"Владимирка" - картина Исаака Левитана. Владимирка картина левитана
Исаак Ильич Левитан Владимирка: Описание произведения
Но для русского социума рубежа XIX-XX веков «Владимирка» (или, как написано в углу картины рукой Левитана, «Володимирка») стала одним из главных художественных документов эпохи. Как «Аппиева дорога при закате солнца» Александра Иванова подводила исторический итог империи Римской, так и дорога, написанная Левитаном, казалась многим революционно настроенным умам чем-то вроде отсроченного приговора другой империи – Российской.
Непредвиденная находка
В тот 1892-й год Исаак Левитан и Софья Кувшинникова проводили свой «этюдный период» в имении Сушнева Городок, неподалёку от «пушкинской» станции Болдино Нижегородской железной дороги. Это был уже шестой год, как они были вместе, и каждое лето ознаменовывалось обязательной экспедицией в те места средней полосы России, так любимой Левитаном, где можно было рассчитывать отыскать неизбитую натуру для пейзажей. У Левитана и Софьи Петровны сложился особый уклад кочевой жизни: она, со свойственным ей умением превращать в красоту тривиальные предметы, создавала уют, заботилась, чтобы в ранние зябкие утра Левитан был тепло одет, забиралась вместе с ним в самые отдалённые лесные уголки. Когда оба чувствовали, что работа пресытила их, они вспоминали еще об одной, помимо искусства, роднящей их страсти – охоте. И он, и она были заядлыми, страстными охотниками. Левитан мог провести с собакой и ружьём по нескольку дней без пищи в лесу, а Софья Петровна, с шиком носившая брюки и охотничьи сапоги, в выносливости даже превосходила Левитана. Вернувшись измотанные после охотничьего марафона, где они превращались из соратников в соперников, Левитан и Кувшинникова молча вытряхивали ягдташи и считали добычу – кто больше?День выдался тёплый, душный, бессолнечный и уже клонился к вечеру. Над огромной открытой равниной с убегающими вперёд колеями утоптанной дороги нависло серое небо, по цвету и рисунку которого трудно было судить – то ли сейчас хлынет дождь, то ли на краткий миг распогодится перед закатом. Нависшая над дорогой тишина казалась звенящей. Низкие кустарники и перелески уводили взгляд куда-то вдаль. Путники дошли до придорожного «голубца» – сбитого неизвестно кем и неизвестно когда деревянного столба с «домиком», скрывающим под своими сводами бумажную иконку. От времени она выцвела и затрепалась, и богомолка в чёрном, бредущая впереди художников, не стала останавливаться, а только быстро перекретилась и попылила дальше по дороге.
Кувшинникова и Левитан дошли до покосившего «голубца» и присели отдохнуть. И тут художника осенило – да это же легендарная Владимирка! Тот проклятый тракт, по которому много десятилетий гнали колодников по этапу в Сибирь!
От замысла к воплощению
Биографов интересует даже такая, казалось бы, мелочь – а была ли у Левитана возможность тут же, прямо в этот же день и час, зафиксировать дорогу и своё впечатление от неё?
«Исаак Ильич достал карандаш, – пытается представить этот момент писатель Иван Евдокимов, – бумаги не нашли в карманах ни Левитан, ни Кувшинникова. – Разве вынуть из патрона и разгладить, – серьезно сказал Исаак Ильич. – Кажется, я делал пыжи из чистых клочков. Софья Петровна засмеялась, подумала, просияла и полезла в сумочку с провиантом. Там оказался в продолговатой коробочке дамский надушенный носовой платок. Левитан нежно и благодарно взглянул на догадливую подругу. На двух сложенных вместе ягдташах с тетерками и утками Исаак Ильич разложил платок, Кувшинникова его подержала за концы, и карандаш быстро силуэтом зарисовал голубец».
Левитан стал торопить подругу: нужно как можно скорее найти дорогу назад и постараться пораньше лечь спать, а завтра с раннего утра он уже будет на этом месте с этюдником и бумагой.
«Владимирку» Левитан написал быстро, понадобилось лишь несколько сеансов. Они с Софьей Петровной попеременно тащили тяжелый габаритный холст и мольберт от Городка до Владимирского тракта и устанавливали его неподалёку от «голубца». Левитан не стал писать фигуры колодников – ему незачем было состязаться с репинскими «бурлаками». Гамма чувств от тихой грусти до глубокой скорби у Левитана выразилась через сумеречный предвечерний пейзаж, через почти монохромную, изысканно-скупую палитру с тончайшими цветовыми переходами, через безлюдное и щемяще-тоскливое серое шоссе, текущее в неизвестность, через тянущиеся навстречу зрителю облака, создающие интересный эффект возвратного движения.
По легенде, дописывая «Владимирку», Иссак Левитан любил напевать «Вечерний звон» Ивана Козлова.
Как «Владимирка» оказалась в Третьяковке, помимо воли Третьякова
И всё же, несмотря на славу «самой социальной» картины Левитана, «Владимирка» не была политическим манифестом. Возможно, художник и согласился бы с Чеховым, писавшим: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого дела нет, неинтересно». Но по складу характера и характеру дарования Левитан был не публицист, он был пейзажист par excellence. «В нем было что-то мягкое и, пожалуй, сентиментальное, в непошлом смысле этого слова, – проницательно скажет о Левитане после его смерти Сергей Дягилев, – борцом, упорным проводителем «идей» он никогда не мог быть и этим особенно резко отличался от того художественного сообщества, с которым был связан почти всю жизнь и которое так часто и болезненно оскорбляло его чуткую натуру».Московский писатель Иван Белоусов (1863-1930) рассказывал, что эскиз для «Владимирки» Левитан презентовал младшему брату Антона Чехова – Михаилу Павловичу. Тот как раз учился на юридическом факультете, и Левитан, в духе принятой между ним и чеховским семейством иронии и насмешничества, как бы намекал Михаилу: вот по какой дороге ты, господин хороший, будешь отправлять людей, ежели станешь прокурором. Впрочем, в 1890-е годы Владимирка перестала быть пешим этапом: заключенных теперь довозили в Сибирь по железной дороге, но Россия не перестала быть страной с острейшими социальными противоречиями и отчуждённостью власти от народа.
По этой причине «Владимирку» даже поостерёгся покупать Третьяков, хотя уже несколько лет он стремился приобретать все значительные работы Левитана. К тому моменту Павел Михайлович передал свою галерею во владение города, и откровенно-обличительный пафос, который легко было приписать «Владимирке», смутил его: не хотелось навлечь на свое детище неприятности со стороны власть предержащих. Тогда Левитан «пошёл ва-банк» – он сам подарил картину Третьяковской галерее. 11 марта 1894 года он отправил Третьякову письмо со словами: «Владимирка, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её, и успокойте этим и меня, и её». Отказать Третьяков не смог.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
"Владимирка" - картина Исаака Левитана
Исаак Левитан - мастер русской живописи XIX века. Его таланту мы обязаны способностью наслаждаться огромным количеством пейзажей российской природы. Одним из шедевров И. Левитана является картина "Владимирка", о которой и пойдет речь.
Живописец российской природы: становление
Родина автора картины "Владимирка" Исаака Ильича Левитана - небольшой литовский городок, расположенный возле границы с Польшей. Семья Левитанов была не очень обеспечена, и когда Исааку было около 13 лет, нужда заставила их покинуть родной город и переехать в поисках лучшей доли в Москву.
Юное дарование, которое с детства проявляло интерес и способности к рисованию, поступает в художественное училище. Годы обучения были как насыщены яркими впечатлениями и новыми открытиями, так и осложнены еврейским происхождением, а также увлечением пейзажной живописью, не входившей в то время в перечень серьезных живописных жанров. Однако благодаря особой чуткости и поддержке учителей, замечательных русских художников Саврасова, Перова и Поленова, учение в целом было плодотворным.
Особое влияние на развитие таланта Левитана оказали великий писатель Антон Павлович Чехов и коллекционер русской живописи Павел Третьяков, который одним из первых оценил юное дарование и приобрел для своей галереи несколько его полотен.
Однако статус художника Левитану по окончании училища присвоен не был. Он стал всего лишь учителем чистописания. Но сохранил свою верность красоте русской природы.
Живописец русской природы: восхождение
Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков. Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость. Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.
Вступление Левитана в общество "передвижников" нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.
Картина "Владимирка"
Полотно было написано И. И. Левитаном в период ссылки во Владимирскую губернию. Художник познакомился с печально известным Владимирским трактом, ведущим к каторжным работам в Сибири в 1892 году. Именно этому знакомству и посвящена картина Левитана "Владимирка".
Обратившись к биографии художника, узнаем, что полотно было задумано неподалеку от Городка (так называлась деревня) Владимирской губернии, что близ станции Болдино, когда Исаак Ильич брел по дороге с охоты. Путь "кандальных" в то время уже практически не использовался как пеший на каторгу. Развитие во второй половине XIX века сети железных дорог дало возможность отправлять осужденных по этапу эшелоном.
Тем не менее творческая натура не смогла не откликнуться на историческую память, заключенную в тракте. Шедевр живописи Левитана отражает его переживания о судьбе бесправного русского народа, о страданиях каторжан, тяготах их доли.
Отражение темы дороги в картине Левитана "Владимирка"
Куда ведет дорога? Откуда пришел в творчество художника этот символ?
Изображение дороги, уходящей вдаль, пришло в творчество Левитана из работ его учителя Василия Перова.
В описании картины Левитана "Владимирка" встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа "от веку и до веку". Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути - ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек, и кажется, что ему нет конца. А жизнь ярка и многообразна, но она - такая яркая и прекрасная - недосягаема и проходит мимо, оставляя "на обочине" осужденного на страдания человека. Изрытость и неровность разбитой телегами и каторжными башмаками дороги, трудность передвижения по этому забытому в глуши тракту - символ тягот пути.
Одинокий путник на обочине олицетворяет одиночество каторжника, оставшегося один на один с этими тяготами, его погруженность в себя, отрешенность от всего земного. Бредущие в одной связке другие такие же - всего лишь безликая масса, сопровождающая в пути. И лишь белеющая вдали церковь и голубое небо с прозрачно-белыми облаками - единственный лучик света в сером каторжном мире, маленькая, почти призрачная надежда на избавление и на помощь Всевышнего.
У дороги изображен верстовой столб. В искусстве такие столбы обычно символизируют какие-то путеводные вехи. В данном случае это может быть место отдохновения каторжников по пути к определенному для них месту. Возможно, это знак каких-то перемен в трудной доле осужденного. А может, символ поворота в мировоззрении, осмыслении своего жизненного пути.
Картина "Владимирка" написана маслом на холсте. Имеет небольшие размеры: 79 х 123 см. Экспонируется в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
загрузка...
worldfb.ru
Владимирка (картина Левитана) - Википедия
«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 1485). Размер — 79 × 123 см[1][2]. «Владимирка» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами этого периода — «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана[3].
Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Он писал их с натуры, находясь у Владимирского тракта — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых[4]. Картина была написана в том же году в Москве[5]. В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, а затем, в марте, переехавшей в Москву[1][6]. В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее[7][8].
Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9], а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно»[10].
История[ | ]
12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой, уехал из Москвы во Владимирскую губернию. Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше, недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги[11]. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать»[12]. Там же он провёл и лето 1892 года[13]. Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области. Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром[14].
Картина «Владимирка» в Левитановском зале ГТГО том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь[4][15][5]. В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине[16] — он завершил его в несколько сеансов[17]. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно[5]. Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимiрка. Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал[10].
Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер»[18], картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[18][6]. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» (№ 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана…»[19]. После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»)[20].
Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее[21] — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её»[7][8].
Описание[ | ]
Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что в течение многих десятилетий вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах[22].
На картине изображена бескрайняя равнина с пролегающей по ней дорогой, которая протянулась от переднего плана в глубину, проходя через поля, мимо перелесков и селений, и теряясь в синей дымке у самого горизонта. Узкие тропинки, протоптанные вдоль дороги по обеим сторонам, подчёркивают её протяжённость. Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Пересекая дорогу, она замедляет движение взгляда зрителя и направляет его на придорожный столбик-голубец, рядом с которым с котомкой за плечами стоит странница-богомолка[10][23]. Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце, — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды[23][24][25].
Фрагменты картины «Владимирка»
Белая церковь у горизонта
Странница у столбика-голубца
Подпись И. И. Левитана
Цветовая тональность пейзажа определяется приглушёнными красками, использованными для изображения серого сумрачного дня. Из этой колористической гаммы не выбиваются светлые тона, которыми написаны белая церковь и жёлтая полоса спеющей ржи у горизонта. Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Левитан достигает этого, используя тончайшие переходы между тонами, а также взаимное проникновение разных цветов. Найденный им колорит в значительной степени определяет создаваемое этим пейзажем настроение[26].
Эскизы, этюды и повторения[ | ]
Одноимённый этюд для картины «Владимирка» (картон, масло, 1892, 10 × 16,5 см) находился в собрании московского коллекционера А. М. Колударова, побывав перед этим в собраниях Н. В. Мещерина и Н. Ю. Кислицина[1][27].
И. И. Левитан. Владимирка (этюд, 1892, частное собрание)Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову — младшему брату Антона Павловича. На лицевой стороне эскиза была нанесена авторская надпись — «Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову. И. Левитан»[1][27]. Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета[28][29]. Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее — вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором». Увидев, что эскиз понравился Белоусову, Михаил Чехов предложил ему взять его в подарок, а на возражение, что он уже один раз был подарен, ответил, что с такой надписью он иметь его не хочет. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую»[30]. В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно[1].
Известно также о существовании одноимённого уменьшенного повторения-варианта картины «Владимирка» (1890-е годы, 50,5 × 80,2 см), которое находилось в собрании З. З. Рабинович. Изначально это повторение было выполнено по заказу врача и коллекционера И. И. Трояновского, а затем побывало в собраниях А. Н. Ляпунова (с 1917 года), Е. Н. Опочинина (с 1922 года) и И. И. Ильина-Гольдмана[1][31].
Отзывы[ | ]
Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. По его мнению, эта картина могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9]. В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника»[32].
В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка» — одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр». Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой»[33]. Составляющий основу изображения мотив дороги действенным образом вовлекает зрителя в глубину пейзажа и тем самым постепенно раскрывает его внутреннее содержание[10].
А. А. Иванов. Аппиева дорога при закате солнца (холст, масло, 44 × 61 см, 1845, ГТГ)Искусствовед отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи, и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить[26]. По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами»[34].
По мнению искусствоведа , «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического „исторического пейзажа“», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году. Но есть между ними и существенная разница: в то время как ива́новская «Аппиева дорога» заставляет думать о судьбах Римской империи, левитановская «Владимирка», изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли»[35][25].
Писатель Корней Чуковский после посещения выставки Левитана писал: «Полюбуйтесь его „Владимиркой“. Какая жадная даль, какое бешенство её размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь…» Проводя параллель с печально известным Владимирским трактом, Чуковский задавал вопрос: «Нельзя ли этой Владимиркой символизировать всё творчество славного художника, с его спокойным и примирённым сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?»[36]
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 360.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — Владимирка (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 июня 2017.
- ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — У омута, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 28 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 А. М. Турков, 1974, с. 74.
- ↑ 1 2 3 Н. С. Шер, 1966, с. 378.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 374.
- ↑ 1 2 С. А. Пророкова, 1960, с. 134.
- ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1956, с. 44.
- ↑ 1 2 М. В. Нестеров, 1986, с. 409.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 163.
- ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 45—46.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 52—53.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26.
- ↑ Е. К. Сергеев, 2004, с. 316.
- ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 7—8.
- ↑ А. М. Турков, 1974, с. 74—75.
- ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 132.
- ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 46.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169, 374.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169.
- ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 48.
- ↑ В. А. Петров, 1992, с. 81.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26—27.
- ↑ В. А. Петров, 1992, с. 82.
- ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 59.
- ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27.
- ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 106.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 166.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 53.
- ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 134—135.
- ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 131.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27, 53.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 162.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 28.
- ↑ В. А. Петров, 1992, с. 84.
- ↑ К. И. Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 27 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.
Литература[ | ]
- Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
- Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
- Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
- Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
- Пророкова С. А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Прытков В. А. Левитан. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
- Сергеев Е. К. Владимирка: дорога-памятник России. — М.: Ольга, 2004. — 367 с. — ISBN 9785902138020.
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
- Шер Н. С. Рассказы о русских художниках. — М.: Детская литература, 1966. — 394 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
"Владимирка" - картина Исаака Левитана
Исаак Левитан - мастер русской живописи XIX века. Его таланту мы обязаны способностью наслаждаться огромным количеством пейзажей российской природы. Одним из шедевров И. Левитана является картина "Владимирка", о которой и пойдет речь.
Живописец российской природы: становление
Родина автора картины "Владимирка" Исаака Ильича Левитана - небольшой литовский городок, расположенный возле границы с Польшей. Семья Левитанов была не очень обеспечена, и когда Исааку было около 13 лет, нужда заставила их покинуть родной город и переехать в поисках лучшей доли в Москву.
Юное дарование, которое с детства проявляло интерес и способности к рисованию, поступает в художественное училище. Годы обучения были как насыщены яркими впечатлениями и новыми открытиями, так и осложнены еврейским происхождением, а также увлечением пейзажной живописью, не входившей в то время в перечень серьезных живописных жанров. Однако благодаря особой чуткости и поддержке учителей, замечательных русских художников Саврасова, Перова и Поленова, учение в целом было плодотворным.
Особое влияние на развитие таланта Левитана оказали великий писатель Антон Павлович Чехов и коллекционер русской живописи Павел Третьяков, который одним из первых оценил юное дарование и приобрел для своей галереи несколько его полотен.
Однако статус художника Левитану по окончании училища присвоен не был. Он стал всего лишь учителем чистописания. Но сохранил свою верность красоте русской природы.
Живописец русской природы: восхождение
Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков. Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость. Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.
Вступление Левитана в общество "передвижников" нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.
Картина "Владимирка"
Полотно было написано И. И. Левитаном в период ссылки во Владимирскую губернию. Художник познакомился с печально известным Владимирским трактом, ведущим к каторжным работам в Сибири в 1892 году. Именно этому знакомству и посвящена картина Левитана "Владимирка".
Обратившись к биографии художника, узнаем, что полотно было задумано неподалеку от Городка (так называлась деревня) Владимирской губернии, что близ станции Болдино, когда Исаак Ильич брел по дороге с охоты. Путь "кандальных" в то время уже практически не использовался как пеший на каторгу. Развитие во второй половине XIX века сети железных дорог дало возможность отправлять осужденных по этапу эшелоном.
Тем не менее творческая натура не смогла не откликнуться на историческую память, заключенную в тракте. Шедевр живописи Левитана отражает его переживания о судьбе бесправного русского народа, о страданиях каторжан, тяготах их доли.
Отражение темы дороги в картине Левитана "Владимирка"
Куда ведет дорога? Откуда пришел в творчество художника этот символ?
Изображение дороги, уходящей вдаль, пришло в творчество Левитана из работ его учителя Василия Перова.
В описании картины Левитана "Владимирка" встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа "от веку и до веку". Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути - ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек, и кажется, что ему нет конца. А жизнь ярка и многообразна, но она - такая яркая и прекрасная - недосягаема и проходит мимо, оставляя "на обочине" осужденного на страдания человека. Изрытость и неровность разбитой телегами и каторжными башмаками дороги, трудность передвижения по этому забытому в глуши тракту - символ тягот пути.
Одинокий путник на обочине олицетворяет одиночество каторжника, оставшегося один на один с этими тяготами, его погруженность в себя, отрешенность от всего земного. Бредущие в одной связке другие такие же - всего лишь безликая масса, сопровождающая в пути. И лишь белеющая вдали церковь и голубое небо с прозрачно-белыми облаками - единственный лучик света в сером каторжном мире, маленькая, почти призрачная надежда на избавление и на помощь Всевышнего.
У дороги изображен верстовой столб. В искусстве такие столбы обычно символизируют какие-то путеводные вехи. В данном случае это может быть место отдохновения каторжников по пути к определенному для них месту. Возможно, это знак каких-то перемен в трудной доле осужденного. А может, символ поворота в мировоззрении, осмыслении своего жизненного пути.
Картина "Владимирка" написана маслом на холсте. Имеет небольшие размеры: 79 х 123 см. Экспонируется в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
загрузка...
aikido-mariel.ru
"Владимирка" - картина Исаака Левитана
Исаак Левитан - мастер русской живописи XIX века. Его таланту мы обязаны способностью наслаждаться огромным количеством пейзажей российской природы. Одним из шедевров И. Левитана является картина "Владимирка", о которой и пойдет речь.
Живописец российской природы: становление
Родина автора картины "Владимирка" Исаака Ильича Левитана - небольшой литовский городок, расположенный возле границы с Польшей. Семья Левитанов была не очень обеспечена, и когда Исааку было около 13 лет, нужда заставила их покинуть родной город и переехать в поисках лучшей доли в Москву.
Юное дарование, которое с детства проявляло интерес и способности к рисованию, поступает в художественное училище. Годы обучения были как насыщены яркими впечатлениями и новыми открытиями, так и осложнены еврейским происхождением, а также увлечением пейзажной живописью, не входившей в то время в перечень серьезных живописных жанров. Однако благодаря особой чуткости и поддержке учителей, замечательных русских художников Саврасова, Перова и Поленова, учение в целом было плодотворным.
Особое влияние на развитие таланта Левитана оказали великий писатель Антон Павлович Чехов и коллекционер русской живописи Павел Третьяков, который одним из первых оценил юное дарование и приобрел для своей галереи несколько его полотен.
Однако статус художника Левитану по окончании училища присвоен не был. Он стал всего лишь учителем чистописания. Но сохранил свою верность красоте русской природы.
Живописец русской природы: восхождение
Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков. Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость. Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.
Вступление Левитана в общество "передвижников" нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.
Картина "Владимирка"
Полотно было написано И. И. Левитаном в период ссылки во Владимирскую губернию. Художник познакомился с печально известным Владимирским трактом, ведущим к каторжным работам в Сибири в 1892 году. Именно этому знакомству и посвящена картина Левитана "Владимирка".
Обратившись к биографии художника, узнаем, что полотно было задумано неподалеку от Городка (так называлась деревня) Владимирской губернии, что близ станции Болдино, когда Исаак Ильич брел по дороге с охоты. Путь "кандальных" в то время уже практически не использовался как пеший на каторгу. Развитие во второй половине XIX века сети железных дорог дало возможность отправлять осужденных по этапу эшелоном.
Тем не менее творческая натура не смогла не откликнуться на историческую память, заключенную в тракте. Шедевр живописи Левитана отражает его переживания о судьбе бесправного русского народа, о страданиях каторжан, тяготах их доли.
Отражение темы дороги в картине Левитана "Владимирка"
Куда ведет дорога? Откуда пришел в творчество художника этот символ?
Изображение дороги, уходящей вдаль, пришло в творчество Левитана из работ его учителя Василия Перова.
В описании картины Левитана "Владимирка" встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа "от веку и до веку". Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути - ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек, и кажется, что ему нет конца. А жизнь ярка и многообразна, но она - такая яркая и прекрасная - недосягаема и проходит мимо, оставляя "на обочине" осужденного на страдания человека. Изрытость и неровность разбитой телегами и каторжными башмаками дороги, трудность передвижения по этому забытому в глуши тракту - символ тягот пути.
Одинокий путник на обочине олицетворяет одиночество каторжника, оставшегося один на один с этими тяготами, его погруженность в себя, отрешенность от всего земного. Бредущие в одной связке другие такие же - всего лишь безликая масса, сопровождающая в пути. И лишь белеющая вдали церковь и голубое небо с прозрачно-белыми облаками - единственный лучик света в сером каторжном мире, маленькая, почти призрачная надежда на избавление и на помощь Всевышнего.
У дороги изображен верстовой столб. В искусстве такие столбы обычно символизируют какие-то путеводные вехи. В данном случае это может быть место отдохновения каторжников по пути к определенному для них месту. Возможно, это знак каких-то перемен в трудной доле осужденного. А может, символ поворота в мировоззрении, осмыслении своего жизненного пути.
Картина "Владимирка" написана маслом на холсте. Имеет небольшие размеры: 79 х 123 см. Экспонируется в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
загрузка...
twofb.ru
"Владимирка" - картина Исаака Левитана
Исаак Левитан - мастер русской живописи XIX века. Его таланту мы обязаны способностью наслаждаться огромным количеством пейзажей российской природы. Одним из шедевров И. Левитана является картина "Владимирка", о которой и пойдет речь.
Живописец российской природы: становление
Родина автора картины "Владимирка" Исаака Ильича Левитана - небольшой литовский городок, расположенный возле границы с Польшей. Семья Левитанов была не очень обеспечена, и когда Исааку было около 13 лет, нужда заставила их покинуть родной город и переехать в поисках лучшей доли в Москву.
Юное дарование, которое с детства проявляло интерес и способности к рисованию, поступает в художественное училище. Годы обучения были как насыщены яркими впечатлениями и новыми открытиями, так и осложнены еврейским происхождением, а также увлечением пейзажной живописью, не входившей в то время в перечень серьезных живописных жанров. Однако благодаря особой чуткости и поддержке учителей, замечательных русских художников Саврасова, Перова и Поленова, учение в целом было плодотворным.
Особое влияние на развитие таланта Левитана оказали великий писатель Антон Павлович Чехов и коллекционер русской живописи Павел Третьяков, который одним из первых оценил юное дарование и приобрел для своей галереи несколько его полотен.
Однако статус художника Левитану по окончании училища присвоен не был. Он стал всего лишь учителем чистописания. Но сохранил свою верность красоте русской природы.
Живописец русской природы: восхождение
Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков. Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость. Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.
Вступление Левитана в общество "передвижников" нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.
Картина "Владимирка"
Полотно было написано И. И. Левитаном в период ссылки во Владимирскую губернию. Художник познакомился с печально известным Владимирским трактом, ведущим к каторжным работам в Сибири в 1892 году. Именно этому знакомству и посвящена картина Левитана "Владимирка".
Обратившись к биографии художника, узнаем, что полотно было задумано неподалеку от Городка (так называлась деревня) Владимирской губернии, что близ станции Болдино, когда Исаак Ильич брел по дороге с охоты. Путь "кандальных" в то время уже практически не использовался как пеший на каторгу. Развитие во второй половине XIX века сети железных дорог дало возможность отправлять осужденных по этапу эшелоном.
Тем не менее творческая натура не смогла не откликнуться на историческую память, заключенную в тракте. Шедевр живописи Левитана отражает его переживания о судьбе бесправного русского народа, о страданиях каторжан, тяготах их доли.
Отражение темы дороги в картине Левитана "Владимирка"
Куда ведет дорога? Откуда пришел в творчество художника этот символ?
Изображение дороги, уходящей вдаль, пришло в творчество Левитана из работ его учителя Василия Перова.
В описании картины Левитана "Владимирка" встречается трактовка бесконечности такого пути как бесконечного терпения многострадального русского народа "от веку и до веку". Противопоставление разнообразия пейзажей и монотонности длинного нескончаемого пути - ассоциация, рожденная жизнью: путь мученичества однообразен и долог, тяжек, и кажется, что ему нет конца. А жизнь ярка и многообразна, но она - такая яркая и прекрасная - недосягаема и проходит мимо, оставляя "на обочине" осужденного на страдания человека. Изрытость и неровность разбитой телегами и каторжными башмаками дороги, трудность передвижения по этому забытому в глуши тракту - символ тягот пути.
Одинокий путник на обочине олицетворяет одиночество каторжника, оставшегося один на один с этими тяготами, его погруженность в себя, отрешенность от всего земного. Бредущие в одной связке другие такие же - всего лишь безликая масса, сопровождающая в пути. И лишь белеющая вдали церковь и голубое небо с прозрачно-белыми облаками - единственный лучик света в сером каторжном мире, маленькая, почти призрачная надежда на избавление и на помощь Всевышнего.
У дороги изображен верстовой столб. В искусстве такие столбы обычно символизируют какие-то путеводные вехи. В данном случае это может быть место отдохновения каторжников по пути к определенному для них месту. Возможно, это знак каких-то перемен в трудной доле осужденного. А может, символ поворота в мировоззрении, осмыслении своего жизненного пути.
Картина "Владимирка" написана маслом на холсте. Имеет небольшие размеры: 79 х 123 см. Экспонируется в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
загрузка...
4responsible.ru
Сочинение по картине Левитана “Владимирка”
«Владимирка» – одно из известных полотен русского художника-передвижника И.И.Левитана. Главной героиней картины является дорога – знаменитая дорога из Москвы во Владимир, по которой этапировали заключенных в одну из основных пересыльных тюрем России. Более известна эта тюрьма стала уже в наше время благодаря популярной песне Михаила Круга «Владимирский централ». Таким образом, благодаря этой унылой метафоре, перекликаются живопись и музыка, прошлое и настоящее.
В русском искусстве вообще и в русской живописи в частности образ дороги занимает одно из центральных мест. И не только потому, что традиционно у России две беды: дураки и дороги. Просто русские просторы настолько обширны, что они обязательно пересекаются дорогами. А русского человека дорога всегда манила своей неизвестностью, новыми впечатлениями, ожиданиями чего-то интересного.
Возможно, недаром к образу дороги И.И.Левитан также обратился еще и потому, что хотел запечатлеть своеобразную перекличку названия своего художественного сообщества – Товарищества передвижных художественных выставок – и дороги: и в одном, и в другом есть движение.
Обратимся к самой картине. Дорога занимает на ней не только центральное положение, но и как бы рассекает ее пополам, уходя далеко вдаль. По бокам дороги – привычный пейзаж средней полосы России: трава, кусты, одиноко растущие деревья, которые ближе к горизонту переходят в густые заросли.
Справа от дороги – придорожный столбик с иконой, у которого молится странница. Возможно, она идет по этой дороге, потому что ранее по ней в кандалах прошел кто-то из ее родных. Поэтому она желает ему благополучно дойти в его нелегком пути.
Странница стоит так далеко, что фигура ее едва угадывается. Странница одета в черное, и контрастно выделяется только белая котомка на плече. Вообще, картина не богата на ярки краски: даже трава, которая должна быть зеленой, на самом деле тусклая, как будто припорошена пылью.
В тон земле и небо – оно тоже мрачное, серое, с бесконечными облаками. Только белым пятном где-то вдали выделяются строения монастыря да излучина реки. Такими красками художник и хотел передать и дорогу, как символ России, и судьбу ее народа.
school-essay.ru