ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ "М.В.Васнецов "Алёнушка" Картинная галерея (2 класс). Сочинение по картине васнецова аленушка 2 класс презентация
Урок "Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
I Организационный момент
II Актуализация знаний
Учитель сообщает, что урок будет связан с именем всемирно известного человека и предлагает угадать, о ком пойдёт речь.
Игра «Угадай героя»
Правила игры. Учитель зачитывает биографические сведения, ученики высказывают предположения.
Биографические сведения:
1 Наш герой родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии (Кировская область) в семье священника (слайд 1)
2. С детства он полюбил русские народные песни, сказки, былины. Долгими зимними вечерами пропадал в крестьянских избах, где отовсюду веяло родным фольклором.
"Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не "народнически", а попросту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины", - рассказывал он впоследствии.(слайд 2)
3 Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал церковнослужителем. Однако он выбрал себе другой путь: в 1867 году уезжает в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Академии художеств. Но сразу поступить туда не удалось, и только благодаря стараниям Ивана Крамского на следующий год он становится студентом Академии.(слайд 3)
4 В историю живописи он вошел как создатель собственного неповторимого стиля. Его полотна пропитаны народным духом, русской самобытной культурой. (Демонстрируются картины В.М. Васнецова. Слайд 4)
Дети называют имя известного русского художника.
Учитель предлагает подумать о теме урока, дети предполагают, что им предстоит познакомиться с какой-то картиной В.М. Васнецова. Учитель предлагает при помощи интерактивной доски определить, с какой именно картиной им предстоит работать на уроке.
Работа с интерактивной доской. На доске закрытый пазл, дети подходят по одному и открывают фрагмент картины, по которому пытаются определить название полотна.
III Целеполагание
Учитель просит детей определить тему и цели урока. Ученики записываю тему в тетради.
IV Первичное усвоение новых знаний
Перед вами полотно В.М. Васнецова «Алёнушка», опишите, что вы видите на картине. Ученики работаю в тетради. Через 7-8 минут заслушиваются некоторые работы.
V Открытие новых знаний
1.Сопоставление сказки и картины.
Учитель спрашивает, с каким произведением устного народного творчества связана эта картина (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Организуется просмотр эпизода мультипликационного фильма (Иванушки напился из козлиного копытца).
Что связывает Алёнушку - героиню сказки и Алёнушку В.М. Васнецова?
Проблемный вопрос: «Можно ли считать эту картины иллюстрацией к сказке? Почему?»
Делается вывод о иной природе образа. В картине не прослеживается сюжет произведения.
2. Образ Алёнушки в русской поэзии. Работа в группах.
Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос: «Что сближает образ поэта и художника? Чем они отличаются?»
Стихотворения для анализа: О. Берггольц «Алёнушка», Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка».
После выступления групп делается вывод о многоплановости образа: символ горя, тоски, обездоленных детей-сирот, родины.
3. Описание центрального образа картины.
Звучит грустная народная музыка. Учитель предлагает описать девушку (работа в тетрадях), просит обратить внимание на позу, одежду, ноги, причёску, выражение лица.( 10 минут)
Работы некоторых учеников заслушиваются, по необходимости корректируются.
Учитель может сообщить о первоначальном названии картины, рассказать об особом отношении русского народа к юродивым.
4. Описание пейзажа.
- Что на полотне подчёркивает неизбывное горе Алёнушки? ( Кажется, что вся природа сочувствует бедной девушке.)
Подберите эпитеты к словам: пруд, вода, лес, небо, птичка.
VI Обобщение и систематизация
Составление примерного плана сочинения
Работа над сочинением по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
VII Рефлексия
Презентация работ учащихся (по желанию) на следующем уроке.
infourok.ru
Урок развития речи по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
Учитель русского языка и литературы: Ушакова М.И.
Цели:
Образовательная - обучение учащихся составлению текста-описания по картине.
Воспитательная - знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова.
Развивающая: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи.
Оборудование: компьютер, презентация, выставка литературы о В.М. Васнецове.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступление
Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося)
Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося)
3. Беседа с учащимися по картине
- Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
- Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
- Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
- Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
- Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
- Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
- Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
- Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
- Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
4. Словарная работа: подберите к перечисленным явлениям опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
- Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
- Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
- Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
- Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
- Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
- Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
- Небо – пасмурное, серое, тоскливое
- Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
- Камень – серый, бел горюч
- Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
- Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
- Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
- Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине?
- Как расположены деревья по отношению к героине?
5. САМОРЕГУЛЯЦИЯ. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, вы попробуете составить свой план.
Познакомьте с картиной друзей, родственников, соседей, Придите в какой-либо класс своей школы. Во время беседы узнайте, как воспринимают композицию ваши слушатели. Постарайтесь вызвать у них интерес, чувство восхищения произведением искусства.
6. Подготовительная работа.
-Представь, что ты побывал на выставке картин, и одна картина тебя особенно взволновала. Ты хочешь поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, убедить их посетить эту выставку. Что для этого надо сделать? (Рассказать о картине так, чтобы им захотелось пойти на выставку.)
-Пусть этим рассказом станет твоё сочинение. А картина – перед вами. В свободное время внимательно рассмотрите картину, познакомьтесь с её названием, автором, обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Дома постарайтесь выполнить задания, которые у вас на карточках, создайте свои «копилки» слов и выражений, которые помогут вам при написании текста полно раскрыть содержание картины. Вы можете работать в парах.
Карточка подготовки к сочинению.
1. Найди материал об авторе.
2.Объясни, почему художник так назвал свою картину.
3. Подготовься ответить на вопросы.
О чём рассказывает картина?
Кого художник изобразил в центре картины? Как она выглядит? О чём говорит её лицо, её поза, одежда?
Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?
4. Определи тему и главную мысль сочинения. Закончи предложения.
Картина рассказывает о том, как______________________________
Главная мысль картины (замысел художника) в том, что __________________________________________________________
5.Определи, к какому типу речи относится текст ________________
6. Подбери в словарях и запиши синонимы к словам:
художник, ________________________________________________
изобразил, ________________________________________________
картина, __________________________________________________
7. Запиши слова и выражения для описания девочки.
Одежда____________________________________________________
Поза ______________________________________________________
Волосы _________________________________________________
Лицо _____________________________________________
Глаза _____________________________________________________
Душевное состояние ________________________________________
8. Подбери слова для описания природы.
Омут _____________________________________________________
Вода______________________________________________________
Лес_______________________________________________________
Деревья ___________________________________________________
Небо _____________________________________________________
9.Какие краски использовал художник? _________________________
10.Как построить сочинение по картине?
Обдумай, о чём скажешь в каждой части текста.
7. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
- если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
- если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
- если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.
8. Домашнее задание. Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
infourok.ru
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентация к уроку "Сочинение по картине В. Васнецова "Аленушка"
Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку "Сочинение по картине В. Васнецова "Аленушка"»
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
( 1848 – 1926 г)
БОГАТЫРИ 1898
ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК
ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ
СИВКА - БУРКА 1919 - 1926
1881 г . Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
- Кто и как на этой картине изображен художником? - Скажите, какой момент из жизни девушки изобразил на картине В.М.Васнецов?
в одиночестве выплакать обиду, попечалиться о своей тяжелой жизни
Какое впечатление производит на вас картина «Аленушка» и почему? Как художник передал горе девушки?
печально склонив голову, устало обхватив руками колени, босые натруженные ноги, рассыпались по плечам
Вглядитесь внимательно в лицо Аленушки. Что вы можете сказать о выражении ее лица?
застилают слезы, взгляд широко открытых глаз неподвижен, безысходное горе и печаль
Как одета Аленушка?
Одета по-деревенски, босиком, в поношенной кофте, в полинявшем от времени сарафане.
Девушка сидит на берегу лесного озера. Расскажите о нем так, как его изобразил художник.
поднимается острая осока, золотыми кольцами плавают листья, большие серые валуны, прозрачная вода, отражается осока
Как художник изобразил лес за спиной девушки?
зеленые ели, не видно ни тропки , белоствольные березки, осины, желтые листья, бесшумно падают на землю и воду
Какое впечатление произвела на вас эта картина?
1. Виктор Михайлович Васнецов - известный русский художник. 2. Аленушка, сидящая на берегу озера. 3. Манящая красота природы. 4. Мои впечатления от картины.
multiurok.ru
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ "М.В.Васнецов "Алёнушка" Картинная галерея (2 класс)
Литературное чтение 2 класс, урок 21. (ч.1. (С. 76-77) )
Дата:
Тема: КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. В. М. ВАСНЕЦОВ «АЛЁНУШКА»
Педагогические цели: содействовать формированию умения соотносить репродукции картины с литературным текстом; создать условия для овладения обучающимися сведения о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве.
Планируемые результаты образования:
Предметные: определяют главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения, объясняют смысл названия художественного произведения; подтверждают собственное высказывание словами из текста; сравнивают героев разных произведений; оценивают действия героев.
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и выражают отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словом ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.
Образовательные ресурсы: портрет Виктора Васнецова, репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка», описание картины В. М. Васнецова «Алёнушка», «Золотая галерея русской живописи», картины Виктора Васнецова; электронный учебник.
Технологическая карта урока № 21
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
С добрым утром начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А картину созерцать!
Дыхательная разминка
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- А вы знаете, что значит созерцать картину?
- Слово «созерцать» в толковом словаре Даля означает внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им.
- Кто догадался, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?
(Рассматривать, наблюдать, изучать картину.)
Постановка учебной задачи.
- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем созерцать, значит, внимательно рассматри вать, наблюдать, вникая, углубляясь, изучая картину Виктора Михайловича Васнецова «Але нушка» и любуясь ею.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Краткое знакомство с биографией художника.
- Познакомимся с некоторыми сведениями из жизни и творчества Виктора МихайловичаВаснецова. !
В. М. Васнецов, русский живописец, родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял, умер 23 июле 1926 года в Москве.
Создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,посвятив им почти полностью все свое дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Вот далеко не полный перечень картин Васнецова: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-98), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)- все в Третьяковской галерее.
2. Знакомство с репродукцией картины «Алёнушка» (с. 75).
- Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено?
- На сюжет какой сказки написана картина?
- Точно ли она соответствует содержанию сказки?
- Какие чувства вызывает Алёнушка?
- Что можете сказать о природе, которая изображена в картине?
- Отвечает ли она настроению Алёнушки?
3. Беседа по вопросам на с. 77 учебника.
4. Рассказ по картине.
- Всматриваясь в картину - в мелкие детали, гармоничный одушевленный пейзаж, цветовое решение - начинаешь проникаться пониманием и сочувствием.
Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки - все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни,- которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
«..."Аленушка" - картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «"Алёнушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее». Васнецов обратился к сказке об Алёнушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в картине состояние природы с чувствами героини. Фигуре Алёнушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек».
(На опушке леса на камне у воды сидит девушка.)
(На сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) (Нет. В сказке на берегу пруда, в который злая ведьма бросила Алёнушку, стоял братец-козленочек. А на картине нет ни злой ведьмы, ни козленка.) (Печаль, грусть, жалость, сочувствие.) (Лес, вода - все черное, хмурое.)
(Да.)
Первичное закрепление.
Сравнение связного рассказа по репродукции об истории девочки, изображенной на картине.
- Запишите несколько предложений из своего рассказа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- Соотнесите фамилию, имя, отчество художника и название картины, с которой мы сегодня познакомились. Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
репродукций картин Васнецова на сюжеты народных сказок (картины «Ковёр-. «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Богатыри» («Три богатыря») и др.).
(сравнение с правильным вариантом ответа.)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какую задачу ставили на уроке? ' .
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
-Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось? /
- Над чем еще надо поработать?
д\з
найти в библиотеке или Интернете репродукции картин Васнецова народных сказок и записать их названия.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку для начальных классов на тему "Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка""
Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»
Цель: написание сочинения по иллюстрации к сказке В. Васнецова «Аленушка»
Задачи: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Ресурсы: слайд с иллюстрацией к сказке В. М. Васнецова «Аленушка», выставка картин В. Васнецова
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
2. Игра на сотрудничество « Доброе животное»
Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
3. Постановка цели.
- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже. Слайд. 1
Что мы для этого должны
(на доске)
Знать. Уметь.
-художественное отношение; - составлять художественное описание;
- микротемы в описании. –«читать» картину;
- выбирать точные слова для описания.
4. Повторение.
- Но сначала вспомним, что такое текст?
- Какие типы текстов вы знаете?
-Чем отличается текст-описание от других типов текста?
5. Работа над новым материалом.
- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника). Ксюша нас познакомит с биографией живописца Васнецова. Слайд 2. Портрет Васнецова
Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Какие детские впечатления легли в основу написания картин?
Ксения: Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому. Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству
- Дома вы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и были в роли художников и рисовали иллюстрации к этой сказке. (Оформлена выставка.)
-Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?
-Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?
-Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?
(Вывешивается картина и дописывается тема урока.)
-Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?
-Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)
-Одну из лучших своих картин В.М. Васнецов написал в 1881 году. Эта картина «Аленушка». И хранится она в Москве, в Третьяковской галерее.
-Об этом ценитель искусства художника Эмма Игоревна Голубева сказала «Картина «Аленушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу»
Это и будет нашим эпиграфом к уроку.
- Посмотрите внимательно на картину.
Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.
- Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)
- Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)
- Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)
- Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?
- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?
- Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.
- Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)
- Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?
Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)
- Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)
- Возьмите карточку под номером 1 и заполните:
Глаза | Внешность | Поза |
- Что окружает Аленушку? Давайте опишем фон. (Лес, озеро.)
- Что можно сказать о лесе?
- Если трудно, вспомните, как его описывают в русских народных сказках. (Дремучий, темный, страшный, загадочный, колдовской.)
- А какая в озере вода? (Тоже темная, как и страшный лес.)
- Какое время года изображено на картине? Найдите признаки. (Осень: желтые листья на березах и на поверхности воды)
- Почему Васнецов выбрал осень? (Грустное время, природа, как и человек, печалится.)
- Лес темный, и на душе темно.
6. Физминутка.
- А сейчас физминутка. Ее тоже я взяла не случайно, какое время года изображено на картине и физическая минутка осенняя.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети садятся на места.)
- Отдохнули, работаем дальше. Для того, чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителей. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.
7. Составление плана.
- А сейчас мы вместе составим план нашего описания.
1. Вступление.
Художник-сказочник.
2.Основная часть.
-Какие микро темы в картине?
1) Описание Аленушки.
2) Описание леса.
3) Описание озера.
3. Заключение.
Отношение художника к героине и наше отношение.
- Расскажите по плану и , используя карточки, описание картины.
8.Орфографическая подготовка.
- Перед тем, как начать писать сочинение, обратимся к карточкам. В каких словах вам встретились знакомые орфограммы? Назовите их.
9. Написание сочинения.
-Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Пользуясь планом и карточками, составьте художественное описание картины «Аленушка», используя два пункта.
(Звучит «Лунная» соната)
10. Итог урока.
- Обратимся еще раз к эпиграфу. Свидетельствует ли картина об огромной любви Васнецова к своему народу?
- Понравилась ли вам картина?
- Какие чувства вызвала?
-Так, чему мы сегодня учились?
11. Домашнее задание.
- Откройте дневники. На дом – дописать сочинение.
videouroki.net