Выставка Антона Тотибадзе «Народная мудрость» открывается в Askeri Gallery. Антон тотибадзе картины
«Эта шаурма шикарная, мне нравится её форма — она как женщина» — The Village
20 мая в московской галерее 25Kadr открылась выставка молодого художника Антона Тотибадзе «Совокупность изяществ». Абсолютно все работы на выставке — это написанные на разного размера холстах и бетонной плитке темперой еда и продукты: стейки, яичница, запечённый целиком поросёнок, хинкали, раки, пицца, арбуз и дыня, пиво и другие алкогольные и нет напитки. «Совокупность изяществ» — третья персональная выставка художника, которому всего 21 год. Главным сюжетом более ранних картин Антона также была еда. The Village сходил на выставку на «Красном Октябре» и поговорил с художником о резиновом осьминоге, шаурме на «Чистых прудах», любви к еде, путешествиям по гастрономическим маршрутам и дизайне для ресторанов.
— Привет, я Антон.
— Аня.
— Я сейчас обедал с Марко Черветти, он дружит с моими папой и дядей (художники Константин Тотибадзе и Георгий Тотибадзе. — Прим. ред.). Он тебя знает, оказывается.
— Конечно знает, Марко чудесный человек и повар. Но давай о тебе, у меня много вопросов.
— Но ты же не будешь спрашивать меня, почему еда? Это все спрашивают.
— Ммм, хорошо, чёрт. Ты молод, да?
— Я эликсир молодости пью. Да нет, шучу, мне двадцать один.
— Ты очень молод!
— Ну извините.
— С детства рисуешь?
— В детстве все рисуют.
— А всерьёз?
— Я рисую картины последние года четыре максимум. В 2011 году начал. До этого боялся и всё время занимался дизайном. И сейчас я этим, собственно, и зарабатываю. Я иллюстратор, дизайнер, всё остальное — полный комплект. Я боялся, знаешь, когда начинаешь учиться, тебе везде говорят: «Вот, художка». Знаешь, вот это слово... И я как-то стремался. Но у меня папа художник.
— Тебе можно было не ходить ни в какую художку. Сел рядом с отцом и рисуешь, смотришь. Наверняка ты так делал?
— Я подходил с дротиками и кидался.
— Злился на него?
— Да нет, просто хулиганил.
— Я подумала, может это он тебя и не отвёл в зоопарк? Как на той картине. «Пап, пойдём в зоопарк!» Или это не про твоего папу?
— А ты видишь, в чём там фишка, да? Воскресенье, похмелье, как всегда.
— Значит зоопарка не будет. То есть это не твоя личная история, с тобой этого не было?
— Нет. А может, и было, не знаю. У нас шесть детей в семье, кстати. Я старший.
— Все рисуют?
— Малявки да. Или нет... Муська не рисует. Ты знаешь Муську? Сестра моя. Она сейчас становится модной.
— Это что значит?
— Она поёт и выступает. Ты набери её в Google.
— Насчёт выставки. Ты говоришь, что всерьёз рисуешь четыре года. Я хотела уточнить, эти работы — какой по объему кусок из всего?
— Это последний писк. Это моя третья персональная выставка. Первая была в 2011 году, собственно, когда я только начал. Я что-то так резво наклепал работ, что мне предложили сделать выставку в кафе «Март» на Петровке. Следующую выставку я сделал сам, в галерее «180 М2», там сейчас Еврейский центр толерантности.
— Знаю такое место, была там на выставке фотографа Марка Боярского.
— Ну да, он там тоже делал. В этой галерее я всё сделал сам для выставки: не было света, я сам красил стены в белый. Такая морока, честно говоря.
— Что там были за картины?
— Мои натюрморты. Жратва.
— То есть тоже еда. Хочется задать запретный вопрос.
— Была парочка не с едой — с туалетом и раковиной. Ты видела? Сейчас покажу (открываем Behance Антона на Ipad. — Прим. ред.).
— Эй, мой инстаграм похож на это! Я чудовище?
(Смотрим картину «Инстаграм чудовища», на ней изображено мясо. — Прим. ред.)
— И мой тоже, не волнуйся. Вот, смотри, если хочешь, полистай, тут последнее, и, соответственно, чем дальше, тем раньше.
— Красота!
(О фотографии картины «Сэргей идёт на свиданье». — Прим. ред.)
— Знаешь, что это такое? Это мне заказали на 150 лет журнала Allure, попросили все эти мужские принадлежности нарисовать и купили картину для презентации. Это два таких холстика. Они сами выбрали средства, прислали мне целый пакет и, к сожалению, не отдали, а я бы хотел.
— Какие жадные! А Сэргей это кто?
— Это никто, это просто.
— Я всё хочу найти связи между твоей реальной жизнью и твоими картинами. Может, ты действительно вдохновляешься инстаграмами людей.
— Да нет. Они бы мне предъявили за это потом...
— Теперь вижу, ты рисуешь не только еду, но преимущественно её.
— В основном еду, я согласен.
— Где ты учился?
— В Академии дизайна у Бориса Трофимова. Он делал, кстати, дизайн для Олимпиады-80 в Москве: стиль, пиктограммы, навигацию. Меня тогда тоже, как и тебя, не было ещё на свете.
— Людей ты совсем не рисуешь?
— Людей нет. Я свою девушку пару раз рисовал карандашом, в ресторане пьяный, а так нет. У меня не очень с людьми.
— А готовить, как я поняла, любишь.
— Да. Мы с другом как-то решили приготовить хинкали в 2009 году, с тех пор мне нравится. Снимали всё это на видео, у нас был проект «Сытные дни» в «ВКонтакте». Сейчас мы его забросили. Мы придумывали меню, звали гостей, готовили, всё фотографировали и потом ели.
— В итоге ты стал специалистом по хинкали?
— Нет, с хинкали всё началось, они не получились, это был кошмар.
— Болели животы?
— Нет, не болели, мы просто не смогли их слепить. Это вообще женская кропотливая работа, лепить их, это нереально. Они разрываются. И хачапури я не смог приготовить. А так вообще что-то получалось. Тайскую мы делали еду, грузинскую. Смотри, мы здесь молодые ещё совсем. Это мой друг Искандер — внук Фазиля Искандера. А вот какие-то видео, что я монтировал. Видишь, пятьдесят шесть минут идёт. Потом уже стали сокращать. В общем, алкоголизм такой.
— Еда занимает в твоей жизни очень много места всё же. После хинкали что у вас первое получилось приготовить?
— Лагман! Мы сами делали лапшу, покупали специальные железные линейки, чтобы её резать. Как могли, так и делали. Толстенькая и неоднородная получилась, всё как надо. Сожрали быстро, за секунду, целый казан.
— А что было важнее — приготовить еду, посмотреть, получится или нет определённое блюдо, или всё же собрать друзей вместе и повеселиться?
— Наверное, равноценно. Просто самый азарт был вначале, когда ты не знал, получится блюдо или нет. Берёшь рецепт, не видишь ничего сложного, вроде вкусно — почему бы не сделать? Зачем идти в ресторан? И потом, в ресторане не потанцуешь, свою музыку не поставишь. Конечно, потанцуешь, но это другое...
— Вы готовили то, что уже пробовали?
— Ну вот лагман я попробовал, когда мы на Казантип ездили с другом. Не с целью потусить (я таких сборищ не люблю), а просто в то место. Я захотел повторить это блюдо. А был, например, удон с куриной лапшой и вешенками — по рецепту Зимина на «Афише-Еде». Я там первый и единственный раз в жизни использовал звёздочку анисовую, вообще-то я анис не очень люблю, анисовую водку то есть, она тяжёлая. В блюде вкус аниса в итоге особо не чувствовался, но мы эту звезду запарились искать.
— Анис ты не любишь, а что любишь? Ты же наверняка рисуешь еду, которая тебе нравится.
— Да, иногда даже слишком нравится.
— Можно рисовать то, что нравится по виду, и то, что нравится по вкусу, а лучше чтобы всё вместе. У тебя какое соотношение в этом вопросе?
— Понимаешь, я рисую свои впечатления и эмоции от жратвы. И даже если это не очень получилось, ты же знаешь, что ты имел в виду. Поэтому вспоминаешь и думаешь: «Ах, есть хочется!»
— Фотографировать еду модно, этим занимаются все почти. Есть, например, девушки, преимущественно, которым всё равно, что в тарелке, если это выглядит красиво. Они это и есть не будут, просто лайки заработают на пирожном с ягодками и чашке кофе. Мне же, наоборот, принципиально важно, что находится в тарелке, и как бы красиво блюдо ни выглядело, я не опубликую фотографию, если еда невкусная. Хотя если всё слишком плохо, я это сделаю, чтобы написать под ней: «Вообще никогда не ешьте это!»
— Я как-то читал Джейми Оливера. Он пишет, что чем беспорядочнее всё на тарелке, тем вкуснее. Меня тоже немного передёргивает от этих фотографий тех, кто зёрнышки аккуратно раскладывает, пирожное с клубничкой ставит. Я вот, кстати, в этом году первый раз поросёнка приготовил.
— Это он на картине «Только не сожри всё один»?
— Нет, этот слишком большой был бы для того ужина. Я рисовал с фотографии. Мы на Новый год поснимали, ну и по памяти ещё. Кстати да, очень часто, почти всегда, выходит так, что начинаешь рисовать — и блюдо получается гораздо больше, чем на самом деле.
— Наверное, ты рисуешь голодным.
— Да нет, просто как-то так рука устроена: ты идёшь, идёшь, идёшь — и бокал пива во-о-от такой получается. А вообще рисовать большие размеры гораздо сложнее, чем реальные.
— Что бы ты никогда не нарисовал? Какое блюдо?
— Классный вопрос. Ты имеешь в виду из существующих? Или я могу сейчас придумать блюдо?
— Можешь придумать.
— Я бы не нарисовал... Ну не знаю, я пытаюсь какую-то пошлятину назвать, что-нибудь обычное. Как это сказать... как из инстаграма какой-нибудь тёлки (в плохом смысле этого слова).
— Всё, что ты нарисовал, очень фотогенично. Кроме поросёнка, давай про другие картины. Есть истории, с ними связанные?
— Есть, но не со всеми. Вот, например, с бонгом точно есть история. Я даже забыл про то, что хотел это нарисовать, но вспомнил, когда листал фотогалерею в телефоне. Мы тогда были с друзьями, была, правда, чашка чая и бонг, это дико смешно выглядело. Может, это именно тогда мне так показалось, но было прямо обхохочешься. Бонг такая вещь, вроде как не пошлая, в ней есть что-то, она стеклянная, прозрачная.
Вот ещё шаурма. Вот та, что по центру сейчас висит, «Однажды в фитнес-клубе 3D», это реальная шаурма из киоска на Чистых прудах, около метро. Она всё время почему-то именно в таком объёме, знаешь это место? Выходишь из метро, и там куча палаток.
«Однажды в фитнес-клубе», холст, темпера, триптих150х100 см«Однажды в фитнес-клубе», холст, темпера, триптих150х100 см
— Да я там хожу почти каждый день, я знаю эту шаурму! Может, ты с утра проходишь мимо, раз она целая?
— А ты маленькие там видела?
— Я, честно говоря, туда не заглядываю, но теперь обязательно буду.
— На Арбате, например, в переулке, там, где кафе «Генацвале», там тоненькая шаурма, та, что на картине «Однажды в фитнес-клубе».
— Да, я знаю это место тоже!
— А вот эта шаурма шикарная, мне больше всего нравится её форма, как женщина, это на проспекте Мира, тоже около метро — «Однажды в фитнес-клубе — 2».
— Слушай, все места, которые ты называешь, каким-то образом были связаны с моей жизнью довольно сильно. Я сама эту шаурму не ела, но видела её тысячу раз.
— Вот на проспекте Мира она гениальная, прямо очень вкусная, попробуй! Там даже гаишники останавливаются, берут и дальше патрулируют.
— А еду из ресторанов рисуешь?
— Хинкали, например. Но это неочевидно, я не рисую столовые приборы и какие-то опознавательные знаки заведений. Всё-таки пытаюсь одомашнить вид. У этой серии смотри какой минималистичный фон. Именно для выставки я так придумал и сделал. А вообще я собирался сделать так: почти нет стола, тарелка в таком ракурсе, что почти её не видно. Но получилось так, как ты сейчас видишь.
— Не совсем так. Слушай, осьминог шикарный.
— С ним тоже есть история. Я отрыл в интернете видео, бренд-шеф из «Азбуки вкуса» готовил осьминога, и мне показалось, что это может быть вкусно. Я купил осьминога прямо вот такого, большого, свежего, не мороженого. Надо было у него выковыривать зуб. Знаешь? Это в центре, где у него расходятся клешни, такая херня, реально похожа на коготь.
— И ты его приготовил?
— Получилось как-то жестковато. Тот дядька классно приготовил, а я, по-моему, передержал. Но я всё равно его съел, ел такие ластики...
— В рюмках водка?
— В рюмках водка. А вот, например, где бонг, там текила. Смотри, вот этот торт (на картине «Как Клава соперниц обходила». — Прим. ред.) готовит моя тётя на праздники. Она владычица этого клубничного торта, она его довела до совершенства.
— Слушай, ты же дизайнер, ты рисовал что-то для ресторанов? Фирменные стили, иллюстрации?
— Да, мы как раз в последнее время занимаемся в основном ресторанами. Вот сейчас делали, например, бар-кафе во Владивостоке. Представляешь? Как-то они нас вычислили.
— А московские? Что-нибудь, что я могу знать.
— Есть такая гастрономическая лавка в Крылатском, называется «Бульон Крутон». Хозяин Саша Затуринский. Я рисовал фирменный стиль этому месту, этот проект, кстати, у меня был на диплом. Даже этикетки для их вина делал. Ещё делал фирменный стиль для Rose Bar. Ты, кстати, была там?
— Я заходила, увидела Филиппа Киркорова в окружении блондинок и сбежала. Не думаю, что там хорошо.
— Не знаю, вывеску прикольную сделали. Но я внутрь не заходил. Ещё я иллюстрировал книгу рецептов грузинской кухни. А это вот смотри, узнаёшь?
— Это Дорогомиловский рынок?
— Да, ты даже можешь точно определить, где именно. Видишь номера у прилавков.
— Мне очень нравится, что у тебя всё так связано с Москвой. Реальные места с шаурмой, настоящий рынок.
— Я ходил на рынок не один. Знаешь Сашу Заливако? Я стеснялся один ходить рисовать, а она со мной за компанию ходила и мы стояли и рисовали вместе. С нами все там подружились. Мы провели там несколько дней. На Дорогомиловском нельзя фотографировать, ничего нельзя делать, а рисовать можно.
Иллюстрации к книге рецептов грузинской кухниИллюстрации к книге рецептов грузинской кухниИллюстрации к книге рецептов грузинской кухниСерия «Рынок»Серия «Рынок»Серия «Рынок»
— Можно исподтишка.
— Можно, но это фигово будет. А так охранники подходят: «Что делаешь?» — «Рисую», «А, ну нормально». Я потом подарил продавцу рыбы рисунок. А мне за это тётка, которая соленья продаёт, подарила целый мешок всякого разного.
— Ты рисовал свою любимую лавку с соленьями или которая лучше всех выглядела?
— По-моему, второе.
— А с сыром?
— С сыром тоже не то, что надо.
— Я вот сыр в углу у тёти покупаю на этом рынке.
— Может быть, мы у одной покупаем. 422-й там номер?
— Посмотрю, не обращала внимания на номер.
— Правильная у тебя точка, в общем.
— Мне её сдал правильный человек.
— Я её не рисовал потому, что, кажется, неудобно было стоять. Так-то с виду нам всё одинаковое. Где-то ещё была выпечка, хлеб. Наверное я не всё выложил. Но видишь, тут не только еда, есть рисунки из метро, из института, а вот и «Джон Донн» — нарисовал это ручкой и на компьютере потом красил.
— У меня есть фотография их этого хлебного ларька на рынке, смотри.
— А, да, это ты ведёшь инстаграм The Village Food.
— Да, смотри, а это устрицы, из Барселоны, недавно. Они же выглядят совершенно космически. У тебя нет картин с устрицами?
— Я не рисовал устриц.
— Нарисуй устриц, пожалуйста. Они невероятные.
— Да, устриц много кто любит. Может быть, и нарисую потом. Знаешь, я когда куда-то еду, я за неделю или за две опрашиваю всех, кто там был, кто что посоветует. В прошлом или позапрошлом году ездили в Париж. Знаешь Гену Иозефавичуса? Он мне исписал два листа А4 с обеих сторон. Я потом погуглил и себе распечатал со всеми подробностями. Список крутых ресторанов. Это так круто! Пофигу Лувр, пофигу всё остальное, но рестораны!
— Я тоже всегда так делаю, все маршруты гастрономические в первую очередь.
— Сейчас я навожу справки про Барселону, кстати.
— А я собственно только что оттуда, могу помочь.
— Вот какая полезная встреча-то оказалась, очень приятно познакомиться.
— Взаимно.
Фотографии: Михаил Лоскутов
www.the-village.ru
Художники и мастерские. Саша Пастернак и Антон Тотибадзе
Заглянуть за грань — одно из сильнейших и древнейших желаний человека. Увидеть механизм, вращающий Вселенную. Прикоснуться к тем шестерёнкам, что заставляют работать наше тело. И, конечно же, откинуть занавес, скрывающий художника. Понять, какую волшебную пыльцу он использует вместо медовой акварели, а главное — как рождается вдохновение.
Приоткрыть завесу тайны поможет святая святых любого творческого человека — мастерская. Итак, у нас есть три молодых успешных российских художника и их студии. Давайте посмотрим, где и над чем они работают!
Сегодняшние наши герои — Саша Пастернак и Антон Тотибадзе — работают в одной мастерской.
Изначально, по словам обоих художников, помещение было в достаточно плачевном состоянии:
«Синий потолок, красный пол, где-то стены были зелёными, где-то розовыми, оранжевыми, чёрно-белыми, полосатыми. В каких-то местах была серебряная звукоизоляция, где-то она была обклеена фольгой. Не было ни электричества, ни водопровода. Протекала крыша, а посреди второго этажа стоял унитаз»
Но после капитального ремонта студия возродилась. Теперь это живой организм, где каждый новый день не похож на предыдущий. Как говорят сами художники, в мастерской пусто и скучно не бывает:
«Люди приходят, не приходят; по делу, без дела; выпить, закусить; ночь, утро, похмелье; картины постоянно приезжают-уезжают, перевешиваются с места на место; пьянка, уборка, работа, сериалы, бокалы бьются, ментов вызывают. Вот ещё недавно муравьи завелись!»
В работах Антона и Саши находят отражение будни мастерской: у Тотибадзе — в рисунках еды и напитков, у Пастернак — в любимых ею цветах и бытовых мелочах.
Антону Тотибадзе всего 22 года, четыре из которых он всерьёз занимается живописью. Родился он в семье не просто большой, а огромной: без малого тринадцать человек. Учился Антон в Высшей Академической Школе Графического Дизайна, в мастерской Бориса Трофимова, который является одним из разработчиков пиктограмм и стиля Олимпиады-80.
Картины Антона просты: зачастую это натюрморты с едой и выпивкой разной степени крепости. В его работах нет скрытых символов и аллегорий, только впечатления, возникающие от определённых сочетаний предметов.
«Как ключ в домофоне. Поставил рюмку, бутерброд и сигаретку, и внутри тебя срабатывает механизм: вспоминаешь всякое, улыбаешься, мечтаешь выпить», — говорит художник.
Вкупе с этими ассоциациями и интересными названиями, как «Скоро отпустит», «Мечтатели» или «Как Володька ва-банк пошёл, а Серега блефовал», каждая картина становится маленькой историей, где герои — простые люди со своими привычками, проблемами и надеждами.
Саша Пастернак старше своего друга на два года. Художница учится в РУТи-ГИТИСе на отделении сценографии. Некая театральность присутствует и в её работах: чёткие линии, яркие оттенки, минимальное количество деталей, составляющие картины выстроены в одну линию, а фон — только цвет. Всё это создаёт атмосферу некоего напряжения, что совершенно нехарактерно для натюрмортов с цветами или фруктами.
Сама Саша считает, что главное для неё, как для начинающего художника, — работать, работать, работать и развиваться. Не бояться показывать свои картины, знакомиться с людьми.
«Мне хотелось бы иметь некое подобие расписания, но пока что не получается, — признаётся девушка, — Каждый день в мастерской — особенный. Часто приходят друзья, и мы делаем всё, что приходит в голову: рисуем, готовим, танцуем, лепим из глины…»
Вот и закончилась наша маленькая экскурсия! Занавес вновь опущен, свет погашен, зрителей просим покинуть зал. Конечно, ни одна фотография, ни один даже самый подробный рассказ о том, что и где лежит в студии у художника, не раскроют тайну его таланта. А может, и не нужно заглядывать за грань? Пусть волшебство остаётся волшебством. Чем-то запредельным в мире, где царствуют физика и химия.
artifex.ru
Выставка Антона Тотибадзе «Народная мудрость» открывается в Askeri Gallery |
23 мая 2018 года в Askeri Gallery (Москва, ул. Поварская, д. 31/29) открывается персональная выставка Антона Тотибадзе «Народная мудрость». Экспозия – это серия работ на холсте и дереве, посвященных фантазиям о лете. Художник исследует мир безусловных ценностей городского жителя – дача, шашлыки, пруд и грядки, понятные каждому радости, выходящие за рамки повседневности.
«Народная мудрость – тема серьезная. Мощнейшая, сформированная веками, концентрация здравого смысла, наблюдательности и смекалки. Руководство по эксплуатации вселенной, если угодно. Но народная мудрость – далеко не всегда слова. Ей вполне может быть изгиб на рукоятке топора; коробок из-под спичек, наполненный солью, или букет пижмы в сортире, отгоняющий мух. В правильный день такой мудростью легко может стать трехлитровая банка пива, распитая друзьями под только что сваренных раков. Подобные штуки, волшебные «палки-выручалки», так или иначе окружают нас повсюду. Хотя за городом этого добра определенно больше. И когда уже нет сил ставить лайки, оценивать поездки на такси и выбирать очередной сериал, усевшись за компьютер с тарелкой еды, у нас всё ещё есть возможность отъехать от Мордора километров на 200, махнуть рюмку водки, закусить докторской, спуститься к реке, закинуть удочку, цепануть десяток окуней к ужину; положить картошки в костер и снова выпить. За любовь, за родителей, за красоту», — рассказывает о своей выставке и её идеи художник.
Завершит свою работу выставка 18 июня.
Посещение доступно только после предварительной записи по тел.: +7 (499) 518-03-44.
Картошка. Художник Антон Тотибадзе. Холст, акрил, темпера. 180х180 см, 2018 год
Клюет 1. Художник Антон Тотибадзе. Акрил, дерево. 59х61 см, 2018 год
Клюет 2. Художник Антон Тотибадзе. Акрил, дерево. 59х61 см, 2018 год
Рыбалка. Художник Антон Тотибадзе. Холст, акрил, темпера. 180х180 см, 2018 год
Для справки:
Антон Тотибадзе родился в 1993 году в Москве. Сын художника Константина Тотибадзе и племянник художника Георгия Тотибадзе. В 2013 отличием закончил Высшую Академическую Школу Графического Дизайна, мастерская Бориса Трофимова. В 2013 году принял участие в выставке в Государственном Русском Музее. После чего был принят в коллекцию фонда живописи музея XX—XXI века. С 2014 по 2015 года преподавал изобразительное искусство в школе London Gates Education Group. Пять персональных выставок Антона Тотибадзе прошли в разных галереях Москвы и одна – в Таллинне. Его работы принимали участие в групповых выставках в галереях и музеях, выставлялись на ярмарках «Арт-Москва» и Cosmoscow. Работы находится в коллекциях Государственного Русского музея, Музея Органической Культуры, в частных собраниях в России, Грузии, США, Франции, Латвии, Эстонии, Германии, Англии.
artmoskovia.ru
Антон Тотибадзе. Скоро всё наладится.
Открыть доступДо 22.10.2017 в Галерее Тотибадзе / Totibadze Gallery – ЦСИ «Винзавод».
Вдоволь насладившись едой и выпивкой, Магистр Вселенной (также известный как Антон Тотибадзе) наконец оторвал взор от обеденного стола и обратил его к небесам и за их пределы.
Сшибая на своём пути легионы звёзд, взъерепенивая бесконечность ледяными кометами, окуривая раскалённым пеплом стратосферу и густо заливая пространство ультрафиолетом, на всех парах несётся в город на семи холмах эпохальное супер-шоу именуемое, внимание! – «Скоро всё наладится».
Сбрасывая фартук обыденности, художник впервые является в образе путеводной звезды для заплутавшего во мраке предрассудков человечества, вселяя в сердца необходимую для проживания на нашей изможденной планете надежду. (Удар молнии. Занавес закрывается.)
Антон Тотибадзе, сын художника Константина Тотибадзе и племянник художника Георгия Тотибадзе. Родился в Москве в 1993.
С отличием закончил Высшую Академическую Школу Графического Дизайна (мастерская Бориса Трофимова). Важным событием своей жизни художник считает первое приготовление хинкали совместно с другом в июне 2009 года. С тех пор Антон серьёзно занимается кулинарным искусством.
В 2013 году принял участие в выставке в Государственном Русском Музее. После чего был принят в коллекцию фонда живописи музея XX—XXI века. Работы Антона Тотибадзе были представлены на международной молодежной биеналле 2016 в Венеции.
Информация (на 14.09.2017):
Галерея Тотибадзе / Totibadze Gallery в Центре современного искусства Винзавод.
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – пятница с 11:00 до 20:00, в субботу и воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Посещение галереи – бесплатно
cultobzor.ru
Художники Антон Тотибадзе и Александра Пастернак
Сегодняшний выпуск нашей программы посвящен выставке Антона Тотибадзе и Александры Пастернак. Совместный проект молодых художников под названием «А где-то кутеж» представили в галерее Тотибадзе на Винзаводе.
Галерея Тотибадзе открылась 1 марта 2016 года. Новое выставочное пространство было организовано в бывшем бродильном цеху на территории нынешнего Центра современного искусства «Винзавод». Организаторы проекта – кинорежиссер Марина Цурцумия, коллекционер Георгий Ташкер и известные в Москве живописцы братья Константин и Георгий Тотибадзе. Сын Константина, художник Антон Тотибадзе и его подруга, живописец Александра Пастернак открыли в галерее выставку своих картин «А где-то кутеж».
Антон Тотибадзе происходит из грузинской художественной династии Кутателадзе-Тотибадзе. Александра Пастернак – правнучка великого поэта и писателя Бориса Пастернака. По словам куратора выставки Марины Цурцумия, это обстоятельство не могло не наложить определенный культурный отпечаток на творчество молодых авторов.
Марина Цурцумия: Этих людей объединяет, безусловно, схожая художественная манера и определенное культурное видение, потому что и Саша, и Антон, и это очень важно, происходят из династических художественных кланов. Потому имеет такой глубокий отдаленный смысл, что, естественно, дети всегда впитывают то, что дает им семья. Когда в вашей семье дедушка был Борисом Пастернаком, а в другой семье прадедушка был ректором грузинской Академии художеств, наверное, существует какая-то культурная история, и она тоже заставляет детей маленьких тянутся и заниматься самообразованием. Потому что, к сожалению, очень много сейчас молодых людей, которые считают, что художник – это тот человек, который умеет хорошо и быстро продать свои картины. Здесь совсем другая история. Это не случайно. Во-первых, они объединились как пара. Но их объединение произошло тоже не случайно, потому что они очень близкие по духу люди и их живописные манеры тоже очень схожи. Очень интересно, как они взаимно влияют друг на друга, потому что когда они, так сказать, начинали, они были тоже немножко другие. И вот это совместное общение, совместный творческий опыт, совместные творческие переживания, они их, безусловно, обогащают. И вот сейчас, как мне кажется, живописная манера Саши очень выросла. И она уже из «девочковой» живописи превращается в по-настоящему очень интересного и серьезного художника. И приятно, что эти люди очень молоды. Работы Антона были отобраны на Молодежную биеннале в Венеции, и очень приятно говорить о возрасте этих людей, потому что им всего двадцать с небольшим лет. Поэтому надеюсь, что за ними большое будущее и все у них будет хорошо.
RadioBlago: Антон Тотибадзе родился в Москве, окончил Высшую академическую школу графического дизайна в мастерской Бориса Трофимова. По словам художника, искусством не увлекаются, а живут. И лично он сам начал жить искусством совсем недавно, буквально 5-6 лет назад, когда стал всерьез заниматься живописью. За это время Антон Тотибадзе успел принять участие в семи групповых и пяти персональных выставках, в том числе в Русском музее. Его работы входят в частные собрания в России, Грузии, США, Франции, Латвии, Эстонии, Германии, Англии, а также в коллекции Музее Органической Культуры и Государственного Русского музея.
Марина Цурцумия: Антон растет, он выучился у очень хорошего дизайнера Бориса Трофимова. Вот что самое главное – это школа. Это понятие сейчас немножко теряется. А, на самом деле, это очень-очень важное понятие, именно понятие «школы», «живописной школы», «литературной школы». У нас такое время сейчас, когда вот связь времен немножко прервалась. И мне кажется, что потихонечку, сейчас это налаживается и возвращается к тем благословенным временам, когда у студентов был учитель, которому они безоговорочно доверяли, который их действительно вел по жизни и приводил к какому-то хорошему, высокому художественному результату. Поэтому хотелось бы отметить, что у Антона такая школа есть, помимо его отца и дяди, еще он окончил прекрасный институт и у прекрасных учителей учился. И, конечно, любой человек, который серьезно к себе относится, как к художнику, он будет работать над собой. Надеюсь, что у Антона будет еще лучше все.
Я могу отметить то, что на это выставке, мне кажется, показательные работы в этом новом этапе Антона, это работы, которые, собственно, и дали название выставке «А где-то кутеж». Потому что, с моей точки зрения, это очень интересные, художественные новации, которые базируются на основе классического искусства, но при этом он смело работает с такой, почти китчевой составляющей, как свечение в ультрафиолетовой лампе. То есть он не боится этого: при естественном освещении – это одна картина, при ультрафиолетовом освещении – это совершенно другая картина. Это, как мне кажется, и определяет, собственно, какой-то его шаг. То есть он будет экспериментировать. А что еще собственно нужно от молодого художника, как ни желание экспериментировать.
RadioBlago: На московской художественной сцене Антон Тотибадзе появился несколько лет назад с так называемыми «гастрономическими» натюрмортами. Широкие полотна с изображением всяческих яств тянулись вдоль стен галерей, в которых выставлялись работы пока еще неизвестного автора. В лучших традициях голландской живописи на темном фоне стола автор размещал всяческие угощения – раки, рыба, хинкали, яичница, арбуз, дыня, бутылка пива или вина и другие предметы.
Названия, которые художник давал своим работам, привносили особый смысл происходящему на кухне и напоминали о героях, оставшихся за кадром. «Анатолий на грани», «Дядя Коля один дома», «Пап, пойдем в зоопарк» – за внешне юмористическими подписями к холстам иногда прячутся довольно грустные истории.
На выставке «А где-то кутеж» можно проследить, как Тотибадзе делает новый шаг в творчестве – и от красочных натюрмортов переходит к монохромным пейзажам.
Антон Тотибадзе: Где-то всегда кутеж, так можно все, что хочешь назвать! Нет, сейчас как раз не здесь. Где был бы кутеж, было бы вино, напитки, туда-сюда... где-то кутеж, а у нас сейчас спокойная история...
Просто, как-то знаешь последнее время как-то…
У меня более медитативные работы какие-то пошли... такие задумчивые. Может, не задумчивые, но просто спокойные.
Можно, наверное, много каких-то аналогий провести, с тем, что уже есть... Ротко или тоже Малевич. Не знаю... я делал-делал свой натюрморт как обычно, а потом решил остановиться и ничего дальше не делать. И вот, может быть, это как пустой натюрморт, может быть, просто как абстракция. Не знаю. Да все интуитивно вообще происходит…
Я, знаешь как на это смотрю: О, круто! И все. И ничего. Никаких философий не хочу разводить.
RadioBlago: Смелость и эксперимент, о которых рассказывала нам в интервью куратор выставки, можно разглядеть в работах Антона Тотибадзе при помощи ультрафиолета. Фонарик с нужным спектром поможет отыскать на спокойной ночном пейзаже сигнальные огни, погоню, звездопад и фейерверк. По словам автора, возможности бесцветного маркера, который виден только в ультрафиолетовом излучении, он открыл для себя совсем недавно.
Антон Тотибадзе: Это я нарисовал бесцветными маркерами, штучки разные, не знаю, мне кажется, это прикольно. Ничего особого философского тут нет, ну так, баловство... Тут кораблики, где-то на лодке дядька плывет, где-то полиция гонится за кем-то. В общем, такое, баловство, что еще сказать?
Нет, вообще ничего не предполагается, это я так показываю, потому что это тут есть. Но вообще не обязательно и знать об этом, что есть. Экспертиза покажет.
Это такая маленькая хитрость, которая известна, тем, у кого работа или мне, например. В принципе, это не обязательно.
На самом деле, половину работ, которые недавно я начал, я уже рисовал, и у меня сейчас картину купили, я даже не сказал, что на ней что-то ультрафиолетом написано. А есть у меня в мастерской одна, которую вообще... мы исписали ее какими-то словами... нарисовали… и я потом на ней нарисовал картину, я не думал, что будет эта краска просвечивать. То есть она бесцветная, на белом холсте мы там устраивали вечеринку флюоресцентную, и белые штуки горели, и белые холсты, естественно. И я там рисовал, а потом уже сделал на ней картину. А потом решил посветить и оказалось, что из-под нескольких слоев краски эта штука пробивает все равно и, в общем, я... не то, что испортил картину, но лучше не показывать ее.
Это такая фишечка, которая известна немногим людям, только тем, у кого ультрафиолетовый взгляд на жизнь.
RadioBlago: В своих интервью Антон Тотибадзе иногда рассказывает, как в детстве занимался карате и играл на пианино, мечтал стать барабанщиком, а потом решил пойти учиться на дизайнера. Среди других талантов художника – приготовление кулинарных шедевров, гостеприимство и игра на аккордеоне. Но, по словам молодого автора, он всегда чувствовал ответственность за все, что делает.
Антон Тотибадзе: Вообще еще до того, как я узнал, что я какой-то наследник чего-то там, я себя ответственно чувствовал. Не знаю... Может быть, это завышенная самооценка, но... Это никак не помогает и не мешает. Но, на самом деле, мне кажется, Саше сложнее из-под величайшей этой тени выбраться, как художнику независимому. В моем плане-то тут как-то все, особенно в Москве, попроще. В Тбилиси и в Грузии больше людей знают Тотибадзе-Кутателадзе. Там же Академия художеств, где половина – музыканты, половина – художники, и все учатся в Академии его имени. И мне кажется, там бы какой-то окрас, силеп. Конечно, ответственность...
RadioBlago: Теперь и названия картин Антона Тотибадзе несколько изменились «Тишь да гладь», «Вселенская релаксация» и даже кутёж где-то там, а не здесь. Александра Пастернак на этой выставке тоже предстает в новом качестве. Картины растений из серии «Ботаника» сменяются геометрическими интерьерами и городскими пейзажами. Так экспозиция на Винзаводе демонстрирует и как пара художников влияют в творчестве друг на друга.
Антон Тотибадзе: Мы вместе работаем. Наверное, за это время что-то кто-то друг у друга по-подсматривал, какие-то принципы. Вот, например, мне кажется, что Саша стала делать более лаконичные всякие. Фоны лаконичные. На темном она стала больше делать, потому что она…
Вот когда меня учили, мне запрещали вообще черным пользоваться, говорили: «Мешай»! Чистыми цветами как-то настоящие живописцы не апеллируют, но... Мне кажется, что дали, тем и рисуй!
Краска есть краска. Что вот какие-то эти мазюкиния придумывать? Не знаю...
RadioBlago: Александра Пастернак родилась в Москве и рисовала с детства, занимаясь поочередно в разных творческих студиях, в том числе и при Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Училась в Московском государственном академическом художественном училище на театрально-декоративном отделении, работала в мастерских Большого театра в качестве художника. Много раз участвовала в молодежных выставках театрального искусства. Сейчас учится в ГИТИСе на сценографическом отделении. Растения, которые так любит изображать Александра на своих картинах, она выращивает дома сама и хорошо в них разбирается.
Александра Пастернак: Мы разные люди, у нас разные работы… Не то чтобы я связана с ботаникой, на самом деле! На самом деле, все очень просто. Вот эти вещи мы выращивали у нас в мастерской, и я смотрела, как они растут, и рисовала. Видите, у нас и морковка, и петрушка, и огурцы. Так что это все реальная жизнь вокруг нас. Огурцы невозможно было есть. Они были испорчены. Из-за того, что мы их не слишком хорошо поливали или плохо ухаживали, они под конец все скорчились и стали горькими и невкусными. А из этого мы съели морковку, правда, она была малюсенькая.
Я люблю с натуры больше, чем... придумываю, естественно, но натура – это моя как бы основа работы. Так что, вот...
Я вдохновляюсь тем, что вижу и изображаю на своих картинах. По-своему, да...
Раньше я делала... у меня была выставка растений как раз. И вот я хотела отойти от этого, но не получилось. Потому что захотелось. Но вообще я сейчас пойду по интерьерам, по экстерьерам тоже.
Этап пройден. Хочется что-то новое. На самом деле, меня всегда геометрия тянула, так получилось.
Мой папа – архитектор, и я в детстве тоже хотела быть архитектором. На самом деле, это красота. Геометрические формы, я очень люблю все это рисовать.
RadioBlago: На выставке «А где-то кутеж» представлены как самые ранние работы Александры Пастернак, так и совсем недавние из новой серии под условным названием «Геометрия». В будущем молодой автор готовит масштабный проект, в рамках которого планирует представить панораму картин этого нового направления в своем творчестве.
Александра Пастернак: Конечно, я уже учусь 10 лет, и у меня были и другие (серии), но как выставки такие для людей, то вот эти две истории.
Мне больше нравятся какие-то кубические, я всегда это любила. Но не рисовала, потому что, когда учишься, нам не позволяют это делать. Да, академическая школа, ты должен: академический рисунок, живопись. Потом, когда освобождаешься, можешь уже творить. Не сразу получается отходить. Поэтому сначала, например, какие-то реальные вещи, потом они превращаются во что-то более конструктивное.
Я очень люблю Мондриана, я очень люблю Моранди, очень люблю! И Де Сталь! Отличные художники.
RadioBlago: Отец Александры, Борис Пастернак – архитектор и исследователь московской архитектуры, эксперт по проблемам сохранения исторического наследия городов. Для него особое значение имеет тот факт, что общая мастерская художников находится в Доме Наркомфина в Москве.
Борис Пастернак: Конечно, если у вас мастерская в Доме Наркомфина, то как-то и дух, и характер этого пространства проникает, вне зависимости от того, нравится тебе это, не нравится, отторгаешь ты это, не отторгаешь. Мне кажется, что вот в этих интерьерных и пейзажных работах проявляется некая многосторонность, они позволяют охватить гораздо больший спектр каких-то живописных, графических и пространственных впечатлений, чем натюрморты. Хотя история с такими растениями, дружественными, которые смотрят на тебя как с портрета, какая-нибудь веселая морковка, это тоже, безусловно, очень интересно и имеет какую-то концепцию. Безусловно, здесь есть еще некое обаяние молодости в таком подходе к этому неоднократно фотографированному, написанному, живущему в архитектуре, живописи, графике, пространство, каким является архитектура конструктивизма. Есть какое-то, на мой взгляд, преимущество, я бы сказал, человека, который не знает всех этих исторических пластов и подходит к этому, как к твоему пространству, как к пространству тобой одомашненному и прирученному. И есть некий прилив свежести, наивности, нам, людям старшего поколения, и обремененным насмотренной проштудированными книжками, знающими историю, помнящих, как в супрематические цвета были покрашены стены в этих интерьерах. Я дружу с Гинзбургом, и мы участвовали в этом проекте реставрации на каких-то этапах. И поэтому я вижу этот дом немножко другими глазами. Но, приходя туда и видя, как это пространство наполняется, наполняется друзьями, угощениями, наполняется таким темпераментом, иногда, может быть, свободным от какой-то излишней интеллектуальности и скованности, безусловно, с точки зрения искусства, с точки зрения жеста, мне представляется это крайне продуктивным.
RadioBlago: По словам исследователей современного искусства, в настоящее время очень важно рассматривать творчество любого молодого автора без отрыва от его личности и образа жизни. Ведь то, как и чем живут молодые авторы, потом находит отражение в произведениях, составляющих основу нового отечественного искусства. Так и наш собеседник Борис Пастернак признается, что с интересом следит за тем, как художники поколения его дочери ищут себя в этом новом мире рыночных отношений и искусства.
Борис Пастернак: В доме Наркомфина они занимают одну из ячеек, уже два года. Это было такое осознанное решение, потому что этот дом, он как-то притягивает, я знаю многих художников, у которых мастерские гораздо больше и возможность для работы значительней, потому что эта такой перекресток, правда? И мне кажется, вот Саша и Антон, по-моему, они принимают гостей каждый день. Но кроме гостей здесь и разговоры, и покупатели, и, честно говоря, для молодых людей двадцати, двадцати пяти лет в условиях кризиса и всего того, что происходит в сфере живописи, я вижу некий правильно найденный модус вивенди, который одновременно и позволяет развиваться, и не терять волну. Поэтому я бы сказал, что это не только живопись, и не столько живопись, как скорее некий образ жизни, который, может быть, нам, родителям, сложно понять. Но, видя реакции друзей, их друзей, молодого поколения, видя интерес в соцсетях и как бы сосуществование живописи, и образа жизни, и каких-то кулинарных талантов Антона, это создает некий такой коктейль, который крайне симпатичен. И я вижу у него достаточно большое будущее.
RadioBlago: Выставка «А где-то кутеж» названа по одноименной работе Антона Тотибадзе, на которой внутренний люминесцентный «кутеж» скрыт под внешними слоями темной сдержанной гаммы. Организаторы мероприятия настаивают, что молодые авторы провозглашают в своей жизни и творчестве новый лозунг: «Хорошо там, где мы есть». Сочетая умения радоваться жизни и создавать искусство, Антон Тотибадзе и Александра Пастернак формируют новые традиции отношения к миру и творчеству.
Борис Пастернак: Мне сложно говорить, потому что я лицо заинтересованное, как говорится. Но мой прадед был художником, моя бабушка была художником, и все мы, конечно, и архитекторы, и театральные художники, и все всегда как-то проходили через этот период.
Безусловно, времена меняются, и меняются взгляды на живопись. И какие-то нам, людям, более старшего поколения, сложно принять, но я вижу некую энергетику, некую энергию, свой взгляд, с ним можно соглашаться, не соглашаться...
Я знаю, например, что Саша тонкий и тонко чувствующийчеловек, и у нее была живопись гораздо более сложная, но в какой-то степени и среда диктует, и друзья диктуют, и знакомства диктуют. И та энергия, и тот темперамент, с которым она столкнулась в семье Тотибадзе, безусловно, оказывает очень своеобразное влияние на ее представления о живописи и ее представления о мире. И я вижу здесь сегодня, хотя я все работы видел, некие такие веяния, о которых я и не думал, и мне казалось, что это свойственно уже зрелым художникам, а здесь такие молодые люди, которые строят свою какую-то концепцию, направление. И так уверенно (родителям может показаться немного бездумно) пускаются в эту авантюру, и мне представляется, что и сейчас, если это так будет развиваться, нас ждут еще очень интересные, новые открытия.
RadioBlago: Выставка «А где-то кутеж» в галереи Тотибадзе продлится до 16 апреля на территории центра современного искусства Винзавод. Познакомиться с работами молодых художников можно по адресу: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6. Метро «Чкаловская» или «Курская».
В заключение нашей программы предлагаем вам послушать отрывок из современной композиции в исполнении Антона Тотибадзе, которую мы нашли на его официальном канале в ю-туб. Желаем новых успехов молодым авторам, а всем нашим слушателям хорошего настроения!
На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!
www.radioblago.ru
Антон Тотибадзе Всё как у людей выставка в B.E.R.E.G. DISTRICT
Открыть доступДо 04.12.2016 в B.E.R.E.G. DISTRICT.
Инновационное креативное пространство B.E.R.E.G. DISTRICT и 25KADR GALLERY представляют выставку Антона Тотибадзе «Все как у людей».
Своими работами Антон Тотибадзе с присущей ему самоиронией пытается рассказать о близком и главном для каждого из нас. Поставить перед зрителем зеркало. Ткнуть носом в тайные желания и фобии. Поддержать и выпить за это.
На выставке будут представлены работы художника, сделанные в период с 2011 по 2016 год, — пейзажи, абстракции, натюрморты и портрет, выполненные темперой на холсте, и одна инсталляция.
Филипп Дзядко (главный редактор образовательного проекта «Арзамас», бывший главный редактор журнала «Большой город») о выставке:
«В одном из писем то ли Карло Коллоди, то ли Алексея Толстого, сказано: «Оргазм – это еще не все, это еще не счастье».
Эти слова могут стать эпиграфом к выставке художника Антона Тотибадзе «Все как у людей». Ты видишь прошедший через московские зимы голландский натюрморт: бутылки виски, стопки долларов, сигары и прочие знаки «шикарной жизни».
Они – «чистый секс», они – «роскошь». Но не верь, Мальвина, они – муляжи, предметы, на глазах превращающиеся в персонажей Босха. С ними всегда черный бархат черной ноябрьской ночи или нож для колки льда.
Этот очаг ненастоящий, Мальвина. Этот нож в ключевом натюрморте выставки через две секунды – сразу после того, как вы отвернетесь от картины, чтобы плеснуть себе сто грамм «Блэк Лейбла», – разрежет все к чертям.
Страшно? Ещё бы: что делать, если художник видит воздух зорче всех прочих. Его и пишет. Очаг ненастоящий. А за ним – как-нибудь и вечно».
Информация (на 30.11.2016):
B.E.R.E.G. DISTRICT
Адрес: Большой Саввинский переулок, дом 12 строение 18.
Ближайшая станция метро «Спортивная».
Время работы: c 13:00 до 20:00
Вход свободный
cultobzor.ru
Антон Тотибадзе. Скоро всё наладится
12 сентября 2017 — 22 октября 2017
В галерее Totibadze открылась новая выставка Антона Тотибадзе. Излюбленными сюжетами живописи этого художника являются еда, продукты и напитки, а его картины с изображениями пищи хранятся в Русском музее. «Скоро всё наладится» - совершенно иная коллекция, посвящённая не менее увлекательной для живописца теме космоса.
Кольца Сатурна, ледяные кометы с длинными светящимися шлейфами из пепла и газа, извержения марсианских вулканов и звёзды на фоне бесконечного тёмного пространства галактик, скоплений и спутников составляют удивительную, притягательную для публики серию холстов.
Меcто проведения
Галерея Totibadze
Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6, на территории "Винзавода" Время работы: вт-вс 12.00–20.00, пн - выходнойНаследники грузинской художественной династии Гоги и Константин Тотибадзе основали свою галерею, где выставляют художников-единомышленников. Вход свободный.
artifex.ru