Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок. Картина васнецова алконост и сирин


Описание картины Виктора Васнецова «Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост) Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост)

Творчество В. М. Васнецова – это сказки, былины, мифы, исторические и фольклорные сюжеты. В том числе нередки обращения художника к древнеславянской языческой тематике. Не является исключением известная картина «Песнь радости и печали», законченная в 1896 году.

В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.

Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в

светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.

Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.

Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.

Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю.

Картина, написанная маслом по холсту, входит в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. Это одно из наиболее известных творений художника. В 1899 году молодой поэт-символист Блок посвятил картине одно из своих стихотворений.

Прислал: Васильева Светлана . 2017-10-08 21:48:40

opisanie-kartin.iusite.ru

Сирин и Алконост - история в фотографиях

В записи kry_katrin о жар-птицах и снегурочках, я увидела картину Васнецова "Сирин и Алконост" и мне стало интересно, что это за существа такие. Вот что я про них узнала:

Райская птица Алконост пребывает близ рая, хотя иногда появляется и на реке Евфрат. Когда же начинает петь, то себя уже не ощущает, а кто окажется поблизости, то от пения ее все в мире забывает, после чего «ум от него отходит и душа из тела выходит... Святых же она песнями утешает, многие блага им обещает».

Вот как описывается она в настенном лубке «Птица Алконост и птица Сирии»:

«Птица райская алконостъ: Близ рая пребываетъ. Некогда и на Ефрате реце бываетъ. Егда же в' пении гласъ испущаетъ тогда и сама себе неощущаетъ. А кто во близости ея будетъ, той все в' мире семъ позабудетъ. Тогда умъ от него отходить и д(у)ша его ис тела исходит. Таковыми песньми с(вя)тых оутешаетъ и будущую им радость возвещаетъ. И многая благая темъ сказуетъ то и яве перстомъ оуказуетъ».

«История» Сирйна несколько иная. Обитает птица уже в самом «едемском раю». Глас ее в пении, говорится далее, зело красен, ибо возвещает будущие неземные радости. Временами спускается она и на землю. Однако, если то пение услышит живой человек, «таковой от жития может отлучиться».

Последнее свойство Сирйна, как, впрочем, и Алконоста, похоже, сильно озадачило русского человека, ценившего превыше всего силу, мужество, благородство и воспевавшего их в песнях, былинах, сказках. Образ Сирина народному художнику оказался чем-то ближе, поэтому именно его стал он исправлять по своему вкусу. Судя по одной из легенд, сделать это оказалось несложно: стоило лишь, как только птица спустится на землю и начнет петь, поднять шум да еще пострелять из пушки; Сирин замолчит и улетит в свое жилище.

Вот как раз лубки с подобными изображениями:

Красивая дева с распростертыми крыльями показана в момент, когда она только что опустилась на землю возле какого-то города и уселась на цветущий куст или яблоню. Похоже, она уже начала петь, так как одна поверженная жертва лежит на горке. Зато другие жители подняли шум, а один из них приготовился стрелять из пушки.

В результате получилось как бы два образа Сирина. Один, менее популярный, остался похитителем человеческих душ, другой же, как бы очищенный, стал символом радости, счастья.

И дальнейшая судьба их оказалась разной. Как заметил известный исследователь русского народного искусства В. М. Василенко, первый Сирин прижился в искусстве книгочеев-горожан. Именно его мы видели на лубке, он же, обычно в паре с Алконостом, изображен в белокаменной резьбе владимирских соборов или же украшает дверцы шкафчиков. Второй стал любимым героем крестьянского искусства.

Под рукой исполнителя Сирии становился то чарующе-опасным, то благожелательно-добрым. Сирии живет на море, от пения его засыпают мореплаватели и лишенный управления корабль разбивается о скалы...

В крестьянском же искусстве образ Сирина стал символом радости и счастья. Как бы перепархивая с предмета на предмет, он то окружен побегами резного убора дома, то порхает в завитках на берестяном туеске, то летит над седоком в санях, как бы охраняя путь. Исполненный одним росчерком пера, облик его, очень выразительный и живой, обращен прямо к зрителю, а сгустившиеся вокруг ярко-красные растения олицетворяют райский сад. Таким же радостным, благожелательным рисуется этот образ в песнях и сказках, где Сирии частый гость.

Так, в одном стихе — «Сорок калик с каликою» — рассказывается:

Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские. Кто в эту пору-времечко Помоется росою с этой шелковой травы, Тот здрав будет.

Наверно, поэтому в народном искусстве птица Сирии жила дольше многих других легендарных персонажей.

Происхождение легенды

Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно-фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, луна, звезды... А главным было солнце — источник тепла, света, всей видимой жизни. Тесно связанный с природой, крестьянин-земледелец мнил ее подобной себе — живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревья считал наделенными душой, человек от них только тем и отличался, что был «деревом ходячим».

Вместе с силами природы в жизни человека участвовали еще невиданные существа, с которыми знакомят нас средневековые легенды. Неистощимым источником их служили книги тех времен: Бестиарии, Травники, Хронографы, в которых реальное событие свободно соединялось с вымыслом, а содержание казалось тем интереснее, чем больше в нем было чудесного.

Особой любовью на Руси пользовалась «Александрия» — история походов Александра Македонского, в вольном пересказе повествовавшая о сказочной стране Индии, невероятных чудесах. Из этой книги явились такие мифические существа, как единорог, который имел на лбу рог, обладавший таинственной силой, или же сирены — «рыбы морские, имеющие от головы до чрева образ человечий, а ниже — рыбий». Оттуда же пришли Сирии и Алконост.

Образ крылатых дев оказался понятным, близким жителю Древней Руси, ведь, по его понятиям, звери, птицы, растения мало чем отличались от человека и могли друг в друга превращаться. Да и сам человек свободно мог стать зверем, птицей, растением. Потому-то попали в число любимых героев народного творчества Сирена — полурыба-получеловек, Китоврас — сросшийся с конем всадник и крылатые девы.

Как пишет академик Б. А. Рыбаков, образ птицы-девы был распространен задолго до Гомера: в крито-микенской культуре найдены статуэтки крылатых женщин. Античных Сиринов он связывает с богиней плодородия Деметрой, которую у славян сменила Мокошь. Близки им и наши персонажи: исследователь предполагает, что они олицетворяли водную стихию, «помогая» орошению земли и прорастанию семян. По представлениям наших предков крылатые девы еще излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное — приносили людям счастье.

Алконост и сирин – греки по происхождению, и с каждой из этих птиц связаны идущие от Древней Греции мифологические сказания, расцвеченные в Средние века различными фантастическими подробностями.

Алконост

Алконост (или алконос) имел и другое название – алкион. В словарях русского языка мы находим такие толкования этих слов: «Алконостъ (алконосъ) — то же, что алкионъ»; «Алкионъ. Морская птица (зимородок)»; «Алконостъ. Морская птица».

В.И. Даль в своём словаре разделяет значения двух этих слов:

Вот как толкуется у него слово алкион: «Алкион, алкид, птичка Alcyon, alcedo, лединник, иванок, зимородок, мартынок».

Об алконосте В.И. Даль пишет следующее: «Алконост. Сказочная райская птица с человеческим лицом, изображавшаяся на наших лубочных картинах».

Во всех этих толкованиях, как мы видим, во-первых, отсутствует указание на связь птицы алкион (или алконост) с древнегреческой мифологией и, во-вторых, не даётся объяснение связи этих двух слов (они или просто приравниваются друг к другу, или считаются разными словами).

Начнём с ответа на второй вопрос. Как полагает специалист в древнерусских названиях животных О.В. Белова, первоначальной, вероятно, следует признать форму алкион (от греч. alkion). Название алкуонестъ в «Шестоднева» Иоанна списке XIII в. первой славянской энциклопедии Экзарха Болгарского представляет собой искажённое алкуонъ естъ.

Впоследствии эта форма укоренилась в виде аконостъ, алконосъ, хотя наряду с новой формой, правда очень редко, употреблялась и исходная «алкионъ». О.В. Белова резюмирует: «Так, в результате - форма неправильного прочтения текста и дальнейшего закрепления погрешности на письме, баснословная птица получает собственное имя и становится Алконостом».

Название же птички алкион (зимородок) восходит к древнегреческому мифу об Алкионе (или Гальционе), дочери бога ветров Эола, жене фессалийского царя Кеика, сына бога утренней звезды Эосфора.

Как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», Кеик трагически погиб в бушующем море. Алкиона ждала Кеика на вершине утёса. Когда же к утесу прибило волной тело её погибшего мужа, Алкиона бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили Алкиону в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными.

В древнехристианских памятниках сказание об Алкионе встречается в «Шестодневах», представлявших собой, как уже упоминалось, энциклопедии того времени (название напоминает о шести днях творения мира). На Руси о латинском алкионе-алконосте узнали, вероятнее всего, из «Шестоднева» Иоанна Экзарха Болгарского.

Сказание об Алкионе-алконосте постепенно претерпевало различного рода изменения и дополнения. В «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского говорится просто о том, что алкион строит гнездо на берегу моря и выводит птенцов зимой. В дальнейшем это сказание дополнилось сообщением о том, что алкион-алконост откладывает яйца не на берегу, а в глубину моря. В более поздних сборниках алконосту приписывается свойство струфокамила (страуса), который не отводит взгляда от яиц в гнезде, пока птенцы не вылупятся. Говорится также, что если яйцо алкиона «праздно» (т.е. не имеет внутри зародыша птенца), то оно всплывает на поверхность; оно не портится и его вешают под паникадилом в церкви.

Алкионъ-алконостъ в этой, первой своей ипостаси зимородка изображался как обычная птица, иногда больших размеров, часто откладывающая в глубину моря яйца. Таков он, например, в лицевом списке XVIII в. «Собрание о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита.

Алконостъ во второй своей ипостаси – это не зимородок, а мифическая райская птица.

Во второй своей ипостаси алконостъ практически не имел орфографических вариантов, не сильно различались и его изображения: на лубках XVII–XVIII вв. его изображают в виде птицы с девичьим лицом, короной на голове, иногда с руками. Лубочное изображение алконоста уже мало чем отличается (конечно, кроме техники и мастерства изображения) от Алконоста на известной картине В.М. Васнецова «Песни радости и печали».

Так в русской культуре гречанка Алкиона прошла ещё более удивительную, чем в «Метаморфозах» Овидия, цепь превращений: девушка – птичка-зимородок – фантастическая морская птица алкион-алконост – прекрасная райская птица Алконост.

Сирин

Не менее интересной, чем у Алконоста, была и многовековая история ставшего в конце концов его непременным спутником Сирина, ведущего происхождение от греческих сирен. В древнегреческой мифологии сирены – это демонические полуженщины-полуптицы, а точнее птицы с женскими головами.

Существует множество мифов о происхождении сирен:

По одной версии они были дочерьми речного бога Ахелоя и музы Терпсихоры или Мельпомены. По другой дочерьми стража всех морских чудовищ Форкиса и музы Терпсихоры или Стеропы, дочери Портаона. В полуптиц-полуженщин сирен, по преданию, превратила Афродита, разгневанная тем, что сирены из гордости не позволяли лишить себя девственности ни людям, ни богам.

Другой миф сообщает, что в женщин с птичьими туловищами сирены были превращены музами за то, что они, обладая прекрасными голосами, вызвали муз на состязание в пении.

Есть и иная версия их превращения. Сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, сирены поселились на пустынном острове, чтобы мстить роду человеческому. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их, высасывая из них кровь. Скалы острова сирен были усеяны костями и высохшей кожей их жертв.

Интересное превращение претерпевают сирены в классической античности, утрачивая свой дикий хтонический характер. В труде Платона «Государство» они оказываются в свите богини неизбежности Ананке, матери Мойр. Сирены сидят на каждой из восьми сфер мирового веретена, зажатого между колен Ананке, создавая своим пением гармонию космоса.

Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась сиринъ. Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников:

«Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати».

В древнерусских памятниках встречается описание как бы «перевернутых» классических сирен с птичьим верхом и человеческим низом, в действиях своих вполне классическим сиренам подобных: «...на острове сидят и мимо их пловущих пресладким пением своимъ к себе привлачают, привлекши же увы до смерти держат. А видением жены от пояса до верху обличие лица струсова имут, струе бо птица и пером красна, как и тии имеют, а от полу к ногам женский стан».

Упоминают некоторые древнерусские памятники и неких сиринов, которые до чресел имеют человеческий образ, а ниже – гусиный. О.В. Белова отмечает сравнение этих сиринов с бесами, которое восходит, очевидно, к древнееврейскому оригиналу, где se'irim значит "'зооморфные демоны, обитающие в пустынных местах". Вероятно, именно такие сирины изображались в виде антропоморфных существ с покрытой головой и змеиным хвостом или с передними конечностями в виде перепончатых лап и с острым, похожим на гусиный, хвостом.

На протяжении столетии птица-дева стала постоянным персонажем русского фольклора. Ее встретишь на резных камнях владимирских соборов, ювелирных изделиях Киевской Руси, миниатюрах церковных книг, даже... на иконах.

В

foto-history.livejournal.com

Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали. Описание картины Васнецова

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали. 1896. Холст, масло. 133 x 250. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Алконо?ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам.

По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. В некоторых описаниях Алконоста упоминается река Евфраний как место его обитания.

Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.

Си?рин [от греч. seir?n, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov10more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Когда я впервые увидел эту картину, мне, прежде всего, захотелось разобраться: кто же это – Сирин и Алконост. Оказалось, что Сирин – это райская птица с девичьим лицом, которая способна погубить, исполняя свои песни. Алконост – это райская птица с женским лицом. Эти названия берут начало в мифологии славян.Васнецов в своих картинах обращался не только к преданиям, сказкам, былинам, но и к мифам. Данная картина является ярким представителем такого направления. Раньше считали, что в основе пения Алконоста – обещание Рая. А Сирин, напротив, тоскует, о том, что утратила рай и просит вернуться на небо. В мифологии многие герои изображались наполовину людьми, наполовину птицами. Художник не стал отходить от славянских традиций. Он показал персонажей с девическими лицами, на головах каждой из них – корона.У Алконоста на картине перья разных цветов, при этом на красивом румяном лице художник изобразил улыбку, наполненную радостью. Она в такт своей песне размахивает крыльями. Согласно легенде, ее пение предвещает светлое, радостное будущее. Когда она поет, в это время сама себя не чувствует. Сирин, наоборот, представлена как воплощение несчастной души. Ее оперенье художник изобразил в черном цвете. Даже поза буквально говорит о каком-то горе. Она очень скованна, голова наклонена вниз, волосы развевает ветер. Лицо ее неестественно бледное, художник даже нарисовал темные круги под глазами, чтобы подчеркнуть всю скорбь и тяжесть у нее на душе.Обе птицы сидят на одном дереве, но с разных сторон ствола. Для дополнения образа, Васнецов показал и разный фон за каждой из птиц. Рядом с Сирин он нарисовал листья, которые пожухли, они редкие и черные, а рядом с Алконост они прекрасные, зеленые, цветущие и благоухающие. Этим художник еще раз подчеркнул контраст между двумя персонажами мифов.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок

Сирин и Алконост - птицы-девы древнейших легенд и сказаний. Упоминания о них остались в русских летописях, а изображения сохранились среди миниатюр в древних рукописных книгах, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов от Киева до Владимиро-Суздальской земли. Как райские птицы попали в русскую традицию?

 

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

«Птицы Сирины». Приобретено «на торгу» в 1903 г. Художник объединил двух одинаковых птице дев, поместив их над большим деревом. Парные изображения райских птиц известны в печатном лубке.

Трудный и долгий путь совершили эти сказочные образы, прежде чем они попали на Русь! По Черному и Каспийскому морю, по Днепру и Славянской реке (Волге) плыли купеческие корабли из Индии и Персии с товарами. Где по воде, а где и волоком, отправлялись корабли дальше во все стороны Руси. Купцы тогда были не просто коммерсантами, державшими в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказчиками, которые делились с русскими людьми о далеких странах, об услышанных в чужих краях мифах и легендах.

 

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая». Далее текст в 4 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и... дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает». Над головой птицы надпись: «Видом и гласом».

Самое раннее изображение Алконоста найдено среди миниатюр и заставок в одном из древнейших памятников русской письменности, Юрьевском евангелии 1120-1128 годов. Оно было написано по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

Райская птица Алконост. Конец 18 - начало 19 века. Название: «Птица райская Алконос». На свитке в руке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».

Древнейшими изображениями Сирина считаются изображения на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах и серебряных браслетах-запястьях.

 

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

Райская птица Сирин. Начало 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Две райские птицы: Сирин, тоскующая о рае, и Алконост, возвещающая радость от грядущей жизни в раю, вдохновили художника В. М. Васнецова на создание картины "Песня радости и печали". Но вопреки традиционной трактовке, певец русской сказки изобразил Сирин как птицу радости, а Алконост как птицу печали. Позже Блок, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение "Сирин и Алконост" с похожей трактовкой их образов.

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Если вам когда-нибудь доведется побывать в Нижегородской, Владимирской, Ивановской и Костромской областях, в деревнях Поволжья, обратите внимание на дома, нарядно украшенные резными досками. Среди флористических узоров, завивающихся побегов и листьев, вы встретите изображения птиц-дев.

Райская птица Сирин. Середина XIX в. Поступило из коллекции А. П. Бахрушина в 1905 г.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Алконост и сирин васнецов — В чём смысл этой картины? — 22 ответа

Алконост птица радости

В разделе Живопись, Графика на вопрос В чём смысл этой картины? заданный автором (*:*) лучший ответ это ссылка

У Васнецова лик одной девы строг, ее распущенные волосы черны, как ночь, щеки бледны, а под глазами глубокие тени. Другая румяна, весела, ее лицо излучает всепоглощающую радость. И, вообще-то, первая должна была называться птицей сирин - вещей птицей, тоскующей о рае, а вторая - птицей алконост, возвещающей радость от грядущей жизни в раю. Но у Васнецова почему-то наоборот: сирин - птица радости, алконост - птица печали. Видимо, произошла какая-то путаница. А потом она случилась и у Блока, который, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение ссылка.

Птицы радости и печали Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив.. .И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей.. .Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая — вся печалью мощной Истощена, изнурена.. .Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна.. .Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло.. .Вдали — багровые зарницы, Небес померкла бирюза.. .И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза.. .

Но на самом деле этот дуализм, разделение на черное и белое - это трактовка Серебряного века, когда сначала Васнецов, а за ним и Блок провозгласили птицу сирин певицей счастья, а птицу алконост - певицей беды. Хотя, вообще-то, алконост к несчастьям не имел никакого отношения, наоборот, он возвещал прекрасную жизнь в раю для праведников. Один из лубочных текстов, дошедших до наших дней, говорит:

Птица райская алконостъ: Близ рая пребываетъ. Некогда и на Ефрате реке бываетъ. Когда в\' пении гласъ испущаетъ тогда и сама себе неощущаетъ. А кто во близости ея будетъ, той все в\' мире семъ позабудетъ. Тогда умъ от него отходить и д (у) ша его ис тела исходит. Таковыми песньми с (вя) тых оутешаетъ и будущую им радость возвещаетъ. И многая благая темъ сказуетъ то и яве перстомъ указуетъ.

Мне кажется Васнецов намеренно не стал изображать Алконосту руки, и давать ему свиток с текстом - отличительные признаки Алконоста в русском лубке, и в этом, как мне кажется, и есть основная интрига картины, радость и печаль как говорится, ходят всместе, иногда радость может обернутся печалью, иногда наоборот. Таким образом он изобразил невидимую, неосязаемую грань между счастьем и горем, добром и злом, радостью и печалью.Первоисточник <noindex> ссылка</noindex>

<b>Stolz</b>Высший разум(193013)Да, Гамаюн у Васнецова суров.И Блок вторит ему:<i>...Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запёкшиеся кровью!..</i>

Ответ от Александр Трофимов[гуру]на древе жизни похоже гуглить не стал.... по стилю - Николай Ге две пташки на древе жизни 1) горе и радость 2) попрыгуньи.... одна своё уже отпела 3) песссемист и оптимист

Ответ от Ђворец[гуру]Художник В. Васнецов - " Сирин и Алконост " Песнь радости и печали. Сирин поёт радостные песни, а Алконост печальные.

22oa.ru

Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»: афиша | Статьи, интервью, обзоры, фото

Выставка открыта с 21 ноября 2017 по 1 марта 2018.

Фото пресс-служба Третьяковской галереи

Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны. Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков. Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой. В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

strana.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта