Картины для анализа №2:. Картина спящая красавица васнецова
Спящая красавица была написана в 1634 и была страшной
Всем известна красивая сказка о спящей красавице и прекрасном принце. А Уолт Дисней, как всегда, сделал роскошный костюмированный вариант сказки, платья и костюмы из которого стали трендами.
«Mattel«, конечно создали куклу – дочку спящей красавицы в серии «Ever After High» – Браер Бьюти. В общем, красота и бизнес.
Но всё это вполне толерантные, приглаженные вариации оригинала, который появился в 1634 году и был, мягко говоря, не таким уж и красивым.
Гравюра по рисункам Крейна (Walter Crane 1845-1915) к сказкам «Синяя Борода», «Спящая Красавица», «Красная Шапочка», «Джек и бобовый стебель»
В оригинале сказки Джамбаттисты Базиле (1634) принц совсем не пробуждает красавицу, а насилует её как есть, спящую. Через девять месяцев, так же спящая, она рожает двойню. Затем младенец в поиске молока высасывает из пальца занозу, и принцесса просыпается.
Sleeping Beauty; Darstellung von Alexander Zick (1845 — 1907)
Старые, старые сказки. Принцесса Аврора уколола свой палец. Anne Anderson (1874-1930)
А принц? Ну, принц, как всегда, уже женат и наведывается в гости. Жена-добрячка, узнав об измене, пытается всех их съесть за ужином (людоедка-королева). Но, поев козлятинки от доброго повара, попадает сама в костер, и после этого уже хэппи-энд. Сказка была довольно длинной и подробной, Стивен Кинг бы оценил.
Картина (1899 года) «Спящая красавица». Художник Henry Meynell Rheam
Этот же автор часто использует тринадцатую фею, которую либо не позвали на бал, либо она упала, спеша туда, и со злости накаркала смерть принцессы, которую затем родители положили в стекляный гроб. Братья Гримм использовали эту часть сказки «Юная рабыня», для своей Белоснежки. Итак, спящая красавица в оригинале несколько отличается от той, что мы читаем детям.
Существует ещё более ранний вариант с похожим сюжетом и датируется он аж XIV веком под названием «Персефорест» (Perceforest). В некоторых источниках его указывают как первый вариант сказки. Но это был целый рыцарский роман из более чем 500 глав. Поэтому, это всё же притянуто за уши к спящей красавице Базиле. Хотя могло быть вдохновением для самих сказочников и их «милых» произведений.
Обложка книги про Спящую красавицу. Амcтердам, 1898 год. Johann Georg van Caspel (1870 — 1928)
Что означала тринадцатая фея, спорят до сих пор. То ли смена года с лунной тринадцати на солнечную из двенадцати месяцев года, то ли намёк на високосный год. Но что-то тогда означала.
Картина Edward Frederick Brewtnall (1846-1902).
Спасибо европейским сказочникам. Они один за одним переделывали этот сюжет, пока мы не увидели вполне европейскую сказку Шарля Перро в 1697 году, где он убрал многие жуткости и сцену изнасилования. Впоследствии эту сказку редактировали братья Гримм. А сегодня вариантов этой сказки уже не один и все они красочные и красивые. И её можно читать детям.
«Спящая царевна». Картина Виктора Васнецова (1848-1926)
- Первый фильм-сказка о спящей красавице вышел в 1930 году в СССР.
- Первый красочный мультик в 1959 году снял Уолт Дисней.
- Гравюры и картины на тему этого произведения известны с XVI века. Конечно, и великий Гюстав Доре, уникальный графический иллюстратор и художник, создал гравюры к спящей красавице, известные всему миру.
Гюстав Дюре. Четвёртая из шести гравюр. 1987 год
Иллюстрация к книге «La Belle au Bois» Чарльза Перро из «Истории о смерти»: «Les Contes de ma Mère l’Oye» (1697). Иллюстрации Густава Доре появляются в издании 1867 года под названием Les Contes de Perrault. Пятая из шести гравюр
- Книги-сказки с оригинальными графическими иллюстрациями изданы небольшими тиражами.
Что ещё прочесть:
Кукольные домики
Откуда Ёлка в Новый Год
abodedecoration.com
Васнецов — onaturmorte.ru
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом;Идет направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.
На днях я была в Мариинском театре, на опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». По изящному, даже рафинированному бельканто — волне себе итальянская опера, но костюмы и декорации воссозданы те самые: Александра Головина и Константина Коровина постановки 1904 года — русские и сказочные одновременно.
Яркие, расшитые золотом, клюквенно-красные, лазорево-синие, травянисто-зеленые, с жемчугами и драгоценными камнями, тяжелой парчой и невесомым шёлком — краски этой сценической картины напомнили мне живопись самого сказочного русского художника — Виктора Васнецова (1848 -1926), жившего на рубеже XIX-XX веков, в период возрождения интереса к древней Руси, поиска того самого, искомого, «нашего-родного».
Одна из моих любимых картин-иллюстраций Васнецова — это «Спящая царевна».
Спящая царевна, холст, масло, 1921
Ох, сколько же было потрачено моих часов детства, чтоб разглядеть все подробности этой картины! Царевна-красавица спит беспробудным сном, но картина эта неспешно, по-былинному нараспев повествует.
Художник изображает красивый деревянный дворец, окруженный страшным дремучим лесом — неизведанным, опасным, тёмным-холодным-сырым, как начало мироздания. А если приглядеться, то справа можно увидеть палку с намотанным чёрным плащом и черепом козла… А там в глубине, может, и дракон-змей, и упаси Боже — Баба-Яга! Страшно!…
Добрыня Никитич и змей. 1918 год
Баба-Яга, 1917 года… рождения!
Во дворце, несмотря на печальную застылость, уютно и тепло. Царевна, все её слуги, придворные, музыканты, и даже звери погружены в глубокий сон. В этом изображении соединилось сразу два сюжета: «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Спящая красавица» Ш. Перро. Но Васнецов наделяет сказку русскими мотивами, делая её, нашей, народной. Какими дивными узорами покрыт роскошный, парчовый сарафан царевны, костюмы её подруг, скоморохов. Орнамент вьётся и по деревянным стенам, и по резным колонкам, и по ножкам своеобразного ложа, на котором царевна сидела, а потом и заснула, уколовшись веретеном.
На шестнадцатом годуПовстречаешь ты беду;В этом возрасте своемРуку ты веретеномОцарапаешь, мой свет,И умрешь во цвете лет!
Кстати, о веретене. Прядение — рукоделие совершенно забытое, ненужное в современном фабричном мире. Взяв как-то в руки русское веретено (то, самое, что изящно упало рядом с маками и парчовой туфелькой царевны), я долго не могла понять, обо что там можно было уколоться! Оказывается, веретено запускали на полу, как юлу, оно кружилось, наматывая нить, и постепенно отёсывалось, образуя острый кончик. Веретено долго не служило, стачиваясь за несколько месяцев, как обычный деревянный карандаш.
Царевн у Васнецова довольно много, вот и буйный танец царевны-Лягушки, или бесконечное одиночество и потерянность царевны-Несмеяны, которой свет не мил. Но все они погружены в теремной интерьер, подробности которого очень интересны.
Царевна-лягушка
Царевна-несмеяна
Но вернёмся к спящей царевне. Фасады терема напоминают дворец Алексея Михайловича в Коломне, построенный в XVII веке: разноцветие, отсутствие симметрии, а отсюда и живописность, «чешуя» кровли, кокошнико-образное перекрытие крыш. Это не придуманный древнерусский мир «Владимира и Рогнеды» (1770 год) академического А. Лосенко и не идеальные крестьянки Венецианова начала XIX века. Васнецов опирается на подлинную иконографию русского быта и мировоззрения. На древне-пузатых, почти что кносских алых колонах мы видим странные капители: лики царевны и царевича — намёк на прерванную свадьбу.
Интересно, что мотив прерывания свадьбы или помолвки встречается довольно часто в русских сказках: уже упомянутый сюжет «Руслана и Людмилы», «Царская невеста» (и опера Римского-Корсакова и драма Льва Мея), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», ну и «Спящая красавица». Свадьба — обряд перехода в иное качество, когда человек становится беззащитным перед чарами злых духов, колдунов, всякой нечисти, желающей поживиться силами молодых душ. Наверное, поэтому в русском традиционном обществе было столько специальных заговоров, сложных ритуалов, защищающих амулетов для предотвращения такого вот поворота к вечному сну, к смерти то есть.
Неспроста я углубляюсь во все эти подробности русской традиционной культуры, рассказывая о Васнецове и его «Спящей царевне», ведь рефлексия художников и музыкантов рубежа веков, ищущих русские подлинные мотивы (А.П. Рябушкин, В.Г. Шварц, К. Коровин, А. Головин, К. Тон, Ропет, М. Мусоргский, А. Бородин) привела их к древнерусской истории, былинам, сказкам и легендам. Но кроме того, и к языческому восприятию мира, где так и не прижилось рациональное христианство, а напрочь слилось оно с верой в водяных, кикимор, домовых, с верой в сглаз и порчу, с приворотным зельем, в оберегами от злых духов и сбывающимися предсказаниями…
Если А.С. Пушкин — создатель энциклопедии русской жизни, в некотором роде, автор нашего детства, где с младенческих времён через сказки мы узнаём о прекрасном и безобразном, о любви и разлуке, о подвигах и славе, о жизни и смерти, то Васнецов — без сомнения, сумел сформулировать зрительные образы русских сказок, сделав их запоминающимися и понятными. Его «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Алёнушка» — своеобразный импринтинг русскости и визуальный символ национального определения.
Ну, а если взглянуть немного шире. Насколько культурно-исторические поиски «русского стиля» начала XX века перекликаются с тем, что происходит в Европе? Вполне! Давайте обратимся к прекрасным картинами английских прерафаэлитов, которые взяли курс на иллюстрацию сказок и артуровского цикла. Джон Кольер в 1921 году пишет свою незабываемую «Спящую красавицу». Но, согласитесь, это уже совсем другая история, и эта картина тоже весьма многословна!
Джон Кольер. Спящая красавица. 1921Холст, масло. 111,7 × 142,2__________________________________________
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2012/10/27/1_1800
Королева С. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), том 30 «Комсомольская правда», М.: 2010
TagsВаснецов, картина, русская живопись, спящая царевна
onaturmorte.ru
ЗНАМЕНИТЫЕ КАРТИНЫ - ФОТО СТАТЬЯ
Спящая царевна . С картины В.Васнецова фрагмент:
«Спящая красавица» — традиционная европейская сказка. Хрестоматийным стал вариант сказки, который опубликовал в 1697 году Шарль Перро. Известна также редакция сказки братьев Гримм. По классификации Аарне-Томпсона этот сюжет имеет номер 410 и относится к сказкам, сюжет которых построен на сверхъестественных родственниках (жена короля, мачеха главной героини)В. А. Жуковский написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак.С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и семь гномов. А. С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». http://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_красавица
Тройка. С картины В.Перова:
Благодетельница . С акварели К.Трутовского:
Рубка леса. С картины И.Шишкина
Картина Шишкина И. И. «Рубка леса» - раннее произведений художника. Создано в 1867 году, когда художник посетил Валаам. Данная картина первая картина из целой серии картин в основе которых был положен русский лес. Героем своего пейзажа Шишкин И.И. выбрал хвойный лес, самый характерный для севера России и воплощающий в себе идеологию национального пейзажа.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович):
Три богатыря — собирательное название главных героев русских былин, богатырей русских — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву. В былине «Добрыня Никитич в отъезде» Алёша Попович неудачно пытается жениться на жене пропавшего Добрыни Никитича, соврав при этом, что видел его мёртвым.Отмечаются характерные архаичные реликты в описаниях всех трёх богатырей; во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных героя могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня.[1][2] С другой стороны, известны отождествления трёх богатырей с историческими прототипами (силач-монах Илья Печерский; воевода Добрыня; суздальский боярин Александр Попович). Возможно, знаменитые воины, чем-то поразившие воображение современников, по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместили гораздо более древних мифологических героев. http://ru.wikipedia.org/wiki/Три_богатыря
Витя - подпасок С картины А.А. Пластова:
Трубачи Первой Конной армии С картины М.В.Грекова:
Полтавский бой. С мозаики М.В. Ломоносова:
Крестьяне. Обед. с картины З.Е.Серебряковой:
Оборона Севастополя С картины А.А.Дейнеки:
Еще по данной теме::
russkay-literatura.ru