Крик (картина). Картины крик
Крик (картина) Википедия
«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения[1][2]. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности[1].
Описание[ | код]
Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет[2], эмбрион или сперматозоид[1]. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду[2]. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах[1]. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
История создания[ | код]
В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу. |
Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые[3]. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь[4]. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза[3]. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет[5]. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»[6]. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»[7].
В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая
ru-wiki.ru
КАРТИНА ЭДВАРДА МУНКА - ИКОНА ПОП-КУЛЬТУРЫ
Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.
Сюжет картины Мунка был основан на его собственных ощущениях, описанных в его дневнике в 1892 году.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»
Визуализацией этой заметки может послужить рекламный видеоролик аукциона Сотбис (Sotheby’s), на котором работа Мунка из серии “Крик”, выполненная пастелью, была продана за рекордные 119 млн.долларов.
На картине изображено именно то место, где его охватило ужасное чувство. Пейзаж за фигурой вовсе не вымышленный. Это запущенный район Экеберг, в окрестностях Осло, где часто случались самоубийства. Неподалеку находилась психиатрическая лечебница, куда была госпитализирована любимая сестра Мунка, с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. В довершение, у основания утеса стояли бойни, откуда доносились пронзительные крики животных.Узнаваемые детали – фьорд, лодки, старая церковь оказываются в некоем апокалиптическом ландшафте, передающем угнетенность мира, а кровавый закат становится сосредоточением кошмара.Эмоционально картины серии «Крик» перекликаются с графическими офортами «Капричос», созданными в 1797— 1798 годах испанским живописцем Франсиско де Гойя. И так же как Гойя, изображавший свои химерные видения чтобы избавиться от них, — Мунк, поглощенный идеей, стоящей за картиной, — неустанно воспроизводил испугавшее его видение. Художник изменял структуру, технику и колористику копий, сохраняя глубинную экзистенциальную сущность.
Мунку было всего 29 лет, когда он написал картину «Крик», но творческое новаторство художника шокировало современников. С одной стороны, большинство его коллег, в том числе Тулуз Лотрек, возмущались «варварской» техникой Мунка и не воспринимали агрессивную эстетику его работ. (Ведь конец 19-го века был посвящен культу физической красоты, означавшей, прежде всего, – спокойствие, чувство удовлетворения, как на лице Моны Лизы). С другой стороны, – искусствоведов оглушил концептуальный подход автора. Его идея была парадоксальна: по определению картина молчит. Но художник должен заставить ее кричать.
Конечно, кричащих людей изображали и до него, но Мунк изобразил само явление крика. Это было новаторством в живописи. Никто не изображал до него звук, особенно звук, эмоционально окрашенный. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы (напоминающие полубезумный вангоговский стиль) наполняют композицию энергией и драматизмом.
В 1895 году Муне создал литографию — упрощенную черно-белую версию своей картины, чем открыл ящик Пандоры: путь к ее массовому тиражированию с помощью типографских технологий. Первыми этим заинтересовались представители американского поп-арта, разрабатывающие тему серийного производства искусства. Один из основателей этого направления и создатель необычайной кулинарной книги “Дикая малина”- Энди Уорхолл – создал серию шелкографичных принтов, основанных на произведениях Мунка. Но это было лишь начало.
Выяснилось, что «Крик» идеально подходит культуре постиндустриальной эпохи, подверженной эпидемии постмодернизма, где все строится на цитатах из прошлого и подвергается вторичной обработке. Картина Мунка стала поп-«иконой», образ которой начал массово распространяться в информационном пространстве подобно вирусной рекламе.
Всеми узнаваемый сюжет картины широко эксплуатируется создателями рекламы, мультсериалов и разных шоу. Кроме того, образ оказался нескончаемым источником для создания ироничных интернет–мемов, смайликов и комиксов. Психологи объясняют это тем, что за иронией современный человек пытается скрыть испуг от осознания своей хрупкости и незащищенности, испуг, который он ощущает глядя на апокалиптическую картину мира глазами Эдварда Мунка.
Образ, созданный норвежским художником, зачастую изображается в китчевой (ироничной) манере, словно 20-тый век пытается удалить первозданную тревожную атмосферу картины, как промвентиляция запахи кухни.
Но не только web-паутина, а практически все области искусства попали под влияние творчества Мунка. Гениально изображенное им олицетворение ужаса, многократно использовалось в музыке, литературе и кино. Припомните хотя бы маску убийцы из фильма ужасов «Крик» или внешний вид представителей инопланетной расы из культового сериала «Доктор Кто». Они были навеяны персонажем картины Мунка. Даже хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Маколея Калкина, кричащего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома», — тоже пародийная аллюзия на работу Эдварда Мунка.
Следует добавить, что эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Но, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.
Со временем сюжет картины начал появляться практически на всем: на одежде, обуви, посуде, бижутерии и прочих, порой немыслимых вещах, вроде надувных кукол Роберта Фишбоуна, умудрившегося создать прибыльное производство этих кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции Мунка.
Естественно, такой массовый продукт потребления как еда, тоже не остался в стороне. В рамках юбилейного проекта «Munch-150» норвежская фабрика «Фрейя» выпустила серию плиток молочного шоколада с изображением картин Мунка из серии “Фриз Фрейи”. Ведь имя автора непосредственно связано с историей этой фабрики. 18 его картин украсили стены фабричной столовой в январе 1923 года. Основатель фабрики, Йохан Трон Хольст был чрезвычайно доволен результатом. Однако самим рабочим картины не совсем понравились: экспрессионист Мунк нарисовал на картинах людей, лишённых черт лица, а изображенные дома были нарисованы без дверей и труб.
Современной версией такого формата стало “Кафе Мунк”, которое открылось в том же году в Токио, организованное скандинавским Управлением по туризму. В кафе представлены 37 копий картин знаменитого художника, а эксклюзивное меню включает в себя вкусные пирожные и кофе со знакомым образом.
Кафе Мунк (Токио)
Можно сказать, что искусство и еду — две глобальные области человеческой жизни –– мастерски научился совмещать фуд-арт. Образ, созданный Мунком более ста лет назад и получивший мировую «огласку», как нельзя более удачно сочетается с его идеями и масштабами. В статьях блога «АРТотека еды» мы уже представляли некоторые из таких объектов. Например, в статье о норвежской звезде «Instagram» Иде Скивенез, создающей художественные бутерброды или об американском фуд-арт художнике Харлее Лангберге, умещающем картины классиков живописи на столовых тарелках. Хотим привести еще некоторые примеры креативного переосмысления и пародирования картины «Крик», связанные с едой.
Оригинальные работы японского иллюстратора Такайо Шийота в свое время стали интернет-сенсацией: из водорослей нори, вареного риса и других традиционных японских ингредиентов она создает репродукции знаковых произведений искусства. Персонаж Крика появился на срезе суши-роллов, а следом- и в порционных упаковках бенто.
Пиццерии и веганские кафе стали применять его для украшения своих блюд
Как уже говорилось, кондитеры тоже активно используют образ картины «Крик» в качестве привлечения внимания к своей продукции
А досужие посетители кафе научились на скорую руку создавать знаменитый образ из «подручных» средств 🙂
Да если внимательно присмотреться – ужас! Он повсюду! 🙂
Дизайнеры хорватской студии Krikstudio разглядели вопящую физиономию с разинутым ртом в… — половинке болгарского перца! И, кстати, весьма остроумно использовали находку: они обыграли слова «крик» и «паприка», создав гибридное PapKRIKa, куда заодно изящно вписали название студии.
Персонаж мунковской картины «Крик» кажется вездесущим. На самом деле так оно и есть: он уже стал одним из образов культурного бессознательного; частью кода, определяющего культурные особенности, доставшиеся нам от предков. И он останется таким, не смотря на изменившийся внешний антураж.
современный вид на Осло с того места, которое запечатлел Эдвард Мунк более 100 лет назад
Похожие статьиwww.art-eda.info
Крик. Описание картины Э.Мунка
Несомненно, одним из ярчайших шедевров экспрессионистского направления является серия картин норвежского живописца Эдварда Мунка под общим названием «Крик», выполненные пастелью и маслом. Это — самая значимая и самая известная картина, которую знают даже люди далекие от искусства.
Трактовки смыслового значения этого творения самые всевозможные и иногда весьма противоречивые, трактуя основную идею то как предчувствие всех надвигающихся ужасов двадцатого столетия, наполненного мировыми войнами, геноцидами и экологическими бедствиями, то воспринимая сюжет более буквально, исходя из оригинального немецкого названия картины – «Крик природы».
Записи в личном дневнике, сделанные собственноручно Мунком, свидетельствуют, что послужило прообразом для создания шедевра. Однажды, прогуливаясь с друзьями возле моря по мосту во время заката солнца, Эдвард вдруг заметил, что закат окрасил небо в необычный ярко кровавый цвет.
Пораженный необычной цветовой гаммой, которая могла быть связана с извержением вулкана, художник-экспрессионист отстал от друзей, остановился и с удивлением увидел, что все в природе пропиталось кровью – и гладь залива, и черно-синий фьорд, и деревянный мост.
В этот момент раздался пронзительный крик.Был ли это голос птицы или человеческого существа, был ли этот звук реальным или возникшей в голове Мунка галлюцинацией, но непривычный пейзаж врезался в сознание живописца и преследовал его очень длительное время, пока не нашел свое воплощение в одном из величайших шедевров мирового искусства.
Непостижимым образом бросающаяся в глаза зрителя, поражает сознание антропоморфная фигура в черном с искаженным от ужаса лицом, широко открытыми глазами и прижатыми к щекам искаженными руками, которые словно больше не имеют костей.
Кровавые тени не коснулись человеческого существа, отдаленно напоминающего мужчину, но болезненная желтизна кожи и длинные кисти беспомощных рук повторяют искаженную линию горизонта и угольно-черного фьорда, объединяя композиции в единое целое.
От пережитого ужаса, персонаж потерял основные человеческие черты и напоминает то ли мумию, то ли инопланетянина, то ли безумного предсказателя.
Кровавые неровные полосы, занимающие верхнюю треть полотна, удивляют не только своим цветом, но и отсутствием облаков и дневного светила, дающего такой необычный угрожающий оттенок. Отблески красного заката легли на мощные перила моста, деревянный настил и пока еще тихую морскую гладь, вбирая в себя бесконечный пронзительный крик болезненного заката.
Чернеющий фьорд устрашает своими формами: он то напоминает чудовищную змею, тянущуюся вдоль горизонта, то морское чудище, грозящее поглотить весь мир.
Его цвет перекликается с одеждой центральной фигуры картины и двумя спокойными фигурами людей, идущими безмятежно по мосту и не осознающими вопль окружающей природы в момент истекания кровью.
Картина как бы противоставляет разные цвета (красный и черный, оставляя промежуточную зону желтого) и формы (прямые и плавные изгибы), играя на контрасте обычного реального и надвигающегося ужаса.
«Крик» — своеобразная прелюдия-предчувствие грядущих тем в искусстве двадцатого века: отчаянья, боли, одиночества и отторжения окружающих бедствий, трагедий и кровавых убийств. Одновременно это и манифест безумного страха смерти и неукротимой жажды жизни глазами норвежского художника Эдварда Мунка.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru
Самая дорогая картина в мире
Знаменитое полотно Эдварда Мунка под названием «Крик», совсем недавно было продано на знаменитом аукционе Sotheby’s за рекордную сумму в 120 млн. долларов. Поэтому данный шедевр экспрессионизма на данный момент — самая дорогая картина из самых дорогих в истории. Эта работа была написана в 1895 году пастелью. Она представляет собой одну из четырех версий знаменитой картины «Крик», созданных Эдвардом Мунком в конце 19 – начале 20 векa. Это единственная картина этой серии которая находилась в частной коллекции. Остальные три шедевра находятся в музеях.
Самая дорогая картина, среди шедевров экспрессионизма, была продана на аукционе Sotheby’s за 120 млн. долларов.
Стартовая цена, объявленная на аукционе, равнялась 50 миллионам долларов. Торги длились 15 минут. В торгах за данный лот боролись семь покупателей, в результате чего один из них купил эту картину по телефону. Имя нового владельца «Крика»не разглашается. Уже после завершения аукциона все собравшиеся в зале аплодисментами поздравили нового владельца бесценного полотна. Средства, которые получены от продажи данной картины, будут направлены на постройку нового музея, центра искусств и гостиницы в Норвегии.
Оставшиеся три версии картины «Крик» находятся в собственности у норвежских музеев. Однако, по утверждениям представителей Sotheby’s, картина «Крик», которую недавно продали с аукциона, является особенно красочной и яркой из четырех имеющихся. При всем при том, она единственная из всех работ, которая имеет повествование Мунка на раме, в котором говорится о том, что же вдохновило его на создание данной серии картин.
«Я шел вдоль дороги с двумя друзьями – солнце садилось, и внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, почти без сил. Облокотился на изгородь. Над городом и фьордом была кровь и языки огня, — написал художник. — Мои друзья продолжили путь, а я остался стоять, дрожа от волнения. Я почувствовал, как бесконечный крик пронзает природу».
Бесценное произведение выставил на аукцион Петтер Олсен, у которого отец был другом Эдварда Мунка. В начале нынешнего года Петтер Олсен объяснил свою готовность продать «Крик». «Картина «Крик» была рядом со мной всю жизнь. Ее энергия и сила со временем лишь усилились. Но сейчас я чувствую, пришло время предоставить возможность всем людям владеть и наслаждаться данной уникальной работой», — сказал бизнесмен.
Две версии картины «Крик» в 1994 и в 2004 году были украдены из музеев. но позже их обе удалось возвратить обратно.
А самая дорогая картина из всех когда-либо проданных, по прежнему остается картина Поля Сезанна «Игроки в карты». В 2011 году этот шедевр ушел с аукциона за рекордную сумму в 250 млн. долларов.
Интересные страницы нашего сайта:
nepovtorimosti.ru