Описание картины Михаила Нестерова «Осенний пейзаж». Эффект присутствия в картине васнецова осенние листья


Серова, Левитана, Васнецова, Саврасова, Жуковского.

Топ-5 осенних картин.

Тот самый момент, когда вместе с порывами холодного ветра и густым туманом рассеивается всё «очей очарованье». Уныло в эту пору было всегда, хотя кажется, что именно нам не везет… Поздняя осень. За окном — и на полотнах русских художников. Вглядывалась в хмурые краски осени Наталья Летникова.

Мрачное небо, неказистые деревья, охра, щедро приправленная серым. Для кого — депрессивный пейзаж, а для художника — источник вдохновения. Заехав как-то к другу в Тверскую губернию, Валентин Серов написал «Осенний вечер. Домотканово». Пейзаж, который можно увидеть в Третьяковской галерее или… на любой опушке средней полосы.

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886

Аллея парка и одинокий силуэт. Люди на картинах Исаака Левитана — редкость. Полотно «Осенний день. Сокольники» как раз такой случай. Своим появлением дама в черном обязана брату Чехова — Николаю Павловичу. Именно он — друг Левитана по училищу живописи — написал эту фигурку, добавив в осенний пейзаж романтическую нотку.

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879

Осенняя деревня. Аполлинарий Васнецов, младший брат художника Виктора Васнецова, вырос в местечке Рябово под Вяткой. Здесь учился рисовать у ссыльного польского художника Андриолли. И даже перебравшись в Петербург, переносил на холст красоты Уральского края. «Вид из окна столовой. Рябово». Из окна… осенью — особенно уютно.

Аполлинарий Васнецов. Вид из окна столовой. Рябово. 1919

Лесная чаща навевает сумрачные мысли. А если с ней связана таинственная история — так и просится на холст. «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Алексей Саврасов перенес на полотно, казалось бы, обычный холм, но сотни лет назад, по легенде, здесь было языческое кладбище, а потом — церковь, которая якобы ушла под землю.

Алексей Саврасов. Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872

Мрачное небо, неказистые деревья, охра, щедро приправленная… солнечно-желтым. И самый хмурый ноябрь становится светлее. Сейчас, как и сто лет назад, — на картине Станислава Жуковского «Брошенная терраса». «Певец дворянских гнезд» увидел позднюю осень вовсе не угрюмой, а слегка грустной и романтической порой.

Станислав Жуковский. Брошенная терраса. 1911

culture.ru

описание картины И.И. Бродского "Опавшие листья"

Бродский Опавшие листья Исаак Израилевич Бродский – советский художник-пейзажист, автор многих картин. Все его произведения точно и правдиво отображают красоту природы средней полосы России. Пожалуй, одним из любимых времен года у автора была осень, все богатство красок и, между тем, скромное, неброское очарование которой он стремился передать на своем холсте. Одной из наиболее известных в этом плане полотен является картина «Опавшие листья» (1915 год).

На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Природа еще не замерла, готовясь к зиме, еще виднеются зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной, но уже видно, что теплая пора прошла и лето закончилось. Сквозь переплетенные ветви посаженных вдоль аллеи старых деревьев проглядывает голубое, чистое, еще такое летнее небо. И солнце по-прежнему светит ярко и дарит свое тепло. Кажется, парк замер в безмолвном ожидании. Но, может быть, это лишь на короткое время затих ветер, который сорвал засыхающие листья, и занес их на веранду дачного домика.

Создается впечатление, что хозяева покинули этот домик совсем недавно, просто ушли погулять и скоро вернуться. Незакрытая дверь, стоящие у входа низенькие табуретки – все говорит об этом. И все же легкая печать запустенья присутствует, и практически с первого взгляда на картину становится ясно – этот домик оставят на зиму, и вернутся в него лишь летом.

И хотя на полотне изображено постепенное увядание природы и запустение, картина не вызывает грусти. Наоборот, в ней чувствуется прохлада, свежесть и морозность осеннего дня. Ведь за этой пустотой нет ощущения чего-то окончательного, неизбежного и неотвратимого. Скорее наоборот, автор постарался передать красоту момента, красоту ранней «золотой» осени, которая не столько предвещает наступление зимы, сколько дает надежду, что за холодами, вьюгами и метелями, которые вот-вот нагрянут, опять придет тепло, деревья вновь оживут и покроются листвой.

В картине Исаака Израилевича Бродского преобладают спокойные оттенки, наиболее часто используемыми цветами является золотисто-желтый и красный. Эти цвета были выбраны художником для того, чтобы передать осеннее настроение картины, и, в то же время, не создавать понурое, грустное впечатление от произведения. Это именно «золотая» осень, без дождей, темных тяжелых облаков и пронизывающего ветра. Именно такой ее хочет донести до зрителя художник. Ведь желтыми на полотне изображены не столько опавшие листья, сколько теплые солнечные лучи, играющие на полу и стенах беседки, а краснеют не гроздья рябины на кустах, а недавно покрашенные перила изящной лестницы. Тонкая игра света и тени подчеркивает плавный, и в то же время столь заметный, переход одного времени года в другое.

Радость, спокойствие, умиротворенность – именно эти чувства вызывает произведение известного живописца. И хочется, чтобы таких вот солнечных и прохладных осенних дней было как можно больше.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Описание картины Исаака Бродского «Опавшие листья»

Описание картины Исаака Бродского «Опавшие листья»

Бродский Исаак Израилевич – художник, живший и творивший в советское время. Он написал множество картин, но наиболее известны осенние пейзажи Бродского. Он, как никто другой, умел передать неброскую красоту, скромное обаяние и утонченность этого времени года.

«Опавшие листья» – одна из таких картин. Здесь изображен ясный, солнечный день, которые бывают только в начале осени. Природа еще хранит отголоски лета, на деревьях видны последние зеленые листочки как прощальный привет жаркого лета. Но осень уже вступила в свои права. Повсюду заметно буйство осенних оттенков: багряный, золотистый, коричнево-желтый.

Эти же оттенки синхронно повторяются в цветовом оформлении стен домика, в красных тонах мебели и перил крыльца. Эти краски добавляют яркости и выразительности осеннему пейзажу. В переплетениях ветвей виднеется бледно-серое небо, которое совсем скоро затянут свинцовые тучи. Но пока оно чисто, светло и безмятежно.

На переднем плане картины изображен интерьер одной из комнат дачного домика. Скорее всего, это веранда. Зритель смотрит на происходящее как бы из глубины дома. Дверь на улицу широко распахнута. Кажется, что люди вышли только на минутку и вот-вот вернутся обратно, к своим делам, к повседневной дачной жизни и летним развлечениям.

Но нет, увядание природы неизбежно, его не остановить. Вот и дощатый пол уже усеян опавшими листьями, занесенными внутрь дома резким порывом осеннего ветра. Ясно, что этот дом не наполнится голосами до наступления летнего сезона. Эти кресла так и будут стоять в ожидании своих хозяев.

Картина Бродского, несмотря на осенний сюжет, не оставляет после себя впечатление увядания и смерти природы. Скорее «Опавшие листья» пронизаны солнечным светом и осенней прохладой и свежестью, подернутой легким морозцем.

opisanie-kartin.com

Описание картины Михаила Нестерова «Осенний пейзаж»

Описание картины Михаила Нестерова «Осенний пейзаж»

Временем рождения картины принято считать 1906 год. Нестеров показал не только красоту русской природы, но и свое отношение к ней. Чувство любви, наслаждения сразу кидается в глаза. Эта картина, несмотря на свой возраст, ей больше 100 лет, нравится людям разного возраста и поколений.

В центре Нестеров изобразил одинокое дерево, необычность его заключается в том, что на одной стороне имеется листва, на другой же она опала. Когда смотришь на эту картину, то кидается взгляд за реку. Там открывается необыкновенно красивый пейзаж.

Художник написал начало осени, которая робка входит в свои права. Кое – где листва совсем зеленая, не тронутая желтизной. Красавица – осень потрудилась над выбором красок. Каких только здесь нет цветов. Они яркими пятнами преображают деревья.

Так же центральное место в картине занимает величественная, спокойная река. Которую совершенно не тревожит осенний ветерок. Поверхность реки словно зеркало, в котором нашли свое отражение красавицы – березы. Они словно не могут наглядеться на новый наряд, подаренной им самой природой. В реке нашли свое отражение воздушные облака.

Эта картина, несмотря на свое спокойствие, навевает грусть. Стает грустно от неизбежности приближения осени, от того, что все имеет свой конец. Вот и радостное лето тоже пришло к концу, впереди слякоть, холода, морозы. Совсем не радостно от мысли, что придется отпустить лето, с его радостью, солнцем, весельем.

Нестеров достаточно точно показал красоту русской природы, прелесть каждого времени года. Нужно научиться принимать то, что тебе дается. Так и в этой картине, необходимо принять и увидеть красоту и необычность осеннего пейзажа. А лето стоит опустить. Нужно уметь наслаждаться тем, что нам дано на этот момент.

opisanie-kartin.com

Картина «Летний сад осенью» Бродского, 1928 г. Описание картины

Художник Исаак Бродский известен как талантливый портретист, автор больших полотен и жанровых сцен. В его творческой копилке присутствует также большое количество пейзажей. Любителям изобразительного искусства хорошо знаком его камерный пейзаж «Летний сад осенью».

…Теплый осенний день. По небу проплывают легкие облака, между которыми проглядывает ясная синь. Опустевшая беседка, неспешно гуляющие вдали люди, редеющая золотистая листва на деревьях…Осень – лучшая пора для прогулок по городскому парку…

Анализ и описание

Сюжет картины переносит зрителя в один из наиболее посещаемых парков Санкт-Петербурга – Летний сад. На полотне изображена отдаленная боковая аллея, вдоль которой растут мощные многолетние деревья-великаны – по всей видимости, ровесники самого Летнего сада. На картине художник изобразил один из прощальных дней уходящей золотой осени.

Светит мягкое осеннее солнце, из-за чего все вокруг выглядит радостным и теплым.

Пожелтевшая листва деревьев уже заметно поредела, и кроны, изображенные утонченно и изысканно, выглядят полупрозрачными, отчего зрительно почти сливаются с небом. Тянущиеся вверх стволы изящны и стройны, они буквально упираются в небо, по которому проплывают легкие белые облака. Деревья на картине прописаны четко и расположены своего рода рамкой, обрамляющей композицию.

Центральный план композиции прозрачен, он как будто пронизан воздухом. С правой стороны парковой аллеи солнечные лучи красиво высвечивают деревянную беседку с ажурными перилами. Маленькая грязно-белая беседка как будто скрывается среди деревьев. На её темно-коричневой крыше играют теплые солнечные лучи, благодаря чему она выглядит более гостеприимной.

Аркообразные окна беседки и её резные перила придают всему строению воздушную легкость. Беседка кажется почти невесомой и создается ощущение, что она – это всего лишь порождение осеннего воздуха и тумана. Беседка изображена пустой. Это своего рода намек - очень скоро опустеет и вся аллея, полностью опадет листва, пойдут осенние дожди. Однако пока этого не случилось, художник предлагает насладиться картиной золотой теплой осени.

В глубине аллеи, уходящей за горизонт, изображены скамейки с отдыхающими. Художник облачил людей в теплые одежды, чтобы подчеркнуть ощущение осенних заморозков. Люди, казалось бы, заняты своими делами - кто-то прохаживается вдоль аллеи, кто-то отдыхает, сидя на скамейке. Однако их роль в картине нельзя назвать второстепенной.

Присутствие людей несколько оживляет пейзаж, делая его более доступным для зрительского восприятия, придавая картине оживленность и реализм. Разглядывая картину, зритель понимает, что мог бы тоже оказаться среди отдыхающих, неспешно гуляющих по парковой аллее.

На переднем плане композиции изображены перекрещенные на земле причудливым узором темные тени от веток и стволов. Изображение теней позволяет подчеркнуть силу солнечного света и усилить ощущение ясного дня. Художник удачно использует в работе контраст теплых и холодных цветов: на фоне тонких сиреневых теней опавшая желтая листва смотрится, словно золотые монеты.

В картине Бродский использует типичные для осенней поры краски – тончайшие переходы желтого, оранжевого и коричневого. Общее цветовое решение пейзажа не отличается яркостью. Автор умышленно выбрал главным образом приглушенные тона, характерные для осени.

В картине преобладают графические приемы изображения. Деревья написаны художником удивительно точно и пластично. Небо тоже изображено достаточно оригинально и необычно. С одной стороны оно выглядит затянутым облаками, однако в то же время между ними просвечивает чистая лазурь, что создает ощущение присутствия солнечного света.

Картина пасмурна, однако она не вызывает ощущения грусти. Изображенная парковая аллея наполнена теплым светом. У зрителя возникает желание прогуляться по опавшим листьям среди обрамленных нежным осенним золотом деревьев. В работе много света и воздуха. Автор изображает осень с особой поэтичностью, предлагая зрителю не только посетить аллею парка, но и полюбоваться теплым солнечным деньком.

Отдельный интерес представляет перспектива - художник изобразил объекты на картине «снизу вверх». Сочетание необычной перспективы с графическими приемами создает эмоциональное воздействие на зрителя. При разглядывании картины возникает ощущение, что изображенную на ней аллею увидел не взрослый человек, рассматривающий аллею с высоты своего роста, а маленький ребенок. Картина соответствует эмоциональным ощущениям детства – когда окружающий мир прекрасен и одновременно немного загадочен.

В работе «Летний сад осенью» Бродскому удалось убедительно передать неоднозначное очарование осенней поры. Светлая прозрачность прохладного воздуха, щемящая грусть по опавшей листве, редкие проблески осеннего солнца… Об этом произведении трудно сказать, радостное оно или грустное, поскольку оно является отражением смешанных чувств в душе художника.

Главные достоинства этого пейзажа - особая интимность и тонкий лиризм, с которыми Бродский передает настроение погожего осеннего дня. Картина вызывает ощущение спокойствия и понимания неотвратимости осени. Природа устала, однако она продолжает излучать радостную энергию.

Картина «Летний сад осенью» является одной из лучших работ Бродского, воплощающей удивительно поэтичный и вместе с тем правдивый образ осенней природы.

И. Бродский «Летний сад осенью»

Художник Исаак Бродский известен как талантливый портретист, автор больших полотен и жанровых сцен. В его творческой копилке присутствует также большое количество пейзажей. Любителям изобразительного искусства хорошо знаком его камерный пейзаж «Летний сад осенью».

…Теплый осенний день. По небу проплывают легкие облака, между которыми проглядывает ясная синь. Опустевшая беседка, неспешно гуляющие вдали люди, редеющая золотистая листва на деревьях…Осень – лучшая пора для прогулок по городскому парку…

Анализ и описание

Сюжет картины переносит зрителя в один из наиболее посещаемых парков Санкт-Петербурга – Летний сад. На полотне изображена отдаленная боковая аллея, вдоль которой растут мощные многолетние деревья-великаны – по всей видимости, ровесники самого Летнего сада. На картине художник изобразил один из прощальных дней уходящей золотой осени.

Светит мягкое осеннее солнце, из-за чего все вокруг выглядит радостным и теплым.

Пожелтевшая листва деревьев уже заметно поредела, и кроны, изображенные утонченно и изысканно, выглядят полупрозрачными, отчего зрительно почти сливаются с небом. Тянущиеся вверх стволы изящны и стройны, они буквально упираются в небо, по которому проплывают легкие белые облака. Деревья на картине прописаны четко и расположены своего рода рамкой, обрамляющей композицию.

Центральный план композиции прозрачен, он как будто пронизан воздухом. С правой стороны парковой аллеи солнечные лучи красиво высвечивают деревянную беседку с ажурными перилами. Маленькая грязно-белая беседка как будто скрывается среди деревьев. На её темно-коричневой крыше играют теплые солнечные лучи, благодаря чему она выглядит более гостеприимной.

Аркообразные окна беседки и её резные перила придают всему строению воздушную легкость. Беседка кажется почти невесомой и создается ощущение, что она – это всего лишь порождение осеннего воздуха и тумана. Беседка изображена пустой. Это своего рода намек - очень скоро опустеет и вся аллея, полностью опадет листва, пойдут осенние дожди. Однако пока этого не случилось, художник предлагает насладиться картиной золотой теплой осени.

В глубине аллеи, уходящей за горизонт, изображены скамейки с отдыхающими. Художник облачил людей в теплые одежды, чтобы подчеркнуть ощущение осенних заморозков. Люди, казалось бы, заняты своими делами - кто-то прохаживается вдоль аллеи, кто-то отдыхает, сидя на скамейке. Однако их роль в картине нельзя назвать второстепенной.

Присутствие людей несколько оживляет пейзаж, делая его более доступным для зрительского восприятия, придавая картине оживленность и реализм. Разглядывая картину, зритель понимает, что мог бы тоже оказаться среди отдыхающих, неспешно гуляющих по парковой аллее.

На переднем плане композиции изображены перекрещенные на земле причудливым узором темные тени от веток и стволов. Изображение теней позволяет подчеркнуть силу солнечного света и усилить ощущение ясного дня. Художник удачно использует в работе контраст теплых и холодных цветов: на фоне тонких сиреневых теней опавшая желтая листва смотрится, словно золотые монеты.

В картине Бродский использует типичные для осенней поры краски – тончайшие переходы желтого, оранжевого и коричневого. Общее цветовое решение пейзажа не отличается яркостью. Автор умышленно выбрал главным образом приглушенные тона, характерные для осени.

В картине преобладают графические приемы изображения. Деревья написаны художником удивительно точно и пластично. Небо тоже изображено достаточно оригинально и необычно. С одной стороны оно выглядит затянутым облаками, однако в то же время между ними просвечивает чистая лазурь, что создает ощущение присутствия солнечного света.

Картина пасмурна, однако она не вызывает ощущения грусти. Изображенная парковая аллея наполнена теплым светом. У зрителя возникает желание прогуляться по опавшим листьям среди обрамленных нежным осенним золотом деревьев. В работе много света и воздуха. Автор изображает осень с особой поэтичностью, предлагая зрителю не только посетить аллею парка, но и полюбоваться теплым солнечным деньком.

Отдельный интерес представляет перспектива - художник изобразил объекты на картине «снизу вверх». Сочетание необычной перспективы с графическими приемами создает эмоциональное воздействие на зрителя. При разглядывании картины возникает ощущение, что изображенную на ней аллею увидел не взрослый человек, рассматривающий аллею с высоты своего роста, а маленький ребенок. Картина соответствует эмоциональным ощущениям детства – когда окружающий мир прекрасен и одновременно немного загадочен.

В работе «Летний сад осенью» Бродскому удалось убедительно передать неоднозначное очарование осенней поры. Светлая прозрачность прохладного воздуха, щемящая грусть по опавшей листве, редкие проблески осеннего солнца… Об этом произведении трудно сказать, радостное оно или грустное, поскольку оно является отражением смешанных чувств в душе художника.

Главные достоинства этого пейзажа - особая интимность и тонкий лиризм, с которыми Бродский передает настроение погожего осеннего дня. Картина вызывает ощущение спокойствия и понимания неотвратимости осени. Природа устала, однако она продолжает излучать радостную энергию.

Картина «Летний сад осенью» является одной из лучших работ Бродского, воплощающей удивительно поэтичный и вместе с тем правдивый образ осенней природы.

5sec.info

Описание картины Виктора Попкова «Осенние дожди»

Описание картины Виктора Попкова «Осенние дожди»

Мы видим Пушкина, который смотрит вдаль и о чем-то глубоко задумался. Перед нами унылая картина осени. Поэт оперся на колонну. О чем он размышляет? Что вызывает в нем столь грустный пейзаж? Мы можем лишь догадываться об этом.

Попков смог невероятно живо рассказать о происходящем. Достаточно немного присмотреться, и полотно начинает оживать. Идет дождь. Деревья сгибаются от сильных порывов ветра. Немедленно вспоминается звук капель, которые ударяются о крышу и шуршат листьями. Кажется, что слышны звуки ветра.

Сюртук поэта развеваются от его сильных порывов. Пушкин вовсе не собирается куда-то уходить. Это ненастье совершенно не мешает ему. Общеизвестно, что Пушкин была его любимым временем. Именно она вдохновляла его. В это неуютное время он создал огромное количество великолепных стихов. Он успешно трудился, создавая настоящие шедевры.

Художнику удается создать великолепную картину. Мазки его кисти точны и уверены. Можно ощутить их скупость. Достаточно насыщенные краски художник использует для изображения деревьев. Они стоят в пестрых сказочных нарядах. Листья еще не успели опасть. Они дарят нам радость своими рыжевато-золотистыми оттенками.

Попков изобразил Пушкина, стоящим на крыльце его дома. Цвет его бело-серый. Кажется, что оно выбелено холодом и дождем. Чувствуется натянутость силуэта. Мы не видим лица и рук. Кажется, что Пушкин стоит немного в тени. Герой олицетворяет постоянный поиск того, что может вдохновлять. Она напряжена и при этом расслаблена. Можно подумать, что поэт стоит здесь уже очень давно и все ждет, когда же наконец придет вдохновение. Возможно, ему просто нравится любоваться этой красотой.

Попков намеренно не изображает дождь. Это творение живописца пронизывает грусть, но она тиха и светла. Такая погода позволяет поэту творить.

opisanie-kartin.com

Картина «Осень» Шишкина, 1894г. Описание картины

Одним из лучших натурных этюдов Шишкина является «Осень», который выполнен художником как законченная картина. Этот этюд, написанный в 1894 году, относится к позднему периоду творчества художника. В настоящий момент картина хранится в Художественном музее Алтайского края.

Описание и анализ

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний - выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.

Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.

Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, - это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.

Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.

Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

И. Шишкин «Осень»

Одним из лучших натурных этюдов Шишкина является «Осень», который выполнен художником как законченная картина. Этот этюд, написанный в 1894 году, относится к позднему периоду творчества художника. В настоящий момент картина хранится в Художественном музее Алтайского края.

Описание и анализ

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний - выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.

Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.

Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, - это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.

Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.

Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

5sec.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта