Урок в 5 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща". Картина шишкина корабельная роща сочинение 5 класс
Урок в 5 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" страница 2
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: составить план достижения целей
5 мин
Скажите, ребята, что нужно знать для написания сочинения.
Этапы работы над сочинением
1. Рассказ о художнике
2. История создания картины.
3. Составить план, пересказ по плану
4. Словарная работа
5. Написание черновика сочинения, проверка
6. Написание готового сочинения
- Итак, давайте начнем с первого пункта – с автора картины.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Он был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Во всех своих произведениях Иван Иванович Шишкин является удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и лес, получали у него своё истинное лицо. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. После окончания академии Шишкин много путешествует за границей. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Смерть настигла его, когда он рисовал картину.
Всем своим творчеством он прославлял красоту мощь и богатство родной природы. Большинство полотен посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща»
- Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – на одной парте). Правильно мы думали?
Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?
- Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж
Перейдем к истории создания картины.
Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги». А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей. Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником.
infourok.ru
Урок в 5 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" страница 4
Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом. Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м… льберт, мачты парусных к… р… блей, л…нивое дв… жение ручейка, выру… ка, в… схищение кр… сотой леса.
Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы
Работа с черновиком сочинения
Проверка.
Чтение фрагментов сочинения.
Отвечают на вопрос
Подбирают синонимы, эпитеты
Выполняют задание
2 пары, 1 – индивидуально
Ответ на вопрос
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
10 мин
Домашнее задание
2 мин
2. На уроке я работал(а)
3. Своей работой на уроке я
4. Мое настроение
5. Материал урока был для меня
активно / пассивно / с интересом
доволен / не доволен
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
Написать сочинение в тетради
Подведение итогов. Самооценка.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
infourok.ru
Урок в 5 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" страница 3
ФИЗМИНУТКА
Устные ответ на вопрос, составление памятки
Чтение материалов о художнике
Работа со словарём
Чтение материала об истории создания картины
Планирование, прогнозирование (Р),
Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
8 мин
- Как вы думаете, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны, какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.
- Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут?
Напоминается общая композиция сочинения-описания.
Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:
1.Вступление.
2.Основную часть.
3.Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Обсуждение плана сочинения по картине совместно с обучающимися.
1. Вступление. И.И.Шишкин - певец русского леса.
2. Основная часть. Описание картины И. И. Шишкина «Корабельная роща» (1898г.)
а) Стройные сосны.
б) Прозрачный ручеек.
в) Цвет и свет картины.
3. Заключение. Моё отношение к картине.
-Как можно начать сочинение? (варианты обучающихся)
Приём «Корзина идей» (работа в группах)
Обсуждение в течение 3- 5 минут в 2 группах содержания подпунктов основной части (записываются эпитеты, словосочетания).
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
II. Основная часть а) Низ картины (земля, вода, фон).б) Средняя часть (описание сосен).
Цветовой центр картины: изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.)
в) Верх картины (небо, ), колорит (цвета) картины; основная мысль, замысел художника
Личные впечатления о картине.
Заключение. Моё отношение к картине.
- А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел.
Ответы на вопросы
Ответы ребят
Составление плана
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
7 мин
Словарная работа.
— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик. (Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор; прозрачный, спокойный, ленивый)
infourok.ru
Разработка урока в 5 классе
Сочинение по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща".
5-й класс
Цель: развитие речи, творческого воображения.
Задачи:
1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.
2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.
3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, окружающим нас, к природе.
Ход урока:
1 урок
I. Организационный момент, определение целей и задач урока.
Приём "Мозговой штурм".
Прослушивание музыки ( звуков леса).
- Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)
- А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).
- Тема сегодняшнего урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща», запишем ее в тетрадь по развитию речи (дата, тема).
- Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели?
II. Работа над репродукцией картины Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща».
Знакома ли вам фамилия художника?
(сообщение ученика о Шишкине) Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с формами природы и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Во всех своих произведениях Иван Иванович Шишкин является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и лес, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Говорили даже, что по картинам Шишкина можно изучать ботанику. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
- Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – на одной парте). Правильно мы думали?
- Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?
- Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж
(сообщение ученика об истории создания картины).
Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги». А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей. Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником.
ФИЗМИНУТКА:
Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)Глазкам видеть всё дано –Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).
Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места
- Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны, какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.
- Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут?
2 урок
Напоминается общая композиция сочинения-описания.
Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:
Вступление.
Основную часть.
Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?) (Каковы они по размеру?)
Обсуждение плана сочинения по картине совместно с обучающимися.
1. Вступление. И. И. Шишкин – известный русский живописец.
2. Основная часть. Описание картины И. И. Шишкина «Корабельная роща» (1898г.)
а) Низ картины (земля, вода).
б) Средняя часть (основная), описание композиционного центра картины.
в) Верх картины (небо).
3. Заключение. Моё отношение к картине.
-Как можно начать сочинение? (варианты обучающихся)
Приём «Корзина идей» (работа в группах)
Обсуждение в течение 3- 5 минут в 3 группах содержания подпунктов основной части (записываются эпитеты, словосочетания). Можно предложить для работы «Словарики эпитетов» (Приложение к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова)
Представление у доски результатов обсуждения.
- Какие впечатления у вас вызвала картина? Благодаря чему вы смогли почувствовать аромат сосновой смолы, ощутить тепло от солнечных лучей, услышать журчание ручья и пение птиц?
- А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел. .
III. Работа с черновиком
IV. Заключение. Итоги урока.
Понял...
Научился...
Было легко...
Было трудно...
Было открытием...
Не понял...
На следующем уроке...
Д/з:
написать сочинение в чистовом варианте по составленному плану, используя свои рабочие материалы на черновике.
Спасибо за урок.
infourok.ru