Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание). Сочинение по картине васнецова нестор летописец 6 класс


Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

Подвиг молодого киевлянина

Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр, чтобы привести на помощь войска воеводы Претича. Город Киев остался без защиты войска князя Святослава, который находился в то время в походе.

В работах Андрея Иванова идея патриотизма занимает одно из важнейших мест.

В центре картины юный герой, он сбросил одежду перед тем, как войти в реку. В этом его беззащитность перед вражеским войском. Несмотря на внешнюю уязвимость, юный киевлянин бесстрашен и полон решимости.Молодой киевлянин будто озарён ярким сиянием вечернего солнца на фоне темных силуэтов печенегов.

Писатель подчеркивает прекрасный и самоотверженный поступок киевлянина через красоту и силу его тела. Главная и жизненно важная цель для него привести помощь, чтобы спасти Киев от вражеского нашествия. В руке киевлянина уздечка и это не случайно. По летописи Нестора, юный киевлянин пробирается во вражеский стан якобы в поисках своего коня, зная их язык. На плече киевлянина развевается огненно-красная ткань. Алая, развевающаяся ткань будто знак, предупреждающий о смертельной опасности, о пролитой крови. За спиной киевлянина черный мечущийся конь, потерявший своего всадника. В образе коня художник выразил дьявольскую тёмную силу.

Молодого киевлянина окружает мрачный фон. Небо затянуто черными тучами. Деревья грозно расставили свои ветви. Природа противится всему происходящему, противится кровопролитию.

На заднем плане картины стены осаждённого Киева. Войны печенеги на фоне светлого образа юноши изображены не так красочно. Их темные лица обезображены злобой, жестокостью и ненавистью. Образы печенегов отталкивают и вызывают неприязнь. В отличие от юноши, которому сопереживаешь и опасаешься за его жизнь. Стрела пущенная всадником сзади попадает во врага, умирающего у ног киевлянина. Раненый печенег протягивает руку, прося о помощи юношу. Но ничто не может остановить героя на пути за подмогой. В этом проявляется настоящий патриотизм русского воина.

Мрачное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Хочется верить и надеяться, что добро рано или поздно одержит победу над злом, юноша достигнет противоположного берега Днепра и осаждённый город с её жителями будет спасён.

5 класс

Другие интересные картины

Интересные сочинения по картинам

sochinite.ru

План урока "По страницам Повести временных лет"

МКОУ Гниловская ООШ

По страницам «Повести временных лет».

(Урок литературы в 6-7 классах)

Выполнила:Иванченко В.И.,

учитель русского языка и

литературы.

Октябрь 2014 год.

Цели урока:

- познакомить учащихся с особенностями русской летописи;

-показать связь русской истории, литературы, живописи;

-на примере шедевров древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, воспитывать патриотизм, гражданские чувства у учащихся.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Перед нами русская летопись «Повесть временных лет». Мы только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

2.Ученица о летописании на Руси. Кадр№6

Летопись- описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях - центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещенные, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей, письма, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые создали, сохранили и донесли до нас историю нашей Родины.

3.Полное название летописи. Кадр№7

4.Рассказ о Несторе Летописце. Кадр№8

Нестор-летописец - монах Киево-Печерского монастыря. Именно он создал летопись земли русской «Повесть временных лет».

Нестор переписывал книгу вручную, в то время не умели печатать книги. Писали на пергаменте (тонко выделанной коровьей коже), писали гусиным пером. Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения истории России и заносил их для памяти в книги. Главный труд Нестора – «Повесть временных лет» , первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем ,откуда пошла Земля Русская, ка жили люди Древней Руси.

Чтобы стать летописцем требовался большой талант. Летописец должен был знать Священное писание, владеть грамотой, литературным текстом, быть наблюдательным человеком.

  1. Описание картины В.М.Васнецова «Нестор- летописец». Кадр№9

  2. Жанры летописи. Кадр№11

  3. С чего начинается летопись? Кадр№12

(С Всемирного потопа.)

Чтение текста стр23 «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю..»

7. Карта Руси 9-12 веков. Кадр№13

8.Основатели Киева. Кадр №14

(Чтение летописи стр-29)

« И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь…»

9.Князь Рюрик (862-879) Кадр №15

Рюрик – основатель государства Русского, новгородский князь и родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской династией Рюриковичей.

Из «Повести временных лет» сообщается, что в 862 году варяг Рюрик по приглашению таких племен как чудь, ильменскиесловене, кривичи был призван княжить в Новгород. Новгородские земли были охвачены междоусобицей. Рюрик пришел со своим родом, называемым русь.

( чтение летописи стр-37 « И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси:»Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет..»

10.Князь Олег(882-912) Кадр№16

В 907 году Олег Вещий собирает большую дружину и начинает поход на столицу Византии – Царьград. Поход оказался успешным. Русь получила не только богатую дань, но и был подписан первый в истории Руси мирный договор, подтверждающий отсутствие вражды между Византией и Русью, русские торговцы могли торговать без каких-либо пошлин.

Сам Олег в знак победы закрепил свой щит на воротах Царьграда. Именно в этот период Олег получил прозвище «Вещий», которое свидетельствовало о его удачливости в делах, большой проницательности.

11. Деяния Олега Кадр№17.

( чтение летописи стр-45, 46)

Олег Вещий в период своего правления смог собрать все русские земли под единым центром в Киеве.

12 Смерть Олега. Кадр №18

Умер Олег в 912 году. Его смерть описана в легенде, рассказывающей о том, что князь погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня Олега. После его смерти власть перешла к сыну Рюрика Игорю.

(чтение летописи стр -53 « И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего…» )

А.С.Пушкин рассказывает об этом в стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».

Князь тихо на череп коня наступил и молвил…

13. Князь Игорь Рюрикович (912-945) Кадр №19

Великий князь Киевский , сын Рюрика, муж княгини Ольги. Первый древнерусский князь.

В 914 году Игорь завоевал древлян, возложил на них дань.

Осенью 945 года Игорь отправился за данью к древлянам, собрал, но ему захотелось еще дани, он отпустил дружину, а сам немногими воинами вернулись.

(чтение летописи стр-57, 69)

14. Княгиня Ольга (945-969) Кадр №20

-Правление Ольги . Месть за мужа. Расправа с древлянами .

-Крещение Ольги . (чтение летописи стр-75 «Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду…»

15.Святослав Игоревич (964-972) Кадр №21

Великий Киевский князь, который навсегда вошел в нашу историю как князь воин. Мужеству и самоотверженности князя не было предела.

Большую часть жизни Святослав провел в походах. Святослав не любил сидеть в Киеве, его прельщали завоевания, победы, богатая добыча. Князь вместе со своей дружиной участвовал в боях, носил простые воинские доспехи. В походах не имел шатра, питался вместе со всеми воинами.

Сохранилось описание Святослава. Он был невысокого роста, строен, широкоплеч, имел голубые глаза, длинные усы.

Святослав много воевал, перед тем, как идти в военный поход, посылал врагам слова: «Хочу на Вы идти».

Святослав погиб от рук печенегов, возвращаясь домой в Киев. Печенежский князь приказал сделать из его черепа чашу для пиров.

Вот так закончилась жизнь Великого Князя Воина Святослава Игоревича. В нашей памяти останутся его слова:

«Не куда нам деться, надо биться- волею или неволей.

Не посрамим Земли Русской, но ляжем здесь костьми,

Ибо мертвые сраму не имут».

16.Владимир Святославич (980-1015) Кадр №22

Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко.

17. Крещение Владимира в Царьграде. Кадр №23

(чтение летописи стр-125 «В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий…»

18.Крещение Руси. (988год). Кадр №24

(чтение летописи стр-133 «Затем послал Владимир по всему городу сказать:

«Если не придет кто завтра на реку..»

19 .Князь Ярослав Владимирович Мудрый (1016-1054). Кадр№25

- его деяния стр-165 «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота…»

-стр-167 «Велика ведь бывает польза от учения книжного..»

=Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью, знания книг важны. Они утешают нас в печали, они удерживают нас от плохих поступков, читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.

20.Все русские князья. Кадр №26

21. Страницы «Повести временных лет» кадр №27

-Кто, когда и как обнаружил летопись?

Граф Мусин-Пушкин при покупке оптом книг писателя 18 века случайно нашел книгу на пергаменте, датирована она была 1307 годом. Английская библиотека хотела купить рукопись, английский посол давал 1000 червонцев, но граф оставил ее в России, передал в библиотеку.

22.Как вы понимаете высказывание Д.С.Лихачева? Кадр№28

Самостоятельная работа по «Повести временных лет».

(соотнесите деяния и имена персонажей летописи).

1.Князь Олег 1Сказал дружине: «Идите с данью домой,

а я возвращусь и пособираю еще».

2.Князь Игорь .2. И книги любил, читая их днем и ночью.

.

3Княгиня Ольга 3.Не посрамим Земли Русской, но

ляжем здесь костьми.

4 Князь Ярослав Мудрый 4. Повесил щит свой на вратах

Царьграда.

5.Князь Рюрик. 5. Приказал собрать с каждого двора по

три голубя и три воробья.

6.Нестор Летописец 6.И собрались трое братьев со своими

родами и взяли с собой всю русь.

7.Князь Святослав 7. Так начнем повесть сию.

Шевченко Анна Ивановна проживает в с . Ближнее Стояново, на улице Центральной , дом 68. Вот ее рассказ:

«Родилась я 10 ноября 1931 года в селе Гнилое, училась в Стояновской школе, окончила 4 класса. Больше учиться не пришлось. Нас у мамы было 6 детей. Отца в первые дни войны забрали на фронт, он погиб под Смоленском.

Началась Великая Отечественная война. В первые дни оккупации сильно бомбили город Острогожск, в селе Стояново появились немцы на мотоциклах. Заходили в каждый дом, брали все, что им нужно, чувствовали себя хозяевами.

Помню, как по Центральной улице гнали советских пленных, все жители старались чем-то накормить их. Мама наварила картошки, насыпала ее на дорогу, чтоб легче было подобрать.

Ниже села Гнилое , у реки, пленные строили железную дорогу . Голодных , истощенных людей немцы топили в реке. Мы видели все это, кричали, а немцы в нас стреляли.

В нашем доме жили итальянцы, у соседей – немцы. Страшное было время.

Сейчас мне 84 года. У меня 3 детей, 2 сына и дочь. Сыновья живут рядом, дочь Татьяна – в Белгороде. Время идет, у меня уже 7 правнуков, старшему - 12 лет.

Самое главное, чтобы не было войны, пусть будет мир на всей Земле!»

infourok.ru

Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие”. Художественное произведение – Часть 11

Обратим внимание школьников на ритмичность повествования, на повторение союза и, на место и роль глаголов в тексте. Для этого прочитаем еще раз три последних абзаца, отмечая союзы и глаголы. — Какие слова создают ощущение движения? — Как вы думаете, к какому жанру относится «Сказание о кожемяке»? Что это: краткая погодная запись, поучение, притча, житие, запись устного рассказа или договор? Обоснуйте свой ответ. III. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя — ума, находчивости Выразительное чтение

Дети уже слышали образец чтения летописных отрывков, поэтому предложим «Сказание о белгородском киселе» читать вслух, соблюдая ритм повествования. Беседа — Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании? — Что вызвало удивление, смех? — Какие эпизоды сказания вам хотелось бы нарисовать? — Каким вы представляете старца? Как, по-вашему, выглядели печенеги, увидев волшебные колодцы?

В беседе выясним, насколько ученики поняли содержание сказания. — Что такое осада? Почему в тексте сказания говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный»? Осада — окружение войсками укрепленного места с целью захвата. — Что такое вече? Почему горожане решили сдаться?

— Почему жители города с радостью обещали послушаться старца? — Какую хитрость предложил старец белгородцам? — Как вы понимаете русскую пословицу «Хитрость силу борет»? — Объясните прямой смысл фразы «Ибо мы имеем пищу от земли». Есть ли у этой фразы переносный смысл? Если да, то какой? — С какими героями древнегреческих мифов мы могли бы сравнить Кожемяку и белгородского старца? Ученики ответят, что силой, храбростью и мужеством Кожемяка напоминает Геракла, хитростью и находчивостью старец походит на Одиссея. Подчеркнем еще раз общность идеалов у разных народов.

— Как вы считаете, интересны ли летописные сказания современному читателю? Летописные сказания интересны современному читателю, потому что из них мы узнаем об истории нашей страны. Знание прошлого дает людям возможность лучше понимать настоящее и глубже почувствовать характер своего народа. VI. Развитие речи Мы предлагаем учителю два вида работы по развитию речи: составление сценария и устное описание картины. Учитель выберет форму работы сообразно индивидуальным особенностям учеников и наличию времени. И то и другое задание можно дать детям на дом с обязательной проверкой и обсуждением ответов на последующем уроке. Составление сценария к эпизоду «На вече в Белогороде» Работаем коллективно, делая краткие записи в тетради.

Литература и изобразительное искусство Рассматриваем репродукцию картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец» на первом форзаце учебника. Русское летописание возникло в первой половине XI века. Недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В нем жил ученый монах Нестор. Считается, что Нестор составил первую на Руси летопись. Он трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом. На картине В. М. Васнецова Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.

— Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление? Домашнее задание Составить сценарий к эпизоду «На вече в Белгороде» или подготовить устное описание картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Иван Иванович Дмитриев

1 час

Урок 13

И. И. Дмитриев: рассказ о поэте. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством

I. И. И. Дмитриев. Рассказ о поэте

На уроках истории в 5 классе дети изучали Древний мир. В 6 классе им только предстоит начать изучение истории Отечества и истории Средних веков. Они часто совершенно не представляют длительности исторических временных промежутков, и Гомер часто сливается у них с русскими летописями. Заголовок «Из литературы XVIII века» нуждается в пояснении для них: на эту цифру пока не накладывается никаких образов, не возникают ассоциации. Поэтому, прежде чем обратиться к рассказу об И. И. Дмитриеве и изучению его басни, данной в учебнике, нарисуем с детьми ленту времени, отметим на ней (пропорционально!) время осады Трои (XII в. до Р. X.), предполагаемое время жизни Гомера (VIII в. до Р. X.), начало Нового времени от Рождества Христова, время создания «Повести временных лет» (XII в.), затем XVIII, XIX, XX и ХХI века. Период с XII по XX век включительно выделим условно как время бытования русского устного народного творчества. Важно, чтобы дети поняли, что мы, переходя от «Повести временных лет» к литературе XVIII века, перескакиваем сразу через шесть веков, которые наполнены своей самобытной культурой и литературой (к ней мы обратимся в следующих классах). Теперь рассмотрим XVIII век и увеличим масштаб, взглянем на это время более пристально. — Что вы знаете об этом веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?

— О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали? Хорошо, если дети вспомнят басню М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». Отметим на увеличенном отрезке XVIII века годы жизни Ломоносова: 1711—1765. — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке? И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).

— В 8 и 9 классах мы будем изучать произведения двух великих писателей XVIII века: Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина. Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев. Чтение статьи учебника Пишем заголовок статьи учебника в тетради. Дети читают статью вслух (по небольшим логически завершенным отрывкам).

Учитель может дополнить статью учебника некоторыми интересными для детей фактами (при соответствующей эмоциональной подаче). Через 2 года после рождения И. И. Дмитриева на российский престол взошла Екатерина II, которая правила страной до смерти в 1796 году. В 14 лет И. И. Дмитриев с братом были определены в полковую школу Семеновского гвардейского полка, где главными предметами были русский язык, математика, география, Священная история и рисование. Сочинять стихи и печататься Дмитриев начал в 17 лет. В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии.

После внезапного обвинения и оправдания в 1797 году Павел I осыпает Дмитриева милостями и назначает на важные государственные должности. Так начинается недолгая штатская служба писателя, он выходит в отставку в 1799 году. Когда на престол восходит внук Екатерины II Александр I, И. И. Дмитриев надеется на перемены в обществе и снова начинает штатскую службу. Как и Г. Р. Державин за 8 лет до него, И. И. Дмитриев становится министром юстиции. В конце жизни И. И. Дмитриев написал мемуары «Взгляд на мою жизнь», где рассказал о наиболее важных событиях литературной и общественной жизни XVIII века. Для тех, кто хочет проникнуть в тайны русской истории, эти мемуары исключительно интересны.

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

www.uznaem-kak.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта