Конспект урока по литературному чтению на тему "Картинная галерея. В.М. Васнецов "Иван-царевич на сером волке". Картина иван царевич и серый волк васнецов презентация
Презентация на тему "Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером волке""
РАДОСТЬ
Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.
Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.
ТАИНСТВЕННОСТЬ
Чувства: загадочность, завороженность, отстраненность, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.
Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.
СПОКОЙСТВИЕ
Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.
Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.
ГРУСТЬ
Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.
СТРАХ
Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.
Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.
ЗЛОСТЬ
Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.
Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.
УДИВЛЕНИЕ
Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное
Словарь настроений
pptcloud.ru
Презентация на тему Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"
РАДОСТЬ Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность. Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное. ТАИНСТВЕННОСТЬ Чувства: загадочность, завороженность, отстраненность, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность. Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое. СПОКОЙСТВИЕ Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность. Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.
ГРУСТЬ Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление. Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое. СТРАХ Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность. Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное. ЗЛОСТЬ Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость. Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное. УДИВЛЕНИЕ Чувства: изумление, недоумение. Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное
Словарь настроений
prezentacii.org
Презентация "Сочинение по картине Васнецова Виктора Михайловича «Иван-царевич на сером волке»"
Сочинение по картине Васнецова Виктора Михайловича «Иван-царевич на сером волке»- МОУ СОШ № 10 г. Выборга Ленинградской области
- Шурупова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
- 2009 год
- Выдающийся русский живописец. Творчество его многогранно. Он писал жанровые картины, иллюстрировал книги, рисовал декорации к спектаклям, расписывал соборы.
- Широко известны монументальные полотна на исторические и былинные темы.
- Ряд картин художник создал по мотивам русских народных сказок.
- Богатырский галоп
- Спящая царевна
- Витязь на распутье
- Воины Апокалипсиса
- Ковер-самолет
- Песня печали и радости (Сирин и Алконост)
- Иван-царевич на сером волке
- Какой момент русской народной сказки запечатлен на картине?
- Кто находится на переднем плане картины?
- Как изображены главные герои?
- Каковы лица и позы главных героев?
- Почему на их лицах страх?
- Как нарисован лес?
- Почему понятно, что это враждебный героям лес?
- Что в картине символизирует веру в благополучный исход?
- Каково впечатление от картины?
- Что общего в ней с русской народной сказкой?
- Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
- Голевой – вытканный золотыми нитями.
- Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда.
- Кушак – пояс из ткани или связанный из шнура.
- Сафьяновый – сделанный из сафьяна (из кожи высокого качества).
- Скатный жемчуг – крупный, круглый, ровный.
- Червлёный – красный, багряный, ярко-красный.
- Яхонты – рубины и сапфиры.
- Художник В.М. Васнецов и его полотна.
- Кто изображен на картине?
- Как попали Иван-царевич и Елена Прекрасная в лес?
- Каковы их лица, позы?
- Как нарисован серый волк?
- Как изображение леса помогает нам лучше понять состояние героев?
- Каково впечатление от картины?
Презентация на тему Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"
РАДОСТЬ Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность. Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное. ТАИНСТВЕННОСТЬ Чувства: загадочность, завороженность, отстраненность, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность. Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое. СПОКОЙСТВИЕ Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность. Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.
ГРУСТЬ Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление. Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое. СТРАХ Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность. Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное. ЗЛОСТЬ Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость. Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное. УДИВЛЕНИЕ Чувства: изумление, недоумение. Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное
Словарь настроений
prezentacii.org
ЗНАКОМСТВО С КАРТИНОЙ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889) (дополнительный материал к уроку изобразительного искусства)
знакомство с картиной В. М. Васнецова«Иван-царевич на сером волке» (1889)
Цели: учить детей составлять интересный рассказ по картине, видеть главное и не упускать детали, определять характеры персонажей, высказывать свое отношение к картине.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
Ход занятия
Учитель. Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке в дремучем лесу, где так тесно переплелись корявые сучья и ветки, что выбраться из него кажется невозможным. Но лес расступается перед ними, чтобы Серый волк мог стрелой пронестись по нему, и снова смыкается, чтобы защитить их от врагов. Волк стремглав выскочил из лесной чащи, неся на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Неожиданному появлению матерого волка с седоками удивились даже краснобровые тетерева, сидящие на ветке старого, замшелого дерева. А Серый волк на ходу перепрыгивает болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой-осокой. Сказочный, чудесный помощник юноши с девушкой волк со своей широкой грудью, жесткой посеребренной шерстью, раскрыв пасть, высунув язык и пригнув к короткой шее уши, несется так быстро, что меч Ивана-царевича в темно-красных разукрашенных ножнах далеко откинулся назад, ударяясь о стволы деревьев.
Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно протянувшимися руками столетних стариков, обросли седым мхом и лишайниками. Тихо и одновременно тревожно в такой чащобе. Воздух наполнен болотными испарениями, дышать тяжело. В таком лесу действительно страшно, подозрителен каждый шорох.
Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянут в такую глушь, не оживят ее разноголосым пением. Единственно, что немного ободряет человека, – это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.
По-царски нарядное, пышное одеяние молодых людей контрастирует своей яркостью с таинственно-мрачными, почти черными тонами могучего леса; на фоне леса эти светлые одежды резко выделяются.
Молодой царевич с добрым и отзывчивым сердцем и Елена Прекрасная, горячо полюбившая юношу, вызывают желание помочь им, защитить от злых людей. Васнецов претворяет тему народной сказки в поэтическую картину. Он изображает царевича сметливым, храбрым юношей, а Елену Прекрасную – пленительно красивой русской девушкой, доброй и доверчивой. Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы. В картине неразрывно соединены сказочное и реальное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», – хочется сказать, глядя на эту картину.
В о п р о с ы для беседы:
– Кто изображен на картине? Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
– Опишите лес. Что о нем сказано в сказке?
– Что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен?
– Почему Елена названа Прекрасной?
– Как художник показал трудности и опасности, которым подверглись Иван-царевич и Елена Прекрасная?
– Удалось ли им спастись от врагов? Кто им помог?
– Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?
– Расскажите, как одеты Иван царевич и Елена Прекрасная.
– Что вам нравится в картине?
infourok.ru
Конспект урока по литературному чтению на тему "Картинная галерея. В.М. Васнецов "Иван-царевич на сером волке"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края
Урок по литературному чтению
в 3 классе
УМК «Планета знаний»
(с использование гимнастики для глаз)
Тема урока:
Автор урока: Кондратенко Надежда Константиновна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке».
Вид урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Цель: составление сюжетного рассказа по картине, используя описание внешнего вида героев, пейзажа.
Задачи:- Познакомить учащихся с репродукцией картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
- Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
- Развивать образное мышление, речь, воображение.
- Развивать умение выражать свои чувства по отношению к увиденному.
- Воспитывать любовь к картинам русских художников и красоте родной природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Совершенствование умения использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины; воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).
Личностные:
Проявлять интерес к живописи.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
- Работать в паре, группе, уметь оценивать товарища.
- Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
- Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
- Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Оборудование: презентация к уроку; репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
№
Этап урока
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Самоопределение к деятельности.
Проверка домашнего задания.
-С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.
Ребята, отгадайте загадку:Есть у радости подруга,В виде полукруга.На лице она живёт,То куда-то вдруг уйдёт,То внезапно возвратится.Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
-Отчего вам радостно?
-Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром живописи.
Но сначала проверим ваше домашнее задание.
- Кратко перескажите прочитанную русскую народную сказку.
- Чему она вас научила?
Многие русские художники изображали сюжеты русских народных сказок в своих произведениях.
Настраивает на работу на уроке.
Кратко пересказывают сюжеты русских народных сказок
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
2.
Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию
Просмотр фрагментов мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»
Назовите главных персонажей этой сказки.
Просматривают фрагменты мультфильма, отвечают на вопросы.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
3.
Постановка проблемы. Определение темы урока.
Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
- Как вы думаете, кто автор этой картины?
- Какие картины этого художника вы знаете? («Аленушка», «Богатыри»).- На тему какой сказки художник нарисовал картину?- О ком эта картина? (о волке, Иван – царевиче, Елене Прекрасной).- Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по одежде).- Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?- Какой пейзаж окружает героев? Почему?Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины……Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…- Это главные герои сказки. Почему их так зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень красива)- Откуда и куда едут герои?- Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали? Давайте с вами представим, что мы художники, но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать картину словами. (В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка).
Подводит детей к определению темы урока.
Помогает в постановке целей урока.
Называют фамилию художника.
Слушают рассказ подготовленного ученика о творчестве В.М. Васнецова
По опорным словам ставят цели урока.
Познавательные:
- высказывать предположения;
- обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
4.
Музыкальная физминутки «Утро»
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/utro/65-1-0-472
Проводит физминутку
5.
Изучение нового материала.
Просмотр видеоролика «Обзор шедевров мировой живописи» muzei-mira.com
В центре картины изображены стразу три героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.
Елена Прекрасная в объятиях Ивана Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам скрыться от погони.
Одновременно это передаёт зрителю опасность, нависшую над Иваном Царевичем и Еленой Прекрасной. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва могут пропускать солнечный свет.
Справа картины автор изобразил корявое, но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на лучший исход.
Организует проверку первичного восприятия картины.
Прослушивают описание картины профессионалом
Высказывают собственные мнения.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- проводить сравнение и классификацию;
- устанавливать аналогии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами и группами.
6.
Музыкальная релаксация «Бабочки»
http://verniedruzaj.ucoz.ru
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/65-2
Музыкальная релаксация «Бабочки»
- Найдите строки, описывающие бабочек осенью.
Бабочек мы не увидим до весны. Давайте полюбуемся их красотой. Садитесь поудобней, наслаждайтесь красотой природы и замечательной музыкой
Проводит физминутку
7.
Самостоятельное применений полученных знаний.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
И начну у бабки сказки я просить,И начнет мне бабка сказку говорить:Как Иван-царевич птицу-жар поймал,Как ему невесту серый волк достал…И во сне мне снятся чудные края.И Иван-царевич – это будто я.И я вижу во сне, как на волке верхомЕду я по тропинке леснойВоевать с чародеем-царемВ ту страну, где царевна сидит под замком,Изнывая за крепкой стеной.Там стеклянный дворец окружают сады,Там жар-птицы поют по ночамИ клюют золотые плоды,Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –И не веришь и веришь очам.
Определяют приёмы выразительности речи, которые использовал автор.
Слушают отрывок.
Делятся своими впечатлениями.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - уметь делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные:
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе.
8.
Рефлексия
С какой картиной вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил художник? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Вывод: Необходимо замечать важные детали картины, сопереживать вместе с художником.
Попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке. Выбираете желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была интересной, а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения. Прикрепите свои листочки к нашему замечательному дереву.
Подведем итог урока.
Справились ли мы с учебными задачами?
Анализируют собственную деятельность.
Личностные:
Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. Соотносить результат действия с поставленной целью.
Коммуникативные:
Аргументировать свою позицию.
infourok.ru