Тройка (картина). Картина тройка автор


Тройка (картина) - это... Что такое Тройка (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тройка.

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — знаменитая картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

О картине

«Тройка» — наиболее крупное по формату полотно Перова и, вероятно, одно из самых эмоциональных[1].

Долгое время художник писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни[2]. К моменту написания картины детям также было посвящено много картин художника — например, «Дети-сироты» (1864, см. илл.), «Проводы покойника» (1865, см. илл.), «Мальчик у мастеровой» (1865, см. илл.)[3].

Сюжет

В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.

Натурщики

Если для крайнего мальчика и девочки художник нашёл натурщиков быстро, то для фигуры центрального мальчика его найти не мог. Большая часть работы уже была написана, а главная фигура, которая должна была являться композиционным центром, так и оставалась нетронутой. Но к счастью, Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Перову удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына, во время работы художник узнал, что мальчика зовут Васей, что он — последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей. Вскоре картина была закончена и куплена Третьяковым. А через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине[2][3][5][6].

Художественные особенности

Василий Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.

Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...[3]

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Картина В.Г. Перова «Тройка» в Третьяковской галерее

«Тройка» как архетип социального неравенства

Картина Перова Василия Григорьевича ((1833/1834—1882) «Тройка» — наиболее узнаваемое среди полотен художника и по совместительству одна из самых эмоционально полноценных работ школы передвижников в рамках русской живописи. Второе название полотна — «Ученики-мастеровые везут воду» — содержит явный намек на социально-драматическую подоплеку.

Огромный резонанс, который был вызван тем, что холст увидел свет, становился еще больше, разрастался с чудовищной силой по мере того, как о картине узнавали широкие круги почитателей искусства реализма. «Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— риторически вопрошал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой». Известный петербургский критик одним из первых обратил внимание общественности на героев картины, трех измученных трудной дорогой ребят, разглядев на их недетских лицах «выражения безысходных страданий» и «следы вечных побоев». И действительно, в те нелегкие для русской глубинки времена вопиющая бедность подчиняла себе всё и вся, рождавшихся в семьях детей ожидала незавидная участь: существование в холоде, голоде и нужде. Единственной путевкой в жизнь считалась возможность уехать из деревни в город и податься в мастеровые: ученик ремесленника мог рассчитывать на ужин и кров, к тому же путем практических занятий он постигал азы профессии, с помощью которой впоследствии и учился добывать себе на хлеб.

Композиция и идея картины

В центре холста располагаются три детские фигуры, лица двух главных героев композции обращены вперед и вбок, третья героиня, хрупкая темноволосая девочка, ближе к зрителю, она выписана чуть более детально. Подобно упряжке лошадей или ватаге бурлаков на реке, пытаются они увезти несоразмерный груз — тяжелый чан. На лицах ребят — невыносимая мука, боль страдания, отпечаток лишений и жизненных невзгод. По подтекам замерзшей воды можно понять, что на улице лютая стужа, а по жалким лохмотьям и стоптанным ботинкам, что рабский труд в тяжелых условиях для этих детей — не редкость.

Краски нарочито мрачны, будто берега во время бури: полотно давлеет над зрителем, заставляя его всеми фибрами души прочувствовать вопиющую несправедливость детских лишений. Свинцовое небо с неясными силуэтами птиц, пес, застывший в оскале, — все говорит об одной большой беде. И лишь сердобольный прохожий, который также сер и угрюм, пытается помочь ребятам справиться с непосильной ношей…

История создания полотна

Говорят, что больше всего времени художник потратил на написание центрального персонажа: никак не получалось лицо. Отчавишись закончить полотно, Перов принялся искать варианты. Решение пришло неожиданно: живописец случайно встретил деревенскую женщину с маленьким мальчиком, шедшую в монастырь. Тетушка Марья — так ее звали — рассказала о тяготах вдовьей жизни и единственной отраде — сыночке Васеньке. Живописец долго уговаривал странницу, и в конце-концов та дала согласие: Василий Григорьевич повел маленького тезку в мастерскую и написал мини-портрет. Так мальчик на картине обрел лицо.

