История одного шедевра: «Богатыри» Васнецова. Какое оружие у ильи муромца на картине васнецова


История одного шедевра: «Богатыри» Васнецова

Более 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину «Богатыри». А сколько людей ему позировало за это время - не счесть. Своих «Илью», «Добрыню» и «Алешу» художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей. Какие приключения ждали Васнецова во время работы над полотном?

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

фото 1 Первый эскиз картины.pngПервый эскиз картины, начало 1870-х

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли встретиться только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Контекст

Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».

фото 2 Витязь на распутье (1882).jpg

«Витязь на распутье», 1882

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

фото 3 Васнецов у картины «Богатыри». Москва. 1898.jpgВаснецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Код Васнецова - 23 Ноября 2010 - Это интересно

Код Васнецова

История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную   часть   своей творческой  жизни. 

И к числу таких картин принадлежат «Богатыри» («Три богатыря») Виктора Михайловича Васнецова. Мало   кто   знает, что богатыри, изображённые   на   картине,   являются   не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими   людьми!   А если к этому прибавить множество   загадок   и странностей, на первый взгляд не бросающихся в глаза, то получается, что шедевр   Васнецова   мало чем уступает по загадочности «Моне Лизе» Леонардо да Винчи...

РУССКИЕ БОГАТЫРИ

Из богатырей, изображённых на картине, наиболее известен, пожалуй, Илья Муромец, располагающийся по центру композиции. В истории он известен как святой преподобный Илья Муромец Печерский (скончался ориентировочно в 1188 году), уроженец города Мурома. Он - герой ряда русских былин, возникших в XII—XIII веках, и германских народных сказаний XIII века.

«Богатыри» («Три богатыря»)«Богатыри» («Три богатыря»)

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела всестороннюю экспертизу останков богатыря, которые до сих пор хранятся в Киево-Печерской лавре. Учёные выяснили, что Илья умер в возрасте 40-55 лет от колотой раны сердца (по характеру повреждений можно судить, что вражеское копьё, пробив щит и кисть Ильи, вонзилось прямо в грудь), а в юности страдал параличом нижних конечностей (вот почему он тридцать лет и три года лежал на печи).

Родом Илья был из крестьян. Несмотря на то, что он своими ратными подвигами снискал у князя Владимира и его приближённых большое уважение, они иногда все-таки подчеркивали это социальное неравенство. Например, Владимир вдруг «забывает» пригласить Илью на пир или дарит ему не ценные подарки, как боярам, а всего лишь татарскую шубу. Сознавая свои заслуги перед землей русской, Илья не стесняется за такое отношение к себе прилюдно обзывать Владимира дурнем, стрелять из лука по золочёным маковкам его дворца, а также будоражить простолюдинов. Впрочем, всё это ему сходит с рук - ведь он же, как-никак, герой!

По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич. Исторический прототип Добрыни определить сложно: всё дело в том, что Добрынь в былинах было сразу несколько. Так, в Тверской летописи рядом с Алёшей Поповичем упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс, а в Никоновской летописи упоминаются Алёша Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс. Впрочем, версия о том, что былинный Добрыня мог иметь связь с историческим дядей князя Владимира, кажется наиболее правдоподобной. Об этом говорит, в частности, былина о добывании Добрыней невесты Владимиру.

В основу этой былины, судя по всему, легло событие, отмеченное летописью 980 года, а именно сватовство Владимиром дочери Рогволда Полоцкого Рогнеды. Сходство налицо: во-первых, действие происходит в земле, находящейся на западе (по летописи - в Полоцкой области, по былине - в земле Литовской). Во-вторых, на сватовство невесты получается отказ, и невеста добывается насилием, причём главную роль здесь играет Добрыня, по летописи разбивший Рогволда и овладевший Полоцком, а по былине порубавший всех татар до единого.

По левую руку от Ильи Муромца располагается Алёша Попович, в летописях именующийся исключительно Александром Поповичем. Александр - настоящий воин. Он участвовал в целом ряде значительных сражений, и не просто участвовал, а показывал чудеса воинского искусства и силы. Например, он бесстрашно бился на реках Ишне и Узе против войск Юрия, младшего брата Константина (который, в свою очередь, был старшим сыном великого князя Всеволода Юрьевича). Участвовал Попович и в знаменитой Липецкой битве. После смерти своего покровителя Константина Александр Попович собрал своих друзей у гремячего колодца на реке Узе и выдвинул предложение - поступить на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму, вместо того, чтобы, не щадя живота своего, участвовать в мелких сварах разных князей. Идея всем понравилась, а Мстислав Романович очень обрадовался, получив подобное подкрепление. Но, как видно из истории, радовался он недолго - в битве с татарами на реке Калке 31 мая 1223 года он потерпел поражение, причём Попович там пал вместе со своими семьюдесятью давними друзьями.

В былинах Алёша Попович вначале предстает в образе могучего бесстрашного воина (как оно и было), но позже, видимо, под влиянием   прозвища   «Попович»   (сын попа) Алёше народная молва начинает приписывать другие черты - коварство, хитрость, склонность к обману и любовным   похождениям.   Это   нашло своё отражение и на картине Васнецова - Алёша изображён там едва ли не субтильным   юношей,   постреливающим издалека во врагов из лука (хотя из него, согласно былинам, за милую душу палили все три богатыря, и это не считалось чем-то зазорным).

Если, учитывая  все приведённые  выше данные,  окинуть свежим взором картину, то мы поймём, что все три богатыря не могут изображаться в том виде, в котором они изображены. Если мы примем возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть    седобородым    стариком, а  Алёша  Попович - мальчиком.

КАКОЕ У НИX ОРУЖИЕ?

Но это ещё не всё. Теперь давайте разберёмся, с чем же изображены   на   картине  былинные богатыри. Центральная фигура композиции - Илья Муромец - имеет при себе булаву и копьё. Виктор Михайлович Васнецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыря. Однако булава была не основным, а вспомогательным оружием Ильи и служила для нанесения быстрого, неожиданного   удара в любом направлении. Основным же оружием Муромца (к слову, широчай-шераспространённым на Руси) было все-таки копьё.

Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу, судя по всему, и впрямь являющемуся представителем княжеского рода.

Гораздо более интересно вооружение третьего персонажа, Алёши Поповича. В его руках мы видим сложный (композитный) лук и меч в ножнах на боку. Так вот, русский стрелок, если он, конечно, не был левша, носил налучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами - на правом. То, что Алёша правша, подтверждается тем, что меч у него висит слева. Тогда почему же колчан - также слева? Судя по всему, Виктор Михайлович так увлекся созданием шедевра, что случайно упустил данный момент из виду, тем самым создав нарисованному Поповичу нешуточные проблемы в бою.

Что касается доспехов, то весьма пристальное внимание привлекает к себе шишак, красующийся на макушке Добрыни Никитича Дело в том, что во времена Добрыни данный шлем был раритетом покруче всех яиц Фаберже вместе взятых. Почему? Да потому что Васнецов изобразил богатыря в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского! Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 год) данный шлем перекочевал с головы князя на землю, а спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу и сдан кому следует. Ну а Васнецов не удержался и изобразил Добрыню именно в легендарном шлеме, ещё раз подчеркнув его княжеское происхождение...

mvny.ucoz.ru

Какие Нестыковки На Картине В. Васнецова «Богатыри» (См. Фото)?

Заинтересовал ваш вопрос. Начала всматриваться в детали картины, вспоминать историю её созданию. Первое, что пришло в голову: Во всех былинах Добрыня описывается как молодой человек, но на картине мы видим человека средних лет. В образе Добрыни автор решил изобразить себя любимого (смотрите фото). Почему не в образе Ильи или Алёши? Может это связано с тем, что Илья – был символом мощи, самый сильный богатырь, Алёша – самый хитрый, а Добрыня был самый мудрый. Дальше вспомнила о том факте, что Илюша до 30 лет не ходил вообще. Думаю, что может он должен сидеть дома на печи, а не на коне верхом скакать … но посмотрела ему на лицо – вроде, уже взрослый мужик, явно далеко за тридцатник. Тогда что? О! Кони! Это же тяжеловозы, которые созданы для того, чтобы возить груз, но не для того, чтобы ринуться с места в бой. Хотя … понимаю выбор художника – под такими крупными фигурами ну никак не будут смотреться худенькие стройненькие коняжки. Раз заговорила о конях, то в глаза бросается то, что кони находятся слишком близко друг к другу. Так в жизни кони не стояли бы. Но думаю, что автор это сделал нарочно, чтобы показать единение богатырей, что они вместе, готовы сообща бороться с разной нечистью. Кстати, а кони то в каком богатом убранстве? Да и на богатырях богатейшие доспехи. Могли ли они себе его позволить? Кажется только Добрыня был княжеского происхождения, а Илья и Алёша были простыми мужиками ратниками. Но богатыри были любимцами сказителей, и те с удовольствием в своих былинах облачали защитников в богатые доспехи. Оружие! Вот слабое место картины. Оружие лишь у Ильи Муромца соответствует 11 веку, а оружие его товарищей принадлежит веку … эээ 13. К примеру, щиты имеют круглую форму, а у русских они были миндалиевидной формы т.к. обычно бой вёлся на земле и было удобно втыкать щиты в землю, образуя защитную стену. Лук у Алёши слишком мал, неужели из такого возможно было стрелять на дальние расстояния? Потом, мечи ещё не ковали, их завозили от соседей – норманнов, варяг, чьи мечи имели другое лезвие…

otvet.expert


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта