностью и серостью. Искусство должно быть прекрасно и должно служить человеку. У моралистов оно служит человеку общественному, то есть каждому в равной мере, у эстетов оно служит только личности, достойной этого служения. И у моралистов и у эстетов искусство невозможно без мощной фантазии и воображения.
‘Dreamers’ Albert Joseph Moore, 1882
Вслед за романтиками неоромантики часто сравнивают изобразительное искусство и литературу с музыкой, видя в последней совершенство. Джон Рескин, создатель моралистической, нормативной и дидактической эстетики, в своей основе противоречащей эстетизму, для которого музыкальность была крайне характерна; даже он как истый неоромантик заявляет: ‘На картину можно смотреть, как на неподвижное музыкальное произведение; части ее – отдельные мелодии симфонии, маленькие кусочки краски и точки в рисунке – пассажи и такты мелодии: если можно пропустить малейшую черту – значит эта нота и черта зловредны.
http://www.litexplorer.ru/
blog.arthistoryonline.ru
Профессиональный фотограф и и эстетика восприятия — Журнал по дизайну и культуре
Красивое (цельное, соразмерное) и необычное издавна привлекало внимание человека, вызывая подсознательное стремление к повторному восприятию. И сегодня, увидев приятный городской или природный пейзаж, грациозное животное и т.д. большинство людей готовы еще не раз вернуться к их созерцанию. В этом, по всей вероятности, состоит притягательная сила красоты. Подобному стремлению, как нельзя лучше, отвечают возможности художественной фотографии. Учитывая это, профессиональные фотографы и современные фотобанки готовы предложить широкий выбор изображений, практически, любой сюжетной направленности.
Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Википедия
Художественная фотография природы.
Однако, является ли стремление к воспроизведению внешних форм – сутью задачи художественной фотографии? Иными словами, тождественна ли художественная задача фотоискусства – стремлению к подражанию окружающей действительности (античн. мимесис)? Поставленный подобным образом вопрос не ставит под сомнение ценность подражания (которая для фотографии подразумевается сама по себе). Он адресован к цели (или идее) создания снимка. Можно переформулировать вопрос несколько иным образом: всякое ли удачное (с точки зрения техники профессиональной художественной фотографии) изображение может быть отнесено к произведению фотоискусства (с точки зрения эстетики)?
Затронутый вопрос, возможно, не так важен для рядового зрителя. Ведь, в большинстве своем, люди тянутся к чему-либо на подсознательном уровне. Снимок, как и произведение живописи, может нравиться (или не нравиться) безо всяких на то причин. Но, для творческого человека, вопросы культуры и эстетики никогда не утратят своей значимости, ибо они идентифицируют личность автора, его мировоззрение, отражают его эмоции и их преломление в видении окружающей среды. Это – главные мотивационные факторы творческого процесса.
Посредством изобразительных средств художественной фотографии (как и любого другого вида искусства) можно сформировать свое послание и донести его до зрителя. В этой связи, создание эстетически привлекательного изображения становится лишь частью решаемой задачи. Говоря о столь тонких материях, можно, для наглядности, уподобить элементы изображения графическому языку. В данном случае, речь идет о содержательной стороне графического послания (которое, наряду с этим, может иметь и изящное оформление).
Таковы, в общих чертах, связи художественной фотографии и эстетики. Завершая краткий обзор, можно вспомнить известное выражение А.Энштейна:
«Искусство есть выражение самых глубоких мыслей самым простым способом»
www.5arts.info