"В ГАРЕМЕ" (продолжение) удивительной красоты картины!! Гарем картины
гарем на картинах и в реальности
Персидский шах Насер ад-Дин получил свою первую фотокамеру в 11 лет из рук императрицы Виктории лично. С тех пор фотографирование стало его любимейшим хобби, обгоняя даже неуемную страсть к женщинам. А уж с ними он себя не сдерживал: у монарха, который правил почти полвека и дожил до 64, был гарем с сотней наложниц, прекраснейших женщин со всей Персии.
И обе эти страсти были просто обязаны встретиться.
Так Его Величество воспользовался своей баснословной властью и нарушил табу собственной страны — начал создавать изображения людей. Да еще и женщин. Да еще и с открытыми лицами и телами. Да еще и красоток, от которых потерял бы рассудок любой перс.
Вот только стандарты красоты тогда были другими, и самые сладострастные и полные неги наложницы шаха оказались совсем не такими, какими их рисовали в воображении и на холсте европейские художники. Вот, к примеру, любимая жена правителя, Анис аль-Долех. Настоящая Венера своей эпохи.
Романтических фантазеров, обожающих Байрона и грезящих о юных и нежных как фиалки одалисках, ждал бы настоящий удар. Но шах, судя по всему, души не чаял в своих любовницах.
Даже если у них были усики. Особенно если у них были усики!
Насер ад-Дин Шах собственной персоной.
Насер ад-Дин Шах с гаремом
Здание гарема в шахском дворце. Сейчас здесь музей.
Обратите внимание на эти платья, похожие на пачки балерин. Сходство не случайно. В 1873 году Насер ад-Дин Шах наведался с дипломатическим визитом в Санкт-Петербург и, посетив балет, был очарован. Костюмы балерин казались ему невероятно эротичными (и не ему одному). Разве что русские танцовщицы на взгляд шаха выглядели какими-то хилыми, неспелыми и недокормленными. Вернувшись в свой дворец, он приказал пошить своим поистине красивым женам достойные их наряды, как у балерин. Жены на фото выглядят слегка недовольными: «Опять Насер ад-Дин учудил».
Но в нашем сознании гарем все равно останется местом, полным неги, невинного сладострастия и изящных красоток без усов.
Но самая лучшая часть всей истории заключается в том, что это — редкая в своей правдоподобности мистификация. На самом деле, все представленные здесь персонажи — действительно жены шаха из его гарема, но не настоящие, а сыгранные его придворными актерами на комедийных представлениях (даже ноги ради такого дела побрили!). Особенно веселит то, что вокруг него сложилась полноценная псевдоистория: можно найти подробности жизни в этом «гареме», массу убедительных деталей и головокружительных рассказов, вроде посещения шахом Большого театра (которое действительно было), где он почерпнул наряды для усатых наложниц (которых не было).
disgustingmen.com
Миры фентези [91] Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные. |
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113] Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации. |
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185] Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ. |
Мистические явления [277] Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты. |
Нелепые факты [280] Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности |
Мрачная готика [31] Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт. |
История Франции [79] Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции. |
Города Франции [126] Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира. |
Дворцы и замки Франции [84] История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры. |
Короли и императоры Франции [64] История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров. |
Легенды Франции [70] Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки. |
Музеи Франции [19] Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое. |
Храмы и соборы Франции [66] Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне. |
История Великобритании [83] Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси. |
Исторические личности Великобритании [64] Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы. |
Достопримечательности Великобритании [80] Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр. |
Легенды и мифы Великобритании [104] Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде. |
Мифы и легенды народов мира [56] |
История и культура Японии [123] История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни. |
Галерея фоторабот [391] Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки. |
Художественная галерея [689] Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов |
Красивое оформление для сайтов и блогов [215] Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки. |
Курсовые работы и не только они... [30] Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе. |
Праздники,которые мы празднуем [51] Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое. |
Самое удивительное в искусстве [10] Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк. |
Мистика [12] Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума. |
Фанфики по квестам [9] Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров. |
Юмор [10] Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики |
Проза [17] Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления. |
Фентези [17] Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой. |
Миры кота Баяна [23] Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы. |
vision7.ru
Гаремная живопись (17 фото)
Восток дело тонкое и безусловно красивое, особенно если это касается женщин и арабского убранства интерьеров. Сегодня вашему вниманию предлагается подборка живописи гаремного жанра. Normand, Ernest Горький вкус рабства 1885 г. Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Ноуи — Восточный сонOtto PilnyJ. G. Delincourt Miklos MihalovitsТанец животаWilhelm Karl Gentz Germany. Женщина в лагере бедуинов.Thеodore ChassеriauWilliam GaleOkаnd KonstnаrStephan SedlacekJules Joseph Lefebvre. Женщина с подносом чая.Carl WernerJean BaptisteЖан-Леон Жером — Рынок рабовGеrоme, Jean-Lеon Король Кандавлfishki.net
Галерея живописи "Гаремные страсти"
«В этих огромных покоях... было множество ажурных ширм, создававших настоящий лабиринт, в котором, словно тени, исчезли испуганные нашим появлением женщины. Однако султан прикрикнул на них. И вскоре нас окружила женская компания, очарование которой зависело скорее от ее юности, чем от цвета кожи тех, кто ее составлял. Там было сорок женщин, и все они заискивающе улыбались своему повелителю и принимали томные позы. Казалось, что перед нами стоят блестящие восковые куколки. Их обнаженные груди, отличавшиеся безупречностью форм, были украшены лишь ожерельями и драгоценностями, а бедра обтягивали саронги розового цвета. Мне все это показалось сказочным сном, навеянным сюжетами из «Тысячи и одной ночи»...»
Bernard "Harem Girl with Tambourine"
Когда появились первые гаремы, сказать сложно. В древности мужчины охотились и вели межплеменные войны, а следовательно, подвергали свою жизнь опасности. Полигамные отношения спасали племя от вымирания. В первых ячейках человеческого общества важную роль играло рождение как можно большего количества детей, особенно сыновей, и поэтому мужчины стремились обзавестись огромной семьей. Первый гарем, обнаруженный археологами при раскопках халдейского дворца в Телло, предположительно был построен в начале третьего тысячелетия до Рождества Христова.
"Harem" Watercolor on Paper by Haydar Hatemi
Belloni M "The Harem Favourite"
Почему-то гаремы зачастую ассоциируются у нас с султанами или шейхами. На самом же деле гаремом мог обзавестись любой, у кого на это хватало средств. В доисламские времена мужчина мог иметь сколько угодно жен, но пророк Мухаммед ограничил их число четырьмя. При этом количество наложниц не оговаривалось, чем с успехом пользовались любители женских ласк. Наиболее распространены гаремы были в Турции, Египте, Индии, Персии и различных странах и племенах Африки.
Constant Jean Joseph_Benjamin "Scene de harem"
"Harem Woman" Georges Jules Victor Clairin
Представление о гаремах, господствовавшее в Европе вплоть до начала ХХ века, неизменно связывалось с образом сладострастного старого распутника, развлекающегося среди сотен полуобнаженных юных дев. Для Турции такая сцена являлась гораздо большей редкостью, чем для Италии периода Возрождения или для крепостнической России ХIХ века. Турки, как правило, исторически имели гораздо более серьезные взгляды на жизнь, чем, скажем, египтяне или арабы. Несмотря на то что турецкие гаремы так часто фигурировали в европейской художественной литературе, живописи и балете, факты говорят о другом. Турки всерьез заинтересовались гаремами после того, как овладели Константинополем и увидели, что этот институт пользовался большой популярностью у византийских христиан.
Cormon "Fernand Le harem"
Ernst Rudolph "The Harem Bath"
Несмотря на расхожие представления, господствовавшие в Европе вплоть до начала ХХ века, турецкий гарем совсем не был похож на дворец, где женщины скучают от безделья, ожидая, пока их позовут ублажать хозяина. Жизнь в нем была строго регламентирована, и всем управлял вовсе не хозяин дома, а пожилая женщина – его жена либо мать. У каждой обитательницы гарема имелся свой, четко очерченный круг обязанностей. Она была должна неукоснительно следовать бессчетному количеству жестких правил и инструкций. Во многих отношениях подобные порядки походили на монастырские.
Fissario
Pierre Louis Bouchard
Султанский гарем отличался от остальных не только количеством евнухов. Для многих юных девушек попасть в гарем султана было большой удачей и зачастую – самым лучшим поворотом судьбы. Девушку, как правило, покупали в очень юном возрасте, чтобы она успела получить хорошие навыки в искусстве обольщения мужчин.
Жероме Жан Леон Гарем "Кормление голубей"
Те же, у кого были хорошие внешние данные, получали своего рода образование. Их учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить. Иностранок обучали турецкому языку. Наложницам султана предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений – как в самом гареме, так и в окружавших его садах, где они играли в разные игры, в том числе очень подвижные и шумные. В такие моменты они давали выход своей нерастраченной физической энергии и становились похожими на детей. А сам гарем в каком-то смысле можно сравнить со школой для девочек, с той лишь разницей, что в этом заведении их готовили к тому, чтобы они, время от времени отдаваясь своему повелителю, ублажали его как можно более изощренными ласками.
Francis John Wyburd
Vriendt Albreacht Frans
"In the Harem" Gyula Tornai
Провинившиеся подвергались физическим наказаниям. Обычно их секли розгами, а не били палками по пяткам, так как это традиционное турецкое наказание могло нанести непоправимый вред здоровью наложницы, то есть сделать ее калекой. Обитательницы гаремов ценили положение, в котором находились. Они ели деликатесные блюда и пили изысканные напитки, когда хотели. У них не существовало никакого твердого распорядка дня. Они спали сколько угодно, играли, занимались интригами, направленными против той, которая на данный момент являлась фавориткой хозяина, или, наоборот, интриговали в ее пользу в бесконечной борьбе за более высокое место в сложной иерархии этого специфического института.
Stifter Moritz "In The Harem"
Richter Edouard Frederic Wilhelm "In The Harem"
Если султану были нужны наложницы для какой-либо цели (например, он хотел послушать игру на турецкой флейте и пение или посмотреть танцы), он уведомлял об этом дежурную наставницу. Она выстраивала обитательниц гарема в шеренгу, а монарх осматривал их. Если на какую-то из них он посмотрел особенно пристально, это означало, что позднее она должна была провести с ним ночь. Иногда в таких случаях султан еще больше конкретизировал свой выбор, бросая носовой платок в сторону приглянувшейся ему одалиски.
Ту, которой улыбнулось счастье, – а ведь внимание султана могло означать множество привилегий впоследствии, – готовили к свиданию с монархом со всей тщательностью. Процедуры длились, как правило, часами и всеми своими хлопотами, беготней и суматохой напоминали предсвадебные приготовления европейских невест.
Quintana Blas Olleras y "A Harem Scene"
"The Light of the Harem" Charles Wynee Nicholls
Наконец несколько пожилых черных невольниц вели наложницу в личные спальные покои султана, которые находились там же, в гареме. Пара таких невольниц должна была быть в спальне всю ночь, и каждые два-три часа на смену одним приходили другие. Их главной обязанностью был присмотр за двумя факелами, которые горели до рассвета. Один из этих факелов находился у двери, а другой – у подножия кровати. Утром султан вставал первым и надевал чистую одежду, а не ту, в которой он пришел вечером. Эта одежда вместе со всеми деньгами, которые были в карманах и зачастую составляли немалую сумму, доставалась в качестве подарка спящей наложнице.
Lewis JF "Harem Life in Constantinople"
"A Harem Beauty" Francisco Masriera y Manovens
"Звезда гарема" 1880 Фредерик Лейтон
Что касается женщин, родивших султану детей, то обычно он больше не спал с ними, но отсылал в другие имперские гаремы, откуда им нетрудно было вырваться, если они находили себе достойную пару и с согласия повелителя выходили замуж.Одна женщина постоянно держала в своих руках бразды правления всем заведением. Это мать монарха, которая носила титул валиде-султан.
Анатолий Калашников "Звезда гарема"
Lecomte du Nouy "The White Slave"
"Восточная красавица" Auguste Toulmouche
yablor.ru
"В ГАРЕМЕ" (продолжение) удивительной красоты картины!!: kartam47
Начало
Небольшая историческая справка о жизни в гареме, на примере турецкого:
В гареме жили три тысячи женщин. В это число входили молодые наложницы, женщины постарше, надзиравшие за ними, и невольницы. Все наложницы были иностранками, некоторые стали добычей янычаров и других турецких солдат, других приобретали на невольничьем рынке, а третьи приходили сами, по своей собственной инициативе.
Их всех учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить. Видные сановники и военачальники, желая заслужить расположение монарха, часто дарили ему юных девственниц, которые также становились затворницами гарема. Они либо покупали их специально для этой цели, либо отбирали из числа своей челяди.
Всех этих молодых женщин сразу же принуждали принимать мусульманскую веру. Для этого требовалось поднять к небесам палец и повторить традиционную формулу «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его». Интересно знать, сколько девушек отказалось сделать это, однако таких фактов либо не было отмечено, либо их нигде не регистрировали, поскольку в архивах не сохранилось никаких упоминаний на этот счет. После обращения в ислам девушек в обязательном порядке подвергали проверке.
Проверялись их физические данные и умственные способности. Этим обычно занималась старшая по возрасту из наставниц. Затем девушек размещали в различных комнатах согласно их возрасту и достоинствам, группируя вместе тех, кто находился на одном уровне развития, точно так же, как это делают в современных образовательных учреждениях.
Каждая спальня была рассчитана на сто девушек и устроена таким образом, что вдоль стен размещались диваны, а центральное пространство оставалось свободным, как в госпитале, чтобы по нему могли ходить наставницы, по одной на каждые десять наложниц. Ванные, туалеты, мануфактурные склады и кухни находились рядом с дортуарами.
Днем наложниц обучали турецкому языку, рукоделию и музыке. Им предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений как в самом гареме, так и снаружи, в окружавших его садах, где они играли в различного рода игры, в том числе очень подвижные и шумные. В такие моменты они давали выход своей нерастраченной физической энергии и становились похожими на детей, шаловливых и проказливых. Если не во всех деталях, то в принципе это заведение, должно быть, в значительной степени походило на привилегированную закрытую школу для девочек, какие появились в 20 в. в Европе.
An Interesting Game - Frederick Arthur Bridgman
Afternoon Langour - Benjamin Jean Joseph Constant
Antonio Rivas
Edward Slocombe
Edwin Longsden Long - An Ancient Custom
Edwin Longsden Long - Love's Labour Lost 1885
EMILE EISMAN-SEMENOWSKY (1857-1911)
Ernst Berger
Famars Testas, Willem de- Binnenplaats van een huis te Caïro, 1868-1881
Ferdinand Max Bredt
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman - Cafe at Biskra, Algeria
Frederick Arthur Bridgman (1875)
Frederick Arthur Bridgman (1879)
Frederick Arthur Bridgman (1880)
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Arthur Bridgman (1882)
Frederick Arthur Bridgman (1886)
Frederick Arthur Bridgman (1887)
Frederick Arthur Bridgman (1904)
GRAVURE en couleurs Ali Pacha et Vasiliski
Henriette de Teheran
odalisque-1893
Mozart Rottmann
On The Terrace - Ben
kartam47.livejournal.com
" В ГАРЕМЕ" Живопись, удивительная крррасота!!
Джон Фредерик Льюис -Жизнь в гареме-Каир
Edwin Longsden Long - The Slave Market of Babylon
Georg Pauli 1855-1935
Rudolf Ernst (1854–1932) The Favourite
Jean Lecomte Du Nouy (1842-1923 ) - The Dream of a Eunuch 1874
Josef Sedlacek (circa 1900) Odalisque
Jules Frederic Ballavoine (1855-1901)
Stephan Sedlacek (1868-1936) Oriental Harem Scene
Theodoros Ralli
Vanmour, Jean Baptiste - Armeens gezelschap bij het kaartspel, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste - De eerste schooldag, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste Griekse bruiloft, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste - Kraamkamer van een voorname Turkse vrouw, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste - Maaltijd van voorname Turkse vrouwen, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste Turkse vrouw voor haar borduurraam, 1727-1737
Vanmour, Jean Baptiste - Turkse vrouw, 1727-1737
Vincent Stiepevich
Эдвин Лонгсден Лонг(1829–1891)
Эдвин Лонгстен Лонг
Amedeo Simonetti
Amedeo Simonetti
Edwin Longsden Long - Queen Esther
Frederick Goodall A New Light in the Harem
Gabriel Auguste Claire Armand de Fraguier (1803-1873)
Orientalistas, Los
FREDERICK ARTHUR BRIDGMAN
Amedeo Simonetti
Antonio Gargiullo
Eduardo Eugenio Zampighi (1859–1944) A Musical Entertainment
Frederick Arthur Bridgman
Frederick Vezin, 1859-1942 Schleier Tanzerin (Veil Dancer)
Joseph Ratcliffe Skelton
Leon Bonnat (1833–1922) An Egyptian Peasant Woman and Her Child
Mother And Child - Frederick Arthur Bridgman
Nathaniel Sichel (1843-1907) Harem Girl With Instrument
Richard Geiger (1870-1945) Haremsdame mit Papagei
Ernst Rudolph The Musician
Theodore Jacques Ralli (1852-1909)
ESCUELA FRANCESA SS. XIX-XX
Edouard Louis Dubufe (1820-1883)
Daniel Israel (1859–1901) Surprised
A Jewish Girl of Tangiers, Charles Landelle
Antoine Victor Edmond Joinville (1801–1849) The Sultan’s Favourite Women
Amedeo Simonetti
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА
history-of-art.livejournal.com
Тайны гарема ( часть вторая)
"Если б я был султан. - я б имел трех жени тройной красотой был бы окружен !"Кавказская пленница".
Гарем - сложный институт со своеобразными человеческими взаимоотношениями, со своей иерархической системой, со своим табелем о рангах, который не всегда был понятен европейцу. Султан, любая прихоть которого должна была выполняться, с другой стороны, находился во главе очень упорядоченной системы, в которой каждый был на своем месте, как на шахматной доске. Ритуал был неотъемлемой частью жизни гарема. Европейцы, случайно наблюдавшие жизнь гарема оставили некоторые записи. Судя по живописи 19 века, которая часто обращалась к этой теме, художники давали волю своему воображению, представляя восточных красавиц в дурманящей обстановке пряной роскоши. Особенно волшебным местом представлялся хамам, где обнаженные красотки доводили свое тело до совершенства массажем, купаниями и прочими процедурами. Гламурные картинки того времени с восточным колоритом создали некий образ гарема. который, возможно, был несколько далек от реальности и подкорректирован под европейские вкусы и идеалы красоты.
Обращусь снова к книге "Казиева", в которой описаны обитательницы гарема с их бытом.
Описания гаремных покоев оставили и иностранные дамы, которым выпала редкая возможность их посетить. Один из таких рассказов приводит Джордж Дорис:
«В апартаментах принцесс имеются разного рода салоны для собраний, и я имела возможность достаточно подробно осмотреть их обстановку во время моего посещения. Это было летом: белое полотно полностью закрывало начищенный дубовый паркет. Тут и там стояли софы, накрытые красным и желтым сатином, отороченным золотой бахромой; кресла и диванчики окружали полированный стол, инкрустированный слоновой костью. Восточная мебель соседствовала с тумбой эпохи Людовика XV. Стены были увешаны картинами (в основном пейзажами), обрамленными турецкими надписями, сделанными золотыми буквами по черному бархату. Расписной потолок изображал виды Босфора. Вход был замаскирован роскошной портьерой, на розовом фоне которой выделялась султанская тугра (монограмма султана)».
Теофилю Готье посчастливилось увидеть апартаменты первой дамы двора — матери султана:
«Покои султанши валиде — высокие комнаты с видом на Босфор, — замечательны своими потолками с фресковыми росписями несравненной свежести и изящества. …То это бирюзовые небеса поразительной голубизны, покрытые легкими облаками, то огромные покрывала из кружев восхитительного рисунка, то большая перламутровая раковина, отливающая всеми оттенками спектра, или прекрасные цветы, оплетающие золотую решетку. Иногда мотивом служит шкатулка с драгоценностями, рассыпанными в блистающем беспорядке, иногда ожерелье, с которого, точно капли дождя, падают жемчужины, иногда россыпи бриллиантов, сапфиров и рубинов. Вот плафон, как бы затянутый голубоватым дымом, поднимающимся от золотых курильниц с благовониями, изображенных на карнизах. …Рядом златотканый парчовый занавес, собранный подхватом из карбункулов, приоткрывает простор синевы, чуть дальше мерцает сапфирными отсветами лазурный грот. Нескончаемые переплетения арабесок, резные кессоны, золотые розетки, букеты цветов, фантастических и натуральных, голубые лилии Ирана и розы Шираза разнообразят темы, из которых я назвал лишь основные, не желая вдаваться в подробности, — их легко восполнит воображение читателя».
Для ориентации в лабиринтах гарема Осман-бей составил следующую схему:
Гарем султана:
Валиде-султан (мать султана).
Хазнедар-уста (великая казначейша).
Бах-кадина (первая жена султана), вторая, третья и четвертая кадины.
Бах-ирбаль (первая фаворитка его величества), вторая, третья и прочие ирбаль.
Гезде (девицы, замеченные султаном, чающие или вздыхающие).
Кадины-эфенди (матери принцев или принцесс).
Султанши (не выданные замуж принцессы крови).
Как мусульманин султан имел право иметь до четырех жен, то есть жен официальных, с которыми заключались брачные контракты, игрались свадьбы со всеми подобающими церемониями. Однако со временем это правило претерпело немало изменений. Брачные контракты заключались уже не со всеми или вовсе не заключались.
Сам институт наложниц был кощунственным нарушением мусульманского закона, потому что наложницами могли признаваться лишь женщины, оказавшиеся в плену у мусульман в ходе джихада — войны за веру. Но таковых было немного. Подавляющее же число наложниц поступали в гаремы совсем иными путями.
В конце концов султаны стали без излишних формальностей жениться только на рабынях. Женами признавались те из рабынь-наложниц, которые рожали султану детей, считавшихся законными наследниками.
Тем не менее главными или любимыми (хасеки) по-прежнему считались только четыре супруги. Первая жена именовалась бах-кадина.
Каждая из главных жен имела даирэ — собственные апартаменты с соответствующим штатом рабынь, евнухов и т. д. Обычно жены султана жили на верхних этажах, а прислуга на нижних.
Если место одной из жен по какой-либо причине становилось вакантным, его занимала женщина, сумевшая обратить на себя особое внимание султана. И нетрудно представить, какая жестокая, хотя и скрытая от посторонних глаз борьба велась за право занять эту вожделенную нишу.(Интриги гарема увлекли и Александра Сергеевича, который написал "Бахчисарайский фонтан")
Основными претендентками на звание одной из четырех законных жен повелителя были просто кадины. Эти дамы тоже находились в весьма привилегированном положении, так как были или беременны, или уже успели произвести на свет принца или принцессу.
Жерар де Нерваль, которому устроили тайную экскурсию по сералю, когда в нем не было женщин, писал: «Это были комнаты кадин. Абсолютное сходство этих помещений удивило меня, но мне объяснили, что между женами султана царит полное равенство… В качестве примера художник рассказал мне, что когда его высочество заказывает для своих жен в Пере, обычно у французского кондитера, коробки конфет, они обязательно должны быть одинаковыми. Дополнительная обертка, особая форма конфеты, даже лишние пастила или драже вызвали бы нежелательные разногласия между этими прелестными созданиями; как и у всех мусульман, у них очень развито чувство равенства».
Об отношениях султана Абдул-Хамида со своим гаремом Джордж Дорис писал:
«Иногда он благоволит побеседовать со своими фаворитками, в глазах которых ему нетрудно выглядеть человеком блистательного ума: все они абсолютно невежественны, и то поверхностное воспитание, которое они получили, не мешает им оставаться по-детски наивными. Он посвящает их — в самых общих чертах — в дела мировой политики, рассказывает им разные истории, сенсационные анекдоты из заграничной дворцовой жизни (до которых он сам большой охотник), — и это единственные уроки истории, которые им преподаются.
…Гарем — вот весь их мир. Сюда они были привезены еще детьми; здесь их берегут, как драгоценное стадо; здесь они живут и умирают, ничего не узнав об окружающем мире, не осознав даже, что такое жизнь».
Однако и у рабынь в гареме был шанс.
Их уверенность имела веские основания — султан Абдул-Меджид был сыном рабыни, заведовавшей топкой печей в купальне. Как пишет Осман-бей, однажды банщицу увидел входивший в купальню султан. Минутный каприз владыки обернулся беременностью рабыни, которая мгновенно была вознесена в ранг кадины. Но дело этим не кончилось, и в результате на свет появился будущий султан, а сама банщица в конце концов стала правительницей гарема с высшим титулом — валиде-султан.
Джордж Дорис перечисляет древние искусства, которые следовало постичь будущим одалискам: «Сладострастная гармония позы, походки и жеста; мелодичное пение и томный танец, поэтичная и цветистая речь, тонкая интонация, красноречивая нежность взгляда, привлекательная мягкость манер, сладостные ласки, одним словом, все, что самый блестящий изыск может прибавить к женскому очарованию».
Хамам - турецкая баня, был знаковым местом.
…Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы...
(Художники фильма "Последний гарем" явно смотрели живопись для вдохновения.)
Чтобы не обжечь ноги о горячий пол и уберечь их от нечистот, дамы ходили в деревянных сандалиях на высоких подставках.
Окутанные туманом, насыщенным пьянящими благовониями, парильщицы, массажистки, множество других мастериц холили свою изнеженную клиентуру, умащивали их великолепные тела.
Владельцы же гаремов имели обыкновение тайно любоваться своими живыми сокровищами. Наложницы это хорошо знали и принимали меры, чтобы извлечь из этих «смотрин» пользу.
Но приглашение наложницы в альков господина означало не только желание удовлетворить прихоть. Чаще других владыку посещали дамы, в тонкостях знавшие искусство массажа.
Волшебные прикосновения опытных наложниц способны были успокоить, отвлечь от государственных забот, пробудить угасающие чувства и распалить страсть.
Султан Абдул-Азиз даже завел себе целый оркестр из молодых невольниц. При дворе был и настоящий большой оркестр. Музыку для него писал и им же дирижировал брат известного итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Придворный дирижер также перекладывал для своего оркестра популярные европейские произведения.
«Оркестр султана, которым дирижировал брат Доницетти, — писал Жерар де Нерваль, — исполнял очень красивые марши; все инструменты играли одновременно, как это принято в восточной музыке».
Когда один гарем прибывал в другой город в гости к другому гарему, местное начальство могло прислать военный оркестр, чтобы тот развлекал гостей игрой под окнами сераля.
Повсюду в серале стояли «музыкальные часы, исполнявшие арии из итальянских опер. Они были украшены механическими птицами: соловьями, издающими трели, и павлинами, распускающими хвост веером».
Существует заблуждение, что женщины были вечными узницами гаремов и никогда не покидали их стен. Это вовсе не так. Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья.
На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Выезд султанского гарема представлял собой грандиозную процессию.
Излюбленными местами прогулок были Сладкие воды Азии и Сладкие воды Европы — райские уголки на берегах Босфора. Здесь были устроены фонтаны и водопады, беседки, разбиты цветники и парки, проложены дорожки.
Правда и вымысел переплелись в историях о гаремах, как изгибы турецкого орнамента. Мы теперь можем только гадать, как было на самом деле, правдивы ли рассказы о гаремах, ведь это взгляд со стороны. В историю попала знаменитая Роксолана, вроде бы славянских корней, которая сумела стать первой леди османского государства в свое время. А имена тысяч красавиц остались неизвестными. мы даже не знаем были ли они так хороши, как их рисовали художники, может быть, если бы Гюльчатай открыла личико, то оно не было бы прекрасным на современный лад...
vita-colorata.livejournal.com