Якоб Йорданс – певец полнокровной жизни. Картины йорданса
Якоб Йорданс: жизнь и творчество художника
Якоб Йорданс (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Содержание
Биография Якоба Йорданса
Творчество Йорданса
Работы художника
Картины Якоба Йорданса
Библиография
Биография Якоба Йорданса
Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
Творчество Йорданса
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает:
«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо».
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
Известно, что Рубенс иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую цветовую палитру, натурализм, был мастером жанров кьяроскуро и тенебризма.
Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество Яна Стена.
Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора.
Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.
Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Полотно Йорданса, написанное примерно в 1640 году, явно создано под влиянием Рубенса и Снейдерса. Однако, в отличие от картины Рубенса (1610-1611), полотно Йорданса менее мрачное.
Работы художника
- Поклонение пастухов (1618)
- Сатир в гостях у крестьянина (около 1620)
- Четыре Евангелиста (1625-1630)
- Бобовый король (1638)
- Бахус в детстве (1640)
- Детство Юпитера (1640)
- Праздник Бобового короля (1640-1645)
- Адам и Ева (1640-е)
- Женский портрет (1640-е)
- Триумф принца Фредерика-Генриха Оранского (1651)
- Святое семейство (1652)
- Сусанна и старцы (1653)
Библиография
- Н. Смольская «Йорданс» // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Якоб Йорданс: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Якоб Йорданс: жизнь и творчество художника
4.7 (93.33%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Якоб Йорданс – певец полнокровной жизни
Якоб Йорданс (1593-1678) родился и жил в противоречивое для его родины время. Страна раскололась на две части. Север освободился от власти Испании, тогда как юг оставался под ее господством, и там по-прежнему процветало католичество. Но везде крепла буржуазия, увеличивались ее богатства, она процветала и желала видеть вокруг себя пышность и отражение полноты жизни как в предметах быта, так и на полотнах, которые она заказывала художникам. Так возник радостный, мощный, помпезный, реалистический стиль, отражающий перемены в обществе, очень полнокровный и жизнеутверждающий.
Детство и юность
Состоятельный торговец тканями Якоб Йорданс имел большую семью, состоящую из одиннадцати детей. Старшего сына, проявившего большие художественные наклонности, отправил обучаться живописи. Еще не закончив учебы, около 1615 г. Якоб Йорданс-сын создает «Портрет семьи с родителями, братьями и сестрами». Как деталь здесь представлен его автопортрет. Молодому художнику, изобразившему свою большую разновозрастную семью, здесь 22 года.
Его серьезные большие глаза смотрят на нас, а в руках он держит лютню. Когда зрители разойдутся, то заиграет легкая радостная музыка, поддерживающая гармонию. Ангелы хранят его семейство, витая над головами персонажей. Колорит выдержан в теплых золотисто-коричневых тонах, создающий уютную атмосферу семейного благополучия. Причем лица высвечены золотистым цветом, и мимика персонажей ясна и заметна. Остальные детали живописец погружает в тени, чтобы они не мешали главному – восприятию выражений лиц.
Прадо, Мадрид, шедевр
Другой «Семейный портрет» Якоб Йорданс создал, будучи уже женатым на Катарине ван Ноорт и имея дочь Елизавету примерно четырех лет. Это один из четырех его шедевров.
Зритель смотрит по диагонали слева направо, и первый взгляд падает на белокурую девчушку, которая, прислонившись к матери, держит корзинку. Жена художника, изысканно одетая в темно-синее бархатное платье с белыми кружевными манжетами и воротником, непринужденно сидит в кресле. Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами. Ее белый фартук и воротник платья перекликаются с белым фартучком дочери художника, который изобразил самого себя в крайнем правом углу, стоящим с мандолиной в руке. Освещение распределено так, что все фигуры и их лица светятся золотом, за ними глубокие насыщенные тени, из которых все фигуры рельефно выступают. Этот торжественный портрет с элементами юмора, который привносит маленькая кокетливая дочь, сочетает в себе и портретную убедительность, и монументальность созданных образов.
Шедевр из Брюсселя
В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально. Сатир, расположившийся на корточках в левом углу, привлекает внимание огромной корзиной с плодами и фруктами – чудеснейшим натюрмортом, традиционным для голландской живописи.
Нимфы и сатиры занимают две трети полотна. Они все заняты гроздьями сизого винограда. Изысканно выписана белейшая кожа женщин, которая представляет контраст со смуглыми сатирами справа.
Вся композиция – это полнокровная цветущая жизнь, которую так любили голландцы.
Эрмитаж – очередной шедевр
Одна из жемчужин, созданных мастером кисти, – «Бобовый король» – хранится в России. В 1638 году Якоб Йорданс в Антверпене, где прошла вся его жизнь, напишет это полное оптимизма и юмора произведение. Оказавший влияние на творчество художника Рубенс скажется на этом полотне мягкими цветовыми градациями, переливающимися всеми оттенками серебристо-синего, изумрудно-зеленого и золотисто-коричневого.
Это жанровая сцена, на которой изображен народный праздник. Тот, кто найдет в своем куске пирога боб, тот и будет назначен королем. Подняты бокалы в честь короля, на которого надета корона, кто-то уже поет песни. И стар и млад веселятся от всей души. Стоят невероятные шум и гам. Как на всяком народном празднике, здесь сняты все запреты, налагаемые церковью. Но это только на время. Завтра голландцы с присущим им трудолюбием возьмутся за работу.
50-60-е годы XVII века
Это период полной зрелости мастера. Уже к 40-м годам он становится самым популярным художником во Фландрии. Он единственный работает в «большом стиле». У него заказывают полотна для английского короля Карла I и его жены. но эти работы не сохранились. Они сгорели во время пожара. Для Оранской династии также пишет Якоб Йорданс. Картины к этому времени меняют колорит. Они становятся серебристо-голубыми, как огромное многофигурное пафосное торжественное полотно «Триумф принца Фредерика Оранского», куда помимо людей введены и львы, и кони.
Кончина художника
Длинную, наполненную работами, а не яркими событиями жизнь имел Якоб Йорданс. Биография может уместиться в двух-трех строчках или даже словах: родился, учился, женился, писал. Умер мастер в глубокой старости. Ему исполнилось 85 лет. Но болезнь, которая его унесла, в наши дни неизвестна. Ее средневековое название невозможно расшифровать. Но с нами остались живописные шедевры Якоба Йорданса. Они пережили века.
fb.ru
Якоб Йорданс в ГМИИ
Якоб Йорданс оставил значительный след в изобразительном искусстве. Мир, установленный на несколько десятилетий, (о политическом положении страны рассказано в статье «Рубенс «Вакханалия») даёт фламандцам возможность путешествовать. Довольно активно путешествовал и Йорданс – очень известный пейзажист своего времени. Мастер совсем не похож на Питера Пауля Рубенса, его манера сильно отличается от почерка великого художника Фландрии. Йорданс слыл весельчаком. Это был единственный мастер, который не поехал учиться в Италию, но, несомненно, был знаком со всеми приёмами итальянской живописи, он был знаком с творчеством Караваджо и в своих произведениях сознательно перерабатывал традиции караваджизма.
Якоба Йорданса называют самым фламандским художником. Он сумел передать настоящую жизнь крестьян. Говорят, что Якоб Йорданс сумел спуститься на землю и изобразил настоящую жизнь Фландрии.
В Государственном музее изобразительных искусств в Москве можно познакомиться с тремя полотнами Мастера.
- «Сатир в гостях у крестьянина»
- «Одиссей в пещере Полифема»
- «Бегство в Египет»
«Одиссей в пещере Полифема».
Сюжет картины – очень известная история из странствий Одиссея. Когда греческий герой оказался в пещере великана Полифема, он выколол единственный глаз великана. За это Полифем запер команду Одиссея в пещере, в надежде уничтожить их всех или заморить голодом. Хитроумный грек нашёл лазейку – он забил нескольких овец из стада Полифема и приказал всем накинуть на себя овечьи шкуры. Великан, выпуская своё стадо из пещеры, встал у выхода и ощупывал выходящих, чтобы враги не проскользнули. Но, поскольку Одиссей и его спутники накрылись овечьими шкурами, им и удалось бежать незамеченными.
На полотне изображён ключевой момент – слепой Полифем ощупывает выходящих. Одиссей облачён в римский театральный костюм, что является данью итальянским традициям. Но тип лица всех его спутников – совсем не греческий, а фламандский. И обстановка действия – на заднем плане – интерьер обычного дома во Фландрии.
Таким образом здесь присутствует счастливое сочетание двух национальных традиций – Италии и Фландрии. Итальянский сюжет вписан во фламандскую обстановку.
Интересно обратить внимание на кувшин, этот предмет написан на первом плане, слева внизу. Ни один итальянец не позволил бы себе изобразить столь бытовую, приземлённую деталь на первом плане иллюстрации греческого эпоса. А для Йорданса это совершенно обычно, он даже не задумывается о точном подражании традициям Итальянской живописи. И живопись Йорданса по-фламандски богата тёплой, сказочной гаммой, она покоряет пластической мощью и сочностью красок.
Йорданс нередко обращался к религиозным мотивам. «Бегство в Египет» (1640 год) — очень известный библейский сюжет, к которому обращается мастер. Эта работа привлекает поэтичностью настроения и живописной мягкостью.
Интересно рассмотреть работу Йорданса, кухню его мастерской, как он изменил композиционную линию сюжета. На полотне хорошо видно, что холст был увеличен в размерах – внизу и справа – надставленные, надшитые куски полотна, это видно невооружённым глазом. Такие приёмы были очень популярны, на этой картине художник был вынужден применить его для некоторого изменения в восприятии сюжета. Мастеру нужно было придать движение ослику, который выглядел очень статично. Поэтому, художник увеличил размер холста, чтобы у ослика было больше пространства. Затем он переписал уши у животного. Предполагалось, что уши займут другое положение, это очень хорошо видно на полотне, там просвечивает другая пара ушей. Таким образом, ослик двинулся, пошёл вперёд. У Ангела в начале процессии также видна ещё одна пара крыльев. Здесь крылья были переписаны чтобы, наоборот, несколько остановить полёт ангела вперёд, оно было слишком стремительно. Художник замедлил полёт ангела и уравновесил всё движение процессии. Ещё один композиционный приём – эти растения внизу картины. Они были помещены на полотно с целью приблизить время и место происходящего к зрителю, к «здесь и сейчас».Полотна Йорданса были большими по размеру. У художника были состоятельные заказчики и могли оплатить картины такого размера.
«Сатир в гостях у крестьянина» ранняя работа мастера, написана в начале 1620-х годов. Йорданс очень любил изображать Сатира, он часто появляется в его картинах. В конце XV века впервые были переведены басни Эзопа и его сюжеты полюбились живописцам. Многие художники изображали персонажей знаменитого баснописца. Сюжет басни и картины — Сатир и крестьянин решили дружить. Сатир видел, как крестьянин работает в поле и согревает руки, дуя на них. Но когда семья села обедать и пригласила Сатира разделить трапезу, то таким же жестом крестьянин подул на суп. Сатир никак не мог понять, как можно, дуя на руки, согревать их, на суп – охлаждать. Сатир обвинил крестьянина в двуличности. Эзоп вывел мораль – опасайтесь двуличных людей.
Йорданс переработал античную легенду в национальном духе. Он изобразил сюжет басни как сценку из крестьянской жизни, трактуя её с прямотой и некоторой наивностью. Действие разворачивается в доме крестьянина. Его герои — люди физически сильные, здоровые, грубоватые. И предметы, их окружающие — деревянный стол, миска, кувшин похожи на своих хозяев — они тяжёлые, незамысловатые, даже некрасивые, но прочные и надёжные.
Мастер пишет крестьян монументально. Им тесно на полотне и в пространстве холста. Каждая фигура проработана отдельно. Женщина и ребёнок на холсте – жена и дочь самого художника. На полотне – забавный персонаж, он хлебает суп и из его рта выливается похлёбка. Он даже забыл о правилах приличия, удивляясь, что Сатир не может понять столь простых вещей. И никто не удивлён появлению Сатира — он будто один из них, такой же грубый и простой.
Да, все персонажи грубы. Но художник отнюдь не смеётся над ними. Он наоборот горд. И он показывает, что он сам – такой же, один из них, не даром Йорданс изобразил на холсте своих близких.
Цвет на холсте создаёт тёплую и домашнюю атмосферу. Все предметы живые. И в цвете художник противопоставляет женщину и Сатира ярким голубым цветом.
Очень заметно, как художник надставлял, увеличивал холст, применял те же приёмы, как и в «Бегстве в Египет». На полотне заметны «заплатки», «надставки». Потому что, начав писать крестьян он понял, что все они не поместятся на слишком маленьком полотне.
Йорданс долго работал и над Сатиром. При реставрации стало видно, что на полотне были изображены животные, позже художник убрал их.
Это полотно поступило в ГМИИ из Эрмитажа.
Третьим прославленным фламандским живописцем был Антонис ван Дейк (1599-1641г.) О нём — отдельный рассказ.
kraeved1147.ru
Йорданс, Якоб — WiKi
«Семейный портрет» (1621)Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Аллегория Изобилия (1618—1628)Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо»[5].
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
«Бобовый король» (1655)Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»[5].
После Рубенса: 1640—1678
Триумф принца Фредерика-Генриха Оранского (1651)После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»)[6].
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них[7]. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились[6].
В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага"[5], написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской)[8]. К этому времени относится и его «Аллегорический семейный портрет» (Эрмитаж).
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.
В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши[6].
У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Смерть, погребение, завещание художника
Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.
В 1877 году в Путте установили памятник Йордансу и двум другим его собратьям по цеху Симону де Папе (Simon de Pape) и Адриану ван Сталбемту (Adriaan van Stalbemt). Памятник находится на месте бывшей церкви и кладбища, которые были уничтожены незадолго до этого. Бюст Йорданса на монументе выполнил бельгийский скульптор Жозеф Ламбо.
Через год после смерти художника его сын Якоб Йорданс пожертвовал 25 фламандских фунтов больнице Camer van den Huysarmen в Антверпене[9]. Он также пожертвовал картину «Омовение и помазание тела Христа» приюту для девочек. Предположительно, оба пожертвования были сделаны в соответствии с завещанием художника, текст которого не сохранился[9]. В честь Йорданса выпущен бельгийский почтовый блок 1949 года.
Прометей прикованный, ок. 1610—1611, Питер Пауль Рубенс Прометей прикованный, ок. 1640, Якоб ЙордансНа художественный стиль Йорданса, без сомнения, оказал огромное влияние Рубенс. Известно, что он иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую цветовую палитру, натурализм, был мастером жанров кьяроскуро и тенебризма.
Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество Яна Стена.
Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора[9].
Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.
Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Полотно Йорданса, написанное примерно в 1640 году, явно создано под влиянием Рубенса и Снейдерса. Однако, в отличие от картины Рубенса (1610—1611), полотно Йорданса менее мрачное.
ru-wiki.org
Автопортрет Йорданс Якоб
Живопись эпохи барокко Автопортрет фламандского художника Якоба Йорданса. Автопортрет является частью картины «Семья Йорданс в саду», написанной живописцем в 1621 году. Размер семейного портрета 181 x 187 см, холст, масло. Якоб Йорданс или Иорданс является одним из самых талантливых фламандских живописцев эпохи барокко. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье мануфактурщика. В четырнадцатилетнем возрасте посткпил в обучение в мастерскую художника Адама ван Ноорта, у которого также обучался и Питер Пауль Рубенс. В восемнадцать лет Йорданс был принят в гильдию святого Луки (гильдия объединяла мастеров живописи, мозаичных и ювелирных дел, а также торговцев предметами искусства), получил звание вольного художника и смог приступить к профессиональной деятельности на законных основаниях. Испытал влияние искусства Караваджо, творчества Янсенса, и живописной манеры своего современника Рубенса.
В 1615 году Йорданс был аттестован антверпенской гильдией мастеров искусства как художник-оформитель. Впрочем, Йорданс не испытывал особой тяги к росписи декораций для городских зрелищ и решил полностью посвятить себя классической живописи. В 1621 году Йордансу была предложена должность декана гильдии святого Луки, которую он исполнял много лет. На протяжении своей долгой творческой жизни Йорданс создавал картины на религиозную, мифологическую и историческую тематику, писал портреты и бытовые жанровые сцены, был признанным мастером монументальных росписей и акварелей. В искусстве фламандца Йорданса праздничная зрелищность и пышность живописи эпохи барокко сочетаются с оттенком простодушной обстоятельности.
Искусство и творческая концепция Якоба Йорданса отражаются в его картинах с прозаической, подчас грубоватой, и чувственной силой. Полнота оптимистического мироощущения фламандской действительности начала 17 столетия сближает художника с Рубенсом, но в отличие от Питера Пауля Йорданс не обладал столь яркой манерой героизации образов и персонажей картин, столь неисчерпаемой и буйной фантазией. Мифологические и религиозные сюжеты в картинах Йорданса трактуются художником в более приземленном жанровом плане. В 1650 году Йорданс принял вероисповедание кальвинизма, но продолжал выполнять заказы для монастырей католической церкви. Фламандский художник Якоб Йорданс скончался 18 октября 1678 года, прожив долгую и счастливую жизнь.
История искусства периода барокко. Далее →
smallbay.ru
«Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского"
Я писала, что накануне наконец выбралась в ГМИИ им. Пушкина. Итак, выставка фламандских живописцев XVII века из собрания Князей Лихтенштейнских, центральная, пожалуй, в текущей его экспозиции.Питер Пауль Рубенс. «Портрет Клары Серены Рубенс» 1616 Источник
Выставка приурочена к государственному визиту Князя и Наследного принца Лихтенштейнского, которые, по счастливому стечению обстоятельств являются обладателями одной из лучших в мире частных коллекций живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, способной конкурировать с собраниями самых серьезных музеев. Начало формированию коллекции было положено еще в начале XVII века основателем княжеской фамилии Карлом I фон Лихтенштейн, и с тех пор на протяжении вот уже четырех веков она постоянно пополняется произведениями классических мастеров. Нынешние владельцы собрания декларируют, что не интересуются современным искусством и сконцентрированы на сборе и популяризации великих произведений прошлого.
Большая часть собрания, в том числе и привезенные в Москву полотна фламандских мастеров периода барокко, постоянно экспонируется в Вене, в музее Лихтенштейн, который располагается в Летнем дворце, так что, кто сюда не выберется, теперь знаете, где искать))
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640) – самая значимая фигура фламандской школы живописи XVII века, один из величайших художников барокко. На выставку привезли 19 произведений разных периодов его творчества.
Жемчужина коллекции - портрет пятилетней дочки художника - на верхнем фото. Он считается одним из самых трогательных детских портретов в истории европейского искусства. Помимо великолепной техники и вдохновенности исполнения, портрет необычен тем, что девочка смотрит в упор на зрителя, что было не характерно для портретной живописи той эпохи. Это совсем небольшая картина, которая встречает прямо на входе в зал Рубенса – и заставляет остановиться перед обаянием и очарованием девочки…
Еще работы, написанные в период расцвета славы художника, на античные сюжеты, полные мощи, энергии, силы и цвета.
Питер Пауль Рубенс. «Сатир и служанка с корзиной фруктов» 1615 Источник
Питер Пауль Рубенс. «Нахождение младенца Эрихтония» 1616 Источник
А перед этой я особенно долго стояла, такая экспрессия… Заодно потом узнала, что в результате этой экспрессии родились Ромул и Рем))
Питер Пауль Рубенс. «Марс и Рея Сильвия» 1616-1617 Источник
Продолжают экспозицию работы блистательного ученика Рубенса Антониса Ван Дейка (1599 – 1641). Если Рубенс не любил писать придворные портреты, о чем открыто говорил, то ван Дейк как раз был непревзойденным мастером именно в этом жанре. На галерее – щедрая череда роскошных портретов… Протестантских - хотелось бы мне написать, хотя непросто там все было с конфессиями на этом клочке земли и в это время… «Люди в черном» - запертые в кофры благопристойных драпировок, где роскошь или кокетство выражается только в качестве и фактуре ткани, в изяществе и белизне жестких крахмальных воротников и манжет…
Антонис Ван Дейк. «Мужской портрет» 1618 ИсточникАнтонис Ван Дейк. «Женский портрет» 1618 Источник
И потрясающие лица, живые, говорящие…
Антонис Ван Дейк. «Женский портрет» 1627-32 Источник
Антонис Ван Дейк. «Мужской портрет» 1627-32 Источник
Три пары картин, посередине – аристократы Де Тассис. Они породистей и явно богаче, и выглядят гораздо вольнее. Портрет Марии де Тассис – слава Ван Дейка, один из самых известных женских портретов в Европе.
Антонис Ван Дейк. «Портрет Марии Луизы Де Тассис» 1630 Источник
Антонио де Тассис – ее отец. У него нет левой руки, он потерял ее на войне, я бы не обратила внимания, если бы не прочла… (благодарю zametilprosto за информацию, а также за последнее фото)
Антонис Ван Дейк. «Портрет Антонио Де Тассис» 1634 Источник
Хотя я влюбилась в один мужской портрет – генуэзского дворянина…)) В глазах – итальянская жажда жизни…
Антонис Ван Дейк. «Портрет генуэзского дворянина» 1624 Источник
Третьим, извините, хэдлайнером выставки заявлен Якоб Йорданс (1593 – 1678). После смерти Рубенса в 1640 году он становится самым популярным художником Антверпена. Однако его манера существенно отличается от старшего коллеги, скорее в его работах заметно влияние Караваджо.
Якоб Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» 1618 Источник
Однако в этом разделе меня больше привлекли работы его не менее известного соотечественника Франса Снейдерса (1579 – 1657), автора изумительно сочных и реалистичных натюрмортов и анималистических композиций. Похоже, художники Антверпена не только не конкурировали друг с другом, а наоборот, практиковали тесное сотрудничество и некое «разделение труда». Так, например, Снейдерс, в отличие от того же Йорданса, не любил изображать людей, зато ему удавалась разнообразная живность, которая не прельщала Йорданса. Поэтому центральное полотно зала – «Дары моря» - являет собой пример их кооперации: человеческие фигуры написаны Йордансом, остальное – Снейдерсом.
Якоб Йорданс, Франс Снейдерс «Дары моря» Источник
Мне привела в восторг вот эта картина Снейдерса, она настолько совершенна, что очень долгое время приписывалась кисти Рубенса.
Франс Снейдерс. «Лежащая львица» 1620-30 Источник
Еще потрясающий - более поздний - образец барочного анимализма – «Концерт птиц»
Йоханнас Фейт. «Концерт птиц» 1658 Источник
И наконец, в последнем разделе представлена так называемая «кабинетная живопись» - в противовес пышным религиозным и парадным дворцовым полотнам - относительно небольшие камерные картины, предназначенные для украшения частных кабинетов, часто спокойные, декоративные или назидательные. Правда, самую раннюю из них таковой назвать нельзя, очень острые характеры…
Квентин Массейс «Сборщики податей» после 1501 Источник
Зато дальше можно полюбоваться творчеством сыновей Питера Брейгеля – Яна-старшего и Питера-младшего.
Ян Брейгель Старший (Райский) «Пейзаж с Товией и ангелом» 1598 Источник
Питер Брейгель Младший (Адский) Перепись в Вифлееме 1607 Источник
И прочими умиротворяющими произведениями...
Питер II Неффс. «Внутренний вид Антверпенского собора» после 1675 Источник
Йос II де Момпер «Горный пейзаж с путниками» 1600-е Источник
И вот на этой благостной ноте Шахерезада прекратит дозволенные речи, чтобы заняться следующей выставкой…
Любите искусство!
Другие рассказы о художниках, музеях и выставках:[Другие рассказы о художниках, музеях и выставках]
Зинаида Серебрякова. Такая судьба...Питер. Кандинский.Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 2. Собственно Филиппино и собственно портретФилиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 1. Влияние Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.«Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Третьяковская галерея на Крымском валу.«Столп беспредметного искусства» или Пит Мондриан в Третьяковской галерее.Ночь искусств. Романовы. Портрет династии. Исторический музей.Тициан. Выставка в Пушкинском музее.ПрерафаэлитыПрогулки по Москве. Открытие Ночи музеев.Прогулки по Москве. Музей им.Пушкина. Золото инков.
anna-g.livejournal.com
Кража картины йорданса
Йорданс Якоб. Картины и биография. Jordaens Jacob
Йорданс Якоб Картины и биография Якоба Йорданса Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком.
Книга Картина Якоба Йорданса Сатир в гостях
Все претензии к содержанию книг принимаются только по моему согласию и не являются обязательным условием. Содержание книг смотрите в описании лота и в прилагаемых картинках.
По некоторым лотам доставка может задержаться (книга/лот может находится в других регионах или закончится на складе и необходимо время для ее доставки), о чем покупателю будет сообщено незамедлительно.
Возможны встречи в г.Москве для сумм покупок до 2000 руб.
Кража картины йорданса
Якоб Йорданс (1593-1678) был лишь на шесть лет старше ван Дейка. Но творчество обоих живописцев по отношению друг к другу составляет резкий контраст. Различными были и внешние обстоятельства их жизни, и индивидуальные стремления. Ван Дейку наибольшую прижизненную славу принес жанр парадного аристократического портрета. Но — такова была судьба художника — основное место в его творчестве этот жанр занимал в годы жизни не на родине, во Фландрии, а во время пребывания за ее пределами — в Италии и особенно в Англии, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами.
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского»
ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить публику с шедеврами мирового искусства из собраний крупнейших музеев Европы и США. Коллекция Князя Лихтенштейнского по праву считается одной из лучших среди музеев мира. Именно здесь хранятся хрестоматийно известные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Жака ( Якоба) Йорданса и их современников.
На выставке будет показано 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века.
Якоб Йорданс в ГМИИ
Якоб Йорданс оставил значительный след в изобразительном искусстве. Мир, установленный на несколько десятилетий, (о политическом положении страны рассказано в статье “Рубенс “Вакханалия” ) даёт фламандцам возможность путешествовать. Довольно активно путешествовал и Йорданс – очень известный пейзажист своего времени. Мастер совсем не похож на Питера Пауля Рубенса. его манера сильно отличается от почерка великого художника Фландрии.
Якоб Йорданс фламандский художник картины
Якоб Йорданс — великий фламандский художник 17 века. Родился в Антверпене в 1953 году. Считается одним из самых лучших художников фламандского барокко.
На живопись Йорданса оказал сильное влияние Рубенс (с которым он был дружен и часто сотрудничал), а также Франс Снейдерс, Ян Стен и искусство Караваджо. Однако нельзя сказать, что Якоб Йорданс копировал чужую стилистику.
Якоб Йорданс, «Король пьет»
Творчество Якоба Йорданса, крупнейшего художника Фландрии XVII в. продолжает традиции фламандской школы Рубенса. После смерти Рубенса Йорданс становится главой этого направления. Будучи одним из лучших учеников великого живописца, он многому у него научился, сохранив при этом и свои индивидуальные черты.
Якоб Йорданс родился в бюргерской среде. За какие бы темы он ни брался в своем творчестве – мифологические, религиозные, аллегорические, – он всегда оставался реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало.
Якоб Йорданс
Искусство Йорданса привлекает, прежде всего, своей непосредственностью, искренностью и жизнерадостностью. В своих произведениях он создает образы сильных, здоровых, полных энергией людей, которые, не теряя своей индивидуальности, становятся на его полотнах значительными и монументальными. Художник родился в Антверпене, в семье зажиточного торговца. Живописи он обучался у Адама ван Ноорта, учеником которого в своё время был и великий Рубенс.
megatranslation.ru