Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы. Церетели зураб картины
Зураб Церетели. Живопись, графика, скульптура, эмаль (6+)
18 февраля в 16.00 в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского состоится открытие выставки произведений Зураба Церетели, Президента Российской Академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО.
В экспозиции представлены красочные эмали, живописные полотна, графика, скульптура.
Творчество Зураба Константиновича Церетели прочно вошло в жизнь и историю искусства новой России, стало ярким и мощным его явлением. З. К. Церетели окончил академию как живописец. В 1960–1980 годы мастеру принесли поистине оглушительный успех монументальные работы — его произведения в Пицунде, Адлере, Тбилиси, затем в Москве. Как драгоценные камни, засверкали его мозаики, выгнулись, будто живые существа, чеканные панно и монументы и, не прекращаясь ни на минуту, полился поток яркой и необыкновенно гармоничной живописи, рождающей значительные, крупные, монументальные образы. Монументализм стал ведущей чертой его творчества. География монументальных работ Церетели охватывает территорию 11 стран мира, в их числе США, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия. Последняя его работа — двухметровый памятник Марине Цветаевой на французском побережье Атлантики.
Однако монументализм, как творческий метод, и история, как важная тема, не исчерпывают сферу интересов Церетели. Многообразие творчества мастера поражает: мозаика, чеканка, скульптура, эмали, живопись, графика, гобелены, дизайн… Многожанровость, художественный универсализм — определяющие черты его творчества. Произведения мастера выделяются тем, что в них органично соединяются присущая художнику тяга к новому, страстный интерес к эксперименту с уважением к традициям и мастерству классической школы. Произведения З. К. Церетели отличает глубокое знание и наполненность образами и мифологией народного искусства в его различных формах: от древнейших символов до городского фольклора позапрошлого столетия. Он любит осваивать новые и возрождать утраченные технологии, что особенно ярко проявилось в возрождении техники перегородчатой эмали. Художник нашел способы применения эмалей в монументальном масштабе. Исполняет Церетели и традиционные эмалевые миниатюры, и новаторские крупные эмалевые картины. Эмальерное искусство, широко представленное на выставке, привлекательно тем, что в нем художник неизбежно вступает в диалог с древними мастерами, переносит в современность эстетические и духовные ценности далеких эпох. Его краски могут сверкать, но могут быть сдержанными и утонченными. Характерно, что З. К. Церетели предпочитает открытые, яркие, звонкие напряженные соотношения цвета, но не боится и глухого черного.
В течение последних пятнадцати лет графика стала для З. К. Церетели одним из излюбленных видов творчества, где мастер всегда создает композиции, собранные в плотную, насыщенную, крепко сбитую массу штрихов и линий, с четкими и выразительными контурами. Можно сказать, что он лепит графические изображения, как скульптуру. В графике, представленной на выставке, уже существует целый мир — с собственными героями, особым пространством и своими художественными законами. Сочетающее в себе академическую школу и многие формы авангарда, творчество художника открыто миру, а сам он со страстью отдается самым разнообразным творческим увлечениям.
Подобно каждой новой выставке мастера, экспозиция в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского представляет собой не просто коллекцию произведений, связанных определенной темой. Каждый рисунок З.К.Церетели, каждое живописное полотно являет собой некую галактику, созданную смелым воображением художника. Она воплощена в конкретных персонажах, подчинена миру бесчисленных цветов и их разнообразных оттенков, раскрывающих зрителю целую вселенную эмоций и переживаний творца. Человек мира, художник, в работах которого удивительным образом синтезированы европейская классика и искусство Востока, Зураб Церетели в каждом своем произведении остается загадкой, разгадывать которую предстоит зрителю.
Выставка продлится до 17 апреля.
Стоимость входного билета: 150-200 рублей.
mkram.ru
Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы
Зураб Церетели – один из наиболее известных советских деятелей искусства, а ныне президент Академии художеств России. Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить практически во всех сферах современного искусства – автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы.Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу. Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зураба Церетели разберемся в этой статье.
Биография Зураба Церетели
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 г. в столице Грузии. И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зураба Церетели Константин Георгиевич был успешным инженером строителем.
Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе – посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Георгий Нижарадзе – брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец.
В доме Георгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др. Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие.
Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. Шагалом.
В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюстов, установленных по всему миру.
За профессиональные и личностные заслуги скульптор удостоен рядом наград и званий: Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР, Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почётного легиона.
С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. за профессиональные достижения и заслуги перед Россией Зураб Церетели получил российское гражданство.
Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками.
Фото: источник
Самые известные работы Зураба Церетели
Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима. Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов, бюстов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам (Ш. Руставели, Георгий Победоносец, М. Цветаева, Б. Пастернак и др.) и живописной природе России и Грузии.
Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зураба Церетели признаны:
- Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора. Памятник установлен в Москве в 1983 г. как символ 200-летия воссоединения России и Грузии;
- Стела Победы — установлена в 1995 г. на Поклонной Горе в честь победы над фашистской Германией. Высота монумента составляет 141,8 м. и имеет символическое значение – каждому дню войны соответствует 1 дециметр;
- Скульптурная композиция «Рождение нового человека» — установлена в 1995 г. в Севилье. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зураба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции;
- Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г. на искусственно созданном острове между водоотводным каналом и Москвой-рекой. Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров;
- Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теракта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б. Клинтон.
- Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии;
- Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г. Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны;
- Монумент «Святой Георгий Победоносец» — установлен в Тбилиси (Грузия) в 2006 г. конная статуя Георгия Победоносца расположена на 30 метровой колонне на площади Свободы.
В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения. Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан.
Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюсты всех правителей Руси, созданные руками Зураба Церетели.
Фото: источник
Скандальные работы Церетели
Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы. Ряд известнейших монументов вызвал негодование и критику и заказчиков, и горожан, а монтаж памятников был окутан слухами и протестами. Так, громкими скандалами сопровождалась установка таких монументов:
- Памятник Петру I – еще до установки некоторые москвичи были против монтажа монумента в их городе. Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уродливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке».
- Монумент «Памятник Жандарму» (или «Луи») — установлен в Москве, рядом с гостиницей «Космос». Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России. Впоследствии и французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах внешний вид изваяния. Так, пресса писала, что великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично. Бытовала мнение, что статуя похожа на Луи де Фюнеса – известного французского актера, который играл главную роль в серии фильмов о жандармах. Журналисты спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту.
- Скульптурная композиция «Слеза скорби» — подарена американскому народу в знак сочувствия трагедии 11 сентября 2001 г. Сам автор в своем творении символически изобразил башни-близнецы, однако американцы увидели в памятнике совсем другой смысл. Так, в одном американском издании было написано, что монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола. Изначально монтаж изваяния был задуман на месте трагедии, однако после столь критичных комментариев монумент установили в штате Нью-Джерси на пирсе реки Гудзон.
- Памятник «Трагедия Народов» — символическое изваяние, посвященное жертвам Беслана. Скульптура представляет собой шествие жертв геноцида, восставших из могил. Эта скульптурная композиция вызвала неоднозначную реакцию у населения и критиков. Так, искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. А вот москвичи были категорически против его монтажа, организовывали пикеты и протестные акции. Горожане называли шествующих «зомби» и «гробами» и требовали хотя бы перенести подальше этот «ужас». Впоследствии скульптура была демонтирована и перенесена вглубь парка на Поклонной Горе.
Еще один скандал вокруг творчества Церетели произошел в 2009 г., когда планировался монтаж статуи Иисуса Христа на Соловках. Руководство заповедника на Соловках аргументированно возражало против установки статуи. Монумент так и не был установлен.
Неоднозначное, но безусловно талантливое творчество мэтра, несомненно, останется в истории мировой скульптуры и еще долгие годы будет радовать ценителей искусства по всему миру.
источник обложки
www.gessostar.ru
Зураб Церетели - скульптор - биография, фото, видео
Родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). Отец - Церетели Константин Иванович, окончил Политехнический институт, по специальности - горный инженер, до войны работал главным техническим инспектором в Народном Комиссариате труда Грузии, потом - главным горным инспектором республик Закавказья. В Великую Отечественную войну сражался на передовой, удостоен орденов, медалей и благодарностей командования, был ранен, уволен в запас в звании полковника. После войны участвовал в восстановлении разрушенных объектов народного хозяйства, сочетая эту работу с педагогической деятельностью в Тбилисском политехническом институте. Мать - Нижарадзе Тамара Семеновна, представительница знатного княжеского рода, как это и принято на Кавказе, всю свою жизнь посвятила воспитанию детей.
Зураб Церетели рос в живой обстановке художественного творчества. Огромное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка, а потом и юношу оказал брат матери - известный художник-живописец Георгий Нижарадзе. Дядя Зураба находился в самом центре грузинской художественной жизни. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали различные деятели культуры и прежде всего многие видные грузинские художники, такие как Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с этими интересными людьми не могло пройти бесследно для Зураба Церетели.
Начало войны совпало для Церетели с поступлением в школу. На уроках он много рисовал. В этих детских работах зародилось чувство причастности к истории, к жизни борющейся страны. Тяготы военных лет скрашивались общей атмосферой приподнятости, веры в победу, историческим оптимизмом, вообще свойственным грузинскому народу и усиливающимся в годы опасности. На летние месяцы будущий художник часто уезжал в Западную Грузию, в село Губи, где у жила его бабушка. Именно здесь впервые открылись для него, уже взрослеющего и пытливого, сельская народная культура, красота простых бытовых предметов, созданных народными мастерами, бесконечное разнообразие природных ландшафтов, в которых горы, долины, реки и зеленые кущи сплетаются в удивительной композиционной гармонии с руинами крепостей, храмов, сельскими постройками, мостами, изгородями и каменистыми живописными дорогами.
Художник вспоминает, что, приезжая в Губи, он чувствовал, как спадают с него давящие городские оковы. Подобно птице, освобожденной из тесной клетки, ему хотелось ликовать и носиться в опьяняющем просторе, ни на секунду не останавливаясь и почти не заходя в дом. Поражало многообразие красок, какого нельзя было увидеть в Тбилиси, - белый камень, охристая, сожженная солнцем трава, ее пряный запах. Все эти впечатления живо и неповторимо живут в нем и сегодня, образуя фундамент его творчества.
В 1952 году Зураб Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Ему не пришлось долго выбирать профессию: призвание давно проявило себя, и другой путь даже не мыслился. В годы учебы в Академии он работает по 12-16 часов и один, и вместе со своими товарищами по курсу, будущими художниками Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки и др.
Уча Малакиевич Джапаридзе (1906 г. рожд.) сумел развить у Зураба Церетели важные качества, главные среди которых - это умение видеть значительное и красивое в явлениях бытовых, повседневных, лишенных внешних драматических эффектов. Другой учитель Зураба Церетели - Иосиф Адольфович Шарлемань (1880-1957) - выходец из обрусевшей французской семьи. Давал ему уроки и Аполлон Караманович Кутателадзе (1900-1972).
Наряду с тем ценным, что Зураб Церетели получил от своих учителей, извлек из искусствоведческих работ и из тщательного штудирования музейных экспозиций, особенно глубокий след оставили в его душе странствования по Грузии, которым он посвящал все свободное время.
Можно утверждать, что Зураб Церетели окончательно сложился как художник именно в этих своих странствиях по Грузии, когда впитал в себя самые сокровенные соки национальной культуры, народной поэтики и благородного художественного ремесла.
Много ездил на лошадях, передвигался пешком, непосредственно соприкасаясь с родной землей, физически ощущая ее размеры, неровности, ее тепло и живое дыхание, слушая журчание ее горных рек, впитывая в себя ее формы, цвета, запахи. Так были исхожены вдоль и поперек Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия и многие другие издавна привлекавшие художников места.
Соприкосновение с многоликой природой Грузии во время путешествий сыграло немалую роль в становлении Зураба Церетели как художника, как и его знакомство с этнографией Грузии, с бытом, предметным миром и культурой родственных, но хранящих собственную индивидуальность народностей республики.
В 1958 году Церетели окончил Тбилисскую академию художеств. При защите дипломной работы он впервые столкнулся с застывшим академизмом, стремлением ничего не менять в изобразительном искусстве и поисками новых средств выражения, которые были характерны для советских художников конца 50-х годов и особенно привлекали молодежь. Его дипломная работа "Песнь о Тбилиси", получившая на одном из просмотров горячее одобрение Мартироса Сарьяна, тем не менее не была допущена до защиты из-за неких "элементов условности", которые усмотрели в ней сторонники и охранители старой живописной школы, нетерпимо относившиеся к любым проявлениям в живописи лаконизма и строгости выразительных форм.
Уступая административному нажиму, Церетели переменил тему и за две недели написал новую картину - "Портрет спортсмена", за которую и получил диплом художника, удостоившись высокой похвалы академика Георгия Николаевича Чубинашвили, бывшего председателем Государственной экзаменационной комиссии.
Наверное, не случайно местом первой работы Церетели после окончания академии стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии, в котором до него работали многие его учителя и старшие товарищи.
Он не мог тогда заниматься свободным творчеством, для которого нужен не только опыт, но и имя, обеспечивающее заказы, которого не могло быть у только начинающего свой путь в искусстве человека. Скромная должность архитектора-художника раскрыла перед молодым живописцем широкие возможности продолжить изучение народного искусства и материальной культуры различных районов республики. В круг его обязанностей входило участие в разнообразных археологических и этнографических экспедициях, скрупулезная фиксация всех собранных материалов и подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Эта работа могла казаться скучной для творческой личности, однако художник вспоминает эти годы с благодарностью. Они не только дисциплинировали его творчество, приучили к систематическому труду, но и помогли перейти на другой уровень изучения и художественного осмысления народной культуры.
