Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы. Картина пересвет и челубей васнецов
Ящик пандоры – Тайна поединка Пересвет-Челубей
Правда и ложь одного из самых ярких мгновений русской истории
Сцена битвы Пересвета с Челубеем известна всем нам по многочисленным иллюстрациям в учебниках истории. Однако в ней и вокруг неё содержится немало странностей, которые дают повод заподозрить позднейшие искажения подлинных событий. Например, сообщение о том, что схимник пошёл убивать людей, что невозможно в принципе, каким бы авторитетом ни был в то время игумен Сергий.
Или эпизод обнажения воина перед важнейшим поединком, от которого зависел боевой дух наших дружин. (Заметим – не перед смертной битвой, когда выиграть шансов нет, а перед показательной дуэлью, в которой требовалось одержать победу). Наверное, доспехи придумали не для ухудшения боеспособности воина, а для их усиления. Идея о том, что Пересвет якобы “разделся, чтобы копьё Челубея прошло сквозь мягкие ткани его тела” выглядит красиво, но не выдерживает даже самой поверхностной критики. Где гарантия, что копьё попадёт именно в мягкие ткани, а не в грудную клетку, например, ключицу или таз? Не так уж много у воина мягких тканей. А при прочих равных боец в доспехах и шлеме имеет всё-таки больше шансов победить, чем раздетый.
Есть вопросы и к самому Сергию Радонежскому. По официальным данным, игумен Сергий вместе с митрополитом Киприаном отлучили князя Дмитрия Донского от церкви. Чтобы современным людям было легче понять значение этого факта, скажем, что это гораздо хуже, чем сегодншнее лишение гражданства. Человек фактически объявлялся вне закона, становился изгоем… Мог ли такого человека “благословить” игумен Сергий?..
Тонкости этого вопроса разбирает историк Лев Прозоров.
БЫЛЬ ПРО “ИНОКА” ПЕРЕСВЕТА
Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист злодеев-”неоязычников”, то не преминет заметить – мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно волнуют; не иначе как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами, не зря ведь Кураев жалуется, что у православия – женское лицо)?!
Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму “Лебеди Непрядвы” (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) – тогда да, все так и было – и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.
Знатные русские воины были снаряжены примерно так.
Только стоит обратиться к источникам. И красивая – хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! – картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи, современные Куликовской битве, про монашество Пересвета и его поединок вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского. А это уж просто поразительно – неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух братьев из обители – настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?! Как Сергий копал огород – важно, а как послал на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря – ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил братьям – иногда их именуют послушниками – схимы…
Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего. Однако необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть. Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жесткая субординация. Схимник – иначе говоря, схимонах – одно из высших званий в этой армии. Сперва человек становится послушником – года так на три, потом его постригают, делают рясофором – еще не монахом! – потом идет просто монах, потом – иеромонах, а вот уж потом… Прочувствовали? Поверить, будто обычному монаху – не говоря про послушника – надели схиму, все равно, что поверить в то, что лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета Биглера из “Бравого солдата Швейка”. Или вот еще – по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты – за что им, конечно, честь и хвала – но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев. То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках – это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звездами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями. Однако – молчание!
Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна “Задонщина”, зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении. Пересвет в ней “злаченым доспехом посвечивает”. Вот и все сказки про рясу или схиму! При всем нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.
В самых же ранних редакциях “Задонщины” Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. “Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди”. Хорош смиренный инок? Дальше – пуще: “а ркучи таково слово: “Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным””. Картина маслом кисти Репина, “Приплыли” называется. Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное плену. Да ведь это – нормальная этика русского воина-язычника времен Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.
Да был ли он монахом-то – закрадывается нехорошее подозрение. Если и был – то определенно не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби). Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся ее братья покоились в “чужой” земле?
Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из “Лебедей Непрядвы”, а людьми более чем взрослыми. У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, так же не прервался – в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.
Но стоп! Отчего же литовский выходец? Да оттого, что братья называются во всех источниках “боярами брянскими” или “любучанами” – выходцами из расположенного неподалеку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского. И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знаменами своего сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю Московскому зимой 1379-1380 годов.
Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да еще в монастыре, расположенном на московских землях? Да еще успеть за полгода пройти послух – как мы помним, трехлетний – и “дослужиться” до схимников?
Вопросы, вопросы, вопросы… и ни на один нет ответа. Точнее есть – один на все разом. В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого монастыря, ни какого-нибудь другого – ибо монах от всех мирских обязанностей освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было следовать за своим – уже бывшим – сюзереном в Московское княжество.
Между прочим, сам Дмитрий Ольгердович был крещен-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр, суда по “святотатственной” реплике Пересвета, христианство также не успело пустить корней. Как и в душе еще одного литовского выходца, воеводы Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало – ворожащего своему тезке, великому князю Московскому, еще не прозванному Донским, о победе по волчьему вою, заре и “голосу земли”. По свидетельству Гальковского, еще в начале ХХ века русские крестьяне – кстати, из западно-русских, “литовских” во времена Пересвета Смоленских краев – вот так, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест. Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?
Ослябя, оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у еще одного литовского выходца – митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в монахи. Так, надо думать, и появился в источниках “чернец Родион Ослябя”, ну а уж коли в “Задонщине” (первые списки которой ни словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом, то монахи-летописцы и сделали “логический” вывод, задним числом вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля. И произошло это, судя по летописям и спискам “Задонщины” не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто, и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). Тогда же возникло и “Сказание о Мамаевом побоище”, перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы “на злобу дня”, и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в “Сказании…” вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Позвольте посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец “испугался” остатков московского войска, только что перенесшего страшное сражение. Это-то объясняется хорошо – соперничество Москвы с Литвой в собирании Русских земель было в разгаре, Литва – точнее, уже Речь Посполитая – стала католической и начала, на свою, в конечном счете, голову, притеснять православных – короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость. Хотя бы просто чтоб “замазать” активнейшее участие Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с их подданными – Боброком, Пересветом, Ослябей – в великой победе над Ордой.
Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля. Церкви тоже хотелось кое-что “замазать” – только не чужие подвиги, а собственное… м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не подворачивается… ну, скажем, собственное поведение во времена ига. Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя. Под угрозой мучительной смерти запрещалось не только причинять какой-либо вред “церковным богомольцам” или посягать на их имущество – даже словесно оскорблять православную веру! Против кого направлены были эти указы – ясно: до XIII века на Руси действовали капища Древних Богов. Но лучше всего – мотивация этих суровых запретов в ханских ярлыках: “зане они за нас и за весь род наш бога молят и воинство наше укрепляют”.
Что тут сказать… не говорить хочется – кричать! Особенно хорошо читать это после того, как почитаешь душераздирающее “О разорении Рязанской земли Батыем”, да вдобавок – описания раскопок сожженных Ордой городов с детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых женщин; после того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой – 75% городов и сел северо-восточной Руси не пережили XIII века, были уничтожены полностью – это при том, что в уцелевших шла резня, выживали единицы… с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси…
Это они за них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли! И действительно укрепляли – когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который “у кого коня нет – дитя возьмет, у кого дитя нет – жены возьмет, у кого жены нет – самого возьмет”… церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.
Вы не поверите, читатели, но еще в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану III: “мнози и от неверных и нечестивых царей…зело по святых церквах побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки давали”. Не знаешь, на что пуще умиляться – на это дивное – “вашем Руссийском царствии” – прямо таки нынешняя “эта страна” – или на саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.
Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники – тут же, “и мужниных еще сапог не износивши” – кинулись примазываться к победе над Ордой. Так посмертно “постригли” в троицкие монахи полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.
Исторический же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо проезжал. Я знаю, что эта статья мало что изменит – как были, так и останутся бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему на врага в долгополой сутане, как звучали, так и будут звучать экстатические завывания штильмарков и уткиных про “подвиг схимника Пересвета, благословленного на бой святым Сергием”. Что ж, вольному – воля, вольному – правда, а “спасенным” – их рай, их краденые герои и ворованные подвиги. Каждому свое. Я писал не для них…
ПОЧЕМУ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ БИЛСЯ НЕ ПОД ЗНАМЕНЕМ?
Одной из загадок Куликовской битвы является более чем странная история с обменой доспехами и конями князя Дмитрия и боярина Михаила Бренка. Как мы помним, Дмитрий снял княжеские доспехи и, отдав их вкупе с конем Михаилу Бренку, оставил его под знаменем, сам уехал в передовой полк на чужом коне и в простых доспехах.
Что бы сие значило? Можно, конечно, допустить, что это очередное сочинительство безвестного автора «Сказания о Мамаевом побоище» [255] , благо с фантазией у него было все в порядке – и который год как мертвый Ольгерд литовское войско на Москву ведет, и татарин-мусульманин Мамай к Перуну и Хорсу (а за одним к «Реклею»-гераклу и «Бохмиту»-Магомету) взывает.
Однако, вообще говоря, в его выдумках обычно прослеживается некая логика или хотя бы следование шаблону. Мамай поганый, значит, язычник, значит, должен к идолам взывать. Вон, у французов в «Песни о Роланде» мавры из Кордовского эмирата Аполлона и Юпитера славят. С Литвой Москва враждует за русские земли, значит, изобразим, как подлые литвины хотели нашим в спину ударить (а когда умер Ольгерд, во времена написания «Сказания, более чем сто лет спустя после Куликовской победы, уже мало кто помнил). Почитаемого в только что подмятой Моской Рязани князя Олега Ивановича сделаем из ведущего свою политику государя предателем. Александр Пересвет, боярин брянский, уже однозначно превращается в монаха и становится участником эпического поединка с печенегом (!!!). И так далее.
Но какой смысл в истории с переодеванием, чего ради было ее выдумывать? Аналогов тоже не припоминаю. И простой небрежностью, вроде именования «князя» (темника) Мамая «царем» (ханом), чего современные битве русские источники себе не позволяли, тут тоже дело не решается.
Позднее изобрели дивное объяснение: оказывается, Дмитрий сделал это, чтоб войско не смущалось, если флаг упадет и сражающиеся под ним погибнут – мол, зато князь, может, и жив. У меня просто слов нет для определения гениальности такого объяснения. Нет слов и для описания того «воодушевляющего» эффекта, что окажет на войско факт бесследного растворения князя неизвестно где. Ну, или еще немногим лучше – факт нахождения его в первых рядах, среди, фактически, смертников.
На мой взгляд, многое объясняет малоосвещаемый официальной историографией факт: на момент битвы князь пребывал отлученным от церкви митрополитов Киприаном. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию – тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний «благословляющим» анафемствованного князя, (на случай, если кто станет твердить, что «Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил» – вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: «На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное как отлучение от Церкви» [256] ).
Итак, анафема Киприана [257] :
«Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, – силою благодати, данной мне от пресвятой и живоначалыюй троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословенны мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».
На самом деле, как мы знаем из третьего письма Киприана Сергию, Сергий его анафему поддержал, и, по всей видимости, распространил – а об этом можно судить по количеству списков, в котором дошло до нас содержащее отлучение письмо Киприана.
Летом 1380 года Киприан находился в Константинополе, куда поехал жаловаться на Дмитрия. Снять оттуда отлучение он не смог бы даже при желании – не было еще ни телеграфа, ни радио, ни сотовой связи. Покинув Москву летом 1378 года, он прибыл в Константинополь весною 1379-го – вряд ли обратно он мог добраться быстрей.
Хуже того, кандидат в митрополиты, выдвигавшийся самим Дмитрием, Михаил-Митяй, русский, а не грек или болгарин, выходец из белого духовенства, стоявший, в отличие от Киприана, епископа суздальского Дионисия и Сергия Радонежского, за независимость русской церкви от Константинополя, приплыв в Константинополь летом 1379 года, почти тут же умер. О смерти, ожидавшей Митяя в Константинополе, перед его отъездом откровенно говорил тот же Сергий.
Итак, посмотрим теперь на начало Куликовской битвы с этой позиции.
Великий князь отлучен от церкви, его ставленник умер – что многими могло восприниматься как доказательство неугодности Митяя – и его покровителя! – Христу. Сам Дмитрий Иоаннович не мог не чувствовать себя более чем неуютно.
Но Мамай и его орда не собирались считаться с этим. Орда шла на Русь. Орду надо было остановить – но как, если во главе войска стоит отлученный, неугодный богу князь-анафема?!
Сам князь Дмитрий, такой же средневековый христианин, как и большинство его подданых, не мог не думать об этом.
И вот, накануне битвы, великий князь решается на поразительный шаг. Он перелагает княжеские регалии на плечи друга, не задетого анафемой Киприана приближенного. Делается это в прямом смысле перед богом – перед ликом Спаса на черном московском знамени, ратной иконой Москвы. Теперь Христу не за что гневаться на московское войско – во главе его не отлученный, не анафема, а благоверный православный христианин. Сам же Дмитрий уходит простым воином в передний полк, отдавая себя на суд божий – не как князь, а как простой человек. Становится в один ряд с нехристями и двоеверцами с северного Белоозера и языческой Литвы.
После боя, очнувшийся, он наверняка испытал большую радость, чем мы это представляем себе сейчас. Не просто лично он уцелел, не просто войско выиграло битву – бог явил волю, вседержитель рассудил, и признал его, Дмитрия, правым. Отлучение снято – снято волею высшею, чем воля митрополита и самого патриарха. Не только жизнь, не только победа – примирение с богом.
Так – если он руководствовался предполагаемыми мною мотивами – должен был понимать происходящее князь Московский. Так это должны были воспринимать его православные подданные. Так, судя по всему, понял это и Киприан, в 1381 году вернувшийся в Москву и примирившийся с Дмитрием – ненадолго, правда, до своего бегства из оставленной на него Москвы перед наступающей ордой Тохтамыша.
Но те, кто сражались рядом с ним, подданные литовских и белозерских князей, может быть, обратили внимание на иное – израненного, упавшего князя прикрыла ветвями упавшая, срубленная в жестокой сече береза – одно из священных деревьев языческой Руси.
Источник: xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai
pandoraopen.ru
поединок Пересвета с Челубеем, неизвестные детали: staryiy
Поединок Пересвета с Челубеем, по другим версиям – Темир-Мирза либо Таврул.А.Пересвет сразил не просто воина Челубея, а великого и ужасного Воина, непобедимого Челубея, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, и до сих пор почитаемый на Тибете.
Рассказ архиерея Североморской епархии, епископа Митрофана (Баданина) — в прошлом морского офицера, с 2000 года — священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.
«Когда мы стояли перед этой картиной(картина Павла Рыженко «Победа Пересвета»), один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.
В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…
Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».
Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
Несколько лет назад китайцы приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, спрашивали, есть ли летописи о поединке Пересвета с Челубеем. На вопрос, зачем это им, ответили, что на Востоке Челубей считается великим воином, победившим в трёхстах боях. А бои в те времена победой по очкам не кончались. Если бой, значит насмерть. Поэтому китайцы поражались, как мог Пересвет сразить непобедимого великого воина.»
Официальная версия
Копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме,сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам.
Пересвет был из боярского рода, крепок силою, и в прошлом искусный воин. Произнеся молитву и простившись с товарищами, он выехал навстречу Челубею на вороном коне. На нем была схима с красными крестами, полученная им от игумена Сергия вместе с благословением на битву. Все его снаряжение было справлено на монастырскую казну. Наконечник его копья ковал местный кузнец. Древко копья изготовлено из близлежащих лесов. Легендарное копье Пересвета до этого момента было неизвестно никому. Всадники разъехались и, разогнав коней, стали сближаться.
Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились.
Сильный и опытный воин Челубей точно поразил не имеющего щита Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копье Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам. Что было плохим для них предзнаменованием.
Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». По другой версии Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Дальнейший натиск татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Там же была захвачена Ставка ордынцев. Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня).
Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.
Описание поединка в Сказании побудило некоторых историков усомниться в самом существовании этого эпизода. Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.
staryiy.livejournal.com
КАРТИНА БИТВА ПЕРЕСВЕТА С ЧЕЛУБЕЕМ - Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Подался назад и Пересвет. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Поединок Пересвета с Челубеем в истории существует КАК МИФ. А это означает, что не так важно был ли сам поединок и в каком виде, важно о чем говорит миф, что символизирует.
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря.
В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре.
Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были схимонахами монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переславль-Залесский.
Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). Существует также другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России. После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».
Правда о схватке Пересвета и Челубея
В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок). В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий».
Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста.
Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания.
Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова
Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.
С его головы падает красный малахай. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.
Описание и анализ
В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Еще в 1917 году художник выставлял работу „Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», не удовлетворившую его и позже им уничтоженную.
Осенью 1942 года Авилов вернулся из эвакуации в Москву, где получил большую мастерскую, что и дало возможность начать работу над крупным холстом. Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе „Поединка» Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев.
В 1367 году великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович (позже получивший прозвище Донской) начал строительство каменного кремля и вообще каменное строительство в Москве. Нам сегодня трудно понять некоторые моменты почему, например, Русь и Орда находились, время от времени, в союзнических отношениях. Таким, вот, старшим князем стал Дмитрий Иванович в нелёгкой политической борьбе с суздальско-нижегородским, рязанским и тверским княжествами.
То, что не написано в житиях
Как бы то ни было сотни тысяч воинов с обеих сторон сошлись в бою утром 8 сентября 1380 года. С самого начала татары атаковали успешно. И вот «Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и сказал: «Теперь наше время». Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи, пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах».
Да, при советской власти большая часть истории была отредактирована, и мы понятия не имели, кто были Пересвет и Ослябя. Роясь потихоньку в деталях, недавно задумался: а как именно вышло, что перед началом КУликовской битвы в поединке погибли и сразу оба поединщика? Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями.
В его мнении что-то есть. Он даже утверждает, что именно на Куликовом поле и родилась Россия. По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей».
Еще интересное:
labudnu.ru
Новости дня: Поединок Пересвета с Челубеем: как это было - Свободная Пресса
В последнее время появилась мода на дискредитацию многих исторических событий, которыми мы гордимся. Касается это не только 28 панфиловцев. Предпринимаются попытки переписать и многие другие героические страницы нашего прошлого. Например, опровергается сам факт поединка Пересвета с Челубеем во время Куликовской битвы.
Александр Пересвет
Когда говорят о Куликовской Битве 1380 года, вспоминают документы, которых можно смело назвать первоисточниками. Это — Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Из них самой древней является Летописная повесть, представленная в двух версиях — Краткой и Пространной. По мнению большинства историков, именно Краткая редакция Летописной повести появилась практически сразу после Куликовской Битвы — во всяком случае, до 1409 года. Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается.
Вместо кольчуги — схима с крестом
Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет». В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке. Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. В другом списке — Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает».
Подробнее о событиях сентября 1380 года повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище». Имеется восемь редакций этого произведения и примерно 150 списков. Российский историк Р. Г. Скрынников, изучив документ, делает предположение, что книжник опирался на воспоминание «верного самовидца, иже бе от пълку Владимера Андреевича». В то же время «Сказание…» изобилует ошибками, поэтому профессионалы считает его скорее литературным памятником, нежели историческим источником.
В этом документе сказано, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослебя. Им было приказано «вместо золоченых шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Поединок
В «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в переводе В.В.Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет все-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Реконструкция
Судя по всему, Пересвет выехал на схватку с обычной узкой гранёной пикой с квадратным в сечении остриём. Если же у него был щит, то — деревянный, покрытый кожей: круглый или треугольный. Челубей, вероятно, был конным копейщиком, вооруженный луком, длинным копьём с листовидным наконечником, палашом и кинжалом. Такие сведения можно найти в книге «Куликовская битва» А. Щербакова. В любом случае, копье Челубея было длиннее пики Пересвета.
Челобей — он же Чалабай, он же Челибей, он же Темир-Мирза либо Таврул. Сведения о нем крайне скудны, что может свидетельствовать о незнатном происхождении. Уже позднее появилась версия, что он был любимцем Мамая и непобедимым воином-поединщиком.
Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. В последний момент перед самым столкновением, от воинов требовалось привстать на стременах и поддаться вперед, грамотно и точно действуя щитами и копьями. Английский исследователь старинных конных поединков Эварт Окшатт писал, что длинное копье обеспечивало преимущество в атаке, а более короткая пика — в контратаке. В первом случае копейщик наносил ранение на более дальней дистанции, а во втором — победа доставалась тому, кто смог отклонить оружие противника щитом, нанеся встречный удар более короткой пикой. В любом случае, ранение в грудь было смертельным, более того, копье или пика, как правило, застревали в теле. Очевидно, что с копьем в груди, древко которого, по данным Эварта Окшатта, могло иметь 4−5 метров, вряд ли бы Пересвет доехал до русских полков.
Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся, имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя — «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Здесь важно отметить, что до монашества Пересвет был очень опытным воином, о котором знал сам князь Дмитрий. О том, как дрались наши предки, можно прочесть в книгах А. Белова «Русский кулак», Б. Горбунова «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX» и С. Герберштейна «Записки о Московии». Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар». Вполне возможно, Пересвет увернулся от копья Челубея, убив его своей пикой, и тут же был ранен лучниками Мамая. Напомним, что кольчуги на нем не было.
Косвенно об этом говорит костыль из яблоневого дерева, который вплоть до двадцатого века являлся местночтимой реликвией в мужском Дмитриевском Ряжском монастыре, расположенном в 40 километрах от Куликова поля на левом берегу реки Верды. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Если это действительно так, то Пересвет и на самом деле мог не погибнуть в поединке, а был смертельно ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
svpressa.ru
Павел Рыженко. Куликовская битва - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших
Благословение Сергия
Благословение Сергия - 2
Великокняжеский меч
Великокняжеский меч - 2
Молитва Пересвета
Ослябя
Ослябя - 2
Челубей
Победа Пересвета
Победа Пересвета (эпизод)
Поле Куликово
Поле Куликово (эпизод)
Поле Куликово (эпизод)
Стояние на костях
Стояние на костях (эпизод)
raven-yellow.livejournal.com
Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы
О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.
Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?
Источники
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» - главные источники о Куликовской битве - а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
В монастыре
Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.
Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.
На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.
После битвы
Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Александр Пересвет. Герои Куликовской битвы
Александр Пересвет - один из самых известных русских богатырей. Причислен православной церковью к лику святых. Его личность овеяна легендами и мифами.Имя русского монаха-воина до сих пор носят улицы и города, а его слава не угасла и через почти 700 лет.
Биография Пересвета
Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения - Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.
Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.
Предпосылки
В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение. В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.Такой манёвр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей Руси распространялись панические слухи о скором поражении коалиции князей.
Куликовская битва
8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва и поединок Пересвета с Челубеем. За день до этого русские войска переправились через реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знамёнами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. По флангам стояли прибывшие литовцы и рязанцы. Ночью 7 сентября произошёл смотр войск. Дмитрий понимал огромную ответственность, которая была возложена на него. Поскольку в случае поражения перед татарами оказались бы открытыми все земли до Москвы. Поэтому смотр проводился очень тщательно.Александр Пересвет находился скорее всего в центральном полку с двором московского князя. Глубокой ночью разведчики обоих сторон осматривают позиции противника. Лишь под утро происходят первые стычки. Татары привели около 100 тысяч человек к Куликовому полю. Поскольку средневековым источникам свойственно значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. Некоторые источники указывают до 40 тысяч русских солдат и до 60 тысяч татар. Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произнесли речи. На поле стелился густой туман, и русские несколько часов в оцепенении ожидали начала битвы. Через несколько часов татары плотной стеной вышли из леса.
Поединки
В средневековье генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших бойцов от каждого войска. Это неписанное правило соблюдалось неприкосновенно. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки такого обычая уходят во времена до нашей эры. Древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей. Проигравшая сторона отступала. Конечно, в реальности скорее всего битва начиналась независимо от поединка. Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своеобразным суеверием.
Поединок Пересвета с Челубеем
Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды.Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под "чёрмным" (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.
Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия
По другой версии, Пересвет пошёл на хитрость и самопожертвование намеренно. Богатырь, сразившийся с Челубеем перед Куликовской битвой, знал о длинном копье противника. Поэтому специально снял с себя все доспехи, чтобы копьё татарского фаворита прошло сквозь тело Александра быстро и это позволило бы ему поразить врага. Монах-воин надел церковный наряд с православным крестом. Самоуверенный Челубей проткнул Пересвета, но тот, с копьём в теле дотянулся до врага и сразил его. В предсмертной агонии русский воин сумел доскакать до своих войск и лишь там пал.
Сражение
Воодушевлённые победой и героическим самопожертвованием, русские войска с криком пошли на врага. Стороны столкнулись в ожесточённой схватке. Татары превосходили числом. Но русские оставили в засаде полк воеводы Серпуховского. В решающим момент он нанес удар в тыл татарских войск. Конники рубили сзади, татары дрогнули. Они обратились в паническое бегство и почти все были перебиты. Разгром Орды в битве на Куликовом поле стал отправной точкой освобождения Руси от татаро-монголов. Воодушевлённые победой русские князья решили сплотиться вокруг Москвы.
Погребение героя
Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя, были погребены вместе с ним.В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.
Память
Герой Куликовской битвы был причислен русской православной церковью к лику святых. Днём памяти Александра Пересвета считается 7 сентября. В Московской государственной академии хранится нательный крест, который предположительно принадлежит Пересвету. Во времена Российской Империи именем Александра были названы несколько боевых кораблей. Сегодня существует несколько улиц, а также город в Московской области, названные в честь Пересвета.В 2006 году сформировали спецотряд ВВ "Пересвет".
fb.ru