Tannarh ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (Компиляция из разных источников). Челищев картины


Павел Челищев

Новый адрес страницы:https://tannarh.wordpress.com/2014/10/25/павел-челищев/

Биография

Павел Челищев. Автопортрет (1925)Автопортрет (1925)

Павел Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли «русским Дали». В то же время на родине в России имя этого самобытного и талантливого художника мало кому известно.

 

Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в Калуге, в аристократической и богатой семье. В детстве его окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей.

С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева. Там Павел, работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, познакомился с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял. Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж.

В Париже рождается Челищев-живописец — в 1925 году он впервые участвует в Осеннем салоне, знакомится с Гертрудой Стайн и получает статус её протеже. Стайн, с начала века опекавшая новое парижское искусство, не только покупала работы Челищева, но и делилась с ним секретами своих прежних любимцев, рассуждая о «цвете, форме и картине».

Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века — фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.

С лёгкой руки Гертруды Стайн Челищев знакомится с английской поэтессой Эдит Ситуэл, портрет которой тоже есть в экспозиции. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.

В 1934 году Челищев вместе с Чарльзом Фордом покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, где увлекается астрологией, оккультизмом, вспоминает уроки отца. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы… проекции высшего». Он больше не «стремится покорить вселенную», потому что «прежде всего надо понять самого себя». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы — кости, мышцы, сосуды, нервы. Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта.

Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

Работы Павла Челищева

Балет «Ода» (1928)

Павел Челищев. Балет «Ода» (1928)Балет «Ода» (1928)

Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве». Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. Спектакль не был принят современниками. По поводу этого Челищев говорил: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!». Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: «Придет время. Все увидят и войдут!».

Портрет Сергея Лифаря (1929)

Павел Челищев. Портрет Сергея Лифаря (1929)Портрет Сергея Лифаря (1929)

Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Портретов в серых тонах довольно много, и аскетизм монохромности оборачивается эдакой гордостью — не всякий сможет столько выжать из скудного цветового арсенала. Темно-алые, почти бордовые сполохи на рукавах костюма контрастируют с холодным, темным фоном фигуры. Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. За обликом реального Лифаря  проступают черты Принца из таинственного предания.

Девочка с бабочкой (1934)

Павел Челищев. Девочка с бабочкой (1934)Девочка с бабочкой (1934)

Тревожащая двойственность — излюбленный мотив Челищева. Он появляется даже в сюжетах, которые вроде бы обещают лишь сладкую сентиментальность. Его «Девочка с бабочкой» (1934), в красном платьице, с черным песиком на руках, похожа на ребенка, вернувшегося из страшной сказки. За ее плечом — тень ворона, глаз которого горит так же ярко, как у собаки на коленях героини. Легкокрылые нежные бабочки отбрасывают мрачную грозную тень. Словом, девочка выглядит как посредник меж миром живых и миром теней. В ее глазах — недетская серьезность и нездешняя печаль, которые делают ее похожим на призрак из прошлого.

Портрет Рут Форд (1937)

Павел Челищев. Портрет Рут Форд (1937)Портрет Рут Форд (1937)

Рут Форд и ее брат, поэт-сюрреалист и издатель Чарльз Генри Форд, близко дружившие с Павлом Челищевым и наследовавшие имущество художника после его кончины в 1957 году, знакомили общественность с его творчеством, отдавая свои вещи на выставки и неустанно пополняя свою коллекцию все новыми работами мастера. Элегантный портрет работы Челищева воплотил не только красоту, но и детскую непосредственность, присущую Рут. Восемь рук, обрамляющих композицию, изображают буквы имени Рут в американском языке знаков, часто использовавшимся художником и его современниками-сюрреалистами.

Феномена (1936-1938)

В Америке Челищевым был задуман триптих: ад — чистилище — рай. Ад — это полотно «Феномена», населенное большим количество персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Здесь главенствует пирамидальная композиция. Вытянутые остроугольные, голубые, будто созданные изо льда формы, устремлены вверх, являясь недостижимой вершиной этого построения. Под ними — желтое пространство выжженной потрескавшейся земли, которая состоит из человеческих голов Ниже — белые шатры, соседствующие со сценой погребения. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с «головой профессора Доуэля». В основании этой адской пирамиды — синее морское пространство, кишащее множеством организмов.

В левой верхней четверти картины распознаваемы Гертруда Стайн и Элис Токлас, устроившиеся на кучах картин. Гертруда изображена как Сидящий Бык — историческая личность, предводитель индейского племени Сяу, выступавший против правительства США, а Элис представлена Маниакальной Вязальщицей.

Среди других персонажей картины — Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон — тюлень без плавников, Алиса Токлас — «маньяк-вязальщик». Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей — артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Среди уродливых типажей и характеров Челищев поместил также Петра Первого в образе младенца, играющего в мяч.

Сам Челищев в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека, о котором Челищев писал: «Это мой двойной автопортрет, где я пишу себя в виде повешенного негра». Согласно завещанию художника в 1962 году картину привез и подарил Третьяковской галерее американский хореограф Линкольн Кирстайн. Это произведение дает представление о том, каким может предстать сюрреализм в его мистическом видении.

Портрет Эдалжи Диншо (1940)

Павел Челищев. Портрет Эдалжи Диншо (1940)Портрет Эдалжи Диншо (1940)

На полотне изображен Эдалжи Диншо (1916-1970). Диншо, сын основателя и владельца ведущей индийской компании по производству цемента, родился в Мумбаи, а скончался в Нью-Йорке, куда переехал вместе с сестрой накануне Второй мировой войны. Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, в то время как горы на заднем плане «припали» к земле наподобие затаившегося леопарда. Картина была выставлена в доме Диншо, где висела над камином, неизбежно привлекая внимание и вызывая приступы благоговейного молчания у гостей.

Fata Morgana (1940)

Павел Челищев. Fata Morgana (1940)Fata Morgana (1940)

Фата-моргана — сложный мираж, при котором на горизонте появляются изображения предметов, находящихся за горизонтом, обычно сильно искаженные и быстро изменяющиеся. Над зелеными холмами возвышаются горы. Или это обнаженные женщина и мужчина? На этой картине несколько форм миражей. Художник органично вписывает фигуры в естественную среду.

Ищущий обрящет (1940-1942)

Павел Челищев. Ищущий обрящет (1940-1942)Ищущий обрящет (1940-1942)

Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), завершенной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в 1942-м году. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.

Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).

Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев — младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».

Рай

Павел Челищев. Меркурий (1956)Меркурий (1956)

«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. В одном из своих писем он писал: «Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя».

Работы разных лет

 

Источники:

http://haikeus.blogspot.com/2011/06/blog-post.html

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Челищев,_Павел_Фёдорович

http://www.kommersant.ru/doc/721661

http://www.hechoamano.ru/Chelischev/

http://www.aej.org.ua/exhibitions/892.html

http://ilyabass.org/Stein/steintchel.html

http://ruckp.org/topic/9996-павел-челищев-первый-русский-сюрреалист-мисти/

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2527

http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/2781-medlennoe_vozvracshenie/

http://azbuka.gif.ru/critics/odin-iz-nashih/

http://azbuka.gif.ru/critics/emigrant-syurrealist/

http://azbuka.gif.ru/critics/pch/

http://www.rg.ru/2011/04/18/chelishev-site.html

http://magazines.russ.ru/ra/2005/6/st26.html

Под редакцией Tannarha, 2014 г.

tannarh.narod.ru

Художник Павел Челищев: vakin

Павел Фёдорович Челищев (21 сентября 1898, с. Дубровка Жиздринского уезда (ныне Думиничского района Калужской обл.) — 1 августа 1957, Фраскати, Италия) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.

" />Биография

Родился в с. Дубровка (ныне в Думиничском районе Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.

Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева. Знакомится с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец. В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами Варварой Зарудной — кремлевской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком - поэтом Константином Кедровым.

Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы «Кремлевский балет» воссоздана версия балета с оформлением Челищева «Ода», поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.

Творчество

Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), в 1947 (письма переданы в РГАЛИ Ф.3132 внучатым племянником Константином Кедровым). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи. Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над». Художник узнает здесь свою мистическую перспективу. Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942-ой г.Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной, преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала "Гернику" по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». «Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий, внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу, изданную на русском языке ещё в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу. «Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.В галерее "Наши художники" на Рублевке ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 70-х.Среди них знаменитый автопортрет маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты сестер Софи и Марии, выполненные юным челищевым в 1914 г в Дубровке. Другие пастели переданы К.Кедровым в Русский Музей в 1986 г. В Нью Йорке работы Челищева есть в частных коллекциях Розенфельда, Майкла Кроуэла и Лукаса.

Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

Источник - Википедия

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Российский художник Павел Челищев: биография, творчество

Павел Федорович Челищев – известный русский художник, который снискал славу во всем мире. В этой статье представлены его биография и творчество, а также фото некоторых его работ.

Писать об этом человеке непросто. Биографы расходятся во мнениях относительно некоторых событий жизни Павла Федоровича и их толкований, нет единой точки зрения о фактах, датах, разной является и оценка его работ и окружения, философских и религиозных взглядов, а также трактовка его картин. Безусловно, искусствоведам еще предстоит разобраться в творчестве и биографии великого русского художника.

Происхождение и детство Челищева

театральный художник

Челищев Павел Федорович родился 21 сентября 1898 г. в Калужской губернии (село Дубровка). Отцом его был Федор Сергеевич Челищев - помещик.

Будущий художник, судя по всему, рос впечатлительным, увлекающимся ребенком. Его довольно рано заинтересовало искусство: сохранились выполненные Челищевым карандашные портреты трех его сестер, сделанные в подростковом возрасте. Федор Сергеевич поддерживал художественный талант и интерес к искусству своего сына. Он приглашал для него частных учителей, которые давали ему уроки живописи. Федор Сергеевич выписывал журнал "Мир искусства". Известно также, что в 1907 году Детская художественная школа в Москве имела честь обучать Павла Челищева.

В результате всего этого будущий художник всерьез увлекся различными способами творческого самовыражения. В какой-то момент, как свидетельствуют биографические источники, он сильно заинтересовался балетом. Однако рисование стало главной его страстью. Не только Детская художественная школа в Москве открыла для него свои двери. В 1907 году Челищев посещал также художественные классы, действовавшие при Московском университете.

Есть легенда, которая гласит, что работы Павла, выполненные им в подростковом возрасте, однажды показали Константину Коровину с просьбой принять Челищева в ученики. Однако тот сказал, что Павел уже художник, и ему нечему учить его.

Революция в судьбе Челищева

кладбище пер лашез

Биография Павла Федоровича, вероятно, продолжилась бы, как у многих талантливых любителей искусства, сведениями о поступлении в МУЖВЗ или Академию художеств, изобиловала бы творческими поездками, участием в различных художественных объединениях. Однако наступила революция. В 1916-1918 гг. Павел Челищев все же учился в Москве, но в 1918 г. его семья, согласно легенде, по личному приказу Ленина была выселена из Дубровки. Она переехала в Киев, спасаясь от преследования властей.

Жизнь в Киеве

Павел Федорович продолжил в Киеве художественное образование. В период с 1918 по 1920 год Челищев обучался в иконописной мастерской, брал уроки живописи у Адольфа Мильмана и Александры Экстер, посещал Академию художеств. В Киеве художник писал лирические пейзажи, а также создавал полотна в кубистском стиле. Кроме того, Челищев работал для театра К. А. Марджанашвили. В 1919 году он выполнил эскизы декораций и костюмов для оперетты "Гейша" С. Джонса в обработке И. Кариля. К сожалению, постановка этого спектакля не состоялась. В том же году художник вошел в Добровольческую армию, где служил картографом.

Переезд в Константинополь

Далее, согласно одним источникам, он переехал в Одессу в 1920 году (здесь Павел Федорович будто бы работал в театре художником). Другие источники свидетельствуют о его переезде в Новороссийск в этом же году, откуда он якобы эмигрировал в Константинополь с армией Деникина. Подтверждение находит только последний факт: Челищев приехал в Константинополь в 1920 году.

В этом городе он создавал декорации для ряда балетных постановок Виктора Зимина и Бориса Князева. В работах данного периода еще достаточно сильно влияние Экстер. Вместе с Князевым весной 1921 г. Челищев переехал в Софию. Здесь он оформил книгу под названием "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", а также написал несколько портретов.

Период жизни в Берлине

В компании Князева осенью 1921 г. Челищев обосновался в Берлине. Здесь в начале 20-х годов прошлого века находилось множество русских художников: К. Л. Богуславская, А. П. Архипенко, М. З. Шагал, И. А. Пуни, С. И. Шаршун и др. В этом городе Челищев начал писать портреты на заказ, натюрморты и пейзажи. Кроме того, как театральный художник он сотрудничал с Русским романтическим театром (работал над его декорациями), театром Кениггрэтцерштрассе, кабаре "Синяя птица". Челищев даже создавал декорации для Берлинской оперы, ставившей оперу "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова.

Парижские годы

Вместе с труппой Бориса Романова, руководившего Русским романтическим театром, в 1923 году Челищев покинул Берлин и отправился в Париж. Здесь он, наконец, стал серьезно заниматься живописью (до этого художник работал практически исключительно в графике – книжной, театральной и т. д.). Натюрморт Челищева "Корзинка клубники" оценила сама Гертруда Стайн, которая и приобрела его. В те годы эта писательница обладала огромным авторитетам в артистических кругах Парижа. Между ней и Челищевым завязалась дружба. Гертруда покровительствовала Павлу Федоровичу, помогала ему материально, а также ввела его в свой салон, который посещали только самые талантливые и известные представители нового искусства.

Челищев заслужил признание и стал достаточно популярным мастером. С 1925 года он начал принимать участие в салонах художников, проводившихся ежегодно. В частности, Челищев участвовал в Осеннем салоне. В галерее "Друэ" в 1926 году прошла первая выставка неогуманистов, на которой также были представлены работы Павла Федоровича.

Оформление балета "Ода"

Челищев в Париже стал известен и как театральный художник. В 1928 году Павел Федорович оформил балет "Ода" для труппы С. Дягилева. Спектакль ставился по оде Ломоносова. Сергей Лифарь, исполнитель главной роли, вспоминал, что Дягилев сначала поручил постановку кому-то из своих протеже, однако тот не укладывался в сроки, поэтому ему пришлось лично руководить ею в условиях общей неразберихи и жесточайшего цейтнота. Спектакль в итоге получился чересчур новаторским даже для парижской публики, отличавшейся особой искушенностью.

Рождение собственного стиля Челищева

В это время в переработке и слиянии кубических и реалистических тенденций родился собственный стиль Челищева. Середина 20-х годов в его творчестве прошла под знаком неоромантизма (неогуманизма). Он создал множество портретов своих знакомых и друзей. Художник начал все больше интересоваться изображением сущности человека, а не его внешности. Однако портреты Челищева 1920-х годов все еще были выполнены в реалистическом ключе. Со временем идея главенства внутреннего содержания, превалирования его над внешностью трансформировалась в так называемые "анатомические", или "неоновые" головы. Они показывают буквально внутреннее устройство человека.

Дружба с Эдит Ситуэлл и Ч. Г. Фордом

В салоне Гертруды Стайн Павел Челищев встретил двух человек, сыгравших важную роль в его жизни, - Эдит Ситуэлл (английскую поэтессу) и Чарлза Генри Форда (американского писателя и поэта).

С Эдит Челищев познакомился в 1928 г. Она стала его близким другом на долгие годы. Кроме того, Ситуэлл стала новой покровительницей Челищева в мире искусства. Она организовывала выставки, морально и материально поддерживала Павла Федоровича. В начале 1930-х годов состоялось знакомство с Ч. Г. Фордом. В 1934 году друзья покинули Париж и отправились в Нью-Йорк. Через некоторое время они переехали в Италию. Только со смертью Павла Челищева (в 1957 г.) завершились их отношения. Свидетельством дружбы с Эдит Ситуэлл и Чарлзом Фордом стали многочисленные зарисовки и портреты. К слову, через некоторое время в портретах художника начал часто появляться еще один персонаж – актриса Рут Форд, сестра Чарльза.

Нью-йоркский период

аналитическая живопись

Искусство Челищева в Нью-Йорке расцвело в полную силу. Художник начал работать в новых областях графики – создавал обложки для журналов Vouge и View, а также оформлял винные этикетки. Челищев стал свободно работать в живописи, не загоняя себя в рамки того или иного стиля. В это время психологические портреты, созданные в реалистическом ключе, соседствуют с "метаморфическими ландшафтами" – картинами-обманками, выполненными в сюрреалистическом духе. Художник в своих работах-обманках экспериментирует с изображениями животных, людей, деревьев, листьев, травы, а также других форм природы. Фото одной из работ этого периода - "Дети-листья" (1939 год) - представлена выше. Кстати, первые такие картины, наполненные сюрреалистическими фигурами и формами, Павел Федорович написал еще в 1920 годы, то есть почти на 10 лет раньше Бретона, Дали, Магритта и других сюрреалистов, признанных сегодня.

"Метафизические головы"

павел челищев

В 1940 годы Челищев создал серию "метафизических голов" (одна из них представлена выше). На стиль этих работ наложила отпечаток аналитическая живопись П. Филонова. Человеческие фигуры на картинах Челищева просвечиваются так, что видны узлы, сосуды, скелет.

Принято считать, что в этих работах художник попытался изобразить сущность человека. Под "сущностью" художник понимал энергию. Сначала он концентрировался на изображении нервов и сосудов, которые, по мысли Челищева, являются путями передачи энергии. В дальнейшем Павел Челищев перестал изображать "пути". Он принялся писать саму энергию, представленную в виде структуры из светящихся спиралей, овалов и кругов (один из таких портретов представлен ниже).

уроки живописи

Первая персональная выставка

В 1942 году стал официально признан в Нью-Йорке и во всем мире Павел Челищев, картины которого к тому времени были уже очень известны. Именно тогда, в 1942 году, в МОМА состоялась его первая персональная выставка, которая имела огромный успех. В это же время работа Челищева "Прятки" (на фото ниже) стала одной из наиболее популярных картин в экспозиции музея, наряду с работой Пикассо "Герника".

художественная школа в москве

"Новый лучизм"

Челищев в своей жизни часто сталкивался с непониманием. Известность, обрушившаяся на художника, еще сильнее обнажила его одиночество в толпе поклонников, которые не могли разделить его взглядов и идей. Челищев в конце 1940 годов практически отказался от общества. Возможно, из-за этого его живопись окончательно потеряла фигуративность. Художник перешел к абстракции. Он начал создавать сложные геометрические фигуры. Челищев хотел показать преломление лучей света в ограниченном пространстве. Этот стиль впоследствии будет назван новым лучизмом. Один из примеров таких картин - "Апофеоз" 1954 года. Фото этой работы представлено ниже.

 павел федорович челищев

Последние годы жизни. Могила Челищева

Соскучившись по Европе, в 1951 году художник отправился в Италию, на расположенную близ Рима виллу во Фраскати. В Италии прожил несколько лет Павел Челищев. Художник за это время обрел большую славу в Европе. Огромный успех имели две персональные выставки, прошедшие в Париже. Павел Челищев умер в 1957 году во Фраскати. Он скончался от инфаркта, который был принят за воспаление легких.

Сначала Павел Федорович был похоронен во Фраскати, на паперти местной православной обители. Затем Александра Заусайлова, его сестра, перезахоронила прах художника на кладбище Пер-Лашез, во Франции. Однако первое место захоронения Павла Челищева тоже сохранено. В настоящее время останки художника покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Популяризация творчества

павел челищев художник После смерти Павла Федоровича Ч. Форд и его сестра Рут, самые близкие художнику люди, сделали все возможное, чтобы не только поддержать интерес к его творчеству, но и всячески популяризировать работы Челищева. Они несколько раз организовывали экспозиции, а также выставляли картины Павла Федоровича на открытые торги. В 2010 году в Нью-Йорке состоялся аукцион работ художника, на котором "Портрет Рут Форд" был продан почти в 5 раз дороже первоначальной стоимости. Эта картина стала самой дорогой работой Челищева, проданной на рынке. Популяризацией творчества Павла Федоровича в нашей стране в последние 10 лет занимается поэт К. Кедров, его внучатый племянник.

fb.ru

исторические личности Я+Я — 1001.ru

Автопортрет. 1925. Худ. Павел Челищев Он известен как "единственный русский сюрреалист" и некоторое время друг Гертруды Стайн - больше на Западе, чем на родине в России, откуда эмигрировал в 1920 году. Кое-кто вообще не считает его русским. На иностранных языках о нем написаны сотни статей, вышли книги и каталоги. Но все, что известно о Челищеве в России начала XXI века - это информационная волна вокруг проекта искусствоведа Александра Шумова: выставки и альбома, которым предшествовала его статья в гей-журнале "Квир" в сентябре 2005 года. До того материалы о Челищеве в отечественной прессе можно пересчитать по пальцам одной руки.

Его называют то "ранимым геем", то обладателем бесконечного числа любовников и основателем целой "гомосексуальной общины" в Париже. О его вспыльчивом характере, публичных скандалах и драках из-за любовников складывают легенды и анекдоты.

Павел Федорович Челищев происходит из старинного русского рода. Он один из многодетной семьи калужского помещика, семью которого сорвала с родового гнезда революция. Впрочем, Челищев бежал из России не сразу, пару лет он жил в Киеве, где брал уроки у самой Александры Экстер (1882-1949) - "амазонки авангарда", одной из основоположниц стиля "ар деко". Одновременно он был окружен множеством юных художников. В ближайшие годы многие из них станут именитыми. Например, "проекционист" Климент Редько (1897-1956), начинавший иконописцем в Киево-Печерской лавре, а закончивший руководителем изостудии при Московской сельхозакадемии им. Тимирязева. Пока же Редько писал Павлику игривые письма, вызывающие физические ассоциации об их близости - "...я почувствовал твою руку в моей руке..." - и подписывался: "любящий тебя ... твой сорванец".

За Украиной последовала Турция - недолгое прибежище эмигранта, а потом Берлин и Париж, где Челищев быстро вошел в круг Сергея Дягилева - сердцевину которого составляли талантливые люди, отдающие предпочтение однополой любви. Хотя встреча с Дягилевым и тем художественным направлением, которое воплощало это имя, произошла еще в России. Наблюдая за способностями сына к рисованию, отец выписал для совсем еще мальчишки журнал "Мир искусства" (1897 - 1904). А юношеские пейзажи калужского имения, написанные подростком, показали одному из "мироискусников" живописцу Константину Коровину (1861-1939). "Мне нечему его учить. Он уже художник", - будто бы сказал он.

  "Уже художник" во Франции легко стал художником известным. В 1925 году Гертруда Стайн, приезжавшая в Париж с целью пополнить коллекцию своих картин, купила его "Корзинку с клубникой". Натюрморт занял место рядом с Пикассо в столовой американского дома феминистки.   В Париже Челищев собрал вокруг себя художников, писателей, музыкантов и просто симпатичных молодых людей, которых потом будут называть членами "гомосексуальной общины Челищева". Многие были его любовниками. Например, писатель-сюрреалист Рене Кревель (1900-1935), близкий к Сальвадору Дали. Последний посвятил ему целую главу в своем "Дневнике гения". От Кревеля Челищева оттолкнуло его неожиданное и фанатичное увлечение революционными идеями. В Париже русский эмигрант сторонился всего, связанного с революцией и коммунистами. К тому же Кревель пугал его частой сменой увлечений и настроений. В 1935 году его очередная депрессия закончилась самоубийством.   Джованни в соломенной шляпе. 1930. Худ. Павел Челищев Портрет Николая Магеллана. 1930. Худ. Павел Челищев Портрет мужчины в тату. 1934. Худ. Павел Челищев

 

Бывал здесь и другой именитый гомосексуал Сергей Набоков (1900-1945) - один из родных братьев писателя и поэта Владимира Набокова. Впрочем, его слава ограничивается общей со знаменитым американским писателем фамилией. В начале 1920-х годов "Сергей поселился в одной квартире с Челищевым и его любовником". Их связывал не только быт. "Высокий, немного ленивый, застенчивый" заика не обладал расторопностью и упорством брата, хотя писал талантливые стихи. Позже он нашел свое счастье с богатым австрийским аристократом Германом Тиме. Война его разрушила, и он умер от истощения в фашистском лагере в 1945 году.

Любовник Челищева, с которым Сергей Набоков делил кров в парижской квартире - это американский пианист Аллен Таннер, с которым они познакомились в самом начале 1920-х годов в Берлине, в Париж возлюбленные приехали в 1923 году. Американский партнер Челищева писатель Чарльз Генри Форд (1913-2002). В США его считают автором первого гей-романа, точнее соавтором - криминальный роман Young and Evil он написал в 1933 году вместе с Паркером Тайлером (1904-1974). Форд был редактором двух влиятельных журналов. В 1940 году он начал издавать View, объединивший европейских сюрреалистов - писателей, поэтов, художников и фотографов, пережидавших в Нью-Йорке войну в Европе.

15 лет (или 10 - по другим данным Чарльз родился в 1908 году) разницы в возрасте не мешали Форду и Челищеву поддерживать отношения с начала 1930-х годов в Париже. Они познакомились при необычных обстоятельствах. В 1932 году Форд, считавшийся бисексуалом (именно под таким названием, Bisexual Bimonthly, он издавал один из первых своих журналов), возвращался из путешествия в Танжер со своей новой любовницей Джиной Барнес (1892-1982), американской поэтессой-феминисткой. В Париже они обнаружили, что полностью лишились оставленных в городе вещей и одежды, уничтоженной крысами. Челищев помог с гардеробом. В результате Барнес вернулась домой одна. А у Форда с Челищевым произошло то, что мемуаристы будут назвать "страстная связь", и они вместе отправились в Америку. Но прежде была драка из-за любовника в парижском доме Гертруды Стайн. Она выгнала за порог еще вчера ревностно опекаемого Павлика. Разрыв был столь болезненным, что вскоре и "Корзинка с клубникой" покинет свое привычное место, а 2000-х в результате стечения обстоятельств вернется в Россию и пойдет с молотка. В скандале была замешана влюбленная в Челищева женщина - Эдит Ситвелл (1887-1964), английская поэтесса, "эксцентричная родственница Тюдоров, организовавшая его выставки в Британии и помогавшая в поисках клиентов из местной аристократии для создания портретов". Лишившись сразу двух покровительниц - Стайн и Ситвелл, Челишев обрел любовника...

25 лет личных и творческих отношений Челищева и Форда вошли в историю американского искусства несколькими совместными проектами, в которых принимали участие Джордж Баланчин, Сальвадор Дали, Жан Кокто и другие. Челищев иллюстрировал журнал сюрреалистов View (1940-1947), создал серию рисунков к гей-роману Young and Evil, однако впервые они были изданы в книге только в 1988 году.

  Тунисский мальчик. 1930-е. Худ. Павел Челищев Купальщики. 1940-е. Худ. Павел Челищев Купальщики. 1938. Худ. Павел Челищев

 

В 1952-м Челищев стал американским гражданином. Хотя в это время вновь жил в Европе. Последние пять (по другим данным 8) вместе с Фордом они предпочитали то Рим, то Париж. В 1956 году в возрасте 58 лет Челищев перенес инфаркт и летом 1957 года скончался в имении близ Рима на руках своего любимого.

Если в США Форд был более известен как поэт, то в Старом свете он начал яркую карьеру художника и фотографа. Поэтому, когда Чарльз после смерти Павла вернулся в Америку, он вскоре был поднят на вершины славы новым поколением художников, среди которых такие гей-кумиры, как Роберт Меппелторп и Энди Уорхол. Чарльз Генри Форд прожил долгую жизнь и скончался, опекаемый очередным любовником, в глубокой старости в 2002 году.

Павел Челищев много рисовал для балета, в 1920-е годы оформил несколько книг. Началось все в Берлине с сотрудничества с "Русским романтическим театром" бывшего питерского танцовщика Бориса Романова. Позже контакты с Романовым продолжатся в Нью-Йорке, где в 1938 году тот станет балетмейстером Метрополитен-Опера.

Затем в Париже и Лондоне Челищев будет работать над постановкой последнего балета труппы Сергея Дягилева. Оформит балет "Ода" (1928) на музыку Николая Набокова по стихотворению Михайло Ломоносова. Постановщиком будет Леонид Мясин, а главную партию станцует Сергей Лифарь.

В творческой биографии Челищева также постановки Джорджа Баланчина в Париже и Нью-Йорке, Игоря Стравинского в Буэнос-Айресе и другие.

В кругу парижских живописцев Челищев вращался рядом с сюрреалистами, но в круг избранных не был допущен их самопровозглашенным (в 1924 году) лидером - Анри Бретоном (1896-1966), откровенным гомофобом. Так возникла околосюрреалистическая группа "Неоромантизм".

  Портрет Линкольна Кирштейна. 1937. Худ. Павел Челищев Из начала американского периода отдельно можно вспомнить его сотрудничество с писателем, балетмейстером, импресарио Линкольном Эдвардом Кирштейном (1907-1996), богатым и талантливым гомосексуалом. Он сделал ему несколько балетов. А в 1937 году написал "двойной" портрет Кирштейна, на заднем плане которого изображен обнаженный мускулистый боксер. Это одна из гомоэротических работ Челищева, который зримо воплощал мужской эротизм до начала 1940-х годов. Кирштейн, основатель нью-йоркского балета вместе с Баланчиным, был автором и первого небольшого исследования о Челищеве, выходившего, по меньшей мере, трижды - в 1947, 1970 и в 1994 годах. Кирштейн - это "американский Дягилев", "камин-аут" которого в 1980 году имел важное значение для движения геев и лесбиянок в Америке.   Портрет Эдалжи Диншо. 1940. Худ. Павел Челищев Наиболее полно характеризует "голубое" направление в творчестве Челищева исследование Дэвида Леддика "Гомоэротическое искусство Павла Челищева" (The Homoerotic Art of Pavel Tchelitchev, 1999). В нем воспроизведены около 60 работ художника с 1929 по 1939 годы, который условно можно назвать "голубым периодом".

Во второй период Челищев исследует анатомию мира. Его картины называют "лимфатической системой" мироздания. Это точные прорисовки людей: кровотоки жизни, символически передающие внутреннее устройство человека. Этот период наиболее привлекает искусствоведов и собирателей авангарда. Основным проектом его называют триптих "Ад - Чистилище - Рай", последняя часть которого осталась нереализованной. Под Адом понимают полотно "Феномен" (Третьяковская галерея), Чистилище - это картина "Игра в прятки" (музей Современного искусства в Нью-Йорке).

  Феномен. Худ. Павел Челищев Интерес к Челищеву в России возник лишь в самом начале 2000-х годов, во многом благодаря внучатому племяннику художника поэту-метаметафористу Константину Кедрову и искусствоведу Александру Шумову. В 2005 году была представлена их совместная книга-альбом "Рай Павла Челищева", а осенью 2006 года в галерее "Наши художники" (Москва) прошла первая масштабная ретроспектива "ранимого гея".

 

1001.ru

Павел Челищев на русской неделе Sotheby's

Новость из мира искусства

Z-1965.jpgПавел Челищев. Французский театр. Масло, холст, 74 на 100,5 см

Аукционы - это редкая возможность познакомиться с неизвестными ранее произведениями хорошо известных и любимых художников или узнать об интересных художниках, о которых ранее было известно совсем мало. Тем более, что, может быть, в дальнейшем увидеть эти картины будет нельзя. Например, если они уйдут в частные коллекции, и их владельцы не будут представлять эти работы для экспонирования на выставках. На русских торгах, проходящих в Sotheby's со 2 июня, как раз выставлены на продажу картины такого художника,  творчество которого представлено в наших музеях не так уж широко.Художник Павел Челищев был открывателем новых путей в живописи в первой половине XX века. В Европе и Америке его творчество очень ценили и восхищались им, называя "русским Дали". Почти все его работы ушли в первый день торгов русской недели.

Z-1966.jpgПавел Челищев (1898 - 1957). Мужской портрет. Гуашь, бумага, 49,5 на 38 см

Павел Федорович Челищев родился 3 октября 1898 года в селе Дубровка Калужской области, в семье помещика. Первым учителем Челищева стал отец, математик по образованию. Он познакомил Павла с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее "внутренней мистической перспективы". Отец всячески поощрял стремление сына к живописи и даже выписал журнал "Мир искусства". Когда ранние пейзажи Дубровки работы Павла показали Коровину, тот сказал: "Мне нечему его учить. Он уже художник".После 1918 года многодетная семья Челищева была выселена из своего имения, и Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер. Несколько позже он эмигрировал в Стамбул, а затем перебрался в Париж. В Париже Челищев стал известным театральным художником труппы Дягилева.Перед войной художник эмигрировал в США. В 1942 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась его персональная выставка. Именно в США Челищев достиг мировой славы как живописец. В 1949 году, вернувшись в Европу, он жил в Италии. В 1957 году Павел Федорович Челищев скончался от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, во Фраскати близ Рима, где и был вначале похоронен в православной обители. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронения сохранили.

Z-1964.jpgПавел Челищев. Купальщики. Гуашь и тушь, бумага, 33,5 на 23,5 см

Z-1963.jpgПавел Челищев. Купальщики-I. Гуашь и тушь, бумага, 66 на 48 см

Z-1962.jpgПавел Челищев. Испания. Гуашь, бумага, 73,5 на 102,5 см

Z-1961.jpgПавел Челищев. Бой быков. Гуашь, бумага, 105 на 75 см

Z-1959.jpgПавел Челищев. Пара ню. Сепия,бумага, 25,5 на 20,5 см

Z-1958.jpgПавел Челищев. Оркестр. Тушь, бумага. 26 на 20,5 см

Z-1957.jpgПавел Челищев. Отдыхающий клоун, 1930. Гуашь, бумага, 38,5 на 78 см

В галерее "Наши художники" на Рублевке представлен ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 70-х. Среди них знаменитый автопортрет маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты сестер Софи и Марии, выполненные юным Челищевым в 1914 году в Дубровке. Другие пастели переданы К. Кедровым в Русский Музей в 1986 году. В Нью Йорке работы Челищева есть в частных коллекциях Розенфельда, Майкла Кроуэла и Лукаса.Зимой 2007 года в галерее "Наши художники" на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма "Нечетнокрылый Ангел" по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы "Кремлевский балет" воссоздана версия балета с оформлением Челищева "Ода", поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.

bellezza-storia.livejournal.com

Павел Федорович Челищев - Биография художника, известные произведения, выставки

Павел Федорович Челищев: (21 сентября 1898, с. Дубровка — 1 августа 1957, Фраскати) — русский художник, сыскавший славу за рубежом. Один из первых представителей сюрреализма.

Особенности творчества художника Павла Федоровича Челищева: Ранние работы Челищева, которые сравнивали с произведениями Шагала, были выдержаны в общем русле русского авангарда. Но после многочисленных вынужденных и добровольных путешествий по Европе и Америке Челищев открывает новые идеи в искусстве. Он поэтапно переходит от сюрреалистических образов к «ангелическим портретам» с просвечивающимися сосудами и светящимися линиями, и от метаморфической живописи — к «новому лучизму».

Известные картины художника Павла Федоровича Челищева: «Феномена», «Ищущий обрящет», «Внутренний пейзаж», «Портрет Рут Форд», «Портрет моего отца», «Концерт».

Семья: благодатная почва для становления художника

Павел Федерович Челищев родился в Калужской области, в деревне Дубровка (в настоящее время — Калужская обл., Думиничский район). Его отец был местным помещиком, и свой род он вел, как считается, от одного из соратников Дмитрия Донского. В прошлом он был ученым-математиком, занимавшим должность доцента математических наук МГУ, что сыграло не последнюю роль в развитии сына.

У мальчика рано стали проявляться художественные способности, которые отец всеми силами поддерживал. Он выписывал ему журнал «Мир искусства» и даже нанимал частных учителей по рисованию. Одной из точек опоры творчества будущего художника оказалась геометрия Лобачевского: благодаря этой теории позже родилась «мистическая перспектива» Челищева. На пути к ее обретению художник выполнял рисунки карандашом, обладая особым видением: он с юных лет умел улавливать фантастические образы, наблюдая за природными видами и объектами.

В своем возросшем мастерстве Челищев достиг больших высот. Существует красивая история о том, что, когда рисунки юного художника попали в руки Константина Коровина, уже известный импрессионист сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

Социальное положение, финансовая состоятельность семьи и всяческая поддержка детских увлечений могли бы стать залогом небывалой успешности Челищева, залогом блестящего художественного будущего. Однако революция не только свергла политический режим, но и перевернула с ног на голову судьбу каждого. Успев проучиться два года в Москве, юноша вместе с семьей покидает родное селение и депортируется по приказу Ленина в Киев.

Впрочем, Киев не стал для него изгнанием в полном смысле слова, здесь Челищев смог продолжить свое образование. С детства увлекающийся театром и балетом, он создавал эскизы костюмов и декораций для оперетты «Гейша» Сидни Джонса, которая так и не была поставлена. Он брал уроки у А. Экстер и А. Мильмана и поступил в Киевскую академию художеств.

От Константинополя до Берлина. Политические и творческие поиски Челищева

Гражданская война сделала Челищева картографом в армии Деникина. Однако, побывав в Одессе, а потом в Новороссийске (историки не всегда сходятся во мнении насчет его точного местопребывании в это время), он в 1920 году принимает решение окончательно покинуть Россию — тогда уже РСФСР. Вместе с Белой армией он отправляется в Стамбул. Здесь его снова ожидает творческая деятельность: художник готовит декорации для балета Виктора Зимина и Бориса Князева. Позже вместе с Князевым он покинет Стамбул, отправляется в столицу Болгарии и пробует себя в качестве иллюстратора. В Софии он оформляет сборник статей, посвященных движению евразийства.

Следующий пункт назначения — Берлин. Здесь Челищев занимался оформлением декораций русского романтического театра Бориса Романова и спектаклей Берлинской оперы, где в то время ставили «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Здесь трудились не только он, но и такие столпы русского авангарда, как Шагал, Архипенко, Богуславская. В Берлине Челищев начитает писать на заказ, причем жанры его работ совершенно разные: портреты, пейзажи и натюрморты.И снова в Путь. Теперь Париж, а затем — Лондон.

В Париже Челищев стал одним из оформителей «Русских сезонов» Дягелева. Художник принял участие в оформлении балета-оратории «Ода», созданной по оде Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». Постановка отличалась смелыми решениями, опережающими свое время, которые публика не оценила.

Челищев же всерьез был поглощен живописью. 1920-е годы — это время поиска и попытки синтеза различных направлений в творчестве художника. Тем не менее, реализм пока доминирует, лишь облики героев становятся более выразительными, драматичными. Понемногу содержание начинает доминировать над внешними формами, а потом и вовсе станет единственной целью исканий мастера.

Американская писательница Гертруда Стайн стала владельцем первого известного живописного произведения Челищева — «Корзинка с клубникой». Она, видимо, питала нежные чувства к художнику и покупала все его работы. Салон Стайн сыграл важную роль в формировании русского эмигранта как личности, так и живописца. Здесь он встретил судьбоносных для него людей — английскую поэтессу Эдит Ситуэл, которая стала не только его покровительницей, помощницей (моральной и финансовой), но и близким другом на долгие годы. Дружба с американским поэтом и писателем Чарлзом Генри Фордом продлилась до конца жизни художника. После смерти Челищева Форд остался владельцем многих его работ. Среди живописи, принадлежавшей ему, есть портреты самого Форда, его сестры — актрисы Рут и, конечно, Эдит Ситуэл.

Павел Челищев: красота по-американски

Именно с Фордом Челищев отправляется в следующее место своего пребывания — Соединенные Штаты. В сфере его творчества оказываются новые направления. Художник готовит театральные афиши, рисует иллюстрации, оформляет журнал View, издаваемый Генри Фордом, а также известный сегодня Vouge. Мастер даже становится автором дизайна этикеток для бутылок вина.

Волшебные картины-обманки Павел Челищев стал создавать еще в 20-е годы, идейно опередив работы Сальвадора Дали и Рене Магритта. Но в Америке эта тема раскрылась особенно ярко. Многозначные работы, картины, в которых читается сразу несколько сюжетов и образов, близкие к идеям сюрреализма, сочетаются с приемами классической живописи, знакомой и понятной. Челищев перестает ограничивать себя в стилистических решениях, и разносторонность подачи материала становится его особенным свойством и в то же время способом найти и осознать свой путь в искусстве.

Путаные ландшафты, сумасшедшие пейзажи, смешение живого с неживым и пугающее превращение человеческого тела в мертвые предметы — все это основа сюрреализма Дали и де Кирико, но все это уже было создано годами ранее русским художником на той стороне Атлантики.

Во времена своих метаморфических и метафизических художественных поисков Челищив уделяет внимание еще одному направлению — монохромной живописи. Историки считают, что такой интерес связан с его путешествием в Африку, после которого он стал использовать исключительно серые, коричневые оттенки и охру. Чтобы усилить выразительность фактуры, он добавлял в краску молотый кофе и песок.

Один из важных периодов поиска Челищева, «остановка» на этом пути— это «ангелические портреты» или «метафизические головы». На первый взгляд, эти головы напоминают рентгеновский снимок, но анатомия — совсем не цель художника. Его идея и задача не новы: найти и показать сущность человека. Новым оказывается подход: «сущность» в понимании Павла Челищева — это отнюдь не характер и не внешние особенности модели, но внутренняя энергия, душа, то, что движет человеком. Чуть позже эту энергию он стал изображать пульсирующими световыми линиями, пронизывающими голову кругами. Челищев писал так: «Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя».

Мировая известность и признание великих Дали и Пикассо пришли к Челищеву начиная с персональной выставки в 1942 году. «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки) — картина, которая затмила собой «Гернику» Пикассо, в то время висевшую рядом в музейном зале. Это странное полотно вызывало интерес даже у самой юной публики. И это неудивительно: работа со своеобразным изображением материнской утробы была создана как реакция на рождение внучатого племянника художника. Она отразила его восхищение чудом появления человека на свет. Картина была частью триптиха, посвященного сакральной и символической теме ада, чистилища и рая.

Примечательно, что растущая популярность будто бы угнетала изобразительность автора. Чем больше восторженных поклонников вокруг — тем причудливее отображение удаляющейся действительности. Геометрически абстрактные формы, пронизывающие лучи света явили новый этап и стали завершающим шагом в творчестве Челищева.

Последние годы художник жил в Италии на вилле во Фласкате, недалеко от Рима. В 50-х годах он провел две успешные персональные выставки в Париже. Скончался Павел Федорович Челищев в 1957 году от инфаркта. Похоронен он во Франции на кладбище Пер-Лашез.

Жизнь после смерти Павла Челищева

Произведения Челищева были популярны за рубежом, всегда вызывали любопытство, недоумение или восхищение, никого не оставляя равнодушным. После смерти автора его лучшие друзья Генри Форд и его сестра Рут Форд всячески поддерживали память о художнике, устраивали его выставки и выставляли работы на аукционе. Это были действительно востребованные лоты. Такими они и остаются в наши дни.

На торгах работы Челищева появлялись более 800 раз. Коллекционеры понимают, что сегодня покупка работ «русского Дали» — это признак тонкого вкуса и способности разбираться в искусстве, а также выгодное вложение денег. Так, в 2010 году «Портрет Рут Форд» был продан впятеро выше назначенной первоначально цены — за 986 500 долларов. Сама Рут умерла за несколько месяцев до продажи в возрасте 98 лет. Лишь после смерти брата и сестры их наследники смогли выставить портрет и другие работы на аукцион.

Сенсацией стали торги Christie’s 2016 года, на которых картина Павла Челищева «Концерт» была куплена за 1 735 405 долларов.

В последние годы популяризацией некогда «буржуазного» и практически неизвестного на постсоветском пространстве мастера занимается Константин Кедров — тот самый внучатый племянник, своим появлением на свет вдохновивший художника на создание картины «Ищущий обрящет». Он уже провел несколько выставок, последняя из которых проходила в 2015 году в галерее «Наши художники».

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru

Павел Федорович Челищев Феномена: Описание произведения

Предвестник сюрреализма из Калужской области открывает зрителю пласты нового понимания живописи. И не только живописи, но и сущности человека, его глубины, его связи с вневременным и иллюзорным. Эта космическая философия запечатлена в триптихе «Ад, чистилище и рай», из которых мы можем видеть только первые две части.

«Феномена» - ад. И на первый взгляд он представляет собой бессистемное нагромождение образов, напоминающее Босха с его «Садом земных наслаждений», обладая той же пугающей откровенностью и противоестественностью. Но если сюжеты Босха не чужды некоторого сарказма, то ад Челищева - действительно место вечных мук.

Композиция поначалу кажется запутанной, но на самом деле ей присуща структура пирамиды, каждый ряд которой несет свою смысловую и цветовую нагрузки. Ледяные глыбы — вершина пирамиды — высятся над кишащим адом, обрамляемые морем и американскими небоскребами. Каждый цветовой ряд наполнен людьми, фантастическими образами и мини-сюжетами. Ледяная пирамида ниже превращается в египетскую, подножие которой напоминает выжженную пустыню, выложенную человеческими головами.

Следующий ряд — это шатры и люди, бессмысленно таскающие каменные блоки. Здесь же и бездыханные тела, сцены погребения, абсурдное теннисное поле, и фотограф, находящий это все занимательным.

Центр синего «слоя» - это голова на чаше в стеклянной оболочке. Возможно, это отсылка к библейскому сюжету об усекновении главы Иоанна Крестителя, которую положили на блюдо и доставили дочери царя Ирода. На иконах глава пророка обычно изображается в чаше, как символ божественной жертвы.

Тема детей и материнства в самом ближнем к зрителю «слое» показана здесь обезображенной, вывернутой наизнанку. Сдвоенный младенец у ног матери со множеством грудей, кормящая женщина с ожесточенным взглядом, и девочки, с изуродованными челищевской перспективой ногами. Жуткая теснота тел не говорит о сплоченности, но лишь об одиночестве душ и о полной бессмысленности происходящего.

Кажется, автор одержим идеей цирка уродов, он наслаждается физиологической патологией. Но цель художника — не только вызвать отвращение и нездоровый интерес, но и протянуть невидимую нить между созерцающим картину реальным человеком и мистикой, в которую он искренне верил, в которой видел свое призвание: «...Я ушел далеко от обыкновенного человеческого понимания и смысла жизни и отношения человека в смысле вселенной - поэтому я чувствую себя довольно одиноким. Много читаю, думаю - вся моя жизнь в работе - в живописи - я как бы мост между наукой и искусством - это бывает очень редко, и вот на мою долю упала эта участь!» - пишет Челищев в 1947 году.

По словам художника, вдохновение, импульс для создания этого полотна пришли к нему в момент, когда он увидел знаменитую бронзовую дверь церкви Сан-Дзено-Маджоре в Вероне. Масштабной картине предшествовали почти тридцать пять набросков и этюдов, выполненных гуашью, которые сегодня разбросаны по музеям мира. Это фигуры и сцены, большинство из которых позже нашли свое продолжение в конечном сюжете. Это образы, созданные болезненной фантазией, напитанные инстинктами и содержащие скрытую насмешку.

Разумеется, работа Челищева «Феномена» вызвала бурную реакцию. И дело было не в сонме отталкивающих образов и общей неясности сюжета даже для тех, кто знает толк в авангарде. В героях, изображенных на полотне, зрители узнавали себя. Здесь можно увидеть не только самого автора с кистью в руке, но и изображения Гертруды Стайн, писательницы Элис Токлас, французской художницы Леонор Фини, и друга жизни автора — Генри Форда. Обнаженная мужская фигура — это Николай Магалланес, известный танцор и натурщик Челищева.

У этой мистической картины непростая история. «Нет пророка в своем отечестве» - цитата, невероятно подходящая Челищеву, как и многим, покинувшим революционную Россию. Им восхищалась вся Европа и Америка, но не Советский Союз. «Феномена» прибыла на родину по завещанию автора в 1958 году практически контрабандой. Полотно было свернуто в рулон и спрятано в декорации балетной труппы хореографа и друга Челищева Джорджа Баланчина. «Феномена» была передана в Третьяковскую галерею, где хранилась нетронутой в запасниках почти 40 лет, прежде чем оказаться на публике в экспозиции музея.

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта