Картина Исаака Левитана “Март”. Левитан картина март
Описание картины Левитана «Март»
По собственному признанию художника, «Март» — одна из самых легких в плане написания картин. Всего несколько сеансов – и полотно было готово!. Исаак Левитан был непростым человеком, постоянно подверженным хандре и необоснованным мучениям. Многие его полотна были написаны под влиянием обуревавших его эмоций. Бывало, что проходил не один месяц, а художнику не удавалось заставить себя взять в руки кисть, а иногда находило озарение, как при сближении с Софьей Кувшинниковой. И тогда за один только весенне-летний сезон у него выходило порядка 40 работ, написанных им в Нижегородской губернии. «Март» был написан Левитаном на одном дыхании, ему не потребовались предварительные наброски и эскизы. Для этого нужен был всего только один сезонный месяц – март 1895 года. Все оформление и доведение картины до конечного результата составило не более 30 календарных дней.
На картине изображена усадьба Горка, которая находится возле и сегодня существующего села Островно, в 1,5 км от него. Тогда Островно входило в состав Тверской губернии, Вышневолоцкий уезд. Сегодня это территория Тверской области Удомельский район. В то время в свою усадьбу регулярно приезжала супруга тайного советника Ивана Николаевича Турчанинова. Анне Николаевне и дочерям нравилось проводить здесь время. Главным украшением усадьбы являлся сам дом, это было двухэтажное здание, сверху него возвышался мезонин, покрашенный в желтоватый цвет. Этот дом кстати можно увидеть еще на одной картине Левитана – «Осень.Усадьба». Именно в осеннюю пору он впервые изобразил это место. На полотне изображен задний двор и правая стена самого дома.
Картина Левитана «Март»
Видимо, на художника произвело большое влияние это место. Он тщательно и продуманно выписал деревянную стену дома, небольшое крыльцо с остатками снега на трегульной крыше. Возле подъезда в ожидании седоков стоит лошадка. Ее, по признанию живописца, звали Дианкой. У лошади запряжены сани. Хоть снег и сходит, и чернеют первые прогалины, до настоящей весны еще далеко. Дороги сплошь покрыты снегом. Лишь у самого дома имеется вытоптанное людьми место. Левитан запечатлел погожий денек, который редко бывает в начале весны. Пригревает слабое мартовское солнышко, пробиваясь сквозь голые стволы деревьев. Оно еще не набрало силы и не может растопить снег, лежащий на земле. Но уже торопится весна и вся природа в ее ожидании. Кажется, будто ощущаешь этот морозный воздух, запах талого снега, фырканье Дианки, нетерпеливо переминающей с ноги на ногу в ожидании седоков.
Под прозрачным снегом проступает проселочная дорога, идущая от господского дома. Тени, отбрасываемые деревьями, на белоснежном снегу кажутся синими. «Март» дышит преддверием предстоящей весны, картина замерла в ожидании предстоящего таяния снега и звонкой капели. Тему весенних дней после появления «Марта» Исаака Левитана подхватили многие художники и часто использовали в своих произведениях. Полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.
Автор сочинения: Волкова Элла
Похожие записи
design-kmv.ru
Март. Картина левитана
Исаак Левитан. Март.1895. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В середине 1890-х, все еще проживая со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой в одной из живописных провинциальных барских усадеб, Левитан внезапно влюбился в отдыхающую на даче по соседству Анну Николаевну Турчанинову. Это чувство вдохновило художника на создание ряда картин, созвучных его душевному состоянию. К ним относится и картина «Март».
Рыхлый мягкий снег только начинает таять под теплым весенним солнцем, на белесых стволах деревьев еще нет листьев, отчего среди веток заметен скворечник. Значит, скоро лето, появится прекрасная возможность подолгу гулять в лесу, бывать с любимыми людьми, которые пока приехали в гости лишь на короткое время, а возле подъезда их смиренно поджидает разгоряченная бегом лошадка, впряженная в сани. В этом пейзаже столько надежды и радости жизни, сколько никогда больше ни в одной картине мастера уже не будет…
Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину — «Март». Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.
Наверное, описание пейзажей Левитана М. Алпатовым наиболее полны и интересны. Но то ли Алпатов не подозревает о метафорическом смысле картины, то ли не желает углубляться в суть ее (скорее всего, первое), но смысл произведения он не раскрыл. Некоторые важные детали картины искусствоведом не схвачены, не привлекли его внимания, а в результате не получили выхода в идею картины.
«Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не заявились в наших краях.
(Очень важная неточность: в лесу холодно и нетронутый теплом снег, но „ни одно дерево осенью не сбросило листву“).
Но уже солнышко пригревает на припеке, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней — все предвещает весну; вся природа, все предметы — „все пронизано ожиданием“. Это состояние ожидания по-своему выражает и смиренная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина».
Нет ожидания ни в одном предмете. Это замечание кажется не очень существенным, тем не менее, позволяет войти в картину. Лошадь не ждет хозяина: она всем телом на теплом свету, глаза слепит солнце, и она прикрыла их веками. Перед глазами стоят разноцветные круги, по голове разливается теплый туман, и лошадь полностью отключилась от всего вокруг.
«Построение „Марта“ отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают зрителя в картину, помогают мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана „Март“ отличается более замкнутым, уютным характером; движение внутрь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. „Горизонтальный край“ снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность».
Вряд ли короткая стена дома и крыльцо способствуют вовлечению в картину. Но, кажется, художник и не предполагает вхождения зрителя в картину: он сразу ставит перед нами квадрат двора, ограниченного снегом слева, стеной дома справа, лошадью и голыми деревьями со сближающимися вершинами сзади нее.
Алпатов отмечает существеннейший элемент картины — горизонтальный край поля, который делит картину пополам. Логично теперь сопоставить получившиеся две части картины, но исследователь не делает этого. В передней части — теплое томление: разогретая желтая стена деревянного дома, желтые теплые части крыльца, разогретая крыша крыльца и тающий на ней снег, согретая коричневая дорога, разомлевшая лошадь, теплый снег и раскинувшиеся веером на солнце обнаженные деревья. Совсем иное видим на задней половине: темные хмурые деревья не радуются солнцу, березы не сбросили в предзимье листву, не потревоженный ничем снег и холодные синие тени на нем.
Отсюда простая идея картины. Не все к новой весне пережило старым и освободилось от него. Не всем удалось сбросить груз накопившихся тягот, забот и подготовиться к «обновлению, возрождению», быть готовым начать строить новое. Упущено было время, когда все жадно хватало каждую минуту бытия, каждую крупицу влаги, тепла и света, набухало, торопилось цвести и плодоносить. Может быть чаща леса, плохая почва, недостаток влаги не позволили использовать отпущенное время, первые холода заморозили жизнь: деревья не успели отцвести и завершить жизненный цикл. Нарушен ритм жизни, ее естественное течение. Не радуется поэтому лесное дерево новому солнцу и новому теплу.
Если человеческую жизнь разделить на несколько периодов, то к каждому из них условно можно отнести слова Пушкина: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…» Всему свое время и необходимо его плодотворно использовать. Иначе — жизненные трагедии, бедные, безрадостные жизни.С.Сандомирский
Источник: http://www.tanais.info/art/levitan101more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Сочинение по картине Март Левитана 4, 5 классы описание
Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России. И так в 1895 году была создана картина «Март», которую, некоторый критики, считают как одну из лучших работ художника.
Художник очень люби весну, поэтому на полотне изображен его любимый месяц март.
Глядя на картину, в глаза сразу бросается протоптанная тропинка к дому. Возможно, она еще и посыпана песком, что бы ни поскользнутся. На тропе большое количество следов от обуви. Далее мы видим большой дом. Двери открыты, скорей всего туда кто-то сейчас вошел. Возле дома небольшой навес, на крыше которого лежит снег. Если солнышко сильнее пригреет, то снег растает очень быстро. По обоим бокам тропы высокие сугробы. На солнце сугробы переливаются всеми цветами радуги.
Далее взгляд переносится на лошадку, которая стоит в небольшой упряжке. Позади лошади находятся небольшие деревянные санки. Наверное, хозяин привез на ней что-то в этом дом, и животное пока мирно отдыхает. Дверь двухэтажного дома распахнута, значит скоро оттуда выйдет хозяин лошади и снова помчит по наезженной дорожке, вглубь весеннего леса.
На заднем плане картины нарисован большой могучий лес. Высокие, мохнатые ели тянутся высоко к солнцу. У самого дома раскинулись большие и сильные березы. Они ждут своего часа, когда зима отступит, что бы распустить свои почки и листочки, наконец-то пустить березовый сок по своему высокому стволу.
На самом верху картины видно нежно-голубое небо, на нем нет ни единой тучки. Воздух согрет весенним солнцем. Вся природа ждет пробуждения от зимней спячки. Деревья набрались сил за зиму и готовы распуститься вновь.
Вся картина преобладает в ярких тонах. Хоть на холсте нарисован снег, то от него не веет холодом, а даже наоборот - теплом. Художник нарисовал его таким образом, что когда взгляд бросается на снег, то он переливается различными цветами. День очень солнечный и яркий, а это значит, что на пороге уже весна, что скоро растает снег и появятся первая зеленая трава с красивыми голубыми подснежниками.
Описание картины Левитана Март
Ранней весной 1895 года, И. Левитан, гостивший в имении Турчиновых - Горка, что в Тверской губернии, был поражен красотой окружающей природы. Легкое, едва заметное приближение весны вдохновили художника на написание картины «Март». Искусствоведы и историки рассказывают, что Левитан настолько увлекся окружающей красотою, что данное полотно вышло из-под пера без написания подготовительных этюдов, которые Левитан обычно писал в преддверии написания основного полотна.
Ни кто из признанных мастеров живописи, не смог отобразить приход ранней весны и пробуждения природы так чувственно, реалистично и красочно. Картина « Март» И.Левитана заслужено считается общепризнанным шедевром русской живописи.
Пробуждение природы, Левитан смог передать в тонких подробностях. Яркое, заигрывающее мартовское солнышко, которое играет переливами на рыхлом, тающем снеге с поразительными оттенками и переливами. Умиротворенное животное, лошадка, пригревшаяся в лучах весеннего солнышка, тихо стоящая перед крылечком дома. Лес, окружающий усадьбу, пробуждающийся от зимней спячки и как бы всем своим существом тянущийся к первым теплым лучикам солнца. Завораживающее чистотой и голубизной небо, которое совершенно отличатся от тяжелого и мрачного осеннего, как бы говорит всему миру – «Да здравствует весна!!!».
В своей картине автор смог добиться сохранения реальности цвета каждого отдельно взятого предмета. Отдельно приковывает внимание желтая стена дома, которая в общем фоне придает полотну больше тепла. Создается ощущение, что вот-вот и мы услышим звонкий звук весенней капели.
Благодаря своей любви к русской природе, Левитан дает нам возможность, в данной картине, прикоснуться к ее красоте. Почувствовать весеннюю песнь пробуждения.
На сегодняшний день воочию ознакомиться с данным полотном возможно посетив Государственную Третьяковскую галерею. В 1896 году картина была приобретена Павлом Третьяковым
Описание для 4, 5 класса
Описание настроения картины Март
Популярные сегодня темы
sochinimka.ru
Март (картина Левитана) - это... Что такое Март (картина Левитана)?
«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 60 × 75 см[1].
Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Левитан в это время жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области.
Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми[2][3][4]. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картинах Левитана «Осень. Усадьба» (1894) и «Март» (1895)[4].Левитан писал картину на задворках усадьбы, стена которой видна в самой правой части картины[4]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья, и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которой, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с санями. Эта лошадка стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[5]. Сохранилось даже имя лошади с усадьбы «Горка» — Дианка[2]. Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников[6].
Известный искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана[7]:
Известно, что Левитан редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах. Но однажды он взялся за такой мотив. Речь идет о картине «Март», в которой все только дышит предчувствием весны и которая является изображением еще зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. После Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других. |
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Картина Исаака Левитана “Март” | Левитан Исаак
На картине мы видим погожее мартовское утро. Весна вступает в свои права. Кое-где подтает снег, но белые сугробы все еще напоминают о зимней стуже. День на удивление солнечный и хороший. Кажется, от самой картины исходит незримый свет и радость. С правой стороны полотна художник изобразил угол дома.
Он разрисовал его желтыми красками, видимо, чтобы передать момент прихода весны более глубоко. Дом хорошо освещен, поэтому кажется таким теплым и уютным. На крыше белым пятном лежит снег. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. Она внимательно смотрит на приоткрытую дверь, ожидая своего хозяина.
На переднем плане мы видим изъезженную дорогу. Правда, она больше напоминает месиво из талого снега, земли и песка. Вдали раскинулся величественный лес. Могучие деревья оживают с приходом весны. Они жадно вдыхают тепло и набираются новых сил. Высокие березы тянутся к небу. Их белая – белая кора поблескивает в лучах утреннего солнца. На одной березке мы замечаем маленький скворечник.
Чтобы передать ощущение весенней радости, автор использовал в основном светлые тона. Наверное, он хотел донести до зрителя то неповторимое мгновение торжества, когда приходит март. Природа, словно по волшебству, меняется на глазах. Она поет шелестом роскошных деревьев и голосами звонких птиц. И мы слышим ее каждый раз, когда играет легкий ветер и моросит дождь; мы узнаем ее, когда журчит ручей и шумит водопад.
Художник так трогательно передал детали, так четко описал происходящее, что мы невольно окунаемся в его реалистический мир. Нам хочется пройтись по талой дороге, погладить лошадку, зайти в этот дивный домик, который так и располагает к себе. Нам хочется вдыхать чистый лесной воздух и любоваться превосходным сельским пейзажем.
Приход весны Левитан сравнивает с чем-то необычным и грандиозным. Ведь март ассоциируется не только с пробуждением природы и солнечными днями. Он вдохновляет, дарит гармонию и новую жизнь. Картина Левитана “Март” – это добрая и душевная история о прекрасном мире, в котором всегда царит весна.
school-essay.ru