Мона Лиза Джоконда - великая загадка. Загадка картины мона лиза
В шоке - Тайны мира: Мона Лиза Леонардо да Винчи
Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное. В чем же секрет Джоконды? Версий – бесчисленное множество. Представляем вашему вниманию самые распространенные и интригующие...
Этот загадочный шедевр озадачивал исследователей и историков искусства на протяжении веков. Теперь итальянские ученые добавили еще один аспект интриги, заявив, что да Винчи оставил на картине ряд очень маленьких букв и цифр. При рассмотрении под микроскопом, можно разглядеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы.
А в левом глазу также есть какие-то символы, но не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE, либо букву B.
На арке моста на фоне картины есть надпись либо «72», либо «L2» или буква L, а число 2. Также на картине есть число 149 и четвертое затертое число после них.
Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.
Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.
Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал...
В чем же секрет ее притягательности?
Версия №1: классическая
Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».
Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…
Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Версия № 2: мать-китаянка
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Версия № 3: Мона Лиза – мужчина
Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.
"Иоанн Креститель" Леонардо Да Винчи (Лувр)
В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.
У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.
Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.
Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д'Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.
Версия № 4: Джоконда - это Леонардо
Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.
А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.
Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях — эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.
Версия №5: шедевр с синдромом Дауна
Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.
В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.
В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен – вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?
Версия № 6: дитя под сердцем
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья ( хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.
Версия №7: иконографическая
Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.
Версия № 8: Леонардо — создатель 3D
Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.
Мона Лиза — это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.
Версия №9: тайные знаки
Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.
Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.
Версия № 10: обрезанный пейзаж
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе...
Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...
Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.
Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.
Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.
Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.
Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.
Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.
Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.
Представляем также видео о загадке Моны Лизы:
v-shoke.com
Тайны истории | Загадка Мона Лизы
Загадка Мона Лизы – кто изображён на картине?
В самом начале XVI века знаменитый итальянский живописец и скульптор Леонардо да Винчи (1452-1519) написал один из величайших шедевров современной цивилизации – портрет Мона Лизы или Джоконды. С тех времён данное художественное произведение не даёт покоя людям. Можно с уверенностью сказать, что существует загадка Мона Лизы. Учёные, художники и просто знатоки живописи задаются целым рядом вопросов. Кто изображён на картине? Почему художник никак не мог закончить это произведение? Как оно воздействует на людей?
Но прежде чем приступать к разгадыванию исторических шарад, давайте вначале разберёмся с названием произведения. Почему его называют то «Джоконда», то «Мона Лиза»? Официально считается, что Леонардо взялся за написание портрета Лизы Герардини. Это историческое лицо, проживавшее во Флоренции. Лиза принадлежала к знатным женщинам. Родилась она в 1479 году, а почила в 1542 году. Некоторые специалисты называют 1551 год. На момент написания портрета ей было 22-24 года.
Вначале картина называлась «Портрет госпожи Лизы Джоконды». Джоконда – фамилия мужа позирующей девушки. Моя госпожа по-итальянски означает «ma donna», а сокращённо – «mona». То есть «Мона Лиза» – это «госпожа Лиза». А «Джокондой» портрет впервые назвал в 1525 году ученик да Винчи художник Салаи. Прижились оба названия и в таком виде дошли до наших дней.
Наибольший интерес в уникальном портрете вызывает улыбка Мона Лизы. О ней спорят уже не одну сотню лет. Но не меньшей загадкой является и сам образ, запечатлённый на полотне. Официально – это Лиза, в девичестве Герардини. Но есть специалисты, которые утверждают, что это вовсе не она. Тут существует несколько предположений, кого же действительно изобразил художник.
Самая экзотическая версия утверждает, что «Джоконда» является автопортретом самого да Винчи. Это отнюдь не праздный домысел. Портрет был подвергнут компьютерному исследованию, и оно показало, что черты лица художника совпадают с чертами лица девушки. Такое удивительное сходство позволило утверждать, что Леонардо создал свой автопортрет, отразив в нём скрытые женские черты собственной натуры.
Данная версия косвенно объясняет, почему да Винчи писал картину почти 4 года. К тому же, он не отдал её заказчику. Произведение так и осталось у него, затем перешло к ученику, а позднее оказалось в коллекции французского короля Франциска I. Следует также учитывать предрасположенность итальянца к различным головоломкам, шуткам и загадкам. Он очень любил такие штуки и вполне мог «поиздеваться» над будущими исследователями его творчества.
Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Есть ещё одна экзотическая версия. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Что за юноша? Это ученик великого художника по имени Салаи. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Предполагается, что их связывали не только дружеские отношения, но и нетрадиционная ориентация. Это и дало основание предполагать, что Салаи переодевался в женское платье и позировал для картины. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника.
В первой четверти XX века возникло предположение, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос (1460-1541). Ей дали прозвище «Весёлая», а по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». Во время написания портрета герцогиня вдовствовала. Её воспел в своей поэме Энео Ирпино. Что интересно, в этой поэме упоминается портрет герцогини, якобы написанный Леонардо да Винчи.
Известно, что любовником герцогини (у вдов тоже бывают любовники) был Джулиано Медичи. Предполагается, что портрет своей любовницы заказал именно он. Но прошла пара лет и Джулиано сочетался браком с Филиберте Савойской. Вполне понятно, что любовная связь на стороне могла скомпрометировать новоиспечённого мужа. Поэтому он открестился от портрета, и Леонардо оставил его себе.
Есть также предположение, что на портрете изображена не герцогиня Констанца, а другая любовница Джулиано – Пачифика, вдова Джованни Антонио Брандано. Эта женщина родила Джулиано сына по имени Ипполито.
Существует много других версий и предположений. Однако в 2005 году были обнаружены заметки некоего флорентийского чиновника. Он в частности писал, что Леонардо одновременно работает над тремя картинами. Одной из них является портрет Лизы Герардини.
Таким образом, существует косвенное доказательство того, что портрет Мона Лизы – это портрет Лизы Герардини, приходящейся женой флорентийскому торговцу Франческо дель Джокондо. Картина была заказана им по случаю рождения второго сына Андреа. Впрочем, загадка Мона Лизы так и остаётся таковой, так как данное доказательство тоже вызывает много вопросов и предположений.
Вадим Бережной
www.mysterylife.ru
Загадки Джоконды
Некоторые произведения искусства не дают покоя исследователям и историкам: похоже, споры вокруг «Моны Лизы» Леонардо Да Винчи не утихнут никогда. С начала 2011 года имя Джоконды уже не один раз оказывалось на первых полосах газет — очередное «сенсационное» открытие историков или искусствоведов будоражит умы. Более того, если в течение какого-то времени не появляется новых открытий, связанных с произведением Леонардо, исследователи его творчества «вспоминают» о давних конспирологических теориях и публикуют их как результаты новейших исследований.
В последние дни в крупнейших европейских и американских СМИ появился ряд статей, в которых президент итальянского Национального комитета культурного наследия Сильвано Винчети рассказывает о том, что, скорее всего, на портрете изображена вовсе не Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, а юный подмастерье Леонардо Джан Джакомо Капротти (Gian Giacomo Caprotti), с 1490 по 1510 год работавший у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужившего прозвище «Дьяволенок» (Salai).
По мнению Винченти, Леонардо написал с Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела. Все перечисленные персонажи похожи друг на друга и одновременно имеют большое сходство с Моной Лизой: это стройные женоподобные кудрявые юноши. Вдобавок, Капротти стал героем нескольких эротических набросков мастера, из чего Винчети сделал вывод, что между живописцем и подмастерьем могла быть любовная связь. Вдобавок Винченти говорит о том, что «Мона Лиза» (Mona Lisa) – это не более, чем анаграмма названия «Мой Салаи» (Mon Salai). Стоит отметить, что этой гипотезе как минимум 50 лет, но это факт, по-видимому, нисколько не смущает Винченти.
Несколько месяцев назад этот же исследователь сообщил миру о еще одном «поразительном открытии»: по его словам, в глазах Джоконды прорисованы мельчайшие буквы и цифры. «Их трудно заметить невооруженным взглядом, однако с помощью увеличительного стекла знаки становятся различимы. Они написаны черной краской на зелено-коричневом фоне», — заявил он.
Предполагается, что, разгадав символы, начертанные художником, удастся прийти к окончательному мнению по поводу того, кто же на самом деле изображен на знаменитом портрете.
В правом зрачке Моны Лизы Винченти удалось рассмотреть латинские буквы «LV», что может иметь отношение к инициалам Леонардо да Винчи. В левом глазу буквы читаются с трудом и, по словам специалистов, это либо СE, либо В или E.
Одновременно не исключено, что буквами обозначены цифры, как это делалось в Средние века.
«На обороте картины видны цифры 149 и следы от еще одного стертого символа», — говорит Винченте. По его мнению, это говорит о том, что картина была создана в 1490-е гг. в Милане. При этом в качестве модели Винченти назвал придворную даму миланского герцога Людовико Сфорца.
Позади Джоконды, в арочном своде моста, различимо число 72, правда, по мнению экспертов, семерка может быть буквой «L». Значение этих знаков пока еще не раскрыто.
В начале 2011 года другой исследователь творчества Леонардо, Карла Глори, высказала гипотезу, что на фоне картины изображены окрестности городка Боббио, располагающегося на сервере Италии. Долгое время считалось, что мост и дорога, которые видны над плечом Моны Лизы – лишь плод воображения Леонардо, однако теперь ситуация изменилась. «Изображеннуюю на картине петляющую дорогу, так же как и мост с арками, Леонардо мог видеть из окон городского замка», – говорит Глори, которая собирается опубликовать монографию о своих исследованиях произведения да Винчи в этом году.
По мнению Карлы Глори, которое приводит The Guardian, вполне вероятно, что да Винчи приезжал в Боббио, чтобы посетить знаменитую библиотеку, как и многие ученые и художники, работавшие при дворе Сфорца. Не исключено, что через несколько лет он написал картину по памяти. Конечно, за прошедшие века ландшафт местности, которая видна за плечом Моны Лизы, изменился, но извилистая дорога сохранилась в Боббио до сих пор. Сейчас берега Требии соединяет другой мост, но он в целом похож на тот, что стоял на этом месте 500 лет назад и был смыт сильным наводнением в 1472 году – именно последние две цифры этой даты, по мнению Глори, и видны на мосту на шедевре Да Винчи.
Один из наиболее известных исследователей творчества Леонардо Да Винчи Мартин Кемп более чем скептически относится к подобным теориям. «Можно с высокой долей уверенности утверждать, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, как бы неромантично и приземлено это ни звучало», – говорит он. То, что на картине изображены окрестности Боббио, также вызывает сомнения: «Леонардо изобразил архетипический пейзаж, на основе знания «тела земли»».
Создается впечатление, что общественность пресытилась подобными версиями. Как пишет газета Le Monde, «завтра нам будут доказывать, что для статуи «Мыслителя» Родену позировал законченный кретин. А прообразом «Русалочки» Эриксена была жительница Копенгагена, не умевшая плавать. В конце концов, какая разница? Художник черпает свое вдохновение там, где он того пожелает и затем творчески преобразует увиденное. Сложнее, когда речь идет о выдающихся людях: как в живописи, так и в скульптуре, для таких преобразований есть свой предел. Никто и не подумает о том, что для портрета Наполеона Давиду, Энгру или Гро мог позировать заурядный солдафон».
No related links foundtainy.net
Мона Лиза Джоконда - великая загадка
Мона Лиза Джоконда стала одной из самых прекрасных и великих женщин благодаря единственному портрету, который сделал великий художник Леонардо да Винчи.
Портрет этот действительно уникален и над разгадкой улыбки Джоконды многие ученые и исследователи ломают голову вот уже несколько сотен лет.
Однако разгадки этой тайны нет (может как раз поэтому загадочная улыбка Джоконды столь пленительна).
И все же, кто бы ни был изображен на портрете Леонардо да Винчи, никто не оспаривает тот факт, что Мона Лиза Джоконда прекрасна.
Мона Лиза Джоконда - великая загадкаНо кто же все-таки может быть изображен на портрете?
Вот основные версии. Версия первая – госпожа (то есть «мона») Лиза Джоконда, супруга Франческо дель Джокондо, купца из Флоренции. Версия вторая – просто абстрактный образ совершенной красоты (по заявлению одного из учеников да Винчи, тот называл портрет «Улыбающаяся», то есть в оригинале «Джиокондо»). Версия третья - Констанца д’Авалос, любовница Джулиано Медичи, который приходился младшим братом флорентийскому правителю Лоренцо Великолепному. Версия четвертая - Жак Жакомо Капротти (Салаи), один тех, кто часто позировал да Винчи, или какой-либо другой переодетый мужчина. Ну потом идут версии, что да Винчи рисовал сам себя, свою матушку и прочее, прочее.
Но мне кажется самой верной версия вторая, которая, правда, вполне может сходиться с другими версиями (хоть со всеми сразу). Ведь образ Моны Лизы – это именно образ женщины прекрасной, женщины загадочной, женщины Великой. То есть образ той, которой просто невозможно не восхищаться.
Может именно в этом вся разгадка улыбки Моны Лизы?
Однако, какую бы правду не скрывала Мона Лиза Джоконда, верно одно – она является одной из самых Прекрасных и Великих женщин на свете.
Другие Прекрасные и Великие женщины:
• Нефертити – прекраснейшая из красавиц
• Нелл Гвин – апельсиновая девушка
• Франсуаза Саган – суперзвезда в литературе
Можете поделиться понравившейся историей с друзьями и близкими:
nimphetka.ru
2. Улыбка Моны Лизы - одна из самых знаменитых загадок картины. Загадка Джоконды
Похожие главы из других работ:
Возникновение и особенности XIII группы керамики типа "джукетау"
§ 1. Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека
Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.) Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен...
Золотой век испанской живописи. Творчество Диего Веласкеса
2.2 Бытовые картины
Ещё в самом начале своего творческого пути, Веласкес, как очень наблюдательный художник, увлекся жанровыми картинами. Севилья тех лет представляла собой очень оживленный город...
Изготовления картин, вышитых крестом
2.2. Изготовление картины
Для начала понадобятся такие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупым концом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнее использовать маленького размера с винтом...
История развития искусства
1. Искусство как одна из форм культуры
Предложить исчерпывающее определение того, что такое «искусство», столь же трудно, как и дать исчерпывающую формулу культуры. Искусство -- это специализированное художественное творчество...
Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник
3.1 Оценки картины
Работа над картиной продолжалась в течение двух лет. Немолодой уже И.Е .Репин проявил огромное воодушевление и самоотдачу. Встречавший его в эти годы А.В. Жиркевич свидетельствует: «Виделся с Репиным, занятым картиной «Заседание Госуд.совета»...
Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Репродукция картины
...
Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Паспорт картины
Автор: Сандро Ботичелли (1482) Название: Рождение Венеры Материалы: темпера по холсту Размер: 278,5Х172...
Массовые коммуникации в кинематографе
2.2 Анализ влияния пяти самых успешных фильмов человечества
По авторитетному мнению сайта IMDb, который путем голосования посетителей сайта выявляет топ-250 самых лучших фильмов всех времен, верхние строчки рейтинга на 14 декабря 2013 года занимают следующие фильмы: · Побег из Шоушенка (1994г...
Массовые коммуникации в кинематографе
2.3 Результаты анализа пяти самых успешных фильмов человечества
Человек является ведомым. Его чувствами, эмоциями и желаниями можно управлять. Массовая коммуникация направлена именно на достижение той степени влияния, которая нужна авторам информации. Кинематограф - очень специфическая часть искусства...
Описание картины В.Г. Перова
2.3 Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро...
Основы культурологии
10. Представителю какого культурного направления принадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линей все рассмотренные у нас нации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия не останавливается, а идет вперед…Аргументируйте свой ответ
Данные слова принадлежат Иоганн Готфрид Гердер. Европейская традиция становления собственно культурологического знания прослеживается с конца XVIII _--- начала XIX века, и прежде всего, в Германии...
Рецензия на картину Ван Гога Винсента "Ваза с двенадцатью подсолнухами"
Описание картины
Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно "отшатываются" от рамы...
Специфика организации карнавала
1. Карнавал как одна из форм массового зрелища
...
Флорентийский неоплатонизм и творчество Боттичелли
2.3. Религиозные картины
Боттичелли работал во всех текущих жанрах флорентийского искусства. Он делал фрески, росписи алтарей, тонди (круглые картины), маленькие групповые картины и маленькие религиозные триптихи. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 г...
Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"
2.1. Описание картины
Картина «Золотой век» (рис.4) находится в коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева. В 1958 г. была приобретена музеем у вдовы известного адвоката Порфировой Е.Ф. Картина написана на холсте масляными красками. Не имеет подписи...
cult.bobrodobro.ru