Конспект урока " Сочинение-описание по картине И.Шишкина "Корабельная роща"". Сочинение описание по картине шишкина корабельная роща
Сочинение на тему Описание по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»»
У небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями. Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, что солнечные лучи с трудом пробиваются сквозь темно-зеленую хвою. Диву даешься, как мог человек с помощью кисти и красок перенести на полотно это лесное чудо. Иван Иванович Шишкин дал картине удивительное название: «Корабельная роща». Из названия становится понятным, что эти сосны когда-то сослужат службу человеку — пойдут на постройку кораблей, величественных зданий... Создается впечатление, что рядом с картиной мы дышим свободней и глубже. С холста словно веет на нас смоляным ароматом сосны, свежей лесной сыростью, прелью хвойной подстилки. Обращаешь внимание на ограду из сучьев, ветвей, которая как будто защищает дремучий лес от непрошеных гостей. Чувствуется присутствие человека, который заботится о защите зеленых великанов. А кто может угрожать лесу? Только человек с топором. Вот и лесное озерцо — будто преграда на пути случайного путника. Правда, бревно, переброшенное через водную гладь, служит своеобразным указателем путнику. В правом углу картины угадывается тропинка, которая теряется где-то за поворотом.Небо на картине занимает незначительное место, но солнечный свет заливает весь передний план. Он прогревает стволы сосен, пронизывает до дна озерцо, пригорок за ним, ласкает молодые сосенки. Хочется перейти на другой берег, углу биться в чащу и ждать какого-то чуда. А чудо — это сами деревья. Они перед нами. Они открыты нашему взору. Свой шедевр «Корабельная роща» Шишкин написал в 1898 году, в этом же году он умер. От «Корабельной рощи» веет величавым спокойствием и невозмутимой силой. Художник рассказал нам о вечной жизни родной природы, о неиссякаемой силе родной земли и ее нестареющей, вечно обновляющейся красоте.
Сочинение на тему Описание по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»»На свободную темуСтр. 1
my-soch.ru
Метапредметные: Познавательные: - извлекать информацию, представленную в иллюстрации; - уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; - уметь самостоятельно делать выводы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя 1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 317с. 2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс». С.И.Львова, В.В.Львов, В.И.Капинос, М.М.Разумовская 3. Компьютер, интерактивная доска,презентация | Для обучающихся 1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 317с. 2.Компьютер, интерактивная доска, презентация 3.Раздаточный материал | Организационный момент | Приветствует обучающихся, настраивает на работу -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя Подготовка к восприятию материала. | Постановка учебной задачи | Обеспечивает эмоционально- мотивационную установку на урок. Организует обсуждение проблемного вопроса, задает уточняющие вопросы, обобщает мнения обучающихся. (На экране возникает картина И.И.Шишкина «Корабельная роща») -Ребята, посмотрите пожалуйста на картину. Мне эта картина очень понравилась и я решила попробовать передать ее с помощью красок. Вот что у меня получилось. (Учитель демонстрирует нарисованный им рисунок) Как вы думаете, удалось ли мне достаточно хорошо передать то, что изображено на картине? -А как вы думаете, если не красками, то, как ещё можно передать то, что изображено на картине? -Если будем описывать словом, какая творческая работа у нас с вами получится? -Вам понравилась эта картина? Вы хотите её описать? | Обучающиеся смотрят на рисунок. Дают свои ответы. Обучающиеся называют свои варианты. Приходят к выводу, что можно передать словом, красками языка. Обучающиеся определяют, что получится сочинение-описание | Решение задачи Физминутка | -Давайте попробуем это сделать. Итак, с чего мы начнем? -Вы в первый раз видите эту картину? Вы знаете, кто её написал? Учитель дает справку о том, что на картине изображены только стволы сосен. Раньше из таких стволов строили мачты для кораблей. Поэтому картина называется «Корабельная роща» -Ребята, с чего мы начнем описывать картину? Составление плана.Фиксирование на доске. -Какой абзац у вас будем самым объемным? -Да, конечно же, второй абзац у вас будет самым объемным. Поэтому, давайте над ним поработаем. Я вам раздала черновики, поделите на два столбика, в левый столбик выпишите фрагменты картины.Можете приступать. -Ребята, закончили писать, положите, пожалуйста, ручки. Посмотрите на меня. Встаньте, выйдите из-за парт так, чтобы вам ничего не мешало. Давайте немного разомнемся. Положите руки на бок. Наклонились вправо, наклонились влево, присели, встали, подтянулись.Молодцы. Присаживайтесь. - Теперь, каждый называет мне по одному фрагменту так, чтобы слова не повторялись. - К какой части речи относятся слова, которые вы назвали? - Хорошо, а теперь напомните мне, сочинение какого типа мы будем с вами писать. -Если мы будем писать сочинение-описание, к какой части речи мы будем больше обращаться. -Поэтому, теперь к каждому фрагменту картины подберите как минимум по одному прилагательному и запишите его в правый столбик. | Обучающиеся дают свои варианты ответов. Приходят к тому, что чтобы описать картину нужно внимательно её рассмотреть. Обучающися дают ответ, что картину написал И.И.Шишкин. Обучающиеся предлагают составить план из 3 пунктов. Обучающиеся предалагают свои варианты, как озаглавить каждый пункт плана. Обучающиеся называют второй абзац. Обучающиеся слушают задание, выполняют его пару минут Участвуют в физминутке. Обучающиеся перечисляют какие фрагменты картины они записали. -Имя существительное -Сочинение-описание. -Имя прилагательное Обучающиеся слушают задание, выполняют его. Зачитывают получившиеся варианты. |
infourok.ru
Презентация на тему "Сочинение- описание по картине И.Шишкина "Корабельная роща"
Конспект урока развития речи в 5 классе
по теме: «Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Корабельная роща».
Комментарий.
Продолжаем вместе со школьниками листать книгу природы. Перед нами репродукция для работы над сочинением-описанием по картине, работа над которой рассчитана на два урока. Первый урок посвящен анализу картины, работа над прозаическим текстом Э. Голубевой в учебнике, поэтическим текстом А.В.Кольцова, комментирование текстов художественной литературы, подготовленными обучающимися. Обучающиеся выявляют своеобразие языка словесного и «языка» искусства, определяют настроение, цветовую гамму произведения, замысел художника, работают над композицией картины. Второй урок - написание сочинения.
Домашним заданием к первому уроку является повторение теоретического материала: ответы на вопросы: « Что такое описание?», « Для чего используется данный тип речи?», «Какие грамматические и лексические средства языка характерны для описания?».
Установите по словарю лексическое значение слова «пейзаж».
Вспомните фамилии художников-пейзажистов.
Сочинение - описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
Цель: развить у обучающихся речь в устной и письменной форме.
Задачи: обогащение словарного запаса.
Обучение нормам литературного языка (орфографическим и пунктуационным),
Обогащение грамматического строя речи.
Формирование и совершенствование умений и навыков связногоизложение мыслей в устной и письменной форме.
Репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща». Стенд репродукций и иллюстраций, запечатлевших пейзажи. Фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Июнь».
Интерактивная доска для просмотра презентации.
Ход урока:
На доске написан эпиграф к уроку:
«…В пейзаж надо погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».
-Ребята, сегодня мы с вами будем работать над сочинением-описанием по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».
-Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского. В чем его смысл?
(«погрузиться в пейзаж» - прочувствовать его, пронести через душу, уметь видеть красоту природы).
-Проиллюстрируйте свой ответ примерами из прочитанных произведений:
Г. Скребицкий. Отрывок из рассказа «Луговой петушок».
«……Перед нами зеленый простор растущей, набирающей силы травы. А сколько среди неё цветов! Издали их и не различить, только видно - что-то пестреет, лиловое, белое, нежно-розовое. А может, это вовсе и не цветы, может, это утренняя заря бросает на землю свои прихотливые отблески? Ведь и на небе теперь такие цвета, только все они огнисто-яркие, даже больно на них глядеть.
Перепела кричат повсюду. Голоса их перекликаются, порою даже сливаются в какую-то непрерывную щелкающую трель.
Утренняя свежесть и чистота воздуха придают им особую звонкость. Теперь уже не разобрать, у кого чище голос. Из болота им вторят горластые лягушки. А в вышине бесконечной звенящей трелью сыплется песня жаворонков…»
К. Паустовский. Отрывок из рассказа «Прощание с летом».
«…Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей…».
-Чем характерен тип описание?
-Дайте лексическое значение слова «пейзаж».
Пейзаж. 1. Вид какой-нибудь местности.2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзаж. Заимствовано в XVIII веке из французского языка. Пейзаж буквально «сельская местность».
-Просмотрите слайды, на которых запечатлены пейзажи русских художников. (Просмотр слайдов)
-Ваши впечатления о пейзажах.
Слово учителя о жизни и творчестве художника.
-Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге - небольшом городке на реке Кама. Отец его был любителем-археологом, краеведом. Он и научил сына ценить леса Вятки.
Основное содержание картин Шишкина - тема России, неприметная, неброская красота её природы. На его полотна перенесено то, что знакомо каждому, к чему уже присмотрелись и привыкли глаза. Картины Шишкина хорошо известны нам. Современники называют его «царем леса», живописец-пейзажист, воспевший красоту леса. Характерны и названия картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу». Полотна отличаются солнечностью, яркостью, он раскрывает в них поэтические черты русской природы.
Картина «Корабельная роща»- последняя работа художника.
- Учимся чувствовать настроение картины. Работа над репродукцией.
-Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина.
-Раскройте смысл названия (комментарий учителя)
«Лес может расти на таких почвах и местах, где хлеб не произрастает», - говорил Петр I. Под лес обычно отводят малоценные участки, бедные минеральными веществами пески, скальники.
Особое внимание охране лесов стали уделять с приходом к власти Петра I. Для строительства флота, закладки фабрик и заводов требовалось все больше и больше древесины. Деревья, пригодные для постройки судов - дуб, ясень, крупные сосны и некоторые другие породы, - объявили заповедными.
Заповедными стали прибрежные леса. Их ограничивали столбами и вдоль границы через каждые пять верст устанавливали виселицы для устрашения самовольных порубщиков».
Из книги Р.В.Боброва Беседы о лесе.
- Из таких высоких и крепких деревьев делали мачты парусных кораблей.
-Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа.
-Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).
-Какие чувства рождает картина у зрителя?
( радость, тепло, спокойствие, таинственность).
-Прослушаем фрагмент музыки П.И.Чайковского «Времена года. Июнь».
- Какие чувства вызвала у вас музыка? Созвучна ли она вашему настроению?
-Запишите выражения, которые навеяла на вас музыка
( Яркое солнце, стрекотание кузнечиков, пение птиц в лесу, шелест листвы от легкого ветерка).
- Подберите строки из поэтических текстов, которые были бы созвучны картине И.Шишкина.
«…Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой»А.С.Пушкин.
« Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?» А.В.Кольцов.
- Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и запишите метафоры, сравнения, эпитеты.
Небо – бездонное, синее, ясное, молооблачное.
Сосны - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.
Вершины – пышные, словно замерли под солнцем.
Тишина – глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.
Ручеек – медленно бежит, прячется вдалеке сосен,
Солнце – летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.
Стволы – шершавые, красновато-медные.
Картина – теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.
-С помощью словаря синонимов найдите синонимы к словам:
Вершина-крона-макушка.
Лес-бор-роща-чаща.
На пороге творчества.
-Обратимся к тексту-образцу в учебнике упр.233:
На картине «Корабельная роща» известного художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины.
Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты её природы. ( По Э. Голубевой, А.Крестинскому)
-Составим план сочинения:
1. Опушка соснового бора.
2.Стройные сосны.
3.Прозрачный ручеек.
4. Теплое летнее солнце.
5. Любовь художника к природе.
Подбор рабочих материалов:
Обучающиеся создают черновик, работают над средствами выразительности, подбирают эпиграф, проверяют написание слов по словарю, редактируют черновик.
Написание сочинения в тетради по развитию речи. Обучающиеся посильнее делают презентацию по творчеству И.И.Шишкина.
Просмотр содержимого документа «презентация на тему "Сочинение- описание по картине И.Шишкина "Корабельная роща" »
Шатилова О.А. Филиал МБОУ Сосновская СОШ №2 в селе Третьи Левые Ламки, учитель. Презентация на тему: « Творчество И.И.Шишкина».
Выполнила: ученица 5 класса филиала
МБОУ Сосновская сош№2 в селе Третьи Левые Ламки
Космынина Ирина.
Биография И.И.Шишкина
- -Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге - небольшом городке на реке Кама. Картин в Елабуге не было, о них будущий художник знал из книг и рассказов.
- Первое знакомство с живописными полотнами состоялась в1852году, когда 20-летний юноша приехал в Москву учиться.
- Основное содержание картин Шишкина - тема России, неприметная, неброская красота её природы. Картины Шишкина хорошо известны нам. Современники называют его «царем леса», живописец-пейзажист, воспевший красоту леса. Характерны названия картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу». Полотна отличаются солнечностью, яркостью, он раскрывает в них поэтические черты русской природы.
Картина И.И.Шишкина «Корабельная роща»
Картина «Корабельная роща»- последняя работа художника.
Написана им в 1898 году.
Шишкин показал красоту русского леса, его мощь.
Эти леса служили оплотом для кораблестроения. Ещё ПетрI приказывал огораживать такие территории и охранять, чтобы напрасно не вырубали такие могучие деревья.
Картина наполнена теплом и светом.
И.И.Шишкин. Зима.
Картина написана 1890 году. Это полотно висит в Русском музее С-Петербурга.
На холсте изображен морозный день, деревья стоят в таинственном молчании. Только одна птица нарушает эту тишину, перелетая с ветки на ветку.
Ни тропинки, ни человеческого следа невидно в этом заснеженном лесу.
Тема зимнего пейзажа прослеживается у Шишкина во многих картинах.
И.И.Шишкин. Мухоморы.
Картина одна из ранних. Написана в 1878 году. Это становление стиля «пейзажа».
Шишкин созерцает красоту растущих под соснами мухоморов. Грамотно и точно передает цветовую гамму, которую создала природа: сочетание ярко-красного и белого цвета. На фоне зеленых веток и коричневатого дерна они выделяются и видны из далека.
И. И. Шишкин. Сумерки. Заход солнца..
Картина «Сумерки. Заход солнца» написана художником в период его творческой зрелости.
Окраина леса с деревьями, сырой воздух, сухие ветки, поваленные стволы деревьев- такой здесь предстает природа. Прощальным золотом заката облиты деревья.
Природа на картине живет, меняет свое состояние во времени.
И. И. Шишкин. Рожь.
Особенности национального русского пейзажа отражает этот холст.
Написана картина в1878 году в Елабуге- в родных краях, где и научился Шишкин ценить красоту родной природы.
Висит полотно в Третьяковской галерее в Москве.
Образ спелой ржи- благодати Божьей, реальные впечатления от того, что жизнь идет вперед, бушует.
Автор изображает образ дороги, зритель не видит куда она ведет, но четко уверен, что там вдали ждет его Родина.
Сосны-великаны как бы встают откуда-то из земли, охраняя свои просторы от набегов врага.
Используемые источники:
- Визари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев- М. :2001 т.3.
- Гордеева М.Великие художники. Шишкин.По заказу Комсомольской правды.- М.:ООО «Издательство Директ- Медиа», 2009г.
kopilkaurokov.ru