Путешествие на Алтай. Аскат. Художник Николай Чепоков (Таракай). Алтай картина
Чорос-Гуркин, Биография мастера - Алтай Фото
Не осознавая еще своего дарования, Гуркин пытался зарабатывать на жизнь преподаванием: 5 лет работал учителем в Улале, затем в селе Паспауле. Все же стремление к искусству победило, и в 1890 году он переехал в Бийск, и поступил в иконописную мастерскую. Быстро пройдя путь от ученика до ведущего мастера артели, он работал в ней до 1894 года, потом перешел на более выгодных условиях к подрядчику по постройке иконостасов Борзенкову.
Ведя учительскую работу и совершенствуясь в иконописном ремесле, он пополнял запас наблюдений, и все тверже становилось убеждение посвятить себя искусству. Все эти годы Гуркин буквально не расставался с альбомами. Они сохранились. Уже эти рисунки- пейзажи и жанровые сцены - показывают наблюдательность автора, тщательность прорисовки деталей и в то же самое время стремление передать общее впечатление, от увиденного.
В 1894 году Гуркин написал две первые картины. Как упоминает Адрианов, одна из них изображала лес, другая картина была религиозного содержания. Картины эти не сохранились.
Первым подлинным образцом Гуркинского творчества ранней поры является картина "Жертвенная ночь" или (Камлание), написанная в 1895 году. Она по своему значению является этапным произведением, поскольку в ней, воплотился результат его предшествующего развития, и одновременно, она стала началом его большого пути в искусстве. Непосредственность, задушевность в передаче элегического состояния природы. Главное, смелость, с какой автор картины преодолел колористические трудности, вызванные изображением сложного освещения. С одной стороны, зеленоватого сияния большой золотистой луны, чуть появившейся из-за деревьев, и, с другой красноватых отблесков костра, свидетельствуют о недюжинных способностях начинающего живописца.
В 1896 году Г.И. Гуркин познакомился с приехавшим в Бийск на каникулы учеником регентских курсов Петербургской певческой капеллы Андреем Викторовичем Анохиным. А. В. Анохин, которому тогда было всего двадцать два года, знал несколько европейских языков и занимался не только музыкой, но и историей, этнографией и фольклором родного края. Он со вниманием и серьезностью отнесся к Гуркинскому влечению к искусству, и стал горячо убеждать его всерьез заняться развитием своего таланта. А для этого в те времена был только один путь - ехать в Санкт-Петербург.
Не без колебаний Гуркин согласился. К тому времени он уже был семейным человеком, на его попечении находилась жена, но А. В. Анохин был напорист, и страсть хотя бы одним глазком взглянуть в музеях столицы на творения великих мастеров, в конце концов, победила. Г.И. Гуркин решился.
Потребовался еще целый год упорного труда, прежде чем было собрано 800 рублей, из которых половина была оставлена жене, а с другой половиной осенью 1897 года два друга отправились в далекую столицу.
С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое.
И.И. Шишкин все дни зимы 1898 года проводил в мастерской, болезнь брала свое, доктора и домашние запрещали выходить из дома. Свои последние месяцы и дни И.И. Шишкин посвятил новому ученику из далекого, еще почти никому неведомого Алтая. И.И. Шишкин как будто торопился все показать Г.И. Гуркину, всему его научить и развить.
Так, в упорной, без выходных, работе прошли осень 1897 и зима 1898 года. Г.И. Гуркин учился не только основам реалистического искусства, но главным образом, умению пристально вглядываться в природу и подмечать характерные черты ее жизни (строение дерева, растений, камней), то есть тому, чем И. И, Шишкин владел в совершенстве.
8 марта 1898 года И.И. Шишкин умер на руках Г.И. Гуркина. После смерти учителя Г.И. Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Санкт Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую А.А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской. Однако в Академии Г.И. Гуркин появлялся редко и почти все время работал на родине самостоятельно. В декабре 1900 года он по состоянию здоровья уезжает на Алтай, где живет до 1901 года. Следующий год и половину 1903 года Г.И. Гуркин работает в Санкт Петербурге, а к лету вновь, уезжает на родину. Только в конце 1904 года Г.И. Гуркин возвращается в Академию. После очередного приезда в Санкт Петербург в ноябре 1904 года Г.И. Гуркину было разрешено представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ от стипендии ставят Г.И. Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину.
Узнав, что Академия для занятий открыта, не будет и что работы, то есть рисунки и этюды не нужно вести в Санкт Петербург на просмотр профессорам, Г.И. Гуркин 1905 и 1906 годы посвящает изучению природы.С 1903 года Гуркин живет в Аносе, небольшом селе, расположенном на левом живописном берегу Катуни. Здесь, у подножия горы Ит-Кая, он построил дом, напротив просторную и светлую мастерскую. Большой сад и пруд, в котором отражались молодые пихты и березы, посаженные его руками. Шестигранная алтайская юрта в саду, соседство с любимой Катунью, на которую с террасы открывался великолепный вид, разнообразная по краскам природа Аноса и его окрестностей - все это содействовало творческому горению художника.
Художник как бы заново открывал для себя Алтай. Если прежде наблюдался преувеличенный интерес к таким моментам, как дикость, неприступность и заброшенность, то отныне и навсегда его привлекают, прежде всего, величина и красота родной природы. Именно в эти годы окончательно формируется основная заповедь его творческого кредо - "быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай".Так, в "Аносинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е г.г.), "Катунь. Морозное утро"(1903), изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах. В эти годы Г.И. Гуркин очень много времени уделяет разработке зеленого, летнего цвета природы. Если раньше в его работах этот цвет брался в упор, откровенно, то теперь художник находит для него массу оттенков, различных по тепло - холодности, звучанию. Нередко в зеленый цвет он вводит черный (жженую кость), который облагораживает его, обогащает.
Казалось бы, изобразительный момент самый неблагодарный: один зеленый цвет во всей композиции. Но художник сумел для каждого плана этюда, для каждого отдельного куска его найти свой оттенок, свою вариацию, и в результате появился исключительно красивый по живописи портрет растения.
Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири. Время это охватывает 1906-1907 годы.
Пробудившееся национальное самосознание заставляло его разносторонне и глубже изучать жизнь своего народа, чтобы нагляднее и убедительнее выразить его в искусстве. Оно же побудило его с этого времени подписывать свои произведения не просто Г.И. Гуркин, а Г.И. Чорос - Гуркин, то есть алтаец из рода Чорос.
Следующий (1907) год оказался значительной вехой в творческой биографии художника. Он ищет собирательный образ алтайской природы, стремится к созданию такой картины, которая несла бы в себе глубокое идейное содержание, выражала не только внешнюю красоту природы Алтая, но и отношение к ней живущих там людей.
Произведением, наиболее полно воплотившим поиски эпического образа алтайской природы, стала картина "Хан Алтай", законченная осенью 1907 года.
Замысел лучшей картины Гуркина "Хан Алтай" зрел, когда художник начал решать трудную задачу изучения и передачи различных состояний природы: "Не удается мне, - писал Гуркин, - воспроизвести Алтай в ненастную погоду... Тут он какой-то более сильный и величественный в красках и формах".
Об особенностях этого произведения и о своеобразном понимании природы алтайцами Г.Н. Потанин писал следующее: "Картина "Хан Алтай" не представляет в целом снимка с определенной местности. Это композиция по этюдам, среди вечных снегов Алтая.Художник хотел в этой картине дать синтез впечатлений, который восприимчивый человек уносит с собой, пространствовав между алтайскими белками, тех настроений, которые породили в первобытном жителе Алтая религиозное чувство к его белкам, живущее и в нынешнем поколении обитателей этих гор.
Он не может назвать гору иначе, как Хан-Алтай, т.е. "царь Алтай" или "царственный Алтай".
Величественная панорама горных хребтов предстает перед зрителями во всем своем первозданном и грозном виде. Длинные языки ледников и вечный снег обложили со всех сторон каменистые громады, протянулись по узким ущельям средь граненых пирамид, упершихся своими вершинами в мятущийся хоровод сумрачных облаков. Неприветливо и неуютно в этом царстве камня и льдов. Только горный орел да вечнозеленый кедр чувствуют себя здесь дома.
Подлинной монументальностью веет от созданного художником образа родной природы. Г.И. Гуркин сумел привести к единству определенный ряд впечатлений, вынесенных им из длительного изучения природы Алтая и жизни родного народа, отобрать в них наиболее значительное, и типичное.
Эмоциональную нагрузку в композиции, несет луч солнца, пробившийся сквозь мрачные, тяжелые облака и ярко осветивший, белое поле ледников и холодные грани серых утесов. Без него изображение природы производило бы на зрителя гнетущее впечатление.
Но ясное оптимистическое по звучанию пятно в самом центре картины смягчает дикую и суровую панораму разбушевавшейся стихии и позволяет надеяться на конечное торжество света.Первая персональная выставка Г.И. Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая - в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске.
На выставке, организованной Томским Обществом любителей художеств в декабре 1907 - январе 1908 года, было представлено триста восемь работ. Впервые было представлено его знаменитое полотно "Хан-Алтай". Большое место в экспозиции заняло изображение горных рек, особенно "неугомонной красавицы" Катуни. По откликам сибирских газет выставка имела большой успех. Уже с первой выставки зритель уносил цельное впечатление, ощущение своеобразия алтайской природы с ее холодноватым колоритом, чистым и прозрачным горным воздухом. Неделя, когда экспонировались произведения художника, была названа "неделей Гуркина".
Успех окрылил живописца. Он с головой уходит в работу.
Вторая персональная выставка Г.И. Гуркина открылась 3 марта 1910 года в Томске. На ней было представлено 242 работы. Лучшие среди них "Озеро Тайменье", знаменитое произведение художника "Озеро горных духов" (обе 1910 г.), "Корона Катуни"(1910).
"Корона Катуни" посвящена той ранней поре ледохода, когда только что вскрывшаяся река ломает и громоздит голубыми торосами вешние глыбы льда. На середине Катуни, подобно сказочной короне, возвышается высокий каменный остров с могучими деревьями. Общий тон пейзажа строится на контрастах темного каменного островка, светлой водной поверхности и неба. Цвет здесь тонко нюансирован в градациях сиренево-голубоватых, сиренево-розоватых и голубовато-жемчужных тонов.
К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Г.И. Гуркин шел через длинный ряд работ.Картина "Озеро горных духов" стала еще при жизни художника широко известной. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года. Ныне существует и другая версия картины, она исходит из мнения, что художник отобразил в своем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Эта версия подсказана рассказом И.А. Ефремова "Озеро горных духов".
В нем повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность. И.А. Ефремов познакомился с Гуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю. От всей картины, пишет Ефремов, веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой. Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая. Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна, внушать благоговение, и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Живописец мастерски передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенность. Линия горизонта проходит достаточно высоко, что придает изображенному особую монументальность и устойчивость. Колорит картины выдержан в серовато-голубых и жемчужных тонах. Даже иные по своей природе желто-коричневые, охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина и живописная техника этого произведения - легкие, мелкие мазки с тонкими переходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающих прозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоя создает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи.В 1911 году Гуркин делает выставку в Барнауле. Местная газета писала по этому поводу: "Сегодня открывается в Народном доме выставка картин талантливого художника - алтайца Г.И. Гуркина, впервые выставляющего в Барнауле свои произведения. Художник выставил свыше 20 картин, из которых несколько полотен большого размера и остальные небольшие. Этюдов выставлено свыше 200, рисунков и эскизов пером и углем до 50, всего, свыше 270 номеров.
На выставке уделено место и жанровым картинам, изображающим некоторые бытовые сцены из жизни алтайцев. Но жанр в произведениях Г.И. Гуркина занимает лишь второстепенное место, а, главным образом, художник, как пейзажист, выдвигает на первое место алтайскую природу и отдается ей почти весь...".
Затем, вплоть до 1915 года, Гуркин не делал больших выставок. Он часто ездил по Алтаю, писал этюды, портреты, картины, много рисовал.
Наиболее интересной работой этого периода является небольшая картина "Водопад Балык - Су" (1912). По сути дела это даже не водопад, а небольшой водосброс на одном из притоков Чулышмана. Вертикальная композиция предопределили форму холста. Почти всю середину его занимает пенистый поток, пробивший себе дорогу среди больших, покрытых мхом и плесенью валунов. По берегам ручья с боков и сверху его плотной стеной обступили и белоствольные березы и пихты.
Особенно удачно здесь изображение воды: она чистая, прозрачная, успокоенная внизу. Под ней различаются даже разноцветные камушки, вверху же она, возмущенная каменной преградой, белеет, как молоко, и, разбившись на рукава, обрывается вниз.
Конец лета, вторую половину августа и до середины сентября 1912 года художник проводит непосредственно на берегах Телецкого озера. Легендарное озеро давно привлекало пейзажиста. И вот теперь он внимательно изучает его, часто пишет. Им написано более двух десятков этюдов Телецкого озера.
Особенно часто встречается вариант, изображающий неспокойное озеро. "Прибой на Телецком озере" - холодный по колориту, суровый по настроению этюд. Синие с зеленым отливом волны, синие горы окрест, серые мокрые камни и прибрежная галька создают атмосферу надвигающегося шторма. Хмурое сентябрьское небо с низкими серыми тучами, затягивающими гряду синих теряющихся вдали мысов, дополняет угрюмую, но полную жизни и борьбы картину.
Близко по композиции к этюду полотно "Телецкое озеро" (1912). Снова хмурое осеннее небо, белая вата облаков, окутавшая вершины приозерных гор, нарастающие валы белопенных волн. Темные мысы, выступающие один за другим, уходят все дальше и дальше, пока не расплываются в свинцовой мгле облаков, увеличивая и без того бескрайнюю протяженность озера.Левый нижний край картины занимает каменистый берег, две брошенные лодки на камнях, а между ними - скромный огонек костра и две прильнувшие к нему фигуры людей. Картина написана в холодных свинцово-синих тонах, что в значительной степени обостряет передачу пережитого художником настроения, навеянного ненастьем.
В конце сентября Гуркин уже дома в Аносе. Выпал первый снег. Ослепительно белый, мягкий, он сразу же стал таять на дорожках сада, на зеленых елках, на еще не совсем облетевших листьях берез.
Этюд "Юрта в саду художника" написан в этот день.
Шестиугольный алтайский аил стоял в глубине сада художника прямо под окнами мастерской. Зимой он пустовал, а летом служил удобной и прохладной кухней. Окруженный молодыми березками аил всегда был излюбленным местом для художника в любую пору года, особенно осенью и зимой, когда холодная, ненастная погода мешала работать на воздухе.
Следующие 1913-1914 годы Гуркин не совершал длительных поездок. Все это время он работал в Аносе. Известность его росла, появились ученики, новые друзья, знакомые, так что дом его редко бывал без гостей, особенно летом.
Долголетняя дружба, основанная на глубоком взаимопонимании и любви к Алтаю, связывала Гуркина с известным русским и советским писателем, автором романа "Угрюм-река" В.Я. Шишковым. В то время путейский инженер и начинающий писатель жил в Томске, был близок к Г. Н. Потанину и через него, по всей вероятности, познакомился с алтайским пейзажистом.За время своего двадцатилетнего проживания в Сибири (1894-1915) он неоднократно бывал на Алтае. Летние месяцы двух последних лет своей жизни в Сибири (1913-1914) В.Я. Шишков также провел на Алтае. В мае 1913 года он был назначен начальником партии по исследованию Чуйского тракта и не раз заезжал в Анос.
В марте 1915 года Г.И. Гуркин устаивает свою третью по счету выставку в Томске. Распорядителем ее был В.Я. Шишков.
Выставка получилась грандиозной. Здесь было все лучшее, созданное Г.И. Гуркиным за двадцать лет творчества.
Г.И. Гуркин любил Алтай вдохновенно и искренне. Он любил свой народ, его историю, самобытность его духовной жизни. Природа и народ сливались в его представлении в обобщенное понятие Родины, которое он называл одним словом Алтай.
Г.И. Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако Советская власть прочно установилась на Алтае не сразу.
С первых же дней революции Г.И. Гуркин был, втянут в общественно-политические дела. Не разобравшись в сложной политической ситуации в стране в целом, в Сибири и на Алтае в частности, он согласился стать сначала председателем Алтайской Горной думы, созданной под руководством эсеров, а затем Каракорумской Управы - националистической организации, созданной также эсерами. От буржуазно - демократической в начале своей деятельности, более реакционной. Затем, после бело-чешского мятежа и начала гражданской войны, к контрреволюционной политике - вот тот путь, который проделала Горная дума, а затем Каракорумская Управа с июня 1917 по июль 1918года, когда в Горном Алтае был установлен военно-империалистический режим Колчака.
В период Колчаковского режима Г.И. Гуркин был дважды арестован колчаковцами и заключен в тюрьму города Бийска. После того, как он был выпущен из тюрьмы, художник решил покинуть Алтай. В первой половине декабря 1919 года он вместе с двумя сыновьями (дома остались жена и двое других детей) двинулся по Чуйскому тракту к монгольской границе. Надписи на работах 1920, 1921 года гласят, что пребывание в Монголии было связано с двумя пунктами - небольшим городком северо-западной Монголии Уланком и местечком Улясы.Во второй половине 1921 года Г.И. Гуркин вместе с отрядом известного руководителя тувинских партизан Сергея Кочетова, который в сентябре 1921 года совершал рейд по территории Монголии, из Монголии перебирается в Туву. С этого времени и до того, как Г.И. Гуркин переселился в Кызыл, он жил в Атамановке (ныне Кочетово), где работал учителем в русской школе.
В середине 1925 года, незадолго до отъезда на Алтай, Г.И. Гуркин переезжает в Кызыл - столицу Тувы. Правительство республики дает ему ряд художественных заказов: он делает эскиз диорамы "Тана - Тувинская республика", по заказу Министерства торговли выполняет экономическую картограмму Урянхайского края.
Тувинский период характеризуется тем, что художник убеждается, что только Советская власть есть власть народная и справедливая. Г.И. Гуркин устанавливает связь с родным Алтаем. Мечтает вернуться на Родину и для этого пишет в октябре 1924 года письмо в Москву в Комиссариат иностранных дел СССР. Прося разрешения вернуться, домой, заверяя Советское правительство, что отдаст все свои силы, опыт и знания делу развития культуры алтайского народа.
Такое разрешение он получает и осенью 1925 года отбывает на Алтай.
Сибирь оказывает ему теплую встречу. В Новосибирске состоялась выставка, организованная газетой "Советская Сибирь" в помещении ее собственной редакции, она "представляла до 200 картин, этюдов, рисунков-портретов, в том числе последние работы. Просмотр экспонатов показал, что талант этого алтайского самородка не иссякает". После выставки в Новосибирске он выехал в Улалу.
И вот Гуркин снова на Алтае. Пять лет он не был здесь, но как все изменилось за эти годы.В Улале, ставшей к тому времени столицей автономной области, Гуркин узнает, что его дом и мастерская в Аносе национализированы, и семья живет в чужом доме. Визиты к начальству ни к чему не привели. Молодое руководство области еще не могло определить своего отношения к возвращенцу и Г.И. Гуркин на некоторое время поселяется в Улале.
В эти годы происходит интенсивное объединение и сплочение художественных сил молодых республик под знаменами А. Х. Х. Р. (Ассоциация художников революционной России). Шла напряженная подготовка к 8-й выставке А. Х. Х. Р. "Жизнь и быт народов СССР".
Выставка открылась 3 мая 1926 года. Произведения Г.И. Гуркина не затерялись среди почти двух тысяч произведений других художников. В предисловии к каталогу 8-й выставки А. Х. Х. Р. А.В. Луначарский писал: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Г.И. Чорос - Гуркина, Ойротского художника. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уж не знаю".
Если на одной выставке Г.И. Гуркин показал всего четыре небольшие картины, то на другой, "Сибирской", как ее тогда называли, Г.И. Гуркину принадлежала уже половина всех работ (220 номеров по каталогу).
Участие в московских выставках 1926 года было последним, большим выступлением Г.И. Гуркина. Сразу же после приезда из Москвы он совершает последнее путешествие к Белухе. Истосковавшись за годы странствий по любимым местам, художник спешит к ней, горя желанием снова увидеть ее - красавицу и гордость Алтая. Эта поездка вызывает у него необычный прилив творческого вдохновения. Он много и упорно работает. Последняя поездка в высокогорье надолго зарядила художника впечатлениями, наблюдениями, новыми замыслами, дала ему большой запас живописного материала, который он будет реализовывать в 30-е годы. Однако на некоторое время пейзаж не стал в его творчестве ведущим жанром.
В советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Он оказывался настолько чутким, что стал выразителем практически всех новых сторон жизни и его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства на Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В.И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций. В период, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства. Особенно велика в послереволюционном творчестве художника роль графики.
Он не останавливался в развитии, все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состояния природы и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру, написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатства цвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающее мировосприятие.
В конце 1920-х - начале 1939-х годов художник создает ряд полотен классически ясных, цельных по композиции и очень тонких по цвету. Они по-прежнему говорят о его раздумьях над величием и вечностью природы. Одни из этих работ панорамные, другие, "Горное озеро. Вечер"(1926), "Маральник цветет", "На перевале" (обе-1920г.г.)- дают более, камерное решение. В работе "Горное озеро. Вечер" поэтично передано состояние той предзакатной поры, когда солнце уже село, но вечер еще не наступил. Все вокруг как бы прощается с уходящим днем и готовится к наступлению сумерек. Спокоен и задумчив алтаец, остановившийся у валунов около озера. Умиротворенна и трепетна вся природа в преддверии близящейся ночи. Звучностью и одновременно тонкостью световых сочетаний привлекает холст "Маральник цветет", решенный в бледно-зеленых, жемчужно-пепельных и лиловых тонах. "На перевале" - вещь пленэрная, вся пронизанная светом и воздухом. Г.И. Гуркин продолжает писать и панорамные пейзажи - "Курайские белки" (1926), "Поздняя осень. Бом Эзгер-Саяр" (1930-е г.г.) и некоторые другие. Даже когда это небольшие полотна, они исполнены значительности и классической ясности. Пространство в них не замкнуто, как часто бывало прежде, а почти всегда открыто далеко в глубину.
В числе поздних работ Г.И. Гуркина были и очень большие полотна. Летом 1934г. по приглашению Екатерины Ивановны Калининой, директора Чемальского совхоза и Дома отдых он написал им большую картину "Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем". Картина написана очень хорошо, красочно и колоритно. Кроме того, по их же заказу - другую картину в Москву тов. Калинину М.И.
И, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной "Хан-Алтай" 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Г.И. Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Судьба образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом "Хан - Алтая" 1907 года.
При внешней похожести это две совершенно разные картины. В их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году художник славил красоту великанов - гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд пространстве. Основа образа - народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектные, а в образе кедра на полотне "Хан-Алтай" содержится поэтическая аллегория судьбы автора. В1936 году художник пишет картину более суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ "Хан - Алтая" 1936 года. В картине видится определенная философия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы, движение вечности, драма жизни... и постоянное, ее обновление.
Настал 1937 год и Г.И. Гуркин исчез. В изданиях о его жизни и творчестве мало сказано о его скитаниях, а о последних годах сказано почти шепотом: исчез в 1937...
К сожалению, можно увидеть и признать, что многолетний отрыв от призвания и практики сказались невосполнимыми потерями - убили художника. Такова выпала судьба великому сыну маленького Чорос - алтайского народа Георгию Ивановичу Гуркину.
Память о художнике, правду о его жизни, истинную ценность его творчества должны явить миру произведения художника...
см. Личный фотоальбом Чорос-Гуркина.
www.altai-photo.ru
Путешествие на Алтай. Аскат. Художник Николай Чепоков (Таракай).: arhivator_story
Сегодня напишу об одном художнике из села Аскат, в которое я отправилась на следующий день по приезду с Мультинских озер.Познакомилась с картинами алтайского художника Николая Чепокова (#Таракай) в галерее Бай - терек, рисует он в основном тушью, уходит в дикие места и начинает писать то, как он видит это место.Я когда увидела его картины, аж дрожь пошла по телу, просто в восторге от них! Начала расспрашивать где посмотреть и как приобрести потом нашла женщину, которая продаёт его репродукции и у нее можно оригиналы посмотреть.Он такой чудак этот художник, постоянно рвет паспорт, ему снова делают, потому что приглашают куда нибудь, а паспорта вечно нет , до недавнего времени жил в пристройке у этой женщины 15 лет. Она когда переехала случайным образом познакомилась с ним и приютила его, он рассказывал и показывал как жить в Сибири, запасаться дровами, вести хозяйство и т.д.Есть цикл фильмов "Счастливые люди", первые 4серии были про Енисей, я на стене выкладывала, сейчас сняли про Алтай с его участием, выйдет в декабре. Режиссёр этого фильма дал денег и ему дом построили. А до знакомства с женщиной этой он вообще в лесу жил на подножном корме, кочевал по Алтаю. Одно, но... В запой бывает уходит((Вот несколько его работ:-------------------------------------------Приобрела пару его картин, чему несказанно рада!
arhivator-story.livejournal.com
Пейзажи горного Алтая | ФОТО НОВОСТИ
Загрузка...В который раз мои друзья вернулись из очередного похода за закоулкам нашей необъятной Родины. Результатом двухнедельного пешего похода стали несколько гигабайт отснятого материала красивейших видов горного Алтая. Слегка обработав материал и приведя его в удобоваримую форму спешу поделиться с вами красотами за которыми не надо лететь через океан, а достаточно сесть на поезд, выйти на нужной станции и надев рюкзак пойти по маршруту. Описания фотографий я не делал, решив сконцентрировать взгляд именно на картинках...
29 фото
Фотографии Куликовой Ольги, ретушь Станислава КазноваАктивное освоение территории Республики Алтай в качестве объекта для рекреации началось во второй половине XX века. В 1970—1980-х годах было построено несколько гостинчных комплексов и баз отдыха, которые положили начало организованному профсоюзному туризму.
Сейчас на Алтай ежегодно приезжает до 1 млн туристов.
На территории республики находится большое число примечательных природных объектов. Наибольшей популярностью у туристов пользуется Телецкое озеро.
Цепочка Шавлинских озёр в верхнем течении реки Шавлы — цель пеших и конных маршрутов по живописным предгорьям Северо-Чуйского хребта.
На территории Усть-Коксинского района располагается Белуха (4 506 метров) — самая высокая точка республики и всей Сибири.
Понравилась статья? Расскажи друзьям:
Вконтакте
Мой мир
Одноклассники
Google+
loveopium.ru
Картина Чорос-Гуркина «Алтай. Устье Чамала» вернулась на родину
Работа «Алтай. Устье Чамала» (1909 г.) Григория Чорос-Гуркина пополнила фонд художественного наследия знаменитого живописца в Национальном музее имени А.В. Анохина. Она появилась у нас в сентябре. Выкупленная из частной коллекции, теперь картина ждет своего «выхода в свет». Ее представление зрителю предполагалась к дате 11 октября — дню гибели художника, но из-за активных выставок в текущее время пока откладывается. Кроме того, в музее появилась еще одна работа Г.И. Чорос-Гуркина. Какая? Об этом рассказывает зам. директора Национального музея Римма Еркинова.
— Римма Михайловна, знаю, что тема, связанная с Г.И. Чорос-Гуркиным, для вас особая. Хочется поздравить музей с пополнением копилки работ алтайского мастера. Все-таки, интересно, к какой версии истории картины «Алтай. Устье Чамала» вы склоняетесь сегодня?
— Как мы уже сообщали раньше, эта работа находилась в частной коллекции новосибирчанки Татьяны Петровой (Предтеченской), которая предположила, что эту работу мог приобрести ее прадед А.А. Предтеченский. Также она выдвигала версию, что картину Гуркина мог купить Н.А. Смирнов — тесть А.А. Предтеченского. Мы думаем все-таки, что картина могла быть подарена А.А. Предтеченскому самим Г.И. Чорос-Гуркиным. Как известно, доктор Предтеченский работал в санатории на озере Шира, а наш художник принимал там лечение. Вполне возможно, что Предтеченский получил картину в дар или выкупил ее. Можно провести аналогии. В Новосибирске жил А.К. Скальский — врач, который подарил Новосибирскому музею гуркинское полотно, на котором было написано художником: «На добрую память об Алтае — уважаемому доктору Скальскому». Сибирская интеллигенция знала Гуркина и почитала за честь приобрести его работы. Именно с гуркинских персональных выставок пошла мода на приобретение произведений художников для частных коллекций.
На снимке: семья А.А. Предтеченского незадолго до октябрьского переворота.
Что касается А.А. Предтеченского, то мы знаем, что он родился в селе Адрианово бывшей Владимирской губернии Переславского уезда. Отец его был дьяком. А.А. Предтеченский обучался в Переславском училище и Владимирской Семинарии. Работал учителем в начальной школе, позже учился в Томском университете на медицинском факультете. За участие в забастовке был уволен из университета и выслан из Томска в Красноярск, где работал в железнодорожных мастерских. Позднее ему удалось окончить медицинский факультет, и он стал лекарем. Работал при клинике Московского университета, в Забайкальской области, на курорте озера Шира. Его профессиональная деятельность была связана и с Минусинским уездным земством, с Красноярском, с Севастополем…
Татьяна Петрова не пожелала выставлять картину на аукцион, а сразу предложила ее выкупить нашему музею. Это и случилось. Деньги на приобретение этюда Г.И. Чорос-Гуркина мы заработали сами (входные билеты и экскурсии). Получается, что в этом благородном деле есть и ваша заслуга, уважаемые наши посетители! Гуркинскую работу видело очень ограниченный круг ценителей его творчества. Можно сказать, что она неизвестна более широкому кругу любителей живописи. Произведение с аналогичным названием «Чемал при впадении в р. Катунь» 1911 года есть в Государственном художественном музее Алтайского края с подписью «Дар Шпренгерт. Уважаемой Т. Шпренгерт на память об Алтае».
Этюд Г.И. Чорос-Гуркина был передан мне в Новосибирском художественном музее в присутствии научных сотрудников музея. Я пригласила также старейшего искусствоведа Сибири, в свое время поддержавшего незаслуженно забытого самобытного художника Н.И. Чевалкова. Всё происходило в должной по настроению обстановке. Надеюсь, что выставка этой работы скоро состоится. Пусть чуть позже памятной даты, связанной с днем гибели художника, но это обязательно должно случиться.
— Знаю, что в музее появился новый рисунок, сделанный Чорос-Гуркиным…
— Да, и появление этого рисунка я также расцениваю как благоприятный знак. Речь идет о легендарном новосибирском искусствоведе Павле Дмитриевиче Муратове. Он занимался художниками 20-30-х годов прошлого века. Мы у него выкупали 35 писем (опубликованных с купюрами) — переписку Николая Ивановича Чевалкова со своим учителем Вадимом Николаевичем Гуляевым. В далекие 60-е годы прошлого столетия П.Д. Муратов нашел вдову Вадима Гуляева в Ташкенте и там купил эти письма… Павел Дмитриевич в своем архиве долгое время хранил карандашный портрет 1919 года работы Чорос-Гуркина, на котором изображен бийский большевик, революционер Турусов. История этого уникального рисунка достойна краткого рассказа.
На репродукции – рисунок товарища Турусова, выполненный в Бийской тюрьме.
Гуркин в 1918-1919 годах был дважды арестован: сначала бийским совдепом, а когда пришли колчаковцы, по иронии судьбы его посадили вместе с теми, кем он был заключен раньше. Ему разрешили рисовать. И он делал портретные наброски совдеповцев, которые его чуть не убили. О герое рисунка есть сведения, что он свою трудовую деятельность начал с «кузницы» рабочего класса — завода «Красное Сормово». В 1914 году по революционным делам приехал в Бийск. Был председателем общегородского совета профсоюзов, секретарем уездного бюро РКП(б), участвовал в разгроме семеновских банд второй повстанческой дивизии. В тюрьме познакомился с Чорос-Гуркиным, куда попал сам после прихода Колчака... А рисунок этот П.Д. Муратову подарил его сын. Умер большевик в 1945 году. В Бийске одна из улиц названа его именем. В Национальном музее сегодня хранится более тридцати рисунков, выполненных художником в 1918-1919 годах в Бийской тюрьме…
Сегодня мне хотелось бы вернуться и к разговору об усадьбе Гуркина. Есть концепция ее восстановления, оцененная на уровне правительства России. И теперь, в сентябре, мы получили уже конкретную смету в новых ценах, которую выполнил по заказу нашего музея Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация». Теперь у нас есть реальная стоимость восстановительных работ, необходимых усадьбе художника – и мемориальной, и рекреационной ее части. Смету мы можем предложить инвесторам, которые могут поддержать и развить эту идею.
gorno-altaisk.ru