ДОСЬЕ: Михаил Савицкий: к 95-летию со дня рождения. Савицкий михаил картины
М.Савицкий «Партизанская Мадонна Минская» - Национальный художественный музей Республики Беларусь
Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010) – значительная и легендарная фигура в белорусском искусстве. Известность и популярность к художнику пришли в 1960-е годы и были связаны с новым взглядом на военную тему в изобразительном искусстве. Сам участник Великой Отечественной войны, после тяжелых испытаний (оборона Севастополя и плен в концлагерях) Савицкий выбирает профессию художника, учится в Минском художественном училище и Московском институте имени Сурикова. Тема войны в его творчестве становиться центральной, прежде всего он стремиться показать и рассказать в своих работах об ужасах войны, о тех нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю людей в период Второй мировой войны. Его работы «Партизаны» (1963) и «Витебские ворота» (1967) показывают реальные события войны в аллегорическом решении. Где главные герои – обычные люди, которые принимают решения и пытаются выжить в суровых военных условиях. «Витебские ворота» – это своего рода Ладожское озеро на территории Беларуси, тропа жизни на оккупированной территории, которую охраняла бригада партизан Батьки Миная. Беженцы – женщины с детьми, старики, раненые воины – уходят от зарева войны.
В картине «Партизанская Мадонна Минская» (1978) художник обращается к вечному символу жизни – материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей чумы ХХ века – фашизма. В своем творчестве Савицкий разработал новую концепцию гуманизма – гуманизм человека пережившего войну, который прекрасно понимает цену человеческой жизни и осознает, как тонка грань разрушения мира. Это становиться основным манифестом художника: никогда нельзя забывать о самой страшной катастрофе человечества – войне, которой всегда противопоставляется жизнь...
www.artmuseum.by
Художественная галерея Михаила Андреевича Савицкого. Художественная галерея Савицкого.
Художественная галерея Героя Беларуси, народного художника Беларуси и СССР, почетного гражданина города Минска Михаила Андреевича Савицкого открылась 7 сентября 2012 года, входит в структуру Музея истории города Минска.
Галерея размещается в здании на территории Верхнего города по адресу пл. Свободы, 15 - бывшей городской усадьбе XVIII века с пристройкой. Место размещения галереи было выбрано самим художником еще при жизни. Здание бывшей городской усадьбы реконструировалось как музейный объект двойного назначения, совмещающий собственно художественную галерею и экспозицию, связанную с историей данного памятника архитектуры.
В открытии этого уникального культурного центра белорусской столицы принял участие Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Экспозиция посвящена творчеству Героя Беларуси, народного художника Беларуси, почетного гражданина города Минска Михаила Андреевича Савицкого (1922 - 2010 гг.).
В десяти залах представлено более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Экспозиция отражает основные этапы творчества М.Савицкого с конца 1950-х гг. до 2010 года. Представлены известные циклы работ художника: "Цифры на сердце", "Черная быль", "Заповеди блаженства". Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета.
Здание галереи является памятником архитектуры конца XVIII века, известно как городская усадьба. Четыре зала отведены под реконструкцию исторических интерьеров жилых помещений усадебного дома - большой и малой гостиной, кабинета, библиотеки. Кроме того, в отдельных помещениях воссозданы фрагменты живописного декора, произведена реконструкция кафельной печи.
Кроме постоянной экспозиции работают большой и малый выставочные залы временных тематических выставок.
ИСТОРИЯ ДОМА
В разные времена владельцами усадьбы были известные минчане. В конце ХVIII века дом принадлежал графу Михаилу Пшездецкому, в начале ХIХ века - дворянину Андрею Станкевичу, затем местному уряднику, известному для своего времени культурному деятелю Юрию Кобылинскому. Усадьба Кобылинского была местом встреч творческой интеллигенции города, а сам хозяин занимался литературной деятельностью и коллекционированием. В середине XIX века дом приобрел городской голова Леопольд Дельпаце.
В послевоенное время и вплоть до 2004 года здесь находился призывной пункт Минского областного военкомата.
САВИЦКИЙ М.А.
Михаил Андреевич Савицкий (18.02.1922 - 08.11.2010) - Герой Беларуси, народный художник Беларуси и СССР, почетный гражданин города Минска, лауреат Государственной премии СССР (1973), двух Государственных премий Белоруской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996).Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Отечественной войны II степени, а также премией и орденом Андрея Первозванного, медалями. В 1959 году, как бывший военнопленный, он был награжден медалью «За победу над Германией». Первый кавалер ордена Франциска Скорины (1997).
М.А. Савицкий избирался народным депутатом СССР, депутатом трех созывов Верховного Совета БССР.
Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области в семье железнодорожника. Был младшим из четырех детей. По окончании средней школы в 1940 году Михаил Савицкий был призван в Красную Армию. Война застала его в Чечне, где он служил на полигоне. В ноябре 1941 года в составе десанта 345-й стрелковой дивизии он попал в Севастополь, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города.
В 1942 г. в районе Херсонеса попал в плен. В Германии М.А. Савицкий работал в рабочем лагере в Дюссельдорфе, где с товарищами организовал диверсионную группу. После провала группы пытался бежать во Францию, но был пойман и приговорен к смерти. Однако казнь заменили на концентрационный лагерь Бухенвальд. Позже он попал на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ, а затем в концентрационный лагерь Дахау. 29 апреля 1945 года – был освобожден из лагеря.
Художественное образование получил после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, в 1957 - Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске. Был руководителем государственного учреждения культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры».
Гражданская позиция художника проявилась уже в работах конца 1950-х - начала 1960-х годов, воплощавших величие человека и его повседневных дел на мирной земле. Раннее творчество Савицкого несет на себе печать характерной для 1950-х годов бытописательной жанровости, однако в нем больше черт того монументализирующего направления, которое было предтечей "сурового стиля".
Эволюция искусства Савицкого была достаточно быстрой и определенной. Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась как бы на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов.
В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил «Партизанскую мадонну». Картина произвела фурор, была признана критиками шедевром и приобретена Третьяковской галереей.
Эта картина, а также последовавшая за ней «Партизанская мадонна Минская» (1978), принесла художнику всенародную известность. Репродукции с «Партизанской мадонны» печатались тысячами экземпляров в энциклопедиях, учебниках, журналах, альбомах – картина стала подлинным народным достоянием. «Партизанская мадонна» была отмечена серебряной медалью АХ СССР.
В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске.
Жуткую правду о прошлом во имя будущего несут 16 полотен Михаила Савицкого под названием "Цифры на сердце" (1974-1980), посвященные ужасам концлагерей. Цикл картин "Цифры на сердце" - явление, которое не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач.
Широко известны живописные произведения "Витебские ворота" (1967), "Поле" (1974), "Плач по погибшим героям" (1974), а также триптих "Агрессия" (1984), проникнутые антифашистским пафосом и публицистичностью.
В 1986 году художник приступает к созданию цикла «Черная быль», посвященного аварии на Чернобыльской АЭС. В картинах "Эвакуация", "Зрячий", "Крест надежды", "Покинутые", "Доля" художник отразил события постчернобыльской жизни людей. Тяжелый путь преодоления катастрофы запечатлен в работах "Реквием", "Чернобыльская мадонна", "Аллегория Чернобыля". Серия Михаила Савицкого "Черная быль" (1987-1992) была отмечена золотой медалью Академии художеств.
Эволюция творчества Михаила Савицкого закономерно привела к появлению библейской серии работ. Это ряд исторических картин, посвященных земной жизни Христа, в которых художник воплотил свое личное видение сложных современных проблем, связанных с вечными общечеловеческими ценностями духовного бытия.
В разные годы из-под кисти мастера родились такие полотна, как "Несение креста", "Мария и Елизавета", "Оплакивание", "Чудо о хлебах", "Святая Богородица", "Христос и его крест". Эти работы не просто иллюстрируют библейские сюжеты - они раскрывают вечные темы и проблемы современного общества.
Михаил Савицкий известен как выдающийся портретист. Среди портретных работ: "Женский портрет" (1966), "Янка Купала" (1979), "Пушкин и Гончарова" (1986), "Достоевский" (1988). В 2000-2002 гг. художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.
В последние годы жизни М.А. Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Жизнь и творчество М.А. Савицкого — одно из самых характерных явлений в искусстве и истории нашего времени.
САВИЦКИЙ Михаил Андреевич. биография..docx - Курс лекций. История картин. САВИЦКИЙ ...
место. Традиции русской живописи, исторической картины нашли в его творчестве своеобразное продолжение, не имеющее аналогов в современном искусстве. Сочетание гражданственных, общественнозначимых тем и смелого поиска, основанного на безупречном знании новейшего искусства, приводили к неожиданным результатам: работы, встреченные аплодисментами художников, нередко исключались из состава выставки. Пример тому — «Плач о павших героях» (ныне находится в собрании Третьяковской галереи). М.А. Савицкий, автор более чем 200 тематических картин. Его творчество — развитие традиций тематической картины, основных тенденций русской живописи. Высшим воплощением его творчества стали ранние работы, посвященные Великой Отечественной войне, — «Партизаны», «Убийство семьи партизана», «Поле», «Плач опавших героях», «Беженцы», «Партизанская Мадонна», «Казнь», «Клятва», «Партизаны. Блокада», «Витебские ворота», «Ветераны», цикл картин «Цифры на сердце», посвященный трагедии концентрационных лагерей и цикл работ «Черная быль» о трагедии Чернобыля. Немаловажное место в творчестве художника занимает христианская тематика: последние годы автор работает над циклом «Заповеди блаженства» и историческими картинами, посвященными земной жизни Христа. Основополагающая, определяющая работа в творчестве Михаила Савицкого — картина «Поле». Противостояние врагу, враждебной силе, откуда бы она ни исходила, суть и смысл этой работы. Россия как данность, Россия как вечность, Россия как вечное противостояние врагу, Россия как неизбежная Победа — вот смысл этой работы. Другая работа — «Реквием» — символизирует плач об утраченной земле. Воспетая ангелами печаль исчезнувших времен — боль несбывшихся поколений. Смысл картины «Мадонна Биркенау» заключается в том, что распятие мадонны с младенцем есть смертная вина, неискупимо павшая на каждого из живущих. Работы Михаила Савицкого находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Национального художественного музея Республики Беларусь, Национальной художественной галереи в Софии, а также во многих других коллекциях. Михаил Савицкий — Народный художник СССР и Белоруссии, лауреат Государственной премии СССР и трех Государственных премий Белоруссии, академик Академии художеств России и Национальной академии наук Белоруссии. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Отечественной войны II степени, орденом Франциска Скорины № 1, а также премией и орденом Андрея Первозванного, медалями. В 1959 году, как бывший военнопленный, он был награжден медалью «За победу над Германией». М.А. Савицкий избирался народным депутатом СССР, депутатом трех созывов Верховного Совета БССР.
znanio.ru
Библиотечный проект "ПОМНИМ...ЛЮБИМ...СКОРБИМ..." - МИХАИЛ САВИЦКИЙ
Картины белорусского художника Михаила Савицкого на тему войны я неоднократно использовал в подборках на военную тему. Но поскольку решил рассказать вам об этом художнике, представлю их еще раз в этом материале.Тема войны
Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) был плодовитый и многогранный художник, за более чем полувека творческой деятельности он создал 200 картин. Известность и славу художнику принесли, конечно же, работы на военную тематику.
Михаил Савицкий в своей мастерской.
Искусствоведы пишут, что «обладая блестящей зрительной памятью, Савицкий почти не делал предварительных эскизов. Мастер начинал писать лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью отшлифовывался в его воображении».
Спустя несколько лет после возвращения в Минск из Москвы, Михаил Савицкий пишет в 1963 году картину «Партизаны», отобразив в ей яркие стилистические черты так называемого «сурового стиля».
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизаны. 1963 г.
А через четыре года художник начинает работать над циклом «Героическая Белоруссия». Самой яркой картиной этого цикла стала «Партизанская мадонна» (1967).
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна. 1967 г.
Работу художник представил на Всесоюзной выставке 1967 года, и вскоре она была куплена Третьяковской галереей. Искусствоведы написали, что «картина наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода». «Партизанская мадонна» экспонировалась на международных выставках в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии и Монголии. Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал еще один вариант этой картины, назвав ее «Партизанская мадонна (Минская)».
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна (Минская). 1978 г.
Написанное вслед за «Партизанской мадонной» полотно «Витебские ворота» (1967) решается почти как настенная роспись. Еще одна цитата искусствоведов: «Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа».
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Витебские ворота. 1967 г.
Вера в возмездие и готовность к жертве воплощены в лицах и фигурах героев картины «Казнь» (второе название «Наказание смертью», 1968), стоящих перед виселицей в ожидании казни. Глядя на эту картину, невольно вспоминается фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» с замечательными актерскими работами Бориса Плотникова, Владимира Гостюхина и Людмилы Поляковой.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Казнь (Наказание смертью). 1968-69 гг.
Героям и жертвам Великой Отечественной войны посвящены картины «Легенда о батьке Минае», «В партизаны», «Дети войны», «Убийство семьи партизана», два варианта полотна «Комсомольцы».
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) В партизаны. 1969 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Дети войны.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Убийство семьи партизана.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории ВОВ Республики Беларусь
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории Великой Отечественной войны РБИзвестны также картины Савицкого, написанные в 1970-е годы: «Беженцы», «Клятва», «Ветераны». В 1972 году художник создал серию настенных росписей для музея Великой Отечественной войны в Минске. В этом же году написал сцену неравного боя в картине «Поле» (1972-73), а два года спустя – «Плач по погибшим героям» (1974). Десять лет спустя военную тему пополнил триптих «Агрессия» (1984), проникнутый антифашистским пафосом и эмоционально повторяющий цикл «Цифры на сердце».
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поле. 1973 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Переход словаков к партизанам.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Клятва.
Послесловие
Чтобы у вас сложилось полное представление о творчестве белорусского мэтра живописи Михаила Савицкого, отмечу, что военная тема была, конечно, ведущей, но не единственной в его живописи. Художник посвящал картины истории белорусской культуры – «Сейбиты» (1972) и цикл для музея Янки Купалы в Минске, писал сцены крестьянского труда и труда рабочих: «Честь долгу» (1958), «Соцобязательство» (1960), «Хлеб» (1962), «Стелют лен» и «Льноводы» (1962), «Урожай» (1966-1967), «В поле (Пора сева озимых)» (1971).Буквально через год после аварии на Чернобыльской АЭС Савицкий начал работу над серией «Черная быль», над которой трудился пять лет (1987-1992). В серию вошли картины «Эвакуация», «Зрячий», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Чернобыльская мадонна», отражающие события жизни людей после аварии и тяжелый путь преодоления последствий этой катастрофы. За эту серию художник был награжден Золотой медалью Академии художеств БССР, а к 20-летию Чернобыльской аварии выставка «Черная быль» прошла в Национальном художественном музее. В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес инсульт, но до последнего каждый день работал в своей холодной мастерской в фирменных для него валенках и свитере под горло. Буквально за полгода до смерти в Музее истории города Минска прошла персональная выставка художника под названием «Художник. Гражданин. Герой».
Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) Годовщина невозрожденной деревни 1984 г.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Шинель отца. 1991 г.
Скончался Михаил Андреевич Савицкий 8 ноября 2010 года в возрасте 88 лет и был похоронен на Восточном кладбище Минска.
Могила М.А.Савицкого
Его картины находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальной художественной галереи Софии, фондах белорусского Союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный Дом художника», Третьяковской галерее в Москве.О Савицком снят документальный фильм «Опаленная память», в сентябре 2012 года в Минске была открыта художественная галерея Михаила Савицкого, где собраны многие его картины, а на доме, где он жил, установлена мемориальная табличка.Современные историки искусства пишут о том, что художник был неоднозначной, сложной и противоречивой личностью, как в творчестве, так и во взглядах и в общении. Часто его называют конформистом и даже антисемитом, вспоминая давнишний скандал с картиной серии «Цифры на сердце». Но практически все историки соглашаются с тем, что Михаил Савицкий замечательный живописец, педагог и общественный деятель, и его творчество – яркая страница национальной культуры Беларуси в ХХ веке.
Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 5, 6.
090545.ucoz.ru
Художественная галерея Михаила Савицкого - Жизнь в новом цвете
Я в последнее время с постами в ударе, но хочется рассказать, что у меня в жизни происходит.Я не люблю зиму, так как моментально замерзаю на улице во время прогулок, а для зимних видов спорта я просто - безнадежна. Я честно пыталась систематически ездить на катки, но продолжала упорно кататься в позе "зю" и бояться упасть, так что дзен на меня так и не сошел. Пыталась обучиться езде на горных лыжах, даже с инструктором каталась, но заканчивала носом в сугробе. Такие дела). А Сережа еще безнадежнее)))). Поэтому на зимнее время мы отложили культурную программу, когда в закрытых помещениях находиться наиболее комфортно.
Ранее мы посещали выставку фотографий, посвященной строительству метро в Минске, которая располагается в другом здании филиала этого же музея, а сегодня махнули посреди рабочего дня, чтобы немного развеяться, в основной корпус музея.
Так галерея выглядит снаружи. Располагается в здании городской усадьбы, где Савицкий раньше жил и писал свои знаменитые картины.
К сожалению художник уже умер, это произошло в 2010 на 89 году жизни, оставил 170 работ, 98 из них находятся в галерее. Я сфотографировалась на фоне его портрета.
Творчеству знаменитого художника, которого я люблю и очень уважаю, посвящен второй этаж галереи, а на первом проходят различные выставки современных художников и другие экспозиции.
Вообще-то современное искусство я не слишком воспринимаю, так как не понимаю его, но эта выставка мне понравилась, картины абсолютно сумасшедшие, но при этом "цепляющие", на них хочется смотреть снова и снова. В кабинете я повесила бы нечто подобное с огромным удовольствием.
А в центре зала была очень красивая елка с кучей подарков на полу, равнодушной меня она оставить не могла).
Ну согласитесь - обалденно же!
Выставка была персональная, к сожалению, я забыла фамилию художницы!((( Запомнила только имя - Зоя. Кроме картин Зоя работает с предметами интерьера, по-моему, у нее тоже здорово и необычно получается.
Журнальный столик.
Шкаф здорово бы смотрелся на даче.
Психоделическая детская.
Тут вообще мимими ,простите, других слов не нахожу. Но настолько же мило!!!
А этот стул остался из предыдущей выставки, было более ста креативных экземпляров. Оставшийся я окрестила "стулом Гауди". Такое ощущение, что его автор вдохновлялся пряничными домиками Гауди из парка в Барселоне. Как-нибудь обязательно запощу свою прогулку и вы сможете проверить мою догадку).
Дальше идет небольшая экпозиция быта белорусских аристократов, но она достаточно скудная.
Книга, кстати, почему-то на немецком, но явно раритетный экземпляр - вычурный готический шрифт и пожелтевшие страницы. Хотя я не исключаю, что может быть и искусственно состаренный новодел))).
На второй этаж вела добротная дубовая лестница.
А пол был устлан новым паркетом, я им залюбовалась, простите за нетрепетность к искусству, наравне с картинами. Очень красивый...
С творчеством Савицкого я знакома довольно давно, правда, по репродукциям - у нас дома был большой альбом белорусских художников, в котором ему была отведена солидная часть.
Творчество Савицкого можно поделить на три части. Первая - это социо-культурный быт селян и рядовых горожан.
Мне понравились фишечки от авторов организации экпозиции художника. Например, вот эта, чтобы было понятнее поясню. Картина называется "Реставраторы", отчетливо видно, как один из персонажей рассматривает потолок как фронт работ. И над картиной нанесена декоративная штукатурка таким образом, что из под нее будто проглядывает более древний слой, который и нужно отреставрировать. По-моему, неплохое чувство юмора.
И вообще в нескольких местах отошли от банального вывешивания картин, обожаю такой подход в музеях - это у немцев особенно заметно.
Например, "мастерская художника".
Вроде и мысль не революционная, но насколько интереснее смотреть!
Понравился витраж.
Вторая и самая известная часть творчества художника - картины, посвященные Великой отечественной войне. Спокойно на них смотреть невозможно, настолько точно подмечены ужасы лагерей.
Кроме того автор придумал особо хлесткие названия к своим картинам, сами по себе которые звучат обыденно, но придают картинам еще более сильное звучание. Например, "Ностальгия" - обычное мирное словечко, которое часто любят использовать художники. Но при этом изображен со спины истощенный заключенный, смотрящий вдаль сквозь колючую проволоку, а вдали ему видится родной дом.
Или вот "Поющие лошади" - люди, тянущие трупы таких же несчастных.
Танцующие с факелами.
Отбор.
Заключенный.
Все эти картины мне были хорошо знакомы, но все равно я не ожидала, насколько сильное впечатление они производят живьем. Не скрою, был момент, что я даже чуть не расплакалась.
Савицкий известен своими "партизанскими мадоннами". Посмотрите, какой яркий свет идет от картины - это не подсветка, а игра цвета.
Третья веха в его творчестве -это цикл картин, посвященных трагедии в Чернобыле.
Чернобыльская мадонна.
Галерея открыта была совсем недавно - в сентябре 2012, и я очень рада, что появилась возможность посмотреть на эти шедевры вживую.
hondra-alive.livejournal.com
умер художник Михаил Савицкий: xan_13
"Чернобыль"
http://news.tut.by/culture/203956.html8 ноября в Минске на 89-м году жизни скончался народный художник СССР и Беларуси Михаил Савицкий. Об этом сообщили родные художника.
Михаил Савицкий родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района на Витебщине. 20-летним юношей воевал с фашистами в рядах Советской Армии, попал в плен, пройдя ужасы концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Чудом остался в живых.
После войны окончил Минское художественное училище и Московский художественный институт им. Сурикова (1957).
Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области станковой и монументальной живописи. Известен также благодаря портретам. В последнее 20-летие центральное место в творчестве художника занимала христианская тематика.
Скандальную славу Савицкому принес цикл картин "Цифры на сердце", посвященных ужасам концлагерей.На картине "Летний театр" рядом со смеющимся немецким карателем после экзекуции он изобразил еврея в образе пособника нацистов. В прошлом году на выставке, посвященной 65-летию освобождения Беларуси от немецкого фашизма, Михаил Савицкий представил свой портрет Сталина, написанный в 2002 году и вызвавший горячие споры в Союзе художников. Когда корреспондент "Радыё свабода" поинтересовался у Савицкого, почему он настоял на выставлении этого портрета, тот ответил: "Я не знаю, чье это радио. Все СМИ еврейские. Они скупили все СМИ в Беларуси. Не хочу им служить".
Народный художник СССР (1978) и БССР (1972), действительный член Российской Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси, лауреат Госпремии СССР (1973) Михаил Савицкий стал первым лауреатом ордена Франциска Скорины. Указом президента Беларуси художнику было присвоено звание "Герой Беларуси" (2006).
В последнее время Михаил Андреевич тяжело болел, перенес обширный инсульт.
Прощание с Михаилом Савицким состоится 10 ноября в Центральном доме офицеров. Гражданская панихида пройдет с 10.00 до 13.00. В тот же день художника похоронят на Московском (Восточном) кладбище Минска. Для организации похорон создана государственная комиссия.
Лукашенко выразил соболезнования
Президент Беларуси Александр Лукашенко выразил соболезнования в связи со смертью народного художника СССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого его родным. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе главы государства.
"Прошедший сквозь огонь Великой Отечественной войны и ужасы фашистских концлагерей, Михаил Андреевич своим творчеством прославлял мужество защитников Отечества и мирный труд своих земляков, внося неоценимый вклад в сохранение исторической памяти белорусского народа и утверждение высоких идеалов реалистической живописи. Его по праву называли совестью белорусской интеллигенции, одним из духовных светочей общества, - говорится в соболезновании. - Михаил Андреевич Савицкий навсегда вошел в историю Беларуси как величайший мастер искусства современности, замечательный педагог и общественный деятель, чье творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры. Светлая память о выдающемся художнике-патриоте Михаиле Андреевиче Савицком будет вечно жить в сердцах белорусов".
---Крупный скандал возник после первой же демонстрации цикла картин «Цифры на сердце», посвященных ужасам концентрационных лагерей. На полотне «Летний театр», где бульдозер сворачивает в канаву трупы казненных, рядом с смеющимся немецким карателем, видно, только что осуществлявшим эту экзекуцию, угодливо хихикает над происшедшим и человек в лагерной форме с характерными еврейскими чертами и звездой Давида на груди. От художника потребовали убрать звезду, однако он отказывался, но в результате по личной просьбе Машерова вынужден был уступить.
От меня требовали закрасить, убрать эту звезду. Но я стоял на своем. Это ведь был не просто какой-то художественный образ, но и исторический факт. Я ведь прошёл не один концлагерь и видел, что вся внутрилагерная элита там, начиная с блокового или капо и кончая последним санитаром в какой-нибудь контине, где заключенные умирали от тифа, дизентерии, туберкулеза, как правило, в основном состояла из евреев. И в этом не было ничего удивительного, давно ведь известно, что этот народ наиболее приспособляем и живуч. И если от многих других народов и цивилизаций не осталось уже ни следа, ни воспоминаний, то этот народ не только выжил, но и торжествует сегодня во всем мире. Только должны ли мы во всем завидовать их живучести и следовать по их пути? Вот о чём я думал, работая над этой картиной… Даже в той, последней войне, они представляют себя только жертвами. А все остальные народы вроде перед ними виноваты. В Миттельбау-Доре, где я находился, пока мог держаться на ногах, большинство капо были польскими евреями. И они были более жестокими, чем эсесовцы. Да, я согласен, в семье не без урода. Но нельзя же прикидываться, что ничего этого не было, и постоянно говорить только о себе, о своем.
— Михаил Савицкий Е.Ростиков. «Умей сказать: "Нет!" (К 80-летию Михаила Савицкого)» (Газета ЗАВТРА, №9(432) от 26.02.2002------http://revisio.msk.ru/107.htm Евгений РостиковКАК ВЫРЫВАЮТ «ЦИФРЫ ИЗ СЕРДЦА»Будущий академик, народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий не входил в число тех "малых национальностей", которых, согласно секретному приказу Верховного главнокомандующего Красной Армии, "антисемита" Иосифа Сталина, вывезли из Крыма на Большую землю. Савицкий был белорус, и потому вместе с украинцами и русскими в составе Приморской армии до конца оборонял Севастополь.Утром 5 июля 1942 года на мысе у Xерсонского маяка гитлеровцы взяли его в плен. Потом были пересыльные лагеря, где военнопленные умирали, как мухи, страшнейший лагерь Дора, где он работал на строительстве штолен, затем Бухенвальд и, наконец, Дахау, где "отработанный материал" Савицкий, вместе с тысячами других заключенных, подлежал безусловному уничтожению. Но немцы не успели это сделать.В 1979 году Михаил Савицкий, будучи уже известным художником, заканчивает серию из 13 работ под общим названием "Цифры на сердце". Через несколько лет он допишет к ней еще 3 работы. Но уже тогда эти огромные живописные полотна станут настоящим и, пожалуй, самым сильным эмоциональным потрясением для пережившего войну человечества. В этих картинах были не только невиданная доселе художественная сила и мастерство, но и правда — правда свидетеля, обладающего уникальной памятью прошедшего все круги ада Второй мировой войны.Но, как вскоре выяснилось, не всем эти творения художника понравились. Более того, они вызвали нескрываемую ненависть, злобу к их создателю. Но предоставим слово самому Михаилу Андреевичу.
"Среди 13 работ, которые я представил на выставке во Дворце искусств в Минске в 1980 году, была одна, названная "Летний театр". Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв.
Кстати, изъятие ценностей, золота у вновь поступающих в лагерь величалось "Канада". Канада, Аляска, видимо, ассоциировались у них с золотыми россыпями.Вернемся к "Летнему театру".
На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал. По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключенного. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным.
Против меня начался настоящий террор. Незнакомые люди неоднократно звонили домой: ночью, рано утром. Звонили с угрозами: "Ты теперь не жилец, мы тебя убьем, а работы уничтожим". И эти угрозы имели под собой основание. Потом мы с сыном обнаружили, что из тринадцати работ по крайней мере восемь были повреждены ударами рукой, кулаками. Но смелости не хватило облить их бензином, кислотой или пырнуть ножом. Кто это делал, как?..А пока в ЦК КПСС, лично Брежневу, в разного рода общественные организации со всех концов Советского Союза от Одессы до Биробиджана летели гневные письма, телеграммы. Послал свою жалобу тогда и один белорусский художник, ныне проживающий то ли во Франции, то ли в Израиле. Не оставлена была без внимания и "мировая общественность". Писали в ООН, ЮНЕСКО, в "Нью-Йорк таймс". Без устали вещали об "антисемитской" работе "Свобода", "Голос Америки", не считая других подголосков. Со многими письмами, даже на имя Брежнева, с переводами статей меня пытались знакомить. Я расписывался, что "ознакомился", брезгуя их читать. Потому что глубоко убежден: ни в одной моей картине не было и капли лжи. Но я коснулся темы, на которую было наложено жесткое табу, — преступление сионизма против человечества, и прежде всего против своих же соплеменников.Серию этих картин, под благовидным предлогом персональной выставки художника Савицкого, а как мне потом стало известно, по предложению Юрия Андропова, затребовали в Москву. Выставка была на Крымском валу, к ней добавили несколько моих работ с Третьяковки, но закрыли ее раньше срока. Скандал не стихал. В конце концов в мастерскую приехал Петр Машеров и сказал: "Я, вообще-то, понимаю, почему весь этот сыр-бор. Настоящая правда многим не нравится. Но у меня к тебе все-таки личная просьба — убери ты эту звезду. Так надо".Я уважал Петра Мироновича, потому, немного поколебавшись, согласился, сказав, что выполню его просьбу. Но поставлю другой знак, знак раввина. Он сказал: ставь что хочешь, только убери звезду Давида! И я поставил вместо нее — сиреневый треугольник и желтую полоску. С такими знаками были в Бухенвальде. Не много, но были. Я видел. Евреи знают, что это за знак, но шума не подняли.Кстати, в серии "Цифры на сердце" была и еще одна работа под названием "Отбор". Там в группе обнаженных девушек разных национальностей, которых фашисты отобрали для уничтожения, можно узнать польку, венгерку, русскую, хорошо узнаваема и еврейка. Я подходил объективно — в ряду других европейских народов страдали, гибли и евреи. Но не меньшие муки пережили и другие. Теперь, по прошествии времени, я хорошо понимаю, почему был раздут этот вселенский скандал. Я был один из немногих художников-свидетелей того, что в действительности происходило в фашистских концлагерях. Подлинных свидетелей. А это не вписывалось в концепцию Xолокоста".
http://img15.nnm.ru/2/f/5/c/2/b132582d1bcd9cd16edf734aa82.jpg
http://nnm.ru/blogs/blokva/mihail_savickiy_-_narodnyy_hudozhnik_sssr_s_dnem_rozhdeniya/
жид липкович отметился
http://lipkovich.livejournal.com/4928714.html
xan-13.livejournal.com
к 95-летию со дня рождения
В 2017 году исполняется 95 лет со дня рождения народного художника Беларуси Михаила Савицкого, чье творчество ознаменовало целую эпоху в национальном искусстве.
Михаил Андреевич Савицкий - народный художник БССР (1972) и СССР (1978), действительный член Российской академии художеств и Национальной академии наук Беларуси. Первый, кто был награжден орденом Франциска Скорины (1997). Указом Президента Беларуси №135 от 1 марта 2006 года Михаилу Савицкому было присвоено звание "Герой Беларуси".
Михаил Савицкий является лауреатом Государственных премий Беларуси (1970, 1980, 1996), Государственной премии СССР (1973), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), престижной премии Михаила Шолохова (2002). Он награжден орденами Ленина (1982), Трудового Красного Знамени (1972), Отечественной войны II степени (1985), "Знак Почета" (1967). Почетный гражданин города Минска (2001).
Художник родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района на Витебщине. Двадцатилетним юношей воевал с фашистами в рядах Красной Армии. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Чудом остался в живых: освобождение лагеря союзниками произошло в то время, когда он после семнадцатидневного пребывания под арестом за организацию побега, обессиленный, угасал в тифозном бараке.
М.А.Савицкий. 26 февраля 1985 года
После войны, в 1951 году, окончил Минское художественное училище (ныне Минское государственное художественное училище им. А.К.Глебова) и Московский художественный институт им. Сурикова (1957). Жил и работал в Минске. С 1980 года - руководитель Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Минске (с 1991 года Творческая академическая мастерская Министерства культуры Республики Беларусь).
Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области станковой и монументальной живописи. Обращение Савицкого к монументальному искусству было обусловлено самой природой его художественного мышления. Для художника характерно публицистическое, эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем. Творчество Савицкого выделяется глубоким проникновением в сущность явлений, их философским осмыслением. В основе произведений военной тематики - личные впечатления о поступках фашистов.
Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов. Работа Савицкого воплотила стилистические черты, характерные для советской живописи этого периода. В "Партизанах" сконцентрировался весь жизненный и профессиональный опыт сорокалетнего мастера.
Картина "Партизанская мадонна" (1967) наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода. Вскоре после создания полотно было куплено Государственной Третьяковской галереей. "Партизанская мадонна" экспонировалась на многих международных выставках - в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии, Монголии. В 1978 году Савицкий написал "Партизанскую мадонну (Минскую)".
М.А.Савицкий. 29 октября 1979 года
В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске. В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно-символическую нагрузку.
Жуткую правду о прошлом во имя будущего несут 16 полотен Михаила Савицкого под названием "Цифры на сердце" (1974-1980), посвященные ужасам концлагерей. Серия картин "Цифры на сердце" - явление, которое не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач.
Широко известны живописные произведения: "Витебские ворота" (1967), "Поле" (1974), "Плач по погибшим героям" (1974), а также триптих "Агрессия" (1984), проникнутые антифашистским пафосом и публицистичностью.
Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого. Золотой медалью Академии художеств БССР отмечена серия Михаила Савицкого "Черная быль" (1987-1992). К 20-летию катастрофы на ЧАЭС выставка живописи "Черная быль" экспонировалась в Национальном художественном музее. В картинах "Эвакуация", "Зрячий", "Крест надежды", "Покинутые", "Доля" художник отразил события постчернобыльской жизни людей; тяжелый путь преодоления катастрофы запечатлен в работах "Реквием", "Чернобыльская мадонна", "Аллегория Чернобыля" и др.
Много картин художник посвятил теме истории становления белорусской национальной культуры: "Сейбиты" (1972), цикл полотен для музея Я.Купалы в Минске и др.
В мастерской у народного художника Беларуси и СССР М.А.Савицкого. Минск, 20 мая 1982 года
Тема крестьянского труда также присутствует в творчестве мастера. В "мирных" полотнах отношение человека к земле, зерну, хлебу исполнено особого благоговения. Бережно пересыпают зерно с ладони на ладонь трое немолодых крестьян в картине "Урожай" (1966-1967). У каждого своя собственная дума о хлебе, но в различных состояниях героев - тревоге, озабоченности, мудром спокойствии - проявляется одинаково взыскательная оценка плодов своего труда. Картина "В поле (Пора сева озимых)" (1971) - о людях, напряженно думающих о будущем урожае. Единое, лишенное суетности, сосредоточенное состояние имеет у персонажей индивидуальный оттенок, раскрывающий сильный, самобытный характер.
Михаил Савицкий известен и благодаря портретам. Среди портретных работ: "Женский портрет" (1966), "Янка Купала" (1979), "Пушкин и Гончарова" (1986). "Достоевский" (1988) и др. В 2000-2002 годах художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.
Произведения Михаила Савицкого находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении "Центральный дом художника", Государственной Третьяковской галерее в Москве. Творческое наследие Михаила Савицкого составляет около 200 работ.
Михаил Андреевич скончался 8 ноября 2010 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Академик М.Савицкий на сессии Общего собрания НАН Беларуси. Минск, 24 октября 2003 года
7 сентября 2012 года была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого. В открытии объекта принял участие Президент Беларуси. На память о посещении художественной галереи глава государства оставил запись в Книге почетных гостей. "С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого - человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чье творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание, - отметил Александр Лукашенко. - Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера".
Художественная галерея разместилась в здании на площади Свободы, 15, возведенном в XVIII веке. Решение о создании галереи было принято еще при жизни художника. Именно Михаил Андреевич выбрал это здание как место размещения галереи. С его же согласия оно реконструировалось и достраивалось как музейный объект двойного назначения, совмещающий собственно художественную галерею и экспозицию, связанную с историей данного здания.
Александр Лукашенко во время посещения галереи народного художника Беларуси Михаила Савицкого. 7 сентября 2012 года
Сегодня в галерее демонстрируются воссозданные интерьеры мастерской и рабочего кабинета Михаила Савицкого, материалы, связанные с его биографией, - личные вещи, награды, документы, фотографии, письма, книги с автографами и т.д. Также здесь размещается экспозиция, посвященная творчеству Михаила Савицкого. Она сформирована из работ, приобретенных у художника либо подаренных им, переданных на временное хранение семьей художника, а также белорусскими музеями. За создание экспозиции и популяризацию творческого наследия знаменитого белорусского художника коллективу музея присуждена специальная премия Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Кроме постоянной экспозиции в галерее регулярно проводятся художественные выставки и уникальные культурные мероприятия.
В 2012 году в честь Михаила Савицкого была открыта мемориальная доска, созданная скульптором Валентином Занковичем за счет городского бюджета на основании решения Мингорисполкома. Установлена она на доме по улице Беломорская, 17, где проживал художник. "Еще при жизни Михаил Савицкий просил, чтобы все было сделано скромно, без помпезности. Даже без портрета. Все эти пожелания я учел при создании доски", - сказал Валентин Занкович. Кроме перечисления главных регалий художника на мемориальной доске изображены лишь кисти и палитра.
В галерее Михаила Савицкого. 7 сентября 2012 года
О Михаиле Савицком создан документальный фильм по сценарию Геннадия Буравкина "Опаленная память", а также документальный фильм АТН Белтелерадиокомпании "Михаил Савицкий. Тайны биографии".
В 2013 году состоялась презентация книги "Михаил Савицкий" из серии "Славутыя мастакі з Беларусі".
Михаил Андреевич Савицкий навсегда вошел в историю Беларуси как величайший мастер искусства современности, замечательный педагог и общественный деятель, чье творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры.-0-
ФОТОРЕПОРТАЖ: Михаил Савицкий - эпоха в белорусском искусствеМихаил Андреевич Савицкий - значительная и легендарная фигура в белорусском искусстве. На его долю выпало немало испытаний: война, немецкий концлагерь, непростые послевоенные годы. Известность к художнику пришла в 1960-е и была связана с новым взглядом на военную тему в изобразительном искусстве.
www.belta.by