Март (картина Левитана). Март картина левитана


Март (картина Левитана) - Gpedia, Your Encyclopedia

Существуют другие картины с таким названием, см. Март

«Март» — хрестоматийный[1]пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 1489). Размер — 60 × 75 см[2][3].

Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым[2].

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана[4]. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника[5].

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других[6][7].

История

В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8][9][10]. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894)[10], которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[11][12].

Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года[13][14]. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[10].

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр[15].

Исаак Левитан. Весна. Последний снег (этюд, 1895)

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, Ж-4261)[16].

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[2].

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через несколько лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога)[10].

Сюжет и описание

Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины[10]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями[17]. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[8][15].

Картина «Март» в ГТГ

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу[18]. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке[17].

Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников[19]. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «после Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других»[6][7].

Будучи близкой по сюжету к известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), «Март» значительно отличается от неё по живописи[20]. Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания и грусти[4].

Считается, что написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» наиболее ярко демонстрируют влияние импрессионизма на творчество художника[5]. Действительно, в картине «Март» есть присущая импрессионизму «нервность и пастозность мазка», но в то же время отсутствует «импрессионистическая случайность». Толщина красочного слоя неравномерна: для изображения снега используются рельефные мазки, небо написано более равномерным слоем, а во многих других местах проступает фактура холста[18].

Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день[21].

Фрагменты картины «Март»

Лошадка с дровнями

Ветки осин и скворечник

Снег на крыше крыльца

Отзывы

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов в своей статье о творчестве Исаака Левитана отмечал, что художник «редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах», но в 1895 году он взялся за такой сюжет. Фёдоров-Давыдов писал: «Речь идет о картине „Март“, в которой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья»[6][7].

Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 года

Художник Борис Иогансон писал, что каждый раз при виде картины «Март» он «как зачарованный» стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: „Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана“»[22].

В своих воспоминаниях художник Василий Бакшеев писал, что Левитан остался в его памяти «как художник, неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа», при этом «глубоко любящий родную природу, без устали её изучающий и с большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах». Далее, оценивая картину «Март», он писал: «Я считаю его произведение „Март“ одним из лучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как „Оттепель“ Васильева, как „Грачи прилетели“ Саврасова. В этом пейзаже так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца. Это одна из лучших работ Левитана»[23][24].

См. также

Примечания

  1. ↑ Г. Ю. Стернин. От Репина до Врубеля. — М.: Галарт, 2009. — С. 72. — 208 с. — ISBN 978-5-269-01086-6.
  2. ↑ 1 2 3 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 362. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  3. ↑ Левитан Исаак Ильич — Март (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
  4. ↑ 1 2 Лидия Иовлева. О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.4—13. Проверено 30 марта 2015.
  5. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 30 марта 2015.
  6. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — Москва: Искусство, 1975. — С. 536. — 739 с.
  7. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов. Статья о творчестве Исаака Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
  8. ↑ 1 2 . 100 великих картин. — Москва: Вече, 2006. — 510 с. — ISBN 9785953311250.
  9. ↑ Исторические усадьбы России — Усадьбы Тверской области — Усадьба Горка (HTML). hist-usadba.narod.ru. Проверено 30 марта 2015. Архивировано 4 октября 2012 года.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 30 марта 2015. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  11. ↑ Левитан Исаак Ильич — Осень. Усадьба, 1894 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 31 марта 2015.
  12. ↑ С. Королёва. Исаак Ильич Левитан (Великие художники, том 15). — Москва: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — С. 29, 48. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-188-5.
  13. ↑ . Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
  14. ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 30 марта 2015.
  15. ↑ 1 2 . Левитан. — Москва: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  16. ↑ Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  17. ↑ 1 2 . Исаак Ильич Левитан. — Санкт-Петербург: Художник России, 1992. — С. 92—94. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
  18. ↑ 1 2 . Монография о художнике Исааке Левитане (часть 10) (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015.
  19. ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — Март, 1895 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015. Архивировано 6 октября 2012 года.
  20. ↑ . Пейзажная живопись. — Санкт-Петербург: Художник России, 1994. — С. 74. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0315-9.
  21. ↑ . Биография К. Коровина (часть 3) (HTML). Сайт, посвящённый Константину Коровину — kkorovin.ru. Проверено 30 марта 2015.
  22. ↑ Б. В. Иогансон. Исаак Ильич Левитан / И. А. Куратова. — Москва: Искусство, 1970. — С. 5. — 60 с.
  23. ↑ Василий Бакшеев. Воспоминания об Исааке Ильиче Левитане (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 31 марта 2015.
  24. ↑ Исаак Ильич Левитан. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — Москва: Искусство, 1956. — С. 146. — 335 с.

Ссылки

www.gpedia.com

Сочинение по картине Левитана "Март"

Сочинение по картине Левитана "Март"

Сочинение по картине   И. И. Левитана "Март".И. И. Левитан - талантливый представитель русской пейзажной живописи. Его богатая и восприимчивая душа помогала ему тонко чувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах различные ее настроения.В картине "Март" художник изображает самое начало весны. Повсюду еще лежит снег, птицы не вернулись из далеких стран, но теплое весеннее солнышко уже гладит своими лучами и землю, и деревья, и деревенскую лошадку, запряженную в сани. Воздух прозрачен. Кажется, что ни одно дуновение ветерка не касается белых березок, протянувших свои тонкие ветви к чистому, по-весеннему высокому небу. Природа замерла, прислушиваясь к весне. Лошадка в ожидании хозяина стоит, не шелохнувшись, подставляя ласковому солнцу бока и спину.Золотой свет заливает стену и крыльцо двухэтажного деревянного дома. Дверь раскрыта, и весна тихо входит в дом неслышными шагами, неся свежесть и радость.Звенящее, высокое бирюзовое небо отражается на ноздреватом снегу голубыми бликами. Темные, отчетливые тени деревьев лишь подчеркивают нежность красок весеннего дня.Высоко-высоко на березе - скворечник. Кто же сумел забраться туда, чтобы повесить этот домик для птиц, словно устремленный ввысь и выглядывающий своих пернатых жильцов? Наверное, березка была еще совсем маленькой, когда деревенские ребятишки приколотили к ее верхушке скворечник, а теперь она выросла так, что гладит своими веточками небо. Все вокруг готово к пробуждению от зимнего сна. Совсем скоро зажурчат ручьи и загалдят вернувшиеся птицы. Весна по-хозяйски вступает в свои права. Но где же люди? На картине мы не видим человека, однако постоянно ощущаем его присутствие. По тому, как приоткрыта дверь, по протоптанной дороге к крыльцу, по молчаливому ожиданию лошади мы чувствуем: человек где-то рядом. Он - часть пробуждающейся природы, и его мысли, надежды тоже связаны с весной.Умело погружаясь в созерцание внутренней жизни природы, И. Левитан позволяет и нам прикоснуться к ее чарующей красоте, разглядеть в безлюдном пейзаже человеческое присутствие, услышать в тишине весеннего дня песню пробуждения природы.

Сочинение миниатюра по картине И. И. Левитана "Март".На картине Левитана "Март" изображено весьма противоречивое время. Март в представлении художника - это время встречи весны и зимы. Они сражаются за господство над землей, над людьми, но весна неизменно побеждает.Победу весны знаменуют редкие проталины, которые идут от дома к дороге. Они постепенно расширяются - и резко упираются в глубокие сугробы. Эти сугробы под деревьями еще не решаются таять, а селяне еще не торопятся перебираться в телеги. Однако ставни на окнах уже открыты, двери - настежь. Эти приметы говорят о приближении тепла, о наступлении настоящей весны. Главным символом победы весны над зимой можно считать скворечник. Этот домик скоро обретет своих хозяев, а это значит, что приходит тепло.Картина дышит радостью, ожиданием перемен. Чтобы передать всю неповторимость этой пограничной поры Левитан использует светлые тона. Даже дорога не грязная, темная, как осенью, а светлая и жизнерадостная. Дополняет всю картину светлое, чистое небо, которое улыбается всему живому.В целом, картина Левитана "Март" - это настоящий гимн обновлению и жизни. Стоит только взглянуть на эту картину - и настроение сразу поднимается. Хочется верить, что в жизни будет не меньше положительных и жизнеутверждающих моментов.

Сочинение по картине И. И. Левитана "Март".Картина "Март" - общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых.Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев. Кажется, теперь картина "Март" известна каждому школьнику. Все мы помним этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома. И, конечно, мохнатую лошадку, пригревшуюся на солнышке возле крыльца усадьбы. Кажется, что нет ничего проще этого пейзажа. Но сколько в нем безыскусной, сладкой и нежной мелодии, тонкого и тихого очарования! Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца - ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный - его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Природа на картине изображена без лишних подробностей, словно "крупным планом". Экспрессивность цветовой гаммы "Марта" и некоторые приемы письма напоминают те, что использовали в своем творчестве импрессионисты. Но, в отличие от них, Левитан сохраняет цвет каждого изображаемого объекта и заботится о предметной ясности изображения.Пейзаж "Март" Левитана - один из самых поэтических в мировой живописи. Сам бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы, художник позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.

Описание картины И.И. Левитана "Март".Как первый луч весенний ярок! Какие в нём нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! А. А. Фет "Первый ландыш"Пришла, - и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься. А. А. Фет "Пришла, - и тает всё вокруг"На картине И. И. Левитана "Март" изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость и свежесть. Эта картина полна движения: лошадка, которая, похоже переминается с ноги на ногу, деревья немного раскачиваются от лёгкого ветерка.Также в картине много звуков.Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме.Капает подтаявший снег с крыши, а когда лошадка слегка переминается, слышится лёгкое похрустывание.Можно почувствовать запах леса, а точнее хвои, запах деревни, лошадки и свежий воздух. В этой картине есть мотив ожидания.Лошадка как бы ждёт человека.Скворечник ждёт своих хозяев, скворцов.Всё ожидает прихода весны и тепла.И кажется, когда придёт весна, всё придёт в движение. В картине И.И.Левитана "Март" я чувствую присутствие человека.Об этом говорит беспечно раскрытая дверь, небрежно снятые ставни первого этажа и оставленная лошадь, запряжённая в сани. О присутствии человека также говорит и тропинка, ведущая в лес, и истоптанная, грязная дорога. В картине много белого цвета, который передаёт снег, но в некоторых местах он чуть темнее, а где-то совсем серый от того, что он тает.Зелёным цветом изображены деревья.Ветки берёз жёлто-коричневые.Где-то он темнее, а где-то светлее.Лазурное небо без единого облака.Почти фиолетовым цветом изображены тени. В этой картине, хотя она не осенняя, огромное количество жёлтых красок. Так художник передаёт солнечный свет.Солнца не видно, но всё пронизано его лучами. Снег на картине "Март" голубоватый, местами жёлтый, а в тени синий и даже фиолетовый.Снег истоптан, на нём много следов.Он покрыт корочкой, настом.Снег на картине ноздриватый, я бы сказала даже пористый.На картине много деревьев.Видно, что на деревьях почки только начали набухать.Ветки берёз похожи на паутину, потому что они почти прозрачные.Прозрачность веток придаёт картине воздушность, даже беспечность. В правой части картины изображена часть дома.Она имеет жёлтоватый оттенок от солнца.На крыше крыльца лежит кучка снега, как бы обкусанная солнцем. Дорога изъезженная, с лужами и талым снегом.Она грязная и посыпана песком или соломой.Дорога заворачивает за сугроб. Лошадь стоит у самого крыльца.Эта простая, деревенская лошадка, привыкшая к работе.Она ожидает хозяина, который либо распряжёт её , либо поедет на ней куда-то, так как она запряжена в сани. Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее.Когда я смотрю на картину И.И.Левитана "Март", то я чувствую, что зима подходит к концу, и скоро наступит весна.Глядя на эту картину, я хочу в лес, на дачу.Я хочу, чтобы скорее наступило лето, когда тепло и греет солнышко.

          |   Все сочинения школьной программы по картине

www.rus.fizolimpiada.ru

Картина Март (картина Левитана)

«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Гос Третьяковской галереи (инв. 1489). Размер — 60 × 75 см.

Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.

Картина «Март» считается одним из более узнаваемых и ярчайших образцов пейзажного наследства Левитана. Она также служит примером воздействия импрессионизма на творчество художника.

Этот оптимистический пейзаж, сочетающий внутри себя живописное изображение снега, вешнего неба и деревьев, считается «открытием в российской пейзажной живописи». Потом этот мотив стал пользующейся популярностью темой у многих российских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других.

Содержание

1 История 2 Сюжет и описание 3 Отзывы 4 См. также 5 Примечания 6 Ссылки

История

В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на местности Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а сейчас входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала потаенному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там нередко проводила время его супруга Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Основным зданием усадьбы был двуэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», также на более ранешней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в текущее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых совместно со собственной спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После чего Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а потом возвратился туда ранешней весной будущего года. Специально для него на местности имения был построен двуэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.

Вот тогда, в марте 1895 года, и была сотворена картина «Март». Она была написана стопроцентно с натуры, без подготовительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красе природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая потом находилась в собрании столичного мецената Владимира Шмаровина. В текущее время её местопребывание непонятно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Приятельства передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у создателя Павлом Третьяковым.

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в каком посреди 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано негоцианту 2-ой гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через пару лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в итоге поджога).

Сюжет и описание

Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стенка головного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский денек, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадка с дровнями. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.

Картина «Март» в Левитановском зале ГТГ

Мажорный, оптимистический мотив картины указывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и прохладного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом меж тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками как будто тянутся к вешнему солнцу. А именно, это рвение ввысь дополняется очень высочайшим расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся воспоминание, что он приделан к очень узкой ветке.

Цвета снега, голубые тени деревьев и голубое небо делают очень живописную картину — сюжет, который позже не раз повторялся в пейзажах других российских живописцев. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «после Левитана схожий мотив стал возлюбленной темой российской пейзажной живописи, занявшей огромное место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других».

Будучи близкой по сюжету к известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), «Март» существенно отличается от неё по живописи. Картина «Март» является броским прототипом так именуемого «левитановского пейзажа», в каком, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический колер переживания и печалься.

Считается, что написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» более ярко показывают воздействие импрессионизма на творчество художника. Вправду, в картине «Март» есть присущая импрессионизму «нервность и пастозность мазка», но в то же время отсутствует «импрессионистическая случайность». Толщина яркого слоя неравномерна: для изображения снега употребляются рельефные мазки, небо написано более равномерным слоем, а в почти всех других местах проступает фактура холста.

Время от времени в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж российского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадь с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён нахмуренный зимний денек.

Куски картины «Март»

Лошадь с дровнями Ветки осин и скворечник Снег на крыше крыльца

Отзывы

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал в собственной статье о творчестве Исаака Левитана, что живописец «редко писал зиму и вообщем снег, почаще изображая его остатки в вешних пейзажах», но в 1895 году он взялся за таковой сюжет:

Идет речь о картине «Март», в какой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного денька. Обратившись к этому новенькому себе мотиву, Левитан сделал пейзаж, ставший открытием в российской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал вешнее небо и деревья. Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 года

Живописец Борис Иогансон писал, что всякий раз при виде картины «Март» он «как зачарованный» стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе либо же посиживать в городке на бульваре в солнечное мартовское утро, то в идей мерцает шуточный феномен: „Как умопомрачительно природа подражает «Марту» Левитана“».

В собственных мемуарах живописец Василий Бакшеев писал, что Левитан остался в его памяти «как живописец, неразрывно связанный с российской государственной школой пейзажа», при всем этом «глубоко любящий родную природу, без утомились её изучающий и с огромным мастерством воплощающий эту природу в собственных работах». Дальше, оценивая картину «Март», он писал:

Я считаю его произведение «Март» одним из наилучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как «Оттепель» Васильева, как «Грачи прилетели» Саврасова. В этом пейзаже настолько не мало вешнего тепла, настолько не мало света, согревающего солнца. Это одна из наилучших работ Левитана.

См. также

Перечень картин Исаака Ильича Левитана

peresvetovgallery.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта