Сочинение-описание картины Васнецова «Новгородский торг». Картина васнецова новгородский торг
Описание картины Виктора Васнецова «Новгородский торг»
На картине выполнена одна из самых известных площадей Новгорода. На первом плане можно наблюдать торговые лавки и ряды, которые являются постоянными, в отличие от повозок с товарами, которые съезжаются сюда со всех сторон великого города. Художник удивительно передает всю атмосферу того времени, и если надолго присмотреться на картину, можно даже ощутить гул, который стоит на площади от торгашей.
Удивительно, как точно передается не только атмосфера, но и нюансы одежды того времени и некоторые детали общего вида. Среди всей композиции, антуража и всех людей, отличается несколько человек находящиеся посередине картины, по всей видимости, это иностранные гости, которые прибыли из Германии. Тут видны и знатные купцы и бояре. Видна и река, и мост, идущий через реку непосредственно к городским воротам.
Вся картина прописана с идеальной точностью. Удивительно как Васнецов подобрал краски, которыми была описана одежда людей, находящихся на площади и окружающих их зданий. Недаром говорят, что Новгород являлся самым богатым торговым городом, где при желании можно было обнаружить все.
Также полноценно прорисован и быт этих людей, вот например, в правом нижнем углу, мужчины с сумкой через плечо, по всей видимости, производит обмен денег, для этого у него есть специальные весы, на которых он взвешивает рубли. Да, да именно так, в то время рублем считалась не денежная единица, а весовая мера.
Исходя из всех этих тонко и точно прописанных нюансов, можно подумать, что художник провел немало времени при изучении этих исторических тонкостей. Каждый костюм соответствует костюму того времени, для этого художник использует короткие мазки, благодаря которым ему получается очень уникально расписать всю картину и подчеркнуть образ площади.
История одного шедевра «Новгородский торг» А. М. Васнецов Это восьмая из серии «Картин по русской истории» — «Новгородский торг» А. М. Васнецова. Как и все его произведения на историческую тему, она наполнена жизнью, движением, множеством деталей. Мы как бы окунаемся в повседневный размеренный и разумный быт далеких времен. Основная мысль картины — показать значение торговли в жизни Новгорода Великого. Это наглядная иллюстрация (не только применительно к данному тексту, но и другой научной литературе) того, что Новгород был не только феодальной и боярской республикой, но и важным торговым центром, тесно связанным с русскими землями и многими западными странами — прежде всего с Ганзейским союзом, игравшим большую роль в средневековой Европе. В очерке С. А. Князькова делается упор на то, что торговля была главным делом Новгородской республики и в первую очередь самого господина Великого Новгорода. О прочих занятиях он упоминает вскользь, как о неосновных. Однако нужно отметить, что земледелие, особенно животноводство, играло существенную роль в жизни новгородских земель, где существовали обширные боярские вотчины, производившие немало сельскохозяйственной продукции. Да и охота, рыболовство, прочие промыслы давали ощутимую прибавку к столу новгородцев. Хотя автор прав, конечно, в том, что Новгороду постоянно не хватало хлеба — его ввозили, как говорили тогда — «снизу», из Поволжья, Рязанской земли. Больше и подробнее можно было бы рассказать не только о купеческих артелях — таких, как «Иваново сто», но и о существовании профессиональных ремесленных и цеховых объединений, о чем довольно много говорится в трудах наших историков Б. А. Рыбакова и М. Н. Тихомирова. Хотя это были и менее развитые организации по сравнению с западноевропейскими купеческими гильдиями и ремесленными цехами, но они все же существовали. Наконец, помимо явлений, связанных с хозяйственной жизнью, С. А. Князьков говорит о том, как активная торговая деятельность города отразилась в новгородской культуре — былинном эпосе. К повествованиям о Ваське Буслаеве и знаменитом Садко надо добавить (в литературе об этом говорилось не раз), что главным действующим лицом последней былины служит, вероятно, реальное историческое лицо — богатый новгородский гость, которого звали Сотко Сытинич. И это было распространенным в устном народном творчестве, когда за фантастическими подчас персонажами стояли реальные прототипы — в некоторых случаях один человек, в других — несколько, которые затем обобщались в былинный образ. В. БУГАНОВ, доктор исторических наук
Картина изображает торговую площадь в Новгороде Великом времен расцвета его политического и торгового могущества. Перед нами площадь около наиболее чтившейся в торговом мире древнего Новгорода церкви святого Иоанна, что на Опоках. Эта церковь существует и до сих пор в Новгороде, но новгородец XII или XIII веков, если бы он чудом встал из вековой могилы, не узнал бы теперь своего святого великого Ивана, что на Петрятином дворище,— так сильно пострадала и изменилась церковь от многочисленных грубых и неумелых пристроек, поправок, «реставраций». Площадь у храма святого великого Ивана, что на Опоках, была средоточием и торговой, и политической жизни Великого Новгорода. С берега, на котором она стоит, отступая несколько десятков сажен от реки, открывался широкий довольно вид-панорама на центральную часть старого вечевого города. Картина воссоздает эту панораму. Вдали, на заднем плане возвышаются стены «детинца» — Новгородского кремля, за которыми виднеются главы Софийского собора, Евфимьева башня и звонница собора. Проезжие, или Водяные, ворота детинца выходят к мосту через Волхов, поставленному на «клетях» — опущенных в воду срубах, наполненных камнем. Мост соединяет детинец и всю Софийскую сторону с Торговой, на которой во главе моста стоит каменная башня с воротами. На водяной башне детинца видны часы немецкой работы, составлявшие гордость Новгорода. От моста к воротам детинца идут низкие деревянные ряды-балаганы, где сидели торговцы всякой мелочью. На время осады и мост и эти ряды, конечно, уничтожали. На Волхове, который, судя по снегу, должен скоро покрыться льдом, видны последние суда торговых людей, спешащих грузить их, чтобы до мороза уйти на Ладогу, где стоят, дожидаясь их, немецкие корабли. Первый план картины изображает «Великий ряд» — постоянные лавки и торговые амбары, с «торгом» перед ними, где продавался товар с возов «возниками», прибывшими со всех концов обширных новгородских владений. У самого храма видны городские весы, где особый городской чиновник собирал «весчее» — сбор за взвешивание товара: городские весы гарантировали правильность взвешивания и доставляли доход святому Ивану. Направо в самом углу картины изображен меняла с кожаной сумой для денег через плечо, стоящий за своим столом-прилавком, на котором стоят маленькие весы для взвешивания рублей. Рубля в качестве целой отчеканенной монетной единицы тогда еще не существовало, и рублем называли счетную меру. Налево стоит воз с укругами воска, которые привезший также во избежание промедления в доставке товара, новгородское правительство установило постоянную таксу за провоз товара от берега до немецкого двора. До двора немецкого полагалось 10 кун с воза, а до готского — 15 кун. Кроме этого пути, немцы могли возить свои товары через Псков и через Нарву по сухому пути; это был преимущественно зимний путь. Возить иноземный товар другими дорогами в Новгород запрещалось, и товары, привезенные не указанными путями, отбирались в казну. Немецкий двор был обнесен высокой стеной, и его охраняла масса цепных собак и немецкая стража. По договорам новгородцы не могли строить здания около этого двора и держать здесь товар, не могли даже собираться возле и играть в свайку. Во дворе стояла церковь и большое здание с обширной палатой — «гридницей», где собирались иностранные купцы; около этой комнаты была меньшая для слуг, тут же помещались и отдельные спальни. Кругом всего здания были выстроены клети или амбары для склада товара; но товаров привозили такое множество, что они не помещались в амбарах и сваливались в общей комнате и даже в церкви. Благодаря тем привилегиям, какими немцы сумели обставить себя в Новгороде, и тяжелому кулаку Ганзы, которая не скупилась показывать его слабейшим друзьям и союзникам новгородская торговля с заграницей скоро совершенно очутилась в немецких руках, и роль новгородских купцов свелась к покупке того, что привозили немцы, и перепродаже внутрь страны. Немецкие купцы заранее уговаривались между собой и покупали товар у новгородцев по тем ценам, по каким хотели, и новгородцы ничего не могли с этим поделать, несмотря на то, что некоторые товары, например, восточные, немцы только от новгородцев и могли получить. Лучшая организация, как всегда, побеждала. Иностранные товары Новгород покупал, конечно, не только для себя, но и для перепродажи в другие русские области. Новгородские купцы постоянно ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литву. Являясь продавцами иноземных товаров, новгородцы были в то же время и покупателями туземных для заграничного рынка. Самым важным предметом торговли Новгорода с другими русскими княжествами был хлеб, в котором Новгород нуждался не только для перепродажи иноземцам, но и для себя, так как болотистая новгородская почва родила хлеба мало. Хлеб шел в Новгород из Рязани, по Оке и Москве-реке на Волоколамск, а с верхнего Поволжья на Тверь и Торжок. Неурожаи и войны, стеснявшие доставку хлеба в Новгород, бывали иногда причиной страшных голодовок в Новгородской земле. Так, в 1187 году цены на хлеб в Новгороде поднялись так, что родители продавали немцам своих детей, только бы спасти их от ужаса голодной смерти. Такая зависимость Новгорода в столь существенном вопросе, как хлеб насущный, от других русских земель была причиной того, что сильные князья, как Андрей Бого-любский, а впоследствии и московские, могли держать Новгород в повиновении, не прибегая к оружию: стоило им только прекратить доставку хлеба на новгородские рынки, и смиренный ожиданием голода Господин Великий Новгород шел на уступки даже перед побежденным в открытом бою противником, державшим в своих руках ключи от житниц Поволжья и Рязани. Крайняя небезопасность тогдашней торговли, отдаленность рынков, трудность дороги к ним, необходимость быть сильными и вооруженными при торгово-промысловых экспедициях в страны дикарей,— все эти обстоятельства заставляли новгородских купцов вести свою торгово-промыс-ловую деятельность артелями или компаниями. Купеческих артелей было в Новгороде много; разделялись они или по товару, которым участники их торговали, или по местности, куда они ходили; сообразно с этим в Новгороде были артели купцов низовских, то есть торговавших с Низовой землей, как тогда в Новгороде называли Суздальскую область; поморскими купцами звались те, которые ходили на Балтику или на Белое море; купцы, торговавшие солью, назывались прасолы. Особенное значение имела в Новгороде артель купцов, соединившихся около храма св. Иоанна Предтечи, или, по-новгородски, у Ивана Великого в Опоках. Всякий купец, пожелавший вступить в «Иваново сто», должен был внести вклад —50 гривен и, кроме того, пожертвовать 29/2 гривны в пользу церкви св. Ивана на Опоках. Такой купец уже навсегда делался участником Ивановой сотни и передавал это право своим детям. В отличие от других купцов его называли «пошлым», то есть старинным купцом, и в этом заключалось много гордости и довольства для тогдашнего купца; принадлежность к Ивановой сотне сильно способствовала кредиту и положению купца в торговом мире. Купцы, записавшиеся в «Иваново сто», имели большие привилегии; так, они имели право получать от города военный отряд для конвоя их торговых экспедиций, отправляющихся, например, на Урал; в минуты торговых затруднений, грозивших ивановскому купцу «изгойством», то есть банкротством, он получал из общественной кассы подмогу, которая раскладывалась на всех участников сотни. У Ивана Великого на Опоках находился общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары и где в особой «гриднице», то есть обширной палате, они собирались для рассуждений об общих делах. Для ведения текущих дел общества они выбирали из своей среды старосту, который сам выбирал себе помощников. Общественная касса помещалась в самой церкви. На хорах церкви св. Ивана находились лари — вделанные в стену шкапы, где хранились торговые книги, документы, все новгородские грамоты и договоры; церковь св. Ивана являлась, таким образом, государственным архивом для всего Новгорода вместе с храмом св. Софии, где хранились еще и духовные грамоты. В подвалах церкви св. Ивана складывались товары и находилась общественная касса. Около церкви помещался рынок, торг, и стояли весы, на которых вешали товары; при весах состояли особые выборные присяжные чины, которые производили взвешивание и наблюдали за правильностью веса и торговли; за взвешивание, как и при продаже товара, взималась с покупателя особая пошлина. Рядом с большими весами находились еще малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли тогда чеканную монету. При церкви св. Ивана состоял и торговый суд, председателем которого был тысяцкий. Таким образом, церковь св. Ивана на Опоках, возле которой объединились богатейшие купцы, являлась как бы центром всей новгородской торговли. Успешная торговая деятельность подняла необыкновенно силу и значение Великого Новгорода; торговлей жило все новгородское население, и торговый человек в Новгороде — самая большая сила; никакой договор, никакое решение не проводится на вече без согласия купца; предприимчивая, полная опасностей, удачи и неудачи торговая жизнь вырабатывала из новгородцев и людей предприимчивых, упорных, настойчивых, дерзких и смелых. Новгородские былины о Ваське Буслаеве и о Садко рисуют яркими красками надменную и бесшабашную удаль новгородского купца-богача. Эта удаль и отвага, не находя себе исхода на родине, заставляла многих новгородцев уходить на сторону, на Волгу, главным образом в страну старинных врагов Новгорода — суздальцев, чтобы грабить здесь людей и торговые суда. Эти разбойничьи походы новгородских удальцов-ушкуйников часто бывали причиной больших и опасных для Новгорода недоразумений с соседями. В 1375 году какой-то новгородец Прокоп собрал ватагу в 2000 человек и из Двинской земли прошел на Волгу. Здесь ушкуйники напали на Кострому. Великокняжеский воевода бежал, и Прокоп с товарищами разграбил город, набрал много всякого добра, пленил жителей, не щадя женщин и детей, и пошел вниз по Волге, где пограбил окрестности Нижнего Новгорода, разграбил множество купеческих судов, перебил бесерменских, то есть татарских, персидских и бухарских купцов. В г. Булгарах он продал татарам весь свой полон и добрался до Астрахани, где какой-то татарский князь перебил всю ватагу Прокопа. Новгородских ушкуйников знали и в Перми и в Заволочье, на своих лодках проникали они на Белое море и грабили северные берега Норвегии. С. А. КНЯЗЬКОВ |
shedevrs.ru
Описание картины Виктора Васнецова «Новгородский торг»
На картине выполнена одна из самых известных площадей Новгорода. На первом плане можно наблюдать торговые лавки и ряды, которые являются постоянными, в отличие от повозок с товарами, которые съезжаются сюда со всех сторон великого города. Художник удивительно передает всю атмосферу того времени, и если надолго присмотреться на картину, можно даже ощутить гул, который стоит на площади от торгашей.
Удивительно, как точно передается не только атмосфера, но и нюансы одежды того времени и некоторые детали общего вида. Среди всей композиции, антуража и всех людей, отличается несколько человек находящиеся посередине картины, по всей видимости, это иностранные гости, которые прибыли из Германии. Тут видны и знатные купцы и бояре. Видна и река, и мост, идущий через реку непосредственно к городским воротам.
Вся картина прописана с идеальной точностью. Удивительно как Васнецов подобрал краски, которыми была описана одежда людей, находящихся на площади и окружающих их зданий. Недаром говорят, что Новгород являлся самым богатым торговым городом, где при желании можно было обнаружить все.
Также полноценно прорисован и быт этих людей, вот например, в правом нижнем углу, мужчины с сумкой через плечо, по всей видимости, производит обмен денег, для этого у него есть специальные весы, на которых он взвешивает рубли. Да, да именно так, в то время рублем считалась не денежная единица, а весовая мера.
Исходя из всех этих тонко и точно прописанных нюансов, можно подумать, что художник провел немало времени при изучении этих исторических тонкостей. Каждый костюм соответствует костюму того времени, для этого художник использует короткие мазки, благодаря которым ему получается очень уникально расписать всю картину и подчеркнуть образ площади.
Описание картины Виктора Васнецова «Новгородский торг» | источник
sochinenie-o.ru
Описание картины Виктора Васнецова «Новгородский торг» Картины художников
На картине выполнена одна из самых известных площадей Новгорода. На первом плане можно наблюдать торговые лавки и ряды, которые являются постоянными, в отличие от повозок с товарами, которые съезжаются сюда со всех сторон великого города. Художник удивительно передает всю атмосферу того времени, и если надолго присмотреться на картину, можно даже ощутить гул, который стоит на площади от торгашей.
Удивительно, как точно передается не только атмосфера, но и нюансы одежды того времени и некоторые детали общего вида. Среди всей композиции, антуража и всех людей, отличается несколько человек находящиеся посередине картины, по всей видимости, это иностранные гости, которые прибыли из Германии. Тут видны и знатные купцы и бояре. Видна и река, и мост, идущий через реку непосредственно к городским воротам.
Вся картина
прописана с идеальной точностью. Удивительно как Васнецов подобрал краски, которыми была описана одежда людей, находящихся на площади и окружающих их зданий. Недаром говорят, что Новгород являлся самым богатым торговым городом, где при желании можно было обнаружить все.
Также полноценно прорисован и быт этих людей, вот например, в правом нижнем углу, мужчины с сумкой через плечо, по всей видимости, производит обмен денег, для этого у него есть специальные весы, на которых он взвешивает рубли. Да, да именно так, в то время рублем считалась не денежная единица, а весовая мера.
Исходя из всех этих тонко и точно прописанных нюансов, можно подумать, что художник провел немало времени при изучении этих исторических тонкостей. Каждый костюм соответствует костюму того времени, для этого художник использует короткие мазки, благодаря которым ему получается очень уникально расписать всю картину и подчеркнуть образ площади.
Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-08 21:48:23
opisanie-kartin.iusite.ru
Васнецов Аполлинарий Михайлович
Художник, археолог, академик. Известный русский живописец, автор пейзажей, видов древней Москвы, эскизов театральных декораций. Младший брат художника В.М. Васнецова.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»).
Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. С 1883 года Аполлинарий Васнецов – в рядах художников-передвижников, активно участвует в работе Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-98 гг. художник путешествует по России, Украине, Крыму, Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов становится академиком Петербургской Академии художеств. В 1903 г. участвует в организации Союза русских художников. В 1901-1918 гг. руководит пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.). Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).
В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород», «Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»). Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде», «Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София».
С 1918 г. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 г. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Уступая в известности своему старшему брату, Аполлинарий Михайлович Васнецов, тем не менее, занимает в русском искусстве свое особое место, как национальный живописец, художник своих тем: русской природы и русской истории. Его пейзажи «дышат первобытной, таинственной свежестью… объяты широким эпическим духом» (А. Бенуа), а исторические полотна полны любования русской стариной и безукоризненно точны в деталях.
P.S. В 2005 г. на лондонском аукционе картина А.М. Васнецова «Пристань в Новгороде», изображающая средневековый Торг, была продана за 299 тыс. фунтов стерлингов (550 тыс. долларов).
Литература:
• Васнецов Аполлинарий Михайлович // Художники и Новгородский край: биобиблиографический словарь / составитель Л.А. Вересова; Новгор. обл. б-ка. – Новгород, 1997. – С. 10-11.• Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Искусство, 1956. – 172 с.• Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Искусство, 1983. – 229 с.• Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Директ-медиа, 2010. – 48 с. – (Великие художники. Вып. 61).• Васнецов А. Новгородский торг: автолитография // Васнецов А.М. Альбом. – М., 1980. – ил. № 48.• Васнецов А.М. Валдайский монастырь: этюд // Воронежский областной музей изобразительных искусств. – М., 1984. – ил. № 51.• Васнецов А. Вече; Новгородский торг // Картины по русской истории из издания И.Н. Кнебеля. Москва 1908-1913. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – листы №№ 16, 8.• Торчинская М. Картины по русской истории // Юный художник. – 1990. – № 1. – С. 10-15.• «Пристань в Новгороде» продали // Новгородские ведомости. – 2005. – 25 мая.
ant53.ru
Сочинение-описание картины Васнецова «Новгородский торг»
На картине выполнена одна из самых известных площадей Новгорода. На первом плане можно наблюдать торговые лавки и ряды, которые являются постоянными, в отличие от повозок с товарами, которые съезжаются сюда со всех сторон великого города. Художник удивительно передает всю атмосферу того времени, и если надолго присмотреться на картину, можно даже ощутить гул, который стоит на площади от торгашей.
Удивительно, как точно передается не только атмосфера, но и нюансы одежды того времени и некоторые детали общего вида. Среди всей композиции, антуража и всех людей, отличается несколько человек находящиеся посередине картины, по всей видимости, это иностранные гости, которые прибыли из Германии. Тут видны и знатные купцы и бояре. Видна и река, и мост, идущий через реку непосредственно к городским воротам.
Вся картина прописана с идеальной точностью. Удивительно как Васнецов подобрал краски, которыми была описана одежда людей, находящихся на площади и окружающих их зданий. Недаром говорят, что Новгород являлся самым богатым торговым городом, где при желании можно было обнаружить все.
Также полноценно прорисован и быт этих людей, вот например, в правом нижнем углу, мужчины с сумкой через плечо, по всей видимости, производит обмен денег, для этого у него есть специальные весы, на которых он взвешивает рубли. Да, да именно так, в то время рублем считалась не денежная единица, а весовая мера.
Исходя из всех этих тонко и точно прописанных нюансов, можно подумать, что художник провел немало времени при изучении этих исторических тонкостей. Каждый костюм соответствует костюму того времени, для этого художник использует короткие мазки, благодаря которым ему получается очень уникально расписать всю картину и подчеркнуть образ площади.
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
www.shollklass.ru
§ 25 - Новгородская торговля
За исключением некоторых мест в южных пятинах, вся Новгородская страна была неплодородна. Покрытая мхами и болотами, она не могла прокормить население скудным запасом своего хлеба и заставляла новгородцев заниматься рыболовством, охотою и другими промыслами. Хлеб новгородцы приобретали в северо-восточных русских областях, в Поволжье и оттуда везли его главным образом по Мсте. В обмен на хлеб они сбывали на восток те товары, какие доставали у своих западных соседей на Балтийском побережье; это были ткани (сукна и полотна), металлические вещи (но не оружие), вино, фрукты. Чтобы добыть эти дорогие предметы с запада, новгородцы должны были доставлять туда в обмен разного рода сырье, в котором запад нуждался. Это сырье новгородцы или доставали у себя в пятинах и землях, ил и же получали с востока. В необъятных лесах севера добывались меха пушного зверья: соболей, лисиц, куниц, бобров и др. Лесные «борти» (ульи в дуплах деревьев) давали воск и мед. На далеком Белом море доставали ворвань (жир морских животных). В южных пятинах разводили лен и коноплю. С далекого востока получали шелк в сыром виде. Всеми этими товарами Новгород и снабжал запад. Так недостаток в хлебе создал для новгородцев необходимость торгового обмена и повел к развитию новгородской торговли, которая и стала главным занятием Новгорода.
Новгородский торг. Картина А. Васнецова, 1909
В глубокой древности в поисках за товаром новгородцы проникли в северные и северо-восточные пространства нынешней России и даже за Урал. Они не могли, конечно, завоевать силою столь обширные земли. Они основывали в них свои колонии, занимали места для промыслов, покупали земли у инородцев, живших там, кабалили этих инородцев (лопарей, корелов, самоедов) и таким образом становились хозяевами на севере. Для заселения занятых там земель и для устройства промыслов новгородские промышленники отправляли на север отряды своей челяди, которая и закрепляла за своими господами, «боярами», огромные пространства диких земель с рыбными ловлями, соляными варницами и разными лесными охотничьими промыслами. За боярскою челядью шли на север отряды свободных новгородцев для промысла, а иногда и для грабежей и насилий над мирными и слабыми инородцами. Весь русский север был таким образом захвачен новгородцами и «примучен» к Новгороду.
Странствуя по северным рекам и Белому морю на своих лодках, «ушкуях», «ушкуйники» новгородские хорошо знали, откуда и какими путями можно доставить в Новгород драгоценные товары, необходимые для новгородского торга с заморскими немцами. Все такие пути с севера вели в Ладожское озеро и из него по Волхову в Новгород. Как Волхов служил путем на новгородский рынок для северных товаров, так реки Мста и Ловать служили путями для товаров восточных и южных, которые шли в Новгород из Руси Поволжской и Днепровской. Сосредоточив у себя русский товар, новгородцы отправляли его от себя на Балтийское побережье речными путями: по Волхову и Неве в Финский залив или по Шелони через Псков к Рижскому заливу. Кроме речных путей, шли из Новгорода на запад и сухопутные, «горные», дороги; из них важнейшая была на города Нарву и Колывань (Ревель).
По западным путям приезжали в Новгород немецкие купцы. В древнейшую пору Новгород торговал по преимуществу с «готскими» купцами: так назывались купцы с озера Готланда из города Визби. Они имели в Новгороде свой особый «готский» торговый двор. Позднее, с расцветом Ганзейского союза (в XIII—XIV вв.), в Новгороде стали преобладать ганзейские купцы из северной Германии, построившие в Новгороде новый «немецкий» торговый двор. Иноземное немецкое купечество составляло в Новгороде особую замкнутую общину, которая имела свой устав (под названием «скра») и свои церкви. Торговые отношения между немцами и новгородцами сложились так, что заморские купцы чаще появлялись в Новгороде, чем новгородские за морем, и потому весь оборот западной новгородской торговли направлялся скорее немцами, чем русскими купцами. Зато в торговле восточной новгородцы были полными распорядителями. Не говоря уж о «землях» новгородских на севере Руси, где новгородцы были полными господами, новгородцы со своими товарами постоянно ездили в Поволжье, в Киевщину, в Литовские земли и даже на мусульманский юго-восток — в Хазарские земли. Находки древних арабских монет в Новгородской области очень нередки, что служит доказательством торговых сношений Новгорода с мусульманскими рынками.
rushist.com