ФОТОВЫСТАВКА | Авторская фотография для интерьера. Алтай картины
Яркий Алтай | ФОТОВЫСТАВКА
Как известно Алтай славится разнообразием ландшафтов. И порой ландшафты приобретают крайние формы, радуя красками. Особенно это проявлено на южной периферии, затронутой солнцем и эрозией наиболее сильно. Это Монгольский и Казахстанский Алтай. Так, расположенные в Восточном Казахстане Чикельмес и Киин-Кериш, – это уникальные локальные объекты, дарящие особое впечатление всякому, кто их посещал. Пёстроцветные глины разных оттенков, нагромождения, «замки», изваяния тут и там предстают в оригинальных формах и оттенках. Чем-то перекликается с этим урочища, расположенная в преддверии Чуйской степи, Красная горка (Тыдтуярык) и Кызыл-Чин (Марс на Алтае). Настоящий цветной Алтай проявлен на Курайском хребте, где тут и там встречаются яркие проявления рельефа. Феерию цвета дополняет бирюза горных озер. Своеобразные формы рельефа оригинального цвета мы можем видеть и в Ярлу в предгорьях Белухи. Есть немало цветных гор, склонов, массивов и в Монгольском Алтае. В частности урочище Карасу. Но яркие цвета дарят не только оригинальные формы рельефа, но и смена дня и ночи. Яркие закаты и рассветы часто можно увидеть в горах. И Алтай в данном случае это подтверждает. Солнечный свет нового или уходящего дня окрашивает облака, небо, горные дали, вершины в невероятные цвета, порой в контрастных, противоположных тонах. Ну и как не упомянуть осень, которая ежегодно покрывает Алтай особым, великолепным одеянием.
Перевал Ярлу-Боч
Озеро на Курайском хребте
Вид на урочище Ярлу с перевала Ярлу-Боч
Дарья Головань: «Хочу разбудить в людях желание увидеть Алтай вживую!» — Miraman.ru
Усадьба ее семьи — уже полноценная достопримечательность Горного Алтая. Дарью Головань с ее удивительными пейзажами, выполненными на шелке, там знают все! Этой весной художница привезла картины в Новосибирск и рассказала «Мираману» о том, как начинала свой шёлковый путь в живописи, какой подарок получила от Дмитрия Медведева, и чем её вдохновляет Алтай.
Про Горный Алтай
— Наш приезд на Горный Алтай из украинского промышленного города Запорожье удался благодаря отважности и смелости родителей. В один момент они всерьез задумались над тем, что нужно уезжать оттуда, чтобы сохранить наше с братом здоровье.
Папа тогда работал в ресторанном бизнесе, был инженером-технологом общественного питания. Но, имея натуру искателя, увлекся восточными единоборствами, и судьба свела его с тренером Юрием Николаевичем Манхоевым. Юрий Николаевич пригласил своих учеников съездить в Саяны, а еще через год они поехали на Горный Алтай, в Чемальский район, на Каракольские озера. Вернувшись домой, он так живо, с огоньком в глазах рассказал нам про Алтай! И через два года мы решились на переезд. Отправили контейнеры с вещами в Чемал — не забыли взять с собой и картины моего дедушки, он был художником-самоучкой, а сами поехали на машине: мама, папа, брат, я, собака и кот. Мне тогда было девять лет.
Добрались до Чемала, посмотрели на него и решили искать более глухое, укромное местечко. Поиски были недолгими. Папа со знакомыми заехал в Аскат и встретил там бабушек, они сидели на улице, кедровые орешки щелкали. Оказалось, что обе продают домики. Папа потом делился впечатлением: подходим мы к полянке, а там такой вид открывается — сосновый бор, горы, Катунь шумит, а бабушка кидает жест рукой и говорит — вон моя усадьба. У папы все затрепетало внутри — то ощущение, когда понимаешь — «твоё!». Баба Шура (так её звали) назначила цену в 20 миллионов рублей, тогда ещё нолики не убрали. Папа попробовал с ней поторговаться. Но у бабушки логика была своя: «Десять миллионов, чтобы избушку в Аскате построить, пять миллионов, чтобы корову невестке купить и еще пять — сыну Серёже на мотоцикл». Папа понял, что торг здесь не уместен.
Мы купили этот домик, начали обживаться, менять ландшафт калиток и заборов (разобрали множество мелких курятничков, загонов, свинарников, насчитали на участке 15 калиток, зачем все они были нужны — одной ей известно).
Почти сразу разбили первый цветник. Сейчас у нас уже сотки три под них задействованы!
Первые годы были нелегкими. Хотелось подружиться с народом, воспринимали нас по-разному, кто-то приходил и говорил: «Если хотите жить в Аскате — живите как все!». А как - как все?..
Но со временем, когда чуть-чуть встали на ноги, поняли, как здесь мыслит народ, как живет. И стало легче. Кстати, не сразу узнали и про то, как что в огороде растет! На Украине вредители другие. А здесь в первый раз увидели, что вот эта белая бабочка откладывает яйца на капусте, а потом появляются червячки и всю ее скушивают… В общем, со временем узнавали все эти тонкости, и постепенно «прижились» на Алтае.
Про начало шелкового пути
— Через пару лет жизни в Аскате мы с папой поняли, что хотим выражать себя не только в наших цветниках, но и в живописи. Он начал писать, и я, глядя на него, тоже, вместе ходили на этюды, совершенствоваться в рисовании. У нас, как и у нашего дедушки, нет художественного образования.
Поработав масляными красками года четыре, я подумала — почему бы не попробовать рисовать акварелью. И она приглянулась мне больше. Папа делал мне спилы разных пород деревьев, и я рисовала сначала на них. Интересно, кстати, что можжевельник — красного цвета, сосна — желтого, кедр со временем розовеет… В общем, прежде чем перейти к шелку, к тонкой технике, я работала с разными материалами, и это, безусловно, помогло понять, куда двигаться дальше.
Я знала, что в Китае и Японии издавна была развита шелкография, и тоже захотела попробовать. Нашла дома лоскуточек ткани и стала на нем рисовать. Акварель слегка скатывалась, ткань плохо впитывала, но я не отступала, и потихонечку получился интересный сюжет. Показала картину папе и маме. Папа сказал: «Надо съездить в магазин тканей и подобрать шелк!». Мы поехали в Бийск и нашли там коричневую и черную ткани. Именно с них и начался мой «шелковый» путь в акварели.
Про шелковую живопись
— Шелковая ткань, акварель и буйство алтайских красок — это невероятное сочетание! Ледники, снежники, цветения, бурные реки, кедровые и лиственные леса… Даже сама не знаю, как удается передать все это в своих картинах.
Сейчас использую около десяти оттенков шелка: розовый, голубой, белый, зеленый. Иногда сочетание цвета ткани и самого сюжета кажется в начале кричащим. Например, на зеленом шёлке сделала набросок — поляну с ромашками на Семинском перевале. А небо я всегда стараюсь оставить приближенным к цвету ткани… Смотрю и думаю — и как же будет здесь смотреться зелёное небо? Дописала, и получилось очень интересное сочетание: белые облака, луг, ромашки, синие горы. И зелёное небо смотрится совсем не кричаще, не выделяется из естественного гипер-реалистичного изображения.
У многих возникает ощущение, что это фотоработы. Те, кто в очках, часто приподнимают их, разглядывают, не верят своим глазам. Кто-то говорит, что я использую 3D-принтер и потом лишь прорисовываю детали. Но это совершенно не так. Я работаю тонкой кистью, и это дает тот самый 3D-эффект. Всегда, шутя, отвечаю сомневающимся: «Это ловкость рук и никакого мошенничества»! Долгие годы тренировок, оттачивание мастерства, открыли для меня самой такие приемы, которые иногда и объяснить-то сложно.
Ручная работа, созданная с любовью, несет и соответствующий заряд, энергетику, тепло того человека, который это создавал. Это то ценное, что не может заменить ни одна машина.
Про Дмитрия Медведева
— Для меня это никогда не было поводом похвалиться, но если спрашивают — с удовольствием рассказываю. Дмитрий Анатольевич был у нас в Аскате со своей супругой Светланой и сыном Ильей в 2005 году. Мне тогда было 18 лет. В то время он еще работал в администрации Президента, но на отдыхе его уже охраняли очень хорошо — приехал к нам в сопровождении целого кортежа. Как он про нас узнал, только догадываться приходится...
Он посмотрел нашу галерею, купил две моих картины. Потом мы общались, пили чай у нас на усадьбе под навесом. Он очень понравился мне как человек — простой, приятный, искренне интересующийся нашей жизнью.
Честно сказать, когда мы познакомились с Дмитрием Анатольевичем, я не знала, кто это. Но после нашей встречи, когда видела по телевизору, как он сидит по правую руку от Владимира Владимировича, непроизвольно на лице появлялась улыбка.
Даже не думала, что у этой истории будет продолжение. Прошло пять лет. Делегация из нашей Республики Алтай собиралась на выставку в «Крокус Экспо» в Москву. Меня тоже пригласили поехать. И накануне у этого мероприятия, когда уже были куплены билеты, я подумала - почему бы не написать письмо Дмитрию Анатольевичу. Мы с братом зашли на сайт Кремль.ру. И я написала ему приглашение – мол, здравствуйте, это Дарья Головань, художница из Алтая, в Москве бываю не часто, везу с собой несколько картин, приглашаю вас и вашу супругу в «Крокус Экспо».
Когда приехала в Москву и включила телефон после самолёта, обнаружила несколько пропущенных вызовов с разных номеров.
Телефон тут же зазвонил, и мне сказали: «Дарья Головань? Это из администрации Президента, мы вас уже обыскались!». Как потом мне передал его помощник, Дмитрий Анатольевич получил мое письмо и положительно на него отреагировал — такое слово, мне кажется, очень статусное, и попросил кое-что мне передать. Что передать — по телефону не сказали. Я опешила! Значит, письмо дошло!
Значит, человек обо мне вспомнил, хотя прошло уже пять лет! И вот уже на выставке я развешивала свои работы, ко мне подошел красивый молодой человек, вручил цветы и сказал: «Дарья, это вам от Дмитрия Анатольевича!». И пакетик передает. А в нем — фотоальбом «Зимний альбом. Дмитрий Медведев», подписанный для меня автором! У него очень интересные, неординарные работы. В основном это природа России: пейзажи, веточки, травиночки. Так что, если рассуждать о детализации — в этом у нас явно есть совпадение. А еще там был именной конвертик, а в нем — визитка Дмитрия Анатольевича — белая карточка, где только его имя и герб России. Я передала ему в ответ от нашей семьи картину с изображением сон-травы. Очень люблю эти наши ранние цветы на Алтае!
Про скрытый потенциал
— Чувствую, что во мне еще есть внутренний скрытый потенциал. Может, потянет на изображение животных и портреты людей. Мой дедушка очень хорошо писал портреты. Возможно, это следующий этап и в моем творчестве! Пока же, когда просят написать портрет, я в ответ шучу, что пока могу изображать людей только в образе кустика или пенечка.
Возможно, придут и новые материалы. Помимо шелка работаю с папирусом — очень интересный эффект выходит. Пейзажи Алтая на нем словно древние свитки получаются.
Пробовала себя и в гончарном деле, и для первого раза меня даже похвалили! Работа с глиной - это своеобразная медитация. Ты смотришь на гончарный круг, и это настолько погружает куда-то в глубины сознания! Я просидела там часа полтора, и они пролетели как одно мгновение. Это похоже на состояние, в котором нахожусь, когда пишу картины. Я так погружаюсь в процесс, что потом сама не понимаю, как удалось создать такой пейзаж.
В любом случае, как бы я ни стала работать дальше, даже если откроется другое видение для проявления своего творчества, шелк все равно останется со мной навсегда.
Про секреты творчества
— Мастер-классы не слишком часто, но провожу, свою технику ни от кого не держу в секрете. Если кто-то будет пытаться повторить за мной, у него всё равно не получится. У каждого человека свой почерк, поэтому спокойно делюсь секретами.
Помню, как-то приехали ко мне женщины и просили шелк, потому что у них акварель на другой ткани растекалась. Но понятно же, что здесь дело в творце! С удовольствием дала им советы по технике.
Смысл моего творчества — не только реализовать себя как художника. Через свои картины хочу показать то, что создает природа. Хочу разбудить в людях желание увидеть уникальность этих мест вживую, трепетнее относиться к Алтаю.
Про силу Алтая
— Меня не тянет в большой город. Да, интересно приехать на несколько дней, сходить в театр, кино, совершить покупки, но тяги переехать - нет. Я сочувствую творческим людям, которые здесь творят и находят силы для вдохновения. Для меня важно, когда вокруг природа, и она тебе «дает». Ты проживаешь ее, пропускаешь через себя и творишь. Создавать для своего творчества помехи, сложности, зачем? Сейчас я чувствую себя на своем месте, Аскат стал для меня Родиной. Украина, кажется, была где-то в прошлой жизни. Алтай сейчас во мне, со мной. Красивейшие места, природа, удивительный климат, разные культуры и народы - это место вдохновения для меня.
В окрестностях Аската люблю Емурлинский водопад. Он напоминает мне какой-то тропический пейзаж: там камни, по которым стекает вода, поросли мхом. Люблю «Зубы дракона» — это выходы скал посреди Катуни. Очень живописное место гора Менжелик, куда мы за грибами летом ходим. Да даже просто открыл калитку, вышел на берег реки, и уже красота!
Выше в горах уже другая красота, более суровая, контрастная... Мой прошлогодний поход к Белухе стал открытием по мироощущению, по сюжетам. Физически он был очень сложным, под рюкзаком. Природа нас трепала и снегом и морозом. Но когда Алтай проверил нас на прочность, и вечером всё успокоилось, Белуха показалась во всем своем величии. Чистое небо на закате, розовые вершины… Это что-то непередаваемое! Такое не запечатлеть ни лучшим фотоаппаратом, ни самой искусной кистью мастера! Это нужно видеть вживую, впитывать в себя. Когда мы подходили к Аккемскому леднику, ощутили такое снежное безмолвие, невероятную связь с космосом, с чем-то сокровенным и священным. Мне хотелось просто рядом постоять, без амбициозных планов на восхождение. Я понимаю, что не надо лезть в такие священные места. Белуха - это сакральное место. Ощущение, что там обитают светлые души, которые покидают материальное тело. Силища, одним словом!
Как можно лишить себя такого источника вдохновения? Нет. Уж лучше вы к нам.
Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
фото: из личного архива Дарьи ГОЛОВАНЬ
miraman.ru
Алтай глазами Михаила Задорнова - Фотографии - Картины, фото галереи - Наследие Предковъ
В русском языке «Алтай» созвучно со словами «алтарь» и «Алатырь». Могуч камень Алатырь! Символ древней славянской духовной силы.
Смотришь на алтайские горы, и впрямь, что не пик, то Алатырь!
В этот край надземных красот наши власти додумались предложить перенести все казино России. Есть выражение: «вступило в спину» - когда радикулит начинается или грыжа позвоночника обострилась. А нашим правителям периодически «вступает» …. в голову! Мозговой радикулит, грыжа обоих полушарий… Представляете, вот тут, среди этих пиков, во впадинах, казино и залы игровых автоматов? Так и хочется, глядя на алтайскую небесную чистоту, воскликнуть строчкой из стихотворения советского поэта: «Не трожьте музыку руками!»
Игровой бизнес на Алтае – то же самое, что дискотека в храме.
Благодаря многочисленным книжкам по модной эзотерике большинство людей сегодня знает слово «Шамбала». Легендарная страна в Гималаях, где все живут счастливо, где нет эксплуатации человека человеком, ценных бумаг, налоговой полиции, гамбургеров, попкорна, телешоу типа «Дом-2» и даже теленовостей.
Путешественники-хитрованы любят раскручивать спонсоров на бабки для поисков этого «тридевятого царства». Среди мирового олигархья находится немало тех, кто ведётся на их заманухи. Ведь с такими бабками как у них хочется жить вечно, или хотя бы омолодиться в волшебной стране без пластической хирургии. Поэтому слово «Шамбала» звучит для тех, кто «из грязи в князи», как супербренд.
У наших предков Шамбала называлась Беловодьем. И согласно преданьям находилась… – на Алтае! Никто не знает, где Оно. Но пообщаешься, подружишься с местными алтайскими деревенскими, обязательно расскажут, как кто-то из их деревни в своё время ушёл в Беловодье и даже умудрился потом прислать родным весточку: мол, счастлив, и возвращаться не собирается, всем привет!
Чем дальше «зарывается» в горы наш вертолёт, тем слабее становится лес, зато усиливается ледник.
Застращали политики даже алтайцев. Как я мог не записать утренний разговор двух бабусечек на алтайской завалинке:
- Кузьминична, слышала, Кудрина сняли?
- Ой, не к добру… У меня 10 тысяч скопилось… Неужели пропадут?
- Что ж делается, а? Лужкова сняли. Теперь Кудрина… Так глядишь скоро и до Путина с Медведевым, негодяи, доберутся!
- Это точно… Как в горах… Растревожат, и оползень. А он уж всех сметёт!
Местные жители жалуются, что Алтай и Алтайский край не осваиваются сегодня как должно: не хватает дорог, до сих пор не проводят газ, в некоторых деревнях нет электричества… Я попытался искренне их успокоить: радоваться надо! Плохие дороги и кемпинги с «комфортом» советских пионерских лагерей – оберег алтайской природы.
Природная чистота сохранилась и во многих местных жителях. Если вы на дороге остановите попутку, и попросите подвезти, с вас могут не просто не взять денег, но и ещё и нагрубить:
- Ты деньги суй у себя в Москве!
И добираться придётся, как придётся!
Главная вена Алтая – река Катунь.
Порожистая, адреналиновая, студёная…
Начало берёт с тающего у подножья Белухи ледника.
Бежит, играя своими серебряными мышцами среди крутых берегов, по пути втягивает в себя речки, речушки, ручьи со всех гор, выедает на поворотах берега, бесится у порогов, кусает корни деревьев.
Набравшись силы, объединяется с Бией в широченную Обь, и несутся, согретые алтайским солнцем воды аж до самого Ледовитого океана.
Не зря нас в первом классе заставляли учить несложный стишок: «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!» Пригодилось!
«Health Club» по-алтайски (тающий ледник!).
Белуха – самая высокая гора Алтая.
Ей поклоняются аборигены-алтайцы. Для них Белуха как Олимп для древних греков: там, наверху, живут боги, которые следят за порядком внизу.
У Белухи два пика, как рога буйвола. Пролететь между ними на высоте более 4 с половиной тысяч метров – для вертолётчиков особая доблесть. Как для Чкалова долететь до Северного полюса. Мы летим в «седло». Жаль, что камера не может передать, что сейчас творится с нашим адреналином! Ведь там, за «седлом», впадина такая, что сердце ухается в кроссовки.
Белуха – опасная гора для альпинистов. На её кручах полегло немало смельчаков. В память о них без всяких санкций сверху, губернских и кремлёвских, местные жители на свои деньги поставили часовенку.
Почему в горах всегда чувствуешь себя уравновешенным и спокойным? А вы вглядитесь в эти пики? Любой пик – символ мужской энергии Ян, а впадина между ними – женская Инь. В горах, куда ни глянь, они соседствуют друг с другом. Дополняют, сливаются в единое целое. Равновесие! А потому суетиться не хочется, и вспоминается Конфуций: «Без природы и скуки счастья не бывает».
и в горной зиме,
и у согретого солнцем озера, на берегу которого, как весной у кустов вновь распустились почки,
и в задержавшемся в низовьи Катуни лете.
Не выносит природа неприродных звуков. Разбегаются её «дети» от вертолётного шума во все стороны, как японцы от Годзиллы.
Алтай – край чудес. Мираж? Да нет, просто потомки древнего шёлкового пути из византийцев в китайцы и обратно. Верблюд, он и на Алтае верблюд!
Только на Алтае один шаг от верблюда до марала!Знаменитые алтайские олени маралы. Считается, что настойка на них и мараловые ванны помогают мужикам в их главном мужицком деле. Поэтому к уикэндам на Алтай стягиваются бизнесмены с таких дальних «приалтайских околиц», как Новосибирск, Кемерово… Их всех тянет на «амОраловые» ванны (всё-таки они в чём-то дети, могут верить, что «аморалки» помогут им при их объедаловке и ежедневной пьянке).
За соседним столом ресторана «ТурСиб» при мне один из кемеровских «крутых» заказал на второе три котлеты, а на гарнир к ним – гуляш!
Выследить оленя нужно особое терпение или человеческая хитрость – к примеру, замесить на тропе соль с землёй. Олень, как и человек, когда есть что-то вкусненькое, теряет чувство опасности. Забывает обо всём, лишь бы пожрать. Стоит, лижет землю солёную, балдеет. Жалко наивных – и оленей, и людей. Ведь сегодня и нас, человеков, так же берут – на попкорн и «Сникерс».
Разговорились с алтайскими охотниками о козлах.
- Интересно, почему в русских народных сказках коза – символ мудрости?
- Так она же с козлом уживается! Да ещё семерых от него родила. На это только мудрое животное способно.
- А козёл? С чего тупых и дурных козлами называют?
- Так он же козу свою мудрую с семерыми детишками бросил! Козёл, и есть козёл…
- А почему тупых баранами обзывают?
- Бараны, они как есть, бараны, - бегут все за одним, ничего перед собой не видят, ничего не понимают, один передний повернёт ни с того, ни с сего, и всё стадо за ним! Так электорат стадом на голосование ходит, веря, что передний баран всегда прав.
Когда-то советские вертолёты считались самыми надёжными в мире и поднять могли на недосягаемую для иностранных моделей высоту. Сконструировали их хитро в советское время. В ту далёкую эпоху на Алтае вертолётов было столько, что возили на них картошку из одного посёлка в другой, стройматериалы для своих домов, заболевших из дальних посёлков – в городские больницы…
Теперь надёжно-государственных вертолётов осталось только … два. Лётчикам надо справляться и с лесными пожарами, и с разного рода ЧП. А порой ночью приходится лететь в далёкую деревню за роженицей. Как тут откажешь? Ведь человек должен родиться. Вертолётчики на Алтае в особом почёте! Их любят не меньше, чем «звёзд» шоу-бизнеса, которые приглашают к алтайско-шведскому столу!
Набрались сил от Природы, можно у костра «перетереть базар» и о политиках.
- Если так дальше пойдёт, Путину придётся менять конституцию. Ведь следующий срок ему по закону не полагается.
- Они чего-нибудь придумают. Например, будут с Медведевым не постами меняться, а фамилиями!
- Михаил Николаевич, помните, вы в 88-ом году говорили, согласно какой формуле меняются правители в Советском Союзе? Лысый – волосатый, лысый – волосатый… Смотрите, до сих пор эта формула работает!
Вот так и разговариваем, сидя кружком. Они меня расспрашивают о наших правителях, а я их – об их козлах и баранах.
Вечереет…
На Алтае среди местных мудрецов бытует такая притча:
Чтобы поймать рыбу, нужна рыболовная снасть. Когда рыба поймана, о снасти забывают. Чтобы поймать птицу, нужна клетка. Когда птица поймана, о клетке забывают. Чтобы поймать мысль, нужны слова. Когда мысль поймана, о словах можно забыть.
Где мне найти собеседника, который забыл слова, чтобы с ним поговорить? Алтай и есть такой собеседник.
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
rodobozhie.ru