Конструктивные Стоковые векторы и Конструктивные лицензионные иллюстрации. Конструктивные картины
Академический рисунок - раздел: конструктивное рисование. - d_chebatkov Дмитрий Чебатков
Конструктивный рисунок – это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.
Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.
Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.
Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.
Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.
То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.
Второй момент - это осевая линия.
Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.
Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.
Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.
Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки – получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.
Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.
Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.
Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.
Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.
Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.
Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.
Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:
Методология поэтапного рисования...
Конструктивный анализ формы предметов быта.
Изучение перспективы на примере кубов различного размера.
Натюрморт из геометрических тел.
Предметный натюрморт на этапе придания формы.
Законченный предметный натюрморт.
Простой столовый натюрморт.
Рисунок гипсовой палетки.
Рисунок капители колонны Ионического ордера.
Рисунок драпировки.
Перспективный рисунок интерьера.
Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.
Рисунок обрубовки человеческой головы.
Рисунок экорше человеческой головы.
Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.
Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).
Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.
Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.
Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.
Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.
Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.
Рисунок гипсовой головы Геркулеса с приданием фактурности.
Портрет натурщика.
Конструктивный анализ кистей рук человека.
Конструктивный анализ рук и голеней человека со штриховкой.
Конструктивный анализ стопы.
Рисунок гипсовой отливки античного памятника.
Рисунок гипсовой отливки античного памятника.
Рисунок натурщика.
Рисунок обнажённых натурщиц.
Рисунок натурщика.
Именно пройдя все этапы конструктивного рисования, можно лучше научиться понимать окружающий мир и законы мироздания в принципе!!!
Лекцию по данной теме Вы можете видеть по следующей ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=oy7boSHqTwk&feature=plcp
...
Приятного просмотра!
d-chebatkov.livejournal.com
Демонстрация действия по конструктивной картине или макету — КиберПедия
Данный метод очень близок к драматизации, так как помогает школьникам представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Он активно используется в 1—3-х классах, но иногда применяется и в 4—6-х классах. Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей.
Действуя самостоятельно, слабослышащие и глухие должны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоятельности.
Например, по сказке Л. Толстого «Белка и волк» рисуется картина леса и фигурки белки и волка. Слабослышащие и глухие ученики по картине последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст:
Белка прыгала по деревьям и упала на волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, но скажи, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно». Белка попросила отпустить ее. С дерева она сказала: «Тебе скучно, потому что ты зол. А белки веселы оттого, что добры».
Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажа. В основном подобные тексты читаются в 1—3-х классах (сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», «Лиса и козел» и др.)
В 4—6-х классах макет, аппликация и конструктивная картина применяются для осмысления отдельных ситуаций и реже всего рассказа.
Основное методическое требование к использованию конструктивной картины — самостоятельность действий учащихся с фигурками по картине, озвучивание каждого
движения.
При нарушении последовательности действия или затруднении в словесном оформлении ученика поправляют и дополняют. Роль сурдопедагога заключается в организации работы класса.
Данный методический прием можно рекомендовать не только для проверки усвоения содержания читаемого текста, но и в дальнейшем при его пересказе.
Детское иллюстрирование
Детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко применимо в 1—4-х классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюстрирования.
1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций. Например, к рассказу В. Бианки «Последняя льдинка» предлагается отразить в рисунке застрявшую льдинку в лесу и компанию зверюшек, пострадавших от наводнения. Когда читается рассказ В. Катаева «Грибы», для уточнения смысла определений зарисовываются; грибы, о которых говорит писатель: сыроежки, похожие на розовые цветочки; лисички в розовых шапочках; пузатый боровик в бархатном берете; подосиновик и подберезовик; груздь, рыжик, волнушка. Рисунки выполняются учениками в ходе домашней работы в виде схематичной зарисовки. Данный вид детского иллюстрирования не является самостоятельным методическим приемом. Чаще всего он используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы на уроке.
2. Рисунки к отдельным фразам — другая разновидность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений школьники не представляют конкретной, реальной картины. Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание этих строк. Задание требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с помощью сравнения. Рисунки по прочитанному произведению, их обсуждение и коллективное исправление с помощью учителя помогают глубже осмыслить читаемое.
3. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем, — третий вид детского иллюстрирования. Она
направлена на осмысление сюжета произведения и помогает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге данный вид иллюстрирования учит школьников составлять план. Сначала учащимся предлагается нарисовать самое интересное или самое главное. Такое задание возможно по рассказам Е. Трутневой, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, К. Паустовского. В них описываются различные картины природы, поведение животных, поступки людей. Последовательность выполняемых рисунков поможет определить части текста.
Можно сначала предложить детям разделить текст на части, а затем к каждой из них нарисовать рисунок. Например, рассказ Л. Толстого «Гроза в лесу» ученики делят коллективно на две части и готовят рисунки к каждой части.
В 4—5-х классах можно усложнить задание: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны выделить части и составить картинный план. При чтении рассказа В. Голявкина «Замечательная гора» школьникам предлагается следующий план:
1. Мальчик и папа поднимаются на гору.
2. Страшно скатиться вниз.
3. Теперь никакая гора не страшна. Ориентируясь на заголовки, школьники прочитывают
соответствующие части рассказа и рисуют к ним иллюстрации. По такому картинному плану, выполненному самостоятельно, легко и пересказывать текст.
Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Слабослышащие и глухие перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вариантов высказываний.
Словесное рисование
Словесное рисование обеспечивает развитие воображения слабослышащих и глухих школьников, помогает проверить степень осмысления читаемого текста. Для выпол-
нения задания педагога по словесному рисованию ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить ее и с помощью слова воссоздать в своем описании. Например, по рассказу И. Соколова-Микитова «Осень в лесу» можно нарисовать несколько картин: «Лес осенью», «Моховое болото осенью», «Лесной ручей», «Осеннее небо», «Птицы в осеннем небе».
В 4—5-х классах виды словесного рисования становятся более разнообразными. Среди них можно выделить рисование отдельных ситуаций из рассказов. Педагог учит выделять необходимые для словесного рисования предложения, словосочетания, отдельные слова. Опорные выражения, необходимые для выполнения задания, выписываются на доске. Учащиеся ими активно пользуются. Например, к рассказу Ф. Абрамова «Июньский полдень» предлагается словесно нарисовать две картинки. На доске записываются слова: старая ива, дряхлое дерево, желтые сережки, дикие пчелы. Опираясь на эти слова, ученики рисуют воображаемую картину: «У дороги растет старая ива. Она покрыта желтыми сережками. Над ними роем летают дикие пчелы».
Разновидностью словесного рисования является зарисовка картины по описанию природы, например, в стихотворениях С. Маршака «Апрель», И. Белякова «Подснежник проснулся», «Осень» А. Майкова, «Зима» И. Сурикова, «Нивы сжаты...» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Листопад» И. Бунина и др.
Аналогичные задания можно давать и по эпическим произведениям, где имеются описания картин природы. Это произведения Г. Скребицкого, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Э. Шима, В. Бианки.
Зарисовка описания картин природы несколько сложнее перечисленных ранее видов словесного рисования, так как для ее выполнения требуется осмысление образных выражений, умение увидеть за ними реальный образ действительности, умение синтезировать перечисленные признаки в едином описании пейзажа.
Наиболее сложным видом является словесное рисование портрета. В текстах, которые читают школьники в 1-3х классах, отсутствует, как правило, авторское описание внешности героя. Имеются лишь указания на которые черты портрета: человек высокого роста или худощавый, лет четырнадцати и т. п. Но и в младших классах можно предложить ученикам представить того или иного персонажа, обрисовать устно его портрет. Например, Какой вы представляете Катю
(рассказ В. Сутеева «Снежный зайчик») Какой бы вы нарисовали Валю? (рассказ М. Артюховой «Трусиха») и др.
В 5—6-х классах слабослышащие и глухие учатся анализировать портрет литературного героя по внешним признакам представлять черты его характера. Для лучшего осмысления образа или для усиления
Эмоционального воздействия, ученикам предлагаются задания: Каким вы представляете человека? Нарисуйте его словесный портрет.
В своих ответах ученики опираются на авторский текст, поэтому в созданный ими портрет включаются не только внешние признаки облика человека, но и особенности его характера.
Сравнение портретных зарисовок помогает раскрыть становление характера, понять идейный замысел писателя. Аналогичные задания по описаний по описанию внешнего вида персонажа можно предложить по многим рассказам.
Беседа
Беседа — один из методов работы на уроке чтения. Беседы помогают детям уяснить описываемые факты, осмыслить и понять причинно-следственные зависимости и характеры персонажей. С помощью вопросов учителя слабослышащие и глухие учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы.
Беседа – это метод, который предполагает активность учителя и учащихся. Педагог придумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление.
Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учащихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, систематизировав их, сформулировать ответ на поставленный вопрос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, выражают свое отношение и высказывают критические замечания, задают вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса.
Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать детские высказывания на вопросы педагога.
Ответы учащихся могут быть полными и краткими. Программа определяет следующие требования: в 1—2-х классах учащиеся отвечают на поставленный вопрос кратко или целым предложением (в зависимости от задания учителя), а в 3-м классе слабослышащие и глухие должны уметь в ходе беседы дать полный ответ в два-три предложения. В 4—6-х классах особых требований к форме детских высказываний не предъявляется. Подразумевается, что дети с недостатком слуха должны владеть и краткими, и полными, развернутыми формами высказываний. Форма детских ответов во многом зависит и от заданного вопроса, от цели урока, от специфики произведения. Действительно, если педагог спрашивает: « Кто действующие лица рассказа?» — то ответ должен быть кратким.
Например, при изучении стихотворения С. Есенина «Поет зима — аукает...» учитель предлагает школьникам вопросы:
1. Как поэт изображает зиму?
2. Какие образные выражения использует поэт?
3. Как поэт рисует жизнь птиц в зимнем лесу? Какие определения и сравнения он использует?
4. Чем вам нравится стихотворение?
Первый вопрос требует краткого ответа, второй и третий — краткого ответа и выборочного чтения. Последний
вопрос требует связного, доказательного и развернутого высказывания.
Беседа с учащимися предполагает умелое, искусное руководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные ответы, причем иногда противоречивые, взаимно исключающие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя — выделить верный ответ или верную мысль и помочь ученикам выразить ее словесно. Неверные ответы исправляются коллективно. Коли ответы школьников неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит их к верному решению. Таким образом, учитель не только озабочен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но и руководит ответами учащихся. В зависимости от целей работы применяются различные виды беседы. Беседа с преобладанием конкретных вопросов рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажей.
Обычно постановка вопросов конкретного характера в 4— 6-х классах целесообразна только в начале работы над текстом, когда необходимо уяснить общую ситуацию, сюжет рассказа. На следующем этапе увеличивается доля вопросов аналитического характера. Они требуют установления зависимостей между фактами, раскрытия причин и определения следствия. Выполнение этих задач обеспечивается вопросами почему? зачем? как? Например, в процессе разбора рассказа М. Салтыкова-Щедрина «Тетенька Анфиса Порфирьевна» вопросы конкретного содержания сочетаются с причинно-смысловыми: К кому приехал мальчик со своей матерью? Как встретила их тетенька? Почему? Что увидел мальчик во дворе у тетеньки? Кого он увидел? Как относились к девочке стоявшие рядом старики? Как повел себя мальчик? Почему? Почему мать мальчика не одобрила его?
При выяснении характера персонажа на первый план выступают вопросы, анализирующие его поведение. Уче-
никам задаются такие вопросы, которые помогают им отобрать материал, нужный для анализа, систематизации и обобщения. Осуждая характер Алеши — героя рассказа А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», дети должны выяснить: Как Алеша попал в Петербург? Где он там жил? С кем познакомился в подземном мире? Почему подземные жители навсегда исчезли из Алешиной жизни? Как характеризует Алешу его поступок? Какие черты характера мальчик старался в себе преодолеть? Как вы думаете, изменился ли Алеша в конце рассказа?
Работая над образом, целесообразно практиковать вопросы, направленные на сопоставление поведения характеризуемого героя литературного произведения в разных ситуациях.
Рассматривая характер персонажа в динамике, школьники учатся правильно оценивать характер человека и обоснованно, мотивированно выражать свое суждение. Герой литературного произведения выступает как живое лицо, обладающее разными человеческими качествами, изменяющимися в разных ситуациях.
Сопоставление персонажей в различных произведениях помогает преодолеть односторонность детского восприятия. Сравнение похожих героев в разных литературных произведениях нацеливает учащихся на установление сходных и различных черт.
Прием сравнения применяется в 1—3-х классах, хотя само слово сравните еще в заданиях но употребляется. Например, при чтении рассказа М. Артюховой «Трусиха» ученики отвечают на вопросы: Как вели себя мальчики? Какие они? Как поступила Валя? Как можно ее назвать?
В 4—6-х классах задания на сопоставление усложняются. Проводится сравнение персонажей как в одном рассказе, так и в нескольких произведениях. Кроме сопоставления персонажей, школьники обучаются сравнивать описания, например описание осени в рассказах К. Ушинского и И. Соколова-Микитова.
Сопоставление персонажей в прочитанных рассказах научит учащихся выражать собственное отношение к событиям, действиям и героям. Продуктивны в этих случаях вопросы: А как бы вы поступили? Что нравится в персонаже и что не нравится? Кто из персонажей прав? Эти вопросы направлены на актуализацию опыта школьников, анализ собственного поведения и выражение определенной жизненной позиции.
На завершающем этапе работы с текстом значимы задания на сопоставление произведений одной тематики, но созданные разными авторами, например: сравнение характеров детей в рассказах В. Крапивина «Воробьиная ночь», «Крылья» и Н. Камянина «Санькины коньки».
Эффективность беседы зависит не только от варьирования разных по характеру вопросов, но и еще от целого ряда факторов. Один из них — сочетание беседы с чтением, выборочным пересказом или словесным рисованием. Только в этом случае высказывания учащихся опираются на текст и являются доказательными, обоснованными. Например, при чтении первой части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш» беседа сочетается с выборочным чтением. Ставятся вопросы: Кто был обитателем сторожки? Как чувствовал себя автор в сторожке? Почему? Прочитайте. Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации. Что нового мы узнаем о Тарасе?
Чтение второй части рассказа завершает беседа, выясняющая повадки лебедя и раскрывающая его дружбу с собакой. Можно предложить составить план и пересказать эту часть.
При чтении третьей части, кроме беседы по содержанию, учащиеся дают словесное описание лебедя и читают эпизоды, характеризующие Тараса.
По четвертой части рассказа школьники получают задание перечитать главу, подумать и сказать, что самое главное в этой главе: Как отнесся Тарас к потере лебедя? ' Почему так тосковал старый сторож? Как и почему загрустил лебедь осенью? Как вел себя? О чем беспокоился Тарас,
думая о своем любимце? Почему все-таки старик решил выпустить лебедя? Как Тарас и Соболька тосковали по улетевшем лебеде?
При чтении заключительной части рассказа школьникам предлагается выпалить рисунки к нему и пересказать текст по своим рисункам.
В приведенном примере чтения и анализа одного рассказа беседа присутствуй на всех уроках, но она сочетается с другими методами« приемами и занимает на уроке разное место — то предваряет чтение, то включается в выборочные пересказы, то завершает работу над текстом.
Метод беседы важен и значим на уроках чтения, но, используя его в своей работе, надо помнить и о дидактических требованиях.
1. Беседа не является универсальным методом, она лишь звено в Цепи всей педагогической работы.
2. Виды этого метода разнообразны. Беседа и готовит слабослышащих и глухих детей к новому рассказу, к новой теме, и помогает в процессе анализа текста, и учит выделять главное и существенное, и подводит школьников к обобщению и заключение.
3. Место беседы на деке и ее характер зависят от конкретной цели урока и особенности читаемого художественного текста.
4. В беседе должны быть активны обе стороны — и учитель, и учащиеся.
5. Эффективность беседы зависит от сочетания ее с другими методами и приемки и от того, созданы ли в классе условия для активного выражения школьниками своих мыслей и чувств.
Работа над планом
Значение данного вида занятий на уроках чтения трудно переоценить. Работа над планом предусматривает формирование определенна умений: определять последовательность изложения, уметь делить текст на логически
связанные части, выражать главную мысль каждой части в заголовке.
Методика предлагает целый ряд упражнений, способствующих формированию навыков составления плана к рассказу: придумывание заголовков к каждой части рассказа; деление читаемого текста на части с помощью картинок или заголовков, предложенных учителем; расположение картинок в нужной последовательности, самостоятельное деление текста на части. Овладение такими навыками осуществляется на всем протяжении начального курса чтения.
Подготовительные упражнения к работе над планом проводятся уже в 1-м классе, где по программе требуется сформировать умение подбирать к данной картинке слова или предложения из текста. Ученики находят к картинкам соответствующие предложения. Учитель проверяет, как дети поняли содержание прочитанного произведения и умеют соотнести изображенное с написанным. Так педагог готовит их к сложной трудной работе над составлением плана. Подобная работа продолжается и углубляется во 2-м классе, где программой предусматривается формирование умения подробно пересказывать прочитанный рассказ. Сам пересказ со своей последовательностью и отделением главного от несущественного и есть практическое составление плана рассказа. В 3-м классе впервые программа требует устанавливать последовательность излагаемых действий, делить текст на части по вопросам педагога и определять главную мысль каждой части.
Устанавливать последовательность событий в рассказе ученикам помогают картинки, рисунки, иллюстрации к тексту. Школьники определяют, в какой последовательности надо расставить картинки, чтобы они соответствовали содержанию читаемого рассказа. По картинкам слабослышащие и глухие школьники находят границы каждой части. Наряду с данными в книге иллюстрациями можно использовать детские рисунки. Например, при чтении рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Осенью» ученикам предлагается выполнить три рисунка по тексту на
темы «Пожелтели листья», «Моросит дождь», «Птицы улетают на юг». По ним ученики пересказывают текст. Картинки помогают учащимся выделить части рассказа и пересказать их.
От работы с картинками ученики переходят к овладению умением делить текст на части по вопросам педагога. Учитель задает вопрос по тексту, а учащиеся отыскивают в нем тот абзац, который раскрывает ответ на поставленный вопрос. Так определяются законченные смысловые части рассказа. Их в классе прочитывают, анализируют и определяют основную мысль. Практически эта работа осуществляется следующим образом. Учитель останавливает чтение ученика и вместе со всем классом выясняет, о чем говорится в этой части, что главное в ней. Анализ части заканчивается формулированием названия соответствующего пункта плана.
Позднее в классе учащиеся учатся делить текст на части с помощью данного учителем плана. Например, к рассказу А. Котовщикова «Как же так получилось?» может быть дано задание: Расположи пункты плана по порядку.
1. Медсестра незаслуженно похвалила ребят.
2. Ребята пошли за макулатурой в больницу.
3. Ребята были вынуждены сказать неправду.
4. Виталик обрадовался своим одноклассникам.
5. Ребята увидели в больнице своего товарища.
Для обучения составлению плана можно использовать задание по дополнению отдельных его пунктов, например, при чтении рассказа Е. Чарушина «Рябчонок»:
1. Собака почуяла птицу.
2........................................................................
3. Охотник нашел рябчонка.
4.........................................................................
С помощью педагога ученики учатся составлять план с формулировкой пунктов в вопросительной и повествовательной форме. Например, к рассказу Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» составляется план с заголовками в той и в другой форме:
1. С кем ребята пришли на озеро?
1. Ребята и Томка пришли на озеро.
2. Чего боится Томка?
2. Томка боится воды.
3. Что делает Томка?
3. Томка плывет.
В соответствии с планом учащиеся делят рассказ на три части, читают и анализируют каждую часть, подбирают фразы для ответа на поставленные вопросы.
В дальнейшем школьники сами (коллективно и самостоятельно) делят текст на части. Для правильной организации работы учителю необходимо учесть те ошибки, которые допускают слабослышащие и глухие школьники при составлении плана: неправомерно оценивают детали текста, затрудняются отделить главное от второстепенного, излишне дробят текст на мелкие части. Для преодоления указанных недостатков надо чаще тренировать слабослышащих и глухих школьников в делении читаемого рассказа на части и при наличии ошибок объяснять их и исправлять. Большую помощь учащимся оказывает собственное иллюстрирование теста (зарисовка картинного плана) и наличие иллюстративного материала в книге для чтения.
Навык составления плана к художественному тексту состоит из двух частей: умения делить и умения озаглавливать эти части. Для детей с недостатком слуха особенно трудна вторая часть. Слабослышащие и глухие школьники придумывают длинные заголовки или выписывают из текста подходящее к ситуации предложение. Рассмотрим, как ученики с нарушенным слухом справляются с заданием по составлению плана. Работая с рассказом В. Бианки «Заяц на дереве», педагог учит школьников составлять план для пересказа. Проанализируем варианты планов, предлагаемые детьми с недостатком слуха.
Вариант учителя 1. Жизнь зайца на острове.
Варианты учеников 1. Заяц жил на острове среди реки.
Молодой и не очень умный заяц.
2. Начало наводнения.
2. Первый день наводнения. Заяц убежал на середину острова.
3. Вода прибывает.
3. Второй день наводнения. Заяц бегал около дерева.
4. Заяц на дереве.
4. Третий день наводнения. Заяц вскочил на нижний сук дерева.
5. Заяц спасся.
5. Вода спала.
Заяц три дня просидел на дереве.
Как видим из приведенных примеров, ученики с недостатком слуха начальных классов затрудняются в подборе точного и лаконичного заголовка. Бедность словарного запаса ограничивает возможности учащихся. Систематическая работа по развитию речи (на всех уроках русского языка и чтения) совершенствует устную и письменную речь школьников. Полезно проводить специальную работу по составлению заголовков плана, анализируя точность, выразительность и лаконичность детских вариантов.
Работа над планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда оно воспринято в целом. Составление плана текста может быть самостоятельным видом занятий, используемым для проверки понимания прочитанного, но может быть и подготовительным этапом для пересказа прочитанного. В обоих случаях составление плана рассказа развивает мыслительную активность учащихся, повышает сознательность чтения и обогащает словарь учеников.
Пересказ
Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе для детей с недостатком слуха. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащихся, их неумением выражать свои мысли в связной развернутой словесной форме.
Наблюдения и анализ устных высказываний слабослышащих и глухих школьников на уроках чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено.
Пересказы детей, имеющих нарушения слуха, маловариативны. Учащиеся не могут подобрать нужные синонимы, а поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Следует отметить неумение детей с нарушенным слухом пользоваться в своих высказываниях выразительными языковыми средствами (минимально употребляются эпитеты и сравнения, а метафорические выражения совсем отсутствуют). Даже при наличии ярких, образных выражений в тексте, который пересказывается, ученики переносят в свой рассказ только некоторые, наиболее понятные им художественные образы, создаваемые знакомыми эпитетами или сравнениями. Можно выделить некоторые причины этого явления. Во-первых, из-за глубокого речевого недоразвития у учеников 1—2-х классов еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст. Во-вторых, у них не сформировано умение работать с текстом, для них значимые и второстепенные части равнозначны. В-третьих, традиционная методика урока предусматривает такую систему вопросов, однотипные ответы на которые отрабатываются в классе и дома вплоть до заучивания. Для того чтобы слабослышащие и глухие школьники овладели умением пересказывать текст, необходимо начиная с 1-го класса вести подготовительную работу. Она заключается в обучении учащихся перерабатывать предложение. Сначала, требуя ответ на вопрос по тексту, учитель удовлетворяется дословным воспроизведением текста, потом требует ответа на вопрос своими словами. Нередко учителя долго задерживают глухих и слабослышащих
учащихся на первоначальном уровне и робко предъявляют им повышенные требования. Умение ответить своими словами на вопрос текста можно требовать в конце 1-го класса. Уровни переработки текста могут быть разные:
• изменение последовательности слов в готовой фразе;
• пропуск незначимых частей речи (частицы) из готовой фразы текста;
• замена одного слова (чаще действующего лица) синонимом, например: Саша — мальчик — он;
• замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения;
• словесные замены, включение выразительных языковых средств.
Умение слабослышащих и глухих школьников перерабатывать текст растет постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов. Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.
Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учетом трудностей слабослышащих и глухих учеников в переработке текста. Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее легкий, так как указанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюже-,1. Ученик передвигает фигурки по макету или конструкцией картине и озвучивает свои действия (т. е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? И т. п. Словарь, необходимый ученику для пересказа, сначала можно записать на доске. В дальнейшем его нужно изъять. Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изо-
браженным на картине. Для этой работы можно использовать иллюстративный материал книг для чтения. Подобный вид пересказа преимущественно применим во 2— 3-х классах.
Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в совокупности представляют своеобразный его пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лексическое оформление. Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. Перефразировка взятых из текста предложений является одним из труднейших, но вместе с тем важнейших элементов подготовки детей с недостатком слуха к пересказу.
При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать ушникам нарисовать три-четыре картинки, отражающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, учить пересказывать. Например, по сказке Д. Мамина-Си-Лиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» рисуются три картинки: «Никого я не боюсь», «Всем сделалось весело», «Необыкновенный случай». После рассмотрения каждого рисунка ученики находят в тексте соответствующие части, прочитывают их и передают смысл своими словами. Так возникает следующий рассказ ученика:
1. Родился заяц в лесу и всего боялся. Год, два боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.
2. Собрались на поляне зайцы, молодые зайцы, старушки-зайчихи, старые зайцы. Слушают и своим ушам не верят. Потом всем стало весело. Они кувыркались, прыгали, смеялись.
3. Увидел заяц волка и испугался. Он подпрыгнул вверх, как мяч, и со страху упал волку на лоб. Потом скатился по его спине и побежал в лес.
На первоначальном этапе обучения ученики с нарушенным слухом стремятся включить в пересказ то, что изобра-
жено на картинке, и игнорируют текст. Для преодоления подобного недостатка нужна помощь педагога. Он помогает ученикам наводящими дополнительными вопросами, заданиями, уточнением словаря, перестройкой фразы. Требуя от учеников сказать по-другому, помогая в подборе слов, учитель добивается разнообразия в ответах. На первых порах возможна наглядная запись вариантов пересказа на доске:
Первый вариант
Родился заяц в лесу. Он всего боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.
Второй вариант
Заяц родился в лесу и всего боялся. Один год боялся, второй, а потом ему надоело бояться. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все удивились.
Третий вариант
Родился заяц в лесу. Он был трусишка, всего боялся: стука, шороха, треска. А потом ему надоело бояться. Он крикнул громко: «Никого я не боюсь!» Зайцы очень удивились.
Аналогичная запись с разными вариантами составления предложений возможна и в том случае, когда к картинке подбирается одно или два предложения.
Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5— 6-х классах, но применяется реже других видов.
Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, когда ученикам надо закрепить значительное число новых слов или освоить специфическую лексику или фразеологию. Например, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского изобилуют эпитетами, сравнениями, метафорами. Для обогащения речи учащихся можно им предложить пересказ, включающий образные выражения, использованные писателем.
Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Он применяется уже в 1-м классе, когда с помощью вопро-
сов выясняется степень понимания школьниками прочитанного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому конкретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенными. На них нельзя ответить одним предложением, а надо проработать целую часть текста. В завершение вопросы к тексту представляют не что иное, как вопросный план к рассказу. Например, для пересказа рассказа О. Донченко «Теленок» ученикам задают вопросы: Как Митя взял теленка? Как он ухаживал за ним? Как теленок чуть не погиб на реке? Какого теленка вырастил Митя?
От класса к классу число вопросов сокращается. Пересказ по вопросам сохраняется до 6-го класса. В 4—6-х классах он используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, а также при пересказе отдельных частей объемного текста. Начиная с 3-го класса, проводится пересказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План определяет последовательность действий, а его обобщенные заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога — помочь учащимся передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания рассказа.
В школьной практике применимы такие виды пересказа, как подробный, краткий и творческий.
Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рассказ. Основой такого пересказа является осмысление прочитанного, а не запоминание текста, как думают ученики. Практика обучения детей с нарушенным слухом изобилует примерами, когда учащиеся заучивают текст наизусть, а на уроке забывают какое-нибудь одно слово, и в результате нарушается последовательность изложения. Ученик мучительно вспоминает, какое слово должно следовать дальше. Стоит ему это слово подсказать, и пересказ поте-
чет снова ровно до следующей заминки. Тяготение к дословному заучиванию вызвано и тем, что речь слабослышащих и глухих бедна по содержанию и аграмматична по форме. Для грамотного, связного изложения прочитанного детям с недостатком слуха легче заучить ответы на вопросы, чем переработать текст и подобрать выражения для передачи содержания своими словами. Поэтому путь к обучению пересказу — осмысление текста в процессе его разбора. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и
cyberpedia.su
Искусство во всех его проявлениях.
Существуют два основных вида изображения в учебном рисунке, резко отличающиеся по своим выразительным возможностям: 1. Линейно-конструктивный рисунок, в котором объемная форма изучаемых объектов строится в основном линиями при незначительной поддержке тона. В линиях намечаются общие очертания и проводится анализ формы. Линейно-конструктивный рисунок обладает большой определенностью и ясностью. Он позволяет развить у рисующего умение за сложной формой видеть составляющие ее простые геометрические формы. Он приучает рисовать, а не срисовывать. По своим изобразительным средствам он наиболее условен. Линейно-конструктивный рисунок призван дать наиболее полную информацию об устройстве формы. Он изображает не только видимую часть формы, но и ту ее часть, которая невидима с позиции рисующего. В таком виде рисунка применяются различные условные приемы, позволяющие представить устройство изучаемой формы.Примеры линейно-конструктивного рисунка :
(использованы работы Золотухиной Анны http://zolotana.narod.ru/pictures/7.html(от себя замечу работы оценивались по 10-бальной шкале.В этих работах есть ошибки - в изображении перспективы предметов(например,в последнем натюрморте неправильно изображена перспектива круглого диска.)в целом работы неплохие,чтобы продемонстрировать вид линейно-конструктивного рисунка.Скорее всего, это учебные работы и автор уже находится на другом уровне развития(более высоком) в рисунке!) :-))
2. Тонально-живописное решение формы, в котором форма передается с помощью лепки светотенью. Такой рисунок предполагает верное распределение тона (тональные отношения) между всеми объектами и средой, их объединяющей. При таком подходе важна роль освещения. Тонально-живописный рисунок в большей степени связан с непосредственным эмоциональным восприятием натуры. Роль синтеза в таком виде рисунка преобладает над анализом.
Примеры:
Существуют промежуточные решения с различной мерой условности. Например, тонально-конструктивный рисунок сочетает в себе элементы тонально-живописного и линейно-конструктивного рисунка. Этот вид учебного рисунка позволяет сочетать рациональные формы с эмоциональным ее переживанием и воспроизведением. Способствует этому расширение диапазона выразительных средств. Академический рисунок отличается своей длительностью и сочетает тонально-конструктивные и тонально-живописные задачи. В академическом рисунке человеческой фигуры часто используется белый фон, позволяющий сосредоточить тональную моделировку на изучаемой форме.
Примеры:
Разница между линейно-конструктивным рисунком и тонально-живописным(свето-теневым) :
линейно-конструктивный рисунок (з часа на выполнение) головы Апполона
тонально-живописный рисунок(академический) головы Апполона
линейно-конструктивный рисунок капители
тонально-живописный рисунок капители (автор Золотухина Анна)
Вид рисунка зависит от поставленной задачи,например,дизайнеры больше и в основном, делают линейно-конструктивный рисунок (показывая форму и конструкцию,и штриховка минимальна,по форме и с целью выявить эту форму)Или комбинируя(как сказано выше) - тонально-конструктивный рисунок.Это когда, помимо тонального решения, еще ясно видна конструкция предмета.
Тонально-живописный вид рисунка скорее присущ художникам (не "дизайнеровского" профиля).
art-luna.livejournal.com
Стоковые векторные изображения Конструктивные | Depositphotos®
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5000 x 5000
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
Vladimir-Hapaev
5824 x 5824
ru.depositphotos.com
Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев | Метод линейно-конструктивного изображения
Метод линейно-конструктивного изображения - часть первая
При изображении простых геометрических тел, ваз, капителей и так далее от рисующего требуется прежде всего правильное понимание конструктивной основы формы и умение передать ее в линейном рисунке. При изображении головы человека также необходим анализ ее конструктивной основы и умение выразить ее в линейно-конструктивном рисунке. Линейно-конструктивное изображение формы вазы показано на рисунке 25, на рисунке 26 дано линейно-конструктивное изображение схемы головы человека, которую разработал А. Дюрер.
Рисунок №25 — Линейно-конструктивный рисунок вазыРисунок №26 — А. Дюрер - Линейно-конструктивный рисунок головы
Анализируя конструктивную основу формы головы, мы отмечаем ряд закономерностей, которые необходимо учитывать при рисовании. Рассмотрим эти закономерности по рисунку А. Дюрера.
Основная форма головы как бы рассекается четырьмя параллельными горизонтальными плоскостями: у начала покрова волос по выступам надбровных дуг, у основания носа и основания подбородка. Перпендикулярно этим плоскостям яйцевидную форму головы рассекает вертикальная плоскость, образуя на лицевой поверхности профильную линию. Эта вертикальная плоскость рассекает ее на две равные части, а образуемая ею профильная линия делит лицевую часть головы на две симметричные половины.
Горизонтальные плоскости членят лицевую часть головы на равные части и образуют линии покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка. Таким образом, данная схема подтверждает закономерность пропорционального членения формы головы.
Благодаря своей наглядности и убедительности схема используется многими художниками-педагогами в учебном процессе и в наши дни при обучении рисунку головы.
Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. Так, например, великий русский художник и педагог А. Лосенко разработал серию методических таблиц, на которых наглядно показал закономерность изменения перспективного вида схемы головы в зависимости от поворота и положения головы в пространстве (рис. 27). Направление основных конструктивных линий (покрова волос, надбровий, основания носа и подбородка, а также профильной линии) в таблицах передается пунктиром. Этим Лосенко хотел подчеркнуть, что линий, как таковых, в действительности нет, они условны, и при изображении головы, художник должен представлять их мысленно.
Рисунок №27 — А. П. Лосенко - Таблица из пособияВыдающийся русский художник-педагог прошлого века А. Сапожников сконструировал проволочную модель головы (рис. 28), которая помогала рисовальщику понять конструктивную основу формы и явления перспективы. О назначении этой модели А. Сапожников писал: «В Совет Императорской Академии Художеств. Имею честь препроводить один экземпляр составленного мною „Начального курса рисования", ящик с моделями, принадлежащий к оному, и модель головы из проволоки, и прошу удостоить благосклонного принятия. Мне крайне лестно будет, если модель принесет пользу в Академических рисовальных классах. Быв поставленную рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащей для образца, она может пояснить перспективное изменение частей ее составляющих».
Рисунок №28 — А. П. Сапожникова - Проволочная модель головыВ дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии (рис. 29). Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной (рис. 30), третьи старались совместить и то, и другое (рис. 31). Все конструктивные линии в рисунке проводились условно, по поверхности формы.
Рисунок №29 — Таблица из пособия БлагоРисунок №30 — Таблица из пособия А. Барща
Рисунок №31 — Таблица из пособия А. М. Соловьёва, Г. Б. Смирнова, Е. С. Алексеева - учебный рисунок
Точного месторасположения конструктивных линий (в каких местах их нужно проводить) в пособиях не указывалось, что очень осложняло работу обучающегося рисовальщика. Например, ученику нужно наметить профильную линию, но где она должна пройти — ему неясно. В подавляющем большинстве пособий профильная линия проводится отвлеченно, соприкасаясь с поверхностью лба и кончиком носа. Такая линия в рисунке не может служить ориентиром для дальнейшего построения формы головы, о чем мы еще поговорим в главе о методической последовательности работы над рисунком. Так же неясно, где должны располагаться линии основания подбородка, носа, надбровий, разреза глаз, он их проводит формально, не понимая важности и необходимости этих линий для дальнейшего построения изображения формы головы.
Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, мы предлагаем рассмотреть линейно-конструктивную схему формы человеческой головы в зависимости от закономерностей анатомического строения, где каждая линия обусловливается костями черепа.
Анализируя форму головы по линейно-конструктивной схеме, мы отмечаем, что профильная линия проходит через середину волосяного покрова, середину переносицы, основания носа, бантика губ и середину челюстной кости (рис. 32). Точки соприкосновения профильной линии с формой головы надо искать не на поверхности, а на костях черепа. Так, например, на призме носа профильная линия будет располагаться не на передней поверхности призмы, а на задней. Кончик носа по отношению к профильной линии может смещаться в зависимости от положения головы в пространстве. У основания подбородка профильная линия будет располагаться не на поверхности подбородка (хотя ямочка на подбородке и является хорошим ориентиром), а на челюстной кости.
Рисунок №32 — Места расположения конструктивных линийЗная месторасположение профильной линии, художнику будет легко определить и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
hudozhnikam.ru
РИСУНОК: КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Содержание этой статьи:Что такое рисунок?
Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так — просто, без дальнейших разъяснений — начинаются многие учебные издания по рисунку. Потому что за разъяснениями нужно будет погрузиться в основы всех видов изобразительного искусства, понять их конструкцию, понять, какую долю в ней составляет рисунок (что является делом конкретным, а не литературным излиянием). После чего совершенно ясно будет видно, что рисунок — ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, главный элемент их конструкции.
Почему мы говорим, что карандашом — рисуем, а красками — пишем? В чем разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто — меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой. Рисунок — это намного больше, чем мы представляли себе раньше или можем представить сейчас. Почему большинство художников-живописцев не может теоретически объяснить свой вид деятельности? Потому что цвет и технические приемы не есть живопись, а всего лишь элементы основы, которой и является рисунок.
Данное учебное пособие предназначено для самого широкого круга пользователей, но особенно оно будет полезно для студентов факультетов дизайна, архитектуры, а также для студентов художественно-графических факультетов, которым необходимо знать теорию и методику преподавания рисунка.
Развитие объемно-пространственного мышления, такого необходимого для этих специальностей, начинается с уроков рисунка. Если вы знакомы с программами подготовки дизайнеров в старейшем и уважаемом российском учебном заведении, каким является Художественно-промышленный университет им. Строганова, то вы можете обратить внимание, что дисциплина «Рисунок» равна по количеству часов (по времени подготовки специалистов) дисциплине «Проектирование».
Пластика совершенных творений природы является кладезем для дизайнера и архитектора. Одно из таких творений — человек. Не даром в программных заданиях по рисунку есть так много постановок, связанных с человеком. Такжке этим объектом занимается такая наука, как бионика.
Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути «от простого к сложному» — это один из основных методов работы как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.
Существует большая проблема, которая связана с отсутствием учебной литературы по рисунку, а особенно — с отсутствием в этой литературе вопросов конструктивного рисунка как базы или фундамента рисунка вообще.
Почти все уважаемые теоретики рисунка упоминают в своих трудах о конструктивном анализе в рисунке. Но удивляет всегда одно и то же. Откройте некоторые учебные пособия: после темы построения осевых линий в рисунке головы или фигуре человека всегда следует тема построения теней и тоновая проработка. Хотя вас всячески и убеждают обратить внимание на конструкцию предмета, то есть формы.
Понимая важность конструкции в рисунке, тем не менее, вам никто не покажет и не расскажет, что это такое (за исключением нескольких иллюстраций рисунков, которые выполнили еще художники эпохи Возрождения, и изданий художественно-промышленного вуза). Поэтому большинство учебных пособий по рисунку, включая и некоторые академические, выглядят довольно странно. Странность заключается в том, что возникает ощущение, будто из этих изданий изъяли часть страниц. Мол, вот вам первый этап рисунка с массой и основными осевыми линиями — а вот вам уже завершающий этап и дедушка с усами, как живой.
В программе обучения студентов рисунку блок заданий «Конструктивный анализ» следует после блока заданий «Рисунок натюрморта». Это связано с тем, что знания для рисунка натюрморта закладываются с детства в традиционной манере срисовывания, в следствие чего задания по этому рисунку выполняются студентами с определенной долей инерции, обусловленной особенностями мышления.
Между заданиями «Рисунок натюрморта» и «Рисунок головы человека» существует граница, переступив которую студент попадает в область иного для него объемно-пространственного мышления, опирающегося на конструктивный анализ.
Неподготовленность к осознанному рисованию вызывает болезненное состояние, сильно затормаживая процесс познания рисунка. Научить студента хорошо рисовать за период обучения в институте невозможно. Но научить его мыслить категориями рисунка и, тем более, основам конструктивного анализа — можно. Это станет его путеводной нитью, а особенно - в дизайне.
Самое главное, что рисунок как форма — конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно-таки специфичный, потому что требует как от преподавателя, так и от студента творческого подхода.
Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему. Вот почему здесь так необходимы навыки преподавателя с развитым объемно-пространственным мышлением, владеющего основами конструктивного рисунка.
Далее Конструкция (лат. constructio) — построение, сложение.
gallerix.ru
Конструкция обои, конструкция картинки, конструкция фото
Приложение WallpapersCraft- 5.8 1280x720 3090 конструкция, здание, переходы
- 5.8 1280x720 3604 конструкция, архитектура, строение
- 5.7 1280x720 11577 конструкция, яркий, розовый
- 5.2 1280x720 6640 конструкция, плиты, облака
- 4.5 1280x720 2988 конструкция, архитектура, форма
- 4.0 1280x720 4122 конструкция, стекла, сетка
- 4.0 1280x720 5111 конструкция, сооружение, свет
- 1280x720 434 конструкция, неон, свет
- 8.0 1280x720 9594 мост, конструкция, дорога
- 5.5 1280x720 8261 строение, конструкция, птицы
- 1280x720 1967 многоугольник, конструкция, красный
- 4.9 1280x720 1781 сетка, конструкция, фиолетовый
- 4.5 1280x720 4767 мост, конструкция, сооружение
- 1280x720 1412 мост, конструкция, архитектура
- 6.8 1280x720 8851 мост, арка, конструкция
wallpaperscraft.ru