Сочинение по картине И. И. Левитана “Вечерний звон”. Вечерний звон картина левитана сочинение


Сочинение по картине И. И. Левитана “Вечерний звон”

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в неболь­шом литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего. Через несколько лет семья перебралась в Москву — отец надеялся, что его дети получат достойное образование.

Будущий художник поступил в Московское учи­лище живописи, ваяния и зодчества в 13-летнем возрасте. Его учителями были известные живопис­цы — А. К. Саврасов и В. Д. Поленов, которые быстро отметили дарование юноши. Однако период учёбы был омрачён сначала смертью матери, затем болезнью и смертью отца, необходимостью постоянно искать заработка, чтобы поддерживать полуголодное суще­ствование. Хотя Левитан учился очень хорошо, ему даже не выдали диплом художника — вероятно, из – за еврейского происхождения. Вместо этого молодой человек получил диплом учителя чистописания.

Первой значительной работой, принёсшей автору известность, стала картина “Тихая обитель”, написан­ная в 1890 г. Эта картина, которая впервые была пред­ставлена зрителям на передвижной выставке 1891 г., сразу привлекла взоры и сердца и простых обывате­лей, и ценителей искусства. Художник А. Н. Бенуа, современник Левитана, так охарактеризовал первое впечатление от “Тихой обители”: “Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёр­тое выставочное зало… “

Интересно, что мотивы и история

создания “Ти­хой обители” во многом перекликаются с “Вечерним звоном”, написанным чуть позже, в 1892 г. Как и “Ти­хая обитель”, “Вечерний звон” отнюдь не является “портретом” конкретной местности. Это художествен­ная фантазия, навеянная образами двух монастырей: Саввино-Сторожёвского под Звенигородом и Криво – зерского (иначе Кривоезерского или Кривоозерского) близ Юрьевца на Волге.

Впервые замысел картины появился у художника под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём. Когда же Левитан увидел Кривозерский монастырь под Юрьевцем, этот замысел, до того неосуществлённый, снова пробудился и воплотился даже не в одной, а в двух картинах.

Кривозерский монастырь до наших дней не сохра­нился. После 1917 г. Он, как и множество других монастырей был закрыт, а в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. За­крывался и Саввино-Сторожёвский монастырь, но ему повезло больше: в начале 90-х гг. он был возрождён и ныне является действующим.

На картине Левитана “Вечерний звон” изображён пейзаж, который довольно типичен для среднерусской полосы. Изображение “схвачено” взглядом с одного из берегов реки — поросшего травой клочка земли в передней части картины. Основное изображение — роща в жёлто-зелёном осеннем уборе и монастырь — предстают вдали сказочным видением. И если в “Ти­хой обители” два берега соединены мостиком, пусть стареньким и шатким, то в “Вечернем звоне” связую­щей “нитью” между берегами могут служить лишь лодки. К берегу на первом плане картины примыкают потемневшие деревянные мостки — может быть, их иногда используют в качестве причала, может, сти­рают с них бельё в речке. Но у мостков лодок нет — две лодки стоят просто у берега. В одной из этих лодок сидит человек. Ещё одна лодка, полная народа, плывёт по реке.

На дальнем берегу прямо от кромки воды по склону идёт широкая проторённая дорога — к белым воротам в виде трёх соединённых между собой арок. На берегу, у самой воды, чернеют две крошечные фигурки — скорее всего, это монахи.

Справа от ворот — белый пятиглавый храм с зе­лёными куполами и скатами крыши. Сохранившиеся фотографии Кривозерского монастыря позволяют сде­лать вывод, что он и явился прототипом этого храма на картине Левитана.

Слева от ворот, среди золотого пламени осенних деревьев, изображён одноглавый храм с колокольней. Белоснежная колокольня возвышается над приземи­стой церковью с маленьким куполом. Стены церкви также белые, только крыша зелёная, как и у друго­го храма на картине. У этой церкви, образ которой навеян обликом Саввино-Сторожёвской обители, зо­лочёный купол. Такой же купол и у её колокольни.

Значительную часть картины занимают изобра­жения неба и воды. Раскинувшееся над пейзажем розовато-сиреневатое закатное небо в облаках за­нимает больше трети картины. Река по диагонали рассекает сушу, плавно обегает изрезанную линию берегов. В “зеркале” реки смутно отражаются и при­брежные заросли, и очертания храмов.

Художник не просто запечатлел образы двух мона­стырей на фоне незатейливого пейзажа — он сумел вложить в картину и удивительное ощущение ми­ра и покоя, и даже неуловимый отзвук незримых колоколов…

Левитан использовал для своей картины название другого художественного произведения: “Вечерний звон” — это название известной песни на стихи И. И. Козлова и музыку А. А. Алябьева, написанной в 1827-1828 гг. Текст же, в свою очередь, является вольным переводом с английского языка стихотворе­ния ирландского поэта Томаса Мура “Those evening Bells”.

Не случайно, по-видимому, искусствовед А. А. Фё­доров-Давыдов назвал “Вечерний звон” Левитана одной из “наиболее “литературных” и философских” картин художника…

Глоссарий:

– сочинение по картине вечерний звон

– сочинение по картине И И Левитана Вечерний звон

– сочинение по картине вечерний звон левитан

– рассказ по картине вечерний звон

– сочинение вечерний звон

.

ege-essay.ru

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»

Исаак Ильич Левитан – знаменитый русский художник девятнадцатого века. Он прожил короткую жизнь. Но за недолгий творческий путь оставил значительный след в русской и мировой живописи, создав такие шедевры, как «На Волге», «Тихая обитель», «Март» и многие другие.

   Одной из известнейших картин является «Вечерний звон». По тематике и настроению она созвучна с полотном «Тихая обитель». На них не изображено какое-то конкретное место. Левитан воплотил в своих произведениях наблюдения за природой Волги, вид Саввино-Сторожевского монастыря во время заката и монастырь под Юрьевцем. Картина «Вечерний звон» написана в тысяча восемьсот девяносто втором году.

   На переднем плане изображена широкая река, один берег который песчаный, а другой покрыт яркой зеленью трав и деревьев. На правом берегу художник нарисовал две лодки. Крестьянин сидит в одной из них. По реке плывет другая лодка с несколькими гребцами и отдыхающими. Гладь реки спокойна. Ее не рябит ветерок. Кругом разлит покой.

   Затем взгляд зрителя переходит к противоположному берегу. Там вьется широкая дорога к воротам монастыря. У воды на дороге виднеются две человеческие фигуры. Церковь, ставшая золотистой в лучах заходящего солнца, отражается в плавно текущих водах реки. Слева к монастырю густой стеной подходит лес. И над всем этим великолепием прекрасным шатром раскинулось небо. Оно голубое-голубое. По его спокойной, как у реки, глади плывут розово-желтые облака.

   От картины веет покоем. Все замерло. Окружающая природа и люди как будто околдованы звоном колоколов монастырской церкви. Он плывет над широким простором реки, над лесами и полями. И все живое замолкает, завороженное колокольным перезвоном.

       Звон заокольный и окольный       У окон около колонн.       Звон колоколен колокольный       И колокольчиковый звон.

    – так писал Николай Рубцов в стихотворении, посвященном картине Левитана «Вечерний звон». При взгляде на произведение на память приходят также строчки из песни: «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». Задумались люди, заслушавшись звуками, льющимися сверху. Задумались небо, и лес, и река.

   Картина поражает зрителя ярким светом закатного солнца, свежестью, которая веет от реки и от леса. Ты как будто вдыхаешь полной грудью живительный воздух, слышишь звон колоколов. И на душе становится легко и покойно. Умиротворение охватывает все твое существо.

Похожие материалы:

tvory.info

Левитан – Вечерний звон (сочинение по картине) — Край друзей

Левитан – Вечерний звон (сочинение по картине)

Художник хочет, чтобы его зритель научился видеть прекрасное во всех мелочах, нужно быть внимательнее к тому, что нас окружает. На картинах, написанных Левитаном, природа словно живая, зритель, смотря на его работы, наслаждается ею и очаровывается. Ведь на картинах Левитана видно даже воздух, он обволакивает все вокруг и наполняет жизнью. Когда смотришь на картину, кажется, что сейчас подует ветерок, и трава начнет качаться, а по реке пройдет волна.

На улице лето, небо чистое, высокое, светлое, облака на картине как будто из сказки, они светло-фиолетовые, розоватые. Прямо перед нами тихая река, вода в ней замерла и отражает, словно зеркало, красивое небо, лес, купола церкви. У берега реки стоят две старенькие лодочки, а третью плохо привязали, и она уплыла к середине реки.

Вечернее солнце освещает все вокруг, за рекой виден лес, а рядом с ним стоит церковь, ее зеленые купола, кажутся сделанными из изумрудных камней. Зеленый цвет олицетворяет жизнь, а также спокойствие и умиротворенность. Кресты церкви, кажутся золотыми, они сияют под солнечными лучами.

Видно, что вот-вот наступит вечер, солнце медленно садится за горизонтом. Цветы, растущие на поляне, начинают закрывать бутоны. Чувствуется тишина, спокойствие, умиротворенность. Главный цвет картины – зеленый, это и трава, и деревья, и купола церкви. Синими оттенками написана река и небо. На картине показана величественность и широта русской природы, после просмотра этой картины хочется увидеть все это своими глазами. Почувствовать лесной аромат, его чистоту, благоухание цветов. Вроде бы на картине нарисован уголок природы, который видел каждый, но ведь не всегда мы замечаем эту неповторимую красоту, а художник сумел показать нам ее, донести до зрителя. Эта картина успокаивает, смотря на нее, начинаешь мечтать. Хочется увидеть эту картину в оригинале и еще раз полюбоваться ею.

Похожие статьи:

Cочинения по картинам → И.И. Левитан – Одуванчики (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → Левитан – Большая вода (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → И. И. Левитан – Золотая осень (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → И.И. Левитан – Тихая обитель (сочинение по картине)

Cочинения по картинам → И.И. Левитан – Березовая роща (сочинение по картине)

kraidruzei.ru

"Русь святая живет, пока звонит звонарь!"

Разделы: Русский язык

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе стихотворений И.И. Козлова "Вечерний звон", Н.Рубцова "Левитану", картины И.Левитана "Вечерний звон" упр. З62, 363 УМК Львовой С.И.)

Цели урока: дать новые сведения искусствоведческого характера, познакомив уч-ся со стихотворениями И.И. Козлова "Вечерний звон", Н.Рубцова "Левитану", картиной И.И.Левитана "Вечерний звон"; учить определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; обогащать словарный запас уч-ся, учить овладевать выразительными свойствами языка, создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; формировать умение писать сочинение по личным впечатлениям, передавать в определенной композиционной последовательности содержание с использованием своих наблюдений развивать интеллектуальные и творческие способности школьников; воспитывать эстетический вкус и чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Оборудование:  портреты И.И. Козлова, И. С. Козловского, И.И.Левитана, Н.Рубцова, репродукция картины "Вечерний звон", раздаточный материал – распечатка текста стихотворения Козлова “Вечерний звон”, компьютер, презентация, запись колокольного звона, песен "Вечерний звон" и “Малиновый звон” А. Морозова.

Ход урока

I.

Организационный момент, формулировка целей и задач.

II.

Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок

III.

Звучит колокольный звон. (Приложение 1)

IV.

Чтение стихотворения наизусть учеником. Колокол русский народный, Колокол храма святой, Чуден голос свободный, Люб отголосок мне твой. Чистые, чудные звук Любо душою ловить Или тревожные муки В сердце больном хоронить –

– О чем сегодня пойдет речь на уроке?

– Что вы знаете о колокольном звоне?

– Как вы думаете, почему мы будем говорить о нем сегодня?

– Зачем нам это надо знать?

V.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы откроем одну страницу в истории отечественной культуры. Познакомимся, подумаем, окунемся в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими

VI

. Работа с эпиграфом урока. Объяснение смысла высказывания и запись их в тетрадь.

Эпиграфы к уроку:

"Русь святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь святая живёт, пока звонит звонарь! “Да, ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу”. А.С.Пушкин “Борис Годунов”

“Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”. Д.С. Лихачев

(Дмитрий Сергеевич Лихачев – академик, член Российской и других иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть "властителем дум", "символом русской интеллигенции XX века").

VII.

Сообщение уч-ся. Колокольный звон

Колокола – неотъемлемая часть русской души, принадлежностью русской жизни, глашатаи важных для всех событий, призыв к общности людей, ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, собирали воинов в поход, призывали на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани, оглушительным трезвоном начинали праздник, помогали завоевывать или отстаивать города. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях, ограждались от эпидемий и пожаров, от многих недугов и болезней.

Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни или в штормовую погоду найти правильное направление. У поморов такие колокола прозывали "вещунами". Много веков люди верили в чудесную силу колоколов, одушевляли и берегли их как национальную святыню.

Различали:

– Церковные колокола, предназначенные для выполнения культовых и религиозных функций (воскресные, праздничные, будничные, великопостные, благовестники, красные, зазвонные, трапезные).

– Гражданские (городские) колокола выполняли различные функции: вечевые собирали на вече, под звон других проводились казни; всполошные колокола созывали людей на борьбу с пожарами; часовые – отбивали время.

Первый звон – пропадай мой сон. Другой звон – земной поклон. Третий звон – из дому вон.

Вестовые подавали сигналы к сбору для различной информации, извещали о раздаче угля, о продаже рыбы; звонили в пургу, чтобы люди не заблудились и по звону нашли дорогу.

Военные били в набат (называются набатные), как сигнал тревоги. Осадные предназначались для осады крепости. Шумовые – для создания шума в момент наступления

Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их “звонкими иконами”.

Известный исследователь прошлого С. Смоленский писал: “Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки”.

В настоящее время колокольный звон – неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию (публичное богослужение).

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон. В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху вручную

VIII.

Звучит песня А. Морозова “Малиновый звон”. (Приложение 2.)

Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями; или, наоборот, душой овладевают печальные, тревожные чувства. И начинаешь прислушиваться к самому себе, чувствуешь, как биение собственного сердца становится созвучно тональности и ритму звона. Сейчас мы познакомимся со стихотворением И. И. Козлова “Вечерний звон”, сначала прослушайте сообщение о нем.

IX.

Сообщение учащегося о И. И. Козлове (Приложение 3.)

– Ребята, большие невзгоды пришлось вынести Ивану Ивановичу Козлову, но жизнь этого человека является для нас образцом. Какой вывод можно сделать? (Имея цель в жизни, человек может все преодолеть)

X.

Работа со стихотворением Козлова “Вечерний звон” (распечатка текста лежит на столах) (Приложение 4)

Чтение стих. уч-ся про себя с заданием: подумать, какое слово является ключевым в этом стихотворении (раздумье.)

Ключевое слово в стихотворении — “раздумье”. Тишина, звон вечерних колоколов наводят лирического героя на мысли о родном доме, о друзьях, которых уже нет в живых, о минувшей юности. Лирический герой одинок и уже не надеется на новое счастье.

Предлагаю одному ученику прочитать стихотворение вслух.

XI. Анализ стихотворения И. Козлова “Вечерний звон”

– Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грустным.)

– Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении это стихотворения?

– Почему раздумья героя печальны?

О чем размышляет герой этого стихотворения? (О прошлом и будущем, о том, что жизнь коротка.)

Ребята, очень важно уметь анализировать художественный текст. Это развивает ваше умение логически мыслить, грамотно выражать свои мысли.

1. Проверка восприятия.

– Чему посвящено это стихотворение?

– Что представляет собой стихотворение?

– Назовите идею стих

– Какими эмоциями наполнено оно?

– Какой мотив звучит в нем?

2. Художественный мир произведения

– Найдите образы стихотворения.

– Какие образы возникают в 1строфе?

С первой строки мы погружаемся в мелодию колокольного перезвона.

– Почему поэт повторяет 2 раза слова “вечерний звон”? Что это: оговорка или раздумье? (Это похоже на размышление, раздумье автора)

XII.

Работа со словариком эпитетов. Подбор эпитетов к слову “Вечерний”

– О чём автор ведет речь во 2 строфе?

“Как много дум наводит он..”

– Какими же думами отзывается на вечерний колокольный звон лирический герой стихотворения Козлова И.И.? О чем же эти думы? Давайте обратимся к тексту. “ О юных днях в краю родном, // Где я любил, где отчий дом, // И как я, с ним навек простясь, // Там слушал звон в последний раз.

Слышали ли вы колокольный звон? Всегда ли одинаково звучат церковные колокола?

Попробуем все вместе изобразить мерные удары колоколов. Скажем, так: донн, донн, донн! А теперь прочитаем слова из стихотворения таким образом: звонн, онн, родном, домм!

Похоже ли звучание этих слов на колокольный звон? Какие звуки более всего похожи на удары колокола? (м, н, л.)

Найдите строки, в которых часто встречаются эти звуки в словах.

И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Напев унылый надо мной В долине ветер разнесет; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И уж не я, а будет он

Хочется пропеть “о” в словах звон, много, наводит, он, родном, отчий, дом.

Этот ассонанс и придает первой строфе песенное звучание. Мы будто слышим колокольный звон, который создают рифмы звон—он, родном — дом. Они действительно подобны однообразным ударам колоколов.

Читая стихотворение, как будто постоянно слышишь колокольный звон.

Игра согласными л, м, н создает определенный звуковой фон:

И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. Напев унылый надо мной В долине ветер разнесет; И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!

Какие слова создают печальное настроение? (Печальное настроение создает лексика: навек простясь, последний раз, нет в живых, могильный сон, лежат в земле сырой, напев унылый.

Яркую эмоциональность придают стихотворению многочисленные восклицательные интонации.

Ими начинается и заканчивается стихотворение. Восклицания подчеркивают силу чувств поэта. Сколько отчаяния в строках: уже не зреть мне светлых дней. Весны обманчивой моей и сколько нет теперь в живых тогда веселых, молодых!

Раздумья о своей судьбе связаны с мыслями о судьбе человека вообще: жизнь коротка, она быстро проходит, и многое повторяется на земле:

– Другой певец по ней пройдет, и уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон!

Что же остается? Что вечно? Колокольный звон, зовущий в храм к богу, красота и раздумья людей о вечности и краткости человеческой жизни, о боге. (навек простясь, весны обманчивой моей, нет теперь в живых, могильный сон, лежать в земле сырой, напев унылый.)

Как вам кажется, герой тихо печалится или сильно переживает? (Переживает сильно.)

Почему вы пришли к такому выводу? (много восклицательных предложений.)

Мы говорили, что героя печалит то, что жизнь так коротка. Исчезает ли все бесследно или что-то повторяется на земле? (Все повторяется.)

Какие строки об этом говорят?

...другой певец по ней пройдет и уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон!

Колокольный звон устремляет душу героя к юным “дням в краю родном”.

– Чем были полны для лирического героя эти дни?

Там был свет (“светлые дни”). И это не просто светлые дни весны, когда дни становятся длиннее, а ночи короче и лучи солнца согревают землю. Это может быть внутренний свет юной души героя, незамутненной, чистой, с волнением отзывающейся на звуки пасхальных колоколов, возвещающих о наступлении Светлого Христова Воскресения.

Там была любовь (“где я любил...”), которой так полно юное, трепетное сердце, там “отчий дом”, воспоминания о котором так драгоценны, “ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, даже если в семействе хоть чуть-чуть любовь да союз” (Ф. М. Достоевский).

Там “веселыми, молодыми” были и он сам, и его сверстники и друзья. Веселье, радость сердца – драгоценнейшее сокровище человека. “Други мои, просите у Бога веселья! Будьте веселы, как дети, как птички небесные... Бегите, дети... уныния!” – учит собравшихся учеников своих старец Зосима в романе “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского. (на доске и в тетрадях по ходу разбора составляется схема):

Там и тогда... А сейчас и здесь? (Противопоставление!)

 

“Уже не зреть мне светлых дней...” Ребятам вспоминается слепота самого поэта Козлова: при этом строка стихотворения обретает и буквальный смысл. Видимый мир с утратой зрения погрузился во тьму. Но можно прочесть и иначе: ушел свет из души. Ушла любовь, веселые сердца; расставание с отчим домом произошло навеки, возвращаться не к кому – “крепок их могильный сон”, надежды оказались обманутыми.

И его самого ждет та же упасть, что и всех: “лежать и мне в земле сырой”.

– Чем же отозвались эти воспоминания в душе героя? (Светом, благодарной радостью, тихими умиленными слезами) Скорее здесь преобладает грусть о скоротечности земного бытия, скорбь об утраченном навеки, о невозможности вернуться к тем дням, наполненным светом радости, веры, надежды и любви.

А колокольный звон, созывающий на вечернюю службу, прославляющую величие Творца, Создателя, дивно и премудро устроившего все сущее, не миром, не благодатными слезами и радостью отзывается в душе, а звучит – “унылым напевом”, скорбным напоминанием о проходящей жизни и предстоящей кончине. А луч светлых воспоминаний юности, “едва пробившись из-за туч”, только усиливает его тоску и уныние.

Но есть и еще одна, звучащая здесь тема: “Другой певец... пройдет” некогда по земле, в которой сокрыт певец нынешний, по земле, над которой все так же будет звучать колокол. Волны вечернего звона отзовутся еще в чьей-то душе, и что они в ней всколыхнут?

– Как вы понимаете слова “петь вечерний звон”? (радоваться красоте вечернего звона и воспевать его в стихах.)

– Почему именно колокольный звон становится фоном всего стихотворения, и мы будто слышим его в самом звучании слов?( Звон церковных колоколов напоминает, что жизнь людей на земле коротка, надо думать о боге.)

(Жизнь быстротечна, и надо оставить на земле свой след)

Стихотворение “Вечерний звон” положено на музыку и прочно вошло в музыкальный быт, народный песенный репертуар, и это не удивительно, ведь стихотворение необычайно музыкально. Эту песню исполняют многие. Я предлагаю вам послушать ее в исполнении известного певца И Козловского.

XIII.

Сообщение учащегося о И. Козловском (Приложение 5)

XIV.

Прослушивание песни “Вечерний звон”

А теперь подумаем вместе о том, каким она наполнена чувством, соответствует ли оно тому, о чем мы только что говорили (Песня звучит иначе. Главное – она светлее, и если есть в ней раздумье и грусть, то они несут в себе свет, а не уныние и тоску. За счет чего это получается?)

Песня звучит в мажоре, и потому остается впечатление волн тихого света, наполняющего душу.

Есть еще одно: почему-то часто получается так, что, перелагая стихи на музыку и создавая песни, народ безошибочным каким-то чутьем отбирает для песни отвечающее внутренней правде жизни и принятому у народа мироощущению. Последняя строфа не поется, а завершается песня повторением первых четырех строк! Таким образом, усиливается и становится главным дорогое воспоминание о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о приходском храме, стоящем на горе над рекой, о звоне его колоколов вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце отзывалось на него. Эта песня послужила толчком для создания картины

XV. Сообщение уч-ся истории замысла картины И. И. Левитана “Вечерний звон”

Картина “ Вечерний звон” была написана Левитаном в 1892 году. Вот как об этом вспоминала его ученица (С. Кувшинникова, художница) (Приложение 6)

XVI.

Работа с картиной И.И.Левитана “Вечерний звон” (упр. 363)

– Какое настроение вызывает эта картина?

– Совпадает ли она по настроению со стихотворением Козлова?

– Что мы видим на картине? Составьте рассказ по картине.

Закончился день. Наступило время вечерней службы в храме – в монастыре, стоящем на берегу реки. День уже клонится к ночи: солнце почти село, лучи его освещают картину из-за горизонта, для зрителя как бы снизу вверх. К вечерней молитве (а может быть, ко всенощной службе) плывут люди, видимо, из деревни, стоящей на этом (ближнем к зрителю) берегу; видны только их фигуры на пароме, детально они не различимы. И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздается колокольный звон, сзывающий людей Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении – сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль. На ней изображена торжественная и величавая русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим пологий берег, заросший кустарником и пристань с двумя небольшими лодками. Земная дорожка обрывается у самой реки, виден совсем небольшой кусочек ее. Значительную часть картины занимает неподвижная широкая река, которая как бы делит картину на две части, словно отделяя этот берег от того. На отплывшем уже пароме, к святой обители, к храму Божьему направились люди и уж достигли середины пути. Розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками. Густая роща на дальнем берегу. На заднем плане торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, Этот временной момент перед началом службы и запечатлен художником.

– Почему картина названа “Вечерний звон”?

Как можно подчеркнуть звучание колоколов, присутствие в мире их далеко разносящегося звука?

Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Четко прорисовывается высокая трава на переднем плане; здесь, на этом берегу и у земли – затишье. Спокойно, невозмутимо и на противоположном: и поднебесная высь не колеблет вершины деревьев. На воде, на реке – лишь легкая рябь от плывущего облака

Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь. Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение. Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа. Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.

Левитана волновала бесконечная красота окружающего, и во всей этой красоте, во всем вокруг он видел Бога. И волшебная музыка души художника через картину передается зрителю, точно так же чаруя и его сердце.

XVII.

Чтение стихотворения Н. М. Рубцова “Левитану” (упр. из учебника С.И. Львовой № 363) и ответы на вопросы учебника.

XVIII.

Обобщение:

- Что общего в картине и стихотворении?

Берег реки. За ним деревня, в окнах которой отражается вечерняя заря. А в этих “бревенчатые лачугах” живут крестьяне (крестьяне, христиане). И по всей крещеной Руси звонят колокола: колокола православных храмов, ежедневно и еженощно вспоминающие о Боге и о Царствии Небесном, и невольно приходит на память стихотворение А. Толстого “Благовест”

Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло! К себе он тянет Неодолимо, Зовёт и манит Он в край родимый, В край благодатный, Забытый мною, – И, непонятной Томим тоскою, Молюсь и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого; Далёко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные. И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает.

Русская Земля немыслима без пения колоколов.

“Над Русью бьют колокола печально и торжественно”.

Оттого и пословица сложена: “Звоном началось, звоном и кончится”

Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой.

И мы будем помнить о тех, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем сознании. Колокольные звоны – эта связь поколений, ниточка, соединяющая прошлое, настоящее и будущее России.

“Русь святая живёт, пока звонит звонарь!"

XIX.

Домашнее задание: Написать сочинение: “ Русь святая живёт, пока звонит звонарь!"

Аудио-приложения

Презентация

Приложения 3-6

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта