Левитан Исаак Ильич. Левитан известные картины


8 великих картин Исаака Левитана

Судьба Исаака Левитана сложилась вопреки. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он сумел преодолеть общественное мнение, гласящее, что еврей не может касаться русского пейзажа. Уже при жизни Исаак Левитан стал выдающимся русским живописцем. 

Исаак Левитан родился в 1860 году в Литве. Вскоре его семья переехала в Москву: так рассудил отец, желающий для своих детей лучшей доли. Исаак и его брат Адольф поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре дела семьи Левитана пошли еще хуже, чем прежде. Умерла мать мальчиков, платить за обучение стало нечем. В виду крайней бедности, Левитана освободили от платы за учебу и даже наградили ящиком красок и дюжиной кистей. Впрочем, эта радость вскоре сменилась новыми несчастьями. Умер отец, а за год до окончания училища началась очередная волна гонений на евреев и Левитана вместе с сестрой Анной выслали из Москвы. (Второй раз Левитана, уже известного живописца, вышлют в 1892 г).

Учителем Левитана был Константин Саврасов. Уже глубоко пьющий к тому времени, он обожал разносить известных и признанных художников "за бездарность". Исключение делал для одного Левитана. Саврасов любил и жалел мальчика. Это заступничество припомнили Левитану на выпускных экзаменах.

"Талантливый еврейский мальчик раздражал преподавателей, - пишет Паустовский в повести "Исаак Левитан". - Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, - это было делом коренных русских художников". 

 Экзаменационную картину, которую сам Саврасов определил как достойную большой серебряной медали, не приняли остальные преподаватели. Один из лучших учеников (к тому моменту картинами Левитана уже заинтересовался знаменитый меценат Третьяков), вместо диплома художника получил позорнейший диплом "учителя чистописания".

Вскоре после окончания училища Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым,  дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь. Левитан неоднократно становился героем чеховских рассказов, что далеко не всегда нравилось художнику. 

Знаменитым Левитан становится к концу 1880-х годов. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Его имя было у всех на устах. Особенную народную любовь художник снискал, написав картину "Тихая обитель".

За два года до смерти  Левитан получил звание академика пейзажной живописи и начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. 

Художник умер от болезни сердца в возрасте 39 лет. Незадолго до этого в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…». Художник умер рано утром, в Москве. за окном цвели его любимые флоксы. На Всемирной выставке в Париже экспонировались его картины, а в мастерской осталось сорок незаконченных работ. В том числе - картина "Озеро", которую Левитан называл своей "лебединой песней". 

1. Левитан. Автопортрет.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Современники отмечают, что художник был необычайно красив. Антон Павлович Чехов в своих письмах полушутя-полусерьезно использует сравнение "красивый, как Левитан" и "томный, как Левитан". Между тем, "Автопортрет" -  одна из немногочисленных работ художника, на которых изображен человек. Искусствоведы считают, что людей Левитан не писал из религиозных соображений: иудаизм запрещает изображение людей, ибо они непроизвольно воспроизводят образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему. 

2. Осенний день. Сокольники.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Картина написана вскоре после того как полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку: согласно царского указа евреям было запрещено жить в первопрестольной. Левитану было всего 18 лет, он был нищ и голоден. Но картина принесла ему первую удачу. Ее приобрел Третьяков для своей уже знаменитой галереи. "Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, однако женскую фигуру написал не Левитан, а Николай Чехов.

"После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек", - так пишет Паустовский в повести "Исаак Левитан".

3. Вечер. Золотой Плес.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Плес - небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Долгое время Левитан мечтал о поездке на Волгу, воспетую его учителем Саврасовым. Однако первая поездка разочаровала художника. На следующий год он вновь отправился на Волгу и привез оттуда шедевр. Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса. Кстати, часть белого каменного дома с красной крышей, которая видна на картине - это дом, который снимал Левитан со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. (Кстати, о взаимоотношениях Кувшинниковой и Левитана можно почитать у Чехова в "Попрыгунье", рассказе, очень обидевшем Левитана).  

4. После дождя.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

На Волге Левитан искал солнце, но повсюду его преследовал дождь. От этого художник даже впал в хандру. Но в конце концов Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем".

Картину "После дождя" Левитан написал лишь за четыре часа. Об этой работе Чехов сказал ему: "На твоих картинах уже есть улыбка".

5. Март. 

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Март" - еще одна "нетипичная" для Левитана работа. Художник, предпочитал изображать либо весну, либо осень и почти никогда не писал зиму и снег. В русской живописи, картина «Март» произвела переворот. Критики писали, что до Левитана никому так ярко не удавалось передать искристость снега, синие тени деревьев и голубое яркое небо. 

Несмотря на все свое своеобразие, эта работа считается одной из самых светлых и радостных произведений Левитана. Картина написана в дни расцвета романа Анны Николаевны Турчаниновой  и Левитана. Вскоре после написания шедевра, Левитан предпринял попытку самоубийства. 

6. Над вечным покоем.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Картину "Над вечным покоем" Левитан писал под звуки траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе". Покосившиеся кресты, неухоженные могилы. Так выглядит место вечного покоя. И лишь крохотный огонек в церковном окне противопоставлен мрачному величию природы.

7. Золотая осень.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Это - одна из самых "левитанистых" работ художника. (Словечко "левитанистый изобрел друг художника Антон Чехов и употреблял его по отношению к картинам художника. По мнению писателя, разные картины Левитана различались по "левитанистости").  "Золотую осень" мы знаем хотя бы по репродукции в учебнике литературы. В ней Левитан выполнил завет своего учителя Саврасова "гнать солнце в картину". Несмотря на позднюю осень, картину Левитана нельзя назвать грустной, наоборот, это одно из самых светлых и радостных его произведений. Уникальность этого взгляда на природу очень точно отметил Паустовский в повести о Левитане: 

"Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого".

8. Озеро. Русь.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Большая картина "Озеро" - это главное произведение позднего Левитана. Картине предшествовало бесчисленное множество этюдов, набросков, эскизов... Художник отдавал ей все свое свободное время, но так и не успел закончить.

Левитан даже собирался назвать картину "Озеро. Русь", и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно стало "лебединой песнью" Левитана - художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное, почти импрессионистическое впечатление. 

vm.ru

5 знаменитых картин Исаака Левитана

Известнейшего русского художника Исаака Левитана, учившегося у выдающегося петербургского мастера Василия Поленова и автора шедевра «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, не стало 116 лет назад – он ушел из жизни в Москве 4 августа 1900 года.

Портрет И. И. Левитана, Валентин Серов, 1893.
  • Вторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем выдающихся мастеров стал уроженец литовского местечка Кибартай Исаак Левитан. После себя мастер, водивший дружбу с Федором Шаляпиным и Антоном Чеховым, оставил неоценимое культурное наследие. Про него говорили: «Левитан – это Пушкин русского пейзажа».

SPB.AIF.RU вспомнил пять известных картин выдающегося художника

«Березовая роща» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

Летом 1885 года Левитан, которого неоднократно отсылали из первопрестольной из-за еврейского происхождения, находился в усадьбе Бабкино на Истре под Москвой и полотно, ставшее одним из главных пейзажей в русской живописи, задумал именно там. Работу же художник закончил через четыре года в Плесе – небольшом городе на берегу Волги, куда живописец приезжал с 1888-го по 1890 год. Здесь также были созданы несколько известных его картин.

Плесская березовая роща расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви Пустынка. Художник пришел туда с полотном, начатым в Подмосковье, и завершил его.

Левитан построил работу на игре света и тени на стволах деревьев, свежей зеленой траве и листьях. Художник использовал на полотне приемы импрессионистской живописи.

Один из главный русских пейзажей, исполненный Левитаном.

Один из главный русских пейзажей, исполненный Левитаном. Фото: Commons.wikimedia.org

«После дождя. Плес» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

На этом полотне Левитан попытался обобщить свои впечатления от своей поездки на Волгу. На картине Левитан показал повседневную жизнь реки.

Живописец сумел изобразить лужи, пропитанный влагой воздух и лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака. Левитан размышляет о том, что духовная жизнь людей связана с рекой, с пристанью и пароходами. Три корабельные мачты в центре картины – как три купола церкви.

В этой работе художнику удалось показать русскую жизнь маленького волжского городка с барками и пароходами. Картина «После дождя. Плес» была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции в 1890 году, вместе с другой известной картиной Левитана «Вечер. Золотой Плес».

Такой видел Волгу мастер.

Такой видел Волгу мастер. Фото: Commons.wikimedia.org

«Вечерний звон» (1892)

Государственная Третьяковская галерея

В своем творчестве Левитан неоднократно обращался к теме гармонии православных ценностей и удивительной русской природы.

К «Вечернему звону» художник подходил обстоятельно. Воплощение идеи требовало тщательного выбора натуры. Левитан сделал несколько десятков набросков, пока не увидел Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, который произвел на него сильное впечатление.

Два года спустя, когда художник жил в Плесе, в поисках новых мотивов для картин он поехал в Юрьевец, где увидел небольшую церковь. Тот монастырь назывался Кривозерским – в середине 1950-х он попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Два этих здания и послужили основой к созданию шедевра русской культуры.

Сразу два монастыря вдохновляли Левитана при написании этого полотна.

Сразу два монастыря вдохновляли Левитана при написании этого полотна. Фото: Commons.wikimedia.org

«Над вечным покоем» (1894)

Государственная Третьяковская галерея

Следующее полотно считается одним из самых философски наполненных у Левитана. Работу над ним мастер вел в Тверской губернии. Церковь же в эту картину перекочевала из ранее созданного этюда на Плесе. Существуют также свидетельства, что Левитан при создании этой картины просил свою подругу Софью Кувшинникову играть ему Бетховена.

Коллекционеру Третьякову Левитан писал, что счастлив передать «Над вечным покоем» именно ему. «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!», – говорил художник.

Действительно, зрителя вода и небо на картине захватывают, как и мысли о быстротечности жизни. На полотне можно разглядеть церковь, стоящую рядом с кладбищем с покосившимися крестами и заброшенными могилами.

Исаак Левитан вспоминал, что ему было страшно при творении этой картины.

Исаак Левитан вспоминал, что ему было страшно при творении этой картины. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1895)

Государственная Третьяковская галерея

Безусловно, особое место в творчестве Исаака Левитана занимает завораживающая красота русской природы. В 1895 году художник, обитавший в тот момент в усадьбе Горка в Тверской губернии, довольно часто посещал реку Съежа. Считается, что именно на ней он увидел удивительную красоту осени, которую и решил запечатлеть на полотне. Известно, что в ту пору Левитан был вдохновлен и бурным романом с Анной Николаевной Турчаниновой – супругой сенатора и помощника градоначальника Петербурга Ивана Николаевича Турчанинова. Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником.

 

Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Паленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».

На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее.

Осень вдохновляла и Левитана, и Пушкина.

Осень вдохновляла и Левитана, и Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя четыре года после этого Левитана не стало. В 1901 году в Петербурге и Москве прошли посмертные выставки художника, где было впервые показано и его неоконченное полотно «Озеро».

maxpark.com

Левитан Исаак Ильич. Биография, картины художника

18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 год, посад Кибарты (ныне этот город находится в Литве) – 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 год, Москва

Девитан И.И. АвтопортретЛевитан родом из интеллигентной еврейской семьи, его дел был равином. Отец художника, Илья Абрамович, должен был стать равином, но предпочёл светскую службу на железной дороге, выполняя обязанности переводчика, контролёра, кассира. Позднее он стал учителем. Всего в семье было четверо детей и родители, чтобы дать им достойное образование, отправились в 1970 году в Москву. В Москве семью постигли материальные трудности. В этих условиях отец поддерживал увлечение двух своих сыновей, старшего сына Адольфа (Авеля) и младшего Исаака, живописью. Так в 1873 году Левитан вместе с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

с этого времени биография художника хорошо известна из рассказов знавших его людей. О детстве Левитан не говорил, письма был уничтожены после его смерти.  Московское училище живописи, ваяния и зодчества воспитывало художников под руководством передвижников, что давало возможность юным дарованиям отойти от классицизма и академизма, насаждаемых в Академии художеств. С 1874 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. Саврасова, который видел в своём ученике огромное дарование. Левитан много пил, что стало причиной его ухода из училища. С 1882 года русский художник берёт уроки уже у нового учителя – В. Поленова.

В 1875 году художник потерял мать, а спустя два года – отца. Его жизнь становится тяжёлой, у него нет денег не только на краски (училище выдавало ему их), ему приходится голодать.  В 1879 году Левитану назначают стипендию генерал-губернатора Москвы, а П. Третьяков за сто рублей купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Когда художник нашёл средства на жизнь, его постигло новое несчастье – после соловьёвского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на «чугунке». Выгоняли Левитана из Москвы и в 1892 году, в это время он был уже не учеником, а известным художником. Тогда друзья помогли ему вернуться.

Лето в Подмосковье было счастливым временем для художника. Художник влюбился в природу, подарив нам целую серию великолепных пейзажей. В 1875-76 годах он находился в Бабкине, недалеко от Нового Иерусалима. Там же жило семейство Чеховых. Долгой дружбой с А.П. Чеховым Левитан обязан брату Чехова – Николаю, с которым вместе учился в училище.

В 1884 году Левитан оставил училище, получив диплом неклассного  художника, что давало ему лишь возможность быть учителем рисования.

Левитан знакомится с Савой Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка. Здесь, для открывшейся Частной оперы мецената, Левитан выполнил декорации к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них по эскизам Поленова и Васнецова). На заработанные деньги русский художник совершил в 1886 году поездку в Крым, после чего в его живописи зазвучали новые краски.

С 1887 года Левитан осваивает Волжский край. Четыре лета подряд он ездит на Волгу. Вместе с Левитаном ездила С.П. Кувшинникова – художница, музыкантша, актриса и просто экстравагантная женщина. Восемь лет длились романтические отношения художника с Кувшинниковой. Чехов отразил их отношения в своём рассказе «Попрыгунья».

За годы, проведённые с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли знаменитого русского живописца. В 1894 году он расстался с Софьей Петровной, бросившись с головой в новый роман – с А.Н. Турчаниновой. Дочь её была страстно влюблена в Левитана. Всё кончилось тем, что в 1895 году Левитан стрелялся.

Это была не первая попытка художника свести счёты с жизнью, таков был у него характер – легко впадал в гнев, в отчаяние, в страшную хандру, в раскаяние.

Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса.

И. Левитан.

Слава Левитана росла. П. Третьяков покупал картины художника. В 1891 году Левитан – член Товарищества передвижников. В 1897 году – член мюнхенского Сецессиона. В 1898 году Левитан стал академиком живописи и преподавателем родного Училища живописи и зодчества. В 1890-х Левитан совершил несколько путешествий по Европе. Он внимательно следил за всем новым, что происходило в мире художественного искусства, сблизился с лидерами новорождённого «Мира искусства» - С. Дягилевым и А. Бенуа. Жизни ему не хватило, сердце отказывалось служить.

Известные произведения Левитана Исаака Ильича

Картина «Берёзовая роща» написана в период с 1885 по 1889 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Хотя картина была задумана гораздо раньше, Левитан закончил её под впечатлением Плеса на Волге. В этой картине ярко выражен импрессионистский стиль письма, Левитан к концу своей жизни почувствовал себя первым русским импрессионистом, к чему привело увлечение живописью барбизонцев и К. Коро.

Динамичности картины художник добился путём использования свободного мазка. Эта техника отвечает общей взволнованности творца, его влюблённости в то, что он видит перед собой.

Я никогда ещё так не любил природу.

И. Левитан в письме А.П. Чехову.

Ещё один приём импрессионистской техники в исполнении этой картины – обрезанность деревьев границами картины. Деревья объединены в отдельные группы, разбросанные в пространстве картины, что делает берёзовую рощу необыкновенно живой. Оживляет изображение и игра света и тени, колорит же напротив – сдержанный.

Картина «Вечерний звон» исполнена в 1892 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Год написания этой картины был счастливым в жизни Левитана. Стиль картины можно отнести к «церковному пейзажу», таких картин у художника несколько. Модель картины – Кривозёрский монастырь на Волге, не далеко от города Юрьевца. Двумя годами раньше Левитан исполнил этот же монастырь в своей картине «Тихая обитель». В новой картине Левитан уходит от излишней символизации, приблизившись к живой жизни.

На картине изображена высокая колокольня, взметнувшаяся над лесом, обозначает метафизическую вертикаль написанной художником жизни: от земли – к небу, от греховности – к святости. Как и во многих других картинах Левитана, небо, в розовых плывущих облаках, удваивается, благодаря отражению в тихой воде. В картине царит гармония, пронизанная тихим осенним светом, не нарушенная какими-либо контрастными сочетаниями.  Редко в каких картинах Левитана найдёшь людей, здесь же мы видим паром с паломниками, это придаёт картине реалистические черты. Композиция построена так, что река ведёт взгляд зрителя.

Картина «Владимирка» исполнена художником в 1892 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина считается единственным социальным произведением художника. У неё достаточно интересная история. Левитана и С. Кувшинникову объединяла ещё и любовь к охоте. Однажды, во время охоты, проплутав по лесу весь день, они вышли на дорогу.

Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!

И. Левитан.

Так родился замысел картины. С одной стороны она имеет революлюционную подоплёку, а с другой, она остаётся пронзительным образом русской земли.

Голубцы ставили безвестные мастера у дорог, чтобы прохожие могли сотворить у них молитву. Свинцовое непрозрачное небо с нависшими над дорогой тучами, грозящими близким ненастьем, задаёт скорбный мотив этой картины. Сама дорога, выписанная подробно и зримо, с массой вьющихся параллельно ей, исхоженных сотнями ног тропочками, с вбитой в неё навечно пылью, хранит в своей памяти многозвучный кандальный звон. Один из музыкальных элементов картины – среднерусский пейзаж с теряющимся вдали бесконечным горизонтом.

Картина «У омута» написана Левитаном также в 1892 году. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение её дяди – Н.П. Панфилова. Поблизости располагалось Берновво, имение Вульфов, друзей Пушкина. Здесь бывал Пушкин. Он услышал рассказ о дочери мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты. Так была создана знаменитая пушкинская «Русалка», а Левитан был полон решимости писать омут мельника. Левитан написал этюд. Для написания картины ему выделили большой зал в особняке. Картина получилась задумчивой, дышащей загадкой. Омут – сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана какая-то тайна – несчастная любовь, а может ужасное преступление или же что-то ещё, недоступное нашему пониманию.

У каждого в жизни был свой омут.

И. Левитан.

Небо в картине Левитана наполнено тревогой, оно светится глубоким светом в разрывах облаков. Тёмные отражения в воде усиливают «мистическое» звучание картины. Как жизнь противостоит смерти, так сопоставляются –  застывшая гладь воды в правой части картины с бурлящей слева.

Шедевр Левитана И.И. – картина «Над вечным покоем»

Картина написана в 1894 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Это одно из самых глубоких философски насыщенных произведений Левитана. В 1894 году, близ озера Уломан, где Левитан вместе с С. Кувшинниковой проводили лето, художник и задумал своё произведение. Древняя церквушка взята с этюда, сделанного в Плесе. Картина представляет зрителю противоположность торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержимым.

И. Левитан в письме П. Третьякову о картине.

Пока Левитан писал картину, С. Кувшинникова играла ему Героическую симфонию Бетховена.

Передвижники воспели русский пейзаж, задвинутый до сели на второй план в живописи. Жанр пейзажа показывает пронзительную красоту не громкой русской природы.

Появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…

И. Левитан о своём учителе – С. Соврасове.

На картине остров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью, теряющий свой смысл среди вечного безмолвия бесконечных пространств. Три стихии представлены на холсте – тёмная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой работы. Насквозь промокшие луга, протянувшиеся  до горизонта, добавляют бесприютности.  Старое кладбище с валящимися во все стороны крестами напоминает о бренности человеческой жизни. В окне старой церкви примостился огонёк, указывающий на путь к вечности.

Луг на опушке леса
  • Луг на опушке леса
Осень. Мельница. Плес
  • Осень. Мельница. Плес
Ранняя весна В крымских горах
  • В крымских горах
Берёзовая роща
  • Берёзовая роща
Над вечным покоем
  • Над вечным покоем
Вечерний звон
  • Вечерний звон
У омута Владимирка Март Осенний день. Сокольники
  • Осенний день. Сокольники
После дождя. Плес
  • После дождя. Плес
Сумерки. Стога
  • Сумерки. Стога
Свежий ветер - Волга
  • Свежий ветер - Волга
Туман. Осень Вечер золотой. Плес
  • Вечер золотой. Плес
Весна. Большая вода
  • Весна. Большая вода
Золотая осень
  • Золотая осень

rus-artist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта