Цикл картин Клода Моне «Руанский собор». Клод моне серии картин


«Сериалы» Клода Моне — Статьи — ARTUKRAINE

Клод Моне очень точно определил свою роль в истории искусства, сказав: «Мне всегда внушали ужас теории...Заслуга моя только в том, что я писал прямо на природе, пытаясь передать на полотне самые быстротечные эффекты, и я в отчаянии от того, что дал основание называть импрессионистами группу художников, большинство из которых не имели никакого отношения к импрессионизму».

Так, художник, который считается «отцом импрессионизма» и который говорил: «Для нас писать картины – то же, что для птиц петь», определил на закате жизни свою точку зрения на направление в искусстве, которое основано исключительно на визуальных впечатлениях и передаче малейших изменений цвета и формы под воздействием освещения.

К 1880-м годам разные художники, творчество которых связано с импрессионизмом, начинают выбирать для себя другие формы, методы живописи. Так, Камиль Писсарро экспериментирует с неоимпрессионизмом, Огюст Ренуар едет в Италию и приобщается к более классическому стилю, а Клод Моне принимается за создание серийных работ.

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, циклы работ, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Поэтому интересно проследить за тем, как на протяжении жизни Клода Моне менялось его отношение к изображаемым объектам.

 

Замысел серий, которым суждено было стать шедеврами живописи, начал складываться после написания нескольких видов сада Тюильри и парижского вокзала Сен-Лазар.

Сад Тюильри. 1876

В 1876 году Моне переселился вместе с семьей в Париж, где ему удалось найти квартиру как раз недалеко от вокзала Сен-Лазар. Через год он пишет серию видов этого вокзала.

Серия «Вокзал Сен-Лазар»

В 1877 году локомотив еще волновал сердца как великое чудо науки; написать его – значило противопоставить традиционным формам и композициям реальность севременности. Художник же хотел показать, что даже черная машина и черный навес над платформой могут быть убедительно написаны синим цветом, что серая земля может восприниматься как зеленая и что даже дым может стать мотивом света.

Несмотря на статичность сюжета, в картине превосходно переданы сила, пространство, контрасты, движение. Однако полемический акцент в ней преобладает над свободным восприятием, присущим картинам Моне, написанным до 1870 года.

Поезда – были привлекательны для Моне тем, что олицетворяли непрерывно меняющуюся материальную среду окружающего мира. А развертываение сюжета в серию несло в себе ощущение ритма новой жизни, который создавался вариациями сюжета при их последовательном рассмотрении на выставке.

Художника не интересовала железнодорожная станция как место, где встречаются или расстаются люди; он был очарован эффектом света, льющегося через стеклянную крышу на клубы пара, формами паровозов и вагонов.

Важно то, что в серии «Вокзал Сен-Лазар» картины дополняют одна другую, они взаимосвязаны. Это и отличало серию как некое задуманное единство от любой другой группы пейзажей, написанных в одном и том же месте, но независимо друг от друга.

Но отметим одну важную черту: идея серии выражена здесь еще не столь явно, как в позднем творчесвте Моне. То есть все картины изображали примерно одно и то же, но менялось расположение, точка зрения художника.

Следующую значительную серию под названием «Стога» Моне написал в 1891 году, и состояла она из 22-х работ. Началом послужила картина «Стог сена в Живерни» 1886 года.    

Стог сена в Живерни. 1886 

Можно заметить одну примечательнцю черту – использование того построения композиции по планам, которое раньше Клод Моне отвергал. Это старый, традиционный прием развертывания пейзажа от темного к светлому.

Серия «Стога». 1888 – 1889

Серия «Стога». 1890 – 1891

Картины из серии «Стога» заключали в себе определенную компромиссность между устоявшейся пейзажной традицией и новым цветовым решением. Коллеги Моне восприняли их как уступку вкусу публики, а коллекционеры тут же почувствовали новый оттенок в творчестве художника и устремились раскупать его «Стога». Так, ранее известная лишь узкому кругу парижских коллекционеров и критиков, живописная манера Клода Моне начала завоевывать мир.

Данной серии характерно уже возрастающее равнодушие художника к изображаемому предмету. Он ищет простейшие формы, которые служат лишь предлогом для изучения света.

Рассматривая позднее творчество Моне, надо представить себе, свидетелем каких грандиозных сдвигов в жизни общества он был. В молодости он дышал воздухом столичной жизни, расстворялся в ней, запечатлевая ее приметы. В старости, будучи признанным живописцем он замкнулся в стенах своего  дома в Живерни, творя там картины, которые предназначались все для того же Парижа.

Серии работ Моне мыслились им уже не как реакция на то, что он видел, узнавал, а как его личная манифестация в художественной жизни Парижа, когда вернисаж - событие, которое должно было многих взволновать, заставить думать и говорить. Нарастание субъективного начала в позднем творчестве Моне – не просто эволюция его манеры как таковой, это ответ на объективное окружение художника.

Вокруг работы над сериями создавались легенды, которые и сам Моне не спешил разрушать. И якобы известно воспоминание самого Моне о том, как возникла сама идея писать серии. Художник работал на природе, но вдруг увидел, что освещение так изменилось, что он не мог уже продолжать начатый холст. Моне попросил дочь сбегать домой и принести новый, но спустя некоторое время все так изменилось, что он был вынужден на том же месте начать опять новое полотно, и т.д.

Так сложилось представление, что серии картин с одним мотивом – это наивысшее достижение точности наблюдения, фиксации отдельных мгновений. Согласно этому представлению, серия картин – это ряд статичных, застывших моментов бытия природы. То ощущение изменчивости, переходного состояния природы, которе запечатлевалось в ранней импрессионистической картине, в восприятии серии возникало при последовательном рассмотрении полотен одного за другим. Не случайно художники стремились выставлять их как единый ансамбль.

С начала 90-х годов в творчестве Моне тяготение к серийности поизведений быстро нарастает. К этому времени к пейзажным сериям обращаются и другие импрессионисты – Камиль Писсарро и Альфред Сислей. Но в своих сериях Моне стремился к созданию собственного стиля живописи, более утонченного и выразительного, нежели та совокупность приемов, которую можно назвать импрессионистической манерой письма.

Приемы его нового стиля живописи раскрываются уже в следующей серии «Тополя», которая тяготеет к декоративности композиции.

Серия «Тополя»

Хотя ряд тополей передан в известном перспективном сокращении и как бы должен уходить в глубъ картины, глаз зрителя не следит за пространственным развитием, а скользит по плоскости живописного полотна. Здесь нет ощущения «схваченного» мгновения. «Тополя» скорее наводят на мысль о вечности и постоянстве природы, нежели о ее изменчивости.

От «Тополей» художник переходит к теме, как будто вновь возвращающей его к наблюдению прихотливой и меняющейся игры света и тени, течения времени,  - он пишет серию «Руанский собор».

Серия «Руанский собор»

В феврале 1892 года Клод Моне отправился на несколько дней в Руан, где внимание художника привлекли огромные западные стены собора. Он не заинтересовался тем, как свет отражался на причудливой лепке фасада. Художник снова увидел здесь тот же живой блеск и бесчисленные изменения световых эффектов, как и на стогах сена, но более впечатляющие на застывших архитектурных формах.

Осуществляя свой грандиозный план, Моне действовал систематически. В доме на площади у собора художник снял комнату, из окна которой открывался асимметрический вид на собор сбоку. Вскоре он перевез свою руанскую живопись в Живерни и остаток года и следующий год посвятил ее доработке в ателье, скрывая свои полотка от посторонних глаз. Неоднократно он уничтожал уже законченные полотна и заменял их другими, восстанавливая по памяти увиденное.

10 мая 1895 года у Дюран-Рюэля открылась выставка, на которой были представлены двадцать изображений Руанского собора. Для них был отведен специальный зал, и размещены они были по схеме, которую Моне тщательно разработал заранее – картины были развешены в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света.

Но реакиця на «Соборы» напоминала ту, которая была у публики на «Стога сена» четыре года назад. Зрители выражали свое неодобрение художнику, который, сидя у окна, без конца повторял мотив одной и той же церкви, одну и ту же тему. Публика видела в картинах Моне все тот же фасад собора, повторенный двадцать раз.

И до тех пор пока интерес зрителя будет направляется только на мотив основной темы, воздействие этой серии остается чисто внешним. Только последовательно рассматривая все варианты темы можно почувствовать всю глубину замысла художника, только при этом условии проявится вся мощь художественных средств воздействия и будет понятен смысл свободного и вольного обращения Моне с темой, связь между произведениями и их лаконичными названиями.

Поэтому серию «Соборов» можно рассматривать как художественный манифест Моне. Она показывает, до какой силы воздействия он умел довести сови образы, какие многообразные эффекты извлекал из палитры. Кроме того, в этих полотнах обнаружилось гораздо ярче, чем прежде, безразличие Моне к сюжету. 

Со временем выезды Моне из Живерни становились все более и более редкими. Он углубился в работу в своем саду. Особое внимание художник уделял «водным ландшафтам» - прудам, которые находились в разных частях сада. Так Клод Моне создал ателье на открытом воздухе, где он мог проводить свои художественные опыты. 

Теперь Моне понимал, что может работать только медленно и острожно. Он ощущуал растущую потребность во времени и уединении, чтобы обдумать свои произведения.

Самой большой из живописных серий Моне является серия «Нимфеи» - водный  пейзаж с белыми кувшинками, за работу над которой художник принялся в начале 1898 года, и основная часть следующего года была заполнена только ею. Затем он прервал ее, чтобы заняться еще одной, довольно большой серией – «Темза».

Здесь Моне прежде всего направил свое внимание на вечный туман над Лондоном, наблюдая за перспективой.

Моне наносил на холст лишь контуры каждого пейзажа, точно так же как он делал это в Руане, работая над «Собором». Но он искал теперь мягких и нежных очертаний. Если в более ранний период творчества художник выбирал мотивы с четкими силуэтами, резкие по своей структуре, и быстро переносил их на полотно, то теперь, наоборот, он избирал места, где предметы исчезали в тумане. Лондонские виды были нужны Моне лишь как предлог для внедрения нового языка живописи.

И так же как это было с «Соборами», Моне углубился в разработку серии в ателье в Живерни. Закончив работу над этой серией, Моне представил ее в 1904 году у Дюран-Рюэля. Выставка насчитывала тридцать семь полотен, разделенных на три группы: «Здание парламента», «Мост Чаринг-Кросс» и «Мост Ватерлоо».  

Здание парламента

Мост Ватерлоо

Мост Чаринг-Кросс

И после окончания выставки Моне продолжил работу над Лондонской серией, создавая как новые варианты, так и реплики. В результате серия стала непомерно большой, и одних только полотен с мостом Ватерлоо можно было насчитать до сорока.

Когда стало известно, что Моне не сразу, а только позднее, у себя в ателье, дорабатывает свои картины, многие возмутились этим методом работы. Свободная компоновка картины в мастерской противоречила общепринятому мнению о «мгновенном восприятии мотива на природе». И Моне, которого тридцатью годами раньше порицали за то, что он всегда работает на пленэре, вынужден был теперь выслушивать упреки в том, что он работает в своем ателье.

В 1890-х годах появляются первые полотна Моне, представляющие собой непосредственное продолжение мотива «Темзы». Это фрагментарные аспекты в свете и цвете, в течение десятилетия разросшиеся в серию пейзажей под общим названием «Нимфеи» («Кувшинки»).

Пребывание Моне в Венеции в 1908 году означает следующий большой перерыв в работе над лилиями. В Венеции художник делает «зарисовки себе на память». И уже на основе привезенных с собой эскизов Клод Моне создал в ателье свою живую и непосредственную венецианскую серию.

Сан-Джорджио Маджоре                                           Гранд-канал

Палаццо Дарио                                           Дворец Дожей

По возвращении домой художника одолевает пессимизм, у него очень ослабло зрение и он оставил всякую мысль о живописи. Но по настоянию друзей он вновь взялся за работу и решил воплотить свой грандиозный проект. Идея состояла в том, чтобы вся серия из сорока восьми «водных пейзажей» была сохранена целиком и была вывешена в «дворцовом зале», открытом для всех.

Эта большая декорация мыслилась Моне как единая панорама; но позже он решил ее разделить на части, каждая из которой состояла из трех панно. Со временем он принял решение подарить панораму с водяными лилиями французскому народу. Он хотел, чтобы ее поместили в каком-нибудь общественном здании в Париже или, еще лучше, в специально построенной ротонде, для которой даже он сделал проект.

Летом 1921 года бесконечная серия панно постепенно приближалась к завершению. Но зрение Моне к этому времени ослабело и его работоспособность очень понизилась. 

С этих пор его живопись приобрела красноватый оттенок. Работа над последним панно была закончена в сентябре 1924 года.

К этому времени Моне исполнилось уже 84 года. Он подошел к завершению своего большого десятилетнего труда и к концу своего творческого пути. Серия «Нимфеи» явилась последним творением импрессионизма.

Серия «Кувшинки»

Серийность как новый феномен живописи, появившаяся в творчестве Клода Моне, заостряет внимание на проблеме времени в импрессионизме. Картины-впечатления показывают «собирательные» мгновения жизни, так как в них художник сгущает в один яркий зрительный образ результаты своего наблюдения пейзажа.

Казалось бы, такие непримечательные мотивы как стога, тополя, но в этих сериях утверждается самоценность живописной картины. В то же время в каждой серии существует один образ как символ видения того или иного мотива – образ, материализованный и тиражированный в десятке или более полотен всего цикла. Когда знатоки говорят: «Стог», «Тополя», «Руанский собор», - они часто имеют в виду не одну конкретную картину из серии, речь идет об обобщенном образе, созданном художественным воображением Моне, - образе того, как можно увидеть, а не того, что было увидено.

Стремление выразить невыразимое, тайну, чувства, столь всеобъемлющие, что они утрачивают свой конкретный характер и свою художественную убедительность, - все это открывает у Клода Моне тот же вкус, из которого родился символизм. Однако проявляется это у художника бессознательно, так как то, что осталось в нем от импрессиониста, мешает ему полность реализовать новые идеалы.

 

* Богемская К. Г., К. Моне.— М., 1984.

* Вентури Л. От Мане до Лотрека / Пер. С ит. Ц.Кин. – СПб.: Азбука-классика,     2007. – 352 с.: ил.

* Рейтерсверд О., Клод Моне, [пер. со швед.], М., 1965;

 

Подбор материала: Вера Ганжа

 

 

artukraine.com.ua

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне - СТРАНЫ - ГОРОДА

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".Руанский собор. Открытка 1881 года Такой вид открывался из мастерской Моне

Руанский собор Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годахфасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 – 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.

Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.

Слева:  дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),в котором Моне арендовал одну из  своих руанских  мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком – судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала – приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.

Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение – время.

rouen-cathedral-symphony-in-grey-and-rose.jpgРуанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.

Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины – в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника – уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpgЗападный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.

Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне – в том числе из предшествующих "Соборам" серий – хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".

Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" – восторженно восклицает героиняромана Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).

Claude_Monet_-_Rouen_Cathedral_Façade_and_Tour_d'Albane_(Morning_Effect)_-_Google_Art_Project.jpgЗападный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", – эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.

4872.jpgКлод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).

pollok_number_8.jpgКартина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".

Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления – поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.

Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде  Руанского собора. 2014 Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его ка

marinagra.livejournal.com

Цикл картин Клода Моне «Руанский собор» » Выдающиеся художники

Клод Моне

Клод Моне́ (1840-1926) – французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Художники-импрессионисты старались запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости, оставляя на полотне свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма воплотились не только в живописи, но также в литературе и музыке.

Передать живую реальность при помощи красок пытались многие художники предшествующих эпох: представители венецианской школы; испанские художники Эль Греко, Веласкес и Гойя; Рубенс искал путь к передаче светотени через прозрачные промежуточные оттенки. Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы Констебл, Тёрнер.

Клод Моне. Фотография 1899 г.

Руанский собор

Клод Моне приехал в Руан в феврале 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье и там написал свой первый вид фасада собора, глядя на него из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж, снова возвратился в Руан и продолжил писать собор в различное время суток, времени года и освещения, с различных точек зрения, стараясь запечатлеть мимолётные состояния воздуха и неуловимые полутона цвета.

Чем привлёк художника этот собор?

Руанский собор (современный вид)

Руанский собор является символом Франции. Это готический католический собор, построенный в 1145-1506 гг. С 1876 по 1880 г. Руанский собор был самым высоким зданием мира (151 м), но затем уступил этот титул Кёльнскому собору.

После пожара 1200 г. собор 30 лет реконструировался и в результате был восстановлен в стиле готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. 400 лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, но, тем не менее, собор выглядел очень живописно. Моне был очарован им. Но его не очень привлекали архитектурные особенности этого грандиозного сооружения, больше всего его интересовали цветовые рефлексы на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание как бы полностью растворялось в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь.

К. Моне «Руанский собор, фасад (эффект утра)» (1892-1894). Музей Фолькванг (Эссен, Германия)

В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни – тёмно-серой.

Серия картин К. Моне

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ним систематически, с особой тщательностью; каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния воздуха и цвета. Художник не всегда был доволен своей работой, поэтому многие полотна цикла были им уничтожены. Переутомление работой сказывалось и на его здоровье, в одном из писем жене он рассказывал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии картин Руанского собора главным элементом является свет, который зажигает краски и отражается от каменной поверхности. Художник не использует нейтральные тона для передачи тени, они написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, каждое мгновенье облик природы преображается.

К. Моне «Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония» (1892-1893). Музей Орсе (Париж)

Моне обычно начинал работать ранним утром, когда солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, высвечивая контуры башен и шпилей.

К. Моне «Руанский собор, Восточный фасад в солнце» (1892). Национальная галерея искусства (Вашингтон)

В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом.

Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.

К. Моне «Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода» (1894). Музей изящных искусств (Руан)

Художественный критик и друг Моне Жорж Клемансо так описывал свои впечатления от серии «соборов»: «Сначала серая серия – огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение».

К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894). Музей Орсе (Париж, Франция)

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим своё время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утончённо видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., заключительную работы Моне выполнил уже в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. 20 картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля. Выставка имела огромный успех.

К. Моне «Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого» (1893). Музей Орсе (Париж)

www.palitra.co

Клод Моне "Руанский собор" - венец импрессионизма

Клод Моне – выдающийся художник-импрессионист XIX века. Его картины удивляют своей свежестью и натуралистичностью. Моне писал очень живо, был внимателен к мельчайшим деталям и мастерски передавал цветовую гамму.

Импрессионизм

Искусствоведы всего мира считают Клода Моне одним из знаковых представителей движения, получившего название "импрессионизм". Это направление в мировой живописи было создано несколькими художниками и быстро получило распространение в Европе. Основной идеей школы импрессионистов было передать впечатление, которое произвёл пейзаж, прямо на месте. Раньше художники работали в мастерских, рисуя несуществующие пейзажи или какие-то вещи по памяти. Новое направление ломало стереотипы о живописи в целом.

Клод Моне: начало пути

Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Природность картин таких художников завораживает больше, чем декоративные фантазии ранних мастеров. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы — Эженом Буденом. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Несмотря на разницу в возрасте, Эжен видел в Моне талант, и оба художника были одновременно учителями друг для друга.

О серии картин «Руанский собор»

Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы. руанский собор моне

Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.

Творчество в судьбе Клода Моне

Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет человеческий фактор. Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.

Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ "Руанский Собор" Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.

Собор в солнечный день

Картины, где собор – светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии "Руанский собор". Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям. руанский собор клод моне

Туманные картины Моне

Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь – специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом. руанский собор

Пасмурная погода

Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне – особенное произведение искусства. В этой картине почти нет тёплых оттенков: только холодные серые и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а соткан из сотни грозовых туч, которые в любой момент могут пролиться дождём. Мазки Моне напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот обрушатся с небес. Нависшее над зданием пасмурное небо кажется очень тяжёлым, так же, как и линии архитектурных элементов собора.

Вечерний собор

руанский собор художник

«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

fb.ru

Серия картин Клода Моне — «Собор в Руане» | Великие художники

Сентябрь 11, 2012

Собор в Руане

Собор в Руане, портал в сером тоне

1892; 100х65 смМузей д'Орсэ, Париж

Соборы — это еще одна знаменитая серия Моне, состоящая из тридцати полотен. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

С рассвета Моне уже в ожидании: сообразно со своей технологией, он рисует много полотен одного и того же фрагмента, чтобы уловить соответствующие световые эффекты. „Чем скорее продвигается моя работа, тем труднее показать то, что я чувствую. Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый”, — доверяется он другу и будущему биографу — Гюставу Жеффруа.

Собор в Руане

Собор в Руане в солнце

1894; 107х73 смМузей д'Орсэ, Париж

После возвращения из Руана Моне оставляет картины нераспакованными. Если он и достает одну из них, то только лишь для того, чтобы продолжить над ней работать. Ожидаемая всеми руанская серия будет представлена только лишь в 1895 году. Художник хочет, чтобы двадцать картин серии «Соборы» продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!

«Соборы в Руане» вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов» и говорит о том, что «неподвижный предмет с большой силой подчеркивает движение света».

Вопреки воле Моне «Соборы в Руане» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и Роcсии.

«Соборы в Руане» оказали влияние на многих художников XX века. Французский художник Фаутрир говорил, что эта серия радикально изменила способ мышления нескольких поколений художников. Американец Рой Лихтенштейн в появившихся в 1969 году трех работах, названных «Собор в Руане», непосредственно обращается к теме, предложенной Моне.

Собор в Руане

Собор в Руане в полдень

1894Музей им. Пушкина, Москва

Техническое замечание

С течением времени Моне наносит на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества.

Краски и фрагменты картины сливаются и соединяются между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в самой картине.

В солнце и в тени, в прозрачном весеннем дне и в серое зимнее время — камень насыщен цветными красками. У Моне тень становится цветом, а цвет — игрой света.

(1840-1926) Клод Моне

Творчество Моне

Моне — «Завтрак на траве»Завтрак на травеМоне — «Терраса в Сен-Адрессе»Терраса в Сен-АдрессеМоне — «Впечатление. Восход солнца»Впечатление. Восход солнцаМоне — «Вокзал Сен-Лазар»Вокзал Сен-ЛазарМоне — «Ла Маннепорт»Ла МаннепортМоне — «Женщина с зонтиком»Женщина с зонтикомМоне — «Стога»СтогаМоне — «Темза в Лондоне»Темза в ЛондонеМоне — «Кувшинки»Кувшинки

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Клод Моне живописец География работ

ОнфлёрКрестьянский двор недалеко от Онфлёр1864г 38х46смЧастная колллекция Онфлёр - средневековый порт и один из самых красивых и наиболее привлекательных городов Нормандии. Этот прибрежный город был очень популярен в среде художников-маринистов . В Онфлере побывали Буден, Добиньи, Курбе, Сислей, Коро, Труайон, Диаз, Базиль, Моне и многие другие художники. В 1864 году чудесное лето в этом местечке провели Моне и Базиль. Моне был счастлив: «Каждый день я совершаю новые открытия, и каждое из них прекраснее предыдущего. С ума можно сойти, до чего мне хочется работать, просто голова кругом идет!» А Базиль пребывал в восторге от увиденного:«Этот край — настоящий рай. Нигде на свете больше нет таких роскошных лугов и таких прекрасных деревьев. Повсюду бродят коровы и лошади, которых никто не привязывает. И все это обилие зелени особенно восхитительно смотрится на фоне моря, вернее, широко разлившейся Сены…» Позже Базиль уезжает в Париж , а Моне в Онфлёре пишет часовню в Нотр-Дам-де-Грас, ферму, лодочный причал, шлюпки, Рю Баволь и виды близ Сен-Симон. Сейчас в этом живописном месте, как и много веков назад, расположен старинный порт. Одно из главных достопримечательностей Онфлёра - церковь Святой Екатерины. Это самая большая деревянная церковь во Франции. Церковь строили местные кораблестроители, а дерево брали из местных лесов. Так как храм создавали судостроители, то изнутри он напоминает перевернутый старинный корабль времен викингов. В деревянной часовне церкви распологается музей Эжена Будена, где помимо его работ представлены также картины Курбе , Моне, Дюфи и других художников, писавших свои полотна с видами Онфлёра.
Клод Моне Сад в Сен-Адрес 1867гСад в Сен-Адрес1867г Сент-Адресс - небольшая рыбацкая деревушка, на побережье Ла-Манша, где у тётки Моне находилось небольшое поместье. Сад в Сент-Адресс Моне рисовал, когда ему было 26 лет. Это было время, когда он и его друзья в Париже пытались найти новые способы видеть и изображать современную жизнь. Так как Сент-Адресс располагался недалеко от Гавра, то он стал одним из наиболее популярных мест отдыха интеллигенции. Многие богатые торговцы и судовладельцы Гавра строили или покупали здесь дома. Здесь имела виллу Сара Бернар. Знаменитые художники изображали окрестности Сент-Адресса на своих полотнах. Здесь писали Коро, Стивенс, Бюфи... Одними из самых известных полотен с видами Сент-Адресса стали картины Клода Моне "Цветущий сад в Сент-Адресс" 1866г. и "Терраса в Сент-Адресс" 1867г.
Лягушатник - ГренуйерГренуйер.1869г Metropolitan Museum of Art, New York City Буживаль - пригород, расположенный в 15 км западнее Парижа. В Буживале зарождался импрессионизм - утопающий в зелени "Лягушатник" писали Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро. Лодки, мостики, сверкающая водная гладь, дамы в шикарных платьях - этот сюжет Моне избрал для своей картины, которую позже хотел выставить на Салоне 1870 года в Париже. Клод Моне очень часто здесь работал на пленере вместе с Ренуаром, Здесь он написал "Мост в Буживале", "Сена в Буживале", и, конечно, знаменитый "Лягушатник".
Побережье Трувиль 1870гПобережье Трувиль1870г Трувиль - расположен в 220 км от Парижа. Раньше на месте Трувиля располагалась небольшая рыбацкая деревушка. С приходом в Трувиль железной дороги, в 1863 году, это место начинает привлекать к себе всё больше искателей красивых видов. Здесь отдыхали Александр Дюма - отец, Гюстав Флобер. Эжен Буден много писал здесь людей на песке, а Курбе рисовал прекрасные пляжи и рыбацкие лодки.Чудесные виды Трувиля, его набережные и отели на своих полотнах запечатлел Клод Моне. В 1870 году, он, остановившись вместе с Камиллой и их сыном в скромной гостиннице "Тиволи" в Трувиле написал свои картины "Камилла на побережье", "Hotel des Roches Noires, Trouville"(Отель Де-Рош-Нуар в Трувиле), "Побережье в Трувиле" и многие другие.
Клод Моне Мост Ватерлоо Лондон 1899гМост Ватерлоо Лондон 1899г 65х92см Санта Барбара Музей искусств Лондон - город в Англии, куда осенью 1870 года приезжает Клод Моне и знакомится с Дюран-Рюэлем. Там же он встречает Добиньи и Писсарро, с которым работает над видами Темзы и туманами Гайд-парка. Моне очень полюбились туманы Лондона: "Да, я обожаю Лондон. Он как масса, как ансамбль, и при этом такой простой. Больше всего мне нравится лондонский туман. Как английские художники девятнадцатого века могли писать свои дома кирпич за кирпичиком? На своих картинах они изображали кирпичи, которые они не могли даже видеть. Лондон я люблю только зимой. Летом город хорош своими парками, но это не идет ни в какое сравнение с зимой и зимними туманами: без тумана Лондон не был бы красивым городом. Туман придает ему удивительную масштабность. Под его таинственным покровом однообразные, массивные кварталы становятся грандиозными".В Лондон Моне вовращается в 1899,1900 и 1901гг чтобы опять рисовать мосты, Парламент и виды Темзы, пронизанные туманами, которые так полюбились художнику.
Аржантёй 1875гАржантёй 1875г 67х56см Аржантей. С декабря 1871 по 1878 год Клод Моне жил в Аржантёе, селе на правом берегу реки Сены недалеко от Парижа. Это место было очень популярно у парижан, которые с удовольствием проводили там свои воскресные прогулки. В Аржантёе Моне написал много своих известных работ, основными темами которых становятся парусные лодки, различные виды железнодорожного моста и чудесные пейзажи с окрестностями Аржантёя. Моне говорил:"Мне тогда удалось особенно удачно продать одну картину, так что я сразу получил сумму, необходимую для покупки лодки. На ней я соорудил нечто вроде дощатого шалаша, в котором места хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт…" Здесь он пишет свои замечательные работы: "Регата в Аржантёе", "Сирень на солнце", "Лодки в Аржантёе", "Мост в Аржантёе", "Поле маков у Аржантёя" и многие другие... В Аржантёй у Моне бывали Эдуард Мане и Сислей, часто приезжал Ренуар. Они много работали вместе, а совместный живописный опыт повлиял не только на манеру письма каждого из них, но и на развитие всего импрессионизма в целом.
Большой пирс в Гавре 1872г ЭрмитажБольшой пирс в Гавре1872г Эрмитаж Санкт-Петербург Гавр - город во Франции, куда в 1845 году из Парижа переехала семья Клода Моне,когда ему было 5 лет. Этот прибрежный город в Нормандии имел большое значение для Моне, где он провёл своё детство гуляя вдоль пляжей и наблюдая за быстро меняющейся погодой и природой. Всё детство прошло на фоне прерасного моря, что несомненно отразилось на творчестве художника. Здесь Моне встретил пейзажиста Эжена Будена,который убедил Клода Моне попробовать рисовать на природе, внимательно наблюдать и правдиво передавать увиденное. «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать», – писал Моне Будену в 1892 году. А 1872 году Моне, после своих поездок в Париж, Онфлёр, Буживаль, Трувиль, Лондон, Голландию и Аржантей оказался снова в Гавре. Ранним утром во время восхода солнца, заставляющего пылать всё небо красным пожаром, Моне пишет "Впечатление. Восход солнца"...К сожалению, во время Второй мировой войны Гавр практически весь был разрушен. В настоящее время он полностью восстановлен, а музей современного искусства имени Андре Мальро славится второй по величине коллекцией работ импрессионистов. В собрании музея имеется более 200 картин французских художников. В галерее представлены полотна Клода Моне, Будена, Делакруа, Мане, Курбе, Ренуара, Сера, Дега, Сислея, Писсарро, Матисса и Дюфи.
Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже 1877гВокзал Сен-Лазар в Париже1877г 54х73см Лондон Национальная галерея Париж - столица Франции, где в ноябре 1840 года родился Клод Моне. После своего детства, проведённого в Гавре, он вернулся в Париж в 1859 году, чтобы учиться живописи. Часто бывая в пригороде Парижа, он постоянно приезжал в Парижскую студию, где работал над серией работ - городских пейзажей с изображением вокзала Сен-Лазар. В 1873 году в Париже Моне пишет свою знаменитую картину "Бульвар Капуцинок". В Париже Моне неоднократно встречался с самыми значимыми художниками своего времени: Ренуаром, Базилем, Сислеем, Мане, Писсарро и Курбе. Клод Моне участвовал в различных Парижских выставках, его работы были представлены на знаменитых Салонах. Он стал одним из основателеЙ группы независимых художников и одним из основоположников импрессионизма.
Клод Моне Церковь в ВетейЦерковь в Ветей 1878г 65х55смНациональня галерея Шотландии Ветей - небольшой городок недалеко от Парижа. Годы, проведённые в Ветее для Моне были очень сложными, но продуктивными. В этот период , который, как считается, был поворотным моментом в жизни художника, Моне страдал после смерти своей жены и от постоянных финансовых трудностей. Мрачный момент в жизни Моне усугубляла и очень холодная зима - одна из самых суровых зим в истории. Температура опустилась настолько низко, что Сена замёрзла. Как только наступила оттепель, огромные глыбы льда начали пробиваться вниз по реке, врезаясь друг в друга с огромной силой. Моне непрестанно работал в течении всей этой зимы, захваченный этим красивым и жутким спектаклем. Но несмотря на это Моне снова и снова возвращался сюда, так, летом 1901 года он постоянно призжал в Ветей на этюды. Жан Пьер Ошеде вспоминал: «Он словно возвращался к своей первой любви. Каждый день он велел везти его туда на автомобиле. Шофером обычно был я. В этих приятных прогулках постоянно принимали участие моя мать и моя сестра Жермена. У меня сохранились о них самые лучшие воспоминания, ведь это были последние дни, когда мать сопровождала Моне на его этюды». В этот год, до осени, Моне пише более десяти картин с видами Ветея и чаще всего деревенской церкви, рядом с которой была похоронена его первая жена Камилла.
Скала в Гранивале близ Фекама 1881гСкала в Гранивале близ Фекама1881г Фекам (Fecamp) - небольшой городок вдоль побережья Нормандии. Его называют алебастровым побережьем. Он славится своими величественными 110-метровыми скалами, похожими на скалы Дувра в Англии. Небольшой маленький рыбацкий порт сейчас вырос и стал большим, но пляжи и природа не потеряли от этого своей привлекательности. В 1881 - 1882 годах Клод Моне жил в Пуасси, недалеко от Фекама, на вилле Сент-Луи, и изобразил виды Фекама на своих полотнах, увековечив длинную изогнутую линию скал, переходящую в море.В Фекаме располагается музей "Дворец Бенедиктина", а главной достопримечательностью города является готическая церковь Святой Троицы 13 века, в которой хранится сосуд с каплями крови Иисуса Христа.
Прогулка по скалам Пурвиля 1882гПрогулка по скалам Пурвиля1882г Пурвиль - небольшой приморский курорт, побережье которого в 1882 году Клод Моне часто изображал на своих картинах. Поселившись в Пурвиле на вилле "Жюльетта" и проведя лето в кругу своей семьи, Моне работал плодотворно как никогда. Результатом его усилий стал целый цикл работ с изображением церкви в Варанжевиле, домика таможенника, утёсов Айи и скал Пурвиля.Жан Пьер Ошеде позже вспоминал: «У меня сохранилось множество детских воспоминаний о днях, проведенных в Пурвиле. Какими вкусными и красивыми были галеты папаши Поля — местного кондитера, — и как аппетитно выглядели они на натюрморте Моне. И какой ласковый был щенок грифона у мамаши Поль — между прочим, именно его она держит на коленях на портрете кисти Моне, где он кажется совершенно живым, хитрющим, но в то же время послушным». Ещё он вспоминал, что его сесра Бланш попробовала тоже заняться живописью, как папа Моне, который считал, что девушка несомненно талантлива. 18 января 1897 года Моне снова в Пурвиле:«Море сегодня восхитительно в своей ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…»
Скала Игла, вид сквозь Порт д'Амон 1885гСкала Игла, вид сквозь Порт д'Амон1885г Этрета - небольшой город во Франции. Утёсы, пещеры, бухты на берегах Ла-Манша образуют необыкновенной красоты природный ансамбль.Мопассан писал: «Вытянутый в форме полумесяца, маленький городок со своими белыми скалами, белым песком и синим морем спокойно раскинулся под солнцем. На обоих концах полумесяца расположилось по порту: справа маленький, слева большой, словно в спокойную водную гладь ступила, с одной стороны, чья-то карликовая ножка, а с другой — ножища великана; пик, почти такой же высокий, как прибрежный утес, широкий внизу и тонкий вверху, возносит в небеса свою острую иглу…»Здесь жили Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Александр Дюма. Очень популярно это место было и среди художников. Скалы Этрета можно узнать на картинах Мане, Делакруа, Коро, Будена и Курбе. Сюда приезжали Синьяк, Валлотон, Дюфи, Матисс, Жорж Брак. Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Его притягивали драмматические скалы и горные арки. Моне жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883 году, 1885 году и 1886 году.В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в газете «Жиль Блаз» 28 сентября 1886 года писал: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений, — говорится в ней. — На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении. По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое. Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»А до этого, в 1883 году, остановившись в гостинице "Бланке", Моне посетил Этрета с планами создать серию морских пейзажей Нормандии: " Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе..." Он действительно потрясающе написал удивительные виды Этрета: "Утро в Этрета", "Этрета.Закат","Скала Игла в Этрета", "Маннпорт,скала в Этрета", "Порт д'Аваль, бурное море"...Необыкновенные огромные скалы, пронизанные причудливыми арками, потрясающие закаты, прибой на галечном пляже и сейчас привлекают множество людей, которые мечтают насладиться видами этого изысканного места.
Bodihgera_65 x 81_cm_1884_Art Institute of Chicago_ChicagoBodihgera65x81cm 1884гArt Institute of Chicago Chicago Бордигере - это небольшой город на средиземноморском побережье Италии, на самой границе с Францией.Моне и Ренуар ездили туда в 1883 году, чтобы рисовать пышную листву, яркий свет и пальмы. В письмах к Алисе Ошеде, Моне пишет: «Чувствую себя препаршиво. Никак не получается ухватить колорит этой страны. Временами меня охватывает какой-то страх — ощущение, прежде мне неведомое. Здесь нужна палитра, состоящая из бриллиантов и прочих драгоценностей…» Несмотря на всё это Моне за 10 недель в Бордигере написал 35 работ и ёще 11 картин во Французской Ревьере по пути домой.
Тополя на берегах Эпте 1891гТополя на берегах Эпте1891г 65х100см Живерни - это небольшая деревушка на берегу Сены. Моне начал снимать дом в Живерни с 1883 года и в 1890 году купил его. Моне поселился здесь вместе с Алисой Ошеде и их совместными восемью детьми. На новом месте он сразу написал «Пейзаж в Вийе близ Вернона», «Дом у старого моста в Верноне», «Вид на церковь в Верноне» и разнообразные небольшие полотна с изображением цветочных букетов, которые отправлял Дюран-Рюэлю для украшения его дома в Париже.Моне очень нравились виды здешних мест. Они вдохновили его на создание серий работ "Стога сена в Живерни", "Маковое поле в Живерни", "Тополя"... В конце 1890-х годов основной темой творчества Моне стал его прекрасный сад, который он посадил и собрал в нём колекцию редких растений. На его полотнах всё чаще появляется младшее поколенее семейства Моне и Ошеде.Осенью 1894 года Моне приглашал к себе в Живерни Сезанна: «Приходите обязательно! Я на вас рассчитываю в эту среду, 28 ноября. Будут только свои». В то время время у Моне часто бывали Жеффруа, Мирбо, Роден, Клемансо...Моне много путешествовал, но всегда с огромной радостью возвращался в Живерни. Он всё чаще погружается в мир прекрасных растений и таинственную водную гладь своего сада. «Мой главный шедевр — это мой сад!» — впоследствии говорил Моне. Его героями становятся "Ирисы в Живерни", "Плакучие ивы", "Японский мостик" и прекрасные "Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового". Ещё в конце 90-х он начал писать свои знаменитые "Кувшинки", которые в конце жизни трансформировались в прекрасную монументальную серию - панно с изображением впечатления от созданного художником водного царства в своём саду. Часто эту серию называют "Сикстинской капеллой импрессионизма". Сейчас знаменитая серия работ «Les Nympfeas», состоящая из восьми панно, написанных в Живерни, находится во Франции, в музее Оранжери, расположенном в Парижском парке Тюильри и является его главной ценностью и жемчужиной.
ФреслинThe Grand Creuse by the Brodge at Very73x92cм 1889гPhiladelphia Museum of Art Philadelphia Фреслин - городок, в котором в 1889 году Клод Моне провёл почти три месяца в местной гостинице. Целыми днями он работал на свежем воздухе, а вечера проводил в компании Роллина, с которым подружился.Фреслин - это скалистое место, с глубокими долинами и крутыми склонами, с суровым, ветренным, дождливым и холодным климатом. Моне завершил здесь двадцать четыре полотна, которые были написаны им в каждодненвной борьбе со стихией. Долина Крез во Фреслине стала полем битвы с капризной погодой, из которой Моне вышел несомненно победителем.
Клод Моне Руанский собор 1894гРуанский собор1894г Руан - один из самых старейших городов Франции, историческая столица Нормандии. Этот город называют «городом ста колоколен». В Руане очень много музеев и достопримечательностей. Здесь в 1431 году англичанами была сожжена на костре Жанна Д’Арк.Руан вдохновил Клода Моне на создание знаменитой серии его полотен посвященных Руанскому Собору.В феврале 1892 года Моне совершил поездку в столицу Нормандии. Посещение Руана стало для него настоящим откровением. Под впечатлением от Руанского собора он создает свою знаменитую серию - порядка 30 полотен с изображением этого готического великолепия: «Все, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары — на меня падал собор, а я все никак не мог понять, какого он цвета — голубой, розовый или желтый…»В феврале 1893 года он снова возвращается в Руан, где заканчивает серию картин, начатую годом ранее, и, поселившись в гостинице "Англетер", начинает новую.В настоящее время в Музее изобразительных искусств представлена очень богатая коллекция произведений Модильяни,Веласкеса, Рубенса, Ренуара, Делакруа, Моне.
Клод Моне Гора Колсаас Норвегия1895г 65х100см Париж Музей МармоттанГора Колсаас Норвегия1895г 65х100смПариж Музей Мармоттан Сандвикен В январе 1895 года Моне предпринял путешествие в Норвежский Сандвикен, где его встретил Жак Ошеде. Облаченные в медвежьи шкуры, Моне и Жак исследовали горы на лыжах и санях, запряженными лошадьми. Там появилась на свет восхитительная серия более чем из 20 работ: «Гора Колсаас».Моне пишет: «Сегодня у нас тут был туман, потом светило солнце, потом пошел снег, а потом все вокруг потемнело, и все это — в течение одного дня, и не всегда в те часы, когда этого ждешь. Но раз уж я решил кое-что привезти из Норвегии, то работаю то над одним, то над другим, стараясь угнаться за изменчивой погодой…» «Чувствую себя превосходно… Начал работу над восемью полотнами… Все-таки здесь дьявольски красиво! Писал под снегопадом… Вы бы от души посмеялись, если бы посмотрели, как я стою, весь белый, с заиндевевшей бородой, похожей на букет сталактитов…»
At Val Saint-Nicolas near Dieppe_65 x 100_cm_1896_Private collectionAt Val Saint-Nicolas near Dieppe65x100cm 1896гPrivate collection Дьепп - небольшой курортный город на северо-западе Франции. В окрестностях Дьппа писали свои картины Боголюбов, Коровин, Петров-Водкин, Делакруа, Писсарро, Ренуар, Моне, Гоген, Дега.Огромную популярность этот курорт имел и у писателей. Его посещали Шатобриан, Флобер, Тургенев, Дюма-сын, Оскар Уайльд , Марсель Пруст, Вирджиния Вулф, Виктор гюго.
The Palazzo Ducale 1908гThe Palazzo Ducale 1908г Венеция - Моне приехал сюда со своей второй женой Алисой осенью 1908 года и поселился в отеле "Британия". Он написал около 36 видов легендарных каналов Венеции, её площадей и дворцов. Он лихорадочно рисовал каждый день с раннего утра и до конца дня, продолжал изучать цветные отражения на воде, подчеркивая волшебную атмосферу, в которой здания теряли чёткий образ и, как-бы, растворялись: «Какое несчастье, что я не приехал сюда, когда был молодым и дерзким! Но все равно я провел здесь прекрасные минуты, почти забыв о том, что я старик…» Многие из этих картин, начатых в Венеции, он закончил уже спустя три года во Франции, в своей студии в Живерни.

xn----gtberfihed.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта