Руанский собор (Моне). Моне руанский собор картины


Руанский собор (Моне) - это... Что такое Руанский собор (Моне)?

Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.

История

Первые картины художник начал писать в феврале 1892 года во время его первого пребывания в Руане.

Моне арендовал апартаменты возле собора, где он оборудовал временную студию для создания полотен. Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано 8 картин. «Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов». Моне хочет, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Исторически, выход серии был своевременен[источник не указан 515 дней]. В начале 1890-х, Франция переживала религиозное возрождение. Кроме религиозного значения, Руанский собор выполнен в готическом стиле, который был одним из лучших во Французской истории и культуре, будучи стилем архитектуры, которой восхищались и которую заимствовали многие Европейские страны в период средних веков[источник не указан 515 дней].

Игра света

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, - попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Техника

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Галерея

  • Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал; гармония голубого (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, фасад 1 (1892-1894), Музей искусства, Хаконе, Япония

  • Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894), Beyeler Foundation, Риэн, Швейцария.

  • Руанский собор, фасад в солнце (1894), Clark Art Institute, Вильямстаун, США.

  • Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изобразительных искусств, Руан.

Литература

  • Joachim Pissarro (trad. Josie Mely), Les Cathédrales de Monet : Rouen 1892-1894 [« Monet's cathedral Rouen »], Arcueil, Anthèse, 1990

Ссылки

dik.academic.ru

Руанский собор (Моне) - это... Что такое Руанский собор (Моне)?

Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.

История

Первые картины художник начал писать в феврале 1892 года во время его первого пребывания в Руане.

Моне арендовал апартаменты возле собора, где он оборудовал временную студию для создания полотен. Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано 8 картин. «Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов». Моне хочет, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Исторически, выход серии был своевременен[источник не указан 515 дней]. В начале 1890-х, Франция переживала религиозное возрождение. Кроме религиозного значения, Руанский собор выполнен в готическом стиле, который был одним из лучших во Французской истории и культуре, будучи стилем архитектуры, которой восхищались и которую заимствовали многие Европейские страны в период средних веков[источник не указан 515 дней].

Игра света

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, - попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Техника

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Галерея

  • Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал; гармония голубого (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, фасад 1 (1892-1894), Музей искусства, Хаконе, Япония

  • Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894), Beyeler Foundation, Риэн, Швейцария.

  • Руанский собор, фасад в солнце (1894), Clark Art Institute, Вильямстаун, США.

  • Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изобразительных искусств, Руан.

Литература

  • Joachim Pissarro (trad. Josie Mely), Les Cathédrales de Monet : Rouen 1892-1894 [« Monet's cathedral Rouen »], Arcueil, Anthèse, 1990

Ссылки

ushakov.academic.ru

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg«Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания». Так в статье «Революция соборов» будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин «Руанский собор».

Руанский собор. Открытка 1881 года Такой вид открывался из мастерской Моне

Руанский собор Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годахфасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 – 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии «Руанский собор» он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.

Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево — все это стало для художника идеальным «экраном», на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.

Слева:  дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),в котором Моне арендовал одну из  своих руанских  мастерских

Работа над «Соборами» заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком – судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала – приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.

Третье слева — окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: «Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым». «Я работаю так, что от усталости близок к удару». «Я не могу думать ни о чем, кроме собора». «Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение – время.

rouen-cathedral-symphony-in-grey-and-rose.jpgРуанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.

Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины – в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника – уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpgЗападный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный «персонаж» серии — не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. «Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем», — писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать («я всегда ненавидел эти ужасные теории») и выразил свои творческие устремления в трех словах: «Я ищу невозможного». В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии «Руанский собор», ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.

Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне – в том числе из предшествующих «Соборам» серий – хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь «Соборов» были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с «видом через занавеску».

Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось — покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, «Соборы» были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать «Соборов» ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия «Руанский собор» стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. «Ах, эти его соборы!» – восторженно восклицает героиняромана Марселя Пруста «Содом и Гоморра»(1921).

Claude_Monet_-_Rouen_Cathedral_Façade_and_Tour_d"Albane_(Morning_Effect)_-_Google_Art_Project.jpgЗападный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. «Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие», – эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.

4872.jpgКлод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда «Соборы» экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне «Стога», ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. «…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов» в книге «Ступени» (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о «Соборах» Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: «Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга» («О новых системах в искусстве», 1919).

pollok_number_8.jpgКартина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего — работы из грандиозной серии «Кувшинки»: отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма — Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и «Соборы». Ведь именно в «Соборах» художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии «Соборы» приближают нас к беспредметному искусству: «Коричневая гармония», «Гармония голубого и золотистого», «Симфония серого и розового».

Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления – поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии «Руанский собор» (1969). Наложив на три работы Моне свой «фирменный» типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.

Лазерное шоу «Картины Моне» на фасаде  Руанского собора. 2014 Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией «Руанский собор» напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины – стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…

Лазерное шоу «Картины Моне» на фасаде Руанского собора. 2014 фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.

Руан, акция «Руанский собор», 2010

Опубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд), № 1, 2016 

kleinburd.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта