Салахова, Айдан Таировна. Салахова айдан картины


Айдан Салахова | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Айдан Салахова. Фото: Владимир Глынин

Айдан Салахова. Фото: Владимир Глынин

Айдан Салахова. Из серии Страх и трепет. 2014

Айдан Салахова. Из серии Страх и трепет. 2014

Айдан Салахова. Прикосновение. 2015

Айдан Салахова. Прикосновение. 2015

Айдан Салахова. Из серии Страх и трепет. 2014

Айдан Салахова. Из серии Страх и трепет. 2014

Айдан Салахова. Прикосновение. 2015. Фрагмент

Айдан Салахова. Прикосновение. 2015. Фрагмент

Биография

Айдан Салахова

Художник, скульптор, одна из ключевых фигур современного российского искусства

Родилась в 1964 году в Москве в семье знаменитого советского живописца Таира Салахова. в 1987 году экстерном окончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, с 2000 года там же преподает.

В 1990-е одновременно получила популярность и как художник, и как галерист. Стала одной из основателей «Первой галереи» совместно с однокурсниками Евгением Миттой и Александром Якутом;

В 1992 году открыла собственную «Айдан-галерею».

В 2012 году галерея официально была закрыта, а в ее пространстве Айдан организовала мастерскуюстудию. Ее скульптурные и живописные работы в разные годы представляли Россию и Азербайджан на Венецианской биеннале современного искусства.

В январе у вас открывается выставка в галерее Saatchi. Какова ее предыстория?

Куратор Дженни Кристенсен — она независимый куратор, не из галереи Saatchi — в принципе хотела сделать мою выставку, а потом получилось так, что у Цуканова (Игорь Цуканов, коллекционер и продюсер, основатель фонда Tsukanov Family Foundation. — TANR) была договоренность о сотрудничестве с Saatchi, и он предложил мой проект. И так как Чарльзу Саатчи очень понравилась моя работа, они это присовокупили к его проекту, с которым мы одновременно открываемся, он называется Champagne Life — это выставка 15 женщин-художниц. То есть будет групповая выставка на первых двух этажах, и на последнем — моя персональная.

А есть какая-то композиция, тема, которую вы сами для этой выставки выбрали?

Куратор скомбинировал композицию от старых трех скульптур — к новым. Ну как старых? Пятилетней давности. То есть структура выставки идет от символических скульптур к реализму.

Исторически Саатчи всегда был связан с большими скандальными историями. Вставать в один ряд с тем искусством, которое выставляет Чарльз Саатчи, вам интересно?

Интересно.

Но вы как-то для себя это специально осмысливали? Был там, например, Дэмиен Херст, а вот теперь вы.

Нет, так я не осмысливала... Мне просто нравится вкус Саатчи. Нравится его коллекция. И то, что он делал в искусстве.

Он приобретает что-то из ваших работ?

Я не знаю пока. Никто ничего не видел.

Вы занимаетесь скульптурой в классическом смысле. Считается, что скульптура — это самое интуитивно понятное человеку искусство, потому что оно одно из древнейших. Как бы вы могли объяснить необходимость трехмерной проработанной скульптуры сегодня?

Сейчас все в картинках. Instagram. Сайты. Живопись превратилась в электронную картинку. Любую живопись сфотографировал себе на iPhone, пролистал. А все-таки трехмерный объект — это реальность. Живопись может уйти и в электронный формат: потребитель загружает ее в свой смартфон. А скульптура — такая вещь, которая будет ассоциироваться с реальностью: ее можно потрогать.

Как раз в Великобритании сейчас живут самые мощные современные скульпторы. Вас вдохновляет кто-то из них? Может быть, Марк Куинн?

Его портрет Кейт Мосс мне нравится, но только тот, который в белом варианте. Как профессионал я понимаю, что форма была сделана для белого камня, а уже когда делалось в золотом и черном варианте — там видны «косяки», потому что в черном камне или в покрашенном металле форму нужно делать немного иначе, там по-другому работают блики.

То есть это все очень технологически трудно?

Конечно. Например, у меня в проекте есть женская фигура. Сначала мы сделали форму — с человека, а потом изменяли ее под классические пропорции, потому что реальный натурщик никогда этим пропорциям не соответствует. Мы отлили ее в гипсе, по гипсу я сделала изменения. Дальше я красила форму в черную краску и поливала водой, чтобы были видны блики, которые будут на реальной черной мраморной скульптуре. То есть сначала я лепила фигуру из глины, из глины сделали гипс, дальше мы подтачивали гипс, покрывая его черной краской и водой, чтобы он блестел, как настоящий.

А что касается пропорций, почему их надо менять?

Вы не можете строго повторить фигуру человека: это будет ужасно. Даже прекрасная фигура. Потому что есть классические пропорции.

Получается, что классические скульптуры на самом деле не отражают телосложение древ- них греков?

Конечно. Не бывает витрувианского человека на самом деле. Это расчеты. Геометрия. Золотое сечение. Слава богу, у меня академическое образование.

Сейчас это уже в редкость превращается.

Да. Многие спрашивают меня: «Почему ты не работаешь с роботом?» Не получается. Робот допиливает камень на 85% до финала, и все равно в итоге доделывает все человек. А ассистент, который по точкам переносит, все это меряет, после робота не может. Уже точек этих нет, робот спилил все! И надо, значит, мастеру заканчивать самостоятельно.

Сколько времени занимает работа над одной скульптурой? Не самой трудоемкой.

Сначала я делаю рисунок. Потом выбираю моделей, делаю гипсовый эскиз. Дальше я думаю, какой камень подойдет. Через какое-то время надо поехать в горы, выбрать камень. Выбор камня занимает от недели до двух месяцев.Например, для одной из скульптур я выбрала бордильо, серый мрамор. Мне нужен был с прожилками, чтобы они правильно шли в том направлении, в котором надо. В карьерах я смотрю, откуда отпиливается, куда пойдет направление прожилок. Иногда его переворачивают, чтобы вы посмотрели. Выбрав, вы его поливаете водой, измеряете, чувствуете, будут ли там трещины или не будут.

После этого рядом кладут модель и глыбу. Лазерными точками фиксируют очертания модели и переносят этот рисунок на камень для отбивки. Отбивка занимает месяца полтора. В отбивке я не участвую, это тяжело. Потом, уже после того как отобьют до 75%, я доделываю сама детали. Получается, что цикл производства занимает полгода, может, больше.

Притом что многие мотивы у вас как будто из исламского искусства, мне все-таки никогда не казалось, что это мусульмански ориентированное искусство.

Это совершенно не мусульмански ориентированное искусство. Ну как... Понятно, что это женщины закрытые. Однако это просто форма, которая кажется мне красивой. Диалог идет о женщинах. Когда я надела паранджу, у меня было ощущение абсолютной свободы: когда женщина закрыта от внешнего мира и социальных рамок, правил, религий, тогда она ощущает себя более-менее свободной и может быть наконец честной с самой собой. То есть я использую религиозные — ну, как всем кажется, — мотивы, но это просто окружающие нас штампы.

Однажды был скандал с вашими скульптурами, их запретили, они кому-то показались неприличными. А вот как вы вообще к этому относитесь? Например, если эти скульптуры кого-нибудь обидят у Саатчи?

У людей же по-разному в головах все складывается. Например, почему запретили эти две скульптуры? Скульптуру Предстоящая запретили, потому что посчитали, что азер- байджанский павильон (на Венецианской биеннале 2011 года. — TANR) не может открываться женщиной в парандже в начале экспозиции, потому что Азербайджан — светское государство. А Черный камень — сказали, что фундаменталисты будут против, потому что я сделала для него специальную вагинальную форму. Это люди, не знающие ислам, потому что форму я сделала — точную копию обрамления черного камня, которое хранится в музее дворца Топкапы в Стамбуле. Золотого обрамления, которое во времена Османской империи турки просто выдрали из стены Каабы.

И оно точно такой формы. Здесь я сделала единственное изменение: у меня черный камень — от слез, от страдания, от моления людей — превратился в слезу. В общем, девушка стояла перед черным камнем. И это запретили.

Вообще у меня вот эти три фигуры в черном (я их так не называю, чтобы не было скандалов) — они три дочери Аллаха: Аль- Лят, Аль-Узза и Малат.

Скажите, вы все-таки нацелены на то, что ваши скульптуры века простоят?

Ну да. В любом случае, когда вы делаете из камня, у вас ответственность перед веками.

Но сейчас ведь распространено совершенно другое отношение к своему труду и к искусству. Художники берут эту реальность, которая сама по себе мимолетна, и ее ненадолго фиксируют.

Меня это раздражает, но такая тенденция сейчас. Я думаю, она пройдет. Она родилась в начале 1990-х. Просто помню, что происходило: когда появилась грантовая система, фонды стали финансировать то, что им нравится. Например, художник подает заявку, он хочет сделать инсталляцию Мусор — мусорную кучу, сделанную из мрамора. А другой сделает ту же кучу просто из бумажек, мусора настоящего. Фонд даст грант тому, кто сделает просто из бумажек, чтобы не подумали, что они дают деньги на то произведение, которое, может быть, потом продадут, чтобы не быть заподозренными в коррупции. Поэтому выросло целое поколение молодых художников, которые, естественно, воспитаны на том, что «вот на это дадут деньги, а вот на это не дадут, это кураторы возьмут, а это — не возьмут». К сожалению, это так. Если утрировать ситуацию.

Выходит, что заниматься более долговечными проектами можно только имея какую-то самостоятельность. Но ведь в принципе поддержка искусства — это не всегда ужасно.

Ну, это система. Раньше Союз художников распределял в комбинаты живописного искусства, например, и надо было писать пейзажи какого-нибудь завода, чтобы получить деньги. А тут можно сделать гору мусора, попросить грант и тоже получить деньги. Понимаете, там — соцреализм поощрялся, тут — бумажные инсталляции.

Помню, когда-то Бакштейн (Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биенна- ле и директор Института проблем совре- менного искусства. — TANR) пригласил меня участвовать в выставке Дорогое искусство, а я забыла про это. Он мне звонит: «Ты что, не привезла работу?» А работы не было. И я думаю: «Блин, что же делать?» Я беру пуфик какой-то, у меня был югославский дезодорант с красной головкой, очень похожий на *** (мужской половой орган. — TANR), и на нем было написано «unisex». Я беру этот пуфик, этот дезодорант, приезжаю с ними к Бакштейну: «О!» Не помню, как называлась та моя работа, она проездила все выставки. Но мне неинтересно играть в эти игры. Я могу десять гэгов придумать за день. Мне просто неинтересно.

То есть все-таки художник должен иметь академическое образование, уметь делать что-то помимо идей?

Я столько сталкивалась с художниками, еще когда была галерея... Да, есть отличная мысль, все хорошо, но инсталляцию в зале тоже надо закомпоновать. Размеры тоже рассчитывают. Золотое сечение никто не отменял. Пропорции. Для чего, зачем, какой размер? Видео: экран какого размера? Никто ничего не знает! Это, конечно, недостатки западного и нашего образования.

Ну а вот наше образование? Например, Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Вы же там преподаете?

Я преподаю в Суриковском с третьего по шестой курс и в моей мастерской на «Винзаводе» пытаюсь соединить западные методики с нашими. Есть очень хорошие вещи в Суриковском, да, но там не учат думать. Люди могут руками что-то делать. Но не умеют думать. А в западных школах умеют думать, но не умеют руками. Вот, допустим, у нас девочка из Saint Martin’s School (одна из ведущих британских художественных школ, среди ее выпускников были художники Люсьен Фрейд, Дэмиен Херст, модельеры Александр Маккуин и Стелла Маккартни. — TANR) училась. В Суриковский пришла специально, потому что, говорит, «хочу хоть чему-то научиться — вдруг мне для проекта будет нужно?» А вдруг действительно для проекта нужно сделать серию реалистичной живописи, к примеру? Фрагмент какой-то написать. Денег нет, ассистента нет.

Она год пыталась учиться у нас с нуля, а это тоже невозможно, потому что она пришла к нам на третий курс. Если она не рисовала сферу, кубик и гипсовую голову, я не могу ее дальше учить. Мы идем дальше, а она базовые вещи не прошла.

Рисования базовых предметов в западной системе художественного образования не предусмотрено?

В Лондоне — нет. Есть в каррарской Академии художеств, есть во флорентийской. Чтобы учили, как у нас, с анатомией. Как можно делать скульптуры, не зная анатомии? Не получается.

Вот интересно, почему это отпало за ненадобностью? Почему это не настолько важно?

Существует некая идея, что художник может сам ничего не делать, только придумывать. Она очень популярна, вспомним Джеффа Кунса. За художника работает куча ассистентов. Но больше всех утрировал эту идею Марк Костаби. Знаете, такой американский художник? Мы еще в «Первой галерее» делали его выставку, в 1990 году. Это был самый стеб, потому что он вроде как утрировал фабрику Уорхола, сделав Ko abi Fa ory. Он в принципе не притрагивался к своим работам. То есть у него сидел цех, который придумывал идеи. Приносили ему на утверждение, как директору фабрики. Он утверждал. Дальше приходили ассистенты — холсты куча ассистентов пишет. И он в конце ставил свою подпись.

Мы дальше еще больше утрировали эту идею. Придумали, что он по факсу — факс у нас был тогда! — отправил нам рисунки в Москву, наши студенты написали работы по его указаниям, он приехал на выставку и поставил подписи на вернисаже. Это уже не ново, но Костаби лучше всех.

Да, многие скульпторы, которые заказывают работы в студии, практически не участвуют в производстве. Они приезжают заказывают, потом приезжают смотрят, устраивает или не устраивает. Никто не «парится».

Как вы относитесь к термину «женское искусство»?

В принципе, когда я смотрю на произведения искусства, для меня нет пола, ориентации и так далее. Есть произведение искусства. Не важно, кто его сделал. Мне кажется, что не важно, какого пола художник. Но, к сожалению, до сих пор мы живем все-таки в мужской концепции мира, нас делят на мужчин и женщин, и это печально.

Вообще, любое разделение — оно очень печально. Искусство международно, оно не имеет границ. А человек начинает проводить границы.

www.theartnewspaper.ru

Салахова, Айдан Таировна — Википедия РУ

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салахова.

Айда́н Таи́ровна Сала́хова (азерб. Aydan Tair qızı Salahova; род. 25 марта 1964, Москва) — советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор.

Академик РАХ (2007; член-корреспондент 2002). Член Союза художников СССР с 1988 года.

За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником.[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова.

Биография

Родилась 25 марта 1964 года в Москве. Отец - Таир Теймур оглы Салахов и мать - Ванцетта Мухитдиновна Ханум - художники. Бабушка (по матери) - известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР Тамара Ханум (наст. - Петросян Тамара Артемовна). Дед (по матери) - театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.

В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (Дипломная работа — триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне»). С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.

В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992).

В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.

В 2005—2007 годах — член Общественной палаты РФ.

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Ещё в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество

  Т. Т. Салахов. Айдан. 1967 г. Почтовая марка России, 2011 г.,  (ЦФА (ИТЦ) #1516; Mi #1748)

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан — участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.[3]

Венецианский инцидент

В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent две скульптуры и несколько графических работ Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.[4]

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке. Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам[4]. То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны[4].

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».[5]

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки

  • 2016 — «Revelations», Saatchi Gallery, Лондон, Великобритания
  • 2015 — «Недоступность», Серпуховской Историко-художественный музей, Серпухов, Россия
  • 2013 — «Out of Body», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2012-2013 — «Fascinans & Tremendum», MMOMA, Москва, Россия
  • 2012 — «Персидские миниатюры», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2009 — «Kicik Qala Art», Баку, Азербайджан
  • 2008 — «Персидские миниатюры». XL Галерея на Винзаводе, Москва.
  • 2007— Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. ГЦСИ, Москва, Россия
  • 2007— «Персидские миниатюры». AMT Gallery, Комо, Италия
  • 2006 — «Айдан Салахова». Живопись, графика. Галерея D-137, С-Петербург
  • 2006 — Выставка «АЙДАН». Совместный проект Московского музея современного искусства и XL галереи в рамках программы «Москва актуальная». Московский музей современного искусства на Ермолаевском
  • 2005 — «Я люблю себя». XL-галерея, Москва[6][7][8]
  • 2005 — «Абстракт». Культурный центр «Дом», Москва
  • 2004 — «Хабиби». Галерея Д-134, Санкт-Петербург[9][10][11][12][13][14][15]
  • 2004 — «Habibi». Orel Art Presenta Galerie, Париж
  • 2004 — «MMS». XL-галерея, Москва
  • 2002 — «Кааба». Галерея XL, Москва[16][17][18][19][20][21]
  • 2002 — «Хабиби». Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2001 — «Живые картины». Галерея «Д137», Санкт-Петербург.[22][23]
  • 2001 — «Одалиска» (в рамках проекта «Мастерская АРТ-МОСКВА»). Центральный Дом художника[24][25]
  • 2000 — «Спящая красавица». XL Галерея (при поддержке ассоциации «Европейские галереи»), Кунстлерхаус Бетаньен, Германия.
  • 2000 — «Чай в пустыне». Invogue, Москва.
  • 1999 — «Саспенс». Музей искусства XX-го века, Кемерово.[26]
  • 1999-2000 — After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet, Стокгольм.
  • 1998 — «Саспенс». XL галерея, Москва.
  • 1998 — «Дива». XL галерея. Фотобиеннале-98. Большой Манеж, Москва.[27][28][29]
  • 1997 — «Антонимы». Новая Академия, Санкт-Петербург.
  • 1996 — «Новые поступления». XL галерея, Москва.[30][31][32][33]
  • 1992 — «Леда и лебедь». Berman-E.N., Нью-Йорк.
  • 1992 — «Золотая исповедь». Galleria Sprovieri, Рим.
  • 1991 — «Золотая исповедь». Первая галерея, Москва.[34]
  • 1990 — «Визуальная стимуляция». Первая галерея, Москва.

Айдан Галерея

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством[35] . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей[36] . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи

В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман[37]. По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность — она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. — 2001. — № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. — 2006. — 18 мая.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. ↑ Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. ↑ GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) — пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. ↑ 1 2 3 Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. ↑ Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. ↑ Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. ↑ Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. ↑ Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. ↑ Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января — 8 февраля, с. 93
  10. ↑ «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. ↑ Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. ↑ Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. ↑ Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. ↑ Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. ↑ Хорошилова О. «Хабиби» — сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
  16. ↑ Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
  17. ↑ Агунович К. Айдан Салахова
  18. ↑ Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
  19. ↑ Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
  20. ↑ Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
  21. ↑ Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
  22. ↑ Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
  23. ↑ Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
  24. ↑ Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
  25. ↑ Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
  26. ↑ Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
  27. ↑ Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля — 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
  28. ↑ Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
  29. ↑ Известия, 1998, 8 мая, с. 1
  30. ↑ Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
  31. ↑ Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
  32. ↑ Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
  33. ↑ Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
  34. ↑ Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
  35. ↑ Айдан Галерея | Галереи | Культура и искусство | Адреса и телефоны | Vizitor
  36. ↑ Статьи — Robb Report
  37. ↑ «Убыточный вклад в искусство», Радио «Свобода» от 12.04.2012: "Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод».

Ссылки

http-wikipediya.ru

АЙДАН САЛАХОВА. FASCINANS AND TREMENDUM

Московский музей современного искусства представляет выставку Айдан Салаховой «FASCINANS AND TREMENDUM» - первую столь масштабную выставку творчества художника.

Конфликт зачарованности (Fascinans) женским телом и страха (Tremendum) перед ним является концептуальным сердцем выставки Айдан Салаховой.

Работа над скульптурами, которые занимают большую часть экспозиции, заняла у Айдан Салаховой более трех лет. Произведения выполнены из каррарского мрамора - лучшего из всех известных сортов. Художник обращается к крайне широкому и разнообразному ряду техник и визуальных стилей, благодаря чему становится очевидной связь работ Айдан одновременно и с западными, и с восточными традициями в искусстве.Выставка состоит из трех частей, согласно концепции художника и куратора, соответствующих трем визуальным и тематическим элементам: «Тело», «Руки» и «Объекты». Тело в скульптурах художницы скрыто под черной паранджойиз которой торчат только белые руки.

Айдан Салахова. Предстояние. Из серии «Предназначение»

Женскую фигуру в парандже Салахова увековечивает и в каррарском мраморе, и в цифровом видео, апеллируя к современным моделям восприятия

Айдан Салахова. Черный . Из серии «Предназначение»

Центральное место в экспозиции занимает скульптура "Черный камень", наделавшая шума на 54-ой Биеннале современного искусства в Венеции. Провокационное произведение Айдан экспонировалось в павильоне Азербайджана.

Айдан Салахова. Книга. Из серии «Предназначение»

Три тематические группы объединяются вокруг центрального элемента творчества Айдан – образа «женского» - и позволяют увидеть историческую преемственность в творчестве художника, выстраивающей мост между традиционнымии современными техниками и сюжетами в искусстве.

Айдан Салахова. Без названия. Из серии «Персидские миниатюры»

В ее скульптурах угадываются совершенные линии античных статуй, в графике и живописи – нарративная усложненность православной иконы и поэтическая описательность персидской миниатюры .

Айдан Салахова. Предстояние. Из серии «Предназначение»

Айдан увековечила в мраморе ткани в разных видах – свободно ниспадающие складками, аккуратно сложенные, перекинутые через перекладину, измятые в руках.

Мраморная ткань, напоминающая тунику на греческих статуях, по словам Салаховой, символизирует простынь, которую на Востоке после свадьбы вывешивают на всеобщее обозрение в доказательство невинности невесты.

Представленные на выставке видео, живопись и графические работы – простые рисунки карандашом и сложная, замысловатая графика – сосредотачивают внимание зрителя на характерных «женских» элементах: черная паранджа, изящные кисти рук, жесты, заигрывания. Женское в работах Айдан одновременно скрыто и очевидно, слабо и наделено неисчерпаемой силой, оно манит и пугает. Айдан Салахова увековечила в мраморе очарование и трепет

Айдын Салахова с отцом, азербайджанским художником Таиром Салаховым

Таир Салахов Айдын

halloART.ru

ngasanova.livejournal.com

Салахова Айдан Таировна Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салахова.

Айда́н Таи́ровна Сала́хова (азерб. Aydan Tair qızı Salahova; род. 25 марта 1964, Москва) — советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор.

Академик РАХ (2007; член-корреспондент 2002). Член Союза художников СССР с 1988 года.

За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником.[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова.

Биография

Родилась 25 марта 1964 года в Москве. Отец - Таир Теймур оглы Салахов и мать - Ванцетта Мухитдиновна Ханум - художники. Бабушка (по матери) - известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР Тамара Ханум (наст. - Петросян Тамара Артемовна). Дед (по матери) - театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.

В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (Дипломная работа — триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне»). С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.

В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992).

В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.

В 2005—2007 годах — член Общественной палаты РФ.

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Ещё в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество

Т. Т. Салахов. Айдан. 1967 г. Почтовая марка России, 2011 г.,  (ЦФА (ИТЦ) #1516; Mi #1748)

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан — участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.[3]

Венецианский инцидент

В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent две скульптуры и несколько графических работ Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.[4]

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке. Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам[4]. То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны[4].

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».[5]

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки

  • 2016 — «Revelations», Saatchi Gallery, Лондон, Великобритания
  • 2015 — «Недоступность», Серпуховской Историко-художественный музей, Серпухов, Россия
  • 2013 — «Out of Body», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2012-2013 — «Fascinans & Tremendum», MMOMA, Москва, Россия
  • 2012 — «Персидские миниатюры», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2009 — «Kicik Qala Art», Баку, Азербайджан
  • 2008 — «Персидские миниатюры». XL Галерея на Винзаводе, Москва.
  • 2007— Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. ГЦСИ, Москва, Россия
  • 2007— «Персидские миниатюры». AMT Gallery, Комо, Италия
  • 2006 — «Айдан Салахова». Живопись, графика. Галерея D-137, С-Петербург
  • 2006 — Выставка «АЙДАН». Совместный проект Московского музея современного искусства и XL галереи в рамках программы «Москва актуальная». Московский музей современного искусства на Ермолаевском
  • 2005 — «Я люблю себя». XL-галерея, Москва[6][7][8]
  • 2005 — «Абстракт». Культурный центр «Дом», Москва
  • 2004 — «Хабиби». Галерея Д-134, Санкт-Петербург[9][10][11][12][13][14][15]
  • 2004 — «Habibi». Orel Art Presenta Galerie, Париж
  • 2004 — «MMS». XL-галерея, Москва
  • 2002 — «Кааба». Галерея XL, Москва[16][17][18][19][20][21]
  • 2002 — «Хабиби». Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2001 — «Живые картины». Галерея «Д137», Санкт-Петербург.[22][23]
  • 2001 — «Одалиска» (в рамках проекта «Мастерская АРТ-МОСКВА»). Центральный Дом художника[24][25]
  • 2000 — «Спящая красавица». XL Галерея (при поддержке ассоциации «Европейские галереи»), Кунстлерхаус Бетаньен, Германия.
  • 2000 — «Чай в пустыне». Invogue, Москва.
  • 1999 — «Саспенс». Музей искусства XX-го века, Кемерово.[26]
  • 1999-2000 — After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet, Стокгольм.
  • 1998 — «Саспенс». XL галерея, Москва.
  • 1998 — «Дива». XL галерея. Фотобиеннале-98. Большой Манеж, Москва.[27][28][29]
  • 1997 — «Антонимы». Новая Академия, Санкт-Петербург.
  • 1996 — «Новые поступления». XL галерея, Москва.[30][31][32][33]
  • 1992 — «Леда и лебедь». Berman-E.N., Нью-Йорк.
  • 1992 — «Золотая исповедь». Galleria Sprovieri, Рим.
  • 1991 — «Золотая исповедь». Первая галерея, Москва.[34]
  • 1990 — «Визуальная стимуляция». Первая галерея, Москва.

Айдан Галерея

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством[35] . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей[36] . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи

В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман[37]. По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность — она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. — 2001. — № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. — 2006. — 18 мая.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. ↑ Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. ↑ GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) — пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. ↑ 1 2 3 Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. ↑ Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. ↑ Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. ↑ Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. ↑ Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. ↑ Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января — 8 февраля, с. 93
  10. ↑ «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. ↑ Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. ↑ Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. ↑ Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. ↑ Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. ↑ Хорошилова О. «Хабиби» — сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
  16. ↑ Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
  17. ↑ Агунович К. Айдан Салахова
  18. ↑ Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
  19. ↑ Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
  20. ↑ Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
  21. ↑ Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
  22. ↑ Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
  23. ↑ Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
  24. ↑ Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
  25. ↑ Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
  26. ↑ Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
  27. ↑ Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля — 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
  28. ↑ Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
  29. ↑ Известия, 1998, 8 мая, с. 1
  30. ↑ Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
  31. ↑ Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
  32. ↑ Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
  33. ↑ Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
  34. ↑ Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
  35. ↑ Айдан Галерея | Галереи | Культура и искусство | Адреса и телефоны | Vizitor
  36. ↑ Статьи — Robb Report
  37. ↑ «Убыточный вклад в искусство», Радио «Свобода» от 12.04.2012: "Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод».

Ссылки

wikiredia.ru

Салахова, Айдан Таировна - Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салахова.

Айда́н Таи́ровна Сала́хова (азерб. Aydan Tair qızı Salahova; род. 25 марта 1964, Москва) — советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор.

Академик РАХ (2007; член-корреспондент 2002). Член Союза художников СССР с 1988 года.

За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником.[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова.

Биография[ | ]

Родилась 25 марта 1964 года в Москве. Отец - Таир Теймур оглы Салахов и мать - Ванцетта Мухитдиновна Ханум - художники. Бабушка (по матери) - известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР Тамара Ханум (наст. - Петросян Тамара Артемовна). Дед (по матери) - театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.

В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (Дипломная работа — триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне»). С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.

В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992).

В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.

В 2005—2007 годах — член Общественной палаты РФ.

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Ещё в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество[ | ]

Т. Т. Салахов. Айдан. 1967 г. Почтовая марка России, 2011 г.,  (ЦФА (ИТЦ) #1516; Mi #1748)

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан — участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.[3]

Венецианский инцидент[ | ]

В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent две скульптуры и несколько графических работ Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.[4]

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке. Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам[4]. То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны[4].

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».[5]

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки[ | ]

  • 2016 — «Revelations», Saatchi Gallery, Лондон, Великобритания
  • 2015 — «Недоступность», Серпуховской Историко-художественный музей, Серпухов, Россия
  • 2013 — «Out of Body», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2012-2013 — «Fascinans & Tremendum», MMOMA, Москва, Россия
  • 2012 — «Персидские миниатюры», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2009 — «Kicik Qala Art», Баку, Азербайджан
  • 2008 — «Персидские миниатюры». XL Галерея на Винзаводе, Москва.
  • 2007— Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. ГЦСИ, Москва, Россия
  • 2007— «Персидские миниатюры». AMT Gallery, Комо, Италия
  • 2006 — «Айдан Салахова». Живопись, графика. Галерея D-137, С-Петербург
  • 2006 — Выставка «АЙДАН». Совместный проект Московского музея современного искусства и XL галереи в рамках программы «Москва актуальная». Московский музей современного искусства на Ермолаевском
  • 2005 — «Я люблю себя». XL-галерея, Москва[6][7][8]
  • 2005 — «Абстракт». Культурный центр «Дом», Москва
  • 2004 — «Хабиби». Галерея Д-134, Санкт-Петербург[9][10][11][12][13][14][15]
  • 2004 — «Habibi». Orel Art Presenta Galerie, Париж
  • 2004 — «MMS». XL-галерея, Москва
  • 2002 — «Кааба». Галерея XL, Москва[16][17][18][19][20][21]
  • 2002 — «Хабиби». Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2001 — «Живые картины». Галерея «Д137», Санкт-Петербург.[22][23]
  • 2001 — «Одалиска» (в рамках проекта «Мастерская АРТ-МОСКВА»). Центральный Дом художника[24][25]
  • 2000 — «Спящая красавица». XL Галерея (при поддержке ассоциации «Европейские галереи»), Кунстлерхаус Бетаньен, Германия.
  • 2000 — «Чай в пустыне». Invogue, Москва.
  • 1999 — «Саспенс». Музей искусства XX-го века, Кемерово.[26]
  • 1999-2000 — After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet, Стокгольм.
  • 1998 — «Саспенс». XL галерея, Москва.
  • 1998 — «Дива». XL галерея. Фотобиеннале-98. Большой Манеж, Москва.[27][28][29]
  • 1997 — «Антонимы». Новая Академия, Санкт-Петербург.
  • 1996 — «Новые поступления». XL галерея, Москва.[30][31][32][33]
  • 1992 — «Леда и лебедь». Berman-E.N., Нью-Йорк.
  • 1992 — «Золотая исповедь». Galleria Sprovieri, Рим.
  • 1991 — «Золотая исповедь». Первая галерея, Москва.[34]
  • 1990 — «Визуальная стимуляция». Первая галерея, Москва.

Айдан Галерея[ | ]

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством[35] . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей[36] . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи[ | ]

В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман[37]. По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность — она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники[ | ]

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. — 2001. — № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. — 2006. — 18 мая.

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. ↑ Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. ↑ GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) — пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. ↑ 1 2 3 Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. ↑ Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. ↑ Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. ↑ Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. ↑ Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. ↑ Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января — 8 февраля, с. 93
  10. ↑ «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. ↑ Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. ↑ Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. ↑ Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. ↑ Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. ↑ Хорошилова О. «Хабиби» — сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
  16. ↑ Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
  17. ↑ Агунович К. Айдан Салахова
  18. ↑ Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
  19. ↑ Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
  20. ↑ Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
  21. ↑ Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
  22. ↑ Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
  23. ↑ Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
  24. ↑ Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
  25. ↑ Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
  26. ↑ Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
  27. ↑ Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля — 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
  28. ↑ Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
  29. ↑ Известия, 1998, 8 мая, с. 1
  30. ↑ Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
  31. ↑ Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
  32. ↑ Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
  33. ↑ Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
  34. ↑ Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
  35. ↑ Айдан Галерея | Галереи | Культура и искусство | Адреса и телефоны | Vizitor
  36. ↑ Статьи — Robb Report
  37. ↑ «Убыточный вклад в искусство», Радио «Свобода» от 12.04.2012: "Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод».

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Айдан Салахова Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салахова.

Айда́н Таи́ровна Сала́хова (азерб. Aydan Tair qızı Salahova; род. 25 марта 1964, Москва) — советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор.

Академик РАХ (2007; член-корреспондент 2002). Член Союза художников СССР с 1988 года.

За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником.[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова.

Биография[ | код]

Родилась 25 марта 1964 года в Москве. Отец - Таир Теймур оглы Салахов и мать - Ванцетта Мухитдиновна Ханум - художники. Бабушка (по матери) - известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР Тамара Ханум (наст. - Петросян Тамара Артемовна). Дед (по матери) - театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.

В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (Дипломная работа — триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне»). С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.

В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992).

В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.

В 2005—2007 годах — член Общественной палаты РФ.

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Ещё в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество[ | код]

ru-wiki.ru

Салахова, Айдан Таировна - WikiVisually

1. Москва – Moscow is the capital and most populous city of Russia, with 13.2 million residents within the city limits and 17.8 million within the urban area. Moscow has the status of a Russian federal city, Moscow is a major political, economic, cultural, and scientific center of Russia and Eastern Europe, as well as the largest city entirely on the European continent. Moscow is the northernmost and coldest megacity and metropolis on Earth and it is home to the Ostankino Tower, the tallest free standing structure in Europe, the Federation Tower, the tallest skyscraper in Europe, and the Moscow International Business Center. Moscow is situated on the Moskva River in the Central Federal District of European Russia, the city is well known for its architecture, particularly its historic buildings such as Saint Basils Cathedral with its brightly colored domes. Moscow is the seat of power of the Government of Russia, being the site of the Moscow Kremlin, the Moscow Kremlin and Red Square are also one of several World Heritage Sites in the city. Both chambers of the Russian parliament also sit in the city and it is recognized as one of the citys landmarks due to the rich architecture of its 200 stations. In old Russian the word also meant a church administrative district. The demonym for a Moscow resident is москвич for male or москвичка for female, the name of the city is thought to be derived from the name of the Moskva River. There have been proposed several theories of the origin of the name of the river and its cognates include Russian, музга, muzga pool, puddle, Lithuanian, mazgoti and Latvian, mazgāt to wash, Sanskrit, majjati to drown, Latin, mergō to dip, immerse. There exist as well similar place names in Poland like Mozgawa, the original Old Russian form of the name is reconstructed as *Москы, *Mosky, hence it was one of a few Slavic ū-stem nouns. From the latter forms came the modern Russian name Москва, Moskva, in a similar manner the Latin name Moscovia has been formed, later it became a colloquial name for Russia used in Western Europe in the 16th–17th centuries. From it as well came English Muscovy, various other theories, having little or no scientific ground, are now largely rejected by contemporary linguists. The surface similarity of the name Russia with Rosh, an obscure biblical tribe or country, the oldest evidence of humans on the territory of Moscow dates from the Neolithic. Within the modern bounds of the city other late evidence was discovered, on the territory of the Kremlin, Sparrow Hills, Setun River and Kuntsevskiy forest park, etc. The earliest East Slavic tribes recorded as having expanded to the upper Volga in the 9th to 10th centuries are the Vyatichi and Krivichi, the Moskva River was incorporated as part of Rostov-Suzdal into the Kievan Rus in the 11th century. By AD1100, a settlement had appeared on the mouth of the Neglinnaya River. The first known reference to Moscow dates from 1147 as a place of Yuri Dolgoruky. At the time it was a town on the western border of Vladimir-Suzdal Principality

2. Союз Советских Социалистических Республик – The Soviet Union, officially the Union of Soviet Socialist Republics was a socialist state in Eurasia that existed from 1922 to 1991. It was nominally a union of national republics, but its government. The Soviet Union had its roots in the October Revolution of 1917 and this established the Russian Socialist Federative Soviet Republic and started the Russian Civil War between the revolutionary Reds and the counter-revolutionary Whites. In 1922, the communists were victorious, forming the Soviet Union with the unification of the Russian, Transcaucasian, Ukrainian, following Lenins death in 1924, a collective leadership and a brief power struggle, Joseph Stalin came to power in the mid-1920s. Stalin suppressed all opposition to his rule, committed the state ideology to Marxism–Leninism. As a result, the country underwent a period of rapid industrialization and collectivization which laid the foundation for its victory in World War II and postwar dominance of Eastern Europe. Shortly before World War II, Stalin signed the Molotov–Ribbentrop Pact agreeing to non-aggression with Nazi Germany, in June 1941, the Germans invaded the Soviet Union, opening the largest and bloodiest theater of war in history. Soviet war casualties accounted for the highest proportion of the conflict in the effort of acquiring the upper hand over Axis forces at battles such as Stalingrad. Soviet forces eventually captured Berlin in 1945, the territory overtaken by the Red Army became satellite states of the Eastern Bloc. The Cold War emerged by 1947 as the Soviet bloc confronted the Western states that united in the North Atlantic Treaty Organization in 1949. Following Stalins death in 1953, a period of political and economic liberalization, known as de-Stalinization and Khrushchevs Thaw, the country developed rapidly, as millions of peasants were moved into industrialized cities. The USSR took a lead in the Space Race with Sputnik 1, the first ever satellite, and Vostok 1. In the 1970s, there was a brief détente of relations with the United States, the war drained economic resources and was matched by an escalation of American military aid to Mujahideen fighters. In the mid-1980s, the last Soviet leader, Mikhail Gorbachev, sought to reform and liberalize the economy through his policies of glasnost. The goal was to preserve the Communist Party while reversing the economic stagnation, the Cold War ended during his tenure, and in 1989 Soviet satellite countries in Eastern Europe overthrew their respective communist regimes. This led to the rise of strong nationalist and separatist movements inside the USSR as well, in August 1991, a coup détat was attempted by Communist Party hardliners. It failed, with Russian President Boris Yeltsin playing a role in facing down the coup. On 25 December 1991, Gorbachev resigned and the twelve constituent republics emerged from the dissolution of the Soviet Union as independent post-Soviet states

3. Россия – Russia, also officially the Russian Federation, is a country in Eurasia. The European western part of the country is more populated and urbanised than the eastern. Russias capital Moscow is one of the largest cities in the world, other urban centers include Saint Petersburg, Novosibirsk, Yekaterinburg, Nizhny Novgorod. Extending across the entirety of Northern Asia and much of Eastern Europe, Russia spans eleven time zones and incorporates a range of environments. It shares maritime borders with Japan by the Sea of Okhotsk, the East Slavs emerged as a recognizable group in Europe between the 3rd and 8th centuries AD. Founded and ruled by a Varangian warrior elite and their descendants, in 988 it adopted Orthodox Christianity from the Byzantine Empire, beginning the synthesis of Byzantine and Slavic cultures that defined Russian culture for the next millennium. Rus ultimately disintegrated into a number of states, most of the Rus lands were overrun by the Mongol invasion. The Soviet Union played a role in the Allied victory in World War II. The Soviet era saw some of the most significant technological achievements of the 20th century, including the worlds first human-made satellite and the launching of the first humans in space. By the end of 1990, the Soviet Union had the second largest economy, largest standing military in the world. It is governed as a federal semi-presidential republic, the Russian economy ranks as the twelfth largest by nominal GDP and sixth largest by purchasing power parity in 2015. Russias extensive mineral and energy resources are the largest such reserves in the world, making it one of the producers of oil. The country is one of the five recognized nuclear weapons states and possesses the largest stockpile of weapons of mass destruction, Russia is a great power as well as a regional power and has been characterised as a potential superpower. The name Russia is derived from Rus, a state populated mostly by the East Slavs. However, this name became more prominent in the later history, and the country typically was called by its inhabitants Русская Земля. In order to distinguish this state from other states derived from it, it is denoted as Kievan Rus by modern historiography, an old Latin version of the name Rus was Ruthenia, mostly applied to the western and southern regions of Rus that were adjacent to Catholic Europe. The current name of the country, Россия, comes from the Byzantine Greek designation of the Kievan Rus, the standard way to refer to citizens of Russia is Russians in English and rossiyane in Russian. There are two Russian words which are translated into English as Russians

4. Абстракционизм – Abstract art uses a visual language of shape, form, color and line to create a composition which may exist with a degree of independence from visual references in the world. Western art had been, from the Renaissance up to the middle of the 19th century, underpinned by the logic of perspective, the arts of cultures other than the European had become accessible and showed alternative ways of describing visual experience to the artist. By the end of the 19th century many artists felt a need to create a new kind of art which would encompass the fundamental changes taking place in technology, science and philosophy. The sources from which individual artists drew their theoretical arguments were diverse, Abstract art, non-figurative art, non-objective art, and nonrepresentational art are loosely related terms. They are similar, but perhaps not of identical meaning, Abstraction indicates a departure from reality in depiction of imagery in art. This departure from accurate representation can be slight, partial, or complete, even art that aims for verisimilitude of the highest degree can be said to be abstract, at least theoretically, since perfect representation is likely to be exceedingly elusive. Artwork which takes liberties, altering for instance color and form in ways that are conspicuous, total abstraction bears no trace of any reference to anything recognizable. In geometric abstraction, for instance, one is unlikely to find references to naturalistic entities, Figurative art and total abstraction are almost mutually exclusive. But figurative and representational art often contains partial abstraction, both geometric abstraction and lyrical abstraction are often totally abstract. It is at level of visual meaning that abstract art communicates. One can enjoy the beauty of Chinese calligraphy or Islamic calligraphy without being able to read it, in Chinese painting, abstraction can be traced to the Tang dynasty painter Wang Mo, who is credited to have invented the splashed-ink painting style. While none of his paintings remain, this style is seen in some Song Dynasty Paintings. A late Song painter named Yu Jian, adept to Tiantai buddhism and his paintings show heavily misty mountains in which the shapes of the objects are barely visible and extremely simplified. This type of painting was continued by Sesshu Toyo in his later years, another instance of abstraction in Chinese painting is seen in Zhu Deruns Cosmic Circle. The painting is a reflection of the Daoist metaphysics in which chaos, in Tokugawa Japan some zen monk-painters created Enso, a circle who represents the absolute enlightenment. Usually made in one spontaneous brush stroke, it became the paradigm of the minimalist aesthetic that guided part of the zen painting, three art movements which contributed to the development of abstract art were Romanticism, Impressionism and Expressionism. Artistic independence for artists was advanced during the 19th century, patronage from the church diminished and private patronage from the public became more capable of providing a livelihood for artists. Expressionist painters explored the use of paint surface, drawing distortions and exaggerations

5. Российская академия художеств – Russian Academy of Arts is the State scientific Institution of Russian Federation, eligible heir to the USSR Academy of Arts. RAKh is the public cultural Institution—a counterpart of the Russian Academy of Sciences in the field of arts, architecture, decorations, design. A founder of RAKh is the Government of the Russian Federation, Art education is one of the main aspects of the Russian Academy of Arts activity. In order to facilitate the development of art school creativity, Art Academy works on its scientific and methodological management

6. Салахов, Таир Теймур оглы – Tahir Salahov is a Soviet, Azerbaijani and Russian painter and draughtsman. His father Teymur Salahov had been a victim of Stalins repressions, having been arrested in 1937 and his mother Sona was left to bring up four children on her own but the family didnt learn of their fathers death until 1956 after Stalins death. Tahir Salahov studied at the Azimzade Art College in Baku in 1945–1950, Salahov won an early recognition, his diploma work, The Shift is Over, was exhibited in 1957 at the Moscow All-Union Art Exhibition and received public and critical acclaim. Salahov chose a sparing palette of contrasting red, black, light- and dark-grey tones and his lines became smoother and more melodious, his palette more sophisticated. Many of his most successful works are associated with his impressions of foreign countries and he also produced expressive drawings and stage designs. Salahov in Russian Academy of Arts Azeri Artists Take on the World

7. Михель (каталог марок) – The Michel catalog is the largest and best-known stamp catalog in the German-speaking world. First published in 1910, it has become an important reference work for philately, the catalog started out as a price list for the dealer Hugo Michel of Apolda. It extensively covers specialized Germany collecting including the complex WW2 era stamps of Germany, occupied territories, unlike Scott, Michel does not issue a complete set of catalogs every year, instead updating only several of the volumes. Michel is also detailed, with quantities issued, sheet formats. Also of significance to some collectors is its coverage of countries, Michel also documents stamps issued apparently with little or no intent of being used to pay postage and stamps issued by regions or areas with dubious political status. Scott excludes many issues that were unlikely to be used to pay postage. There are 15 main catalogues, all issued in German, about 400,000 are printed annually and their information is also accessible on the Michel internet pages. The standard Germany catalogue covers all German stamps issues, a more detailed specialized catalogue is available. For young collectors a simplified Junior Catalogue is available, all these catalogues are published on an annual basis. As of 2014 there are 10 issues, some in two volumes, in contrast to the European catalogues the number of stamps printed is not indicated. Not all issues are represented by images, Specialized catalogues are available for Austria, Switzerland and Lichtenstein, Great Britain, United States, Croatia, and the United Nations. In addition, other titles are published. Recently Michel publishers has issued some English-language titles, viz, - Gulf States, - Germany Specialized Vol.1, Vol.2, not covered up to now old German states and post-1949, probably in a Vol.3. The Germany specializeds are issued in co-operation with the APS affiliate German Philatelic Society

8. Венецианская биеннале – The Venice Biennale is an arts organization based in Venice, and also the original and principal exhibition it organizes. The organization changed its name to the Biennale Foundation in 2009, while the exhibition is called the Art Biennale to distinguish it from the organisation. The Art Biennale, a visual art exhibition, is so called as it is held biennially. A year later, the council decreed to adopt a by invitation system, to reserve a section of the Exhibition for foreign artists too, to works by uninvited Italian artists. The first Biennale, I Esposizione Internazionale dArte della Città di Venezia was opened on April 30,1895 by the Italian King and Queen, Umberto I, the first exhibition was seen by 224,000 visitors. In 1910 the first internationally well-known artists were displayed- a room dedicated to Gustav Klimt, a show for Renoir. A work by Picasso was removed from the Spanish salon in the central Palazzo because it was feared that its novelty might shock the public, by 1914 seven pavilions had been established, Belgium, Hungary, Germany, Great Britain, France, and Russia. During World War I, the 1916 and 1918 events were cancelled, in 1920 the post of mayor of Venice and president of the Biennale was split. The new secretary general, Vittorio Pica brought about the first presence of avant-garde art,1922 saw an exhibition of sculpture by African artists. Between the two World Wars, many important modern artists had their work exhibited there, in 1928 the Istituto Storico dArte Contemporanea opened, which was the first nucleus of archival collections of the Biennale. In 1930 its name was changed into Historical Archive of Contemporary Art, in 1933 the Biennale organised an exhibition of Italian art abroad. From 1938, Grand Prizes were awarded in the art exhibition section, during World War II, the activities of the Biennale were interrupted,1942 saw the last edition of the events. The Film Festival restarted in 1946, the Music and Theatre festivals were resumed in 1947, the Art Biennale was resumed in 1948 with a major exhibition of a recapitulatory nature. Peggy Guggenheim was invited to exhibit her famous New York collection,1949 saw the beginning of renewed attention to avant-garde movements in European—and later worldwide—movements in contemporary art. Abstract expressionism was introduced in the 1950s, and the Biennale is credited with importing Pop Art into the canon of art history by awarding the top prize to Robert Rauschenberg in 1964. From 1948 to 1972, Italian architect Carlo Scarpa did a series of interventions in the Biennales exhibition spaces. In 1954 the island San Giorgio Maggiore provided the venue for the first Japanese Noh theatre shows in Europe,1956 saw the selection of films following an artistic selection and no longer based upon the designation of the participating country. The 1957 Golden Lion went to Satyajit Rays Aparajito which introduced Indian cinema to the West,1962 included Arte Informale at the Art Exhibition with Jean Fautrier, Hans Hartung, Emilio Vedova, and Pietro Consagra

9. Кааба – The Kaaba, also referred as Al Kaaba Al Musharrafah, is a building at the center of Islams most sacred mosque, Al-Masjid al-Haram, in Mecca, al-Hejaz, Saudi Arabia. It is the most sacred site in Islam and it is considered the House of Allah and has a similar role to the Tabernacle and Holy of Holies in Judaism. Wherever they are in the world, Muslims are expected to face the Kaaba when performing salat, from any point in the world, the direction facing the Kaaba is called the qibla. The sanctuary around the Kaaba is called Al-Masjid al-Haram, one of the Five Pillars of Islam requires every Muslim who is able to do so to perform the hajj pilgrimage at least once in their lifetime. Multiple parts of the hajj require pilgrims to make tawaf, the seven times around the Kaaba in a counter-clockwise direction. Tawaf is also performed by pilgrims during the umrah, however, the most significant times are during the hajj, when millions of pilgrims gather to circle the building within a 5-day period. In 2013, the number of pilgrims coming from outside the Kingdom of Saudi Arabia to perform hajj was officially reported as 1,379,531. In 2014, Saudi Arabia reported having completed Hajj permits for 1,389,053 international pilgrims and 63,375 for residents. The building is called by names in the Quran and Hadith, such as Bait, Bait ul Haram, Bait Ullah, Bait al-Ateeq. The Arabic word Bait is cognate to the Hebrew Bait, also meaning House, the Arabic word Kaaba means square or cube. The Quran also mentions Bait al-Mamur, the House of God in Heavens which the Kaaba symbolizes, the Kaaba is a stone cube structure made of granite. The Kaaba is approximately 13.1 m high, with sides measuring 11.03 m by 12.86 m, inside the Kaaba, the floor is made of marble and limestone. The interior walls, measuring 13 m by 9 m, are clad with tiled, white marble halfway to the roof, the floor of the interior stands about 2.2 m above the ground area where tawaf is performed. The wall directly adjacent to the entrance of the Kaaba has six tablets inlaid with inscriptions, along the top corners of the walls runs a green cloth embroidered with gold Quranic verses. Caretakers anoint the marble cladding with the same scented oil used to anoint the Black Stone outside, three pillars stand inside the Kaaba, with a small altar or table set between one and the other two. Lamp-like objects hang from the ceiling, the ceiling itself is of a darker colour, similar in hue to the lower trimming. A golden door—the Babut Taubah —on the right opens to an enclosed staircase that leads to a hatch. Both the roof and ceiling are made of stainless steel-capped teak wood, each numbered item in the following list corresponds to features noted in the diagram image

10. Мекка – Mecca or Makkah is a city in the Hejaz region of Saudi Arabia that is also capital of the Makkah Region. The city is located 70 km inland from Jeddah in a valley at a height of 277 m above sea level. Its resident population in 2012 was roughly 2 million, although more than triple this number every year during the hajj period held in the twelfth Muslim lunar month of Dhu al-Hijjah. Mecca is home to the Kaaba, by majority description Islams holiest site, Mecca was long ruled by Muhammads descendants, the sharifs, acting either as independent rulers or as vassals to larger polities. It was conquered by Ibn Saud in 1925, during this expansion, Mecca has lost some historical structures and archaeological sites, such as the Ajyad Fortress. Today, more than 15 million Muslims visit Mecca annually, including several million during the few days of the Hajj, as a result, Mecca has become one of the most cosmopolitan cities in the Muslim world, despite the fact that non-Muslims are prohibited from entering the city. The Saudi government adopted Makkah as the spelling in the 1980s. The full official name is Makkah al-Mukarramah or Makkatu l-Mukarramah, which means Mecca the Honored, the ancient or early name for the site of Mecca is Bakkah. An Arabic language word, its etymology, like that of Mecca, is obscure, the form Bakkah is used for the name Mecca in the Quran in 3,96, while the form Mecca is used in 48,24. In South Arabic, the language in use in the portion of the Arabian Peninsula at the time of Muhammad. Other references to Mecca in the Quran call it Umm al-Qurā, another name of Mecca is Tihamah. Arab and Islamic tradition holds that the wilderness of Paran, broadly speaking, is the Tihamah, yaqut al-Hamawi, the 12th century Syrian geographer, wrote that Fārān was an arabized Hebrew word. One of the names of Mecca mentioned in the Torah, Mecca is governed by the Municipality of Mecca, a municipal council of fourteen locally elected members headed by a mayor appointed by the Saudi government. As of May 2015, the mayor of the city was Dr. Osama bin Fadhel Al-Bar, Mecca is the capital of the Makkah Region, which includes neighboring Jeddah. The provincial governor was prince Abdul Majeed bin Abdulaziz Al Saud from 2000 until his death in 2007, on 16 May 2007, prince Khalid bin Faisal Al Saud was appointed as the new governor. The early history of Mecca is still disputed, as there are no unambiguous references to it in ancient literature prior to the rise of Islam. The Roman Empire took control of part of the Hejaz in 106 AD, ruling cities such as Hegra, even though detailed descriptions were established of Western Arabia by Rome, such as by Procopius, there are no references of a pilgrimage and trading outpost such as Mecca. The first direct mention of Mecca in external literature occurs in 741 AD in the Byzantine-Arab Chronicle, claims have been made this could be a reference to the Kaaba in Mecca

wikivisually.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта