Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март». Сочинение описание по картине левитана


Сочинение-описание по картине Левитана “Лодка на берегу”

Лодка на берегу. Казалось бы, всего три слова, но если эти три слова отражают работу гениального Исаака Левитана, то невольно перед глазами появляется морская гладь, старинный баркас, песчаный пляж, усыпанный морскими ракушками и где-то там, на заднем плане из моря в небеса возносятся величественные холмы. Изумительно красивое полотно, созданное мастером между 1880 и 1886 годами, было написано маслом. Сегодня это Полотно продолжает радовать ценителей живописи в одном из залов Омского областного музея. Отраженный на картине обычный пейзаж кажется несколько простоватым. Но гениальность Левитана сделала эту картину завораживающе реальной для человека, смотрящего на полотно. Великолепие окружающего мира, его краски и даже звуки, все это мастер всегда стремился отразить, как можно живее в своих произведениях. Глядя на картину “Лодка на берегу” невольно чудится, что слышно тихий звук набегающих на песчаный берег волн. А там, немного далее за баркасом, уходят вдоль по берегу пара мужчин. Возможно, это рыбаки, которые приковали своей цепью баркас к колышку, вбитому в песчаный пляж, и спешат домой отдохнуть от трудов праведных. Сочное, колоритное темно-синее море показано настолько естественно, что, кажется, часть полотна занимает живая вода. А там в дали, за синей гладью виднеются зеленые холмы. Несколько тропинок взбегают вверх по склонам, от линии прибоя ведя взгляд зрителя к нехитрому рыбацкому жилью. А может это вовсе не жилье, а маленькая ферма и эти два мужчины на картине совсем не рыбаки, а простые чабаны, разыскивающие отбившуюся от своей отары овечку? Мастер позволяет зрителю самому решать и сделать вывод. А что это за темно желтое пятно на переднем плане, раскинувшееся на песке перед баркасом? Может это след от большой мокрой рыбацкой сети? Или же накатившая на берег и выплеснувшаяся морская волна? Каждый зритель должен определить сам. Такого непостижимого таинства передачи мог достичь только истинный гений искусства. Секрет мастера заключался в том, что ему удавалось не просто передать цветовую гамму, но и суметь наполнить картину живым смыслом. Исаак Левитан и поныне является настоящим бриллиантом среди Великой когорты русских живописцев. И это не пустые слова. Его работы завораживают представителей всех поколений и сегодня.

Сочинение-описание по картине Левитана “Лодка на берегу”

goldsoch.info

«Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана

скачать Урок русского языка в 3 классе

Тема: « Текст – описание. Сочинение по картине И.И.Левитана «Март».

Цели: 1. Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. 2. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного. 3.Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Оборудование :1. Репродукция картины И.И.Левитана «Март».2. Портрет художника Левитана.3. Выставка других картин художника. 3.Описание жизни и творчества.

ХОД УРОКА.
  1. Организационный момент. Зарядка для глаз.
  2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять текст – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку:

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

- Давайте вспомним стихи о весне.

- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине Левитана «Март».

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель.
  2. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.
- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.

  1. Первичное знакомство с произведением.
- А теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны.

6. Беседа по содержанию картины.

- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.

-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)

- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)

- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)

- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

- Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

- Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (три).

- Как называются части? (вступление, основная, заключение).

- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)

- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

10. Устное составление описания картины по плану.

- «Передо мной картина известного художника…»

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

« На картине изображена ранняя весна.»

- Как будем заканчивать сочинение? ( Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»

11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

Итог урока

Костромина В.Н. учитель нач классов

скачать

nenuda.ru

Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»

Конспект открытого урока по развитию речи,

проведенный в ГОУ №376 в 4 классе

учителем высшей категории

Егоровой Г.В.

Тема: Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»

Цели:

1.Развивающая: знакомство с творчеством И.И. Левитана, его картинами.

2.Обучающая: отбор и систематизация материалов к сочинению, понимание основной мысли, умении ее выразить, отбор языковых средств в соответствии с типом текста (описание), умение редактировать.

3.Воспитывающая: воспитание любви к родине через восприятие родной природы.

Ход урока:

  1. Рассматривание репродукции

  2. Беседа по картине по вопросам

1.Какое время года изобразил художник на картине?

2.Какие краски преобладают?

3.Что И. И. Левитан изобразил голубым?

4.Где происходит действие на картине?

5.Какими изобразил И. И. Левитан деревья?

6.Каким образом передал художник, что природа радуется весне?

7.Какие чувства вызывает эта картина?

  1. Рассказ о художнике и его творчестве

Слово учителя о картине.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине.

Свободно и непринужденно кисть художника передает состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени на потемневшем ноздреватом снегу. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши… Так возникает образ природы – не статичной и застывшей, не «остановленное мгновение красоты», а природы трепетной, пульсирующей, живой.

  1. Подготовка к написанию сочинения.

1.Выбор эпиграфа.

2.Чтение текста.

Март

В марте горят снега: все усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми. Днем на солнце капель. Ночью – звонкий мороз. А на рассвете – морозный пар. Белые березы в седой дымке. Как будто это пар то теплого дыхания, как будто березы дышат. Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов. Март – зиме конец, а весне – начало.

(По Н. Сладкову)

Вопросы к тексту:

  • Прочти о снеге, о солнце, о ветвях деревьев.

  • Какая пословица использована, можно ли ее взять в качестве эпиграфа?

3. Языковая подготовка к написанию сочинения:

  • Работа с текстом, (выбрать из текста прилагательные, помогающие описать картину.) (См. слайд №3)

4. Коллективное составление плана сочинения

Примерный план сочинения.

  1. Приближение весны.

  2. Описание снега, неба, воздуха, солнца.

  3. Деревья тянутся к солнцу.

  4. Природа радуется весне.

  5. Настроение, вызванное картиной.

Слова для справок:

Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение, бело-голубой, отражаются в снегу, могучие тополя, пробуждается.

5. Лучшие устные описания картины учащихся.

6. Написание сочинения

7.Редактирование работ. Итог урока.

8.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о творчестве Левитана «Почему И. И. Левитана называют певцом русской природы?»

(См. слайды 4,5 и 6 – воспоминания о Левитане)

globuss24.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта