Надвечное созревание Исаака Левитана. Плёс. Левитан плес картины
Исаак Левитан в Плёсе
Дом-музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана в Плесе, один из наиболее популярных музеев на Волге, был открыт 25 августа 1972 года в доме, принадлежавшем до революции купцу П. Солодовникову. В этом доме художник жил и работал летом 1888 – 1889 гг. вместе со своими друзьями, художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой.
Автопортрет
Дом-музей И.И. Левитана. Был открыт в 1972 году. Первый этаж дома (где раньше была купеческая лавка) полностью засыпан, из-за поднятия уровня воды в Волге. Здесь останавливался И.И. Левитан с друзями летом в 1888 и 1889 годах. На экспозиции можно увидеть подлинные работы художника
Памятник И.И. Левитану. Скульптор Н.В. Дыдыкин. Установлен в 1984 году у Дома-музея художника.
Волге и Плесу принадлежит особое место в творческой биографии Левитана. Месяцы, которые он провел здесь в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества. Здесь художник написал около 200 работ: картин, этюдов, рисунков, набросков. Среди них — более 20 известных пейзажей, многие из которых можно увидеть, гуляя по Плесу, под открытым небом. Волжская природа не только обогатила творчество Левитана новыми пейзажными сюжетами, но помогла в создании больших социально и философски украшенных картинных композиций.
Дом-музей И.И. Левитана. I зал экспозиции
Дом-музей И.И. Левитана. II зал экспозиции
Дом-музей И.И. Левитана. Комната С.П. Кувшинниковой в мезонине
В первом зале экспозиции можно увидеть репродукции и фотографии, которые рассказывают о жизни и творчестве Левитана. Во втором зале представлены подлинные картины и этюды, подаренные музею, или приобретенные в частных собраниях , в основном, московских коллекционеров, большую часть которых нашла Алла Павловна Вавилова, возглавлявшая музей в течении 35 лет. Здесь же можно увидеть и подлинные работы спутников Левитана - А.С. Степанова и С.П. Кувшинниковой. В мезонине дома - две мемориальные комнаты, где жил художник и его друзья. Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома, внучки купца Солодовникова. В интерьере конца 19 века – личные вещи Левитана – мольберт, этюдник, ягдташ.
1860 - родился 18 августа 1860 года, в посаде Кибарты (ныне Кибартай, Литва), близ станции Вержболово, Сувалкской губернии, в семье железнодорожного служащего.1860-е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын).1870 - семья Левитанов переезжает в Москву.1873 - Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс.1874 - переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым.1875 - умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым.1877 - умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна".1877 - 6 апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд маслянными красками.1879 - на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который бользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитанана стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого.1880 - январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенниий день. Сокольники".1880-1883 - Левитан живет под Москвой в Останкино и дешевых московских гостиницах.1883 - вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде.1884 - принят в число экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).1885 - совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов", предлагая ему получить диплом неклассного художника.1885 - учавствует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову.1886-1889 - живет в Москве, в номерах "Англия" на Тверской улице.1886 - первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой.1887 - первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая.1888-1889 - вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров.1890 - получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь".1890 - П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу (Берлин, Париж, Ницца, Бордигера, Ментона, Венеция, Флоренция). Лето вместе с С.П.Кувшиникой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма).1891 - принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.1892 - создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника"). Зимой Валентин Серов пишет в его мастерской его портрет.1893 - живет и работает под Вышним Волочком, близ озера Удомля.1894 - дарит Павлу Третьякову картину "Владимирка". Вторая поездка за границу (Вена, Ницца, озеро Комо, Париж).1895 - создает ряд шедевров яркого, праздничного характера - "Март", "Свежий ветер. Волга", "Золотая осень".1896 - в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках "мотива для новой песни". На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде экспонируются картины Левитана.1897 - тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину "Весна. Большая вода". Третья поездка за границу (Вена, Северная Италия, Швейцария, Германия). В ноябре избран действительным членом мюнхенского Сецессиона.1898 - 23 августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. Май-июнь - четвертая поездка за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж). 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.1900 - по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана.1900 - умирает 22 июля 1900 года в Москве...
ples-volga.ru
Плес достопримечательности фото и описание Музей Левитана в Плесе
Плес достопримечательности фото и описание
Приветствую читателей сайта! Сегодня мы с вами побываем в волжском старинном городе Плесе, самом малом городе России: побываем в музее Левитана в Плесе, на Торговой площади, Соборной горе — увидим достопримечательности Плеса фото и описание города зимой.
Плес называют жемчужиной Волги, золотым Плесом, это один из древнейших волжских городов на высоком правом берегу Волги, на полпути между Костромой и Кинешмой. Люди жили здесь с давних времен, впервые Плес упоминается в Новгородской летописи 1141 года. Тысячи людей каждый год приезжают сюда отдохнуть и полюбоваться удивительными пейзажами.
Вид с набережной Волги на противоположный берег, мы на главной улице Плеса, ул. Советская:
Идем по Волжской набережной, переходим Нижний Шохонский мост, здесь река Шохонка впадает в Волгу. На льду отважные рыбаки, лед еще полностью не замерз, у моста большие полыньи:
Сразу за мостом, в начале улицы Луначарского находится Мемориальный Дом-музей И.И. Левитана, где мы с вами побываем на экскурсии.
Музей Левитана в Плесе
В этом доме художник жил и работал в летние месяцы 1888 — 1890 года. В бывшем доме купца Андрея Ивановича Солодовникова был открыт Дом-музей И.И. Левитана 25 августа 1972 года.
Исаак Ильич Левитан (1860÷1900 гг.) — один из самых известных пейзажистов русской и европейской живописи. Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были А.К. Саврасов и В.Д. Поленов; позже в 1890 году Исаака Левитана пригласили руководить пейзажным классом — это было время расцвета мастерства И.И. Левитана, его широкого признания, он стал академиком живописи.
Музей Левитана в Плесе — один из самых посещаемых музеев на Волге, здесь за годы существования музея уже побывали миллионы туристов, сюда приезжают поклонники, ценители живописи И. Левитана со всего мира.
В течение 35 лет музей возглавляла Алла Павловна Вавилова, заслуженный работник культуры России, ее стараниями были собраны картины и этюды, подаренные музею, а также приобретенные у частных коллекционеров.
Экспозиция музея состоит из нескольких залов. В первом зале коренная жительница Плеса, Любовь Лебедева, научный сотрудник Дома-музея Левитана, интересно рассказывает о жизни Левитана в Плесе, его творчестве. И. Левитан бывал в гостях в доме ее деда, во дворе их дома еще сохранились старинные постройки
В 1888 году молодой художник Исаак Ильич Левитан со своими друзьями Софьей Петровной Кувшинниковой и Алексеем Степановичем Степановым, плывя пароходом по Волге в поиске подходящего места для работы, делают остановку в Плесе.
Городок показался им удивительно красивым и поэтичным, особенно привлекла внимание художников маленькая деревянная церквушка на Петропавловской горе (сейчас гора Левитана), позже Левитан изобразил ее на своих картинах.
Раньше здесь стояла церковь XVII века свв. Петра и Павла, она сгорела в 1903 году. На ее место в 1982 году привезли из села Билюково Ильинского района Ивановской области такую же рубленную деревянную церковь Воскресения.
Еще два летних сезона 1889 и 1890 года Левитан приезжал в Плес. После первых выставок его работ, написанных в Плесе, о нем заговорили как о талантливом художнике. На основе этюдов и набросков, сделанных в Плесе, Левитан создал более 20 выдающихся произведений: «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень. Слободка» и другие.
За три летних сезона в Плесе Левитаном написано около 200 этюдов, рисунков, набросков, что составляет значительную часть его творчества, его творческого наследия. Они хранятся во многих крупных музеях страны.
Плес музей Левитана. Рассказ о жизни и творчестве Левитана в репродукциях и фотографиях:
В отдельной витрине можно видеть личные вещи Левитана, дар музею А.Л. Лурье-Бирчанской:
Во втором зале Дома музея Левитана представлены подлинные картины художника и его друзей.
Левитан И. Крымский пейзаж, 1887 г., холст, масло. Красоты Южного берега Крыма — здесь художник был в марте 1886 года:
Левитан тонко чувствовал и воспринимал неуловимые изменения в жизни природы, передавая чувства, талантливо изображал краски природы на холсте, в этюдах и картинах. Красивые места и просторы великой реки Волги вдохновили Левитана на создание панорамных пейзажей, здесь были написаны первые натюрморты, любимые полевые и лесные цветы, этюды «Одуванчики»- 1889 г., находится в Чувашском государственном музее, Чебоксары; «Розы», 1894 г. — Плес музей Левитана.
В очарованьи русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна… Николай Заболоцкий
Левитан. Волга, 1889 г., холст, масло:
Кувшинникова С.П. (1847÷1907). Ручей в лесу, 1889 г.
Левитан. Цветущие яблони, 1896 г., холст, масло
В зале скульптурный портрет Исаака Ильича Левитана, 1954 г., работы Г.П. Гутмана (1916÷1975), переданный в дар музею из фондов Государственной Третьяковской галереи:
Левитан. Розы, 1894 г.,картон, масло:
Работы художников современников:
В зале много портретов друзей и современников И. Левитана. Письменный стол и книжный шкаф из московской мастерской художника:
Кувшинникова С. Московский переулок, 1891 г.
Кувшинникова С. Ум и красота, 1898 г.
Жилые комнаты в особняке Солодовникова располагались в мезонине второго этажа.
Интерьер комнаты И. Левитана, в комнате жили Левитан и Степанов. Старинные стены хранят память о художниках, из окна открывается панорамный вид на Волгу:
В обстановке комнаты конца XIX века личные вещи Левитана — этюдник, мольберт, подаренные музею родственниками художника:
Комната С.П. Кувшинниковой, спутницы И. Левитана
За время пребывания в Плесе Левитан побывал во всех уголках города и его окрестностей, красота этих мест была отражена в его картинах: «Мельница», 1888 г. — картина написана на реке Шохонке; здесь написаны картины»Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; Успенский собор и существовавшая ранее Казанская церковь на Соборной горе запечатлены в картине «Вечерний звон», 1892 г.
Своими работами, посвященными Плесу, Исаак Левитан привлек к городу и его красивейшим пейзажам большое внимание общественности. В конце XIX века город Плес и его окрестности становятся любимым местом отдыха русской интеллигенции.
В Плес приезжают художники, его друзья, а также известные живописцы И.Е. Репин, В.В. Верещагин, Ф.А. Васильев, Плес также оставил след в их творчестве. В XX веке Плес становится популярным дачным местом.
Плес достопримечательности фото и описание. Плес зимой фото
Вся история возникновения и развития города неразрывно связана с Волгой, население Плеса и сейчас небольшое, здесь постоянно проживают менее 3000 человек.
В городе несколько старинных церквей. Известная достопримечательность Плеса Церковь Воскресения Христова, построена в 1817 году, на Торговой площади (сейчас это пл. Революции). В Плесе снималось много художественных фильмов, Воскресенскую церковь можно увидеть в фильмах: Золотой теленок, Китайский сервиз, Два капитана, Жестокий романс.
Напротив церкви деревянная часовня Михаила Архангела из деревни Антоново, построена в 1825 году, была перевезена сюда в 1980 году. Сейчас здесь находится выставочный зал Плесского музея.
В нижней части бывшей Торговой площади расположена Калашная улица — старейшая улица Плеса с торговыми павильонами, где можно приобрести местные сувениры и товары.
Соборная гора находится в центре — сердце города, отсюда начался его рост и развитие. На берегу Волги, недалеко от места впадения реки Шохонки, издавна проживали люди.
В 1410 году на месте существующего поселения московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, построил новую крепость, которая контролировала торговый путь на Волге и стала частью таможенно-оборонительной системы города. Первая плесская крепость была сожжена дотла ханом Батыем в феврале 1238 года при нашествии татаро-монгол.
На выступающем вперед высоком берегу Волги, ограниченном с двух сторон глубокими оврагами, идеальное место для крепости, кромка берега раньше возвышалась над водой на 50 метров. Крутой берег и окружающие гору овраги делали ее неприступной, с противоположной Волге стороны крепость была защищена глубоким рвом и валом, остатки которых сохранились здесь с 1410 года.
Плес достопримечательности фото — Успенский собор, 1699 год:
На Соборной горе находится старейший храм города Успенский собор, построенный в 1699 году. Напротив собора находится здание Присутственных мест для размещения уездной администрации, построенное в 1786 году по образцовому проекту екатерининских времен. Позже, в конце XIX века, здесь были городская управа и Высшее начальное училище.
В 1910 году, год празднования 500-летия Плеса, на Соборной горе у здания присутственных мест установили памятник основателю города великому князю Василию I.
В начале XVII века плесскую крепость сожгли отряды пана Лисовского, больше крепость не восстанавливалась. Сейчас Соборная гора — излюбленное место прогулок жителей и гостей Плеса.
На противоположной от Волги стороне Соборной горы видны остатки мощного крепостного рва и вала. А по всему периметру горы проходит аллея со смотровыми площадками, с которых просматривается Волга на несколько километров.
Плес зимой фото с Соборной горы
Башни крепости обеспечивали широкий обзор, вид на Волгу:
Березам, высаженным по периметру Соборной горы, около 150 лет.
Вид на волжские берега в Плесе фото:
Плес город на Волге:
Изгородь и беседки воссозданы по старым фотографиям в 2009 году:
На Соборной горе — над Плесом:
Вид с Соборной горы на долину реки Шохонки, Заречье (ранее Рыбная слобода):
На фото слева можно видеть церковь Варвары Великомученицы (1821), она запечатлена на картине Левитана «Золотой Плес». Внутри храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы.
В центре фото на горе Левитана рядом со старинным кладбищем стоит Воскресенская деревянная церковь (1699), такая же церковь была изображена на картине Левитана «Над вечным покоем».
Вид на Заречье и лес Ключи с Соборной горы:
Очень богата природа Плеса: на склонах волжских берегов, вдоль реки Шохонки, на склонах местных холмов встречаются редкие растения, включенные в областную Красную книгу и Красную книгу России. Жители собирают грибы и ягоды в долине реки Шохонки.
Очень интересно побывать здесь летом, увидеть необъятные просторы берегов Волги и ощутить завораживающую красоту здешних мест. Здесь настоящий музей природы под открытым небом с удивительной палитрой красок, живописными пейзажами.
Посмотрите небольшое видео:
Малые города России: Плес — здесь стоит Дом-музей Исаака Левитана
Каждый год здесь бывает около полумиллиона туристов — летом гуляют, отдыхают, катаются по Волге, зимой катаются на лыжах. Плес очень гостеприимный город на Волге, где каждый может отдохнуть, набраться сил, напитаться красотой русской природы.
Надеюсь, вам была интересна статья Плес достопримечательности фото и описание Музей Левитана в Плесе, поделитесь своим мнением в комментариях под статьей, поделитесь с друзьями.
Вам будет интересно побывать в Музее льна и бересты, который находится в Костроме, недалеко от Плеса.
Интересных Вам впечатлений и путешествий по просторам нашей родины!
Вам также будет интересно прочитать:
puteshestvievmirprirodi.com
Левитановский Плёс - deni_m
Левитановский Плёс.Буду потихоньку выкладывать майский материал путешествия на т/х Александр Грин по Оке и по Волге)Основное все, скорее всего, с сентября)
Плёс.
С древних времен город Плёс строился подобно другим русским городам – крепость, за ней посад, а затем слобода.Город стоит на высоких холмах и имеет очень необычный рельеф, но, несмотря на сложный ландшафт,
Место конечно ооочень красивое! Рай для художников и для фотографов.В 1889 году великий русский художник Исаак Ильич Левитан в Плёсе написал картину «После дождя. Плёс»,которая считается одной из лучших картин не только этого периода, но и вообще всего творчества Левитана.
Картина «После дождя. Плёс» была приобретена Павлом Третьяковым в 1890 году.На ней изображён берег Волги в пасмурный, облачный день.Только что прошёл дождь, ветрено, речная вода покрыта рябью. В центре картины изображены баржи и лодки, стоящие у берега, а слева на заднем плане — плывущий по Волге пароходик.Справа на заднем плане видны плёсские дома и церковь.
Исаак ЛевитанПосле дождя. Плёс. 1889Холст, масло. 80 × 125 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1.Теплоход подходит к Плёсу. Погода солнечная, но тучи настораживают)Я сразу почуял что-то не ладное - надо быстро выгулять Карлсона.
Стоянка теплохода была короткой, да и тучи быстро сгущались над маленьким городком.Забив на экскурсию, времени мало, схватил фотоаппарат и помчался в сторону холма.
2.
3.Плес до сих пор сохранил историческую планировку, сложившуюся в 17-18 вв. В настоящее время это его основное отличие от других древнейших русских городов.
4.Культурная, но длинная дорога на вершину холма. Короткую дорогу нашел при спуске)
5.Поднялся. С вершины открывается потрясающий вид на Плёс и Волгу.
6.
7.Среди всей это красоты есть и брошенные дома.
8.И вот такое можно встретить в Плёсе.
9.Политика добралась и сюда...
10.Главный храм центральной части Плёса. Здесь размещена картинная галерея, в которой выставлены работы местных мастеров.Воскресенский храм стоит на крутом спуске к Торговой площади и как бы возвышается над торговыми рядами XIX века.
11.Красивые и аккуратные причалы.
12.
13.Шикарные одуваны!)
14.Карлсона выгулял, быстро, сколько мог, пробежал пофотографировал - пора на теплоход.
15.Как я и предполагал, погода начала портится, тучи стали темнее и суровее, поднялся ветер.
16.Буквально впритык рискнул подлетнуть около Грина.Садился Карлсон с первыми каплями дождя.
17.И даже в дождь Плёс красив!
Заканчиваю картиной Левитана "Вечер. Золотой Плёс."
Первая поездка на Волгу, состоявшаяся в 1888 году не принесла художнику ничего, кроме разочарований ("разочаровался я чрезвычайно... серое небо и сильный ветер... ну просто смерть!"), то в последующие годы Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса.
"Золотой Плес" - один из шедевров, созданных Левитаном в это время.С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой...
Исаак ЛевитанВечер. Золотой Плёс. 1889Холст, масло. 84,2 × 142 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
deni-m.livejournal.com
Плёс (Ивановская область) - путешествия и прочее
Живописные просторы этого замечательного места вдохновляли художника Левитана писать свои полотна. Речь идёт о Плёсе.История Плёса
Первое упоминание о Плёсе зафиксировано в первой Новгородской летописи за 1141 год. Как подтверждают и археологические раскопки, уже во времена средневековья, Плёс имел внушительные размеры: протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. При этом, была застроена не только первая, но и вторая береговая террасса. И сейчас можно с уверенностью сказать, что Плес Возведенный во 2 половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое гнездо, cтал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству.Панорама Плёса
Первая плесская крепость, которая была возведена во второй половние, пала и была сожжена в 1238 году во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в "Сказании о разорении Рязани Батыем".
Вид с холма на Волгу
Новая крепость была отстроена в 1410 году. Возведение укрепления было связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость - опорный пункт на подступах к Костроме. Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов. История города - крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. Судя по археологическим раскопкам, крепость догнила еще до набега, то есть не была сожжена. С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.
Успенский собор
Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние - в селах Красное и Сидоровское.
С XVII в. Плёс, оставив роль крепости, стал развиваться как торговый город - порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А с окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Когда - то пригород Костромского уезда, Плёс в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры. В экономических документах, написанных в то время, сообщается: "В Плёсе была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках ..."
Вид на холм Левитана
Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный. Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи. Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.
Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново - Кинешма. Отправка хлеба гужевым транспортом из-за становится не выгодной, и в этот момент в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) переезжают многие Плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием "Плесские дворы"). Население Плёса уменьшается вдвое, останавливается различная деятельность, и жизнь в городе замирает. С тех пор, Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.
Вдоль по набережной Плёса
Левитан в Плёсе
Красоту Плёса и его окрестностей показал на своих полотнах великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан. Впервые Левитан побывал в Плёсе весной 1888 года вместе со своими друзьями С.П. Кувшинниковой и А.С. Степановым. Художники путешествовали вверх по Волге на пароходе-колеснике в поисках живописных мест для этюдов. Решение остановиться пришло мгновенно, как только из-за поворота показался высокий зеленый холм, а на нем - маленькая деревянная церковь и возле нее - кресты погоста. По совету грузчиков художники остановились в доме купца Солодовникова.В музее Левитана
Уютный патриархальный город Плёс оказался "премилым уголком, удивительно поэтичным, красивым и тихим". Но главное, конечно, была Волга, волжские пейзажи, обещавшие Левитану разнообразную натуру. В Плёс художники приезжали еще дважды, в 1889 и 1890 году. Жили почти по полгода, с весны до поздней осени. Около двухсот работ было написано Левитаном непосредственно на натуре или позднее по волжским впечатлениям. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам М.В. Нестерова, "послужили основой для настоящей известности И.И. Левитана".
Холст, краски, вдохновение подарит Плёс
Произведения И.И. Левитана занимают особое место в собрании музея. К его ранним работам относится небольшая картина "Полустанок", в которой он одним из первых в русской живописи попытался выразить своеобразную поэзию железной дороги. Он выступил художником-новатором, который уже тогда умел находить новые, современные сюжеты и мотивы. Левитан вновь вернулся к этому мотиву в конце своего творческого пути. Этюды "Овраг с забором", "Ствол дуба ранним летом" относятся к тем многочисленным штудиям 1880-х годов, когда Левитан, по словам М.В. Нестерова, "работал с огромной энергией, изучая ландшафт в его деталях, в мельчайших подробностях".
Чай из самовара
Достопримечательности Плёса
Варваринская церковь - построена в 1821 году на возвышенности в восточной части Плёса, недалеко от берега Волги. Играет важную роль в панораме Плёса. Угол наклона колокольни Варваринской церкви 10 градусов.Воскресенская церковь это копия знаменитой церкви, которая была изображена на картине левитана "Над Вечным Покоем". В 1903 году эта церковь сгорела. В Ильинском районе Ивановской Области имелась подобная церковь – Воскресенская – 1699 года создания. И ее в 1982 году перевезли в Плёс и поставили на месте уже забытого пожарища. Это произошло только после открытия в Плёсе дома-музея И.И. Левитана, которое заставило обратить внимание на опустевшее «левитановское» место города.
Троицкая и Введенская церкви - это Парадные ворота Плёса. Церкви расположены на площади городского автовокзала при въезде в город из Иванова. Отсюда в старые врмена начинался в Плёсе шуйский и нерехтский тракты. Архитектурный ансамбль состоит из холодной церкви Троицы Живоначальной и теплой Введения во храм Пресвятой Богородицы. Летняя Троицкая церковь была построена в 1808 году, и стала первой каменной приходской церковью в Плёсе. Зимний каменный Введенский храм сооружен в 1828 года.
Успенский собор построен в 1699 году на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Это древнейший памятник культового зодчества Плёса, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко. Как и многие места в Плёсе, храм был запечатлен на картинах Левитана. Элементы собора изображены на картинах "Тихая обитель" и "Вечерний звон".
Церковь Спаса Преображения - построена в 1840-49 годах на месте мужского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного в 1764 году. Здание кирпичное, побеленное. Интересный пример храма в северной части области, выполненного в запоздалых формах раннего классицизма и обладающего подчеркнуто монументальным обликом.Расположена на западной окраине города, на небольшой возвышенной площадке на склоне холма над Волгой. Играет важную роль в городской панораме.
Часовня Николая Чудотворца - построена в 1892 г. из кирпича и побелена по кладке. Хороший образец небольшой городской часовни данного периода в русском стиле. Расположена на возвышенности в восточной части города, на пересечении улиц Урицкого и Кропоткина.
Святой колодчик - Представляет собой небольшой малой мощности родник, питающийся грунтовыми водами. Расположен у основания склона коренного берега ручья Чернавка. Представляет собой вид небольшого овражка, проходящего между пологими возвышениями. Глубина овражка около двух метров. Родник восстановлен и одет срубом местными жителями около 15 лет назад. Недавно около колодца установлен небольшой деревянный православный крест с иконой Богоматери Казанской. Родник почитается местными жителями, считается святым и целебным, является местом паломничества.
Дерево любви - это две сосны в Плёсе, сросшиеся друг с другом одной веткой. По местным поверьям, для того, чтобы сбылось загаданное желание, на "дерево любви" нужно повязать какую-нибудь ленточку. Из-за этого дерево напоминает новогоднюю ёлку: оно всё в разноцветных ленточках.
Крепостной вал и ров на Соборной горе постройка оьтносится к 1410 году. При строительстве укрепления был насыпан земляной вал с противоположной от берега реки стороны. Этот вал и фрагмент рва сохранились до наших дней. Строились укрепления в период, когда отдельные русские княжества начинали объединяться под рукой московского государя и создавалось единое Московское государство. Укрепления были частью единой таможенно-оборонительной системы, необходимой московским князьям для контроля Волжского пути. В районе Плеса Волга течет в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть еще на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам.
Мемориальный Дом-музей И.И. Левитана открыт в 1972 году. В этом доме художник жил и работал летом 1888 - 1889 гг. Мемориальные комнаты и экспозиционные залы знакомят посетителей с творческой биографией И.И. Левитана, великого русского художника-пейзажиста. В музее находятся подлинные работы художника и его современников. Время работы музея:с 9-00 до 17-00,перерыв: c 13-00 до 14-00,выходной: понедельник*С 30 декабря по 10 января экспозиция работает с 10-00 до 16-00.
Памятник князю Василию Дмитриевичу поставлен в 1910 году у здания Присутственных мест в год празднования 500-летия Плёса. Надпись на памятнике гласит: "Сооруженъ въ царствованiе Императора Николая II-го въ память 500-лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского. 1410-1910".
Экспозиция Художественные промыслы Ивановского края располагается на Набережной, напротив туристического причала, в здании "Мучных рядов", памятнике архитектуры второй половины XIX века. В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовой ткачество, лаковая миниатюра двух центров, Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка.Особенность экспозиции в том, что наряду с историческими экспонатами, здесь показаны образцы современных изделий.
Музей Свадьбы расположен в старинном деревянном доме, в котором когда-то жил зажиточный плёсский аптекарь, выдававший замуж свою дочь. Сотрудники музея будут рады познакомить Вас с особенностями местного городского свадебного обряда, расскажут об уловках, на которые шли родители будущих молодожёнов, чтобы выгодный брак состоялся, и предложат желающим почувствовать себя в роли традиционных свадебных персонажей.
Музей пейзажа открыт в 1997 году в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорнова. Экспозиция музея демонстрирует различные направления русского и советского пейзажного искусства. Живописные окрестности Плёса, послужили основой для создания ряда всемирно известных работ Левитана и для ряда поколений художников-пейзажистов. Музей пейзажа знакомит посетителей с коллекциями русской и советской пейзажной живописи.
Музей древнерусской семьи показывает жизнь наших предков в период до ордынского нашествия. В основу создания музей легли результаты 20 лет археологических раскопок в Плёсе, который на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси. Музей расположен на территории средневековой усадьбы, которую восстановили по данным археологии, которя сгорела во время ордынского нашествия в феврале 1238 года. Все экспонаты музей найдены во время архиологических раскопок. Усадьба состоит из мужской и женской половины.
Дом плесской хозяйки XIX века - в музее вы сможете познакомиться с хозяйкой, которая расскажет о старинном плесском житье, покажет бытовые принадлежности, предложит разжечь светец, погладить белье рубелем, примерить лапти, попробовать приготовленную в печи кашу.
Усадьба Миловка памятник садово-паркового искусства. Представляет собой хорошо сохранившийся усадебный комплекс. Начало формирования комплекса приходится на начало XIX века. Активно развивался до начала Октябрьской революции. В усадьбе имелось 4 водоема, в настоящее время сохранился один центральный пруд перед усадебный домой. Малый парковый пруд сохранил дамбу и общую конфигурацию, но в настоящее время сухой. В парке сохраняются насаждения из липы и березы в возрасте 140-160 лет, дуба 120-140 лет, имеются отдельные деревья пихты сибирской — возраст около 100 лет и один кедр — около 100 лет.
Василевский парк - представляет из себя характерный усадебный парк для XIX-XX веков при доке, выполненный из разнородных насаждений в пейзажном стиле. Возраст насаждений составляет около 90-110 лет. Растут: сосна обыкновенная, кедр, пихта сибирская, ель, лиственница сибирская, липа, клен. В советский период в парке появился клён остролистный и клён ясенелнстный (американский), ель колючая (голубая) и некоторые другие. На территории имеется небольшой пруд. Ценность представляет травянистый склон, спускающийся к реке Тахе.
Усадьба "Алексеевская" представляет собой уникальный памятник садово-паркового искусства, имеющий в своем прототипе парк Петродворца. Парк выполнен из липы мелколистной, берёзы бородавчатой, ели обыкновенной, пихты сибирской. Имеются посадки акации и сирени. Планировка представлена системой аллей, каналом, ведущим от пруда к усадебному домику. На территории парка имеется средних размеров заболоченный пруд. С востока и севера усадьбу охватывает огромный искусственный пруд. Со стороны на пруду имеется небольшой остров.
Материалы взяты с сайтов:
www.plyos.orgwww.komandirovka.ruwww.russian-goldenring.ruwww.apograf.ru
ru-travel.livejournal.com
Исаак Левитан и Плёс - AkAdAhA_Z: склад незаконченных рассказов
Живопись И. Левитана и прогулка по Плёсу.Таки удалось нам выбраться всем семейством на юбилейную выставку работ Исаака Левитана «К 150-летию со дня рождения» в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Это фантастика – столько Левитана в одном месте! Очень много картин, которые я вообще никогда и ни в каком виде не видела, и, наверное, теперь больше не увижу, например, из Израильскогого музея в Иерусалиме. Оказывается у Левитана есть потрясающие по реалистичности работы пастелью. Несмотря на то, что получилось у нас всё «бегом-бегом» впечатлений положительных осталось море, а задел вдохновения получен на год вперед. Для меня Левитан – это, в первую очередь, работы, связанные с Плёсом, а Плёс – это, в первую очередь, Левитан. Ага! «Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс»...
Плёс – маленький городок, раскинувшийся на берегу Волги на высоких холмах и глубоких оврагах. Сейчас здесь проживает всего лишь 2,5 тыс. человек. В городе нет никаких производственных предприятий, но постепенно ему возвращается слава волжского городка-курорта, которая была у него еще в в конце 19 века. Левитан приезжал в Плёс несколько лет подряд, первый раз - в 1888 году. Я думаю не ошибусь, если скажу, что как и прежде, в настоящее время большинство туристов прибывают в этот город по реке, раньше на пароходах, а теперь на теплоходах. Что открывается взору речного путешественника – конечно, красивая набережная – главная улица речного городка.
И. Левитан. Свежий ветер. 1895 г.
На картине выше изображена Волга не совсем в районе Плёса, но частичка этого города в ней безусловно есть, именно в Плёсе у Левитана появились первые задумки этой работы. Вообще у Левитана немало работ, которые хотя и вгылядят абсолютно пленэрными, на самом деле ни что иное как мозаика абсолютно разных мест.
И. Левитан. После дождя. Плёс. 1889 г.
А вот здесь уже настоящий пейзаж Плёса. До сих пор по прежнему радует глаз архитектура Воскресенской церкви (1817г.), пожалуй, центральной доминанты всего Плёса.
Сегодня улица Советская, идущая вдоль набережной Волги самая ухоженная в городе. Все дома отреставрированы или отстроены заново. К 600-летию, которое город отмечал в прошлом году, Плёс приобрел свою образцовую парадную набережную, не успела правда принарядиться Воскресенская церковь.
По настоящему влюбляешься в Плёс, когда оказываешься на одной из его гор (холмов) и утопаешь в бескрайних волжских просторах и раскинувшихся по склонам островках из деревянных домиков.
У большинства гостей знакомство с городом начинается с Соборной горы. Заберемся туда и мы.
На Соборной горе находится Успенский собор (1699г.)
Его колокольню мы можем найти на двух известных работах Левитана, окончательный сюжет которых тоже набран из нескольких мест.
И. Левитан. Вечерний звон. (1892 г.)И. Левитан. Тихая Обитель. 1890 г.
Спустимся с горы и пройдем по мостику через речку Шохонку, которую, конечно, тоже запросто найдем у Левитана.
И. Левитан. Осень. Мельница. Плёс. 1888 год.
Здесь у подножия горы Левитана (бывшая Петропавловская гора) стоит дом купца А.И. Солодовникова. В мезонине этого дома остановился Левитан, когда приехал в Плёс первый раз, а сейчас здесь дом-музей И.А. Левитана. Перед зданием ему установлен памятник.
Теперь поднимемся на гору Левитана к той самой церквушке, которая больше всего покорила Левитана в Плёсе. Карабкаемся вверх по улицам плёсского Заречья.
И. Левитан. Уголок в Плёсе. 1888 год.
И. Левитан. Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890 года.
И вот она – церковь Воскресения Христова (1699г.) на горе Левитана. Именно отсюда Левитан вынес часть сюжета одной из самых своих известных работ – «Над вечным покоем». Правда церковь нынче не та, Левитан изображал церковь Святых Петра и Павла, сгоревшую в 1903 году.
И. Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888 г.
И. Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге. 1888 г.
А церковь Воскресения Христова, которую мы видим сейчас, была привезена сюда в 1982 г. из села Билюково, Ильинского района Ивановской области.
Сами же водные просторы «вечного покоя» находятся под Вышним Волочком на озере Удомля, а вот церковь там показалась Левитану неприглядной и он взял полюбившуюся плёсскую церквушку Петра и Павла.
И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.
Вот какие просторы открываются на самом деле с горы Левитана.
Отсюда хорошо видно Варваринскую церковь (1821г.).
Она же запечатлена Левитаном в конце 19 века.
И. Левитан. «Вечер. Золотой Плёс». 1889 год.
И, напоследок, главная достопримечательность Плёса, конечно, Волга.
И. Левитан. «Вечер на Волге». 1888 г.
И. Левитан. «В пасмурный день на Волге». 1888 г.
На этом позвольте закончить нашу коротенькую прогулку по Плёсу, а в завершение хотелось бы показать еще несколько (малую часть) моих любимых картин и этюдов Левитана, к Плёсу уже не имеющих никакого отношения.
И. Левитан. «Осень. Дорога в деревне». 1870 г.
И. Левитан. «Деревня. Зима». 1877-1878 года.
И. Левитан. «Половодье». 1885 г.
И. Левитан. «Разлив». 1895 год. (одна из работ, выполненных пастелью, которая очень удивила и поразила меня - личное открытие на выставке)
И. Левитан. «Цепь гор. Монблан». 1897 год. (Еще одно открытие... если учесть, что это к тому же этюд...)
И. Левитан. «Ранняя весна». 1898 год.
Спешите успеть - выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу продлится до 20 марта. Чтобы избежать небольшой неприятности в виде большой очереди, советую приезжать часа за два до закрытия (в 16.00 - 17.00), тогда даже в выходной день не придется в ожидании мерзнуть на улице.
akadaha-z.livejournal.com
Надвечное созревание Исаака Левитана. Плёс
Пейзажи Левитана – в них много за рамой – там его безымянный оппонент. Бывает, думаешь – ушло из людей внутреннее спокойствие – а было ли оно?.. Дивное место, Плёс, пропиарил оператор Парфенова в фильме «Русские евреи».
Сегодня посмеиваются над пейзажной живописью, называют всё – Шишкиным. Понять это можно, мы пережили XX век, и «главный по вареникам» торжественно сказал: «Важное должно быть видно». Когда Левитан получал образование в училище, которое сегодня носит имя Глазунова, ему приходилось слышать нечто подобное. Десятилетие, в которое Левитан стал художником, отмечено появлением такого альтернативного Академии художеств института, где есть и имя Шишкина, как «Передвижники».
Передвижники – это и возможность заработка, и самовыражение, и поиск национальной идеи – у истоков преподаватели Перов, Саврасов. И дело даже не в том, что им надоели «ордена, эполеты, андреевские ленты» – живописи нужен воздух, и Левитан любил тихий вечерний воздух. Биографы будут потом активно цитировать из весеннего письма 1887 года: «это божественное нечто, разлитое во всем». Учителя тянули его из мастерской на улицу, и Левитан раскрылся изнутри, стал свободен.
Передвижники – это раскрепощенность чувств без страха превысить лимит восприятия. Левитан оказывается втянут своими учителями в эмоциональный диалог с природой – у меня было другое сравнение – распахнул ставни души. Он мог надорваться, как Саврасов, но выдержал, Чехов даже обыгрывает имя, «по-левитановски», несмотря на «порочное» сердце. Биографы пишут о резкой смене настроения, свойственной его характеру, – в Плёсе (1888-1890) Левитан преодолевает себя.
Если так можно говорить о художнике – становится философом. Пять меланхолических писем 87-ого, первая неудавшаяся поездка по Волге, душевный надлом, напряженная работа, малый успех крымских этюдов, ничем пока достойным не завершенное десятилетие, начавшееся с триумфа. «Осенний день. Сокольники» (1879) приобретает Петр Михайлович Третьяков для своей галереи.
Паустовский крепко распространяет слух, что у Левитана на полотнах нет людей – здесь тонкость:
Другой биограф, Евдокимов, приводит интересное наблюдение, с выставки, где продана картина. «Ненужную женщину влепил в пейзаж», – ругает Левитана подвыпивший Саврасов и ставит ему «отлично» с двумя минусами. Левитан любит своего учителя, прислушивается, ищет по кабакам, и пользуется, чтобы побыть рядом, возможностью поднести шляпу. Сказанное не могло не повлиять, тем более что «женщину влепил», если читателя это интересует, даже не сам Левитан…
В письме к Чехову (брат которого и «влепил») через год после Плёса Левитан пишет: «милая наша компания, состоявшая из Софьи Петровны, меня, Дружка и Весты-девственницы» (Затишье, 29 мая 1891, Чехову А.П.) – это уже сложившаяся компания. Название места в глубине Тверской губернии очень соответствует его теперешнему после-плёсному состоянию. Он научился работать в плохую погоду, но, что еще важнее, пришел к философии, что нет плохой или вредной погоды. «После дождя. Плёс» (1889).
Веста – это его собака, охотничья, а в мифологии – богиня очага, то есть это такая в имени собаки ирония над своим неустроенным бытом. И в ранние годы Левитан зачитывается книгой об охоте – необходимое тогда утешение, Левитан жил бедно и никогда больше о том времени не вспоминал. Дружок – Алексей Степанов, с которым вместе начинали, единственный, кто мог его понять, и это, вероятно, сближало. Софья Петровна – хозяйка литературного салона, в который они все входили.
Степанов – очень буквален, «Лоси едят сено зимой» (1889). Эта картина понравилась Третьякову. И академиком станет уже после смерти Левитана. Его пребывание в Плёсе отмечено тем, что он - как бы - сторонний наблюдатель жизни мастера. Левитан – иносказателен. Веста лаяла, сколько ее просили: раз, три, восемь. Софья Петровна – дикарка в мужских брюках, без головного убора, прекрасно играла на рояле, не могла не обаять и собой смущала плесовчан – это о достоинствах.
В России не так много мест, где бы ландшафт так полно сливался с личностью художника, как здесь, в Плёсе – каждый шаг ставишь вслед Левитану. Я в восхищении от маленьких дорожек. Вниз по склону идет деревянная лестница. Когда Левитан поднимался здесь, ее не было, ему приходилось вскарабкиваться по отлогому склону, в котором были ветхие ступени к старой церкви. Человек искал место, с которого он лучше увидит Россию, и нашел эту точку – в Плёсе.
Левитан отдал свое имя не училищу – печальному пейзажу, и если хочется сказать, но не умеешь выразить, достаточно произнести – «левитановский», и тебя поймут (это подмечает А.П. Чехов). Деревянная церковь, к ней ведет дорога, мощенная выпуклым булыжником, и старые фонари. Чтобы представить, как заинтересовала Левитана эта церковь, не обязательно листать биографии, достаточно вглядеться в два этюда, где внутреннее убранство церкви, и то, как они вошли туда…
Красное, цвета свечи, одеяние алтаря, сгустившийся под потолком мрак монастырской кельи, дальше нужно домыслить: пахнуло ладаном, услышали пение отца Якова, служившего обедню. Левитан списывает ветошь иконостаса и внешний вид церкви, но чуть менее удачно. Третьякова это интересует.
«Сообщаю Вам, – пишет Левитан, – те сведения, которые мне известны. Церковь построена в честь Петра и Павла, находится в городе Плёсе, Костромской губернии, на Волге».
«Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» (1888) – под таким названием картина входит в собрание Третьякова и передает одно из первых впечатлений Левитана от поездки в Плёс.
И не церковь - «часовенка», так по-домашнему называет ее Софья Петровна и лучше чувствует, ее этюд очень нравится коллекционеру, и в письме появляется приписка: «С.П. Кувшинниковой я сообщил о Вашем запросе и, вероятно, она вам сообщит» (23 декабря 1888). Ревность ли это?.. Удивление?
С Софьей Петровной Левитан в творческом душевном амуре, его муза «тиха», как он сам об этом пишет, и «бесприютна», а Софья Петровна – «Попрыгунья», как об этом пишет Антон Палыч, друг юности и до последних дней, самоуверенный, Левитан его называет – Антоний. Чехов молод и не приобрел еще того красивого отношения к людям, через монокль, за которое его будут хвалить школьные учителя. Один из самых колоритных, Лев Соболев, скажет: «Чехов не судит своих героев».
Ровно то же автор пытается объяснить своим прототипам. Ни в какую. Софья Петровна обижается. Левитан ходит мрачный, но это через пару лет после Плёса, пока же наши герои наслаждаются, а главный драматург конца девятнадцатого столетия собирает материал, как сегодня бы выразился коллега по аптекарскому цеху – пускает шепоток. Левитан быстро отходчив. Если бы в характере его народа было накапливать обиды, что ж – мы бы вымерли, не оставив по себе доброго слова.
«Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» (1888). Сопоставляя два этюда, можно подумать, что написаны они Левитаном в один день, сразу по выходе из часовни с обедни. Название нечеткое, вероятно, и отношение к этюду поверхностное, он - именно этюд для будущих картин. На восходе и закате краски другие – чище, и воздух – чище. Художник же не сразу настраивается, как слух на чужую речь, и было очень холодно для июля, но этюд окажется хорош…
…когда через шесть лет Исаак Ильич Левитан создаст величайшее произведение русской живописи – «Над вечным покоем» (1894). Тогда уже начинают смеяться над пропотевшими теремами царя Алексея Михайловича, и сам он меркнет в тени Петра, но очень скоро выяснится, что забыли – при нем орел поднимает крылья. На полотнах Левитана передано настроение допетровской Руси. Это почувствует Васнецов, бережно опекая и представляя на выставках тихую левитановскую музу.
Плёс же подготавливает самого художника и к европейским поездкам, и к изгнанию 92-го, и к испытаниям чеховской «Попрыгуньей». Философия строгой выдержанности, но еще важнее, к испытанию возрастом.
Неожиданно ты медленно подкрадываешься к тридцатилетию. Софья Петровна, кажется, не знает возраста, и Левитан здесь, в Плёсе, перешагивает рубеж, смело ступая в последнее в своей жизни десятилетие. Стучат половицы, скрипят пароходные лопасти…
Особенности жизни маленького городка и глубокие переживания, от которых раньше затыкал уши ватой. Здесь, в Плёсе, Левитан не ищет тишины, слушает набережную и игру Софьи Петровны на фортепьяно. Веста залает, Левитан разговаривает с ней, советуется, волнуется, когда оставляет одну. «Уголок в Плёсе» (1888) – конец его мытарств. Интересно, у Степанова Плёс, как пишут биографы – белое пятно. Он фиксирует, как Левитан «гуляют» с Софьей Петровной – это тоже очень трогательно.
После Саврасова классика невозможна, и Левитан подводит всему итог импрессионистичным настроением своих пейзажей с той же решительностью, с какой Саврасов вымарывает на своей дверной табличке слово «академик» и пишет размашисто простое русское «Алешка», юродствуя. Хочется вспомнить, у Давида Самойлова: «Грачи прилетели – хорошая эта картина». Не думайте, что сейчас будет здесь приведено, как Левитан отзывался о ней – он просто описывает, что видит.
Это первое впечатление от картины учителя, что дело не в изображении, а в том, что сохраняется из оставшегося за рамой, с запахами снега и криками птиц, вызывает в памяти «Ветхий дворик» (1890). Им художник венчает три летних периода жизни. И в биографии заглавием, как у Пушкина «Болдино», – малоизвестный топоним «Плёс», а ожидалось, что едут так, проветриться.
Продолжение следует...
artifex.ru
Дом - музей Левитана в Плёсе
Дом-музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана один из наиболее популярных музеев на Волге, открылся 25 августа 1972 г. в доме, принадлежавшем до революции купцу Солодовникову.Хозяин дома , купец Гавриил Солодовников. Раньше дом купца Солодовникова был двухэтажным (первый этаж сейчас находится под набережной). На первом этаже располагалась бакалейная лавка хозяина дома, на втором этаже жила семья купца Солодовникова, а комнаты в мезонине предназначались для дачников.
Это дом купца Солодовникова, охотника, местного жителя, который на протяжении двух дачных сезонов, в 1888 и 1889 годах, уже будучи 70 летним человеком сдавал комнаты в мезонине трём художникам – Исааку Левитану (в 1888-м ему было 27 лет), его замужней подруге Софье Кувшинниковой (41 год) и Алексею Степанову (другу мужа Кувшинниковой). Даже по нынешним временам компания выглядела необычно, а в конце XIX века готовность принять таких гостей свидетельствовала о незаурядной толерантности и широте взглядов плесян.
В этом доме художник жил и работал .В Плесе, на Волге художник черпал вдохновение, приезжая сюда летом 3 года подряд. Здесь он плодотворно работал и создал около двухсот произведений - картин, рисунков, эскизов.
Дом купца обычно имел парадную и жилую части. В парадной части была гостиная для приёмов. Тут всё должно было радовать глаз красотой, богатством, роскошью по вкусу хозяина. Из мебели обязательно были разные диваны. На стенах - свои портреты и портреты предков. На этажерках - красивые и дорогие безделушки.
В этом доме художник с удовольствием жил и работал весной и летом 1888-1889 гг. вместе со своими друзьями - художниками С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым. В Плёс они приезжали ещё и в 1890 г., и обычно жили по полгода, с весны до поздней осени. Зиму Левитан не любил.В это время он был увлечён неординарной женщиной – Софьей Кувшинниковой (1847—1907).С Софьей Кувшинниковой Левитана связывал страстный роман, который длился 8 лет. А между тем ему было 28 лет, а ей 41 год, и она была замужем. Любви все возрасты покорны. Она была оригинальной и разносторонней женщиной, хотя и не красавицей.Самовар с подносом и капельницей. Кувшинникова вела себя как хозяйка и распоряжалась, знала, как кому угодить. Например, Левитан любил простое песочное печенье - звёздочки.
Обедать, видимо, они ходили вниз, трапезничали вместе с хозяином. А здесь наверху пили чай с пирогами. Кувшинникова была из богатой патриархальной московской семьи и не привыкла ни в чём себе отказывать.Железная кровать с пружинной сеткой, украшена подзором (полосой ткани с кружевом) и накидкой для подушки. В углу - туалетный столик дамы.
Кувшинникова многих привлекала своей энергией и противоречивостью страстной натуры. Ей нравилось окружать себя талантливыми людьми, помогать им, заботиться, вдохновлять. Это был своевольный характер, который трудно подчинить своей власти - она всё делала по-своему и спонтанно. Такие люди всегда больше чувствуют, чем думают, и чаще жадно воспринимают, чем судят. А ведь многие её осуждали. И таким был писатель А. П. Чехов, сделавший её прототипом своего рассказа «Попрыгунья». Сам Левитан, великий пейзажист, был нервно-меланхолического нрава, но влюбчивый и страстный. Женщины находили его очень привлекательным и эмоциональным, ищущим сильных впечатлений.Кувшинникова умела и любила создавать уют из любых подручных средств, а Левитан, всю жизнь проживший в бедности и лишениях, был неприхотлив в быту..
Путешествуя по Волге в поисках сильных художественных впечатлений, Левитан неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка, который вдохновил художника на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как "Тихая обитель", "После дождя. Плес", "Вечер. Золотой плес", "Березовая роща", "Свежий ветер. Волга", "Над вечным покоем".
Здесь царила творческая атмосфера. Мольберт с недописанной картиной.
Кувшинникова прекрасно играла на фортепиано. Левитан писал свои картины под музыку, музыка создавала нужное настроение.В 2014 году из музея ночью за минуту украли пять картин Левитана, и они до сих пор не найдены. За помощь следствию в розыске преступников обещано до 3 млн. руб.
filaretuos.livejournal.com