Рисуя раскрытые археологами архитектурные детали старинных грузинских построек, делая прописи сохранившихся надписей и изображений, стараясь как можно точнее, во всех тонкостях документально запечатлеть виденные и собранные вещи, он постигал их сокровенную красоту, непосредственность и в то же время отточенную изысканность форм, проникал в мир народных мастеров, в круг их представлений, верований и методов творчества. В эти годы Церетели работал в институте под руководством историка и этнографа Георгия Читая.
Первые годы самостоятельной работы были для Церетели и временем расширения и совершенствования профессиональных навыков.
Эти качества, очень важные для понимания всего последующего творчества Церетели, постепенно стали получать свое отражение в живописи художника. Он активно участвовал в разнообразных выставках. Одной из первых была Закавказская выставка (1959), на которой его произведения экспонировались вместе с работами активно входивших в те годы в советское искусство Т. Салахова и Т. Нариманбекова, ставших потом широко известными в стране.
Значительный успех Церетели имел на выставке "На страже мира", состоявшейся в Москве в 1966 году. Здесь он выставил картину, сюжет которой прост, но символичен. На возвышенности работают локаторы, поднявшие к небу свои руки-антенны, а внизу, у их подножия, веселые дети играют в футбол (картина называлась "На страже мира").
Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Это было время существенных изменений в духовной жизни общества, переоценки ценностей, оживления во всех областях творческой деятельности. Страна находилась на подъеме, вызванном сравнительно недавней победой над фашизмом и освобождением от тягостных последствий сталинизма. Все больше внимания стало обращаться на реальные, а не на парадные, идеализированные стороны жизни.
Именно в это знаменательное время активно вошел в советское искусство Зураб Церетели, открывший новое направление в монументальном искусстве прежде всего своими мозаичными работами.
В начале 60-х годов архитектор Шота Каландаришвили поручил ему расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Крупный эскиз (роспись не была выполнена в натуре) дает возможность судить об этой работе. Художник обратился к детской фантазии, пытаясь запечатлеть в интерьере кинотеатра причудливый мир ребячьих представлений, того удивительного сплава вымысла, сказки и строгой реальности, который так поражает взрослых и так естествен для воображения детей. Этому эскизу было суждено стать своего рода рекомендацией, позволившей Церетели выйти в сферу большого монументального искусства. Молодым художником заинтересовался приехавший в Тбилиси А. А. Мндоянц, работавший вместе с М. В. Посохиным над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. В результате Зураб Церетели был приглашен в качестве главного художника этого огромного и уникального объекта.
Трудно переоценить значение этой работы для творчества Церетели. Здесь он впервые выступил как художник-монументалист, что потребовало от него не только владения сложной областью изобразительного искусства, но и умения работать в большом коллективе, соразмеряя свой замысел, темперамент и художественные идеи с общей архитектурно-пространственной концепцией и атмосферой авторской группы.
Работы Зураба Церетели в Пицунде стали новым этапом в развитии монументального искусства в нашей стране. Этот период был крайне важен и для творчества самого художника, именно тогда окончательно пришедшего к монументализму.
Успех монументальных и особенно мозаичных работ Церетели в Пицунде во многом предопределил дальнейшую направленность его творческой деятельности. В конце 60-х годов он получает самое почетное для той эпохи предложение - участвовать в создании мемориального комплекса, посвященного столетию со дня рождения Ленина, включавшего и высотную гостиницу. Пицундские мозаики не только не исчерпали, но лишь открыли Церетели эту тему, и в Ульяновске предоставилась возможность для ее развития.
Затем последовал целый цикл крупных мозаичных работ художника в Тбилиси и в других районах Грузии. В числе наиболее значительных работ этого периода можно назвать монументальное мозаичное панно на фасаде Дворца культуры профсоюзов (архитектор Г. Метонидзе), выполненное в 1970-1971 годах в Тбилиси. Тема панно - "Человек, труд - смысл и красота бытия".
В 1972 году Зураб Церетели выполнил декоративное оформление тбилисского ресторана - "Арагви". Здесь художник осуществил целый комплекс работ, включая организацию примыкающей к ресторану части парка. Он тесно свяал здание с его природным окружением, формируя внешний архитектурно-художественный облик и внутренний интерьер. Мозаика в ресторане "Арагви" в числе других работ Церетели была отмечена в 1973 году Государственной премией.
В оформлении старого и хорошо известного курорта Боржоми Зураб Церетели обращается к теме взаимоотношения животного мира и человека. Его мозаичная композиция "Охота", выполненная на вогнутой стенке около остановки транспорта, представляет сюжетную живописно развернутую сцену. В его трактовке охота перестает быть драмой. Здесь она изображена как танец, как гармония мира и единства человека и природы, которую хотел бы видеть автор и солидарные с ним, зрители.
В 70-х годах Церетели обращается к теме Великой Отечественной войны, участвуя в создании парка Победы в Тбилиси. Его мозаика "Знамена" помещена на высокой облицованной камнем подпорной стенке в том месте, где каскад останавливает свой бег, вливаясь в широкое открытое зеркало бассейна.
Еще одно направление мозаичных работ Церетели отчетливо прослеживать в декоративном оформлении тбилисского автовокзала, построенного в 1972 году. Мозаика не доминирует в образе здания, наделенного собственной архитектурной выразительностью. Она помещена на белой каменной стене в качестве украшения или цветового пятна. При этом роль мозаики самостоятельна и значительна.
Разработка совершенно новых для советского искусства и для грузинского, в частности, объемно-пластических мозаик шла в творчестве Зураба Церетели постепенно. Художник как бы примерялся к этому методу, то уходил от него, то возвращался вновь, отрабатывая приемы, постигая возможности. Этапным экспериментом явилось создание декоративной мозаики на стенах мастерской в Богеби.
Полностью развил и практически освоил концепцию объемной мозаики Церетели в детском комплексе в Адлере, выполненном в 1970-1973 годах. Он сумел создать здесь комплекс монументальных произведений, несущий не только собственно художественные, но и архитектурные функции, - например, функцию упорядочения и организации пространства.
Опять, как и в Пицунде, Зураб Церетели выступил не просто исполнителем отдельных монументально-декоративных работ, но и режиссером большого пространственного зрелища. Однако если в Пицунде он как главный художник объединял и направлял работу многих скульпторов, живописцев и декораторов, то в Адлере он организовал своего рода "театр одного актера", в котором сам был и постановщиком, и исполнителем.
Работа над монументальным комплексом в Адлере явилась важной вехой на творческом пути художника. Можно сказать, что именно в ходе создания этого произведения закончился процесс формирования мастера. Искусство его набрало силу и значительность, окончательно сложился индивидуальный почерк художника, приемы его творчества, которые хотя и будут развиваться и видоизменяться с каждой новой работой, но сохранят черты устойчивой зрелости, определенную систему художественных ценностей и предпочтений. Произведения Церетели заняли свое собственное место в движении монументалистов, завоевавших в 70-х годах заметное положение в советском искусстве. Одновременно пришло и широкое международное признание.
Мозаика на долгие годы остается любимой техникой монументального искусства художника. Разрабатывая другие художественные приемы и материалы, увлечения которыми у него время от времени меняются, как бы очерчивая определенные творческие периоды, он то и дело возвращается к мозаике, сочетая ее с другими техниками. Так, например, было в здании Дома политпросвещения в Тбилиси или Венгерского торгпредства в Москве.
Остановимся еще на одной работе художника, которая стоит особняком в его творческой практике. Это единственное панно, вернее, рисунок в технике углубленного линейного рельефа на фасаде фирмы "Мелодия" в Тбилиси. Сравнительно небольшая глубина борозды не создает резких теней, и рисунок выявлен дополнительно особым заполнением фиксированной бронзой. Это придает ему своеобразный световой и цветовой эффект, делает более теплым и нарядным общий вид рельефа, издали похожего на кружево, в котором сплетаются музы в стремительном танце. Резьба в камне раскрывает еще одну грань творчества Зураба Церетели: его умение овладевать новыми приемами творчества, его способность подчинить образы, опыт мировой классики и дух народного искусства решению определенный художественной задачи.
После создания крупной пространственной монументальной композиции в Адлере художник почувствовал в себе силы для творчества на градостроительном уровне, для создания произведений, способных организовывать большие градостроительные пространства, и тем самым становиться важными доминантами в масштабе города.
Создание монументов и памятников обычно лежит за пределами таких видов художественного творчества, как монументальная живопись и декоративное искусство, которыми особенно много занимается Зураб Церетели. Это прежде всего задача скульптора.
Для достижения своей цели он применил новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные горельефы, дающие возможность использовать их для монументальной пропаганды. Выколотка по металлу здесь была недостаточна, так как не обеспечивала необходимой высоты рельефов.
Художник нашел особый прием. Нарисованный на листовой меди рельеф выколачивался, а затем все его фигуры вырезались и выдвигались вперед, привариваясь к листовой медной основе с помощью вертикальных стенок. Рельеф становился крупномасштабным и хорошо воспринимался с большого расстояния.
Монумент в Абаши явился как бы "пробой пера" в этой новой для художника сфере творческой деятельности. За ним последовала крупная рельефная композиция "Колхида" в селе Хоби. Дальнейшее развитие этой линии творчества шло по пути создания больших многоплановых монументов. Композиция "Человек и солнце" установлена неподалеку от тбилисского аэропорта. Два следующих монумента в Тбилиси, созданных мастером, посвящены одному и тому же событию - двухсотлетию подписания Георгиевского трактата и очень характерны с точки зрения проявления в них интернационального мировоззрения этого чрезвычайно национального по своему творческому почерку художника.
В Тбилиси же установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России, - "Узы дружбы". Огромный металлический позолоченный узел связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата.
Художник поставил этот монумент у въезда в Тбилиси со стороны Военно-Грузинской дороги, ведущей в Россию. Он виден издалека как цель движения. Сверкающий золотом узел и кольца четко воспринимаются на фоне светлой городской застройки и голубого неба, удивляя необычностью формы, заставляя задуматься об исторической судьбе народов, воплотившейся в образном строе монумента.
Церетели рассказывает, что форму монумента ему подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Образ возник сам по себе - два золотых кольца. Но монумент должен был быть, конечно, сложнее, шире по тематике. Кольца трансформировались в туго затянутый узел, не теряя своей первоосновы, символизирующей связь народов. (Памятник взорван в 1991 году по распоряжению 3. Гамсахурдиа.)
В конце 70-х годов, когда в Москве велась подготовка к Олимпиаде-80, Зураб Церетели был привлечен к участию в создании крупнейшего гостиничного комплекса , который должен был принять значительную часть иностранных гостей.
В этом случае художник по праву выступает в коллективе градостроителей, мыслящих категориями города, района, ансамбля. Зураб Церетели в полной мере обладает необходимой для этого смелостью и масштабностью мышления, подтвержденной всеми другими его работами. По протяженности, по высоте, наконец, по общему "пятну" и цвету рельеф художника органично вошел в архитектурную композицию, как бы сросся с ней. Декоративный фриз культурного центра стал художественной доминантой ансамбля: кажется, что многоэтажные корпуса гостиниц как бы группируются вокруг него. Их геометрические формы, взлетающие на 30 этажей вверх, ряды окон и вертикальных тяг контрастны пластической ленте рельефа, наполненного непрерывным движением. Лозунг Олимпиады "Быстрее, выше и сильнее" получил своеобразное выражение в фигурах спортсменов, объединенных общей композиционной и смысловой взаимосвязью.
Объемный рельеф гостиничного комплекса можно охватить взглядом со значительного удаления в несколько сот метров, с открытых пространств из-за крупного водного зеркала Виноградных прудов, в котором он отражается, одним словом, увидеть его в таких условиях восприятия, когда человек не может различить отдельные детали, зато охватывает все вместе: и пространственное окружение, и определяющие архитектурные объемы, и соразмерную с ними работу художника.
Одним из значительных произведений отечественной архитектуры 80-х годов явился крупный гостиничный комплекс, созданный в Ялте по проекту архитектора А.Т. Полянского. Акцентируя внимание на творческих проблемах архитектуры, зодчий в своей работе не только провозгласил, но и эффективно реализовал взаимодействие архитектуры с монументально-декоративным искусством, добивался органичного сотрудничества с художниками. Естественно, что когда Полянский начал строить гостиничный комплекс в Ялте, он с самого начала обратился к сотрудничеству с художниками, привлек Церетели к разработке идей оформления и убранства курорта.
Мастер особенно охотно берется за те работы, которые по самой своей природе располагают к динамике масс и объемов, к созданию декоративных композиций, к украшению городского пространства как к цели и смыслу его жизнерадостного художественного самовыражения.
В постоянной разработке новых художественных и технических средств Зураб Церетели выработал свой индивидуальный метод, свою последовательность. Новая идея обычно рождается у него в быстром карандашном наброске и затем, как правило, разрабатывается в живописи - в одном или нескольких полотнах, где интуитивно, но упорно исследуются формы, колорит, находятся соответствующие масштабные соотношения. Потом художник с той же или близкой темой переходит на монументальный материал, воплощая ее в мозаике, объемных мозаичных композициях, в металле, витражах или в своих необычных "монументальных эмалях". Естественно, что в каждом новом материале, в новой технике тема звучит по-иному, и появляется возможность почувствовать ее в разных превращениях, в многообразных обличиях. Часто в этих поисках рождается совершенно новое решение пластической и цветовой композиции, произведение получает новую градостроительную роль, приобретает возможность становиться одним из архитектурных акцентов ансамбля. Нередко одна и та же техника, один и тот же материал претерпевают существенное развитие и начинают применяться художником для решения совершенно новых художественных и пластических задач.
Зураб Церетели хорошо известен за границей, и его признание постоянно растет и становится все шире. В жизни ему по-настоящему повезло: он был знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Крупные политики и выдающиеся деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них.
Однако признания за рубежом художник достиг не благодаря этому, но вследствие все более активной работы, создания монументальных произведений в США и Японии, Англии и Франции, Бразилии и Испании. Первые его произведения за границей делались для представительств нашей страны, затем постепенно Зураб Церетели входит непосредственно в художественную жизнь Запада и сегодня занимает в ней все более укрепляющиеся позиции, возводя там крупные монументальные комплексы.
Первый большой заказ, который должен был быть осуществлен за рубежом, поручен ему в то время, когда он завершил свою работу в Адлере. Это было художественное оформление интерьеров здания советского посольства в Бразилии (архитекторы М. Посохин, Д. Бурдин, В. Климов).
Успех в Бразилии привел к тому, что работа Церетели по оформлению советских посольств продолжалась. В конце 70-х годов в здании постоянного представительства СССР при ООН в Нью-Йорке им были оформлены интерьеры двух помещений: гостиной и приемной. Центром этих композиций стали витраж из хрусталя "Салют" и скульптурное панно из металла "Мир".
Композиция витража, созданного Церетели для советского представительства в Японии, построена на противопоставлении значительной поверхности красного тона, покрывающего свободно расположенные группы знамен, и многоцветья - желтый, зеленоватый, синий, голубой - массы фона. Этот прием чем-то напоминает мозаичную композицию в парке Победы в Тбилиси, а в определенных чертах - и витраж в Нью-Йорке. Здесь также ощущение праздника передается тем, что небо дано в сложном рисунке и неординарной цветовой гамме.
Для посольского зала приемов в Токио художник сделал гравированное на нержавеющей стали огромное панно (30х5 метров) "Москва - столица, моя Москва".
Близкие московские и русские темы были использованы художником и в Осаке, где им были созданы чеканная панорама Московского Кремля и для интерьера советского консульства - резьба по дереву: "Русская зима", "Русская весна". В то же время, когда художник находился в Японии, он сделал горельеф из металла "Мужчина и женщина", который был подарен труппе Токио-балета и стал ее эмблемой.
Одной из самых примечательных работ Церетели за рубежом стал монумент в Брокпорте. Скульптура, названная автором "Счастье детям всего мира", вызвала широкий отклик в общественном мнении в Соединенных Штатах. Безусловно, прежде всего потому, что это был дар специальным детским Олимпийским играм. Своего рода политической акцией явилась и работа по монтажу монументов Церетели в Брокпорте. Художник отказался от крупного гонорара за все произведения и непрерывно на всех стадиях участвовал в их монтаже на строительной площадке. На торжествах, посвященных открытию монумента, присутствовало более 150 тысяч человек, в том числе видные политические и общественные деятели США: сенатор Эдвард Кеннеди, губернатор штата Нью-Йорк Хью Керри, один из руководителей Игр Сэрджент Шрайвер, спортсмен Мухаммед Али, директор фонда Кеннеди Роберт Монтегю, президент Брокпортского университета Альберт Браун и многие другие.
Вторая работа художника в Брокпорте - "Свет и знание - миру", выполненная также из меди, решена как стилизованное "древо познания". Успех работ Церетели в США определил то, что студенты факультета искусств обратились к своей администрации с просьбой пригласить художника на преподавательскую работу, что и было сделано. Несколько месяцев он с большим успехом преподавал живопись и вел со студентами практические занятия, показывая им технику мозаики, витража, работу с металлом. За преподавательскую деятельность ему было присвоено звание почетного профессора Брокпортского университета. Тогда же в США прошла большая персональная выставка художника.
В последующие годы Церетели также немало работал за границей - оформлял экспозиции ряда советских выставок. Кроме того, он стал инициатором одного весьма интересного начинания. Художник предложил создать отдел этнографии Грузии в знаменитом Музее человека в Париже, где представлены экспонаты, относящиеся практически ко всем культурам мира, но где грузинский раздел отсутствовал. Эту задумку начинание ему удалось осуществить. Зная хорошо грузинскую этнографию, особенности жизни, обычаев, характера жилищ, одежд, всевозможной утвари разных регионов Грузии, Церетели потратил много сил, чтобы собрать большую и представительную этнографическую коллекцию. Подаренная Музею человека, эта коллекция и составила основу экспозиции, которая теперь пользуется большим вниманием у посетителей.
Несмотря на быстрое расширение зарубежной "сферы влияния", стремительное внедрение в западную художественную жизнь, его общественная и профессиональная деятельность в России оставалась и продолжает быть очень активной. В годы перестройки он был избран народным депутатом СССР. Академия художеств России включила его в число своих действительных членов. Зураб Церетели избирается вице-президентом академии, академиком-секретарем созданного им в академии отделения дизайна, одновременно оставаясь руководителем Союза дизайнеров Республики Грузия. Он был избран действительным членом, академиком-секретарем отделения искусства и затем вице-президентом Международной академии информатизации при ООН.
В последнее время Зураб Церетели все больше работает в Москве. Его московская мастерская стала одной из достопримечательностей сегодняшнего города, которую посещают самые высокие гости страны. В ней провел вечер президент США Джордж Буш, бывали министры иностранных дел и министры культуры многих европейских стран, государственные секретари США Джордж Шульц и Джеймс Бейкер, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Перес де Куэльяр, знаменитые актеры, певцы и художники от Адриано Челентано до Роберта Раушенберга.
Конечно, годы ни для кого не проходят бесследно. Вторая половина жизни часто оказывается более спокойной, зрелой. Поиски и мечтания как будто завершены, шкала ценностей в искусстве и в человеческих отношениях установлена, решено то, что является самым главным в жизни. И теперь можно с уверенностью сказать, что для Зураба Церетели приоритетной областью творчества стала живопись. Это не означает, что он отказался от своей деятельности в сфере монументального искусства или что он не уделяет созданию скульптур и эмалей значительного внимания. Как и прежде, Церетели часто загорается замыслами возведения грандиозных ансамблей и гигантских монументов, увлекается идеями новых по своему содержанию памятников, крупных сооружений, а также более камерных, почти станковых произведений.
К числу последних относится композиция "Человек проходит сквозь стену", установленная на фасаде одного из банковских зданий в самом центре Лондона, в Сити, недалеко от собора святого Павла. Ту же тему продолжает еще одна работа Церетели конца 80-х годов - памятник, поставленный им перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
В середине 90-х годов, когда стал проходить шок от разрушения Советского Союза и Москва начала быстро меняться, деятельность художника в столице России приобрела еще больший темп и размах. Он участвует в крупнейших проектах, которые создают новый облик города.
Решение о создании главного монумента, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны, было принято давно - вскоре после Победы. Тогда же был проведен конкурс, в котором участвовали лучшие архитекторы и художники страны той эпохи.
Место для Главного монумента и музея было выбрано давно, еще в 50-х годах, когда создавался Кутузовский проспект, задуманный как торжественная магистраль, ведущая к центру города с запада. Вдалеке встает белый, поднятый вверх на мраморных пилонах музей, с огромным куполом, вздымающимся в центре. Перед ним на линии, проходящей через середину купола, поставлен высокий трехгранный монумент. К нему направлены все аллеи и подходы, полосы газонов, ряды фонтанов. Слева возносится ввысь золотой купол на стройной мемориальной церкви. Общая схема ансамбля была задумана архитекторами во главе с А.Т. Полянским, но очень многое в разработке художественного замысла было сделано Зурабом Церетели.
Главный монумент Победы, созданный художником, имеет высоту 141,8 метра - это символическое значение: цифра обозначает 1418 дней войны, отмеченных на гигантском трехгранном обелиске - бронзовом штыке. Его острие поднимается вверх, устремляясь к Победе. Грани монумента покрыты барельефами, посвященными долгой борьбе. Битва за битвой - от Бреста и Севастополя до Москвы и Сталинграда и обратно до Берлина - поднимаются одна над другой в переплетении тел, оружия, огня, который встает из дыма пожаров и превращается в фейерверк салюта. На острие монумента - крылатая богиня победы Ника, символ, созданный в античную эпоху, увековечивает торжество российского оружия. Фигура богини парит над ансамблем и держит в руках золотой венок.
Главный монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию, - двумя полукруглыми, пологими и центральной, торжественной, прямой. Над нею у подножия обелиска поднимается скульптура "Святой Георгий, убивающий дракона". Эта тема уже встречалась в творчестве художника, в частности, в созданной им скульптуре перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Торжество провозглашают другие скульптуры, входящие в ансамбль, созданный Зурабом Церетели. На концах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение, ликующее звучание, передающее торжество Победы.
Войдя внутрь музея, посетитель поднимается по монументальной центральной лестнице к залу Славы. Ступени рассекает надвое широкая изогнутая бронзовая полоса, исполненная Церетели. Ее называют "Лентой Славы". Поднимаясь вверх, она символизирует скорбный путь войны, воспоминание о павших воинах. В их память горят высокие бронзовые свечи, освещая оружие и солдатские каски, как бы оставленные ушедшими. Впереди по обе стороны тяжелых, мощных, торжественных, ведущих в зал Славы бронзовых дверей с квадратными экспрессивными барельефами, также исполненными художником, во всю стену - многоцветные яркие витражи - "Салют" и "Цветы Победы". Здесь мы вновь встречаемся с одной из излюбленных Зурабом Церетели техник в монументальных работах: он вновь использует возможности светящегося стекла, разделенного свободными линиями на цветовые вихри, для создания острого ощущения бьющей через край, поднимающейся ввысь радости Победы.
В отличие от многоцветья вестибюля грандиозный круглый зал Славы строг по своим формам и колориту. Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше - поле белых барельефов в пышных картушах, в них помещены изображения, исполненные Церетели, городов, прославившихся в борьбе с фашизмом: Москва, Смоленск, Тула, Одесса, Севастополь, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Мурманск, Брест, Керчь. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. Все композиции строги, классичны и насыщенны, целиком выдержаны в белом цвете, их сдержанность придает особую пышность обнимающему их барочно-живописному обрамлению. Еще выше, в глубине купола, художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его - изображение ордена Победы, завершающее образ музея Великой Отечественной войны.
В композицию ансамбля кроме Главного монумента и музея входит еще одно сооружение, которое не встречалось в практике создания мемориалов советской эпохи, - храм, возведенный во имя святого Георгия Победоносца. Проект церкви был исполнен А.Т. Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В. Будаевым. Художественное оформление церкви создано Церетели. Храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Одной из самых значительных монументальных работ Зураба Церетели в Москве стал памятник "300 лет Российского флота" или "Петр Великий", созданный в 1997 году. В городской, монументальной пластике редко устанавливаются такие крупномасштабные памятники. Подобные проекты, в которых большие плоскости скульптурной формы, подвержены сильным ветровым нагрузкам, вызывают серьезные проблемы и требуют мастерства, связанного с решением множества технических задач. Они требуют от автора и правильный выбор материала и оптимально прочную, выверенную конструкцию, соответствующую замыслу произведения, выдерживающую все ветровые нагрузки среды, тяжесть облицовки и т.д.
Монумент Петру I, основателю Российского флота, представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас 98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую накладывались собранные в укрупненном масштабе бронзовые детали облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и ус
biozvezd.ru
Зураб Церетели, памятники Церетели - Опережая время
Александр Рожин
Рубрика:
ЛИЧНОСТЬ В ИСКУССТВЕНомер журнала:
#2 2014 (43)ВКЛАД ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ В МИРОВОЕ ИСКУССТВО ОГРОМЕН. ШИРОТА ЕГО ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ВСЕОБЪЕМЛЮЩА, ЧТО ЯСНО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ В МОНУМЕНТАЛЬНЫХ, СТАНКОВЫХ, ДИЗАЙНЕРСКИХ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА. НЕ ОН В ИСКУССТВЕ, А ИСКУССТВО В НЕМ, В ЕГО ДУШЕ, МЫСЛЯХ, ЖИЗНИ. ПОЭТ ИЛЬЯ РЕЗНИК ДАЛ ТОЧНУЮ И ОБРАЗНО-СОБИРАТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ МАЭСТРО, НАДЕЛЕННОГО ПОИСТИНЕ МОГУЧИМ ДАРОМ И НЕИССЯКАЕМЫМ ТРУДОЛЮБИЕМ: «НЕ ХУДОЖНИК ВЫБРАЛ КРАСКИ, А КРАСКИ ВЫБРАЛИ ЕГО». ЗА ЭТИМИ ПОЭТИЧЕСКИМИ СТРОКАМИ СТОИТ ОГРОМНЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ, ДЛЯ КОТОРОГО, ГОВОРЯ СЛОВАМИ ДРУГОГО ПОЭТА — ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА, «ЕДИНОЕ СЧАСТЬЕ РАБОТА... РАБОТА БЕЗ ЛИШНЕГО СЧЕТА, ЧАСЫ ЗА УПОРНЫМ ТРУДОМ».
Творческая и подвижническая общественная деятельность этого удивительного человека известна не только представителям его профессии - ценителям и знатокам искусства, но и миллионам людей в разных уголках нашей планеты.
В своих произведениях он решает и воплощает философскую проблему восприятия и образного воссоздания реальности бытия в его прошлом и настоящем. Его по праву называют гражданином мира. Зураб Церетели удостоен высокой чести быть Послом мира ЮНЕСКО. Монументальные работы мастера установлены во многих странах на разных континентах. Его символическая скульптурная композиция «Георгий Победоносец» олицетворяет триумф добра над силами зла: Святой Георгий поражает ядерные ракеты, смертоносное оружие, предотвращает угрозу всему человечеству. Этот монумент воздвигнут у здания ООН в Нью-Йорке. Монумент «Слеза» памяти жертв трагедии 11 сентября 2001 года установлен в г. Байонне, штат Нью-Джерси, в США; памятник Колумбу - в Севилье, в Испании; памятник Н.В. Гоголю - в парке у виллы Боргезе в Риме, в Италии; Оноре де Бальзаку - в Париже, во Франции; Пабло Неруде - в Сантьяго, в чили; Петру I - в Москве и Петербурге; княгине Ольге - во Пскове и князю Владимиру - в Рязани... Величественные архитектурно-скульптурные ансамбли «История Грузии» и «Святая Нина» украшают Тбилиси в Грузии. В честь победы советского народа в Великой Отечественной войне воздвигнут в нашей столице мемориальный комплекс на Поклонной горе.
Талант Зураба Церетели, его всеобъемлющее восприятие жизни, самобытное образное мышление заметили и оценили великие мастера искусства ХХ века - Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. Это стало знаком судьбы.
Природа наделила Зураба Церетели недюжинными способностями, интуицией и проницательностью. Он рано нашел свой путь в искусстве во многом благодаря родителям и их окружению. Родной брат матери Тамары Зурабовны Георгий Нижарадзе - художник, в его доме частыми гостями бывали классики грузинского искусства: Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Аполлон Кутателадзе, Уча Джапаридзе. Именно они предрекли юному Зурабу творческую судьбу. Увидев первые, ранние работы одаренного мальчика, авторитетные мастера почувствовали в нем редкую способность образного восприятия мира. Благодаря этим первым встречам и чуткому отношению Зураб стал студентом академии, где в те годы преподавала блестящая плеяда художников. Наряду с Джапаридзе и Кутателадзе назовем всем известные имена и замечательных русских мастеров - Евгения Лансере, Иосифа Шарлемана и Василия Шухаева. Так сбылась заветная мечта Зураба Церетели — он стал художником. Константин Иванович, инженер по образованию, полагавший, что сын пойдет по его стопам, впоследствии гордился успехами Зураба. Он бережно собирал вырезки из газет и журналов с рецензиями и статьями о сыне. Родители, несмотря на весьма ограниченные возможности, делали все, что от них зависело, дабы поддержать Зураба. А жили они в те послевоенные годы в трудных условиях, впрочем, как и большинство семей в нашей стране, к тому же отец Тамары Зурабовны был репрессирован и расстрелян в 1937 году, когда мальчику едва исполнилось три года. Константин Иванович и Тамара Зура-бовна назвали сына его именем. Вопреки всем невзгодам и невосполнимым утратам сердце юного Зураба не ожесточилось - как и его родные и близкие, он верил в жизнь, с присущим ему оптимизмом смотрел в будущее.
Зураб Константинович Церетели начинал свою творческую одиссею после окончания академии со «свободного распределения». Вскоре он полюбил очаровательную девушку Инессу Андроникашвили, которая стала его супругой, верным спутником и надежным другом. В счастливом браке у них родилась дочь Елена - помощник и опора отца. В ту пору он зарабатывал на жизнь случайными заказами на оформление книг, журнальными и газетными карикатурами и разного рода оформительской работой. И вновь своему протеже помог Уча Джапаридзе, пристроив Зураба на должность художника-архитектора в Институт археологии и этнографии. Здесь Церетели пристрастился к истории, поняв ее научную значимость и ценность в изучении «преданий старины глубокой». Однако эта работа не требовала фантазии, сковывала творческую индивидуальность. Вот как писал об этом периоде биографии художника Лев Колодный: «Второй раз дядя Георгий Нижарадзе сыграл исключительно важную роль в жизни племянника, когда привел его в стены промышленного комбината республиканского Художественного фонда. В исполнительском цехе новичок занял должность старшего мастера... Там он научился материализовывать рисунки в бронзе, камне, стекле, дереве...». Это немаловажный штрих к портрету Зураба Церетели, свидетельствующий о том, что он прошел все ступени постижения высот профессионального мастерства - от академической школы к практическому освоению материала, от способного ученика до сознательного творца, от ремесла к большому искусству. Он в совершенстве освоил и навыки форматора и литейщика, чеканщика и резчика — иными словами, накопил бесценный ныне опыт исполнителя, натренировал глаз и набил руку.
Зураб Церетели - универсальный профессионал: живописец, график, скульптор, эмальер, витражист, архитектор, дизайнер, соединивший в своем творчестве высочайшее мастерство и неуемную фантазию, помноженную на вдохновение и талант художника. Блистательный творец, он никогда не чурался черновой работы мастера, как бы помятуя об известном изречении выдающегося французского писателя Анатоля Франса: «Искусству угрожают два чудовища — художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».
Масштабная мыслящая личность, обладающая не только огромным творческим диапазоном, но и удивительным врожденным чувством цвета, декоративной выразительности, пластики и формы, света и пространства, Церетели владеет магией синтеза, собственным пониманием сопряжения частного и целого. Он мыслит глобально, отсюда и монументальный размах, который мы ощущаем в его произведениях независимо от их размера и формата.
Зураб Константинович Церетели унаследовал верность великим традициям прошлого, заветам своих непосредственных учителей и «старых мастеров» и при этом сохранил яркую индивидуальность, способность искренне удивляться и восхищаться, делать открытия, разрабатывать новые техники и технологии, трансформировать многовековой опыт великих предшественников. Он — генератор идей, один из немногих избранных Всевышним и временем, сразу, даже по одному произведению, безошибочно узнаваемых художников.
Мы распознаем и ощущаем масштабную глубину образных замыслов и фантастических идей мастера, глядя на созданные им монументальные ансамбли, картины и рисунки, архитектурные и дизайнерские проекты, скульптурные композиции, эмали и витражи. Он фактически не повторяется, постоянно обновляя и совершенствуя арсенал технических средств, материалов и приемов. В этом воочию убеждаешься, глядя на такие его произведения, как архитектурно-скульптурный комплекс «История Грузии» неподалеку от Тбилиси, поражающий своей сакральной одухотворенностью, или мемориал, сооруженный на Поклонной горе в Москве в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, или вестибюль и два нефа московской станции метро «Парк Победы» с двумя панно, выполненными в технике цветной эмали, которые символически олицетворяют ратные подвиги наших предков в Отечественной войне 1812 года и наших отцов, дедов и прадедов, отстоявших мир, спасших человечество от фашизма во Второй мировой войне. Упомянутые творения Церетели различны по конструктивно-пластическому, стилистическому решению, как и различны были содержательно-смысловые и образно-драматургические задачи, стоявшие перед автором. Он многолик и вместе с тем целостен, концептуален и одновременно по-своему реалистичен в своем творчестве, которое далеко не однозначно, что лишний раз свидетельствует о неординарности, порой ошеломляющей и раздражающей людей, далеких от искусства, но никого не оставляющей равнодушным. Мы говорим лишь о немногих произведениях, прежде всего о тех, где воплотились идеи синтетического, новаторского, опережающего свое время понимания задач искусства, поиска новых форм и средств художественного обобщения актуальных событий и явлений нашей цивилизации.
Зураб Константинович Церетели способен предвидеть и предвосхищать, что, на наш взгляд, обусловлено природной интуицией, верностью постулатам церкви, присущей истинному христианину по рождению и вероисповеданию. Закономерно, что в творчестве художника одно из центральных мест занимают история религии, темы и сюжеты Библии и прежде всего Нового Завета, являющиеся для него неисчерпаемым источником познания божественной сущности человеческого бытия, его духовных и нравственных констант. Он руководствуется в своей повседневной жизни неписаной этикой православия и идеалами Священного Писания. На его счету немало добрых дел, оказание бескорыстной помощи друзьям и коллегам, людям, нуждающимся в поддержке. Так, когда-то едва познакомившись с поэтом Иосифом Бродским незадолго до его отъезда, точнее высылки из СССР, он навсегда запомнил и полюбил этого человека за великий, свободный и честный талант и на протяжении многих лет анонимно помогал его матери, оставшейся в Ленинграде, затем увековечил в скульптурной композиции поэта, ставшего на чужбине лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Эта скульптура вошла в цикл, посвященный гениям и совести России, в котором также представлены Борис Пастернак, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий... Назвав эти произведения, необходимо отметить здесь характер и уровень художественного обобщения, принципиально новое решение пластических фигур в пространстве, одновременно напоминающих архитектурный портал и раму, подобную рампе, обрамляющую силуэт модели. Они представляют собой большие композиции, в которых модели изображены в разных ракурсах, благодаря чему создается впечатление незримого, внутреннего движения в зависимости от угла зрения зрителя. Это объемные фигуры в рост с тщательно проработанной поверхностью скульптуры, где живописно сочетаются отполированные и фактурные элементы, создающие определенную игру света. Этот цикл и портретно достоверен, и романтически или драматически возвышен. Художник наделяет своих героев как характерными психологическими характеристиками, так и собирательными чертами творческой личности. При всей образной неповторимости каждого из запечатленных в бронзе деятелей отечественной культуры в этих образах заложены и те духовные, нравственные качества, которые внутренне роднят автора с его гражданской позицией и поступками, а также нравственными, этическими принципами и взглядами. Говоря об отзывчивости, сострадании ближним, помощи страждущим, можно вспомнить немало эпизодов из частной жизни Зураба Константиновича, которые случаются чуть ли не каждодневно: кому-то нужны то средства на операцию или дорогостоящие лекарства, то квалифицированная помощь - обращаются к нему, и он никогда не отказывает. Дело не только в том, что он располагает достаточными средствами и щедрой душой, у него еще много друзей, всегда готовых откликнуться на его личную просьбу не для себя — для других. Это и выдающийся хирург-кардиолог Лео Бокерия, видные онкологи, врачи разного профиля, диагностики и практики, спасшие немало жизней, в том числе и коллег Церетели. В ряду примеров его благотворительности особого внимания заслуживает отношение к творческой молодежи. Так, будучи руководителем персональной мастерской, профессором Московского художественного института им. В.И. Сурикова, он ни разу не получал зарплату, переводя ее на материальную поддержку малообеспеченных одаренных студентов. К сказанному можно добавить и безвозмездные мастер-классы, которые маэстро проводит еженедельно в своей галерее на Пречистенке в Москве для всех желающих. Подобные факты из жизни художника убедительно подтверждают способность сострадать, желание поддержать и помочь как близкому человеку, так и совершенно незнакомым людям.
Эмоциональная, широкая натура Церетели раскрывается буквально во всем, но более и ярче всего, конечно, в искусстве, и особенно в живописи. Именно живопись - его страсть и стихия. Здесь он принадлежит только самому себе. В живописи безудержная энергия художника находит адекватный его темпераменту выход. Звонкие краски на большой палитре не успевают сохнуть, стоящие рядом с мольбертом чистые холсты быстро и почти одновременно наполняются цветом жизни и времени. Для него уже не имеет значения, пишет он пейзаж или натюрморт, портрет или жанровую композицию, - он пишет реальный и воображаемый мир, а каждая законченная работа, независимо от жанра, становится «автопортретом» эмоционального состояния автора, его чувств и размышлений. Меняется свет, маэстро снимает с мольберта начатый холст и ставит другой, чистый. Меняются колорит, тональность, нюансы, меняются ритм движений кисти и рельефность фактуры, меняется настроение, приходят иные мысли и мечты.
Он, великий экспериментатор, искренне удивлял и мексиканского монументалиста Давида Альфаро Сикейроса, и бразильского архитектора Оскара Нимейера.
В активе Церетели и опыт сочетания, сопряжения живописных поверхностей, двухмерных плоскостей и пластических скульптурных объемов, и открытие новых выразительных декоративных возможностей рельефной эмали. Он бережно относится к сохранению и развитию традиций и остро реагирует, сопереживает и отстаивает достижения и принципы отечественного академического художественного образования. Вместе с тем Церетели — поборник эволюционного прогресса в искусстве, использования и внедрения мультимедийных технологий и инноваций. Ему принадлежит инициатива создания в России первого музея современного искусства и новейших течений.
Среди любимых и высокочтимых Церетели великих мастеров мирового искусства — Нико Пиросмани, Поль Сезанн, Амадео Модильяни и, несомненно, Пабло Пикассо и Марк Шагал. Нередко в его живописи звучат их колористические ноты и интонации как напоминание о вершинах профессиональной культуры и вдохновения. Необъятный, интригующий мир образов, созданных Церетели, - это торжественный, несмолкающий и романтический гимн жизни и всему сущему в ней, это богатейшая, многослойная гамма чувств и красок. Полифония, многоголосие цвета в картинах Зураба Церетели обозначает непрерывающуюся, незримую связь с национальными истоками, с грузинской культурой, песенной мелодичностью. В творчестве мастера часто встречаются родные мотивы, отголоски воспоминаний о далеком детстве и юности. Следует особо подчеркнуть, что при всепоглощающей жажде новых, ярких впечатлений, радости встреч и общения, открытий доселе неведомого все же главными героями и персонажами, картинами и сценами остаются библейские сюжеты, волнующие воображение исторические события, картины земли предков, их быта и обычаев, а главное - близкие по духу люди, единомышленники и соратники.
Значимость творческих достижений художника определяется такими факторами и слагаемыми, как общественная мотивация, профессионализм, совокупность творческих и иных заслуг. Только формальный перечень премий, наград, званий дает представление о масштабности деятельности Зураба Константиновича Церетели: Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий СССР, Народный художник, академик, президент Российской академии художеств, действительный почетный член многих зарубежных академий искусств, в том числе Французской и Испанской, профессор российских и зарубежных университетов и институтов, награжденный Орденом Почетного легиона за заслуги перед искусством и другими престижными знаками отличия. Едва ли будет преувеличением упоминание и о его личных контактах и доверительных встречах не только с выдающимися деятелями искусства и науки, дружбе с ними, но и с первыми лицами многих государств мира. Круг общения Зу-раба Константиновича Церетели практически необъятен, как и сфера его духовных, творческих интересов, что является одним из слагаемых, конечно, наряду с талантом, непререкаемого авторитета Мастера, опередившего время.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru