Иван Билибин: картины, иллюстрации сказок, биография. Картины васнецова и билибина сравнить
Как описать героя, с. 22 — 23
Ответы к стр. 22 - 23
- Сравни сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различается? Какое настроение создают? Запиши свои мысли, используя опорные слова.яркие краски, сказочный сюжет, тёплые цвета, холодные цвета, волшебный мир, детали костюмов героев
У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, он создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети, он создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.На картине «Иван-Царевич на Сером волке», написанной художником В. М. Васнецовым, более объёмное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит. Её сюжет навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике. Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной.Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зелёным кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шёлка. Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями. Художник мастерски передаёт живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной. Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе. Верный спутник царевича Серый волк, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории. Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом.Тёмные краски, в которых изображён лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчёркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.На репродукции Ивана Билибина более яркие краски, чёткие контуры, преобладают тёплые цвета.
ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Как описать героя, с. 22 — 23
3 (60%) от 2 голосующихrazviwaika.ru
Творчество художника Ивана Билибина (1878-1942)Кто не знает известных русских сказок об Иване-царевиче и сером волке, о золотом петушке, Василисе Прекрасной, о царе Салтане? Память долго держит образы этих сказок не только в силу их глубокой поэтичности, но и благодаря красочным иллюстрациям, которые запоминаются с детства. Художником, посвятившим всю свою жизнь сказкам, был Иван Яковлевич Билибин. Он не сразу выбрал себе поприще иллюстратора сказок. На сложение его как художника оказали решающее влияние два больших русских живописца И. Е. Репин и В. М. Васнецов. Первый, под руководством которого он занимался в Тенишевской мастерской (1898— 1900) и в Академии художеств (1900—1904), привил начинающему художнику стремление к неустанному труду, постоянному профессиональному совершенствованию. Произведения Васнецова, увиденные Билибиным впервые на персональной выставке 1898—1899 годов, произвели на него ошеломляющее впечатление, и это имело определяющее значение в выборе художником своей темы в искусстве. Мир волшебной сказки, открытый Васнецовым в русской живописи, навсегда покорил Билибина. Уже тогда он исполняет серию иллюстрированных книжек-сказок, которые выходят в 1899—1900 годах. Здесь и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», и «Царевна-лягушка», и «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и др. В них он приходит к четко выраженному контурному рисунку, применяет локальное цветовое пятно, вводит орнаментальность и узорочье. Все это он развивает в дальнейшем, заостряя графический язык, добиваясь композиционной согласованности, изощряя орнаментальную проработку, уточняя историческую достоверность предметной среды. Билибин с самого начала стремится к целостному оформлению книги, не ограничиваясь лишь полосными иллюстрациями. Рассматривая его книжки-тетрадки, находишь продуманное размещение заставок, иллюстраций, концовок и других элементов книжного убранства. Так Билибин создал свой стиль, который явился новым словом в книжной графике. Здесь он оказался на одних позициях с такими завзятыми книжниками, представителями «Мира искусства», как А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие, и стал членом их объединения. Но, в отличие от мирискусников, в своих стилизаторских пристрастиях обращавшихся то к эпохе французского рококо» то русского барокко и ампира, Билибин сразу же обращается к быту допетровской Руси. Он одним из первых наших художников совершает поездку по русскому Северу, изучая его самобытное искусство. Мир лубка, резьбы по дереву, древнерусской архитектуры, народного ткачества вносят свои выразительные элементы в сложение билибинского стиля. Весь этот разнородный материал художник организует в убедительную систему благодаря строгой графической дисциплине. Он сознательно ориентируется на воспроизведение своих работ в печати, рисует на листе бумаги с безошибочной точностью гравера, его линия, которая становится отличительным знаком билибинского стиля, безукоризненна и законченна. В 1905—1910-е годы в работе над иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина «О царе Салтане» и «Золотом петушке» Билибин достигает предельного совершенства в избранной им изобразительной системе. Несмотря на власть «железной» линии, художник умеет передать эпический размах волны и изысканный рисунок морской пены («Бочка по морю плывет») и бытовую жанровость момента (царь Салтан, подслушивающий разговор девиц). Ему не чужд и юмор, иногда довольно острый (недаром он активно сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» в 1905—1906 гг.). В дальнейшем его стиль включает новые изобразительные и выразительные элементы. На Билибина огромное впечатление производят древнерусские иконы, которые к тому времени были открыты в своей первозданной красоте. Он вводит в свою работу более интенсивный цвет, линия становится пластичнее и богаче. В биографии Билибина была почти двадцатилетняя разлука с родиной (художник уехал за рубеж в 1920 г.) Живя в Египте, он, как всегда, много работает с натуры, создает монументально-декоративные композиции, а по приезде в Париж отдается театру и иллюстрационной деятельности. Работа над декорациями к сказочным и историческим операм была второй большой областью творчества Билибина. В театр он вносит сложность своего художественного языка, лубочно-игровое, народное начало. Но все-таки главным остается для него книга. В 1936 году Билибин возвращается в Советский Союз и становится профессором графической мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Искусство Билибина явилось важной составной частью русской художественной культуры. Выдающийся мастер стал, по словам А. П. Остроумовой-Лебедевой, «одним из основоположников русской графики как самостоятельной области искусств». Галерея картин Ивана Билибина (1878-1942)Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Развивающее занятие "Мир сказки глазами художника"
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (19,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: дать учащимся представление об особенностях отражения литературных образов в искусстве живописи и графики.
Задачи:
- познакомить с творчеством русских художников рубежа 19–20 вв. В.М. Васнецовым и И.Я. Билибиным;
- дать первоначальные основы знаний по теории искусства о живописи и графике;
- научить находить общее и отличное в различных видах искусства;
- создать атмосферу уважения и любви к русской культуре.
Ход занятия
Учитель: «… В три девятом царстве, в три десятом государстве жил-был …». А как вы думаете, почему нашу встречу я начинаю с этих слов?
Ученики: Обычно так начинаются сказки.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы будем вспоминать сказки. А помогут нам в этом два художника – Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Оба они жили больше ста лет тому назад, на рубеже 19 и 20 веков. Оба художника очень любили сказки и оставили нам много произведений со сказочными сюжетами и образами.
Как вы думаете, почему взрослые, как и дети, тоже любят сказки?
Ученики: В сказках совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Учитель: Конечно, сказочный мир – удивительный! Кому же не хочется там побывать?! А кто создает сказки?
Ученики: Народ, писатели.
Учитель: Издавна сказки создавал народ. С помощью сказок он стремился преобразовать свою жизнь, сделать ее наряднее, интереснее. Какие народные сказки вы знаете?
Ученики: Перечисляют сказки.
Учитель: Давайте вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк». Там есть такой эпизод: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает». Как бы вы изобразили этот эпизод?
Ученики: Показывают свои заранее приготовленные рисунки или фантазируют прямо на месте.
Учитель: Посмотрите, как представил этот эпизод Виктор Васнецов. Его картина так и называется «Иван-царевич на сером волке». Иван-царевич и Елена Прекрасная совсем как настоящие. Да и волк уж очень большой и страшный. А окружающий их лес? Темный, дремучий. Зато как тонко выписаны розовые цветочки в правом углу картины и царские наряды главных героев. Каждый камушек на головном уборе Елены Прекрасной виден! Все как настоящее, как в реальной жизни.
Точно также написана и другая картина Виктора Васнецова – «Алёнушка». Каждая травиночка здесь тщательно выписана, можно даже понять какие деревья растут возле озера (ёлки, берёзы), отражение в озере видно. Природа печальная, как будто грустит вместе с Аленушкой. А почему она грустит? Из какой сказки взял этот образ Виктор Васнецов?
Ученики: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Учитель: Правильно. Мы видим, что сказочные образы у Виктора Васнецова очень похожи на реальные. А хотите знать почему? Потому что сказочные образы он писал с настоящих людей, да и природа на его картинах очень похожа на нашу русскую природу. Свои картины художник писал на холсте масляными красками. Такой вид искусства называется живопись, а картины – живописными.
В начале урока вы рассказали мне, что, кроме народа, сказки создавали еще и писатели. Кто назовет имя самого известного русского сказочника?
Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Конечно. С его «Сказкой о царе Салтане» мы недавно познакомились. В этой сказке мир расцветает чудесами. Здесь и море, и звезды, и остров Буян, и множество необычайно ярких персонажей. Ивану Билибину, также как и нам, сказка Пушкина очень понравилась, и он создал целый цикл иллюстраций к этой сказке. Как сказка начинается?
Ученики: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, – Говорит одна девица, – То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царицей, – Говорит ее сестрица, – То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, – Третья молвила сестрица, – Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Учитель: (Показывает иллюстрацию Билибина.) А в это время на дворе стоит светлая северная ночь, молодится месяц, уютно светятся маленькие окошки избы, и, грузно проваливаясь в снегу, спешит к крыльцу «царь, стороны той государь». Светится голубой снег, горят драгоценные одежды царя, прекрасна насторожившаяся тишина зимней ночи – царь спешит к своей суженой. На рисунке нет сказочных существ, но дух сказки в ней витает. Он в самой атмосфере, в самом состоянии изображенного мира.
(Учитель показывает следующую иллюстрацию.) А этот эпизод сказки о чем рассказывает?
Ученики:
«…Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице…»
Учитель: На переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим выдвигаются на середину сцены. Художник специально их так расположил, чтобы нам зрителям удобно было смотреть. На парчовых и бархатных нарядах гостей царя Салтана – крупный орнамент драгоценных тканей. Они превращают передний план рисунка в калейдоскоп разноцветных узоров, даже можно сказать в движущийся ковер.
Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью. Такой вид искусства называется графикой, а сами рисунки – графическими или акварельными.
Итак, сегодня мы с вами увидели, что художники по-разному представляли себе сказочный мир. Чем же сказочный мир Виктора Васнецова и Ивана Билибина отличаются друг от друга?
Ученики: У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, а у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети.
Учитель: Совершенно верно. Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
А чем еще отличаются произведения двух художников?
Ученики: Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью.
Учитель: Как такие виды искусства называются?
Ученики: Живопись и графика.
Учитель: Несмотря на то, что произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина такие разные, их объединяет любовь к родной природе, русскому народу и его сказкам. А сейчас мы с вами посмотрим другие произведения этих художников на сказочные сюжеты.
(Презентация)
Учитель: Понравились вам произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина? А музыка, которая сейчас звучала? Я вам приоткрою маленький секрет: сказки сочиняют не только писатели, поэты, художники, но и музыканты. Музыка, которую вы сейчас услышали, написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Представляете, он тоже написал «Сказку о царе Салтане», но только с помощью музыкальных звуков. Отрывок из его музыкальной сказки, который сейчас прозвучал, называется «Полет шмеля». Но о музыкальных сказках мы поговорим в другой раз.
А теперь проверим вашу внимательность. В этом кроссворде зашифрованы имена сказочных героев из сказок, которые показали нам в своих произведениях Виктор Васнецов и Иван Билибин.
(Разгадывание кроссворда)
Учитель: Наше путешествие в сказочный мир подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового. И я хочу дать домашнее задание, но не вам, а вашим родителям. Пусть ваши мамы и папы прочитают в книжках и потом вам расскажут, какие ещё картины или рисунки, кроме сказочных, создавали Виктор Васнецов и Иван Билибин.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сказочные героини Васнецова и Билибина
Сказочные героини Васнецова и Билибина
Виктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным девицам: у каждой - свой характер и собственная неповторимая история.
Царевна-лягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав косточки сложит, в другой - вино выльет; потом пойдёт плясать: махнёт правой рукой - станут леса и воды, махнёт левой - полетят разные птицы.
Прослушивание: А. Лядов. Плясовая.
Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего друга Финиста-Ясного сокола, три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала и три просвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой характер упорный.
У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего настроения.
Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки.
А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была заколдована и на некоторое время превратилась в утку.
Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы, а Царевне-лягушке не предложишь то же платье, что Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям, как выглядят сказочные дворцы.
Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству «Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил писать декорации (а ещё - играть роль Деда Мороза). «До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу,- вспоминал художник,- а сам не знаешь, что выйдет». Он-то писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII веке: потолки расписные, стены цветами и травами разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами – высокие «Шатровые» крыши.
Прослушивание: Н. А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).
Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов, что сказки слагались в древнерусские времена, вот и настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по времени частица Древней Руси - XVII век. После уже и дома стали строить по-другому, и царевны начали одеваться по европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить сказочный мир, художники-сказочники вспоминали настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в искусстве.
Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники-сказочники интересовались тем, как люди жили раньше, какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее.
Билибин объездил Русский Север: смотрел, как «старинные, срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе и как деревенские щеголихи наряжаются в свои старинные наряды» (это слова самого художника). Он не только путешествовал, но и выполнял научное задание: собирал для Русского музея в Петербурге коллекцию изделий талантливых местных мастеров, фотографировал древние деревянные церкви и часовенки. Он стал настоящим знатоком древней архитектуры, старинного костюма и крестьянского быта. И в билибинских книжках сказочный мир создан из исторически точных деталей. Можно не сомневаться: так, как одета Василиса Прекрасная, одевались и обычные, не сказочные девушки.
Васнецов тоже приобретал разные старинные предметы. В мастерской у него стоял светец с поддоном железная стойка, в которую зажимали лучину: лучина горела, давала свет, а угольки падали в поддон, куда наливали воду. Были настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с «солнышками», И оружие - два топорика-секиры. Прикасаясь к этим вещам, художник попадал в сказочный мир гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, точь-в-точь такой сундук был у Кощея Бессмертного (мы это видели на картине).
В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились костюмы. Не все из них были по-настоящему старинными, в основном, их сшили родственники и друзья живописца для домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах друзья и родственники позировали Васнецову для картины «Спящая царевна».
К сказочным царевнам художник под конец жизни так привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но, наверное, главная причина в другом: эти, такие разные, царевны поддерживали его в печали и радости.
Допустим, смотрит художник: вроде всё у него есть, а как-то вокруг невесело. Он тогда - к «Царевне Несмеяне»: подправит что-нибудь на холсте - и как будто в мире что-то улучшил. Или говорит себе: «Ничего-ничего, все будет хорошо!» А тут как раз и Царевна-лягушка на картине пляшет, да так, что музыканты вдохновились: вот-вот сами в пляс пойдут. А уж если чувствует Васнецов: что-то мешает жить, он идёт к той царевне, что в плену у Кощея.
Но если так - встаёт вопрос: в каких же случаях обращался художник к работе над «Спящей царевной»? Даже в мастерской Васнецова, где потолки высотой в два высоких этажа, видно, как велико это полотно. Неудивительно, что автор работал над ним 26 лет: целое царство сна сразу не напишешь. Сладко спят его обитатели, самозабвенно и, видно, очень давно: уже и берёза успела облететь, теперь вот снова цветы распустились. Спит царевна в короне, спит гусляр с гуслями, скоморох в колпаке, девицы на лавке, стражник с секирой, спят павлины в дупле...
Прослушивание: А. Лядов. Колыбельная.
Если всех перечислить, получится настоящая колыбельная. Племянник Васнецова, который позировал для фигур скомороха и гусляра, вспоминал, что как-то и вправду уснул во время сеанса. А Васнецов держался.
Но хочется думать (хотя об этом нигде воспоминаний нет), что перед сном художник потихоньку от домашних поднимался в мастерскую, замирал ненадолго перед «Спящей царевной», а уже потом шёл, умиротворённый, в спальню, бормоча: «Мишка спит, и лисичка спит, зайчик спит, попугайчики спят...»
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3; Чайковский. Нежные упреки, mp3; Лядов. Колыбельная, mp3; Лядов. Плясовая, mp3;3. Сопровождающая статья, docx.
music-fantasy.ru
сравни сказку иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова литература 3 класс плиз
LocDogg17 апр. 2016 г., 14:34:23 (2 года назад)
Иллюстрации к русским сказкам художника Билибина написаны в несколько "лубочном", нереалистическом стиле, хотя они хорошо передают сказочную атмосферу чудес, удалённую от реальности. У Васнецова - иное; хотя и его творчество - далеко не реализм, но картинам Васнецова свойственна живость, правдоподобность красок и оттенков, чего не скажешь о Билибине. Кстати, Билибин, скорее всего, основывает свои сказочные картины на лубочном народном творчестве - деревянных картинках, которыми украшались деревенские избы. Некоторые свои иллюстрации художник подписывает вязью - старославянскими витыми буквами. Точно такие же надписи присутствуют и на лубочных картинках. Да и манера рисунка схожая.
KelisLeamn21 февр. 2017 г., 13:44:23 (год назад)
Привет, хочу купить купить наволочки в интернет магазине - не подскажете плиз где купить? Кстати вот еще небольшая статья о том, как появилось потсельное белье). Первые сведения о КПБ были найдены в документах древнеримских историков. Римская империя, которая известна своим вниманием к изяществу, не могла оставить без всего этого свои ложа. Стало известно, что в 4 веке до н. Э. Римляне использовали матрацы, которые набивали заячьей шерстью, застилали их шёлковыми простынями на каждый день, а для любовных утех использовали вышитые цветами льняные простыни. К сожалению, больше до XV столетия в истории нет ни одного упоминания о постельном белье. Только в эпоху Возрождения, в Европе, в знатных домах стали застилать кровати белоснежными простынями с пестрыми вышивками с разнообразными сюжетными линиями. В Италии, в эпоху Ренессанса, стали популярны чисто белые спальные принадлежности, а также белые полотенца, скатерти, салфетки. Спальное бельё было невероятной роскошью, поэтому доступно только знатным семьям, владельцам дворцов, аристократии. В XVI веке на простынях и наволочках стали вышивать имена хозяев. Постельное бельё стали шить к величественным событиям, а вышивали на нём даты приуроченные к праздникам. Такие простыни были очень ценными, так как шили их в одном экземпляре. В XVII веке Голландия диктовала моду на шелковые и льняное бельё. Саксония опередила её в XVIII веке. В эти времена постель стелили не так как в современном времени. Волосяные матрацы застилали несколькими простынями, разной плотности. Так как пододеяльники появились только в XX веке, одеяла так же застилали простынями. Среднему классу постельные принадлежности стали доступны только в XVIII веке. Домашний текстиль все так же оставался белоснежным, но уже с кружевами. Мастерицы монастырей шили невероятной красоты кружевное бельё для богатых домов. Даже Петр Великий вызвал фламандских монахинь, что бы те обучили русских сироток своему искусству. В Орловской губернии стали шить невероятные кружевные батистовые и кисейные пологи, которые отправляли в Турцию и Англию.
literatura.neznaka.ru