Летописец сильвестр и картины в м васнецова


Диктант для 9 класса. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассматривая произведения древнерусского искусства

 

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

 

  Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, - мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.

  Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова "Нестор-летописец". Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.

  Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

  Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.

  Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.

(По В. Полухиной)

(167 слов)

 

  Дополнительное задание:

  Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, составьте его схему. 

 

Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>

 

  Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".

 

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

 

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

 

scroll back to top < Предыдущая Следующая >
 

www.1variant.ru

Диктант для 9 класса. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассматривая произведения древнерусского искусства

 

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

 

  Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, - мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.

  Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова "Нестор-летописец". Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.

  Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

  Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.

  Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.

(По В. Полухиной)

(167 слов)

 

  Дополнительное задание:

  Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, составьте его схему. 

 

Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>

 

  Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".

 

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

 

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

 

scroll back to top < Предыдущая Следующая >
 

www.1variant.ru

Древнерусская литература. 6 класс - Литература - Каталог статей

Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа.

(Читаем эпиграф к теме (с. 55).)

Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.

Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.

Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие - «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение - плод творчества нескольких поколений летописцев.

Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником. Беседа по вопросам.

-   Кто герой этого сказания? Что он сделал?

-   Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой -простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)

-   Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?

-   Вы, конечно, почувствовали, что эти летописные сказания похожи на легенды, на устные народные предания. Это и не удивительно, ведь события, описанные в них, происходили более чем за 100 лет до составления Несторовой летописи. Автор записывал все, что сохранила народная память.

Что же прославляется в этих сказаниях?

-   Интересны ли летописные сказания современному читателю? И если интересны, то чем? Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

Поясните эпиграф к теме. Как вы его понимаете?

 

2. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (с. 55-56).

3.      Самостоятельная  работа.

-   Назовите имена первых летописцев.

-   Выделите главную мысль статьи.

(Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части - главная мысль прочитанной статьи. После ответа двух учеников эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки с предложенной учителем, лучшую записыва­ют в тетради.)

4. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и  картины В.М. Васнецова.

Учитель. В нашем учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь - его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.

Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.

Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.

Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.

Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже - просто это другой язык.

5.Слово учителя о значении летописания.

Задание. Ответить на вопрос: «Почему наши предки при­давали такое большое значение летописанию?».

Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое боль­шое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев, ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значи­мым.

Почему же так важно было для наших предков записать, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что их жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история ста­новилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от «всемирного потопа»: летописец говорит о происхождении славян от Иафета - одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священ­ной Истории. При этом летописец утверждает право каждого на­рода иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечелове­ческие идеалы.

(Демонстрация репродукции первой страницы «Повес­ти...» .)

Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изо­бражение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы над­писывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисова­ние: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс на­писания книги занимал годы усердного труда.

(Один из учеников отвечает на поставленный перед объяс­нением вопрос, остальные дополняют и уточняют ответ.)

 

6.   Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.Оживают под пером летописца события и люди далеких лет.

Прочитаем и мы отрывки из этой книги (с. 56-58 учебника).

Работа над сценарием.

-          Попробуем составить сценарий нескольких кадров фильма по одному эпизоду: «Кожемяка перед Владимиром» (см. с. 61 учебника).

7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско (с. 59), и беседа по вопросам:

-   «И стал тужить Владимир...» - говорится в «Сказании...». Почему?

-   Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина -почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось по-едитцика. Юноша - простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания...».)

-   Что прославляет летописец?

-   Какие особенности речи повествователя вы заметили?

-   Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изобра­жающие Древнюю Русь, продолжить и закончить сценарий.

 

awa.ucoz.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта