«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова. Васнецов картина после побоища игоря святославича с половцами
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова
Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова. Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.
Сюжет
В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.
Васнецова называли «богатырем русской живописи»
Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.
Автопортрет (1873)
Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.
Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.
Контекст
События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.
Богатыри (1898)
Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.
Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.
Судьба художника
Виктор Васнецов должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию он не закончил и с благословения родителя уехал из родной Вяткской губернии в Петербург поступать в Академию живописи. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.
В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекст и потому не мог работать.
Васнецов должен был стать не художником, а священником
Вернувшись, живописец берется за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается «васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность. Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял свое видение того, что тревожит народ.
Аленушка (1881)
В конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столько ответственный заказ, однако все же согласился.
Другой важный проект, который раскрывает еще одну грань таланта Васнецова, — главный вход Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Этот шедевр стал одним из самых известных олицетворений русского стиля в архитектуре.
Вече во Пскове (1909)
Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников. Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И все же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова
Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова. Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.
Сюжет
В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.
Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.
Автопортрет (1873)
Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.
Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.
Контекст
События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.
Богатыри (1898)
Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.
Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2aeslib.ru
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (В. М. Васнецов)
Русский народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах ещё в древности слагались былины. Про героев давних времён, которых мы знаем только по народным песням и сказкам, рассказывают многие произведения Виктора Михайловича Васнецова. Одно из них — картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».
В середине XI века с востока в причерноморские степи пришли половцы. В основном они занимались кочевым скотоводством. Важную роль в их жизни, как и в жизни других кочевников, играли грабительские войны. Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году половцы впервые столкнулись с русскими и с тех пор многократно нападали на русские земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей. Они сжигали поселения, убивали и уводили в плен жителей. Только в первой четверти XII века великому князю Киевскому Владимиру Мономаху удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжёлых ударов.
В 1132 году государство Киевская Русь перестало существовать. Оно распалось на пятнадцать княжеств. В начале XIII века их было уже около пятидесяти. Раздробленность ослабила силы государства и сделала его уязвимым перед внешней опасностью. В 1170—1180-х годах натиск половцев на Русь вновь усилился.
Ранней весной 1185 года половцы во главе с ханом Кончаком двинулись на Киев, но были разбиты и отступили в степи. Киевский князь с войском преследовал врагов и нанёс им ещё одно поражение, захватив много добычи и пленников.
В боях ранней весны 1185 года князь Новгород- Северского княжества Игорь Святославич участия не принимал. Но позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь решил, что теперь и он может ударить по ослабленным половецким силам и взять свою долю добычи. 23 апреля 1185 года он начал самостоятельный поход против половцев.
В начале мая 1185 года между Северным Донцом и Азовским морем русское войско во главе с князем Игорем натолкнулось на половецкие кочевья и, разбив войско неприятеля, завладело большой добычей. Обрадованный князь Игорь неосторожно углубился в половецкие степи. Но тут на помощь своим сородичам подоспели основные силы во главе с ханом Кончаком. Они окружили дружину князя Игоря. Три дня на берегу реки Каялы, недалеко от Азовского побережья, кипел бой между русскими и половецкими войсками. Русское войско было почти полностью уничтожено. Раненый князь Игорь был взят в плен. Такое случилось впервые. Русские князья ещё никогда не попадали в плен.
Половцы двинулись на Русь. Неподготовленный и проведённый малыми силами поход князя Игоря лишь спровоцировал это масштабное нашествие. Только большим напряжением сил русским княжествам удалось противостоять половцам. Князь Игорь смог бежать из плена и вернуться на Русь.
Поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году был воспет неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». Гибель войска князя Игоря дала автору «Слова» повод для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям объединиться и защитить святую Русь.
Картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. М. Васнецов закончил в 1880 году. Она написана на сюжет «Слова о полку Игореве». Художник показал результат битвы князя Игоря Святославича с половцами.
Среди бескрайних просторов южных степей после трёхдневного боя дружины князя Игоря с половцами сложили свои головы храбрые русские воины. На поле брани мирно лежат они рядом со своими врагами. На переднем плане — убитый русский богатырь со стрелой в груди. Его лицо выражает спокойствие. На нём нет ни следа злобы или ярости. Он словно заснул до поры. Над головами павших воинов бьются за добычу орлы-стервятники. Их бой напоминает о том, что совсем недавно на этом поле не на жизнь, а на смерть бились дружины Игоря и половецкие полчища. Орлы-стервятники, дерущиеся в воздухе, — не только реалистическая деталь. Они обозначают (согласно православной символике) бесов, рвущих души людей. Красная луна восходит над мёртвым полем. Вся земля усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. Полевые цветы и травы поникли. Они словно скорбят о павших в этом бою воинах.
Картина В. М. Васнецова вызвала горячие споры современников. Художник И. Н. Крамской писал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». И. Е. Репин отмечал: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе». Многих удивило то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает «Слово о полку Игореве», а её финал. Но это было вполне обдуманным замыслом художника. В первых эскизах как раз бушевала ярость битвы, но живописец в конце концов отказался от столь простого решения.
Картина В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» до сих пор остаётся лучшим полотном на тему гениальной древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».
uroki-sovy.ru