КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (ГЕРМАНИЯ). Альтдорфер альбрехт картины
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (ГЕРМАНИЯ): eva_k2
БОГОМАТЕРЬ ЦАРИЦА (1526)
АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР - ХРИСТОС ПОКИДАЕТ МАТЬ CHRIST TAKING LEAVE OF HIS MOTHER
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА (1518)
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ (1530)
ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА
ГОЛГОФА (1526)
ДИПТИХ (1507)
ДУНАЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ БЛИЗ РЕГЕНСБУРГА С ГОРОЙ ШОЙХЕНБЕРГ (ПЕЙЗАЖ С ЗАМКОМ ВЁРТ) (1528)
КАЗНЬ СВ.ЕКАТЕРИНЫ (1506)
КАЮЩИЙСЯ СВ . ИЕРОНИМ (1507)
ЛОТ С ДОЧЕРЬМИ (1537)
МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ (1525)
МУКИ СВЯТОГО ФЛОРИАНА (1530)
МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ (1531)
ОТПРАВЛЕНИЕ СВЯТОГО ФЛОРИАНА (1530)
ПЛЕНЕНИЕ СВ. ФЛОРИАНА, СЦЕНЫ ИЗ ЖИТИЯ СВ. ФЛОРИАНА, (1518)
ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ (1530)
РАСПЯТИЕ ХРИСТА (1526)
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С АНГЕЛОМ (1515)
РАСПЯТИЕ. ХРИСТОС НА КРЕСТЕ, МАРИЯ И ИОАНН (1516)
РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ (1520)
СТИГМАТИЗАЦИЯ СВ. ФРАНЦИСКА
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. ИИСУСА БЕРУТ ПОД СТРАЖУ
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. ПИЛАТ УМЫВАЕТ РУКИ ПЕРЕД НАРОДОМ
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. ХРИСТОС НА ЕЛЕОНСКОЙ ГОРЕ
ФРИДРИХ I ПОБЕДОНОСНЫЙ
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (1508)
Альбрехт Альтдорфер (около 1480, Регенсбург — 14.02.1538, Регенсбург) — известный немецкий художник эпохи Возрождения, создатель масштабных работ на исторические и религиозные темы. Одним из самых известных произведений Альтдорфера стало грандиозное полотно «Битва Александра».
Биография Альбрехта Альтдорфера:
История не сохранила для нас ни одной работы раннего Альтдорфера, поэтому для нас он предстает уже взрослым, оформившимся живописцем с неповторимым и ярким художественным почерком. Соединяя немецкую прагматичность и строгость с романтикой и певучестью народных сказаний, его картины стали настоящими шедеврами в мире искусства.
В 1511 году Альтдорфер путешествует по Автрии: Дунаю и Альпам, которые поражают художника своими красотами и заставляют все чаще обращаться к написанию пейзажей. Все исследователи сходятся на том, что лучшими картинами Альбрехта Альтдорфера являются те, в которых мастер уделил большое внимание окружающему действие пейзажу. Тщательная прорисовка освещения также была чертой, выделяющей его картины на фоне других.
Типичные черты творчества Альтдорфера проявляются в раннем его полотне «Отдых на пути в Египет». На ней видна любовь художника и к деталям главных героев, и к окружающему пейзажу. Кроме рисования, Альбрехт много занимался гравюрой, выполнив много прекрасных работ в этой технике.
Упорный труд и яркий талант упрочивают социальное положение художника — он занимает высокие посты в городском совете Регенсбурга.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
eva-k2.livejournal.com
Альбрехт Альтдорфер - Современное подполье.
04:25 pm - Альбрехт Альтдорфер
Когда-то, давным-давно, когда дети были не просто маленькими, а даже теоретическими, я писала в ЖЖ гораздо чаще. И тогда же я завела традицию время от времени писать посты о художниках из книги. То, что я успела написать с тех пор, можно найти по тэгу "Весёлые картинки". У меня в голове крутится много серьёзных и информативных постов, но как выбрать и начать их писать, я не знаю. Поэтому я пошла в свою волшебную тетрадку и попала на пункт "Написать пост про художника". И вот пишу, чего же боле...
Сегодняшний наш герой - Альбрехт Альтдорфер (1480 - 1538), южногерманский художник, которого относят к так называемому "Северному возрождению". Это интересный период, когда в странах Северной Европы было почти неизвестно античное искусство, но литература того времени получила широкое распространение благодаря высокому уровню книгопечатания и графики. В отличие от того же итальянского Возрождения, на северных почвах не прижилось восхищение совершенной человеческой личностью. Скорее, человек воспринимался как интегральная и неразрывная часть вселенной. Поэтому пейзаж занимал в творчестве художников Северного Возрождения не менее значительное место, чем человек.
Uploaded with ImageShack.us
Наш герой родился в 1480 году, а его первые достоверные произведения относятся к 1500 году. Альтдорфер одним из первых стал придавать самостоятельное значение рисунку. Например, "Любовная сцена под деревом" представляет рыцаря в фантастичеком шлеме, украшенном роскошными перьями, и его возлюбленную сидящими на склоне холма. Рядом поднимается ствол дерева, за ним видны густые кроны леса, в глубине - несколько строений. Влюблённые не занимают центрального места в композиции, они как бы часть окружающей их природы.
Альтдорфер придавал пейзажу как среде обитания людей особенно большое значение. В картине "Рождество Христа" событие происходит среди руин старого замка. Иояиф светит ангелам, сбрасывающим связки соломы, свет фонаря падает на Марию, стоящую на коленях перед маленьким Христом, всё это вместе с таинственным синием ночи придаёт романтическое настроение происходящему. Картина была одной из первых ночных сцен в немецком искусстве.
"Семейство сатиров" чаще называют "Пейзаж с семейством сатиров", что точнее раскрывало замысел мастера, поскольку главным героем картины здесь является мир природы. Лесные божества расположены на опушке леса, их обнажённые тела так же красивы и выразительны, как деревья и травы вокруг них. Колорит построен на традиционном сочетании цветов: на первом плане тёплые коричнево-охристые краски земли сочетаются с зеленью леса, а в глубине изображены холодные голубовато-синие горы и над всем царит огромное небо. Такое распределение цвета позволяло создать иллюзию реального пространства и передать состояние мира тёплым солнечным днём. Сюжет полотна не совсем ясен, так как неизвестен его литературный источник.
«Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» — одна из первых картин Альтдорфера. И вот оно, Северное Возрождение: подавляющая часть композиции занята величественным сказочным лесом, и лишь малая часть наполняется символами средневековья. Святой Георгий, весьма почитаемый католичеством персонаж, убивает(?) не дракона (дьявола), как это передаётся нам древними писаниями, а жабу, тоже порождение дьявола, но более широкий образ. Изображение жабы в качестве символов серы, колдовства, ведьм и чёрной магии — давняя традиция. Да взять того же василиска с петушиной головой, змеиным хвостом и туловом и глазами жабы. Сам Босх частенько рисовал сатану в жабьем обличии. На картине Альтдорфера не видно, чтобы святой убивал жабу, как это принято изображать в его битвах со змеем. Но, во всяком случае, он, маленькая фигурка на фоне огромного леса, сражается с нею. И хотя чаща суть олицетворение таинственного враждебного человеку мира, можно всё-таки говорить о переходе к чистому пейзажу, к изображению натуры, не обременённой глубоким символизмом.
Искусствоведы говорят, что акварельные пейзажи Альбрехта Дюрера не имели продолжения в его творчестве, и поэтому немецкая живопись начала XVI века находилась на пороге пейзажа. Альтдорфер со своей картиной «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия», следовательно, может считаться пионером немецкого пейзажа.
«Битва Александра» (нем. Die Alexanderschlacht) — наиболее известная картина Альбрехта Альтдорфера. Также известна под названием «Битва при Иссе». Картина находится в Старой пинакотеке (Мюнхен, Германия). (большое изображение можно посмотреть тут: http://i802.photobucket.com/albums/yy306/dorinem/Albrecht_Altdorfer_The_Battle_of_Alexander_at_Issusbg.jpg)
Картина создавалась в 1528—1529 годах по заказу герцога Баварии Вильгельма IV. На полотне изображено сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария. Художник изобразил сражающихся в современных его эпохе доспехах. На переднем плане сошлись греки и персы. Греков можно узнать по бело-голубым доспехам. Персы сражаются в красном облачении, на некоторых из них надеты тюрбаны.
Особенностью картины является ландшафт с заходящим солнцем и восходящей луной. В центральной части картины мы видим колесницу Дария, преследуемую Александром. В левой части картины возвышается гора с замком. На заднем плане представлена восточная часть Средиземного моря с островом Кипр, за ним Красное море, правее Альтдорфер изобразил Египет с дельтой Нила, которую можно узнать по семи рукавам.
В воздухе свободно парит табличка с латинской надписью:
ALEXANDER M(AGNVS) DARIVM ULT(IMVM) SVPERATCAESIS IN ACIE PERSAR(VM) PEDIT(VM) C(ENTVM) M(ILIBVS) EQUIT(VM)VERO X M(ILIBVS) INTERFECTIS MATRE QVOQVECONIVGE; LIBERIS DARII REG(IS) CVM (M(ILLE) HAVDAMPLIVS EQVITIB(VS) FVGA DILAPSI CAPTIS:
В русском переводе:Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников.
Интересно, что фрагмент дальнего плана в правой средней части картины использован в качестве иллюстрации в Большой Советской энциклопедии к статье «Пейзаж».
Картина выглядит подобием вселенной, где в битве сходятся тысячи людей, колышутся знамёна, выступают пики, падают убитые. И над всем царит огромное космическое пространство, в котором теряются фигурки сражающихся.
Источники:* Художественный календарь "Сто памятных дат" 1988* Википедия* http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/albrext-altdorfer-lesnoj-pejzazh-s-bitvoj-svyatogo-georgiya.html#ixzz2AJgRbvpP
Альтдорфер Альбрехт. Картины и биография. Albrecht Altdorfer. Материалы по литературе
Альтдорфер Альбрехт Картины и биография Альбрехта Альтдорфера Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) (около 1480—1538), немецкий художник. глава дунайской школы живописи. Работал в Регенсбурге. От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. В зрелый период Альтдорфер выступил как мастер, обладающий ярким и оригинальным творческим почерком. Наивная простота неприкрашенных человеческих чувств и отношений, носящих оттенок бюргерской трезвости, сосуществует в его произведениях с налетом своеобразной романтики и поэтичностью народной сказки.
В своем родном городе Peгенcбypгe художник был почетным гражданином и популярным архитектором. Известно, что в 1511 году Альтдорфер совершил путешествие по Дунаю и австрийским Альпам, и красота этих мест несомненно упрочила его пристрастие к пейзажной живописи.
Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Альтдорфер строит сложные пространственные композиции, в которых мастерски применяет эффекты дневного и ночного освещения. Основные черты творчества Альтдорфера полностью раскрываются уже в одном из его ранних дошедших до нас произведений — «Отдых на пути в Египет» (1510; Берлин). Бесхитростный жанровый мотив вплетен в причудливую обстановку народной сказки. Действие происходит возле большого фонтана, украшенного фантастической скульптурой. В водоеме фонтана плещутся ангелочки. Младенец Христос, лежа на коленях у матери, тянется к ним рукой.
Пожилой косматый крестьянин — Иосиф подает Марии корзинку с вишнями. Дальний план картины занят пейзажем, насыщенным множеством деталей. Пейзаж этот — одновременно плод вымысла художника и отражение его реальных жизненных знаний.
Уходящий вдаль изрезанный берег реки с горами и скалами, поросшими кустарником, носит нереальный, сказочный характер. В то же время расположенный ближе островерхий деревенский домик с полуразрушенной заросшей кровлей кажется списанным с натуры. Альтдорфер много и продуктивно работал в области гравюры, выполняя гравюры на дереве и на меди, в том числе и посвященные исключительно пейзажу.
1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.
Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org
Завораживающий мир картин от художника Альбрехта Альтдорфера | DesigNonstop
Завораживающий мир картин от художника Альбрехта Альтдорфера
2
Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer, 1480-1538) — немецкий художник, выдающийся представитель так называемой Дунайской школы, для мастеров которой характерна не совсем традиционная трактовка христианских и других сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение. Его мир картин — драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающий и прекрасный. Альтдорфер в основном писал картины небольшого размера, в которых присутствует оттенок сказочности, однако он был способен создавать и произведения монументального стиля. Альтдорфер работал и как миниатюрист, писал портреты, известно несколько сделанных им скульптур. Также художник много работал в технике ксилографии и других видах гравюры.
Ниже представлены уменьшенные варианты работ этого художника. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большем размере.
1. Диптих
2. Пейзаж с семьёй сатира
3. Рождество Христово
4. Кающийся св. Иероним
5. Усекновение главы Иоанна Крестителя
6. Пилат умывает руки перед народом
7. Лесной пейзаж
8. Святая ночь
9. Святое семейство с ангелом
10. Пленение св. Флориана
11. Большая ель
12. Мария с младенцем
13. Битва Александра
14. Портрет женщины
15. Отправление святого Флориана
16. Поклонение волхвов
17. Пейзаж с мостиком
18. Фридрих I Победоносный
19. Христос на Елеонской горе
20. Святой Петр
Оцените, пожалуйста, статью!- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
www.designonstop.com
Альтдорфер Альбрехт - это... Что такое Альтдорфер Альбрехт?
(Altdorfer) (около 1480 — 1538), немецкий живописец и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Один из первых европейских пейзажистов, изображал мир в его многообразии и поэтичности («Вид в Дунайской долине», около 1520—1525, «Битва Александра», 1529).
А́ЛЬТДОРФЕР (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург — 12 февраля 1538, там же), немецкий художник, скульптор и архитектор, представитель дунайской школы (см. ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА); в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения. Работал главным образом в Австрии и Южной Германии. Имя Альбрехта Альтдорфера впервые упоминается в документах в 1505, когда он становится гражданином города Регенсбурга. Родился в семье миниатюриста Ульриха Альтдорфера, прибывшего в 1474 из Амберга и обосновавшегося в Регенсбурге. Источники сообщают, что Альбрехт Альтдорфер был почтенным бюргером, домовладельцем, членом городского совета, что он отказался от почетной должности бургомистра. В 1519 стал членом Внешнего совета города, принимал участие в изгнании из Регенсбурга евреев и разрушении синагоги. С 1526 — главный архитектор города и член Внутреннего совета, в 1535 он отправился послом в Вену, ко двору императора. 12 февраля 1538 написал предсмертное завещание. О работах, заказчиках и путешествиях Альтдорфера документы не сообщают. Ранние произведения и истоки дунайской школы По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510—11 он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф (см. ФРЮАУФ Рюланд), Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер (см. ХУБЕР Вольф) и др.). На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт), ранние, венского периода, картины Лукаса Кранаха Старшего (см. КРАНАХ Лукас Старший), так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Франциска», «Св. Иероним», обе — Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)) обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. В них, однако, уже определились черты зрелого стиля мастера: они лиричнее по настроению, отличаются большей живописной цельностью, чем у Кранаха, подвижный, с изящными завитками рисунок сильно отличается от графической, несколько жесткой манеры Дюрера, яркие цвета сияют как драгоценные камни, пейзаж и фигуры, которые, кажется, вырастают из земли, подобно деревьям и растениям, необычайно спаянны. Уже в ранней картине Альтдорфера — «Лесном пейзаже со св. Георгием» (пергамент на доске, 1510, Старая пинакотека (см. СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА), Мюнхен) — сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем (см. СТАФФАЖ). В чаще высоких деревьев фигура святого трудно различима, в просвете леса раскрывается беспредельная даль, переливающаяся легчайшими голубыми и зелеными оттенками. В атмосфере витает дух сказочности и необычности, вообще свойственный искусству Альтдорфера. Хотя видна только часть леса, мы ощущаем его безграничную протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через малую свою частицу. Подобное отношение к природе обычно связывается с идеями пантеизма (см. ПАНТЕИЗМ), имеющими свое начало в религиозно-мистических учениях позднего европейского средневековья и распространившимися в философии и науке эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), особенно в североевропейском мире. Второе путешествие по Австрии В 1510—11 Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. От этой поездки сохранился рисунок пером, изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510—11, Музей изобразительных искусств (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ в Будапеште), Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Деревья и горы, громоздящиеся подобно вулканическим извержениям, переданы тончайшими, причудливыми очертаниями. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516, Национальная галерея (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (в Лондоне)), Лондон; «Пейзаж с видом города», 1526—28, Старая Пинакотека (см. СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА), Мюнхен), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Мир картин Альтдорфера — драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающе прекрасный. Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед нами чудо события, открывающегося перед нами на полотне («Отдых на пути в Египет», 1510, Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ); «Рождество Христово», 1507). Алтарь Санкт-Флориан и «Битва Александра Македонского с Дарием» Крупнейшее произведение Альтдорфера — алтарь для монастыря в Санкт-Флориане близ австрийского города Линца (около 1518) со сценами мученичества св. Себастьяна и Страстями Христовыми. Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Поначалу он состоял из короба с резными статуями, внутренней пары створок, частично — рельефами, с внешней пары, расписанной с обеих сторон, и, наконец, пределлы — живописной снаружи и резной внутри. При закрытых створках были видны четыре картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась первая пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями Страстей Христовых. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Варвары и св. Маргариты и портретом донатора (см. ДОНАТОР) — настоятеля монастыря Петера Маурера. Готический гротеск форм в изображении мучителей Христа, яркие насыщенные цвета, подобные краскам готического (см. ГОТИКА) витража, световые эффекты (свет мятущихся факелов и фонарей, мерцание сумерек — в ночных сценах; небо, окрашенное в желтый цвет с кроваво-красным багрецом и слепящее сияние нимба вокруг головы Христа — в «Воскресении») сродни визионерской экспрессии картин Грюневальда (см. НИТХАРДТ Матис), но без его надлома и натуралистически изображенной одухотворенности. В 1528 герцог Вильгельм IV Баварский заказал ряду художников (Хансу Бургкмайру (см. БУРГКМАЙР Ханс), Бартелю Бегаму и Йергу Брею Старшему) картины на исторические темы. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа — «Битву Александра Македонского с Дарием» (размер 158,4 x 120,31, Старая Пинакотека, Мюнхен). В развертывающейся в ней космической панораме видны, будто с птичьего полета, тысячи сражающихся людей, корабли на круглящемся до горизонта море. Цвета перетекают один в другой, стихии огня и воды сражаются в небесах, подобно людям на земле, огненно-красные и оранжевые лучи солнца золотят вершины голубых горных цепей, окрашивают края воронки облаков, в которой оно исчезает, наступающая ночь загорается лунным светом. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории — лишь эпизод в общей картине мира. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин; «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). В 1530 Альтдорфер, используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты; сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами. Младший брат Альтдорфера, Эрхард, также был художником, путешествовал в Австрию вместе с Альбрехтом и испытал сильное влияние его живописной манеры. Эрхард работал в Австрии и исполнил для монастыря в Клостернейбурге алтарь (Монастырский музей, Клостернейбург) со сценами из легенды о св. Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы.dic.academic.ru
АЛЬТДОРФЕР Альбрехт | ArtWiki. Энциклопедия искусства
АЛЬТДОРФЕР Альбрехт Alfdorfer, Albrecht
(ок. 1480 - 1538, Регенсбург) немецкий художник
Хотя происхождение Альтдорфера точно не известно, предполагается, что он был сыном живописца Ульри-ха Альтдорфера, который отказался от права гражданства города Регенсбурга в 1491. Альбрехт получил гражданство в 1505, в 1519 стал членом Большого Совета, а в 1526 был назначен главным архитектором Регенсбурга. Мы также не знаем, кто был его учителем, но сами его произведения свидетельствуют о влиянии Дюрера и раннего Лукаса Кранаха. Его первые датированные рисунки и эстампы созданы в 1506; кроме того, серия гравюр на дереве, обозначенная именем «Mondseer Seigel» (Вена, Альбертина), была, вероятно, исполнена незадолго до 1506 или около 1511, но не около 1500, как часто считаетс Самые ранние картины Альтдорфера - «Рождество» (Бремен, Кунстхалле), «Св. Франциск» и «Св. Иеро-ним» (Берлин-Далем, музей), «Семья сатиров» (там же) - датируются 1507. Около 1510 созданы «Св. Семейство у колодца» (там же) и «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (Мюнхен, Старая пинакотека), а около 1510-1511 - «Распятие» (Кассель, Гос. художественные собрания) и «Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель» (Мюнхен, Стара пинакотека). Этим ранним композициям Альтдорфера присущ очень экспрессивный динамизм, которому подчинены не только персонажи, но и скалы, и постройки, чья ру-инированность подчеркивает их принадлежность царству природы. Крошечные силуэты часто поглощены густым лесом («Лесной пейзаж с битвой св. Георгия»).
Техника художника, возможно вдохновленная Якопо де Барбари, придает всему ансамблю цельность и затрагивает все элементы персонажи, землю или растени В некоторых картинах земля словно разверзается, выпуска наружу корни деревьев, в других же лишайники, свисающие с деревьев или стен, напоминают человеческие волосы. Нюансированный колорит дополнен изящными световыми тональностями. Новый период в творчестве Альтдорфера начался в 1511 и совпал по времени с путешествием в Австрию, которое он предпринял для исполнения заказа для монастыря Санкт- Флориан близ Линца. Ему представился случай в натуре увидеть алтарь работы Пахера в ц. в Санкт-Вольфганге; это подтверждает и рисунок «Дунай в Сармингштейне» ( 1511, Будапешт, Музей изобразительных искусств) - параллельные борозды скал отражают еще динамический стиль ранних работ. Однако новая манера художника находит свое блестящее выражение в шедевре этого периода - «Алтаре св. Флориана». Алтарь состоит из восьми створок, изображающих сцены «Страстей Христовых», и четырех - посвященных «Истории св. Себастьяна» (все они и сегодн находятся в монастыре). Кроме того, две створки «Положение во гроб» и «Воскрешение» (Вена, Музей истории искусств) принадлежали пределле, которая была, вероятно, закончена в 1518, если верить дате, написанной на «Воскрешении»; несколько не вписываясь в общий ансамбль, фигуры здесь обведены точными контурами и написаны в ином колорите. Персонажи выделяются на нейтральном архитектурном фоне, отчасти вдохновленном итальянской гравюрой, воспроизводящей рисунок Браманте.
Сцены «Страстей» дали Альтдорферу возможность изобразить чувствительные световые вариации в зависимости от времени суток и с помощью виртуозного освещени Внушительные размеры алтаря позволяют предположить, что художник работал над ним очень долго; эта подтверждается и стилистическими различиями между некоторыми створками. Так, более ранние ночные сцены («Моление о чаше», «Взятие под стражу») стилистически еще близки ранней манере художника, а четыре сцены «Мученичества св. Себастьяна», исполненные, несомненно, последними, являются совершенно новаторскими по стилю. Работая над «Алтарем св. Флориана», Альтдорфер исполнил также заказы императора Максимилиана - гравюры на дереве для «Триумфальной арки» и «Триумфального въезда», маргинальные рисунки на одной из частей «Часослова» императора (Безансон, библиотека). Хронологически к «Алтарю св. Флориана» следует присовокупить семь створок с изображением «Легенды о св. Флориане» (3 - Нюрнберг, Германский нац. музей; 2 - Флоренция, Уффици; 1 - Прага, Нац. гал.; 1 - частное собрание). Колорит их более интенсивен, чем в сценах «Страстей», а размер голов придает персонажам какой-то кукольный вид, напоминающий картину «Рождение Марии» (Мюнхен, Старая пинакотека), произведение, замечательное тектоникой своей композиции. В начале третьего десятилетия XVI в. в творчестве Альтдорфера появляется тема, которой отныне почти полностью посвящено его искусство, - пейзаж. Он создает девять офортов, три акварели (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; Эрланген, библиотека; Берлин-Далем, Кабинет эстампов) и две картины: «Пейзаж с мостиком» (Лондон, Нац. гал.) и «Дунайский пейзаж» (Мюнхен, Стара пинакотека) - это были первые самостоятельные пейзажи в истории западной живописи начиная с античности. Акварель- ные пейзажи Дюрера восходят к этим произведениям Альтдорфера, которые отмечают важный поворот в истории искусства. В 1526 художник создает картины «Распятие» (Нюрнберг, Германский нац. музей) и «История Сусанны» с огромным, фантастическим по своей архитектуре дворцом (Мюнхен, Старая пинакотека).
В 1528 Альтдорфер отказывается от должности бургомистра Регенсбурга и целиком посвящает себя созданию ошеломляющего шедевра, датированного 1529 и исполненного по заказу герцога Виль- гельма IV Баварского - «Битва Александра Македонского с Дарием» (Мюнхен, Старая пинакотека). Эта картина позволила Альтдорферу еще раз продемонстрировать свой талант колориста. Космический пейзаж, показанный как бы с птичьего полета (восточная часть Средиземного моря), своей панорам-ностью напоминающий произведения Патинира, а формой гор - картины Леонардо да Винчи, оказываетс театром военных действий. Но главные действующиелица здесь небо, земля и море, в котором купаются солнце и луна. Крошечные силуэты солдат сливаются в единую массу, ощетинившуюся пиками, движение которой, кажется, соединилось с колебаниями земли. В 1530-е Альтдорфер создал значительно меньше произведений. Пейзажи в картинах «Мадонна» (1531, Вена, Музей истории искусств) и «У зазнайства на подоле сидит нищета» (1531, Берлин-Далем, музей) предвосхищают живопись XVII в. Творчество Альт-дорфера завершают росписи «императорской купальни» в Регенсбурге (из которых сохранилось только несколько фрагментов - Регенсбург, музей, и Будапешт, Музей изобразительных искусств, и один рисунок Флоренция, Уффици) и больша картина «Лот с дочерьми» (1537, Вена, Музей истории искусств). Здесь художник отходит от идеала Дунайской школы и использует чисто ренессансные элементы: внимание концентрируется на изображении человеческого тела, а свежесть колорита уступает место привычным тонам. Наряду с Дюрером, Альтдорфер, искусство которого, несомненно, более субъективно, является самым великим пейзажистом старой немецкой живописи.
Выдающийс представитель Дунайской школы, он своим искусством высоко поднял живопись Южной Германии, но не оставил после себя прямых учеников. Очевидно, что его ранние произведения оказали влияние на Мастера из Пулкау, работы второго десятилетия - на Вольфа Губера, а пейзажные офорты - на Августина Гиршфогел
artwiki.ru