Сочинение по картине Врубеля "Царевна Лебедь". Царевна картина
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» Картины художников
Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника.
Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Это помогло художнику стать более известным.
Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.
Как вспоминают современники, и голос и внешний вид певицы подходили под те сказочные и фантастические образы, которые она должна была воплощать на сцене: ее голос нельзя было ни с чем сравнить, он был
ровный, легкий, нежный и наполненный красками или, сменяющимися переливами какой-то из красок, он был очень выразительным, и вместе с тем спокойным.. А ее облик заставлял только восхищаться! Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело.
Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Но сценический образ в картине стал сказочным.
В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность, и она стала зыбкая и многозначительная. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.
У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 21:17:06
opisanie-kartin.iusite.ru
М.А.Врубель. Отзывы по картине "Царевна-Лебедь". Лучшие, но такие разные...
Сочинение Репиной Марины
На уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На полотне изображена сама героиня сказки А.С.Пушкина. Её корона сияет, словно фонарики зажглись. За птицей волнуется чистое голубое море. Свет идёт из окон дворца и кажется, что ты попал в сказку. Мне понравилась картина "Царевна Лебедь", потому что она очень красивая.Сочинение Нам Александры
Сегодня на уроке мы провели интересную работу - познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". Главной героиней является сама девушка-птица. Её блестящий кокошник усыпан драгоценными камнями. Мне понравилась история создания этой картины, потому что художник изобразил на ней свою жену в роли Царевны-Лебеди.Сочинение Карпова Толика
На уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". И вот перед нами открылось полотно этого прекрасного мастера живописи М.А.Врубеля. На переднем плане мы видим красивую, величественную Царевну-Лебедь. Вот её образ. Как будто сейчас взмахнёт крылами и полетит. Мне понравилось, что волшебная девушка хоть и красивая, но скромная. А ещё меня поражают краски, которые использовал художник.Сочинение Максимова Ивана
Сегодня на уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На переднем плане художник изобразил красавицу. У неё большой и красивый кокошник, весь в драгоценных камнях, в изумрудах и алмазах. На этой картине меня впечатлила Царевна Лебедь своей большой короной и замечательным видом. Для меня это полотно великого мастера живописи прекрасно!Сочинение Кравченко Миланы
На уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На полотне изображена красивая девушка. У неё печальные глаза, огромные белоснежные крылья, серебристая фата и богатый, переливающийся всеми цветами кокошник. Мне понравилась эта картина, потому что Царевна Лебедь очень красивая и скромная.Сочинение Кондрашовой Юлии.
На уроке мы познакомились с картиной замечательного художника М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На холсте автор полотна изобразил прекрасную девушку. Это царевна. На голове красивый кокошник с изумрудами, жемчугом и серебром. У царевны выразительные глаза. Мне понравилась эта картина, потому что на ней нарисована изящная девушка в наряде великолепной птицы, которая называется лебедь.Сочинение Ясинской Ольги
Сегодня на уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". Красива сказочная птица. Большие, жемчужные крылья так идут царевне. На кокошнике переливаются бирюзовые, голубые, изумрудные камни. Далеко на горизонте зажглась вечерняя заря. Мне понравилась сама Царевна-Лебедь. У неё такой пышный наряд с драгоценными камнями!Сочинение Мякотиной Арины
На уроке мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". Вот изображена девушка. На ней волшебный наряд. Корона в изумрудных, жемчужных и лазоревых камушках. Как царевна прекрасна! Позади море. Это полотно мне очень понравилось! У девушки волшебное платье и корона. Царевна скромная и красивая. Море тихое, вечернее.Сочинение Агафонова Алексея
Мы познакомились с картиной М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На холсте прекрасная девушка-лебедь. За спиной у неё скалы и дворец с огнями. Мне понравилась эта картина, потому что нарисовано всё, как в сказке А.С.Пушкина.Сочинение Самойленко Григория
На уроке русского языка мы познакомились с картиной замечательного мастера живописи М.А.Врубеля "Царевна Лебедь". На холсте изображена сказочная девушка-птица.У Царевны-Лебеди белоснежные крылья. У красавицы печальные глаза. Кокошник у Лебеди переливается волшебными огнями. Меня удивила картина украшениями царевны. Где-то они изумрудные, где-то лазоревые, где-то багровые... Не все сочинения уместились на "По4ему4ки", но ВСЕ ДЕТИ - МОЛОДЦЫ!vseznaiki17.blogspot.com
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Волхова»
Созданная художником еще в 1898 году работа по мотивам известной оперы по сегодняшний день зачаровывает множество зрителей. В центре композиции Врубель размешает образ молодой красавицы, печально сложившей руки и устремляющий переполненный тоской взгляд за пределы холста.
Вдохновением для этой картины послужила работа российского композитора и близкого друга художника Римского-Корсакова под названием «Садко». Главную роль в этой опере исполнила любимая жена Врубеля, актриса Н. И. Забелла-Врубель.
В молодой и прекрасной царевне Волхве, действительно можно разглядеть черты жены Врубеля, как и во многих других его творениях. У царевны прекрасные длинные волосы, золотистого оттенка, надета на ней белая полотняная рубаха, а голову украшает корона из самоцветов и жемчуга. Художник решил в качестве сюжета изобразить момент, когда царевна опускается в воду. Эта печальная история подчеркивается всеми деталями картины.
Цвета, в которых выполнена картина, символизирует печаль и тоску Волхвы. Все эти элементы контрастируют с красотой ее одеяния и украшений. Луна тихонько выглядывает из кроны темных деревьев. Ее желто-золотистый оттенки сливаются с прекрасным цветом волос Волхвы и элементами ее одежды.
Темные оттенки воды и деревьев, словно передают сырость, мрак и забвение морского дна. Они как будто бы отражают минорные аккорды и тему этого печального события. Задумчивый взгляд царевны переполнен тоской по любимому Садко.
Словно царевна изнемогает от ожидания любимого. Положение кистей ее рук, рассказывает зрителю о тревогах и переживаниях юной девушки. Кажется, она вот-вот сделает шаг вперед, в бескрайние водяные глубины и навсегда останется на дне.
opisanie-kartin.com
Сочинение по картине Врубеля "Царевна Лебедь"
Сочинение по картине Врубеля "Царевна Лебедь"
Сочинение по картине М. Врубеля "Царевна Лебедь".Михаил Александрович Врубель - знаменитый русский художник конца 19 - начала 20 века. Его произведения - это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина "Царевна-Лебедь". Героиня сказки А.С.Пушкина, девушка-лебедь из русского фольклора послужили прообразом для создания полотна.Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании: то ли сгущающиеся сумерки несут в себе тревогу, то ли расставание с прекрасной девушкой, которая вот-вот растает в ночной темноте, уплывая в неведомую даль. Взгляд Царевны-Лебеди - это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна? Об уходящем дне? Или о предстоящей разлуке? Или ее тревожит что-то неведомое, надвигающееся в сумерках ночи? Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок, помощниц и заступниц, мастериц и рукодельниц, которые беззаветно любят все окружающее.
Сочинение по картине М. Врубеля "Царевна Лебедь".В конце 1890-х годов с Частной оперой Саввы Мамонтова, где пела Н. Забела, жена Врубеля, активно сотрудничал Н. Римский-Корсаков. Одна за другой на сцене театра были поставлены его произведения "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане". Н. Забела выступала в заглавных ролях и вскоре стала любимой певицей композитора. Врубель не был в стороне от всего этого, привлеченный Мамонтовым к постановкам в качестве театрального художника. Врубели и Римский-Корсаков подружились.Эта пронзительная картина - плод их дружбы. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны-Лебеди в спектакле "Сказка о царе Салтане". Ее фотоизображение в театральном костюме, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Несмотря на то, что в произведении звучит очевидное театральное эхо, художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир. Многие критики отмечали саму "нематериальность" живописной материи, каким-то чудом выраженную художником.Великий русский художник Врубель Михаил Александрович, творивший в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, очень часто делал героями своих картин персонажей известных русских народных сказок и других фольклорных произведений. Моя любимая картина Врубеля - "Царевна-Лебедь", образ которой художник перенёс из известной сказки Александра Сергеевича Пушкина.Эта картина необычайна, она поражает своей естественностью. Всё как будто замерло на этой картине, ожидая чего-то великого, необычного, нового. В картине "Царевна-Лебедь" чувствуется какая-то скрытая тревога, которая заставляет смотреть на картину без доли равнодушия. Картина настолько жива, что складывается впечатление будто бы прекрасная девушка, изображённая на ней, вот-вот исчезнет. В глазах Царевны-Лебедь затаилась печаль, заставляющая включить воображение и задуматься, откуда она, о чём грустит, что произошло?На фоне надвигающейся темноты Царевна-Лебедь выглядит прекрасно, в своём белоснежном одеянии. Рядом с ней бушует море, и зритель картины Врубеля сам невольно начинает ощущать шум морских волн.Михаилу Врубелю удалось написать необычайную, удивительную картину "Царевна-Лебедь". Девушка, изображённая на полотне - это образ красоты, таинственности и величия героинь русского фольклора.
Описание картины "Царевна Лебедь".Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе. Опираясь на былину, легенду или миф, художник создавал свои собственные образы, свой красочный и напряженный поэтический мир, который полон таинственности и красоты. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Создать образ "царевны-лебеди", Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. После выступления Забелы в роли "царевны-лебедя" была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине. Твердость и верность настоящей любви, тайные чары колдовства, вечная и могущественная сила добра, все вписалось в этот чудесный образ, отличающийся особой величавостью и красотой. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Врубель описывал картину - " крылья девушки, это родная почва и жизнь. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты". Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту.Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. За спиной царевны - лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо - острова. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю. Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Только плеск волн и шорох крыльев в состоянии нарушить безмолвие, но в этом молчании, много скрытой песенности. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Царит полный покой, все как - будто заколдовано. Катина "Царевна - лебедь" пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
Врубель. "Царевна Лебедь".Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка. Искусство Врубеля и творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, - фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди. Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля - картины "Царевна-Лебедь".Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.Глубокий смысл заложен в этих двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Рассказать об этом мог только великий художник, постигший прелесть Руси..В самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. И сегодня, и завтра. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты соболиные брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья.За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми волшебными огнями.Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным милым лицом, прекрасным и загадочным.Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, в прекрасное.
Картина "Царевна-Лебедь".Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, "тающие и ускользающие", подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: "Пан", написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение -"Царевна-Лебедь" в 1900 году.О достоинствах "Царевны-Лебедь" высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в "Морской Царевне" - в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: "Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, "плещет лебедиными крылами на синем море" перед днями великих бедствий?"Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды "Слова о полку Игореве", чем от героини пушкинской "Сказки о царе Салтане" или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается - она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.Необыкновенно красиво ее лицо - действительно, "красота неописанная" сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже "слишком красиво" - может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его "волшебном театре" "Царевна-Лебедь", пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу - совсем другое лицо, в отличие от "Морской Царевны", где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Каких-либо прямых "иллюстративных" перепевов врубелевских образов в нем нет - поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...Дали слепы, дни безгневны,Сомкнуты уста.В непробудном сне царевны,Синева пуста.Были дни - над теремамиПламенел закат.Нежно белыми словамиКликал брата брат...Видится волшебный всадник:Белый конь, как цвет вишневый...Блещут стремена...На кафтан его парчовыйПролилась весна.Пролилась - он сгинет в тучах,Вспыхнет за холмом...Предчувствуются смятения:Будут вёсны в вечной сменеИ падений гнет.Вихрь, исполненный видений,- Голубиный лет...Что мгновенные бессилья?Время - легкий дым...Мы опять расплещем крылья,Снова отлетим!И опять, в безумной сменеРассекая твердь,Встретим новый вихрь видений,Встретим жизнь и смерть!Это писал еще юный Блок, автор "Стихов о Прекрасной Даме" и "Нечаянной радости"; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. "С Врубелем я связан жизненно", -скажет он позже.Врубель ничего об этом не знал - не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой "вихрь, исполненный видений", и свои прощания. "Царевной-Лебедь" он прощался с "безгневностью", бестревожностью русского эпоса - прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот "монументальный Демон", который был отложен на будущее.
| Все сочинения школьной программы по картинеwww.rus.fizolimpiada.ru
И. Е. Репин. "Царевна Софья"
Репин тоже задумал и написал первую свою историческую картину «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году». В названии картины читатель, искушенный в истории, конечно же, заметит ошибку. Царевна Софья была свергнута Петром и заключена в Новодевичий монастырь в 1689 году, а стрельцы взбунтовались и подверглись казням, через десяток почти лет, а не через год. Трагедия Софьи заинтересовала Репина после того, как он побывал в Новодевичьем монастыре и посетил её келью с окнами, забранными решётками. Так вот где томилась старшая сестра Петра I, решившаяся на небывалое в истории Руси дело – возложить царский венец на главу девичью. «Зазорное лицо», - говорил о ней царственный брат Пётр Алексеевич. «Самой талантливой, огненной, страстной женщиной Древней Руси», назвал царевну Софью друг Репина критик В.В. Стасов.
Парсуна правительницы Софьи |
Героиня картины Репина, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, царевна Софья, родилась в Кремлевских палатах 17(27) сентября 1657 года. С детских лет отличалась умом, энергией, честолюбием. Вместе с братьями царевна училась у Симеона Полоцкого. Софья считала, что женщина способна править государством. Её идеалом была византийская царевна Пульхерия, правившая за неспособного брата, а позднее и за внука. Воспользовавшись болезнью брата царя Фёдора Алексеевича, Софья оставила девичий терем и появилась в его опочивальне. После его смерти 27 апреля 1682 года, вступила в борьбу с родственниками малолетнего царевича Петра, избранного на престол - Нарышкиными. В Москве и других русских городах созрело недовольство наступившим боярским правлением, особенно возвращением в столицу из ссылки боярина Артамона Матвеева, опекуна матери малолетнего царя. Началась борьба между придворными партиями, в которой Софья намеревалась победить, чтобы сохранить престол для потомков Милославской и самой править государством. Да, до неё на Руси правили женщины – княгиня Ольга, Елена Глинская, но они были вдовами и матерями юных великих князей Святослава и Ивана Васильевича (Грозного). Умная, образованная, волевая натура, царевна Софья завоевала доверие стрельцов, пожелавших сделать её правительницей при малолетнем Петре и неспособном править Иване. В России стало два царя, Иван, сын Марии Милославской, и десятилетний Пётр, сын Натальи Нарышкиной. С 29 мая 1682 года царевна Софья была объявлена регентшей. Она была мудрой правительницей, стремилась к преобразованиям страны. В 1684 году велела чеканить своё изображение на монетах. С 1686 года именовала себя самодержицей. Действительно, годы её правления отмечены стремлением к широкому обновлению русского общества, но вот в Преображенском возмужал царь Пётр Алексеевич и в 1689 году произошёл разрыв между правительницей и боярско-дворянской группировкой, поддерживающей юного Петра. Лишённая царского титула, Софья была заключена в Новодевичий монастырь. Во время стрелецкого восстания сторонники Софьи намеревались снова кричать её на царство, вместо Петра-антихриста, но потерпели поражение. После подавления бунта Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Она провела в монастыре в целом 15 лет, и умерла 3(14) июля 1704 года. Перед кончиной старица Сусанна приняла схиму под именем Софии. Погребена в усыпальнице Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Репин раскрывает одну из страниц борьбы между Петром и Софьей, когда молодой царь разгромил выступившее против него стрелецкое войско, многих казнил, и приказал повесить 195 осужденных на стенах Новодевичьего монастыря. Трое стрельцов были повешены под окнами кельи Софьи, в руки их были вложены челобитные, в которых они будто бы просили её взять управление царством.
Илья Ефимович много работал над историческими источниками и предметами быта XVII века. Он должен был создать правдивую картину, а не просто романтическую красивую вещь, какие в его время выходили из-под кисти многих художников, увлеченных историей.
И.Е. Репин «Царевна Софья» 1879 год, Москва, ГТГ Холст, масло, 201, 8Х145, 3 |
Очень трудной была работа по воссозданию внешнего облика главной героини. Властная, сильная и волевая царевна была некрасива. Её прижизненные изображения рисуют скорее образ правительницы, но не реального человека. Один из иноземных дипломатов, видевших двадцатипятилетнюю правительницу, писал, что Софья выглядела много старше своих лет – аж сорокалетней. Некрасивость, грубые черты лица, приземистая фигура, достались дочерям царя Алексея Михайловича от их прабабушки, Ксении Романовой. Репин создал несколько этюдов головы Софьи, подыскав соответствующих его представлению о ней и описаниям современников, натурщиц. Основной моделью для фигуры в целом, художнику послужила некая женщина, знакомая с ним, портниха. Репин написал этюд головы, очень удачный, Е.И. Бларамберг-Апрелевой, другой знакомой. Выражение ума, воли, темперамента в лице Софьи – от неё.
Этюд к картине |
Несколько набросков были сделаны с В.С. Серовой, матери художника Валентина Серова, будущего любимого ученика Ильи Репина. Работа над образом на основе нескольких моделей, написанных с натуры, и дальше будет часто практиковаться Репиным, как и другими выдающимися создателями исторических полотен, например, Суриковым. Этот метод помогает расширить исторический образ. Художник воспринимает историческое лицо как жизненно реальное, воссоздаёт его, позволяет увидеть царевну Софью, как живую, какой её можно было встретить в жизни, обуреваемую сильными страстями, ненавидящую, но лишённую возможности сражаться с братом, который обезоружил её и заточил в монастырь.
Великолепный образ Софьи,созданный Репиным |
Репин ставит перед собой не простую задачу – показать драму личности, раскрыть трагические переживания Софьи, страшный гнев, лютую, бессильную ярость. Как передать эти чувства в наиболее ярком их выражении? На полотне всё это написано на лице Софьи. Оно словно закаменело, но брови нахмурены, глаза вытаращены, ноздри раздуты, губы сжаты. Лицо выражает грубую решительность и сильную, дерзкую волю. Обратите внимание на судорожно скрещенные на груди руки. Вся фигура застыла, энергия и сила скованы, но весь облик Софьи внушает страх! Вон как забилась в уголок монашка, девочка-келейница, вся в черном, и лишь глазёнки сверкают.
Монашка. Фрагмент картины |
Образ Софьи по силе родствен образу «Протодиакона». Репин отказался от идеализации. В «мужиковатости» Софьи сказалась страсть его к изображению телесного и физического, к передаче внутренней жизни. Художника увлекает внешняя экспрессия. Репина критиковали, убеждая его, что царевна, скорее всего, металась бы в тесной келье, как тигрица в клетке, а не стояла в застылой позе. Стасов, Суриков, Третьяков, Мусоргский утверждали, что Софья менее одухотворена, чем можно было бы показать. Крамской, наоборот, одобрил картину, считая, что репинская Софья великолепна. Такою же изобразил её А.Н. Толстой в романе «Пётр I». Да иначе и не представишь. Что за бешенство в глазах! Почти сумасшедший порыв в разметавшихся волосах. Отчаянный вопль застыл за плотно сжатыми губами. Софье тесно в келье, однако ей нет выхода отсюда. Царевна стоит спиной к иконам, она не хочет больше молиться, смиряться. В мощном облике царевны выражена сила простых чувств человека XVII столетия, опередившего своё время. На столе Софьи не рукоделие, не молитвенные принадлежности, а книги, чернильница, перья, указывающие на занятия деятельного и образованного человека.
Советую обратить внимание на лаконичность композиции. В ней господствует одна крупная и светлая фигура Софьи – всё прочее играет подсобную роль. И фигура повешенного стрельца за окном. И сжавшаяся фигурка монашки. Они нужны для того, чтобы создать сюжет, а то бы она выглядела просто монументальным портретом. Репин сдвигает фигуру Софьи от центра и даёт в небольшом повороте. Неглубокий интерьер кельи изображен с угла, и этот приём выгодно выделяет фигуру и подчеркивает её крупный масштаб. На дальнем плане арка и освещенная свечами молельня. Репин использовал приём подсветки фигуры скрытым источником света. Софья освещена слева, а не из окна, за которым висит стрелец. Окно справа. Фигура в белом платье стоит на тёмном фоне интерьера, привлекая к себе взгляд зрителя, который уже затем обращается к светлому окну. Сдвинутый стул на первом плане тоже играет сюжетную и композиционную роль, вводя фигуру главной героини в пространство интерьера. Цветовая гамма картины построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья Софьи, предметов на столе, света в окне и теплых, тёмных стен кельи, красного сукна на полу, света свечей в молельне. Это сочетание двух тональностей служит передаче душевного смятения и одиночества царевны. Дневной свет дрожит, дробится, размельчается и угасает на раскрытой книге, серебряной чернильнице и подсвечнике на столе. На белом парчовом платье Софьи, наоборот, играют отблески жаркого света свечей. Репин, как истинный художник, влюблённый в материальный мир, блестяще воссоздает его на полотне, внимательно относясь к любой детали. Обратите внимание на тёмные пятна от восковых свечей на красном сукне, которым обтянут пол – они придают картине законченность и завершенность.
Из писем автора картины известно, что он получил удовлетворение от своей работы. Стасову Репин написал, что сделал всё так, как хотел.
biblioiskusstwo.blogspot.com