Описание картины Мстислава Добужинского «Петербург» (1914г.). Добужинский мстислав картины


Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Мастера исторической живописи

Мстислав Валерианович Добужинский

(1875–1957)

Добужинский любил Петербург, но не современный, а старинный, пушкинский. Он сделал множество рисунков, изображавших поэтическое очарование северной столицы. Но был в его творчестве и другой Петербург — с однообразными и унылыми доходными домами, пришедшими на смену уютным домикам конца XVIII — начала XIX столетия.

Русский живописец Мстислав Валерианович Добужинский получил художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. Позднее, в 1899–1901 годах, он продолжал учебу в Мюнхене, у известных педагогов А. Ашбе и Ш. Холлоши. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Город во многих произведениях мастера — это своеобразная арена, на которой ведется жестокая борьба за место под солнцем. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

М. В. Добужинский. «Октябрьская идиллия», 1905

М. В. Добужинский. «Провинция 1830-х годов», 1907–1909, Русский музей, Санкт-Петербург

Одиночество человека в мире безликих доходных домов с уныло глядящими глазами-окнами, фабрик с дымящими трубами передает картина-портрет Добужинского «Человек в очках» (1905–1906, Третьяковская галерея, Москва). Герой картины, живущий в собственном маленьком мирке среди книг, отгородился стенами своей квартиры от равнодушного, холодного города.

Как и многие другие художники, Добужинский не остался равнодушным к кровавым событиям, положившим начало революции 1905–1907 годов.

В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». На рисунке обычный мотив творчества Добужинского — безлюдный, молчаливый город, холодное спокойствие которого нарушают лишь несколько деталей: огромное кровавое пятно на стене дома и тротуарных плитках, кукла, галоша и очки. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Добужинский никак не комментирует свой рисунок, но зрителю ясно: только что в этом месте произошло заранее спланированное властью кровопролитие. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония.

Мотив города художник использовал и при создании композиции для серии «Картины по русской истории» издателя И. Н. Кнебеля.

Его «Провинция 1830-х годов» (1907–1909, Русский музей, Санкт-Петербург) изображает маленький провинциальный город времен Николая I.

Любовно и в то же время немного иронично Добужинский показывает патриархальный городской быт: фонарный столб, о который чешет спину большая свинья, полосатую будку, нарядные домики, торговые ряды, каланчу, купола соборов вдали и большую лужу, напоминающую о гоголевском «Миргороде».

Столько же внимания уделяет автор и обитателям провинциального городка: нарядно одетой барыне, играющим детям, разносчику с лотком на голове. Явная примета эпохи — седой будочник, дремлющий возле своей будки.

Виртуозный рисунок, звучные, насыщенные краски, замечательное чувство стиля — все это превращает скучную, серую жизнь маленького города в интересное и красочное зрелище.

Подобно многим своим современникам-художникам, Добужинский интересовался личностью Петра I. Это увлечение великим историческим деятелем отразилось в композиции «Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфь Ост-Индской компании» (1910, Третьяковская галерея, Москва). Выбор сюжета, трактовка образа, стремление к монументальности сближают это произведение Добужинского с историческими картинами русских живописцев этого времени, такими, например, как полотно Серова «Петр I».

Важное место в творчестве Добужинского отводится графическим работам. Художник занимался оформлением журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», а также книг, для которых он делал заставки, концовки, виньетки, отличавшиеся строгостью, изяществом и лаконичностью.

Большой интерес представляют иллюстрации Добужинского к произведениям русских писателей (повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», 1906; поэме М. Ю. Лермонтова «Казначейша», 1912).

Особенно поэтичны и эмоциональны рисунки Добужинского к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» (1922). Наряду с живописью и графикой, важное место в творчестве Добужинского занимала театрально-оформительская деятельность (декорации к спектаклям «Месяц в деревне» по пьесе И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», 1913).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Добужинский

Автопортрет

В 2015 году Мстислав Валерианович Добужинский отметил бы сто сорок лет со дня рождения (1875), и потому этот текст - запоздалое посвящение одному из лучших русских художников Серебряного века, принадлежавшего  младшему поколению мирискусников, эстетике модернизма которых остался верен до конца.

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным  графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.

Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник  жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов  он закончил.

Город. 1904

Основная тема  Добужинского – большие столичные города - Петербург, Москва,  Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага - и города  малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…

Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными  той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.

Художника интересует не только и не столько  городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько  городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.

Фабрика газов. 1914

Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы,  рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.

Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны  на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают  жить  своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.

В его картинах присутствует тайная  жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.

Дьявол (образ города-тюрьмы)

Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека  до тех пор, пока не напитается его кровью.

Особенно страшен город ночью: молчаливый  и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени "человек", который ютится в  своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов.  Однажды я тоже ощутила такой же страх, когда увидела строящийся дом, в котором были возведены стены, но пока не было окон.

Эти пустые глазницы действительно были похожи на труп мертвого человека. Так выглядят разрушенные войной города и, наверное, такой образ всплыл из подвалов моего подсознания. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются,  по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.

Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга 1905-1906 (образ городского человека)

В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных:  спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового  столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.

Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то  провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем  и стариной.

Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь - ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное  и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.

Провинция 1830-х годов. 1907

В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.

В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает  много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..

Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» - вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.

Чернигов. Фотография. 1912

Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.

Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке.  Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:

«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».

Воронеж. Ворота. 1912

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Описание картины Мстислава Добужинского «Городские гримасы» (1908г.)

Описание картины Мстислава Добужинского «Городские гримасы» (1908г.)

Добужинский – мастер графики городских пейзажей. Он очень любил рисовать Петербургские улочки и кипящую и кипящую на ней жизнь. Его больше интересовали не архитектурные красоты, а то, что происходит вокруг. Мстислав Валерьянович считал, что в мире жизни есть своя тайна, мистика. Он обращал внимание на «гримасы и курьёзы» на улицах, в парках, в музеях. Его можно отнести к приверженцам символизма. Город, который изображает художник, как единый организм, наполненный парадоксальной реальностью.

Картина «Городские гримасы» написана акварелью гуашью на бумаге в 1908 году. На картине изображена богатая похоронная процессия, шествующая по улице Петербурга. Возглавляют траурное шествие наряженные в белые одежды факельщики, несущие в своих руках фонари.

Удивительно точно Добужинский изображает происходящее действие, ритмичность сюжета. Художник с иронией, при помощи цветовых контрастов, передаёт всю суть парадоксального бытия – скорбной и богатой церемонии и яркой, легкомысленной городской жизни, любопытство прохожих, бедного шарманщика.

Действие происходит под проливным дождем, на одной из Петербургских улочек. Процессия проходит вдоль забора, на котором расклеена реклама с изображением улыбчивой ярко накрашенной дамы с глубоким декольте. Эта афиша выглядит вульгарно и безвкусно. По другую сторону шествия изображён бедный шарманщик, который в знак солидарности снял головной убор вместе со своей мартышкой. Рядом с шарманщиком стоит толпа «зевак», которые наблюдают за происходящим. Один из наблюдающих, обсуждая происходящее, указывает пальцем на похоронное шествие. Этот жест незнакомца иронично совпадает с рекламным жестом. Художник таким способом передаёт в картине цинизм общества.

opisanie-kartin.com

Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника

Мстислав Добужинский (1875 Новгород — 1957 Нью-Йорк) — русский и американский художник, мастер городского пейзажа, художественный критик, мемуарист.

Содержание

Биография Мстислава Добужинского

Творчество Добужинского

Работы художника

Картины Мстислава Добужинского

Библиография

Биография Мстислава Добужинского

Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в чине генерал-майора.

После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого.

Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. Гимназию окончил в Вильне. Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901).

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы.

Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР.

В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь».

 

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья — 21 июня 1928, в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год[3].

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

Творчество Добужинского

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса.

По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»).

Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

Работы художника

  • Петербург. Фонтанка. Летний Дворец Петра 1
  • Двор
  • Петербург. Мойка. У Нового Адмиралтейства
  • В ротах. Зима в городе
  • Октябрьская идиллия
  • Умиротворение
  • Старый домик
  • Домик в Петербурге
  • Кукла
  • Омнибус в Вильно
  • Лондон. Монумент
  • Стеклянная улица в Вильно
  • Гримасы города
  • Сад
  • Канал. Хаарлем
  • Неаполь
  • Чернигов. Склады
  • Воронеж. Ворота
  • Поцелуй
  • Витебск
  • Митинг перед Дворцом Искусств
  • Из жизни Петрограда 1920 года
  • Ночь в Петербурге
  • Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи»
  • Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне»
  • Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда»
  • Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер»
  • Провинция 1830-ых

Библиография

  • Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924.
  • Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965.
  • История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. 2, М., 1969, с. 194-99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Мстислав Добужинский: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Описание картины Мстислава Добужинского «Петербург» (1914г.)

Описание картины Мстислава Добужинского «Петербург» (1914г.)

Мстислав Валерьянович Добужинский – мастер графических пейзажей. В его работах можно рассмотреть множество различных городов. Самые глубокие чувства, из всех других городов, вызывал у него Петербург. Своей таинственной сущностью, город вдохновил на множество работ. Художник, как никто другой большую часть своего творческого пути посвятил Петербургским пейзажам.

Иногда, Северная столица России вызывала у мастера грустные, а порой даже негативные чувства. Такое случалось, когда Добужинский подмечал выползающую ото всюду пошлость. В эти самые моменты художник переставал замечать городские красоты. В каждом городе, он видел его суть, ту «изнанку», которую не заметно в будничной обыденности. В Петербурге эту изнанку художник замечал очень часто и передавал особенно ярко в своих работах. Он смог разглядеть в мрачных постройках города под хмурым небом лиричную поэзию, которую и отразил в своей работе.

Картина написана маслом в 1914 году. Это единственная из всех работ, написана маслом. Изображение представляет один из Петербургских дворов в характерном лиричном для Добужинского исполнении. Полотно, выполненное в стиле импрессионизма, предаёт зрителю эффект неожиданно открывшегося вида.

Художник передаёт изображением унылую будничность людей, живущих по соседству в одном из Петербургских двориков. Безлюдный двор-колодец разделен на несколько ячеек, состоящих из небольших и крупных построек. Открывающийся перед зрителями вид сверху, усиливает экспрессию картины, подчёркивая нелепость множества убогих построек с облезлыми выцветшими стенами, на фоне огромного доходного дома. Хрупкие ветви небольшого зимнего садика добавляют этому эффекту наибольшую остроту.

opisanie-kartin.com

Добужинский Мстислав Валерьянович - Биография :: Артпоиск

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX - начале XX века вокруг общества "Мир искусства". Как график и театральный художник Добужинский занимал в этой группировке одно из значительных мест.

Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его — артиллерийский офицер, впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах. Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения художеств.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербургского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Тот же путь прошли многие русские художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И. Кравченко, В. В. Фаворский, О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни — раньше, другие - позже оттачивали свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается офортом у профессора Академии художеств В.В. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств..... Но эти занятия прерываются, и к гравюре Добужинский вернулся только в 1918 году.

С 1901 года Добужинский входит в "Мир искусства". Общество прошло к этому времени сложный организационный период; Добужинский оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинский исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII - начала XIX века. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть "художником города". "Человек в очках" (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905-1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах "Жупел" и "Адская почта". Особенно выразителен рисунок "Умиротворение", где изображена Москва, затопленная морем крови. В это время Добужинский с группой деятелей "Мира искусства" принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз "Петр Великий в Голландии" (1910), перекликающийся с картиной В. Серова "Петр I".

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине "Провинция 30-х годов" (1907-1909), созвучной "Мертвым душам" Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ - декорации к пьесе И. С. Тургенева "Месяц в деревне" в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского "Бесы" Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. "Лучшего живописца трудно пожелать", — так отзывался режиссер о Добужинском.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей. Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств, работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий "Петроград в 1921 году", представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1923). Особенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых — классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства художника.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков - в Литву. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них - русская и европейская классика: "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора". В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, — но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует "Три толстяка" Ю. Олеши.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет "Русский солдат" с посвящением: "Храбрым русским солдатам второй мировой войны". М. П. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести К. Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство. Умер Добужинский в 1957 году.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.243

artpoisk.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта