Урок технологии "Берестяная живопись". Берестяная картина
Урок технологии "Берестяная живопись"
Разделы: Технология
Цель: разработать проект в группах на тему «Природа Сибири», «Звери Сибири» (задача усложнённого уровня) в технике полуобъёмной аппликации или живописи.
Задачи:
- познакомить учащихся с берестой, с традиционным способом заготовки берёсты, её обработкой, хранением;
- представить разновидности изделий из берёсты;
- воспитывать уважительное отношение к природеРодного края.
- научить составлять план работы ТК, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса.
- уметь рационально организовывать рабочее место, распределять совместный труд
- научить работать в технике полу объёмной аппликации.
- Показать учащимся приемы работы с берестой, развивать творческие способности.
Оборудованиеи материалы:
- Презентация 1 «Вводная»,
- Презентация 2 «Наши достижения»
- Презентация 3
- берёста (снимали с чурок на дрова),
- детские книги с иллюстрациями природы и животных,
- клей ПВА,
- бумага для заданного размера,
- тетрадь, карандаш, линейка, нож столовый, рабочий халат, коробки пустые 50*70 3шт., ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр.
План.
1. Организационный момент. Введение. 2. Теория. 3. Практика(распределение по группам, внутри групп, выбор сюжета) 1 урок 4. Практическая деятельность(чистка бересты, распределение её слоёв по цветовой тональности, составление эскиза в натуральную величину, ТК) 2 урок 5. Итог урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
1 урок
1. Введение
Издавна на Руси почитали березу как символ родного края. В самом деле, пользы от нее много. Посадив березу, можно осушить влажный участок сада, березовые дрова горят жарко, да и лыку всегда найдётся применение. Берёзовый дёготь используют в медицине. Наружная часть коры березы называется берестой. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Берёзу ценили за достаточно высокую водостойкость и устойчивость к гниению. Поэтому бересту использовали в строительстве, прокладывая под нижним венцом и между бревнами деревянных изб, плели из нее прочную, защищающую от промокания обувь, изготавливали различные нужные в домашнем хозяйстве предметы. Береста повсеместно использовалась в быту для изготовления различных предметов народного быта: коробочек, туесков, ваз, солонок то, естественно, возникли самые разнообразные способы ее обработки и украшения.
2. Теория.
Презентация 1 «Вводная»
Каждому изделию, применяется своя технология.Анализ технологии их изготовления. Например: слайд 3 – лапти, слайд 4 – корзины, слайд 5 – солонка
– Как вы думаете, каким способом они изготовлены? Пользовались ли вы в начальных классах техникой плетения из полос?
Слайд 6. Кружка. Как можно изготовить её? (Обучающиеся высказывают свои предположения) Смешанная технология, так как изделие сложное состоит из нескольких элементов. Дно и ручка – дерево, боковая поверхность кружки из 2 слоёв декорированная тиснением и аппликативным способом ажурными полосками и цветами, с помощью клея.
Слайд 7. Ваши предложения о технологии изготовления? Из скольких основных элементов состоит туес? (Дно, боковая поверхность, крышка, ручка) Туеса изготовлены для хранения сухих продуктов. Какие способы и технологии, перечисленные выше можно применить, чтобы изготовить туес? Какими способами изделие декорировано?
Слайд 8. Тарелочка – какова её область применения? (Для конфет, фруктов, хлеба, орехов) Что нового вы видите в технике изготовления? (Прорезанная насквозь – ажурная, сшивная – дно с боковой поверхностью)
В работе с берестой сегодня сохранились не только традиционные направления – роспись по бересте, тиснение, прорезная береста, работа с пластовой берестой и плетение бересты, изготовление туесов, но появилось много нового интересного и необычного: сюжетные картины из бересты в технике аппликация, выжигание по бересте.
Широкое распространение получило изготовление украшений из бересты – подвески, заколки для волос, браслеты, бусы, амулеты, обереги. Все это говорит о дальнейшем развитии берестяного промысла, которое выражается в создании новых технологий и направлений работы с берестой.Берестяной промысел Сегодня мы попробуем применить приёмы обработки берёсты и изучить технологию клеёной берёсты на практике под названием «Берестяная живопись».
Актуализация: «Берестяная живопись» – это смешанная техника аппликации и живописи. В наших условиях считаю как наиболее доступный способ. Преимущества берестяной живописи, не требует специальной подготовки. Низкая себестоимость, проста в исполнении, практически не имеет отходов. Учитывая все перечисленные достоинства бересты, изучив опыт народных мастеров, мы попробуем создать свои предметы быта – берестяные картины, которые будут служить украшением школы. В старину дети не учились в школах, для обучения грамоте сыновей пристраивали послушниками в церковь, это были единицы. Люди чтили и уважали людей, знающих грамоту. Остальной люд – назвали «чёрным», «тёмным», то есть не обученных грамоте. Простые люди обучались мастерству, которое кормило их на протяжении жизни. Например?.... Какие ремёсла были нужны в древние времена? (Кузнецкое дело, плотницкое дело, сапожных дел мастер, гончарное дело, столярных дел мастер и т.д.) – Вспомните сказки, литературные произведения, где дети были подмастерьями? Подмастерье – значит работает и обучается под началом Мастера. Отдавать в подмастерье, значитосваивать мастерство, обучаться. И мы поступим также.
3. Практика
Я – «Мастер», мальчики делятся на 2-3 группы «Подмастерья». Каждой группе даётся задание на формате А4: Заполните таблицу распределения работ 7 минут, вписав фамилии, № группы, класс. (Приложение 1)
Домашнее творческое задание:
- подобрать изделие из бересты фото (в электронном варианте), по изображению проанализировать технологию его изготовления, примеры решений изложить в тетради письменно;
- подобрать презентацию о способах и технике изготовления изделий из берёсты.
2 урок
4. Практическая деятельность
Инструктаж ТБ при работе с режущими инструментами.
Теорию заготовки берёсты мы изучили на прошлом уроке.На практике, вам было дано задание: не трогать, живые берёзы, а снимать берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, трудно, но возможно. И в лес не ходить нет необходимости.
Подмастерья-художники и подмастерья-технологи, получите инструкционные карты и приступайте к выполнению своих работ. Остальные подмастерья, сгруппируйтесь таким образом, чтобы сесть за 1 верстак, поставьте 3 коробочки, подпишите на каждой № группы класс (1 коробка не чищенная, 2 коробка – средние слои, 3 коробка – глянцевые слои). На середину верстака выложите всю заготовленную бересту, и приготовьте масляные ножи.
Обработка (показ слайдов, объяснение мастера на практике)
Первый этап обработки бересты.Отложите сразу нетронутую, не чищеную бересту, на стволы «березок». Красивую, белую с лишайниками, наростами.(если толстый слой можно расслоить, убрав нижний слой, иначе в изделии клей не выдержит и «берёза » скрутится). В отдельную подписанную коробку.
«Чистка» – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры (шероховатую поверхность дерева) при помощи обычной щётки и закруглённого ножа. Соскребаем влево и вправо, не поперёк. (Мелкие чешуйки это единственные отходы, удобнее держать большой пласт берёсты вдвоём, на стуле, коленях при выскабливании.)
Второй этап – расслоение бересты на слои. Размоченная береста легко расслаивается.Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Берёзовая кора многослойна и все слои можно и нужно использовать в нашем изделии. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины. Каждый слой может состоять их двух трёх слоёв, разъединять которые тоже можно. Стараемся подцепить и снять слой большим куском, пластом, легче будет в работе. Не мельчи, тоненькие полоски тяжело клеить. Никаких отходов, все пригодится. Сортируем сразу по коробочкам. Тоньше бумаги не расслаиваем.
Средних слоёв всегда больше. Очень бережно относимся к внутреннему слою. Его легко узнать он имеет все оттенки от жёлтых, до кремовых, тёмно коричневых и пальчики по нему скользят. Глянцевый слой самый ценный. Берёста, снятая с погибших берёз имеет внутренний слой тёмный, без блеска и не расслаивается. Такая берёста в изготовлении других изделий практически не используется, потому что не живая, хрупкая. Именно внутренние слои придают нежные природные оттенки картинам из бересты.
5. Самостоятельная работа
– Приступаем к обработке бересты, художники продумывают эскизы, технологи составляют свои технологические карты.
Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6
Раздать в работу.
– Внимание! Все виды работ, очень важны для вашей коллективной творческой работы. К концу урока, поделитесь своими впечатлениями о проделанной работе по очереди. Желаю успеха.
6. Итог урока
– Понравилось ли вам работать с берестой?– Чему научились? Какие сложности были в работе? (Каждая группа высказывается)
Старший подмастерье оценивает работу каждого подмастерья, озвучивая качество работы, аккуратность, указывает, что лучше у них получалось, ставит оценку в своей ведомости. Художники и технологи демонстрируют и озвучивают проделанную ими работу как план работы на следующие уроки.
Выставление мастером оценок за индивидуальную и групповую работу. (В журнал детскую оценку и учителя)
7. Домашнее задание. Ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр. Каждому, ВП заданного размера.
8. Вывод:
– Сегодня вы получили основные навыки работы с берестой, практический опыт по художественной обработке бересты.Научились составлять технологическую документацию. Можно приступать к изготовлению изделия по разработанной вами технологической карте.Самое сложное позади, самое интересное впереди. Спасибо за хорошую работу! Давайте посмотрим, какие работы выполнили обучающиеся в прошлом году и каких добились результатов. Внимание на экран.
Презентация 2, Презентация 3
Уборка материалов и инструментов в рабочих мастерских (5 мин.)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Художественные изделия из бересты - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"
Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор...
Русь моя, берёзовая!Зори – ярко-алые.Трели соловьиные позднею весной.Нивы, реки плёсовые,С паводками шалыми.Руки очарованы чудной берестой.
Мастер улыбается,Гладит шёлк с волнением.Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.Много дней в стараниях,Ночи часто в бдениях,Мчатся над склонённою, в деле, головой.
Лёгкие, играющие,Русские фантазии,Вязью рукотворною сложены в года.Миги исчезающие.Жить с собой в согласии. Рощи, мысли светлые, талая вода...© Copyright: Любовь Михайлова
Махнюк Владимир Георгиевич | Берестяное Барокко
«Берестяное барокко» - именно такое название получил стиль работы мастера после проведения ряда персональных выставок в Москве в середине 90-х годов.
Владимир Махнюк живёт и работает в городе Шадринске. Занимается изготовлением высокохудожественных столовых наборов из бересты, пригодных для использования, вплоть до чайных сервизов с самоварами.
Я в березовых поленьяхСлышу музыку любвиИ природы вдохновеньеИз кусочка бересты .Припаду щекой румяной,Белой птицей воспарю...Она нежная, как мамаВ летнем сказочном раю .Душу светом озаряя,Упоительно звеня...Береста - она святая,В ней - загадка Бытия !Сколько русского, родногоВ светлом образе берез,Теплота живого словаВ серебристых каплях грёз...Первозданная Природа -Матерь Божия Земли !Чудодейственным ПокровомНас спаси и сохрани !Жаль мне тех, кто чудо этоБросит с жадностью в огонь .Береста как кучка пепла,Как запёкшаяся боль !..© Copyright: Елена Киргизова
Береста - самый поэтичный из всех поделочных материалов! Сама его текстура уже перемещает нас в сказочный мир природы.
Сергей Сурин - живопись на бересте
Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте.
Берестовая кора, которая является холстом художника, подходит для этого как нельзя лучше: она придает работам объемности, бархатистости, воздушности, и кажется, что картины, которые выходят из-под руки мастера, дышат.
Береста дает человеку положительную энергию
Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.
Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все : кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь . Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.
Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.
Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть <белым золотом>.
Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.
Бетулин
- защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.
- предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.
- способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.
- снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.
- облегчает течение болезни.
- в берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.
- давно известный способ обеззараживания воздуха. Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.
источник
edwardjournal.livejournal.com
Природа Урала...или картины на бересте...
Поделиться:
Всем от меня приветики!!!На днях мне заказали оформить бутылочки с целебным напитком...В основе украшения - желательна природа Урала...т.к бутылочки поедут в Абхазию в подарок очень милым людям...Проштудировав инет- откопала чудесные работы Сергея Сурина "Картины на бересте"...просто влюбилась в эту красоту...и с удовольствием применила их на своих бутылочках...Девочки! я фотографировала специально без крышечек...так как на них хорошо видно название этого целебного напитка...а правила сайта запрещают "рекламу" названий напитков...что получилось - смотрите...Это - первая сторона....
а вот так - с обратной стороны...
Расскажу подробненько, как всё было....Сначала я отмочила этикетки с бутылочек в холодном мыльном растворе...(использую шампуньку)а потом прогрунтовала белой акриловой краской обезжиренные спиртом бутылочки...
Пока бутылочки сохли на балконе на приятном летнем ветерке- распечатала на фотобумаге и хорошо пролачила фрагменты (на 3-5 раз) с последующей просушкой феном...
Затем - замочила в горячей воде хорошо просушенные распечатки минут на 15...
И пальчиком скатала лишние слои фотобумаги до полупрозрачной плёночки...
А потом -наклеила истончённые распечатки клеем ПВА с обеих сторон бутылочек, соблюдая очерёдность зимнего и летнего пейзажа...
на торцах бутылочек - стекой для детского труда (такие бывают в коробочке с пластилином )сделала налепы...из шпатлёвки, хорошо просушила (сутки на балконе) и чуть затёрла их чёрной акриловой краской... (имитация шершавой фактуры берёзовой коры)...
золотым точечным контуром выделила рамку, на которую "натянута" картина из бересты...а чёрным контуром выделена сама береста и "ниточки",удерживающие её на рамке...Всё покрываем лаком раз 5-7 с просушкой каждого слоя...Почему так много? а просто наша шпатлёвка - очень хрупкий материал..но за счёт лака приобретает хорошую прочность...Хотите чтобы бутылочка долго радовала глаз? значит - не жалейте лака...каждый новый,хорошо просушенный слой - это ещё и ещё одна защитная плёночка на нашей работе.
вот такая красота у меня получилась...
и вторая сторона бутылочек...
мне нравится...а вам?
Девочки! для грунтовки всегда пользуюсь этой краской...никогда не подводит! всегда идеально белая и стойкая!
Девочки! простите за немного кривые фотки... и спасибо, что досмотрели...
ваша Ланочка.
stranamasterov.ru
Сегодня мы беседуем с белорусской художницей, Мельниченко Аллой Михайловной. Алла Михайловна обучалась живописи и рисунку в мастерской Владимира Андреевича Минейко – известнейшего живописца, члена Союза художников Беларуси. Сегодня Алла Михайловна работает художником в Туровской епархии. В 1996 году по благословению Владыки Петра начала писать иконы. Писала образа для храмов Бобруйской, Витебской епархий, частных коллекций, выполняет списки со старых белорусских икон. Живописью на бересте занимается с 2000 года. - Алла Михайловна, почему Вы занялись живописью на бересте, чем объясняется ваш выбор? Как Вы работаете? - Береста привлекает в первую очередь тем, что это природный живой материал ну и, конечно же, своей текстурой. Сама по себе береста совершенна и, если добавить немного живописи, в композиции и по колориту получается полная гармония. Пейзаж выполняется маслом на бересте, предварительно очищенной от верхнего слоя, и ничем не покрывается. Теплые оттенки коры служат естественным фоном для живописи. Эта уникальная техника как нельзя лучше подходит для того, чтобы перенести нас в потаенный мир Полесья, в его сказочное измерение. Искусство живописи по бересте пришло к нам из России. Много людей здесь, в Белоруссии, даже не знают о таком искусстве. Подходят во время выставок, интересуются. Бересту срезаю с мая по июль со старых берёз. Трудность в том, что надо забраться повыше, чтобы срезать ровную бересту, при этом, при правильном снятии, вреда дереву не причиняешь. Иногда договариваюсь с лесником, и он снимает мне кору с поваленных или срезанных деревьев, опять-таки, в эту пору года. Сразу после снятия бересту помещают под пресс, чтобы она расправилась. Закрепляют обычно на гофрокартоне клеем ПВА и снова под пресс. Я оставляю часов на 12. Для рисунка на бересте пользуюсь только масляными красками и иногда простым кухонным ножом для процарапывания нанесённой краски. Иногда кусочком грубой холщёвой ткани протираю свеженанесённую краску в нужных местах, чтобы придать прозрачность, объём изображению. Работаю я дома, привыкла, дома и стены помогают! Главное - тишина, красивый вид из окна и чашечка крепкого кофе, ну и вдохновение, конечно... Отдыхаю в лесу, на природе. Прогулка с собакой по лесу или полю способна зарядить энергией на целый день. В своей работе использую как гладкую бересту, так и с наплывами. Все определяется сюжетом. С наростами, конечно, интереснее! Объёмные композиции получаются. Но, иногда бывает, сюжет требует и гладкой бересты. Обычно вижу сюжет сразу на куске коры, когда береста ещё чистая и вставлена в раму. Сюжеты все - моя авторская фантазия и посвящены моей любимой Беларуси, её укромным, тихим уголкам, храмам, озёрам, деревенькам. - Как реализуете свои работы. Кто основной покупатель? - Реализую по-разному. С выставок, обычно. В салоне, в Гомеле, постоянно экспонируются несколько моих работ. Основной покупатель - мои соотечественники. Белорусы очень любят такие лиричные пейзажи. Итальянцы очень звучат на бересту, голландцы покупали для коллекций. Очень любят россияне такое искусство! - Спасибо за беседу. Надеюсь еще не раз показать посетителям нашего сайта ваши работы. |
dacha-olgino.narod.ru