Мона Лиза — икона современного искусства. Мона лиза мистика картины


Тайны картины «Джоконда» Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Мона Лиза, Джоконда

Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Одна из неразгаданных тайн — это картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи.

Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики — картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка картины явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.

Обязательно зайдите в Лувр, будучи в Париже, и посмотрите на шедевр Леонардо да Винчи. Однако старайтесь не оставаться с картиной наедине, ведь с нею связано много странных случаев. Некоторые люди чувствовали тоску, грусть или начинали плакать после долгого рассматривания картины. Хотя, остаться с этой картиной наедине сегодня практически невозможно, зал обычно буквально забит туристами.

Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.

Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. У некоторых людей возникало чувство страха, что на картине может возникнуть чудовище или ещё что-нибудь. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя. Несмотря на это, картина растиражирована в мире больше любой другой.

Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо. Это можно заметить на картине его учителя, где моделью послужил да Винчи. Именно из-за этого некоторые предположили, что Джоконда — автопортрет художника в женском обличье. Компьютерное сравнение картины с автопортретом не опровергло это предположение. Однако, несмотря на это, рано утверждать, что это правдивая версия.

Судьбу Пачифики нельзя назвать легкой. Замужество было кратковременными из-за смерти мужа, Джулиано Медичи не пожелал брать в супруги любовницу, а сына отравили. Вскоре Медичи пришлось жениться по расчету, он не захотел огорчать невесту портретом любовницы, поэтому Леонардо пришлось изменять картину, которая была уже законченной.

Пачифика обладала склонностью притягивать мужчин и словно забирать их жизни. Есть предположение, что её прозвище было «Джоконда». Это слово переводиться как «играющая». Синьора Пачифика оставила след не только на своем возлюбленном, но и на художнике, которому после написания портрета становилось все хуже. Да Винчи начинает чувствовать себя странно. На него наваливается апатия, которой ранее не было, и усталость. Рука трясется все сильнее и становится сложнее работать.

После окончания написания портрета и отъезда во Францию Леонардо создавал для короля новый дворец, однако работа была уже не того высокого уровня, как раньше. У него пропала энергичность, появилась апатия. Затем неделями он не встает с кровати, а правая рука перестает повиноваться. В возрасте 67 лет художник умирает.

Изначально полагали, что изображенная на картине девушка — это 25-летняя Лиза — супруга флорентийского магната Джокондо. Собственно, поэтому портрет в некоторых альбомах и справочниках имел двойственное наименование — «Джоконда. Мона Лиза».

А. Вентури в 1925 году допустил, что на портрете изображена Констанца д’Авалос — любовница Джулиано Медичи. Предположение было основано на стихотворении поэта Энео Ирпино, но иных доказательств правдивости этой версии нет.

Лишь в 1957 году К. Педретти предложил идею о Пачифике Брандано. Она считается самой верной, благодаря документам и вышеописанным обстоятельствам. Существует мнение, что Пачифика была энергетическим вампиром. Это люди, у которых имеют объём ауры меньше, чем у обычных людей, вследствие этого они могут быть поглотителями жизненной энергии своих родных, вызывая апатию, ослабление организма и серьёзные нарушения самочувствия. Вот почему необычный портрет Пачифики так влияет на людей, которые долго всматриваются в него.

Не стоит забывать и об экспериментах Леонардо, который хотел, чтобы его картины вызывали сильные эмоции. Он мечтал о том, чтобы заставить зрителя ужаснуться или, наоборот, заворожить его. Его познания в анатомии, «сфумато», светотени, загадочная улыбка женщины на портрете и прорисовывание мельчайших деталей — все это создало живое творение.

Уничтожение «Улыбки Джоконды» было бы преступлением, ведь в мире существует немало картин, которые воздействуют на человека. Нужно всего лишь принимать меры, чтобы эти картины меньше влияли на людей. Например, ограничить время, проведенное рядом с ними, или же предупреждать посетителей.

Разумеется, в картине есть определённая мистика. А ещё утверждают, что если человеку суждено её увидеть — он увидит. Потому что «Джоконда» никогда не отпускает.

Лолита Полева

Поделитесь в соцсетях:

Похожие страницы

what.in.ua

Топ-10 мистических картин - События

Любое настоящее искусство излучает сильную энергетику, которую невозможно не почувствовать. Чаще всего она – положительная. Но есть творения с ярко выраженной негативной энергетикой, тогда считается, что они приносят неприятности и даже бедствия. Мистическими свойствами обладают музыкальные и литературные произведения, спектакли и фильмы и, конечно же, живопись.

"Крик" Эдварда Мунка

митические картины_4

Конечно же, чаще всего, когда речь заходит о мистических картинах, вспоминают "Крик" норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Говорят, картина, стоимость которой составляет 70 тысяч долларов, жестоко мстит каждому, кто так или иначе "обидит" ее. Все началось с того, что один из служащих музея, в котором выставлялась картина, нечаянно уронил полотно, после чего у него начались страшные головные боли. Врачи не могли поставить диагноз, и никакие лекарства не спасали несчастного от страданий, не выдержав которых он покончил жизнь самоубийством. Другой служитель выронил "Крик", когда перевешивал его с одного места на другое, и вскоре попал в страшную автомобильную катастрофу – он выжил, но остался калекой. Посетитель, всего лишь прикоснувшийся к картине, через несколько дней заживо сгорел во время пожара…

Такую мстительность картины объясняют тяжелой судьбой самого живописца, который еще в детстве потерял всех своих близких и страдал шизофренией. Поначалу это полотно называлось "Крик природы", многие считают, что на ней художник запечатлел конец света. Сам он уверял, что действительно видел такой страшный пейзаж: "Я шел по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным. Я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Мунк написал четыре версии "Крика", две из них можно увидеть в Музее Мунка и Национальном музее Норвегии, оба они находятся в Осло.

"Руки, защищающие его" Билла Стоунхема

митические картины_7

 

Картина "Руки, защищающие его" ("Hands Resist Him"), написанная американским художником Биллом Стоунхемом, произвела "фурор" на первой же выставке, на которой была представлена: многие посетители вернисажа внезапно ощущали необъяснимую слабость и головокружение, они начинали рыдать и даже падали в обморок. Первый хозяин "Рук" умер через два месяца после того, как приобрел картину, а его родственники, обвинив во всем картину, выбросили ее на свалку. Там ее подобрала небогатая семья. "Руки" повесили в детской, но маленькая дочь хозяев попросила убрать оттуда полотно: она уверяла, что по ночам изображенные на ней дети дерутся. Отец счел этот рассказ фантазией, но, решив проверить слова девочки, повесил в комнате камеру – она зафиксировала движение на картине. Впоследствии "Руки" часто меняли хозяев, но от картины всегда быстро избавлялись. Последним ее хозяином стал коллекционер Ким Смит из Чикаго, который пока никому ее не продавал.

"Руки, защищающие его" написаны Стоунхемом по фотографии, на которой он запечатлен в возрасте 5 лет со своей младшей сестрой. Можно было бы сказать, что картина является копией фото, если бы не несколько отличий. Самого себя Стоунхем изобразил со странным, искаженным лицом, а сестру – куклой с круглыми, пустыми глазами. Но, наверное, самое страшное на полотне – дверь, за которой в яркий солнечный день стоит кромешная тьма, и детские ладошки, тянущиеся оттуда к стеклу. Сам художник говорил, что за этой дверью находится вход в потусторонний мир, а кукла – проводник в мир духов.

Древняя икона с изображением Христа

Казалось бы, изображения святых должны излучать только позитив, но сотрудники многих музеев буквально в один голос утверждают: очень сложно находиться целый день в зале, где выставлены иконы. Очень уж сильная – и, зачастую, негативная – энергетика от них исходит. Одна из таких икон, на которой изображен Христос, хранится в запасниках Эрмитажа. Раньше она выставлялась в экспозиции, но после нескольких необъяснимых смертей сотрудников музея была убрана с глаз долой. Один из специалистов, обследовавших картину, предположил, что художник, который писал икону, обладал мощными экстрасенсорными способностями, и передал их своему творению. Выдержать такое напряжение могут люди с аналогичным энергетическим потенциалом, всем остальным икона нанесет вред.

Но, к счастью, известны и случаи, когда иконы спасали жизнь людей. В 1812 году входящий в состав армии Наполеона отряд принца Евгения, вице-короля Италии, остановился возле одного из монастырей рядом со Звенигородом. Ночью принцу привиделся седовласый старик в длинной черной одежде. Он постоял рядом с Евгением около минуты, а потом произнес: "Не вели своим солдатам разрушать монастырь, а особенно – уносить что-либо из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует, и ты вернешься домой невредимым".

Утром Евгений приказал своему войску продолжать движение на Москву, не трогая монастыря. Перед уходом он решали зайти в монастырский храм. В помещении стояла гробница, а над ней – портрет старца, в котором Евгений узнал своего ночного гостя. Это был основатель монастыря, святой Савва, и его мощи… Евгений прошел через множество сражений, но ни разу не был даже легко ранен. Он благополучно вернулся во Францию, в то время как почти все наполеоновские маршалы, пришедшие с императором в Россию, погибли или были впоследствии казнены.

"Водяные лилии" Клода Моне

митические картины_3 "Водяные лилии" Клода Моне

Картина "Водяные лилии" импрессиониста Клода Моне считается одним из самых пожароопасных шедевров живописи.

Как и у каждой мистической картины, у "Водяных лилий" есть своя легенда. Поселившись в местечке Живерни в Верхней Нормандии, где у Моне был дом с садом, художник увлекся с цветами: он не только выращивал, но и рисовал их. Позже, отведя воду от реки, оборудовал в саду пруд, где начал выращивать лилии – Моне написал целую серию картин (в музеях мира хранится около 80 полотен на эту тему), объединив их общим названием. Окончание работы над одним из полотен Моне решил отметить вечеринкой, на которую пригласил своих друзей. Подвыпившие гости по неосторожности устроили в мастерской художника пожар, в результате чего вспыхнула и сама картина, которую тут же залили вином. Впоследствии "Водяные лилии" висели в одном из кабаре на Монмартре, в доме мецената Оскара Шмитца и в Нью-йоркском музее современных искусств, и везде начинался пожар. Два раза виновницу "торжества" удавалось спасти, но на третий раз она сильно обуглилась. Случилось это полвека назад, и с тех пор ученые ломают голову над тем, как восстановить шедевр. Говорят, за это возьмутся специалисты NASA, владеющие космическими технологиями.

"Старик с протянутой рукой" неизвестного автора

Причиной пожара несколько раз становилась и картина неизвестного автора "Старик с протянутой рукой", которая хранится в Королевском музее в Эдинбурге. Если человек увидит, как старик шевелит пальцами, ему суждена смерть в огне. Людская молва приписывает полотну двух жертв – капитана Белфаста и лорда Сеймура, которым не повезло испытать проклятие картины на себе. После этого публика разделилась на две части: одни просили убрать злополучную картину из музея, а другие требовали ее оставить, чтобы убедиться: она действительно приносит несчастье. Любопытство победило, поэтому "Старика с протянутой рукой" до сих пор можно увидеть в Эдинбурге.

"Плачущий мальчик" Джованни Браголина

митические картины_1 "Плачущий мальчик" Джованни Браголина

История, связанная с картиной испанского художника Джованни Браголина, наделала в свое время столько шума и столько раз пересказывалась в самых разных вариациях, что отличить, где в ней правда, а где – вымысел, уже не представляется возможным.

Согласно существующей легенде, Браголина очень хотел написать плачущего мальчика, и сделал натурщиком собственного сына, подвижного и веселого мальчугана, который ничего на свете не боялся, кроме огня. Поэтому, чтобы заставить сына рыдать, отец-садист зажигал у его лица спички. Однажды мальчик не выдержал и в запале крикнул: "Чтоб ты сам сгорел!" Проклятие исполнилось очень скоро: через две недели малыш умер от воспаления легких, а через пару лет погиб во время пожара его отец. Сама картина сегодня считается утерянной, а вот ее репродукции были одно время весьма популярны в Англии. Пока однажды не выяснилось, что копии "Плачущего мальчика" хранились почти во всех домах, в которых случались пожары, и репродукция была единственным имуществом, которое не пострадало от огня.

"Мона Лиза" Леонардо да Винчи

митические картины_5 "Мона Лиза" Леонардо да Винчи

Достопримечательность Лувра, знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Некоторые исследователи творчества Леонардо да Винчи считают ее портретом, "питающимся" энергией тех, кто на нее смотрит.

По их версии на нем изображена вовсе не Мона Лиза, а черная вдова Пачифика Брандано. Будучи энергетическим вампиром, она приносила несчастье всем, с кем сталкивала ее судьба. Ее любовник герцог Медичи, женившийся на французской принцессе, вскоре после свадьбы заболел чахоткой и умер. Сын Пачифики был отравлен. Да и сам да Винчи изрядно пострадал от своей модели: он писал картину около трех лет, и, по свидетельству очевидцев, превратился за это время из полного сил мужчины, который, как силач в цирке, мог легко гнуть подковы, в дряхлого старца. Его охватили усталость и апатия, отнялась правая рука. Казалось, жизнь по капле уходит из великого художника.

Гению да Винчи с уникальной достоверностью удалось передать не только внешний облик своей модели, но и ее энергетическую сущность. Портрет продолжает жить и вытягивать энергию из посетителей Лувра, многие из которых приезжают в столицу Франции только ради встречи с этой картиной. Сегодня "Мона Лиза", изображение которой тиражируется на календарях и в разного рода рекламе, торговая марка. Исследования маркетологов показали, что на нее "западают" девять человек из десяти. Она гипнотически притягательна, от нее, как от наваждения, невозможно избавиться. Известно множество случаев, когда посетители падали в глубокий обморок перед портретом – спустя несколько веков, изображение Пачифики продолжает питаться энергией живых людей. В пользу этой версии говорит тот факт, что в те времена, когда Лувр по какой-то причине на некоторое время закрывают, картина тускнеет, а изображенная на ней женщина как будто бы стареет. Но стоит в зале появиться посетителям, как она снова начинает сиять.

"Поклонение волхвов" Питера Брейгеля-старшего

митические картины_6 "Поклонение волхвов" Питера Брейгеля-старшего

 

К этому библейскому сюжету обращались многие художники, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая Иеронимом Босхом, но дурной славой пользуется только картина "Поклонение волхвов" представителя Северного Возрождения Питера Брейгеля-старшего (Мужицкого). Полотно, написанное в 1564 году, находится в Лондонской картинной галерее. Считается, что на нее нельзя долго смотреть женщинам – якобы она вызывает бесплодие. Это объясняют тем, что художнику позировала его двоюродная сестра, которая не могла иметь детей. Какой же силой и энергетикой должна была обладать кисть художника, чтобы через время и расстояние передавать ее бесплодие. Интересно, что у "Поклонения волхвов" Питера Брейгеля-младшего, который повторил картину своего отца, репутация хорошая – в плохом влиянии на людей оно замечено не было.

"Венера с зеркалом" Диего Веласкеса

 

Еще один популярный сюжет, особенно у мастеров эпохи Возрождения, – "Венера с зеркалом", картины на него писали и Джорджоне, и Тициан, и Рубенс. Но опасной считается только "Венера" Диего Веласкеса, которая находится в Лондонской картинной галерее. Картину несколько раз перепродавали на аукционах, потому что ее хозяева, богатые торговцы, как только передавали деньги за покупку, тут же разорялись, а то и умирали: у одного пираты захватили и потопили корабли с товарами, у другого – от удара молнии загорелись склады и погибло все имущество, а третьего и вовсе убили во время ограбления. Стали говорить о том, что "Венера" приносит несчастье, поэтому долгое время ее не покупали, пока в 1906 году полотно не приобрели для Лондонской картинной галереи. Спустя восемь лет пострадала и сама несчастливая картина – в 1914 году на нее напала с ножом суфражистка Мэри Ричардсон. После реставрации "Венера с зеркалом" вернулась в галерею Лондона, где ее и может увидеть каждый желающий.

Портрет Александры Небурчиловой

Интересна история портрета купчихи Александры Федоровны Небурчиловой, выставленного в Музее промышленности и искусства имени Бурылина в Иванове. Он был написан неизвестным художником в 1840 году, а поскольку Небурчилова изображена в голубом платье, сотрудники музея называют ее "женщиной в голубом". Как только портрет вывесили, сотрудники музея стали поначалу слышать тяжелые шаги купчихи. С каждым годом она становилась все смелее и смелее, следовала за музейными работниками след в след, особенно по лестницам. Дошло до того, что они стали бояться ходить по залам в одиночку. И только во время экскурсий призрак не появлялся, а только пристально смотрел на присутствующих с портрета, поджав губы. Из-за этих губ музейщики считали Небурчилову злобной и своенравной. Но именно она однажды спасла жизнь женщине-реставратору. Та, стоя на лестнице под самым потолком, внезапно покачнулась и начала падать, но вдруг почувствовала, как чьи-то руки ее довольно сильно и уверенно поддерживают. Успокоился призрак "женщины в голубом" только после того, как портрет отдали на реставрацию в коломенские мастерские.

Александра Волошина

lady.tsn.ua

Мистика картин. Часть 1 - Мистика

Мистика картин

Джоконда. Мона Лиза. Загадочная улыбка этой итальянки уже не одну сотню лет не дает покоя художникам, искусствоведам и всем почитателям гения великого Леонардо Да Винчи. Сотрудники Лувра утверждают, что обмороки посетителей этого музея, засмотревшихся на Мону Лизу, явление ординарное. Она словно провожает взглядом каждого, кто заглянул ей в глаза и усмехается над попытками проникнуть в ее тайну. И не переносит отсутствия внимания к своей персоне: если к картине на длительное время закрывают доступ – она темнеет лицом, а, получив новую порцию восхищенных взглядов, вновь обретает прежние краски.

Картина – энергетический вампир. Возможно ли это? История ее создателя и многих людей, знавших Джоконду при жизни, говорит о том, что вполне возможно. Несчастья буквально преследовали всех, кто был близок с этой женщиной. Первым пострадал сам Леонардо. После завершения работы над ее портретом, художник стал терять жизненные силы и быстро дряхлеть, а через три года умер, словно на него был наведен сглаз или заговор. Муж Джоконды после свадьбы с ней прожил совсем недолго. Ее любовник – Джулиано Медичи, скончался от чахотки вскоре после того как поместил портрет любимой в своем дворце, а их внебрачный сын был отравлен. Да и сама Мона Лиза умерла в возрасте всего 28 лет.

Известно, что древние очень трепетно относились к изображениям людей, считалось, что в портрет человека переходит часть его души, а тот, кто на нем изображен – эту часть безвозвратно теряет, а значит, становится более уязвимым для болезней  и темных сил. Нашим предкам нельзя отказать в наблюдательности. Они подметили то, что и сегодня мы, умеющие запускать в космос ракеты и расщеплять атом, объяснить не можем. А то, что мы не можем объяснить, называем сверхъестественным, мистическим, а то и вовсе считаем суеверием.  Однако древние были умнее нас хотя бы в том, что к необъяснимому относились с большим уважением и даже с осторожностью, понимая, что в некоторые области вторгаться нельзя без вреда для себя и своих близких. И свято чтили тайны, доверяя знания о них только тем, кого считали достойными. Возможно, именно поэтому многие из загадок истории так и остались неразгаданными. Такой загадкой остается до сих пор скульптурный портрет знаменитой египетской царицы Нефертити, ставшей эталоном красоты не только для древних египтян, но и для современных исследователей их уникальной культуры.

Бюст Нефертити был обнаружен в 1912 году археологом Людвигом Борхардтом в скульптурной мастерской художника Тутмоса в эль-Амарне. Ученый был настолько поражен совершенством изображения и красотой царицы, что сделал в своем дневнике восторженную запись: «Описывать бесцельно, – смотреть!» Эта, столь несвойственная ученому, эмоциональная оценка вполне простительна и понятна. Ведь и современники относились к Нефертити восторженно, а муж – фараон Эхнатон – буквально боготворил свою жену, которая была его царицей не только на троне, но и в душе  Он называл ее усладой своего сердца и постоянно говорил о своей любви даже в письмах: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно…»

Мистика в искусствеПортрет Нефертити выполнен с поразительным мастерством и достоверностью. Изящные черты лица, длинная стройная шея, красивый чувственный рот и высокие скулы, большие миндалевидные глаза. В правом глазу – вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Второй глаз не закончен.

Почему художник оставил портрет незавершенным? Существует несколько гипотез. Одно из объяснений мы находим в веровании древних египтян, которые считали, что если в скульптурное изображении вставить второй глаз, то оно перестает быть просто изображением и становится душой, переселившейся в иной мир.

Так, может быть, в этом и кроется разгадка таинственных и мистических историй, связанных с картинами известных художников? Ведь гениям подвластно то, что не под силу простым смертным. Что происходит на самом деле, когда натурщик и художник вовлекаются в совместный творческий процесс? Обмен энергий? И каких? И каким образом? Мы не можем постичь эту тайну, но постоянно сталкиваемся с ее проявлениями. Истории создания некоторых картин убедительно показывают необъяснимую, но очень сильную связь портрета и модели и их влияния на судьбу и жизнь друг друга.

Мистические карины

Один из самых неординарных русских художников Врубель написал портрет своего маленького сына, у которого был врожденный дефект – так называемая заячья губа. Вскоре после завершения картины мальчик заболел и скоропостижно умер. Другая картина художника – «Демон поверженный» повергла самого Врубеля. Вернее, ввергла в пучину безумия. Работа над этим полотном буквально поглотила автора. Он все никак не мог закончить ее и продолжал дописывать и переписывать лицо поверженного духа даже тогда, когда картина уже была выставлена. Не обращая внимания на посетителей, Врубель садился перед картиной и работал, как одержимый, не замечая ничего вокруг. Обеспокоенные его состоянием родные пригласили для консультации известного психиатра Бехтерева, который поставил неутешительный диагноз: сухотка спинного мозга, потеря личности  и близкая кончина. Художника поместили в больницу, но, несмотря на все усилия врачей, лечение не помогало, и вскоре Врубель скончался.

Есть и другие картины, которые заслуженно пользовались дурной репутацией. Например, «Венера с зеркалом» Веласкеса. Все ее владельцы либо разорялись, либо погибали. Даже музеи не хотели приобретать картину, считалось, что картина привораживает порчу и сглаз. В конце концов, на несчастливое полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.

Столь же печальной была судьба одной из самых известных картин Рембрандта, находящихся в экспозиции Эрмитажа – «Данаи», которую облил кислотой фанатик. И это стало еще одним напоминанием о несчастливой судьбе ее модели – первой и обожаемой жены художника Саскии, трое детей которой умерли в младенчестве, а сама она тоже умерла от чахотки совсем молодой.

Мистика картин

Любимая натурщица Модильяни студентка Жанна Эбютьен, вдохновившая его на создание самых знаменитых полотен, через три года после начала работы с художником выбросилась из окна и разбилась насмерть. Несчастливым для моделей художником прослыл Серов – его натурщицы умирали после нескольких сеансов работы, в том числе и та, которая позировала Серову для картины «Девушка, освещенная солнцем», больше известной под названием «Девушка с персиками». Печальная судьба постигла и единственную любовь художника Сомова, ставшую моделью для картины «Дама в голубом» – она скончалась от скоротечной чахотки.

Посетителям Третьяковской галереи хорошо известна картина художника Перова «Тройка». Дети, плохо одетые, уставшие тащат по снегу тяжелую обледеневшую бочку с водой. Ветер бьет им в лицо, стужа пробирается под одежду. При взгляде на эту сцену, похожую на стоп-кадр из фильма, делается холодно каждому, хочется согреть и пожалеть несчастных детей, лишенных детства. «Тройка» принесла Перову известность и звание академика, но с ней тоже связана мистическая история. Дело в том, что художник очень долго не мог найти подходящую натуру для задуманного им сюжета. Он уже видел внутренним взором героев своего полотна, но никак не мог найти реальных моделей. И вот однажды Перов увидел в толпе на улице возвращавшихся с богомолья крестьянку с сыном. Мальчик словно просился в центр полотна и художник тут же предложил женщине позволить сыну позировать для картины. Мать долго не соглашалась: «Он у меня единственный кормилец, — объясняла она Перову. — А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?»

astrologmagic.ru

История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи

Когда да Винчи писал портрет госпожи Лизы дель Джокондо, он, наверняка, был уверен в успехе, но вряд ли предполагал, что спустя столетия это полотно придется окружить пуленепробиваемым стеклом, иначе не сохранить - то кислотой ее обольют, то камень бросят, а то и вовсе утащат домой под матрас. Почему портрет не самой красивой женщины стал почти иконой?

Сюжет

Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.

Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.

Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.

Есть версия, что для «Джоконды» позировал мужчина

Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.

Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.

ФОТО 1 Иоанн Креститель.jpg«Иоанн Креститель»

Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов. Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды.

Контекст

Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.

Да Винчи не отдал «Мону Лизу» заказчику

Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.

ФОТО 2 Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954.jpgСальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954

СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».

Секрет загадочности «Моны Лизы» — в том, как Леонардо использовал сфумато

Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.

Судьба художника

Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.

ФОТО 3 Франциск I при смерти Леонардо да Винчи. Энгр, 1818.jpg«Франциск I при смерти Леонардо да Винчи». Энгр, 1818

До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.

Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Мона Лиза — икона современного искусства

Леонардо да Винчи, Мона ЛизаЛеонардо да Винчи, Мона ЛизаС тех пор Мона Лиза стала более известна, чем когда-либо, превратившись в икону современного искусства, Лувра и даже, для некоторых, Парижа

Мона Лиза, пожалуй, самая известная картина, которую когда-либо знал современный мир, сегодня стала иконой искусства, но так было не всегда. Не говоря уже о возможной стоимости самой картины, ее ценят настолько, что комната в Лувре, которая и дома защищает её, стоит более 7,5 миллионов долларов.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза

Леонардо да Винчи, Мона ЛизаМона Лиза — портрет итальянской женщины, написанный известным художником и инженером Леонардо да Винчи. То, что делает эту картину настолько знаменитой, так это таинственность, которая исходит от неё. Кто это женщина? Где эта картина написана? Что художник пытался передать? Как долго Леонардо да Винчи писал её? Почему он решил нарисовать эту загадочную даму?

Мона Лиза написана на деревянной панели из тополя размером 77 см на 53 см (30 дюймов x 21 дюйма) с использованием масляных красок. Тополиная панель искривилась из-за изменения влажности (какое-то время картина висела в королевской ванной), теперь этот шедевр является частью коллекции искусства, вставленной в Лувре, который в 2014 году посетили 9,3 миллиона человек, 80% из них хотели увидеть только Мону Лизу.

Предполагается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца шелком. Леонардо да Винчи, как говорят, написал эту картину в течение трех лет, начиная с 1503 года, но некоторые искусствоведы и исторические свидетельства предполагают, что он продолжал работать и дорабатывать её до 1517 года. Когда Леонардо да Винчи переехал в королевский замок в Амбуазе, картина переехала вместе с ним.

Впоследствии картина была перенесена во дворец Фонтенбло (55 км / 34 км от Парижа), затем, при Людовике XIV, в большой Дворец Версаля. После Французской революции (1789-1799) картина переехала в музей Лувра, за исключением короткого промежутка, во время которого она украшала спальню Наполеона.

В течение многих лет, Мона Лиза не была знаменитой в том смысле, который мы знаем её сегодня. Картина получила известность, когда стала обложкой местной газеты.

Le Petit Parisien

Le Petit ParisienМона Лиза была украдена из Лувра 21 августа 1911. Известные люди, такие как французский поэт Гийом Аполлинер, который призывал к его «сожжению», Пабло Пикассо, известный кубистический художник, и Эдуардо де Вальфьерно, критиковали музей. Через 2 года выяснилось, что украл её итальянский сотрудник, полагая, что лучшее место для показа — это место её рождения, то есть Италия. История была освещена газетой «Le Petit Parisien» 13 декабря 1913 года, сделав Мону Лизу звездой Лувра.

Однако это был не единственный случай, когда что-то плохое случалось с этой таинственной дамой: в 1956 году часть картины была повреждена, когда кто-то решил плеснуть в нее кислоту, и в том же году в панель был брошен кусок камня. Не говоря уже о тех временах, когда во время выставки в Токио женщина распылила красную краску на шедевр всемирного наследия, только потому, что решила привлечь внимание к политике музеев в отношении инвалидов.

Тем не менее, с тех пор Мона Лиза стала более известна, чем когда-либо, превратившись в икону искусства, Лувра и даже, для некоторых, Парижа.

Статья Дэниса Джарсдела

 

Post Views: 24

www.dukoe.com

Загадочная картина — VOJAGE — новости путешествий

mona-liza

В столице Франции имеется множество мест, которые многие бы желали посетить и увидеть своими глазами. Одно из таких мест – знаменитый на весь мир музей Лувр. В этой сокровищнице мировых шедевров искусства множество замечательных произведений. Но одна картина имеет прямо таки магическую составляющую в своей основе, что не замедлило сказаться на ее фантастической популярности и у французов и у приезжающих из других стран. Эта картина имеет два официальных названия – «Джоконда» и «Мона Лиза».

Четыре с лишним столетия эта картина властвует над сердцами людей. Создается впечатление, что прямо к тебе обращена загадочная улыбка Моны Лизы, и от ее спокойного лица трудно отвести глаза. Существует легенда, что работая над портретом, Леонардо да Винчи, стремясь проникнуть в тайну человеческого сердца, тайну вечной женственности, позаботился о том, чтобы у модели было хорошее настроение. Для этой цели он пригласил лучших музыкантов, певцов, рассказчиков, поэтов и самых остроумных собеседников. Приглашенные должны были развлекать Мону Лизу во избежание скуки, свойственной лицам тех, с кого пишут портреты.

Посреди двора в доме Мастера, где проходили сеансы живописи, был возведен фонтан, ниспадающие струи воды которого, ударяясь о стеклянные полушария, вращали их и производили странную тихую музыку. Вокруг фонтана по повелению художника были посажены цветы. Также Леонардо приказал купить для забавы своей прекрасной модели ручную лань и белого кота редкой породы, привезенного из Восточной Азии. Да Винчи изучал в ее лице игру мыслей и чувств, к которым приводили беседы, повествования и музыка. Именно таким образом он и добился требуемого эффекта и изобразил улыбку девушки, которая стала легендарной.

Сейчас, трудно представить, что Мона Лиза являлась реальной девушкой из плоти и крови, настолько она превратилась в символ единения прекрасного и вечного за почти половину тысячелетия существования картины Леонардо да Винчи. А между тем судьба настоящей Джоконды доподлинно известна.

Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини родилась в одном из знатнейших во Флоренции семейств. Родилась Лиза в 1479 году и еще молоденькой девушкой вышла замуж за человека, который более чем в два раза был старше ее. Звали ее мужа Франческо ди Бартоломео да Дзаноби дель Джокондо. В 1499 году этот человек, который был богат и знатен, занимал ответственную должность одного из старейшин Флорентийской республики. Молва утверждала, что помимо большой удачливости в коммерческих делах другими добродетелями Джокондо не обладал. Во Флоренции ни для кого не было секретом, что Мона Лиза вышла замуж отнюдь не по любви, а повинуясь приказанию отца, который больше заботился о финансовых выгодах брака и о хороших деловых связях.

Поговаривали о том, что тот, кого действительно любила Мона Лиза, сложил голову на поле брани. К тому времени, когда Леонардо да Винчи приступил к работе над картиной, девушке было 24 года. В городе она была известна как спокойная и достойная уважения девушка. Умерла она молодой, через несколько лет после того, как Леонардо написал с нее картину. Мона Лиза Джоконда отправилась со своим мужем в деловую поездку в Калабрию. Но по пути она скончалась в маленьком городке Лагонеро. По одной из версий – от болотной лихорадки, а по другой от заразной болезни горла. По тем временам – самая обычная судьба.

И один из самых загадочных портретов в истории живописи. Еще при жизни автора картины ходила легенда о том, что он создал портрет женщины, в котором все – до последней складки одежды, до крестиков на тонкой узорчатой вышивке, обрамляющей вырез темного платья на бледной груди, — живет и дышит. Кажется, что присмотревшись, можно увидеть, как в ямочке под горлом бьется кровь.

Говорили, что перенеся чудесную тайну жизни на полотно, художник отнял ее у модели. Леонардо да Винчи даже обвиняли в колдовстве – столь поразительно лицо Джоконды. И вместе с тем оно – призрачнее, древнее в своей бессмертной юности, чем первозданные глыбы базальтовых скал, виднеющихся в глубине картины. Извилины потоков между скалами напоминают изгиб ее губ. И волосы волнами падают из-под прозрачно-темной дымки по тем же законам божественной механики, что и волны воды.

Картина Леонардо да Винчи «Джоконда» («Мона Лиза») является одной из самых ценных картин в мире. Перед отправкой картины из Лувра (Париж) в Вашингтон и Нью-Йорк на выставку, которая проходила с 14 декабря 1962 года по март 1963 года – ее оценили в 100 млн. долларов. Оценка была произведена с целью страхования, правда договор страхования так и не был оформлен, так как страховая сумма была меньше страхового взноса.

Из исторических хроник известно, что когда в 1517 году, король Франции Франциск I приобрел этот портрет для своей ванной комнаты, то он заплатил за него 4 тысячи флоринов (по меркам нашего времени это равняется 15,3 кг золота). Если уж избалованные роскошью и вниманием коронованные особы почтили своим вниманием данную картину, то и нам простым людям тоже будет любопытно воочию посмотреть – так ли загадочна на самом деле улыбка девушки из Флоренции, которой почти пятьсот лет.

www.vojage.ru

Кража века. «Похищение «Джоконды» - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Леонардо Да Винчи. Таинственная «Джоконда»

Картина находится за пуленепробиваемым стеклом, которое отсвечивает.

Более того, творение Да Винчи окружает еще и ограда на расстоянии около двух метров, поэтому картину можно увидеть только издалека. К тому же, вокруг ограды толпилось множество ценителей искусства.

Почему «Мона Лиза» столь недоступна? Конечно, все дело в том, что «Джоконда» — это одно из самых знаменитых произведений искусства в мире. Кто не знает эту замечательную картину? Кто ей не восхищается? Пожалуй, сложно найти такого человека, а популярность коварна. На картину было совершено несколько покушений в середине XX века — «Джоконду» обливали кислотой, кидали в нее камнями… После этих неприятностей «Мону Лизу» решили обезопасить.

Охранять действительно есть что, «Джоконда» Да Винчи — уникальна. Картина является одной из лучших в жанре портрета. Это творение Леонардо имело огромное влияние на произведения Высокого Возрождения, а через них, опосредованно, и на все последующее развитие жанра.

Джоконда на картине изображена очень реалистично — женщина кажется живой, будто она вот-вот что-нибудь скажет или повернется… Ее взгляд одухотворен, а на лице едва читается мимолетная улыбка. Улыбка Джоконды — это самая знаменитая из опутывающих картину загадок.Эта улыбка, легкая и блуждающая, не похожа ни на какую другую, а если взглянуть только в глаза Моны Лизы, кажется, что женщина просто холодно смотрит в пространство, но не улыбается… На многих других картинах великого мастера можно увидеть подобную улыбку, но именно при создании «Джоконды» Да Винчи достиг совершенства.

Современники Леонардо высоко оценили «Мону Лизу», картиной восхищались. Однако, позже, о «Джоконде» забыли. Вспомнили о прекрасном портрете только в середине XIX века, когда близкие к символистскому движению художники начали восхвалять его. Деятели искусства ассоциировали «Мону Лизу» со своими идеями о женской загадочности.

Английский искусствовед Уолтер Патер в своем эссе 1867 года отзывался о Джоконде, как о неком мифическом воплощении вечной женственности. Патер писал: «Оно старше скал, меж которых сидит» и «оно умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Таинственное очарование Джоконды восхищало и в то же время пугало знатоков искусства, кто-то сравнивал ее даже с вампиром.

Но, несмотря на это, вряд ли «Джоконда» стала бы столь популярной картиной, овеянной таким количеством мифов и загадок, если бы не одна история, которая произошла с ней в начале XX века.

Вечером 21 августа 1911 года великое произведение Да Винчи «Джоконда» так же таинственно, как и все, что с ним связано, исчезло из Лувра. Среди работников музея началась паника. Весь следующий день обыскивали каждый уголок Лувра, приехала полиция, музей был закрыт для посетителей.

Лишь к вечеру был обнаружен стеклянный корпус и рама от картины на маленькой площадке служебной лестницы. Сама «Мона Лиза» пропала бесследно…

Вскоре, директор Лувра, Теофиль Омоль, был уволен, поскольку всего за год до этого печального события он заявил: «Чтобы кто-нибудь украл Мону Лизу? Это так же правдоподобно, как кража колокольни собора Парижской Богоматери!» Увы, Омоль был глубоко не прав.

Общественность была обескуражена случившимся. Каждая газета писала об этом громком деле, известный журнал «Иллюстрасьон» называл похищение «Джоконды» национальным бедствием.

Журнал обещал вознаграждение за возвращение творения Леонардо: 40 тысяч франков должно было достаться тому, кто принесет картину в редакцию, 20 тысяч франков тому, кто расскажет о местонахождении шедевра и 45 тысяч вернувшему «Джоконду» до 1 сентября.

Наступило 1 сентября. Никаких известий о картине не было слышно. «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «45 тысяч франков тому, кто принесет «Мону Лизу», при этом у него даже не спросят имени.» Но никто не пришел. Время шло.

Публикации о картине продолжались, каждая статья сопровождалась репродукцией или фотографией «Джоконды», ни одна европейская газета не обошла стороной «кражу века». Уже каждый человек, даже далекий от искусства, знал «Джоконду» в лицо, любой мог узнать портрет прекрасной флорентийки из тысячи.

С каждым месяцем картина становилась все более и более известна во всем мире. «Джоконда» обрастала легендами, люди пытались разгадать тайну ее божественной, или демонической улыбки, ее мысли, ее мистическое очарование… Гадали и о том, какая именно женщина изображена на полотне, но секрет «Моны Лизы» невозможно разгадать, таинственно в ней все — и в наши дни многим умам не дает покоя эта загадка картины.

Никогда, наверное, мир не узнает наверняка кто же такая Джоконда — супруга ли торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, Лиза Герардини, как гласит официальная версия, или одна из любовниц Джулиано Медичи, или это просто «идеальная женщина»… А, может быть, «Мона Лиза» — это автопортрет самого Леонардо Да Винчи?

В далеком же 1911 году, «Джоконда» попала даже в центр политических споров. В то время в Европе назревала большая война, Франция жаждала реванша за поражение, нанесенное ей Германией в 1870 году. В этой напряженной обстановке подозрение в краже пало на самого императора Германии — Вильгельма II.

Французские журналисты писали, что Вильгельм отправил своих людей украсть «Джоконду», чтобы продемонстрировать слабость Франции. Германские газетчики, в свою очередь, рассказывали о том, что Франция с помощью «кражи века» пытается спровоцировать войну.

Возникало и множество других, самых невероятных версий. Говорили о сумасшедшем, который влюбился в прекрасную женщину на великом полотне и поэтому украл картину, об анархистах, желающих свергнуть правительство, об американском миллионере, который совершил эту ужасную кражу, чтобы пополнить свою коллекцию…

Также под подозрение пали знаменитый художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, один из приятелей которого, некий Жери Пьере, за несколько лет до этого случая, успешно воровал из Лувра экспонаты небольших размеров. В числе покупателей украденных Жери ценностей был и Пикассо, которого с ним познакомил как раз Аполлинер.

Однако ни одна из версий не была подтверждена. Прошло два года, а «Джоконда» так и не была найдена…

Все это время, пока мир строил безумные предположения относительно местонахождения картины, ставшей за это время легендой, она находилась в Париже. «Мона Лиза» была спрятана на третьем этаже большого дома «Сите дю Герон» в куче хлама. Здесь жили итальянские рабочие.

21 августа 1911 года итальянский мастер по зеркалам, Винченцо Перуджиа, работавший в Лувре, просто снял «Джоконду» со стены, достал из рамы и вынес через служебный вход. Все было чертовски просто! Эти два с лишним года Винченцо и «Джоконда» ждали своего звездного часа.

Когда Перуджиа замыслил украсть картину им двигало патриотическое чувство — рабочий искренне полагал, что это творение великого итальянца Леонардо Да Винчи вывез с родины Наполеон, вместе с другими произведениями искусства. Винченцо не знал, что Да Винчи сам привез «Джоконду» во Францию.

В ноябре 1913 года флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо от некого Винченцо Леонарди. Джери предлагали приобрести одно из лучших итальянских произведений искусства — исчезнувшую из Лувра «Мону Лизу».

Загадочным Леонарди был тот самый Винченцо Перуджиа. Когда Винченцо, после долгих переговоров, привез картину во Флоренцию, он сказал: «Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»

Перуджиа покорил итальянцев своим патриотизмом, однако, небольшой тюремный срок ему все-таки дали.

Таинственная же «Джоконда», после показов в итальянских городах, в начале 1914 года вернулась в Лувр. За эти несколько лет Мона Лиза превратилась в самую знаменитую и самую мистическую картину современности, в настоящий шедевр мировой классики.

p-i-f.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта