Шишкин. Утро в сосновом лесу. Художественный смысл. Анализ картины утро в сосновом лесу шишкина


"Утро в сосновом лесу" | Интересные факты, познавательные статьи, фото и картинки

"Утро в сосновом лесу"

"Утро в сосновом лесу"

"Утро в сосновом лесу" - это самая известная живописная картина И. И. Шишкина.

Этот шедевр мирового изобразительного искусства был написан Шишкиным в 1889 году. Точнее говоря написан И. Шишкиным и К. Савицким, коллегой художника. Дело в том, что в таком соавторстве гениальный художник нуждался из-за страшной не любви к написанию животных. Редко когда с его кисти выходили образы коров и овечек, но в этой работе он решил доверить изображение медведей Савицкому. Тем более что идея картины тоже принадлежала коллеге.

Тогда он не догадывался, что такое его решение приведет к ссоре с коллегой и товарищем. Когда Шишкин решил продать картину, заказчик пожелал стереть фамилию Савицкого, художник так и сделал. Что Савицкому не пришлось по душе и, к тому же, по некоторым данным, гонорар получил только Шишкин. История умалчивает о том, как поступил автор с деньгами.

Сюжет картины настолько тривиален, что с начала и не понимаешь, за что картина получила такое признание. Но всматриваясь, начинаешь ощущать себя присутствующим там, среди склонившихся сосен. Знаменитый туман Шишкина уже встречался раньше в его работах и здесь сыграл свою важную роль. Сквозь него пробиваются лучи солнца, как будто пробуждая природу и лесных зверей. Медвежата резвятся после вчерашней бури на сломанной ураганом сосне, а их мать охраняет такой непосредственный процесс игры.

Шедевр настолько популярен, что в советском союзе изображение печатали на этикетках конфет. Именно поэтому с произведением знакомы и дети, и взрослые. Из-за маленького размера фантика рассмотреть медведицу было невозможно, поэтому картину прозвали «Три медведя», но вы то видите там четвертого, не правда ли?

Читайте также:

Живопись

Репин "Запорожцы"

"Бурлаки на Волге"

Познавательные статьи

"Хаос. Сотворение мира"

Читайте также:

Загрузка...

fotomastak.ru

Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

http://dnz130.edukit.zp.ua [email protected] Цель: учить детей различать и называть жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, марина. Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к изобразительному

Подробнее

«Художник и природа» Группа 3

«Художник и природа» Группа 3 Рабочая программа для второго года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художник и природа» Группа 3 Возраст учащихся: 7-10 лет Разработчик программы: Везикова Юлия

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, учит внимательно наблюдать и анализировать; развивает зрительную память, пространственное и образное мышление; учит познавать красоту

Подробнее

для учащихся 6 класса

для учащихся 6 класса для учащихся 6 класса 1 Найди соответствие картины с фамилией художника и названием работы А Исаак Ильич Левитан Владимирка. 1 Б Иван Иванович Шишкин Рожь. 2 В Алексей Кондратьевич Саврасов Распутица.

Подробнее

Тема: «Осенние краски»

Тема: «Осенние краски» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

Подробнее

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала Пояснительная записка Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом. Культурный

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Подробнее

Музей в твоём классе

Музей в твоём классе Занятие 21 Тема: Знатоки живописи Цели занятия: Музей в твоём классе проверить, как дети усвоили изученный материал по теме «О чём рассказал художник»; продолжить обучение написанию синквейна; развивать

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта на основе программы«изобразительное искусство и художественный труд»1-9 классы под руководством

Подробнее

"ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ".

ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ. ГБОУ Гимназия 1542 Конспект урока по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР на тему: "ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ". Учитель: Ходырева Светлана Сергеевна Тема урока: "Тела, вещества, частицы". Цели урока: познакомить детей

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Зиновьева Ольга Николаевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫХ

Подробнее

Урок русского языка, 7 класс.

Урок русского языка, 7 класс. 1 Урок русского языка, 7 класс. Тема: Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Тип урока: Объяснение новой темы. Вид урока: картины с выставки (интегрированный) Технология: дифференцированного

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Подробнее

Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3.

Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение

Подробнее

учебный год

учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Изобразительное искусство» класс 3а учитель: Барабанов Станислав Александрович, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Пояснительная записка Рабочая

Подробнее

г. Черногорск, 2016 г.

г. Черногорск, 2016 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей начальных классов Протокол от «29» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Подробнее

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 238 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО литературному

Подробнее

Оглавление Пояснительная записка

Оглавление Пояснительная записка Оглавление Пояснительная записка Содержание курса Календарно тематический план Требования к уровню подготовки обучающихся Учебно методический комплект Тематика и содержание национально регионального компонента

Подробнее

«Деревья нашего детсада»

«Деревья нашего детсада» ПРОЕКТ «Деревья нашего детсада» Цель: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; Изучение жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а так же природоохранная

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рисуя, фантазируя, играя, ребенок может представить любую ситуацию, проиграть, прожить её и, накопив позитивный опыт, развить внутреннюю позицию, раскрыться как личность, быть творчески

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-7 классы для общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 учебных часа в год.

Подробнее

docplayer.ru

Шишкин. Утро в сосновом лесу. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Шишкин. Утро в сосновом лесу.

Художественный смысл.

Счастье реализма как раз и состоит в озарении о социальном явлении. Здесь – о том, что народ разогнул свою могучую спину. Это картина не о лесе (что мы видим глазами), а о российском народе в его расцвете.

 

 

Как я сам себя за волосы из болота тащил.

У меня есть товарищ. Очень ко мне критичный. Очень нечувствительный к живописи. И никак не примиряющийся с этим. Особенно он не может примириться с моим утверждением, что в художественном произведении художественный смысл его не дан “в лоб”. Что, мол, если видишь нарисованным на картине дуб, то это значит, что не дуб хотел художник изобразить, а дубом что-то выразить. Он это зло переиначивает: “Берёзу”. И его совершенно не устраивает мой всегдашний отказ объяснить ему ту или иную картину на том основании, что это для меня в принципе проблема, что меня должно озарить, а этого иногда не случается не то, что по заказу – днями, но и месяцами, годами и десятилетиями. Когда я ему говорю, что иную картину не могут понять и столетиями, он не верит. (А я в самом деле раз читал у Панофского, что картину Дюрера “Меланхолия” не понимали веками; и что-то там он, Панофский, выдавал о ней, наконец, в своём тексте, как своё открытие. В чём открытие, я забыл. А это лишний раз убеждало моего товарища, что с живописью что-то темнят знающие люди.) И то, что удавалось мне открыть, и я фиксировал в статье, скажем, его не устраивало как человека логики. А когда я говорил, что важна тут не логика (то или то, и ничто третье), а, наоборот, нелогика (в чём-то и то, и то), - он отказывался понимать.

Но что-то он, наверно, всё же переживал от иной картины. Или мне это казалось. Например, “Утро в сосновом лесу” (1889) Шишкина. Уж больно зло он предлагал мне объяснить её, зная, что я вероятнее всего откажусь, и думая, что чего, мол, тут объяснять? – всё и так ясно.

Что могло быть ясно?

Во-первых, я считаю, что все полуподсознательно живопись понимают, только с процессом так называемого последействия искусства, заключающегося в том, чтоб осознать пережитое и выразить его в словах, у большинства безнадёжно плохо. Некое переживание мой товарищ ощутил. И считает себя вправе требовать от меня объяснения ему его.

Во-вторых, есть же массовые заблуждения относительно произведения. Борис Асафьев ругал Шишкина (и Айвазовского) за холёную живопись, за гладкопись (никаких мазков: если кора дерева – то кора, мох на ней – то мох, роса на нём – то роса, а туман за деревом – то туман…).

Только его перьевые наброски, где изображено, мол, как вся растительность воюет друг с другом за солнце, настоящие, дают жизнь. Вот, может, приблизительно то. Дикость.

А знаменитые его картины – это взгляд лесопродавца, желающего выставить товар в лучшем виде. Мне не хочется соглашаться с Борисом Асафьевым, как бы я его ни уважал. Я видел те наброски в Киевском музее, и они меня не впечатлили. А может, всё же он прав. И мне просто, как и большинству, нравится шикарность эпических полотен Шишкина? И товарищу она нравится. И он хочет получить подтверждение, что он не изгой в общении с искусством. Короче: “как живое”, нравящееся “всем” за то, что “как живое”, за то нравится и ему, и почему-де ему слыть непонимающим живопись? Что я такого другого могу в “Утре…”, скажем, увидеть?

И не исключено ж, что никакого заблуждения публики относительно Шишкина нету. А просто был (и есть) спрос на “услаждения в часы “отдыха после службы”” (Асафьев), и Шишкин этот спрос удовлетворял. То есть то же его “Утро…”, например, есть произведение не идеологического искусства, а прикладного (в данном случае обслуживающее бездумный отдых). А с пониманием прикладного ж действительно нет никаких проблем. Прикладное не прячет, зачем оно, к чему оно прилагается. – Вот товарищ мой это всё переживает, и правильно переживает, и прав в претензиях ко мне.

А что если не прав? Что если попробовать выразить то невыразимое, что все-все в полуподсознании ПРАВИЛЬНО переживают? – И я стал выворачивать своё подсознание.

Пишут, что эту вещь Шишкин написал после тяжёлых травм: поумирало много ближайших родственников его… (Я даже запоминать не стал, кто, - проклятый биографизм, мол.)

Вот и тут на первом плане недавно сломанное бурей дерево…

А никакой же печали! И никакого молодняка соснового рядом нет.

Что если прав Асафьев и нет в картинах, маслом написанных, у Шишкина конкурентной борьбы за жизнь.

А ведь тогда капитализм вовсю разворачивался. И миллионами гробил сельскую жизнь, и крестьянам массово приходилось уходить рабочими в город, чтоб выжить.

И… никакой печали у художника-эпика. – Что ему, что ломается чья-то жизнь… - Народ жив. (Даже статистика говорит, что в ту пору колоссально прибыло населения в России.)

Сама смерть – не смерть Шишкину.

Это как Константин Леонтьев чуть раньше писал, что признаком великой нации является не обращение ею внимания, что кого-то там задавили в дверях.

Когда народа много – всё нипочём.

Этот ядрёный сосновый бор – как бы символ самого расцвета плодовитости. Как и медведица с семьёй. А медведь и русский – это ж тоже стародавний символ, если одно понятие с другим связывают.

Так что: картина символическая, а не реалистическая?

Нет. Она как раз реалистическая. Ибо счастье реализма как раз и состоит в озарении о социальном явлении. Здесь – о том, что народ разогнул свою могучую спину. Шишкин не знал приведённой кривой. Он просто фибрами души чувствовал народ, самую гущу.

Для того и нарисовал самые дебри леса. А для оптимизма – утро и безоблачное небо.

Но в самых дебрях же темно утром, пусть даже и в таком в принципе светлом лесу, как сосновый. – Ничего, нужно выбрать место с оврагом. Овраг опустит кроны спустившихся в него деревьев и даст лучам низкого ещё солнца осветить лес на противоположном склоне оврага. Получатся и дебри, и освещенные. Овраг к тому же вместилище утреннего тумана. А туман даёт воздушную перспективу. Перспектива же – это даль. Даль, несмотря на дебри и глушь! Это как наличие древних мудрых старцев в самой толще народа, провидящих будущее и, вот, говорящее о его оптимистичности: из темноты – к свету.

Тут и идея просвещения.

Наступала эпоха выхода масс на историческую арену. К тому времени уже стали массовыми армии. А всё, что для них требовалось, требовало и соответствующей промышленности и умения с нею справляться. Безземелье гнало в город, зато в городе ждала работа и оплата её. – Урбанизация оказалась явной перспективой для масс. Светом. Овраг открывал перед взором вперёд – небо. Огромное небо подстать огромной России. Целых три проёма в дебрях открывают это небо. Они так и тянут взгляд вверх. А там… Золото и безграничье.

Одно!

Второе!

Третье!

И в каждом вдаль глаз ведут ветки с обрамляющих кадр стволов.

Не предвестье ли это счастья?

То есть это картина не о лесе (что мы видим глазами), а о российском народе в его расцвете. Не о государстве. То как раз реакционным пять лет как стало. Не о прогрессе общественной жизни. Та как раз замерла. А народу было наплевать. На всё интеллигентское наплевать. И Шишкин это почувствовал и передал. И оказался фактически прав аж на двадцать лет вперёд. А если мечтательно – то навсегда. Россия и сейчас мечтает о… И, может, и права.

17 июня 2011 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.ivanshishkin.ru/volojin_article/

http://ivanshishkin.ru/post/

art-otkrytie.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта