Оказывается, да Винчи написал еще одну, счастливую Мону Лизу. Кто нарисовал картину мона лиза
Версия о том, что Леонардо да Винчи нарисовал двух Мон Лиз, вызвала горячие споры в мире искусства
Группа искусствоведов из швейцарского «Фонда Моны Лизы» утверждает, что портрет молодой женщины, известный под названием «Мона Лиза из Айлворта», принадлежит кисти Леонардо да Винчи и является более ранее версией «Моны Лизы», висящей сейчас в Лувре.
Две или одна?
После трех десятилетий исследований и анализов, включая регрессионное тестирование, математические сравнения, тщательное изучение исторических документов в архивах, ученые из «Фонда Моны Лизы» пришли к выводу, что это портрет Лизы Джерардини, жены флорентийского торговца шелками Джокондо, более известной как Мона Лиза или Джоконда, и что выполнен он на 11-12 лет раньше более известного портрета Джоконды, который уже много лет висит в Лувре.
Сегодня «Мону Лизу из Айлворта» покажут публике в Женеве. Причем сделает это экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, который является членом «Фонда Моны Лизы». До этого ее лишь однажды, буквально на считанные дни, выставляли в картинной галерее в Финиксе, после чего она надолго попала в банковский сейф.
Раннюю Мону нашел в 1913 году коллекционер Хью Блейкер в одном из сельских особняков на западе Англии, где она провисела никем не замеченная более века. Блейкер увез портрет домой в Айлворт, район на западе Лондона, по названию которого он и получил свое сегодняшнее название.
После начала Первой мировой войны портрет для сохранности переправили в Соединенные Штаты. После смерти Хью Блейкера «Мону Лизу из Айлворта» купил американский коллекционер Генри Пулитцер. В 1966 году он написал книгу «Где Мона Лиза?», в которой доказывал, что английский вариант тоже принадлежит кисти Леонардо. После смерти Пулитцера ранняя Мона досталась его подруге, швейцарке, а после ее смерти картину купил «Фонд Моны Лизы», который сейчас и является ее владельцем.
Так же, как на всемирно известном полотне из Лувра, на картине из Айлворта изображена молодая женщина с загадочной улыбкой. Портрет из Айлворта несколько больше луврского и написан на холсте, хотя большинство картин Леонардо написал на дереве. Краски ярче, чем на более позднем варианте. Отличается и пейзаж на заднем фоне. Ну и наконец позировавшей женщине за двадцать лет, а не за тридцать, как на картине в Лувре.
Джорджо Вазари, биограф Леонардо да Винчи и сам неплохой художник, написал, что Леонардо начал работать над Моной Лизой в 1503 году, но оставил картину незаконченной. Однако в 1517 году в коллекции да Винчи, по словам Вазари, уже имелся законченный портрет «некой флорентийской дамы». Сторонники подлинности «Моны Лизы из Айлворта» считают, что она и есть тот первый, якобы незаконченный портрет, а второй, законченный, сейчас висит в Лувре.
Еще одним доказательством является тот факт, что эскиз Моны Лизы с колоннами на заднем фоне, такими же, как на портрете из Айлворта, в 1504 году нарисовал Рафаэль. Кроме этого, в 1584 году Джованни Ломаццо издал «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры», в котором писал, что существуют два портрета Моны Лизы.
Несмотря на то, что портрет Лизы да Винчи написал по заказу Франческо дель Джокондо, картина заказчику так и не досталась. Она находилась у Леонардо да Винчи, когда он скончался во Франции. Затем, в 1519 году ее продал французскому королю Франциску I помощник Леонардо – Салай. С тех пор она лишь однажды, в начале 20 века, покидала Францию, когда ее украл итальянец, работавший в Лувре.
Загадки Моны Лизы
Это одна из множества загадок, окружающих «Мону Лизу». Несмотря на всемирную известность, почти все, что связано с портретом длинноволосой женщины с загадочной улыбкой, окутано мраком тайны. Своей славой «Мона Лиза» в немалой степени обязана окружающему ее налету таинственности.
Кстати, название шедевра появилось только в XIX веке. «Мона» (правильнее «монна») не имя, а форма сокращения слова «мадонна», принятая на полуострове, что дословно переводится с итальянского как «моя госпожа». В Италии XVI века оно чаще просто указывало на замужний статус владелицы. Итальянцы изначально называли Мону Лизу по фамилии позировавшей модели Джокондой. Но нельзя исключать и того, что название не указывает на фамилию Моны Лизы, а является нарицательным словом. Джоконда может быть прилагательным jocund, означающим игривую, остроумную женщину, любительницу пошутить или даже подразнить. Учитывая знаменитую улыбку Моны Лизы, эта версия не лишена смысла.
Помимо Лизы Джерардини на роль Моны Лизы претендует немало женщин, в том числе и знатных. Магдалена Сест, историк живописи из немецкого Леверкузена, считает, что прообразом Моны послужила знаменитая куртизанка Катерина Сфорца, графиня Форли. Сильное сходство «Моны Лизы» и портрета Катерины Сфорцы кисти Лоренцо ди Креди, написанного в 1487 году, бросается в глаза сразу. Обе женщины сидят в одинаковой позе, одинаково держат руки и даже улыбаются почти одинаково. Сест провела анализ носов, волос, губ и щек портретах и в конце концов решила, что Мона Лиза является Катериной Сфорцей.
По версии специалиста по Ренессансу Майке Войт-Луэрссен, Мона Лиза была… любовницей Леонардо. Он полагает, что на портрете нарисована герцогиня Миланская. Загадочная улыбка герцогини говорит о том, что она была влюблена в живописца и, возможно, даже являлась его любовницей. В дневнике современника и друга Леонардо, итальянского художника Бернардино Луини, есть упоминание о том, что он и герцогиня якобы даже тайно обвенчались.
Моной Лизой вполне могла быть и любовница Джованни Медичи, молодая вдова по имени Пасифика Брандино, родившая ему в 1511 году ребенка. Черная траурная вуаль, покрывающая волосы женщины на портрете, могла свидетельствовать об ее вдовьем положении.
Нельзя не вспомнить и о прекрасной Изабелле Гуаланде, которая именно в то время жила в Риме. Кстати, мать Изабеллы, Бианка Галлерани, позировала Леонардо для картины «Дама с горностаем». И Пасифика, и Изабелла могли быть изображены да Винчи по заказу Джованни Медичи. Он же мог оставить картину художнику, потому что в начале 1515 года женился и, естественно, не решился повесить дома портрет любовницы.
Следует упомянуть и Изабеллу д’Эсте, буквально умолявшую Леонардо нарисовать ее. Набросок черным мелом сделан, вероятно, в Мантуе в 1500 году. Лицо на этом эскизе имеет явное сходство с Моной Лизой.
Внес свою лепту в исторический детектив и далекий от живописи Зигмунд Фрейд. Он разглядел в улыбке Моны Лизы более глубокий смысл. «Если головы прекрасных детей были репродукциями его самого в детстве, то тогда улыбающиеся женщины на его портретах — не кто иная, как его мать Катерина», — полагал Фрейд.
Улыбка Чеширского кота
Еще одна тайна Моны Лизы — загадочная улыбка. Чему она улыбается — приятным мыслям о будущем рождении ребенка (по теории профессора Шервина Нуланда) или какой-то шутке? А может, это и не улыбка вовсе, а оптический обман, вызванный отсутствием у позировавшей модели… зубов? Есть, оказывается, и такая диковинная теория. Ее автор — британский судмедэксперт, доктор Монтэгю Мерлик.
Еще одно объяснение загадочной улыбки появилось несколько лет назад в авторитетном журнале New Scientist. Кристофер Тайлер и Леонид Концевич, сотрудники института по проблемам зрения, уверяют, что то появляющаяся, то, казалось бы, исчезающая улыбка Моны Лизы является следствием… несовершенства нашего зрения. Различные шумы, которые мы слышим, стоя перед картиной, влияют на наше восприятие. Они оказывают на работу мозга примерно такое же воздействие, как «снег» на экранах телевизоров.
Профессор Амстердамского университета Нику Себе умеет при помощи умных компьютерных программ измерять… счастье. Компьютер разложил улыбку Моны в буквальном смысле этого слова «по полочкам». Мона Лиза радовалась жизни и была счастлива. Счастья в ее улыбке 83 процента. 9 процентов приходится на недовольство, 6 процентов это страх и оставшиеся 2 процента — гнев.
В 80-е годы прошлого столетия Дигби Квестид и Лиллиан Шварц независимо друг от друга заявили, что «Мона Лиза» — автопортрет самого Леонардо да Винчи. Авторы убедительно доказали, что многие важные детали лица Моны Лизы совпадают с теми же деталями автопортрета великого живописца, выполненного красным мелом и хранящегося в галерее Уффици. При наложении друг на друга они практически сливаются. На обеих картинах, утверждают ученые, изображен один и тот же человек. Причем не женщина, а мужчина!
В таком случае становится понятен смысл улыбки. Вернее, не улыбки, а усмешки. Ведь изображенный на картине человек, в отличие от нас, знает суть розыгрыша. Кто-то даже предположил, что эффект улыбки вызван легкими морщинками, припухлостью вокруг рта, которые могут являться результатом частого бритья усов и бороды.
Но зачем Леонардо понадобилось изображать себя в виде женщины? Чтобы посмеяться над любителями живописи? Возможно. Но не следует исключать и того, что это доказательство еще одной оригинальной теории. Она гласит, что да Винчи обладал нетрадиционной сексуальной ориентацией или был бисексуалом. Эта теория появилась не на пустом месте и имеет под собой кое-какие основания. Первое и очень серьезное недоразумение с законом у него произошло, когда его, 24-летнего молодого человека, вместе с друзьями арестовали за действия гомосексуального характера. Леонардо с друзьями отделался легким испугом. За него заступились влиятельные покровители.
expert.ru
кто изображен на картине? |
Но, пожалуй, самая большая загадка картины — а кто, собственно говоря, изображен на ней? Впервые о Моне Лизе упоминает итальянский историк Джорджо Васаари, который на самом деле, никогда не видел картины. Через 40 лет после написания полотна он в 1550 году писал, что «Леонардо выполнил работу для Франческо дель Джокондо. На картине была его жена — МонаЛиза, изображенная в виде мадонны». Известно, что Лиза Джерандини, уроженка Флоренции, вышла замуж в 1495 году в возрасте 16 лет за 35-летнего Франческо ди Заноби дель Джокондо, дважды вдовца. Но нет никаких данных о том, что он просил Леонардо да Винчи нарисовать портрет его юной супруги.
Согласно историческим данным, портрет Моны Лизы хранился у Леонардо до самой его смерти — 1519 года, и никогда не был передан мужу флорентийской красавицы. Так кто же изображен на картине, висящей сегодня в Лувре? Одни искусствоведы считают, что это Изабелла Десте — подруга Леонардо по жизни в Милане. Другие упоминают Констанцию Давалос, графиню Франкенвильскую, которую также прекрасно знал Леонардо да Винчи. Существует теория, что есть и некий второй портрет Моны Лизы, заказанный Джулианоде Медичи, который так был потрясен первым портретом, что заказал у Леонардо второй портрет для своей домашней галереи.
Пытаются разгадать тайну Моны Лизы ученые и с помощью современных электронных средств. Так, Лилиан Шварц, компьютерный график из лаборатории в штате Нью-Джерси, изучила с помощью компьютера несколько автопортретов Леонардо да Винчи, а также Мону Лизу и в результате пришла к выводу: художник вначале действительно рисовал женщину, но потом, когда она перестала позировать, использовал самого себя в качестве модели (только без бороды).
Вывод исследовательницы-компьютерщицы оригинален и неожидан — та самая таинственная улыбка Моны Лизы, над которой гадает весь мир, на самом деле якобы принадлежит… Леонардо да Винчи. В Лувре, как сказали мне тамошние искусствоведы, подобное предположение вовсе не считают нелепой фантазией. Поскольку Джокондо — фамилия, которую Лиза Джерандини получила при замужестве, в переводе с итальянского означает «веселый, радостный», то специалисты Лувра считают, что своим портретом да Винчи как бы смеялся над позирующей Моной Лизой.
Как известно, король Франсуа 1 приобрел Мону Лизу для королевской коллекции за 4 тысячи золотых экю, или в тех ценах чуть больше, чем за 100 тысяч долларов. Сегодняшнюю стоимость картины даже самые опытные эксперты Лувра назвать не берутся. В 1911 году картину, имеющую всевозрастающую ценность, несмотря на охрану, похитили. Целое полчище русских, французских, немецких и итальянских сыщиков в течение двух лет искали пропажу. И когда уже общественное мнение, казалось бы, смирилось с безвозвратной утратой Моны Лизы, никому не известный прежде итальянец Виченцо Перуджа «устал» держать в сундуке спрятанную картину. Работая в музее, Перуджа украл Мону Лизу и дал возможность своему знакомому — аргентинцу Эдуардо де Валфиерно сделать со знаменитого полотна шесть копий. Затем пять копий были проданы в Америке, а шестая — в Бразилии. Каждый из покупателей думал, что именно ему предлагают ту самую Мону Лизу из Лувра, и поэтому платил немалые деньги. Общая стоимость поддельных картин составила 67 миллионов долларов. Но это те деньги, которые заработал предприимчивый аргентинец. А вот Перуджа, как только попытался продать оригинал во Флоренции, оказался опознанным. Мона Лиза была конфискована полицией и в новогоднюю ночь 1913 года вернулась во Францию.
davinci-genius.ru
Да Винчи рисовал Мону Лизу два раза?
Опубликовано 27.09.2012 Germanist tags Джо Маллинс, Леонардо да Винчи, Мона Лиза, Швейцарский Фонд Моны ЛизыПока без комментариев
Швейцарский Фонд Моны Лизы утверждает, что Леонардо да Винчи нарисовал знаменитую Мону Лизу два раза с перерывом примерно 12 лет. В четверг в Женеве была представлена картина, которая очень похожа на художественное произведение в парижском Лувре. Эта картина принадлежит сейчас международному консорциуму, который хочет остаться анонимным. До этого она находилась в музее Прадо в Мадриде.
Фонд, согласно его собственным указаниям, собрал «исторические, сравнительные и научные доказательства» того, что всегда имелось две версии Моны Лизы и что да Винчи нарисовал обе картины. Различия материалов и техники можно объяснить разным временем возникновения. Одинаковое геометрическое построение картин, рентгеновские тесты и сравнение пигментов якобы подтверждают подлинность.
То, что нарисованная в 1503 г. всемирно известная картина «Мона Лиза», которая каждый год привлекает в Парижский Лувр миллионы человек, имеет сестру-близнеца, подтверждают, согласно Фонду, также исторические документы. Так, в университете Гейдельберга был найден в 2005 г. исторический документ, в котором описано возникновение первой версии. Также судебный художник Джо Маллинс, заявил в Женеве, что более ранняя и более поздняя Мона Лиза имеют одинаковые черты лица. Только женщина на первой версии моложе примерно на одно десятилетие.
Однако некоторые знатоки искусства всё же сомневаются, что Леонардо да Винчи рисовал Мону Лизу два раза и приводят тому свои доказательства.
Слева — картина из Лувра, справа — из испанского музея Прадо
Чёрный фон был нанесён позже. Под ним скрывался такой же ландшафт, как на первой картине
Картина «Мона Лиза» в музее Прадо после реставрации
Сестра-близнец парижской Моны Лизы
europe-today.ru
Оказывается, да Винчи написал еще одну, счастливую Мону Лизу
Леонардо да Винчи изобразил более молодую и счастливую Мону Лизу приблизительно за 10 лет до того, как написал свою известную картину, утверждают эксперты в области искусства
Картина, которая по размеру немного больше, чем известный портрет, находящийся сейчас в парижском Лувре, отличается более темной цветовой гаммой, непривычным и незавершенным фоном, обрамленным двумя колоннами, и на ней изображена девушка моложе и «с менее загадочной», более открытой улыбкой.
Работа, известная как «Айзелуортская Мона Лиза», будет представлена в четверг в Женеве Фондом Моны Лизы – цюрихским объединением, которое хранит картину в швейцарском банковском хранилище на протяжении уже 40 лет.
В книге на 320 страницах будут представлены «исторические, сравнительные и научные свидетельства», которые раз и навсегда докажут, что айзелуортская работа – подлинный труд да Винчи, заявил представитель швейцарского фонда.
Ведущие эксперты по да Винчи – Алессандро Веццози, директор музея Museo Ideale в тосканском городе Винчи, где Леонардо родился в 1452 году, и Карло Педретти из Центра Арманда Хаммера по изучению Леонардо в Калифорнийском университете, будут оспаривать данное заявление. Они не относят эту работу к перу да Винчи, а полагают, что необходимо дальнейшее, более тщательное исследование.
Подлинность картины была предметом споров с тех самых пор, как холст был обнаружен в 1913 году английским коллекционером произведений искусства Хью Блейкером. Он купил его у дворянской семьи и привез в свою студию в Айзелуорте в Лондоне – отсюда и название.
В 1915 году его отчим Джон Р. Эйр, историк искусства, опубликовал книгу, в которой высказал предположение, что Леонардо нарисовал две версии Моны Лизы, и что как минимум бюст, лицо и руки айзелуортской дамы принадлежат перу гениального Леонардо да Винчи: фактически она является предвестницей его знаменитого портрета.
Фрагменты картин «Айзелуортская Мона Лиза» (слева) и «Луврская Мона Лиза» (справа). Фото с сайта wikimedia.com
Затем Блейкер продал картину американскому коллекционеру Генри Ф. Пулитцеру, который, в свою очередь, оставил ее своей подруге. Когда она умерла, картина была куплена Фондом Моны Лизы, который является объединением анонимных коллекционеров.
Пулитцер выполнил более подробное исследование картины и укрепил теорию Эйра в своей книге «Где Мона Лиза?», которая вышла в 1966 году. Он изучал работы художника и историка искусства XVI века Джорджио Вазари (1511-1574). В своей работе «Жизни художников» Вазари назвал героиней портрета жену богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизу Герардини и заключил, что данная работа была написана Леонардо между 1503 и 1506 годами.
«Трудясь над ней в течение четырех лет, он оставил ее незаконченной», – написал Вазари.
Так как да Винчи продал полностью оконченную «Мону Лизу» королю Франциску I в 1516 году, за три года до своей смерти, сторонники айзелуортской картины утверждают, что она является незаконченной «Моной Лизой», частично нарисованной Леонардо и первоначально переданной покровителю, который ее заказал. В таком случае шедевр из Лувра оказывается более поздней версией, созданной да Винчи для его собственного пользования.
В поддержку своей теории Пулитцер ссылается на биографа художников Джованни Ломаццо, который в своей книге «Трактат о живописи» (1584) упоминал «Джоконду» и «Мону Лизу». «Джоконда» – итальянская версия названия картины «Мона Лиза», висящей в Лувре, а упоминание Лаваццо подразумевает, что это были две отдельные картины.
Пулитцер также обратил внимание на колонны, обрамляющие «Айзелуортскую даму». Подобные колонны также присутствуют на картине «Дама с единорогом» кисти Рафаэля, написанной под влиянием работы Леонардо да Винчи. Эта картина, которая сейчас висит в Лувре, вероятно, была сделана по памяти с оригинала Леонардо после того, как Рафаэль посетил студию мастера в 1504 году.
Кроме того, Визари написал, что у Моны Лизы на портрете была «приятная улыбка», на что часто ссылаются противники луврской картины, впечатление от которой описывалась скорее как «загадочная, таинственная, сбивающая с толку». А на айзелуортской картине улыбка самая настоящая – искренняя.
Но сомнения относительно атрибуции Вазари сохранились, так как он, как известно, полагался на неподтвержденную информацию. Подлинность айзелуортской «Моны Лизы» осталась широко обсуждаемым вопросом среди историков и экспертов в области искусства.
«Так много несовпадений: платье, волосы, пейзаж на заднем плане... Также эта картина нарисована на холсте, что Леонардо делал редко», – говорит заслуженный профессор истории искусства в Оксфорде Мартин Кемп для Sunday Times. Как и большинство работ Леонардо, «Мона Лиза» из Лувра написана на дереве.
«Возможно, она выглядит моложе, но это, скорее всего, копировщик. Я думаю, что это – копия, сделанная несколько лет спустя после «Моны Лизы». Просто ее так нарисовали», – говорит Кемп.
www.km.ru