Полотно стало знаменитым, автор получил звание академика, а шедевр приобрел сам Третьяков. Однако через четыре года тетушка Марья вновь возникла на пороге мастерской: Васенька скоропостижно скончался. Она просила живописца продать ей картину, которая ему на тот момент уже не принадлежала. Перов отвел ее к Третьякову — взглянуть на полотно, а сам клятвенно пообещал написать портрет ее умершего сына. Обещание мастер вскоре исполнил: картину для женщины он отправил в деревню в золоченой раме.

Картина «Тройка» в Третьяковской галерее

Увидеть знаменитую картину «Тройка» можно, посетив Третьяковскую галерею по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10. Картина «Тройка» в Третьяковке располагается в семнадцатом зале. Год написания — 1866 (масло). Полотно имеет размеры 123,5 х 167,5 см.

vtbrussia.ru

Возит тройка афериста - Русская тройка - художественный образ России - Весь мир

0_76e39_863cc560_XL

                           Тройка на разгоне (1905)                           Самокиш Николай Семёнович (1860-1944)

                                                      Николай Васильевич Гоголь - отрывок из поэмы в прозе "Мёртвые души" - Русь - птица-тройка                           Фрагмент кинофильма "Мёртвые души" (1969)

                           

С лёгкой руки Николая Васильевича Гоголя Россия-Русь стала ассоциироваться с русской тройкой. Тройка разноаллюрных лошадей, поставленных в ряд, - это исключительно русская придумка, потому и названа русской. Тройку рисовали многие знаменитые и малоизвестные художники, о ней слагали стихи и пели песни. Русская тройка стала художественным образом России, времени и судьбы - судьбы самой России и судеб русских людей, которые были неразрывно связаны с Россией.            Среди великого множества троек, несущихся по дорогам России, изображённых разными художниками, самые замечательные, на мой взгляд, тройки Николая Семёновича Самокиша - художника-баталиста, руководителя класса батальной живописи Петербургской академии художеств, а после революции создателя своей художественной школы в Симферополе и её преподавателя. Николай Семёнович был военным корреспондентом и в Первую мировую, и в гражданскую на стороне Красной Армии - рисовал сцены войны, отражал в своих работах великую эпоху.В 1937-1941 годах преподавал в Харьковском художественном институте.Умер в январе 1944 года в оккупированном гитлеровцами Симферополе, не дожив трёх месяцев до его освобождения Красной Армией.

Тройка (1890-е годы)Самокиш Николай Семёнович (1860-1944)

"Любовь и разлука" - песня из музыки к кинофильму "Нас венчали не в церкви"Исаак Шварц на стихи Булата ОкуджавыПоёт Елена Камбурова

        kavay       

Тройка - это старинная русская запряжка лошадей, которая была придумана для быстрой езды на длинные расстояния, что было немаловажно для необъятных просторов России. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Центральная лошадь (коренник) должна идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные (лошади по бокам коренника) должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.

Для сравнения: самый первый официальный рекорд для рельсового транспорта был зарегистрирован в 1829 году в Англии и является рекордом скорости. 6 октября того года на железной дороге Манчестер - Ливерпуль при большом стечении народа состоялись гонки, вошедшие в историю как "Рейнхильские состязания" (Rainhill Trials). Победителем этих соревнований стал паровоз Стефенсона "Ракета", который 8 октября 1829 года развил скорость 24 миль/ч (38,6 км/ч), по другим данным - 30 миль/ч (48 км/ч), что на то время являлось рекордом для сухопутного транспорта.

Первые упоминания в газетах и в литературе о русской тройке, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII-м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом - цугом.

В начале XVIII-го века сначала появилась парная упряжка "на отлет", а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. К слову, российская почта одна из самых старых в Европе.

        kavay       

Из истории российской почты

9164e30bdbbc7290ae46f5f24a8К XV-XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40-100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

На гоголевский вопрос "кто тебя выдумал", вполне можно ответить: Пётр Первый. Царь издал Указ "О тройках". Повозка или сани, запряженные тремя лошадьми, должны были заниматься исключительно доставкой почты. К примеру, путь от Екатеринбурга до Перми, с учетом качества российских дорог, занимал не меньше восьми дней. Тройка проходила это расстояние вдвое быстрее. Этому способствовали бубенцы, их можно было вешать только на шею почтовых лошадей, - заслышав звон, экипажу все должны были уступать дорогу. За эти переливы бубенчиков тройку окрестили "ямской гармонью" - каждый ямщик имел личный набор колокольчиков и индивидуальную манеру развешивать их на сбруе. Поэтому каждая тройка вызванивала свою собственную мелодию. Ее было слышно за несколько километров, и на ближайшей ямской станции к прибытию почтового экипажа успевали приготовить сменных лошадей. Так что неудивительно, что русская почта вплоть до середины XIX века оставалась самой быстрой в Европе.

Про нее даже исторический анекдот сложили. Однажды, мол, матушка Екатерина спросила у одного из ямщиков, может ли он довезти за 36 часов австрийского императора из Петербурга в Москву. На что ямщик ответил: довезти-то, довезу, да только останется ли он жив… Ну, что ж, в каждой шутке есть доля правды - упряжка могла пройти до 120 километров в день.

Уже во второй половине XVIII-го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

По поводу дорог ещё Александр Сергеевич Пушкин писал: "Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам".

Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают;

А.С.Пушкин("Евгений Онегин" - Глава седьмая)

Нужно сказать, что и сегодня с поправкой дорог всё так же, как и прежде.)))

В последней трети XVIII-го века - начале XIX-го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету.

В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела огромную популярность - с ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Не только русским, но и иностранцам русская тройка пришлась по душе - они признавали, что нет более лихой и быстрой езды.

С появлением в начале XIX века в России железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Тройка сохранялась в основном в сельской местности.

Начиная с двадцатого века русская тройка стала экзотическим транспортом. С тех пор она используется для развлечения: для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

        kavay       

Это очень интересная открытка - на ней изображён русский фельдъегерь времён Отечественной войны 1812 года, отстреливающийся от догоняющих его французов. Везёт фельдъегеря, конечно же, тройка. Открытка сделана с картины польского художника Яна Хелминского (Шелминского). Картина эта в 1911 году выставлялась на Парижском художественном салоне.

Ян Хелминский родился в русской Польше, но, видимо, как и многие поляки был воспитан в антирусском духе, о чём свидетельствует лживый сюжет его картины. Известно, что поляки сражались в войсках Наполеона против России в 1812 году, поэтому художнику очень хотелось, чтобы русские потерпели поражение, хотя бы в таком небольшом военном эпизоде, как тот, что изображён на картине. Ведь, исходя из того, что мы можем видеть, художник не оставил русскому фельдъегерю шансов на спасение: либо он будет убит французами, либо попадёт в плен.

Но, как пишет о картине "Погоня за курьером" в своей статье "Нас не догонишь: Фельдегерская служба в России" Александр Бураков в журнале "Родина" (N 12 за 2001 год):

"На основании архивных материалов нам доподлинно известно, что за время всей кампании 1812 года ни один из офицеров фельдъегерского корпуса в плен к французам не попал и тем более не был убит. Правда, два фельдъегеря пропали в 1812 году без вести, но нам известны их имена. Один из них, подпоручик Фаф, отстал от армии по болезни и, скорее всего, умер в местечке Чашники, не выполняя какого-либо задания. Другой, прапорщик Рааз, исчез в Черном море, по дороге из Константинополя. Скорее всего, везший его корабль погиб во время шторма.

Несомненно, как с русской, так и с французской стороны предпринимались попытки перехвата курьеров противоборствующих армий. Действительно, в плен к французам попадали русские курьеры, но это были либо простые курьеры с обычной корреспонденцией, либо адъютанты, служившие посыльными при своих командирах. Такие случаи носили, как правило, единичный характер.

Офицеры фельдъегерского корпуса также подвергались опасностям. Но высокий профессионализм, чувство долга, хорошее знание российских дорог (французские курьеры не имели точных карт, поэтому часто попадали в плен), умение ориентироваться в любой сложившейся обстановке позволяли им на протяжении всей кампании 1812 года оставаться недосягаемыми.

Хотелось бы еще отметить следующее: эпизод погони изображен на картине Хелминского на фоне зимнего пейзажа российской глубинки, что позволяет с уверенностью говорить о последних неделях, а может быть, и днях пребывания наполеоновской армии в России. По мемуарам и историческим публикациям известно, что первый снег на направлении к западной границе Российской империи выпал 3 ноября, когда французы находились в районе Вязьмы. Сильные морозы, доходившие до –30°, начались при подходе французской армии к Неману. А сопровождавший отступавшую армию Наполеона голод лишь усугубил и без того критическое состояние Великой армии. Известно, что неблагоприятные климатические условия в России на протяжении всей кампании приводили к падежу лошадей, который на последнем этапе войны принял катастрофические масштабы. Лишившись лошадей, кавалеристы превращались в пехотинцев, которым приходилось питаться мясом своих же павших лошадей. В итоге, кавалерия Наполеона после Березины практически потеряла боеспособность.

Отсюда вопрос: могли ли отряды деморализованной, отступающей французской армии, оказавшейся в суровых климатических условиях, к тому же загнанной в узкий коридор, пускаться в рискованную погоню за фельдъегерями?

Разумеется, нет!"

        kavay       

               

Художник Адольф-Константин Баумгартнер-Стойлов, болгарин по происхождению, учился в Петербургской академии художеств. Он любил рисовать лошадей и жанровые сцены с ними, поэтому он не мог не увлечься поэзией стремительных русских троек, которые неоднократно можно встретить на его картинах. Где-то встретила такой комментарий по поводу живописи Константина Стойлова: "Да у него просто какая-то волкобоязнь!". Не думаю, что у художника была такая фобия, просто таковы были реалии того времени.

Кстати, картины, с изображёнными на них лошадьми, пользуются высоким спросом на различных художественных аукционах. Картины Баумгартнера-Стойлова здесь не исключение.

ТройкаКонстантин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Вот мчится тройка удалаяАлексей Верстовский на слова Фёдора Глинки Поёт Сергей Лемешев

Замечательный романс Алексея Верстовского! И слова Фёдора Глинки тоже хороши, но почему "колокольчик - дар Валдая"?

Ямщицкие колокольчики часто называли валдайскими. Колокольчики в Валдае начали отливать во второй половине XVIII века, и выбор места был далеко не случайным. Дело в том, что Валдай находился на середине самой важной российской дороги - Московско-Петербургского тракта, где необходимость в ямщицких колокольчиках была особенно велика. Валдай издревле обладал традициями кузнечного мастерства, поэтому он стал центром производства колокольчиков - специализированные мастерские и заводы появились здесь в начале ХIХ века. Разработав особую технологию литья, отличную от способа литья церковных колоколов, валдайские мастера сделали ямщицкий колокольчик уникальным, исконно русским явлением.

Валдайский колокольчик отличается классической формой, которая оставалась неизменной на протяжении многих лет. Соотношения высоты и диаметра колокольчика являются равновеликими, а создаваемое ими впечатление устойчивости усиливается практически полным отсутствием декора. Обязательная черта валдайского колокольчика - надпись, которая проставлялась на "юбке" изделия - по его нижнему краю. Исследователи считают, что форма валдайского колокольчика была выбрана по принципу антропоморфизма (антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий), а моделью для нее послужила женщина в традиционном русском сарафане. Валдайские колокольчики легко узнаваемы по петлям для подвески языка, форме самого языка и обязательным проточкам по тулову изделия.

Настоящие валдайские колокольчики стоили очень дорого, но пользовались огромным спросом благодаря качеству и красоте звучания. Немало способствовала популярности валдайских колокольчиков и легенда о Новгородском колоколе. Согласно легенде, именно в Валдае был разбит знаменитый Новгородский вечевой колокол, осколки которого и послужили материалом для изготовления первых колокольчиков.

        kavay       

Ямская тройка на зимней дороге (1860-е годы)Сверчков Николай Егорович (1817-1898)

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) - "Тройка" из музыки к кинофильму "Метель" по одноимённой повести Александра Сергеевича ПушкинаИсполняет ансамбль "Русский тембр"

Музыкальная картинка "Тройка" из музыки к кинофильму "Метель" написана замечательным русским советским композитором Георгием Свиридовым. Вся музыка Георгия Васильевича, а не только музыка к этому кинофильму, и по форме и по содержанию глубоко русская - в ней слышны мотивы народных напевов, в них, как в зеркале, отражается русская душа композитора. Неслучайной мне представляется встреча двух гениев - Пушкина и Свиридова в экранизации повести Александра Сергеевича. Лично мне трудно себе представить, чтобы кто-то другой написал музыку к этой повести.

И у Александра Сергеевича Пушкина, конечно же, в его произведениях встречаются тройки, как необходимый атрибут любого путешествующего человека.

Зато зимы порой холодной Езда приятна и легка. Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка. Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки, И версты, теша праздный взор, В глазах мелькают, как забор.

("Евгений Онегин" - Глава седьмая)

Примечание. Автомедон - искусный оруженосец и возница Ахиллеса, а потом сына его, Пирра. Это имя сделалось нарицательным для тех, кто ловко правит лошадьми.         kavay       

               

Николай Егорович Сверчков - художник-баталист, анималист и жанровый художник. Он замечательно изображал батальные сцены, сцены охоты и простые бытовые сцены, где непременно присутствуют лошади и другие животные. Сколько троек и просто лошадей скачет на его картинах, висящих на стенах музеев и в частных собраниях. Одна из его картин, находившихся на парижской выставке 1863 года, "Возвращение с медвежьей охоты", была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины ("Ярмарка" и "Станция", проданные также в Париже), он был награждён кавалерским знаком ордена Почетного легиона. Сверчков неоднократно писал картины по заказу российского императора Александра II.

ТройкаСверчков Николай Егорович (1817-1898)

Что ты жадно глядишь на дорогу - русский романсМузыка народная на стихи Николая Алексеевича НекрасоваПоёт Людмила Зыкина

У меня этот романс всегда вызывал ассоциацию с повестью Александра Сергеевича Пушкина "Станционный смотритель".         kavay       

ТройкиШелоумов Афанасий Иванович (1892-1983)

Запрягу я тройку борзых - русская народная песняИсполняет Хор Красной Армии имени Александрова

Хороша песня - такой молодецкий задор в ней, недаром исполняет её хор имени Александрова. И слова в песне замечательные, особенно эти:

"Пока кудри в кольца вьются, будем девушек любить!"

Но нетолерантные какие-то слова - что-то наши предки не очень заботились о том, что носителям нетрадиционной сексуальной ориентации этими словами они могут причинить моральные страдания.)))

                  

Хороши и тройки Афанасия Ивановича Шелоумова, художника милостью божьей, ученика Николая Семёновича Самокиша. В картинах Шелоумова чувствуется влияние его учителя. Непростой и неоднозначной была судьба художника - в 1914 году он пошел добровольцем на фронт. В гражданскую войну служил в 1-м Добровольческом корпусе генерала Кутепова.

В 1920 году с частями Белой армии эвакуировался в Галлиполи (Турция). Из Турции попал в Королевство СХС (Югославию). В 1941 году вступил в Русский корпус (в составе Вермахта), воевал на Балканах. С частями корпуса попал в Германию. С 1945 года жил в Германии, недалеко от Мюнхена, где и умер в 1983 году.

Картины Шелоумова по понятным причинам были малоизвестны в СССР, многие из них находятся в частных коллекциях знаменитых зарубежных коллекционеров. В 2006 году несколько работ художника поступили в фонды Центрального музея вооруженных сил в Москве от Американо-русского культурно-просветительного и благотворительного общества "Родина".

        kavay       

Конечно же, такую благодатную тему, как несущиеся по столбовым и просёлочным дорогам тройки, не могли не отразить в своих произведениях мастера русских народных промыслов.

Сказочные тройки скачут на изделиях лаковой миниатюры Мстеры, Холуя, Палеха, но особенно много троек на изделиях федоскинских мастеров. Причём в большинстве случаев это не сказочные кони, везущие сказочных персонажей, а обыденные, взятые из жизни и того времени, в котором творит мастер федоскинской миниатюрной живописи.

В сюжетах федоскинских мастеров часто встречаются и миниатюрные копии картин известных художников станковой живописи. Так здесь присутствует копия с одной из картин Николая Егоровича Сверчкова - с детьми, которые везут хворост.

Федоскинская роспись - шкатулка

"Ноябрь. На тройке" - из фортепианного цикла "Времена года"Чайковский Пётр Ильич

Эпиграф к фортепианной пьесе "Ноябрь. На тройке"(Все музыкальные пьесы фортепианного цикла "Времена года" имеют свои эпиграфы.)

"Не гляди же с тоской на дорогу,И за тройкой вослед не спеши,И тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда затуши."

Н.А.Некрасов

Пётр Ильич Чайковский, как и любой русский человек, любил русскую тройку. И, хотя эпиграфом к этой фортепианной пьесе издатель Чайковского Николай Матвеевич Бернард взял слова из стихотворения Некрасова, которые стали текстом народного романса, мне всё же жанровая сцена, изображённая на федоскинской шкатулке, кажется более подходящей для иллюстрации ноябрьской музыкальной картинки - она вся такая умиротворённая, дышит зимой, которая ещё не пришла, но уже стоит на пороге, так же, как и музыка Чайковского - легкая и ясная, перемежающаяся весёлым стуком копыт летящей тройки. Мне кажется, что и эпиграф должен был бы быть с таким же настроением, как и сюжет федоскинской шкатулки. В стихотворении же Некрасова этого умиротворения нет - там бьётся нерв и присутствуют какая-то неопределённость и недосказанность. b44e9b529101         kavay       b44e9b529102

Федоскинская роспись - шкатулка

Тройка мчится, тройка скачет Павел Булахов на слова Петра ВяземскогоПоёт Дмитрий Хворостовский

Какое замечательное попадание авторов в тему и по форме и по содержанию - недаром этот романс воспринимается, как произведение народного творчества.         kavay       

Федоскинская роспись - шкатулка

Птица-тройкаКомпозитор Виктор Темнов Поёт Людмила Зыкина

Эту песню, стилизованную под русскую народную, Виктор Темнов написал специально для Людмилы Георгиевны Зыкиной.         kavay       

4385ad8dde04Мастера Жостова тоже любят рисовать русские тройки на своих подносах.

Скачут тройки и на подстаканниках с чеканкой. Подстаканники с одинаковыми сюжетами делали из разных металлов: из серебра, мельхиора и из нержавеющей стали.

Подстаканники из нержавейки раньше можно было встретить в поездах - чай там подавался исключительно в стаканах с такими подстаканниками.

А эти ажурные сверкающие лошадки выполнены в технике русской скани - летят они по хрустальным ледяным дорожкам.

765dbf8442d1

Три белых коняЕвгений Крылатов на слова Леонида ДербенёваПоют Лариса Долина и ВИА "Надежда"

Другие времена - другие песни. Тройка белых лошадей олицетворяет собой три месяца снежной русской зимы.

        kavay       

Елена Березина - Цыганская рапсодияЕлена Анатольевна Березина, родилась в Казани в 1962-ом году, - российская художница. Окончила Харьковский художественно-промышленный институт в 1986 году. Член Союза художников России с 1998-го года.

Ехали на тройке с бубенцамиБорис Фомин на слова Константина ПодревскогоПоёт Олег Гребёнкин

Русским цыганам тройка тоже пришлась по сердцу. Это и немудрено - "ведь цыган без лошади, как без крыльев птица" (с).

        kavay       

Тройка в живописи

Интересное видео, его скорей можно было бы назвать "Русская тройка в картинах польских художников". Здесь присутствуют картины, как и очень известных польских художников, таких, как:

Альфред Ян Максимилиан Веруш-Ковальский (Alfred Kowalski-Wierusz) - (1849-1915),

Ян Хелминский (Jan Chełmiński) - (1851-1825),

Юзеф Мариан Хелмоньский (Józef Marian Chełmoński) - (1849-1914),

Юзеф Брандт ( Józef Brandt) - (1841-1915),

Владислав Хмелиньский (Władysław Chmieliński) - (1911-1979),

Зыгмунт Айдукевич (Zygmunt Ajdukiewicz) - (1861-1917),

Адам Сеткович (Adam Setkowicz) - (1876-1945),

так и менее известных, во всяком случае в России. Правда, в этот ряд не вписываются картина венгерского художника Яноша Виски и картина очень хорошего современного российского художника Юрия Сергеева.

Видео сопровождает музыка в исполнении русского фольклорного ансамбля "Балалайка". Звучит мелодия известной песни "Вот мчится тройка почтовая". Стихотворение, которое стало текстом песни, было опубликовано в 1901 году. Ниже стихотворение приведено полностью - последнее четверостишие в песню не вошло.

Предполагаемый автор текста Леонид Николаевич Трефолев, музыка народная

Вот мчится тройка почтовая По Волге-матушке зимой, Ямщик, уныло напевая, Качает буйной головой.

О чём задумался, детина, - Седок приветливо спросил, Какая на сердце кручина, Скажи тебя кто огорчил.

Ах, милый барин, добрый барин, Уж скоро год, как я люблю, Да нехристь, староста татарин Меня журит, а я терплю.

Ах, милый барин, скоро святки, Вот мчится тройка почтовая По Волге-матушке зимой, Ямщик, уныло напевая, Качает буйной головой.

О чём задумался, детина, - Седок приветливо спросил, Какая на сердце кручина, Скажи тебя кто огорчил.

Ах, милый барин, добрый барин, Уж скоро год, как я люблю, Да нехристь, староста татарин Меня журит, а я терплю.

Ах, милый барин, скоро святки, А ей не быть уже моей, Богатый выбрал да постылый, Ей не видать весёлых дней.

Ямщик умолк и кнут ременный С голицей за пояс заткнул, Родные, стой, неугомонны, - Сказал, сам горестно вздохнул.

Вот мчится тройка почтовая По Волге-матушке зимой, Ямщик, уныло напевая, Качает буйной головой. Ямщик, уныло напевая, Качает буйной головой.

---

По мне лошадушки взгрустнутся,Расставшись, борзые, со мной,А мне уж больше не промчатьсяПо Волге-матушке зимой!"

rus_troykaРусская тройка - лазерный рисунок внутри стекла

        kavay       

I cannot forecast to you the action of Russia. It is a riddle, wrapped in a mystery, inside an enigma.

Я не могу предсказать действий России. Россия - это загадка, окутанная тайной, заключённая в головоломке.Уинстон Черчилль - радиовыступление по BBC 1 октября 1939 года

Русь-тройка - художественное стекло

Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.Николай Васильевич Гоголь

Музыкальная композиция Веры Городовской "Русская тройка"Оркестр русских народных инструментов "Пенза" Дирижёр - С.Сидоров

Фоном в с сюжете звучит авторская песня Бориса Сидорычева "Тройка-Русь"

katani08.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта