Конструктивные Стоковые векторы и Конструктивные лицензионные иллюстрации. Конструктивные картины


Академический рисунок - раздел: конструктивное рисование. - d_chebatkov Дмитрий Чебатков

Конструктивный рисунок – это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки – получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и  т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...

2.Построение предметов

3.Конструктивный анализ формыКонструктивный анализ формы предметов быта.

4.Перспектива - 1Изучение перспективы на примере кубов различного размера.

5.Геометрические телаНатюрморт из геометрических тел.

6.Натюрморт - 1Предметный натюрморт на этапе придания формы.

7.Натюрморт - 2Законченный предметный натюрморт.

8.Предметный натюрмортПростой столовый натюрморт.

9.Предмет - 1

Рисунок сложного предмета.

10.ПалеткаРисунок гипсовой палетки.

11.КапительРисунок капители колонны Ионического ордера.

12.ДрапировкаРисунок драпировки.

13.ИнтерьерПерспективный рисунок интерьера.

13-1.ЧерепКонструктивный анализ формы черепа со штриховкой.

14.ОбрубовкаРисунок обрубовки человеческой головы.

15.ЭкоршеРисунок экорше человеческой головы.

16.ГлазРисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.

17.Построение в портретеКонструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).

18.Гриша ЧехКонструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.

19.Гипс - 4Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.

20.Конструктивный анализ гипсовой головыАнализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.

21.Гипс - 1Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.

22.Гипс - 2Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

23.Гипс - 6Рисунок гипсовой головы Геркулеса с приданием фактурности.

24.ПортретПортрет натурщика.

25.Кисть рукиКонструктивный анализ кистей рук человека.

26.Нога (голень и стопа)Конструктивный анализ рук и голеней человека со штриховкой.

27.СтупняКонструктивный анализ стопы.

28.Гипс - 5Рисунок гипсовой отливки античного памятника.

29.Гипс - 3Рисунок гипсовой отливки античного памятника.

30.Фигура - 2Рисунок натурщика.

31.Женская фигураРисунок обнажённых натурщиц.

32.Фигура - 1Рисунок натурщика.

Именно пройдя все этапы конструктивного рисования, можно лучше научиться понимать окружающий мир и законы мироздания в принципе!!!

Лекцию по данной теме Вы можете видеть по следующей ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=oy7boSHqTwk&feature=plcp

...

Приятного просмотра!

d-chebatkov.livejournal.com

Демонстрация действия по конструктивной картине или макету — КиберПедия

Данный метод очень близок к драматизации, так как помогает школьникам представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Он активно используется в 1—3-х классах, но иногда при­меняется и в 4—6-х классах. Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную ли­нию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей.

 

Действуя самостоятельно, слабослышащие и глухие долж­ны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоя­тельности.

Например, по сказке Л. Толстого «Белка и волк» рису­ется картина леса и фигурки белки и волка. Слабослыша­щие и глухие ученики по картине последовательно воспро­изводят действия персонажей, пересказывая текст:

Белка прыгала по деревьям и упала на волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, но скажи, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно». Белка попросила отпустить ее. С дерева она сказала: «Тебе скучно, потому что ты зол. А белки веселы оттого, что добры».

Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажа. В основном подоб­ные тексты читаются в 1—3-х классах (сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», «Лиса и козел» и др.)

В 4—6-х классах макет, аппликация и конструктивная картина применяются для осмысления отдельных ситуа­ций и реже всего рассказа.

Основное методическое требование к использованию конструктивной картины — самостоятельность действий учащихся с фигурками по картине, озвучивание каждого

движения.

При нарушении последовательности действия или за­труднении в словесном оформлении ученика поправляют и дополняют. Роль сурдопедагога заключается в организа­ции работы класса.

Данный методический прием можно рекомендовать не только для проверки усвоения содержания читаемого тек­ста, но и в дальнейшем при его пересказе.

 

Детское иллюстрирование

Детское иллюстрирование позволяет наглядно предста­вить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко приме­нимо в 1—4-х классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюст­рирования.

1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций. Например, к рассказу В. Бианки «Последняя льдинка» предлагается отразить в рисунке за­стрявшую льдинку в лесу и компанию зверюшек, по­страдавших от наводнения. Когда читается рассказ В. Ка­таева «Грибы», для уточнения смысла определений зарисовываются; грибы, о которых говорит писатель: сыроежки, похожие на розовые цветочки; лисички в розовых шапочках; пузатый боровик в бархатном берете; подоси­новик и подберезовик; груздь, рыжик, волнушка. Рисунки выполняются учениками в ходе домашней работы в виде схематичной зарисовки. Данный вид детского иллюстриро­вания не является самостоятельным методическим при­емом. Чаще всего он используется в процессе уяснения со­держания текста, в ходе словарной работы на уроке.

2. Рисунки к отдельным фразам — другая разновид­ность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений школьники не представляют конкретной, реальной карти­ны. Для проверки понимания ученикам предлагается сде­лать рисунок, отражающий содержание этих строк. Зада­ние требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с по­мощью сравнения. Рисунки по прочитанному произведе­нию, их обсуждение и коллективное исправление с помо­щью учителя помогают глубже осмыслить читаемое.

3. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем, — третий вид детского иллюстрирования. Она

 

направлена на осмысление сюжета произведения и помо­гает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге дан­ный вид иллюстрирования учит школьников составлять план. Сначала учащимся предлагается нарисовать самое интересное или самое главное. Такое задание возможно по рассказам Е. Трутневой, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, К. Паустовского. В них описываются различные картины природы, поведение животных, по­ступки людей. Последовательность выполняемых рисун­ков поможет определить части текста.

Можно сначала предложить детям разделить текст на части, а затем к каждой из них нарисовать рисунок. На­пример, рассказ Л. Толстого «Гроза в лесу» ученики делят коллективно на две части и готовят рисунки к каждой части.

В 4—5-х классах можно усложнить задание: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны вы­делить части и составить картинный план. При чтении рассказа В. Голявкина «Замечательная гора» школьникам предлагается следующий план:

1. Мальчик и папа поднимаются на гору.

2. Страшно скатиться вниз.

3. Теперь никакая гора не страшна. Ориентируясь на заголовки, школьники прочитывают

соответствующие части рассказа и рисуют к ним иллюст­рации. По такому картинному плану, выполненному само­стоятельно, легко и пересказывать текст.

Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Слабослышащие и глухие перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вари­антов высказываний.

Словесное рисование

Словесное рисование обеспечивает развитие воображе­ния слабослышащих и глухих школьников, помогает про­верить степень осмысления читаемого текста. Для выпол-

 

 

нения задания педагога по словесному рисованию ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить ее и с помощью слова воссоздать в своем опи­сании. Например, по рассказу И. Соколова-Микитова «Осень в лесу» можно нарисовать несколько картин: «Лес осенью», «Моховое болото осенью», «Лесной ручей», «Осеннее небо», «Птицы в осеннем небе».

В 4—5-х классах виды словесного рисования становят­ся более разнообразными. Среди них можно выделить ри­сование отдельных ситуаций из рассказов. Педагог учит выделять необходимые для словесного рисования пред­ложения, словосочетания, отдельные слова. Опорные вы­ражения, необходимые для выполнения задания, выписы­ваются на доске. Учащиеся ими активно пользуются. Например, к рассказу Ф. Абрамова «Июньский полдень» предлагается словесно нарисовать две картинки. На доске записываются слова: старая ива, дряхлое дерево, желтые сережки, дикие пчелы. Опираясь на эти слова, ученики ри­суют воображаемую картину: «У дороги растет старая ива. Она покрыта желтыми сережками. Над ними роем летают дикие пчелы».

Разновидностью словесного рисования является зари­совка картины по описанию природы, например, в стихо­творениях С. Маршака «Апрель», И. Белякова «Подснеж­ник проснулся», «Осень» А. Майкова, «Зима» И. Сурикова, «Нивы сжаты...» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Листо­пад» И. Бунина и др.

Аналогичные задания можно давать и по эпическим произведениям, где имеются описания картин природы. Это произведения Г. Скребицкого, К. Паустовского, И. Со­колова-Микитова, Э. Шима, В. Бианки.

Зарисовка описания картин природы несколько слож­нее перечисленных ранее видов словесного рисования, так как для ее выполнения требуется осмысление образных выражений, умение увидеть за ними реальный образ дей­ствительности, умение синтезировать перечисленные при­знаки в едином описании пейзажа.

 

Наиболее сложным видом является словесное рисование портрета. В текстах, которые читают школьники в 1-3х классах, отсутствует, как правило, авторское описание внешности героя. Имеются лишь указания на которые черты портрета: человек высокого роста или худощавый, лет четырнадцати и т. п. Но и в младших классах можно предложить ученикам представить того или иного персонажа, обрисовать устно его портрет. Например, Какой вы представляете Катю

(рассказ В. Сутеева «Снежный зайчик») Какой бы вы нарисовали Валю? (рассказ М. Артюховой «Трусиха») и др.

В 5—6-х классах слабослышащие и глухие учатся анализировать портрет литературного героя по внешним признакам представлять черты его характера. Для лучшего осмысления образа или для усиления

Эмоционального воздействия, ученикам предлагаются задания: Каким вы представляете человека? Нарисуйте его словесный портрет.

В своих ответах ученики опираются на авторский текст, поэтому в созданный ими портрет включаются не только внешние признаки облика человека, но и особенности его характера.

Сравнение портретных зарисовок помогает раскрыть становление характера, понять идейный замысел писателя. Аналогичные задания по описаний по описанию внешнего вида персонажа можно предложить по многим рассказам.

Беседа

Беседа — один из методов работы на уроке чтения. Беседы помогают детям уяснить описываемые факты, осмыслить и понять причинно-следственные зависимости и характеры персонажей. С помощью вопросов учителя слабослышащие и глухие учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы.

Беседа – это метод, который предполагает активность учителя и учащихся. Педагог придумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление.

 

 

Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, ис­правляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учащихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тек­сте нужный отрывок, выбрать из него данные и, система­тизировав их, сформулировать ответ на поставленный во­прос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, выражают свое отношение и высказывают критические замечания, зада­ют вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса.

Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать дет­ские высказывания на вопросы педагога.

Ответы учащихся могут быть полными и краткими. Программа определяет следующие требования: в 1—2-х классах учащиеся отвечают на поставленный вопрос крат­ко или целым предложением (в зависимости от задания учителя), а в 3-м классе слабослышащие и глухие должны уметь в ходе беседы дать полный ответ в два-три предло­жения. В 4—6-х классах особых требований к форме дет­ских высказываний не предъявляется. Подразумевается, что дети с недостатком слуха должны владеть и краткими, и полными, развернутыми формами высказываний. Фор­ма детских ответов во многом зависит и от заданного во­проса, от цели урока, от специфики произведения. Дейст­вительно, если педагог спрашивает: « Кто действующие лица рассказа?» — то ответ должен быть кратким.

Например, при изучении стихотворения С. Есенина «Поет зима — аукает...» учитель предлагает школьникам вопросы:

1. Как поэт изображает зиму?

2. Какие образные выражения использует поэт?

3. Как поэт рисует жизнь птиц в зимнем лесу? Какие определения и сравнения он использует?

4. Чем вам нравится стихотворение?

Первый вопрос требует краткого ответа, второй и тре­тий — краткого ответа и выборочного чтения. Последний

 

 

вопрос требует связного, доказательного и развернутого высказывания.

Беседа с учащимися предполагает умелое, искусное ру­ководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные отве­ты, причем иногда противоречивые, взаимно исключаю­щие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя — выделить вер­ный ответ или верную мысль и помочь ученикам выразить ее словесно. Неверные ответы исправляются коллективно. Коли ответы школьников неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит их к вер­ному решению. Таким образом, учитель не только озабо­чен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но и руководит ответами учащихся. В зависи­мости от целей работы применяются различные виды бесе­ды. Беседа с преобладанием конкретных вопросов реко­мендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажей.

Обычно постановка вопросов конкретного характера в 4— 6-х классах целесообразна только в начале работы над текс­том, когда необходимо уяснить общую ситуацию, сюжет рас­сказа. На следующем этапе увеличивается доля вопросов аналитического характера. Они требуют установления зави­симостей между фактами, раскрытия причин и определения следствия. Выполнение этих задач обеспечивается вопроса­ми почему? зачем? как? Например, в процессе разбора рас­сказа М. Салтыкова-Щедрина «Тетенька Анфиса Порфирьевна» вопросы конкретного содержания сочетаются с причинно-смысловыми: К кому приехал мальчик со своей матерью? Как встретила их тетенька? Почему? Что увидел мальчик во дворе у тетеньки? Кого он увидел? Как относи­лись к девочке стоявшие рядом старики? Как повел себя мальчик? Почему? Почему мать мальчика не одобрила его?

При выяснении характера персонажа на первый план выступают вопросы, анализирующие его поведение. Уче-

 

 

никам задаются такие вопросы, которые помогают им ото­брать материал, нужный для анализа, систематизации и обобщения. Осуждая характер Алеши — героя рассказа А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жите­ли», дети должны выяснить: Как Алеша попал в Петер­бург? Где он там жил? С кем познакомился в подземном мире? Почему подземные жители навсегда исчезли из Алешиной жизни? Как характеризует Алешу его посту­пок? Какие черты характера мальчик старался в себе пре­одолеть? Как вы думаете, изменился ли Алеша в конце рассказа?

Работая над образом, целесообразно практиковать во­просы, направленные на сопоставление поведения харак­теризуемого героя литературного произведения в разных ситуациях.

Рассматривая характер персонажа в динамике, школь­ники учатся правильно оценивать характер человека и обоснованно, мотивированно выражать свое суждение. Ге­рой литературного произведения выступает как живое лицо, обладающее разными человеческими качествами, изменяющимися в разных ситуациях.

Сопоставление персонажей в различных произведениях помогает преодолеть односторонность детского восприя­тия. Сравнение похожих героев в разных литературных произведениях нацеливает учащихся на установление сходных и различных черт.

Прием сравнения применяется в 1—3-х классах, хотя само слово сравните еще в заданиях но употребляется. Например, при чтении рассказа М. Артюховой «Трусиха» ученики отвечают на вопросы: Как вели себя мальчики? Какие они? Как поступила Валя? Как можно ее назвать?

В 4—6-х классах задания на сопоставление усложняются. Проводится сравнение персонажей как в одном рассказе, так и в нескольких произведениях. Кроме сопоставления персонажей, школьники обучаются сравнивать описания, например описание осени в рассказах К. Ушинского и И. Соколова-Микитова.

 

Сопоставление персонажей в прочитанных рассказах научит учащихся выражать собственное отношение к со­бытиям, действиям и героям. Продуктивны в этих случа­ях вопросы: А как бы вы поступили? Что нравится в пер­сонаже и что не нравится? Кто из персонажей прав? Эти вопросы направлены на актуализацию опыта школьни­ков, анализ собственного поведения и выражение опреде­ленной жизненной позиции.

На завершающем этапе работы с текстом значимы зада­ния на сопоставление произведений одной тематики, но со­зданные разными авторами, например: сравнение характе­ров детей в рассказах В. Крапивина «Воробьиная ночь», «Крылья» и Н. Камянина «Санькины коньки».

Эффективность беседы зависит не только от варьирова­ния разных по характеру вопросов, но и еще от целого ряда факторов. Один из них — сочетание беседы с чтени­ем, выборочным пересказом или словесным рисованием. Только в этом случае высказывания учащихся опираются на текст и являются доказательными, обоснованными. Например, при чтении первой части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш» беседа сочетается с выборочным чтением. Ставятся вопросы: Кто был обитателем сторож­ки? Как чувствовал себя автор в сторожке? Почему? Про­читайте. Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации. Что нового мы узнаем о Тарасе?

Чтение второй части рассказа завершает беседа, выяс­няющая повадки лебедя и раскрывающая его дружбу с со­бакой. Можно предложить составить план и пересказать эту часть.

При чтении третьей части, кроме беседы по содержа­нию, учащиеся дают словесное описание лебедя и читают эпизоды, характеризующие Тараса.

По четвертой части рассказа школьники получают за­дание перечитать главу, подумать и сказать, что самое главное в этой главе: Как отнесся Тарас к потере лебедя? ' Почему так тосковал старый сторож? Как и почему загрус­тил лебедь осенью? Как вел себя? О чем беспокоился Тарас,

 

 

думая о своем любимце? Почему все-таки старик решил выпустить лебедя? Как Тарас и Соболька тосковали по улетевшем лебеде?

При чтении заключительной части рассказа школьни­кам предлагается выпалить рисунки к нему и переска­зать текст по своим рисункам.

В приведенном примере чтения и анализа одного рас­сказа беседа присутствуй на всех уроках, но она сочетает­ся с другими методами« приемами и занимает на уроке разное место — то предваряет чтение, то включается в вы­борочные пересказы, то завершает работу над текстом.

Метод беседы важен и значим на уроках чтения, но, ис­пользуя его в своей работе, надо помнить и о дидактичес­ких требованиях.

1. Беседа не является универсальным методом, она лишь звено в Цепи всей педагогической работы.

2. Виды этого метода разнообразны. Беседа и готовит слабослышащих и глухих детей к новому рассказу, к но­вой теме, и помогает в процессе анализа текста, и учит вы­делять главное и существенное, и подводит школьников к обобщению и заключение.

3. Место беседы на деке и ее характер зависят от кон­кретной цели урока и особенности читаемого художест­венного текста.

4. В беседе должны быть активны обе стороны — и учи­тель, и учащиеся.

5. Эффективность беседы зависит от сочетания ее с дру­гими методами и приемки и от того, созданы ли в классе условия для активного выражения школьниками своих мыслей и чувств.

Работа над планом

Значение данного вида занятий на уроках чтения труд­но переоценить. Работа над планом предусматривает фор­мирование определенна умений: определять последова­тельность изложения, уметь делить текст на логически

 

 

связанные части, выражать главную мысль каждой части в заголовке.

Методика предлагает целый ряд упражнений, способст­вующих формированию навыков составления плана к рас­сказу: придумывание заголовков к каждой части рассказа; деление читаемого текста на части с помощью картинок или заголовков, предложенных учителем; расположение картинок в нужной последовательности, самостоятельное деление текста на части. Овладение такими навыками осу­ществляется на всем протяжении начального курса чтения.

Подготовительные упражнения к работе над планом проводятся уже в 1-м классе, где по программе требуется сформировать умение подбирать к данной картинке слова или предложения из текста. Ученики находят к картин­кам соответствующие предложения. Учитель проверяет, как дети поняли содержание прочитанного произведения и умеют соотнести изображенное с написанным. Так педа­гог готовит их к сложной трудной работе над составлением плана. Подобная работа продолжается и углубляется во 2-м классе, где программой предусматривается формиро­вание умения подробно пересказывать прочитанный рас­сказ. Сам пересказ со своей последовательностью и отделе­нием главного от несущественного и есть практическое составление плана рассказа. В 3-м классе впервые про­грамма требует устанавливать последовательность излага­емых действий, делить текст на части по вопросам педаго­га и определять главную мысль каждой части.

Устанавливать последовательность событий в рассказе ученикам помогают картинки, рисунки, иллюстрации к тексту. Школьники определяют, в какой последователь­ности надо расставить картинки, чтобы они соответствова­ли содержанию читаемого рассказа. По картинкам слабо­слышащие и глухие школьники находят границы каждой части. Наряду с данными в книге иллюстрациями можно использовать детские рисунки. Например, при чтении рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Осенью» учени­кам предлагается выполнить три рисунка по тексту на

 

 

темы «Пожелтели листья», «Моросит дождь», «Птицы улетают на юг». По ним ученики пересказывают текст. Картинки помогают учащимся выделить части рассказа и пересказать их.

От работы с картинками ученики переходят к овладе­нию умением делить текст на части по вопросам педагога. Учитель задает вопрос по тексту, а учащиеся отыскивают в нем тот абзац, который раскрывает ответ на поставлен­ный вопрос. Так определяются законченные смысловые части рассказа. Их в классе прочитывают, анализируют и определяют основную мысль. Практически эта работа осу­ществляется следующим образом. Учитель останавливает чтение ученика и вместе со всем классом выясняет, о чем говорится в этой части, что главное в ней. Анализ части за­канчивается формулированием названия соответствующе­го пункта плана.

Позднее в классе учащиеся учатся делить текст на части с помощью данного учителем плана. Например, к рассказу А. Котовщикова «Как же так получилось?» может быть дано задание: Расположи пункты плана по порядку.

1. Медсестра незаслуженно похвалила ребят.

2. Ребята пошли за макулатурой в больницу.

3. Ребята были вынуждены сказать неправду.

4. Виталик обрадовался своим одноклассникам.

5. Ребята увидели в больнице своего товарища.

Для обучения составлению плана можно использовать задание по дополнению отдельных его пунктов, например, при чтении рассказа Е. Чарушина «Рябчонок»:

1. Собака почуяла птицу.

2........................................................................

3. Охотник нашел рябчонка.

4.........................................................................

С помощью педагога ученики учатся составлять план с формулировкой пунктов в вопросительной и повествова­тельной форме. Например, к рассказу Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» составляется план с заголовка­ми в той и в другой форме:

 

1. С кем ребята пришли на озеро?

1. Ребята и Томка пришли на озеро.

2. Чего боится Томка?

2. Томка боится воды.

3. Что делает Томка?

3. Томка плывет.

В соответствии с планом учащиеся делят рассказ на три части, читают и анализируют каждую часть, подбирают фразы для ответа на поставленные вопросы.

В дальнейшем школьники сами (коллективно и самостоя­тельно) делят текст на части. Для правильной организации работы учителю необходимо учесть те ошибки, которые до­пускают слабослышащие и глухие школьники при составле­нии плана: неправомерно оценивают детали текста, затруд­няются отделить главное от второстепенного, излишне дробят текст на мелкие части. Для преодоления указанных недостатков надо чаще тренировать слабослышащих и глу­хих школьников в делении читаемого рассказа на части и при наличии ошибок объяснять их и исправлять. Большую помощь учащимся оказывает собственное иллюстрирование теста (зарисовка картинного плана) и наличие иллюстратив­ного материала в книге для чтения.

Навык составления плана к художественному тексту состоит из двух частей: умения делить и умения озаглав­ливать эти части. Для детей с недостатком слуха особенно трудна вторая часть. Слабослышащие и глухие школьни­ки придумывают длинные заголовки или выписывают из текста подходящее к ситуации предложение. Рассмотрим, как ученики с нарушенным слухом справляются с задани­ем по составлению плана. Работая с рассказом В. Бианки «Заяц на дереве», педагог учит школьников составлять план для пересказа. Проанализируем варианты планов, предлагаемые детьми с недостатком слуха.

Вариант учителя 1. Жизнь зайца на острове.

Варианты учеников 1. Заяц жил на острове среди реки.

Молодой и не очень умный заяц.

 

 

2. Начало наводнения.

2. Первый день наводнения. Заяц убежал на середину острова.

3. Вода прибывает.

3. Второй день наводнения. Заяц бегал около дерева.

4. Заяц на дереве.

4. Третий день наводнения. Заяц вскочил на нижний сук дерева.

5. Заяц спасся.

5. Вода спала.

Заяц три дня просидел на дереве.

Как видим из приведенных примеров, ученики с недо­статком слуха начальных классов затрудняются в подборе точного и лаконичного заголовка. Бедность словарного за­паса ограничивает возможности учащихся. Систематичес­кая работа по развитию речи (на всех уроках русского язы­ка и чтения) совершенствует устную и письменную речь школьников. Полезно проводить специальную работу по составлению заголовков плана, анализируя точность, вы­разительность и лаконичность детских вариантов.

Работа над планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда оно воспринято в це­лом. Составление плана текста может быть самостоятель­ным видом занятий, используемым для проверки понима­ния прочитанного, но может быть и подготовительным этапом для пересказа прочитанного. В обоих случаях со­ставление плана рассказа развивает мыслительную актив­ность учащихся, повышает сознательность чтения и обога­щает словарь учеников.

 

Пересказ

Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе для детей с недостатком слуха. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащих­ся, их неумением выражать свои мысли в связной развер­нутой словесной форме.

Наблюдения и анализ устных высказываний слабослы­шащих и глухих школьников на уроках чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Са­мым характерным является тяготение к дословному вос­произведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не вто­ростепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недоста­точно осмыслено.

Пересказы детей, имеющих нарушения слуха, малова­риативны. Учащиеся не могут подобрать нужные синони­мы, а поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Следует отметить неумение детей с нарушенным слухом пользоваться в сво­их высказываниях выразительными языковыми средства­ми (минимально употребляются эпитеты и сравнения, а метафорические выражения совсем отсутствуют). Даже при наличии ярких, образных выражений в тексте, кото­рый пересказывается, ученики переносят в свой рассказ только некоторые, наиболее понятные им художественные образы, создаваемые знакомыми эпитетами или сравнени­ями. Можно выделить некоторые причины этого явления. Во-первых, из-за глубокого речевого недоразвития у учеников 1—2-х классов еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст. Во-вторых, у них не сформировано умение работать с текстом, для них значи­мые и второстепенные части равнозначны. В-третьих, традиционная методика урока предусматривает такую сис­тему вопросов, однотипные ответы на которые отрабаты­ваются в классе и дома вплоть до заучивания. Для того чтобы слабослышащие и глухие школьники овладели умением пересказывать текст, необходимо начи­ная с 1-го класса вести подготовительную работу. Она за­ключается в обучении учащихся перерабатывать предло­жение. Сначала, требуя ответ на вопрос по тексту, учитель удовлетворяется дословным воспроизведением текста, по­том требует ответа на вопрос своими словами. Нередко учителя долго задерживают глухих и слабослышащих

учащихся на первоначальном уровне и робко предъявляют им повышенные требования. Умение ответить своими словами на вопрос текста можно требовать в конце 1-го класса. Уровни переработки текста могут быть разные:

• изменение последовательности слов в готовой фразе;

• пропуск незначимых частей речи (частицы) из гото­вой фразы текста;

• замена одного слова (чаще действующего лица) сино­нимом, например: Саша — мальчик — он;

• замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения;

• словесные замены, включение выразительных языко­вых средств.

Умение слабослышащих и глухих школьников перерабатывать текст растет постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов. Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.

Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учетом трудностей слабослышащих и глухих учеников в переработке текста. Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее легкий, так как указанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюже-,1. Ученик передвигает фигурки по макету или конструк­цией картине и озвучивает свои действия (т. е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? И т. п. Словарь, необходимый ученику для пересказа, сначала можно записать на доске. В дальнейшем его нужно изъять. Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изо-

 

браженным на картине. Для этой работы можно использо­вать иллюстративный материал книг для чтения. Подоб­ный вид пересказа преимущественно применим во 2— 3-х классах.

Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в сово­купности представляют своеобразный его пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лекси­ческое оформление. Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. Пере­фразировка взятых из текста предложений является одним из труднейших, но вместе с тем важнейших элементов под­готовки детей с недостатком слуха к пересказу.

При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать ушникам нарисовать три-четыре картинки, отражающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, учить пересказывать. Например, по сказке Д. Мамина-Си-Лиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» рисуются три картинки: «Ни­кого я не боюсь», «Всем сделалось весело», «Необыкновен­ный случай». После рассмотрения каждого рисунка ученики находят в тексте соответствующие части, прочитывают их и передают смысл своими словами. Так возни­кает следующий рассказ ученика:

1. Родился заяц в лесу и всего боялся. Год, два боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зай­цы удивились.

2. Собрались на поляне зайцы, молодые зайцы, старушки-зай­чихи, старые зайцы. Слушают и своим ушам не верят. Потом всем стало весело. Они кувыркались, прыгали, смеялись.

3. Увидел заяц волка и испугался. Он подпрыгнул вверх, как мяч, и со страху упал волку на лоб. Потом скатился по его спине и побежал в лес.

На первоначальном этапе обучения ученики с нарушен­ным слухом стремятся включить в пересказ то, что изобра-

 

жено на картинке, и игнорируют текст. Для преодоления подобного недостатка нужна помощь педагога. Он помога­ет ученикам наводящими дополнительными вопросами, заданиями, уточнением словаря, перестройкой фразы. Требуя от учеников сказать по-другому, помогая в подборе слов, учитель добивается разнообразия в ответах. На пер­вых порах возможна наглядная запись вариантов переска­за на доске:

Первый вариант

Родился заяц в лесу. Он всего боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.

Второй вариант

Заяц родился в лесу и всего боялся. Один год боялся, второй, а потом ему надоело бояться. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все удивились.

Третий вариант

Родился заяц в лесу. Он был трусишка, всего боялся: стука, шороха, треска. А потом ему надоело бояться. Он крикнул гром­ко: «Никого я не боюсь!» Зайцы очень удивились.

Аналогичная запись с разными вариантами составле­ния предложений возможна и в том случае, когда к кар­тинке подбирается одно или два предложения.

Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5— 6-х классах, но применяется реже других видов.

Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, ког­да ученикам надо закрепить значительное число новых слов или освоить специфическую лексику или фразеоло­гию. Например, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского изобилуют эпитетами, сравне­ниями, метафорами. Для обогащения речи учащихся можно им предложить пересказ, включающий образные выражения, использованные писателем.

Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Он применяется уже в 1-м классе, когда с помощью вопро-

сов выясняется степень понимания школьниками прочи­танного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому кон­кретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенными. На них нельзя ответить одним предложе­нием, а надо проработать целую часть текста. В заверше­ние вопросы к тексту представляют не что иное, как во­просный план к рассказу. Например, для пересказа рассказа О. Донченко «Теленок» ученикам задают вопро­сы: Как Митя взял теленка? Как он ухаживал за ним? Как теленок чуть не погиб на реке? Какого теленка вырастил Митя?

От класса к классу число вопросов сокращается. Пере­сказ по вопросам сохраняется до 6-го класса. В 4—6-х клас­сах он используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, а также при пересказе отдельных частей объемного текста. Начиная с 3-го класса, проводится пере­сказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План оп­ределяет последовательность действий, а его обобщенные заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога — помочь учащимся передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания рассказа.

В школьной практике применимы такие виды переска­за, как подробный, краткий и творческий.

Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рас­сказ. Основой такого пересказа является осмысление про­читанного, а не запоминание текста, как думают ученики. Практика обучения детей с нарушенным слухом изобилу­ет примерами, когда учащиеся заучивают текст наизусть, а на уроке забывают какое-нибудь одно слово, и в резуль­тате нарушается последовательность изложения. Ученик мучительно вспоминает, какое слово должно следовать дальше. Стоит ему это слово подсказать, и пересказ поте-

 

 

чет снова ровно до следующей заминки. Тяготение к до­словному заучиванию вызвано и тем, что речь слабослы­шащих и глухих бедна по содержанию и аграмматична по форме. Для грамотного, связного изложения прочитанно­го детям с недостатком слуха легче заучить ответы на во­просы, чем переработать текст и подобрать выражения для передачи содержания своими словами. Поэтому путь к обучению пересказу — осмысление текста в процессе его разбора. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и



cyberpedia.su

Искусство во всех его проявлениях.

Существуют два основных вида изображения в учебном рисунке, резко отличающиеся по своим выразительным возможностям: 1. Линейно-конструктивный рисунок, в котором объемная форма изучаемых объектов строится в основном линиями при незначительной поддержке тона. В линиях намечаются общие очертания и проводится анализ формы. Линейно-конструктивный рисунок обладает большой определенностью и ясностью. Он позволяет развить у рисующего умение за сложной формой видеть составляющие ее простые геометрические формы. Он приучает рисовать, а не срисовывать. По своим изобразительным средствам он наиболее условен. Линейно-конструктивный рисунок призван дать наиболее полную информацию об устройстве формы. Он изображает не только видимую часть формы, но и ту ее часть, которая невидима с позиции рисующего. В таком виде рисунка применяются различные условные приемы, позволяющие представить устройство изучаемой формы.

Примеры линейно-конструктивного рисунка :

       (использованы работы Золотухиной Анны  http://zolotana.narod.ru/pictures/7.html(от себя замечу работы оценивались по 10-бальной шкале.В этих работах есть ошибки  - в изображении перспективы предметов(например,в последнем натюрморте неправильно изображена перспектива круглого диска.)в целом работы неплохие,чтобы продемонстрировать  вид линейно-конструктивного рисунка.Скорее всего, это учебные работы и автор уже находится на другом уровне развития(более высоком) в рисунке!) :-))

2. Тонально-живописное решение формы, в котором форма передается с помощью лепки светотенью. Такой рисунок предполагает верное распределение тона (тональные отношения) между всеми объектами и средой, их объединяющей. При таком подходе важна роль освещения. Тонально-живописный рисунок в большей степени связан с непосредственным эмоциональным восприятием натуры. Роль синтеза в таком виде рисунка преобладает над анализом.

Примеры:  

 

Существуют промежуточные решения с различной мерой условности. Например, тонально-конструктивный рисунок сочетает в себе элементы тонально-живописного и линейно-конструктивного рисунка. Этот вид учебного рисунка позволяет сочетать рациональные формы с эмоциональным ее переживанием и воспроизведением. Способствует этому расширение диапазона выразительных средств. Академический рисунок отличается своей длительностью и сочетает тонально-конструктивные и тонально-живописные задачи. В академическом рисунке человеческой фигуры часто используется белый фон, позволяющий сосредоточить тональную моделировку на изучаемой форме.

Примеры:

Разница между линейно-конструктивным рисунком и тонально-живописным(свето-теневым)  :

линейно-конструктивный рисунок (з часа на выполнение) головы Апполона

тонально-живописный рисунок(академический) головы Апполона

 линейно-конструктивный рисунок капители

тонально-живописный рисунок капители (автор Золотухина Анна)

Вид рисунка зависит от поставленной задачи,например,дизайнеры больше и в основном, делают  линейно-конструктивный  рисунок (показывая форму и конструкцию,и штриховка минимальна,по форме и с целью выявить эту форму)Или комбинируя(как сказано выше) - тонально-конструктивный рисунок.Это когда, помимо тонального решения, еще ясно видна конструкция предмета.

Тонально-живописный вид рисунка скорее присущ  художникам (не "дизайнеровского" профиля).

art-luna.livejournal.com

Стоковые векторные изображения Конструктивные | Depositphotos®

Творческий человек - головы с творческим мозга — стоковый вектор(вектор) марионетка в качестве главы коммуникаций — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Держа карандаш с точки Огненный кулак — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Красочные пунктирная линия полужирный шрифт — стоковый векторПолигональные капсула. Капсула линий подключенных точек. Атомная решетка. Танк вождения конструктивного решения. Белый градиент фона — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5000 x 5000

Ретро красочные геометрический чисел с параллельными линиями, декоративные — стоковый векторОбратная связь поле слова на красной коробке — стоковый вектор(вектор) трудный босс — стоковый векторПонятие обратной связи — стоковый векторПредложение box с нотами обратной связи — стоковый векторПредложение значок концепция — стоковый векторБоссу напоминают быть уверенным — стоковый векторМодели дифракции волн через различных размеров щели — стоковый векторОблако слов позитивного мышления — стоковый векторРакетно-космическая. Концепция запуск ракеты. Начать, Бизнес — стоковый векторРазнообразие людей концепция — стоковый векторЭскиз правой руки с напоминанием строкой связана с указательный палец — стоковый векторДекоративные геометрические номера — стоковый векторСтек абстрактных различных труб — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Работник производительности обзор анализа набора — стоковый векторHi-tech Векторный концепт темном фоне — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Глянцевый шрифт пунктира, округленные письма о нижнем регистре с белым o — стоковый векторКрасное резюме, пылающее фон — стоковый векторКрасное резюме, пылающее фон — стоковый векторКрасное резюме, пылающее фон — стоковый векторЭскиз правой руки с напоминанием строкой связана с указательный палец — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Делегирование обязанностей — стоковый векторЗабавный конструктивный вектор черно-белый шрифт, округленный мультфильм — стоковый векторКаркасные сетки Polygonal капсулы. Капсула линий соединены точки. Атомная решетка. Вождение конструктивный бак раствора. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Набор рисованной фреймов — стоковый векторМультфильм округлые буквы — стоковый векторКаркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Каркасная сетка многоугольной пирамиды. Пирамида линий подключенных точек. Атомная решетка. Вождение конструктивное решение пирамиды. Векторной иллюстрации Eps10 — стоковый вектор

Vladimir-Hapaev

5824 x 5824

Абстрактный светящийся баннеры — стоковый векторDigitalpath с указателями — стоковый вектор

ru.depositphotos.com

Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев | Метод линейно-конструктивного изображения

Метод линейно-конструктивного изображения - часть первая

При изображении простых геометрических тел, ваз, капителей и так далее от рисующего требуется прежде всего правильное понимание конструктивной основы формы и умение передать ее в линейном рисунке. При изображении головы человека также необходим анализ ее конструктивной основы и умение выразить ее в линейно-конструктивном рисунке. Линейно-конструктивное изображение формы вазы показано на рисунке 25, на рисунке 26 дано линейно-конструктивное изображение схемы головы человека, которую разработал А. Дюрер.

Линейно-конструктивный рисунок вазыРисунок №25 — Линейно-конструктивный рисунок вазы

А. Дюрер - Линейно-конструктивный рисунок головыРисунок №26 — А. Дюрер - Линейно-конструктивный рисунок головы

Анализируя конструктивную основу формы головы, мы отмечаем ряд закономерностей, которые необходимо учитывать при рисовании. Рассмотрим эти закономерности по рисунку А. Дюрера.

Основная форма головы как бы рассекается четырьмя параллельными горизонтальными плоскостями: у начала покрова волос по выступам надбровных дуг, у основания носа и основания подбородка. Перпендикулярно этим плоскостям яйцевидную форму головы рассекает вертикальная плоскость, образуя на лицевой поверхности профильную линию. Эта вертикальная плоскость рассекает ее на две равные части, а образуемая ею профильная линия делит лицевую часть головы на две симметричные половины.

Горизонтальные плоскости членят лицевую часть головы на равные части и образуют линии покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка. Таким образом, данная схема подтверждает закономерность пропорционального членения формы головы.

Благодаря своей наглядности и убедительности схема используется многими художниками-педагогами в учебном процессе и в наши дни при обучении рисунку головы.

Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. Так, например, великий русский художник и педагог А. Лосенко разработал серию методических таблиц, на которых наглядно показал закономерность изменения перспективного вида схемы головы в зависимости от поворота и положения головы в пространстве (рис. 27). Направление основных конструктивных линий (покрова волос, надбровий, основания носа и подбородка, а также профильной линии) в таблицах передается пунктиром. Этим Лосенко хотел подчеркнуть, что линий, как таковых, в действительности нет, они условны, и при изображении головы, художник должен представлять их мысленно.

А. П. Лосенко - Таблица из пособияРисунок №27 — А. П. Лосенко - Таблица из пособия

Выдающийся русский художник-педагог прошлого века А. Сапожников сконструировал проволочную модель головы (рис. 28), которая помогала рисовальщику понять конструктивную основу формы и явления перспективы. О назначении этой модели А. Сапожников писал: «В Совет Императорской Академии Художеств. Имею честь препроводить один экземпляр составленного мною „Начального курса рисования", ящик с моделями, принадлежащий к оному, и модель головы из проволоки, и прошу удостоить благосклонного принятия. Мне крайне лестно будет, если модель принесет пользу в Академических рисовальных классах. Быв поставленную рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащей для образца, она может пояснить перспективное изменение частей ее составляющих».

А. П. Сапожникова - Проволочная модель головыРисунок №28 — А. П. Сапожникова - Проволочная модель головы

В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии (рис. 29). Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной (рис. 30), третьи старались совместить и то, и другое (рис. 31). Все конструктивные линии в рисунке проводились условно, по поверхности формы.

Таблица из пособия БлагоРисунок №29 — Таблица из пособия Благо

Таблица из пособия А. БарщаРисунок №30 — Таблица из пособия А. Барща

Таблица из пособия А. М. Соловьёва, Г. Б. Смирнова, Е. С. Алексеева - учебный рисунокРисунок №31 — Таблица из пособия А. М. Соловьёва, Г. Б. Смирнова, Е. С. Алексеева - учебный рисунок

Точного месторасположения конструктивных линий (в каких местах их нужно проводить) в пособиях не указывалось, что очень осложняло работу обучающегося рисовальщика. Например, ученику нужно наметить профильную линию, но где она должна пройти — ему неясно. В подавляющем большинстве пособий профильная линия проводится отвлеченно, соприкасаясь с поверхностью лба и кончиком носа. Такая линия в рисунке не может служить ориентиром для дальнейшего построения формы головы, о чем мы еще поговорим в главе о методической последовательности работы над рисунком. Так же неясно, где должны располагаться линии основания подбородка, носа, надбровий, разреза глаз, он их проводит формально, не понимая важности и необходимости этих линий для дальнейшего построения изображения формы головы.

Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, мы предлагаем рассмотреть линейно-конструктивную схему формы человеческой головы в зависимости от закономерностей анатомического строения, где каждая линия обусловливается костями черепа.

Анализируя форму головы по линейно-конструктивной схеме, мы отмечаем, что профильная линия проходит через середину волосяного покрова, середину переносицы, основания носа, бантика губ и середину челюстной кости (рис. 32). Точки соприкосновения профильной линии с формой головы надо искать не на поверхности, а на костях черепа. Так, например, на призме носа профильная линия будет располагаться не на передней поверхности призмы, а на задней. Кончик носа по отношению к профильной линии может смещаться в зависимости от положения головы в пространстве. У основания подбородка профильная линия будет располагаться не на поверхности подбородка (хотя ямочка на подбородке и является хорошим ориентиром), а на челюстной кости.

Места расположения конструктивных линийРисунок №32 — Места расположения конструктивных линий

Зная месторасположение профильной линии, художнику будет легко определить и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.

hudozhnikam.ru

РИСУНОК: КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Содержание этой статьи:

Что такое рисунок?

Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так — просто, без дальнейших разъяснений — начинаются многие учебные издания по рисунку. Потому что за разъяснениями нужно будет погрузиться в основы всех видов изобразительного искусства, понять их конструкцию, понять, какую долю в ней составляет рисунок (что является делом конкретным, а не литературным излиянием). После чего совершенно ясно будет видно, что рисунок — ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, главный элемент их конструкции.

Почему мы говорим, что карандашом — рисуем, а красками — пишем? В чем разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто — меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой. Рисунок — это намного больше, чем мы представляли себе раньше или можем представить сейчас. Почему большинство художников-живописцев не может теоретически объяснить свой вид деятельности? Потому что цвет и технические приемы не есть живопись, а всего лишь элементы основы, которой и является рисунок.

Данное учебное пособие предназначено для самого широкого круга пользователей, но особенно оно будет полезно для студентов факультетов дизайна, архитектуры, а также для студентов художественно-графических факультетов, которым необходимо знать теорию и методику преподавания рисунка.

Развитие объемно-пространственного мышления, такого необходимого для этих специальностей, начинается с уроков рисунка. Если вы знакомы с программами подготовки дизайнеров в старейшем и уважаемом российском учебном заведении, каким является Художественно-промышленный университет им. Строганова, то вы можете обратить внимание, что дисциплина «Рисунок» равна по количеству часов (по времени подготовки специалистов) дисциплине «Проектирование».

Пластика совершенных творений природы является кладезем для дизайнера и архитектора. Одно из таких творений — человек. Не даром в программных заданиях по рисунку есть так много постановок, связанных с человеком. Такжке этим объектом занимается такая наука, как бионика.

Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути «от простого к сложному» — это один из основных методов работы как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.

Существует большая проблема, которая связана с отсутствием учебной литературы по рисунку, а особенно — с отсутствием в этой литературе вопросов конструктивного рисунка как базы или фундамента рисунка вообще.

Почти все уважаемые теоретики рисунка упоминают в своих трудах о конструктивном анализе в рисунке. Но удивляет всегда одно и то же. Откройте некоторые учебные пособия: после темы построения осевых линий в рисунке головы или фигуре человека всегда следует тема построения теней и тоновая проработка. Хотя вас всячески и убеждают обратить внимание на конструкцию предмета, то есть формы.

Понимая важность конструкции в рисунке, тем не менее, вам никто не покажет и не расскажет, что это такое (за исключением нескольких иллюстраций рисунков, которые выполнили еще художники эпохи Возрождения, и изданий художественно-промышленного вуза). Поэтому большинство учебных пособий по рисунку, включая и некоторые академические, выглядят довольно странно. Странность заключается в том, что возникает ощущение, будто из этих изданий изъяли часть страниц. Мол, вот вам первый этап рисунка с массой и основными осевыми линиями — а вот вам уже завершающий этап и дедушка с усами, как живой.

В программе обучения студентов рисунку блок заданий «Конструктивный анализ» следует после блока заданий «Рисунок натюрморта». Это связано с тем, что знания для рисунка натюрморта закладываются с детства в традиционной манере срисовывания, в следствие чего задания по этому рисунку выполняются студентами с определенной долей инерции, обусловленной особенностями мышления.

Между заданиями «Рисунок натюрморта» и «Рисунок головы человека» существует граница, переступив которую студент попадает в область иного для него объемно-пространственного мышления, опирающегося на конструктивный анализ.

Неподготовленность к осознанному рисованию вызывает болезненное состояние, сильно затормаживая процесс познания рисунка. Научить студента хорошо рисовать за период обучения в институте невозможно. Но научить его мыслить категориями рисунка и, тем более, основам конструктивного анализа — можно. Это станет его путеводной нитью, а особенно - в дизайне.

Самое главное, что рисунок как форма — конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно-таки специфичный, потому что требует как от преподавателя, так и от студента творческого подхода.

Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему. Вот почему здесь так необходимы навыки преподавателя с развитым объемно-пространственным мышлением, владеющего основами конструктивного рисунка.

Далее Конструкция (лат. constructio) — построение, сложение.

gallerix.ru

Конструкция обои, конструкция картинки, конструкция фото

Приложение WallpapersCraft
  • Превью обои конструкция, здание, переходы, структура  5.8 1280x720  3090 конструкция, здание, переходы
  • Превью обои конструкция, архитектура, строение  5.8 1280x720  3604 конструкция, архитектура, строение
  • Превью обои конструкция, яркий, розовый, бордовый  5.7 1280x720  11577 конструкция, яркий, розовый
  • Превью обои конструкция, плиты, облака, небо, гладь, отражение, серость  5.2 1280x720  6640 конструкция, плиты, облака
  • Превью обои конструкция, архитектура, форма, линии, полосы  4.5 1280x720  2988 конструкция, архитектура, форма
  • Превью обои конструкция, стекла, сетка, сооружение  4.0 1280x720  4122 конструкция, стекла, сетка
  • Превью обои конструкция, сооружение, свет  4.0 1280x720  5111 конструкция, сооружение, свет
  • Превью обои конструкция, неон, свет, геометрический 1280x720  434 конструкция, неон, свет
  • Превью обои мост, конструкция, дорога, сооружение  8.0 1280x720  9594 мост, конструкция, дорога
  • Превью обои строение, конструкция, птицы, небо, природа, полет  5.5 1280x720  8261 строение, конструкция, птицы
  • Превью обои многоугольник, конструкция, красный, темный 1280x720  1967 многоугольник, конструкция, красный
  • Превью обои сетка, конструкция, фиолетовый, лиловый  4.9 1280x720  1781 сетка, конструкция, фиолетовый
  • Превью обои мост, конструкция, сооружение  4.5 1280x720  4767 мост, конструкция, сооружение
  • Превью обои мост, конструкция, архитектура 1280x720  1412 мост, конструкция, архитектура
  • Превью обои мост, арка, конструкция, огни, свет, вечер, отражение, город  6.8 1280x720  8851 мост, арка, конструкция

wallpaperscraft.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта