Летописец сильвестр и картины в м васнецова
Диктант для 9 класса. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассматривая произведения древнерусского искусства
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, - мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.
Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова "Нестор-летописец". Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.
Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.
Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.
Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.
(По В. Полухиной)
(167 слов)
Дополнительное задание:
Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, составьте его схему.
Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>
Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".
Расширенный выбор диктантов по русскому языку:
Диктанты по русскому языку для 4 класса
Диктанты по русскому языку для 5 класса
Диктанты по русскому языку для 6 класса
Диктанты по русскому языку для 7 класса
Диктанты по русскому языку для 8 класса
Диктанты по русскому языку для 10 класса
Старшеклассникам:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>
Подготовка к ГИА по русскому языку >>>
Следующая > |
www.1variant.ru
Диктант для 9 класса. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассматривая произведения древнерусского искусства
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, - мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени.
Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В.М. Васнецова "Нестор-летописец". Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.
Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на которых лежат толстые книги. Перед столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Позади расположено окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.
Перед древнерусским художником стоят особые задачи. Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей он изображает предметы лишь для того, чтобы они указывали на главное. У него летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Он вслушивается в Слово истины, которое доносится с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца.
Чтобы оценить достоинства современной и древнерусской живописи, надо понимать, какие задачи они решают.
(По В. Полухиной)
(167 слов)
Дополнительное задание:
Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, составьте его схему.
Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>
Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".
Расширенный выбор диктантов по русскому языку:
Диктанты по русскому языку для 4 класса
Диктанты по русскому языку для 5 класса
Диктанты по русскому языку для 6 класса
Диктанты по русскому языку для 7 класса
Диктанты по русскому языку для 8 класса
Диктанты по русскому языку для 10 класса
Старшеклассникам:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>
Подготовка к ГИА по русскому языку >>>
Следующая > |
www.1variant.ru
Древнерусская литература. 6 класс - Литература - Каталог статей
Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа.
(Читаем эпиграф к теме (с. 55).)
Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие - «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение - плод творчества нескольких поколений летописцев.
Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником. Беседа по вопросам.
- Кто герой этого сказания? Что он сделал?
- Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой -простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)
- Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?
- Вы, конечно, почувствовали, что эти летописные сказания похожи на легенды, на устные народные предания. Это и не удивительно, ведь события, описанные в них, происходили более чем за 100 лет до составления Несторовой летописи. Автор записывал все, что сохранила народная память.
Что же прославляется в этих сказаниях?
- Интересны ли летописные сказания современному читателю? И если интересны, то чем? Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?
Поясните эпиграф к теме. Как вы его понимаете?
2. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (с. 55-56).
3. Самостоятельная работа.
- Назовите имена первых летописцев.
- Выделите главную мысль статьи.
(Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части - главная мысль прочитанной статьи. После ответа двух учеников эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки с предложенной учителем, лучшую записывают в тетради.)
4. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В.М. Васнецова.
Учитель. В нашем учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь - его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.
Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.
Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.
Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.
Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже - просто это другой язык.
5.Слово учителя о значении летописания.
Задание. Ответить на вопрос: «Почему наши предки придавали такое большое значение летописанию?».
Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев, ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.
Почему же так важно было для наших предков записать, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что их жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от «всемирного потопа»: летописец говорит о происхождении славян от Иафета - одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной Истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
(Демонстрация репродукции первой страницы «Повести...» .)
Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
(Один из учеников отвечает на поставленный перед объяснением вопрос, остальные дополняют и уточняют ответ.)
6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.Оживают под пером летописца события и люди далеких лет.
Прочитаем и мы отрывки из этой книги (с. 56-58 учебника).
Работа над сценарием.
- Попробуем составить сценарий нескольких кадров фильма по одному эпизоду: «Кожемяка перед Владимиром» (см. с. 61 учебника).
7. Рассматривание иллюстрации, изображающей конное войско (с. 59), и беседа по вопросам:
- «И стал тужить Владимир...» - говорится в «Сказании...». Почему?
- Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина -почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось по-едитцика. Юноша - простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания...».)
- Что прославляет летописец?
- Какие особенности речи повествователя вы заметили?
- Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь, продолжить и закончить сценарий.
awa.ucoz.ru