Чучело масленицы сжигать Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Васнецов сжигание чучела масленицы картина
френдов - с Масленицей!: vasily_sergeev
журнал «Сатирический Вестник» 1790 г.
Леонид Соломаткин Масленица.
Масленица — один из самых любимых праздников русского народа. Праздновалась она шумно и весело. В течение масляной недели разрешалось «есть до пересыта, упиваться до недвижности», а любителей всласть покушать называли маслоглотами.
Конечно же, главным угощением на масленицу являются блины. Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба.
Василий Тимм Масленица (литография). 1858 г.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома - от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение - блины - и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам.
Жан Жакотте и Обрэн Адмиралтейская площадь во время Масленицы (литография с оригинала Иосифа Иосифовича Шарлеманя). 1850-е гг..
Масленичные народные гуляния, устраивавшиеся в 18 - начале 20 веков, были пышными и массовыми. Непременными атрибутами гуляний были блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые пеклись на импровизированных жаровнях, горячий сбитень и сладости.Основными увеселениями были катальные горы, балаганы, катание на санях, уличные карнавалы ряженых в маски, кулачные бои. Все сооружения и сани украшались лентами, флажками, ярко раскрашивались, разрисовывались узорами. Веселье и пляски зачастую приводили к разгулу, заканчивавшемуся драками. В Прощеное воскресенье гулявшие по-христиански целовались и просили друг у друга прощения за грехи.В масленичных гуляниях участвовали также высшие сановники и члены императорской фамилии. Особое внимание публики привлекали "царские выезды" на санях.
Виталий Ермолаев Масленица в Царицыно. 2008 г.
При императрице Екатерине II для увеселения народа устраивались "карусели" с "кадрилями" – спортивные скачки на лошадях с участием высшей знати, которые собирали многотысячные толпы зевак. Иногда устраивались шуточные выезды с деревянной фигурой Масленицы при 12 лошадях.Празднества на Масленицу длились с утра до наступления темноты. После масленичных гуляний горки и балаганы обычно не разбирались до Пасхи, наступавшей через 7 недель.После октябрьской революции 1917 года массовые гуляния на Масленицу были запрещены.
Никола Серракаприола Катальные горы на Неве (гравюра). 1817 г.
Катальные горы (катушки)- сооружения из снега и льда для массового катания во время Масленицы. Они представляли собой деревянные башни-беседки высотой до 18 м со скатом длиной до 100 м, поставленные в параллель - одна против другой. Башни украшались елками, флагами, деревянными скульптурами. В темное время суток горы освещали с помощью плошек, заправленных жиром, зажженных смоляных бочек и фонарей.В крестьянской традиции катание с гор рассматривалось не только как развлечение, но и как определенное ритуальное действие. Первыми его начинали девушки и женщины. Девушки катались по одной или группами на донцах от прялок. По длине их пробега судили, как далеко от дома они выйдут замуж и кто из них лучше прядет.После них с магической целью, « на долгий лен» - для получения лучшего урожая льна, на перевернутых обледенелых скамейках, санях без оглобель и таких же прялочных донцах под смех и свист зрителей начинали кататься замужние женщины.После них горка предоставлялась для всех присутствующих и тогда уже катались все, кто как хотел. На одну обледенелую кожу усаживалось иногда до десяти человек. На санках катались «кораблем», при этом двое усаживались лицом друг к другу, а третий помещался между ними. Так как горы были излюбленным местом знакомства и подбора возможных брачных пар, молодые люди и их родители имели здесь возможность присмотреться друг к другу внимательнее и показать себя с выгоднейшей стороны.Парни приглашали кататься понравившихся им девушек на нарядных расписных салазках. Они усаживали одну или двоих из них к себе на колени и, отталкиваясь от стенок горы руками для лучшего разгона, начинали спуск. Если все проходило удачно, то парень имел право поцеловать девушку. Если же санки опрокидывались в снег, то он это право утрачивал.В некоторых губерниях парню разрешалось поцеловать девушку, которую он катал, только в последний день праздника. В некоторых местностях девушки при катании сажали на колени парней или, если умели хорошо управлять салазками сами, катали друг друга.Когда пара съезжала с горы на шкуре или рогоже, то парень садился впереди, а девушка становилась сзади на колени и обнимала его за шею. По деревенским правилам парню не полагалось катать одну и ту же девушку больше трех раз.
Карл Беггрова Горы на Царицыном лугу (литография по рисунку К.Ф.Сабата, С.П.Шифляра).Оригиналы для Беггрова рисовали одновременно два автора: К. Ф. Сабат - архитектурный пейзаж, С. П. Шифляр - человеческие фигуры и лошадей
Катальные ледяные горы во время Масленицы строили не только в деревнях, но и в городах и даже в столице. В Москве ледяные горы строили на Москве-реке и Неглинной речке от Воскресенских до Троицких ворот. При Петре I они переместились в район Красных ворот.В Санкт-Петербурге такие горки были впервые устроены в 1735 году между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью. В 18 веке горы строились на льду Невы и Фонтанки, возле Адмиралтейства, на Царицыном и Адмиралтейском лугах, на Сенной и Театральной площадях. С них съезжали на санках, обитых сукном лодках, которые назывались "головашками", на коньках, на «сидушках» и пр.В сибирских городах - Омске, Томске - с гор во время праздника катались все слои населения, но для каждого сословия время для этого в течение дня было регламентировано. Простолюдины развлекались всю неделю с раннего утра до поздней ночи. Для высших слоев общества и чиновного люда приличным считалось катание только с 12 до 2 часов дня.
Константин Маковский Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869 г.
Англичанка Марта Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году.В дневнике она записала: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества».В письме к отцу Вильмот писала:«В 12 же часов последнего дня масленицы на веселом балу, где соберется пол-Москвы, мы услышим торжественный звон соборного колокола, который возвестит полночь и начало Великого поста. Звон этот побудит всех отложить ножи и вилки и прервать сытный ужин. В течение 6 недель поста запрещается не только мясо, но также рыба, масло, сливки (даже с чаем или кофе) и почти вся еда, кроме хлеба».
Александр Бенуа Масленица в Петербурге. 1917 г.
В некоторых селах России еще с ХVIII в. разыгрывались во время проводов масленицы специальные масленичные комедии, к которым сочинялись сатирические рифмованные сценарии. Сюжет их всегда строился вокруг главных героев - Масленицы и Воеводы, а одним из обязательных участвующих в действии персонажей являлся Блин. Представление строилось на основе отражения развития праздника, включавшего в себя обильные трапезы и возлияния, в ожидании предстоящего строгого поста, прощания с ним и надежды на новую встречу в очередном календарном году. Зачастую в инсценировках находили комическое отражение и реальные события, произошедшие в данном месте. Подобные мистерии были как оригинальными произведениями местных сочинителей, так и переработкой известных городских текстов.
Василий Иванович Суриков.Взятие снежного городка 1891 г.
Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои, а в некоторых районах «взятие снежного городка», как отзвук представлений о борьбе зимы с наступающей весной.Есть предположение, что обычай встречать Масленицу с весельем и настоящим обжорством сохранился с тех пор, когда Новый год для земледельца приходился на март.К этой неделе приурочивались ярмарки. В городах на площадях разворачивались балаганы с различными представлениями. Гнусавым голосом приглашал Горбатый Петрушка посмотреть кукольный спектакль, вертелась карусель, били в барабаны зазывалы — народ веселился.
Сергей Судейкин Масленичный Петрушка. 1910-е г.
Готовясь к воскресенью, молодежь постепенно стаскивала на открытие место (чаще на середину покрытой льдом реки) из каждого дома старые грабли, бороны без зубьев — всякий деревянный лом, ветошь для костра. Сюда и привозили в воскресенье чучело Масленицы, и гулянье перемещалось на реку или в поле. Но песни пелись уже не приветственные, а прощальные - прощались с Масленицей.
К. Крыжановский Масленица. Прощеный день в крестьянской семье (гравюра по рисунку Н.И. Соколова).
Проводы Масленицы - важный момент праздника.Проводы Масленицы (похороны, масленичный поезд) - обрядовое действие, совершавшееся в последний день праздника. В ХIХ - начале ХХ вв. проводы Масленицы были отмечены исследователями во всех губерниях России. Однако на различных территориях ритуал этот имел значительные отличия. В одних местностях он бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других - в виде проводов-похорон.В северных, центральных и поволжских губерниях, таких как Архангельская, Вологодская, Петербургская, Ярославская, Владимирская, Тверская, Нижегородская, Масленица в последний день праздника подвергалась ритуальному уничтожению огнем - сожжению на специальном костре.
Апполинарий Васнецов Сжигание чучела Масленицы. 1920 г.
Уничтожению и сжиганию иногда подвергалось не только воплощение самой Масленицы. В Пермской губернии не только чучело разрывали и разбрасывали, но и обязательные принадлежности масленичного поезда - сани, помост, трон, балдахин, лодки разрушали, а затем сжигали в костре, символизируя этим уничтожение всего старого, отжившего и расчищая таким образом дорогу для нового состояния мира - пробуждающейся от зимней спячки к возрождению природе.В знак расставания с Масленицей во многих местах с высокого места или берега реки сбрасывали или скатывали горящее тележное колесо, разбрасывавшее вокруг себя снопы искр.В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерниях, таких как Калужская, Рязанская, Владимирская, Тверская, Костромская, Псковская, Новгородская, Саратовская, Пензенская, Симбирская, Самарская, Вятская, большее распространение получили проводы-похороны Масленицы.
Владимир Рябчиков Масленица. 2008 г.
Часто прощание с Масленицей приобретало образ масленичного поезда. Соломенное или деревянное чучело, или исполнявшего роль Масленицы человека помещали в сани, которые, часто, везли не лошади, а мужчины. Этот прощальный выезд имел в некоторых губерниях и специальные названия: круг или конец - в Тульской губернии, околка - в Ярославской, обоз - в г. Нерехта Костромской губернии.Иногда повозка масленичного поезда приобретала вид корабля. Для этого на одних больших или нескольких связанных вместе санях сооружали мачты с развивающимися разноцветными флагами. Там же усаживали и разбитного распорядителя поезда с бутылкой водки в руках. Повозку сопровождал почетный эскорт "военных" в самодельных костюмах.
Александр Брусилов Масленица. 1999 г.
Участники и зрители с музыкой и песнями медленно двигались по улицам, останавливаясь время от времени и разыгрывая сценки из "Царя Максимилиана". Часто при этом зачитывали различные комические масленичные "указы", ставшие популярными еще с ХVIII века. В них давались указания по проведению Масленицы, высмеивались местные происшествия и известные присутствующим персоны. Масленица была временем, когда многое из недозволенного в обыденной жизни было разрешено.Прототипом для подобных масленичных шествий послужил устроенный императором Петром I в честь подписания Нейштадтского мира потешный поезд, состоявший из всевозможных кораблей, установленных на запряженных зверями санях. Он въехал в Кремль во время масленичной недели 1722 года из Всесвятского села под залпы пушечной канонады через Тверские ворота.
Вениамин Лосин Иллюстрация к сказке "Снегурочка".
Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с великим постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой и т. п.У западных и южных славян Масленице соответствовал польский запуст, словенский пуст и болгарский нукер.У чехов и словаков мясопуст завершался обрядом «выноса смерти» — символа зимы: соломенное чучело, называемое Смертью, Мореной или Марженой (от имени древнеславянской богини смерти Мары, Марены), одетое в лохмотья или в праздничный костюм, выносили из селения, бросали в воду или разрывали на части. Солому чучела разбрасывали по полям, что должно было обеспечить их плодородие. Особое магическое значение имел смех при растерзании или сожжении куклы-Масленицы, останки которой или пепел разбрасывались по полям.В представлениях наших предков ярко пылающий костер должен был установить контакт с восходящим солнцем и придать ему силу. Этой же цели должны были служить и старые колеса, без железных ободов, которые покрывались дегтем, смолой, надевались на палку, поджигались и скатывались с горки, разметая во все стороны искры.
Василий Рябинин Масленица 1947 г.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.Например, костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами и конфетами.
Анастасия Адамчук Масленица.
Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу и молодоженам. Традиция требовала, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». Состоял этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы, вставали рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга. Народ при этом кричал: «Порох на губах!» - и предлагал молодоженам целоваться. Подпившие гуляки часто отпускали сальные шутки и кричали: «Показывайте, как вы любитесь». «Столбы» продолжались в течение часа, потом все ехали дружно кататься на санях.
Алексей Степанов Катание на Масленицу. 1910 г.
Во Владимирской губернии был такой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег. С утра по деревне шел клич: «Молодых зятьев зарывать идем!». Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.Традиционный «целовник» проводился в Вятской губернии в масленичную субботу, когда деревенская молодежь ездила целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. Молодая жена подносила каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целовался с ней.
Борис Кустодиев Зима. Масленичное катание. 1919 г.
Впрочем, Масленица — это праздник не только славян, но и практически всей Европы.В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин.
Алексей Смирнов На Масленицу. 2009 г.
В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет, на каждой обязательно — фартук и косынка. Во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду поцелуй звонаря.
Мария Андреева Встреча Масленицы. 1997 г.
В Польше главными героями Масленицы были холостяки. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.
Анна Черкашина Масленица 2002 г.
Использованные материалы:«Мифологический словарь» под редакцией Е.М.МелетинскогоЛаврентьева Е.В. «Культура застолья 19 века»Лаврентьева Л.С., Шаповалова Г.Г. Сборник «Жили-были» (русская обрядовая поэзия)Некрылова А. Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в.»
vasily-sergeev.livejournal.com
Картинки чучело масленицы сжигать, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения чучело масленицы сжигать
vvsokolov_clashot
2592 x 1728
bluecaterpillar
2592 x 2598
alena_zamotaeva
4782 x 3183
alena_zamotaeva
4928 x 3280
3547244_clashot
3000 x 4000
bluecaterpillar
3644 x 2524
barselona_dreams
4224 x 2816
ru.depositphotos.com
Масленица (31 фото)
Ну вот и наступает любимый праздник Масленица, который сохранился с языческих времен. Отмечается он в течение недели перед Великим постом. В народе масленица всегда была веселой порой. Говорят, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить «в горькой беде и худо закончит». Масленица отмечается катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров. Ну и конечно, в Масленицу принято печь блины, ведь блин — это символ солнца.
Вкусный праздник Масленица
С Масленицей
Чучело на масленицу
Улыбающаяся девушка с блинами и баранками
Вкусный натюрморт на Масленицу
Угощение на Масленицу
Сжигание чучела
Тонкие блины с маслом и икрой
Угощения на Масленице
Чучело Масленицы
Празднование масленицы
Изумительные блины на Масленицу
Девушка с блинами
Символы праздника Масленица
Щедрая и яркая Масленица по-старорусски
Румяные блины на Масленицу
Развеселая Масленица
Масленые блины
Русская тройка на Масленицу
Обилие блинов на Масленицу
Перетягивание каната
Мужчина продаёт чучела
Праздничный стол на Масленицу
Танцы на празднике
Игры и гулянья
Гулянье на улице
Чучела-Масленицы
Праздничная ярмарка на Масленицу
Хоровод на Масленицу
Аниматоры на празднике
Чучело на празднике
Масленица — шумный, радостный и самый вкусный народный праздник, пришедший в современный календарь из глубины веков. Известно, что Масленицу отмечали задолго до появления христианства. В языческие времена славяне праздновали его в дни весеннего равноденствия, а главным смыслом всех мероприятий было желание задобрить природу, чтобы получить хороший урожай.
classpic.ru