Март (картина Левитана). Март картина левитана
Март (картина Левитана) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Март» — хрестоматийный[1]пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 1489). Размер — 60 × 75 см[2][3].
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым[2].
Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана[4]. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника[5].
Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других[6][7].
История
В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8][9][10]. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894)[10], которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[11][12].

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года[13][14]. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[10].
Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр[15].

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, Ж-4261)[16].
Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[2].
Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через несколько лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога)[10].
Сюжет и описание
Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины[10]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями[17]. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[8][15].
 Картина «Март» в ГТГ
 Картина «Март» в ГТГ Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу[18]. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке[17].
Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников[19]. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «после Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других»[6][7].
Будучи близкой по сюжету к известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), «Март» значительно отличается от неё по живописи[20]. Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания и грусти[4].
Считается, что написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» наиболее ярко демонстрируют влияние импрессионизма на творчество художника[5]. Действительно, в картине «Март» есть присущая импрессионизму «нервность и пастозность мазка», но в то же время отсутствует «импрессионистическая случайность». Толщина красочного слоя неравномерна: для изображения снега используются рельефные мазки, небо написано более равномерным слоем, а во многих других местах проступает фактура холста[18].
Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день[21].
Фрагменты картины «Март»
 
 Лошадка с дровнями
 
 Ветки осин и скворечник

Снег на крыше крыльца
Отзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов в своей статье о творчестве Исаака Левитана отмечал, что художник «редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах», но в 1895 году он взялся за такой сюжет. Фёдоров-Давыдов писал: «Речь идет о картине „Март“, в которой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья»[6][7].
 Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 года
 Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 года Художник Борис Иогансон писал, что каждый раз при виде картины «Март» он «как зачарованный» стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: „Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана“»[22].
В своих воспоминаниях художник Василий Бакшеев писал, что Левитан остался в его памяти «как художник, неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа», при этом «глубоко любящий родную природу, без устали её изучающий и с большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах». Далее, оценивая картину «Март», он писал: «Я считаю его произведение „Март“ одним из лучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как „Оттепель“ Васильева, как „Грачи прилетели“ Саврасова. В этом пейзаже так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца. Это одна из лучших работ Левитана»[23][24].
См. также
Примечания
- ↑ Г. Ю. Стернин. От Репина до Врубеля. — М.: Галарт, 2009. — С. 72. — 208 с. — ISBN 978-5-269-01086-6.
- ↑ 1 2 3 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 362. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — Март (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 Лидия Иовлева. О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.4—13. Проверено 30 марта 2015.
- ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 30 марта 2015.
- ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — Москва: Искусство, 1975. — С. 536. — 739 с.
- ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов. Статья о творчестве Исаака Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 . 100 великих картин. — Москва: Вече, 2006. — 510 с. — ISBN 9785953311250.
- ↑ Исторические усадьбы России — Усадьбы Тверской области — Усадьба Горка (HTML). hist-usadba.narod.ru. Проверено 30 марта 2015. Архивировано 4 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 30 марта 2015. Архивировано 27 сентября 2012 года.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — Осень. Усадьба, 1894 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 31 марта 2015.
- ↑ С. Королёва. Исаак Ильич Левитан (Великие художники, том 15). — Москва: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — С. 29, 48. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-188-5.
- ↑ . Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
- ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 30 марта 2015.
- ↑ 1 2 . Левитан. — Москва: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
- ↑ Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- ↑ 1 2 . Исаак Ильич Левитан. — Санкт-Петербург: Художник России, 1992. — С. 92—94. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
- ↑ 1 2 . Монография о художнике Исааке Левитане (часть 10) (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015.
- ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — Март, 1895 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
- ↑ . Пейзажная живопись. — Санкт-Петербург: Художник России, 1994. — С. 74. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0315-9.
- ↑ . Биография К. Коровина (часть 3) (HTML). Сайт, посвящённый Константину Коровину — kkorovin.ru. Проверено 30 марта 2015.
- ↑ Б. В. Иогансон. Исаак Ильич Левитан / И. А. Куратова. — Москва: Искусство, 1970. — С. 5. — 60 с.
- ↑ Василий Бакшеев. Воспоминания об Исааке Ильиче Левитане (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015.
- ↑ Исаак Ильич Левитан. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — Москва: Искусство, 1956. — С. 146. — 335 с.
Ссылки
www.gpedia.com
Сочинение по картине Левитана "Март"
Сочинение по картине Левитана "Март"
Сочинение по картине И. И. Левитана "Март".И. И. Левитан - талантливый представитель русской пейзажной живописи. Его богатая и восприимчивая душа помогала ему тонко чувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах различные ее настроения.В картине "Март" художник изображает самое начало весны. Повсюду еще лежит снег, птицы не вернулись из далеких стран, но теплое весеннее солнышко уже гладит своими лучами и землю, и деревья, и деревенскую лошадку, запряженную в сани. Воздух прозрачен. Кажется, что ни одно дуновение ветерка не касается белых березок, протянувших свои тонкие ветви к чистому, по-весеннему высокому небу. Природа замерла, прислушиваясь к весне. Лошадка в ожидании хозяина стоит, не шелохнувшись, подставляя ласковому солнцу бока и спину.Золотой свет заливает стену и крыльцо двухэтажного деревянного дома. Дверь раскрыта, и весна тихо входит в дом неслышными шагами, неся свежесть и радость.Звенящее, высокое бирюзовое небо отражается на ноздреватом снегу голубыми бликами. Темные, отчетливые тени деревьев лишь подчеркивают нежность красок весеннего дня.Высоко-высоко на березе - скворечник. Кто же сумел забраться туда, чтобы повесить этот домик для птиц, словно устремленный ввысь и выглядывающий своих пернатых жильцов? Наверное, березка была еще совсем маленькой, когда деревенские ребятишки приколотили к ее верхушке скворечник, а теперь она выросла так, что гладит своими веточками небо. Все вокруг готово к пробуждению от зимнего сна. Совсем скоро зажурчат ручьи и загалдят вернувшиеся птицы. Весна по-хозяйски вступает в свои права. Но где же люди? На картине мы не видим человека, однако постоянно ощущаем его присутствие. По тому, как приоткрыта дверь, по протоптанной дороге к крыльцу, по молчаливому ожиданию лошади мы чувствуем: человек где-то рядом. Он - часть пробуждающейся природы, и его мысли, надежды тоже связаны с весной.Умело погружаясь в созерцание внутренней жизни природы, И. Левитан позволяет и нам прикоснуться к ее чарующей красоте, разглядеть в безлюдном пейзаже человеческое присутствие, услышать в тишине весеннего дня песню пробуждения природы.
Сочинение миниатюра по картине И. И. Левитана "Март".На картине Левитана "Март" изображено весьма противоречивое время. Март в представлении художника - это время встречи весны и зимы. Они сражаются за господство над землей, над людьми, но весна неизменно побеждает.Победу весны знаменуют редкие проталины, которые идут от дома к дороге. Они постепенно расширяются - и резко упираются в глубокие сугробы. Эти сугробы под деревьями еще не решаются таять, а селяне еще не торопятся перебираться в телеги. Однако ставни на окнах уже открыты, двери - настежь. Эти приметы говорят о приближении тепла, о наступлении настоящей весны. Главным символом победы весны над зимой можно считать скворечник. Этот домик скоро обретет своих хозяев, а это значит, что приходит тепло.Картина дышит радостью, ожиданием перемен. Чтобы передать всю неповторимость этой пограничной поры Левитан использует светлые тона. Даже дорога не грязная, темная, как осенью, а светлая и жизнерадостная. Дополняет всю картину светлое, чистое небо, которое улыбается всему живому.В целом, картина Левитана "Март" - это настоящий гимн обновлению и жизни. Стоит только взглянуть на эту картину - и настроение сразу поднимается. Хочется верить, что в жизни будет не меньше положительных и жизнеутверждающих моментов.
Сочинение по картине И. И. Левитана "Март".Картина "Март" - общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых.Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев. Кажется, теперь картина "Март" известна каждому школьнику. Все мы помним этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома. И, конечно, мохнатую лошадку, пригревшуюся на солнышке возле крыльца усадьбы. Кажется, что нет ничего проще этого пейзажа. Но сколько в нем безыскусной, сладкой и нежной мелодии, тонкого и тихого очарования! Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца - ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный - его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Природа на картине изображена без лишних подробностей, словно "крупным планом". Экспрессивность цветовой гаммы "Марта" и некоторые приемы письма напоминают те, что использовали в своем творчестве импрессионисты. Но, в отличие от них, Левитан сохраняет цвет каждого изображаемого объекта и заботится о предметной ясности изображения.Пейзаж "Март" Левитана - один из самых поэтических в мировой живописи. Сам бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы, художник позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.
Описание картины И.И. Левитана "Март".Как первый луч весенний ярок! Какие в нём нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! А. А. Фет "Первый ландыш"Пришла, - и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься. А. А. Фет "Пришла, - и тает всё вокруг"На картине И. И. Левитана "Март" изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость и свежесть. Эта картина полна движения: лошадка, которая, похоже переминается с ноги на ногу, деревья немного раскачиваются от лёгкого ветерка.Также в картине много звуков.Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме.Капает подтаявший снег с крыши, а когда лошадка слегка переминается, слышится лёгкое похрустывание.Можно почувствовать запах леса, а точнее хвои, запах деревни, лошадки и свежий воздух. В этой картине есть мотив ожидания.Лошадка как бы ждёт человека.Скворечник ждёт своих хозяев, скворцов.Всё ожидает прихода весны и тепла.И кажется, когда придёт весна, всё придёт в движение. В картине И.И.Левитана "Март" я чувствую присутствие человека.Об этом говорит беспечно раскрытая дверь, небрежно снятые ставни первого этажа и оставленная лошадь, запряжённая в сани. О присутствии человека также говорит и тропинка, ведущая в лес, и истоптанная, грязная дорога. В картине много белого цвета, который передаёт снег, но в некоторых местах он чуть темнее, а где-то совсем серый от того, что он тает.Зелёным цветом изображены деревья.Ветки берёз жёлто-коричневые.Где-то он темнее, а где-то светлее.Лазурное небо без единого облака.Почти фиолетовым цветом изображены тени. В этой картине, хотя она не осенняя, огромное количество жёлтых красок. Так художник передаёт солнечный свет.Солнца не видно, но всё пронизано его лучами. Снег на картине "Март" голубоватый, местами жёлтый, а в тени синий и даже фиолетовый.Снег истоптан, на нём много следов.Он покрыт корочкой, настом.Снег на картине ноздриватый, я бы сказала даже пористый.На картине много деревьев.Видно, что на деревьях почки только начали набухать.Ветки берёз похожи на паутину, потому что они почти прозрачные.Прозрачность веток придаёт картине воздушность, даже беспечность. В правой части картины изображена часть дома.Она имеет жёлтоватый оттенок от солнца.На крыше крыльца лежит кучка снега, как бы обкусанная солнцем. Дорога изъезженная, с лужами и талым снегом.Она грязная и посыпана песком или соломой.Дорога заворачивает за сугроб. Лошадь стоит у самого крыльца.Эта простая, деревенская лошадка, привыкшая к работе.Она ожидает хозяина, который либо распряжёт её , либо поедет на ней куда-то, так как она запряжена в сани. Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее.Когда я смотрю на картину И.И.Левитана "Март", то я чувствую, что зима подходит к концу, и скоро наступит весна.Глядя на эту картину, я хочу в лес, на дачу.Я хочу, чтобы скорее наступило лето, когда тепло и греет солнышко.
| Все сочинения школьной программы по картинеwww.rus.fizolimpiada.ru
Картина Март (картина Левитана)
«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Гос Третьяковской галереи (инв. 1489). Размер — 60 × 75 см.Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.
Картина «Март» считается одним из более узнаваемых и ярчайших образцов пейзажного наследства Левитана. Она также служит примером воздействия импрессионизма на творчество художника.
Этот оптимистический пейзаж, сочетающий внутри себя живописное изображение снега, вешнего неба и деревьев, считается «открытием в российской пейзажной живописи». Потом этот мотив стал пользующейся популярностью темой у многих российских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других.
Содержание
1 История 2 Сюжет и описание 3 Отзывы 4 См. также 5 Примечания 6 СсылкиИстория
В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на местности Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а сейчас входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала потаенному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там нередко проводила время его супруга Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Основным зданием усадьбы был двуэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», также на более ранешней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в текущее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых совместно со собственной спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После чего Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а потом возвратился туда ранешней весной будущего года. Специально для него на местности имения был построен двуэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.
Вот тогда, в марте 1895 года, и была сотворена картина «Март». Она была написана стопроцентно с натуры, без подготовительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красе природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.
 В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая потом находилась в собрании столичного мецената Владимира Шмаровина. В текущее время её местопребывание непонятно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261).
В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая потом находилась в собрании столичного мецената Владимира Шмаровина. В текущее время её местопребывание непонятно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261). Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Приятельства передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у создателя Павлом Третьяковым.
Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в каком посреди 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано негоцианту 2-ой гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через пару лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в итоге поджога).
Сюжет и описание
Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стенка головного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский денек, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадка с дровнями. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.
Картина «Март» в Левитановском зале ГТГМажорный, оптимистический мотив картины указывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и прохладного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом меж тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками как будто тянутся к вешнему солнцу. А именно, это рвение ввысь дополняется очень высочайшим расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся воспоминание, что он приделан к очень узкой ветке.
Цвета снега, голубые тени деревьев и голубое небо делают очень живописную картину — сюжет, который позже не раз повторялся в пейзажах других российских живописцев. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «после Левитана схожий мотив стал возлюбленной темой российской пейзажной живописи, занявшей огромное место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других».
Будучи близкой по сюжету к известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), «Март» существенно отличается от неё по живописи. Картина «Март» является броским прототипом так именуемого «левитановского пейзажа», в каком, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический колер переживания и печалься.
Считается, что написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» более ярко показывают воздействие импрессионизма на творчество художника. Вправду, в картине «Март» есть присущая импрессионизму «нервность и пастозность мазка», но в то же время отсутствует «импрессионистическая случайность». Толщина яркого слоя неравномерна: для изображения снега употребляются рельефные мазки, небо написано более равномерным слоем, а в почти всех других местах проступает фактура холста.
Время от времени в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж российского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадь с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён нахмуренный зимний денек.
Куски картины «Март»
Лошадь с дровнями Ветки осин и скворечник Снег на крыше крыльцаОтзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал в собственной статье о творчестве Исаака Левитана, что живописец «редко писал зиму и вообщем снег, почаще изображая его остатки в вешних пейзажах», но в 1895 году он взялся за таковой сюжет:
Идет речь о картине «Март», в какой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного денька. Обратившись к этому новенькому себе мотиву, Левитан сделал пейзаж, ставший открытием в российской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал вешнее небо и деревья. Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 годаЖивописец Борис Иогансон писал, что всякий раз при виде картины «Март» он «как зачарованный» стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе либо же посиживать в городке на бульваре в солнечное мартовское утро, то в идей мерцает шуточный феномен: „Как умопомрачительно природа подражает «Марту» Левитана“».
В собственных мемуарах живописец Василий Бакшеев писал, что Левитан остался в его памяти «как живописец, неразрывно связанный с российской государственной школой пейзажа», при всем этом «глубоко любящий родную природу, без утомились её изучающий и с огромным мастерством воплощающий эту природу в собственных работах». Дальше, оценивая картину «Март», он писал:
Я считаю его произведение «Март» одним из наилучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как «Оттепель» Васильева, как «Грачи прилетели» Саврасова. В этом пейзаже настолько не мало вешнего тепла, настолько не мало света, согревающего солнца. Это одна из наилучших работ Левитана.См. также
Перечень картин Исаака Ильича Левитанаperesvetovgallery.ru
 Музей Черномырдина
 Музей Черномырдина








