Сжигание чучела зимы на Масленицу. Сообщение о картине васнецова сжигание чучела масленицы


Масленица | cosmograph

языческие славянские праздники

Сюжет Костромской Масленицы в картинах Кустодиева Б. М.

Масленица представляет собой какое-то странное смешение всех зимних языческих празднеств. Кажется, она по преимуществу была праздников в честь мертвых, на это указывает употребление блинов, неразрывных спутников поминаний по древнему обычаю. Так в Тамбовской губернии и в смежных с нею местах первый испеченный блин клался на слуховое окошко в том предположении, что души родственников, знакомых, особенно родителей, невидимо съедят его. Если он оставался нетронутым, то думали, что злые духи до него не допускают, в таком случае прогоняли их заклинаниями. Набожные женщины, садясь за стол, ели первый блин за упокой усопших, а следующими блинами встречали масленицу. Более того, масленица была, кажется, и праздником злых, враждебных духов. На это тоже много указаний. Так в Костромской губернии в последний день масленицы, именно в воскресенье, составлялась из наряженных мужчин с соломенными колпаками на голове верховая поездка, называемая обоз. Вечерами за городом колпаки сжигались — это означало «сжечь масленицу». По деревням пели песни, а вечером мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали ее вместе и зажигали, что называлось «сжечь соломенного мужика».

Праздничная неделя делится на два последовательных этапа:

  • Узкая Масленица — понедельник (встреча), вторник и среда (заигрыш и лакомки),
  • Широкая Масленица — четверг (разгул), пятница (тёщины вечёрки), суббота и воскресенье (золовкины посиделки и проводы).

До начала Широкой Масленицы необходимо было завершить все хозяйственные работы. В последний день масленичной недели происходил ритуал похорон Масленицы, который в разных губерниях России заключался в сожжении куклы Масленицы (Марены).

Во Владимирской и частью в Вятской губерниях возили на санях, запряженных двенадцатью лошадьми, наряженного мужика. Он сидит на колесе, поставленном посреди саней, в руках держит полуштоф с вином и калачи. С ним сидят наряженные музыканты, которые поют и играют. Почти такое же действие происходило в Симбирской, Саратовской, Пензенской и Нижегородской губерниях. Сколотив вместе несколько дровен, застилали их досками, посредине ставили толстое, высокое дерево с воткнутым на верху его колесом. На этом колесе усаживался ряженный, который веселил народ своими забавами и проделками. Потом возили по всем улицам сани с деревом и лошадьми, наряженными в разных других животных. Многие, вместо масок, раскрашивали лица углем и сажей, надевали на себя платье навыворот или шкуры животных с рогами и черепом головы. Шествие это называлось проводами честной масленицы, и случалось оно обычно в прощеное воскресенье. Во время шествия все скакали и пели, а вместо музыки ударяли в бубны и тазы.

В Рязанской губернии после проводов масленицы сходились на общую пирушку и гуляли до рассвета. При этом блины не сходили со стола в продолжение всей ночи.

По некоторым местам Малороссии было обыкновение с песнями носить по улицам чучело, при этом его сопровождала толпа детей, которые кричали и бросали в него снежные комки. В других местах возили на санях масленицу – деревянное изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде, которое потом бросали в воду или сжигали за городом.

В чистый понедельник во многих городах поутру собирались кучами ребятишки и шли толпою к дому каждого хозяина с ухватами, кочергами, метлами, сковородами и кричали: «Мы масленицу прокатили, святы вечера проиграли и т.д.»

На масленицу обычны были также ночные гулянья и катанья. Так что во всех этих обрядах и поверьях, относящихся к масленице, видны следы служения злым духам.

Наконец, масленица есть, отчасти, и празднование весны. В Саратовской губернии, например, масленицу встречают под видом деревянного истукана с веселыми песнями, но в воскресенье вечером истукана погребают. Что означают эти встречи и похороны? Может быть, истукан, играющий роль масленицы, соединял в себе олицетворенную весну, которую встречали, и зиму, которую провожали. Такое смешение часто встречается в народных обычаях. Как бы то ни было, встреча совершается с весенними обрядами, а проводы или похороны напоминают торжества в честь враждебных сил. И приходится отметить, что в праздновании масленицы обрядов, сопровождающих весенние праздники, несравненно меньше, чем относящимся к служению злым духам и мертвым.

 

Фотографии с Масленицы

языческие славянские праздники

cosmograph.ru

Масленица: смысл, история и традиции

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

 

 

 

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Не всё коту масленица!

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Празднование Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Масленица: битва между карнавалом и постом

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал  холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленица - блинная неделя

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

Масленица: кулачные бои

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

Богослужение масленицы

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богаты

foma.ru

Сжигание чучела на масленицу - зачем жгут чучело, смысл обряда

Одним из самых популярных обрядов считают сжигание чучела на Масленицу. Так называют давний праздник славян, начало которого лежит еще в языческой культуре, хотя он сохранился и после появления христианской веры.

Как появилась Масленица?

Одна из версий утверждает, что название Масленицы появилось из-за того, что перед Постом эта неделя запрещала употребления мяса, а вот продукты молочного происхождения еще разрешались.

Праздник Масленица — сытное торжество длительностью в 7 дней. Неотъемлемая традиция — кататься на лошадях. Парни, желающие жениться, покупали сани для этого действа. Участвовать в катаниях обязательно надо было всем молодым парочкам. Сельская молодежь имела свой обычай — прыгать через костер и брать снежный городок.

Главное задание Масленицы — проводы зимы и сжигание чучела. Праздник встречался красивыми песнями, а неотъемлемый его признак — блины. Их нужно печь ежедневно с понедельника по воскресенье, но пик вкусностей выпадает на четверг, пятницу и субботу. Почему именно так? Блины напоминают солнце, а язычники верили в солнечного Бога Ярилу, который прогонял зиму и знаменовал начало весны.

У каждой хозяйки был свой уникальный рецепт блинов, передавать его необходимо было женщинам от поколения к поколению. Первый блин всегда предназначался для поминания усопших, его клали на окно.

Каждый масленичный день был особенным:

  1. В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой улицами.
  2. Во вторник начинались развлечения, парни отправлялись на поиски невест, а девушки — женихов.
  3. Среду называли «лакомкой», всех угощали блинами.
  4. Четверг был разгульным днем. Именно в это время катались на лошадях, боронили или брали снежные городки.
  5. В пятницу зятю приходилось ехать на блины к теще.
  6. В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.
  7. Воскресенье — последний этап, который приходится на Прощеный день, когда все просили друг у друга прощения. Именно в воскресенье жгут чучело из соломы на костре.

Каким было чучело Масленицы раньше?

Чучело на Масленицу или Масленик из соломы не только напоминал человеческие формы, но и обладал особенными признаками, которые присущи одному или другому полу. Масленица была женщиной, а Масленок — мужчиной. Сжигание чучела Масленицы — важный ритуал, но не менее ответственный и наряжение куклы.

Масленичные чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Одежду брали из разных домов, а наряжали «красавицу» в основном женщины. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу.

Зачем на Масленицу сжигают чучело? В древние времена это могло символизировать только одно — похороны холода, другими словами — сжигание чучела зимы.

Чучело зимы нужно сжигать на костре еще и потому, что это символизирует ежегодное обновление. Когда-то в костер бросали старые вещи, чтобы огонь поглотил все печальное и грешное. От силы костра зависело, когда придет ранняя весна, а с помощью пепла обрабатывали поля, чтобы был хороший урожай.

Современное чучело на Масленицу

Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков.

Как делают чучело Масленицы сегодня

  1. Берут 2 бруска: один короткий, другой — длинный. Из первого делают руки, а из второго — туловище.
  2. Формируют тело с помощью сена, бумаги и соломы (чтобы чучело Масленицы было легче сжечь). Если этих предметов нет, то используют несколько веников.
  3. Голова комплектуется из светлых полотняных мешков, заполненных соломой, сшитых внизу. Обязательно надо покрыть голову куклы ярким платочком.
  4. Сожжение Масленицы почему-то выполняют в старых нарядах: платьях, сарафанах с зашитым подолом. Это позволит без проблем жечь чучело. Очень часто создают гламурные куклы по последним тенденциям моды.
  5. Для Масленицы, которая запомнится надолго, чучелу разрисовывают лицо. Глаза делают закрытыми с помощью тонкого косметического карандаша. Алые щечки и губки рисуют румянами и яркой помадой. На фоне белого снега этот персонаж не сможет остаться в тени, а значит, цель торжества выполнена.
  6. Последний штрих: перед тем, как сжигать куклу, создают косички из белой ткани.

Кульминационный момент в Масленице

Обряд сжигания чучела Масленицы — это кульминация праздника. Действо происходит в последний день недели, чтобы проститься с зимой. Такая традиция может означать только одно — скорый приход весны. Перед сожжением водят хороводы, устраивают веселые забавы, танцуют и угощаются блинами.

Первый вариант — куклу поджигают сразу. Второй — чучело вывозят на санках, устанавливают в центре будущего костра, народ прощается с Зимой шутками, ругает ее за морозы и благодарит за зимние забавы. После того как от чучела останется только пепел, молодежь прыгает через догорающий костер.

Сжигание куклы на Масленицу имеет глубокое значение — уничтожить символ зимы и воскресить весну.

Видео

Вам это будет интересно:
  1. Масленичное колесо
  2. Масленица обряд символ
  3. Конкурс чучело масленицы
  4. Масленичные забавы и обрядовая кукла Масленица

www.maslenisa.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта