Описание картины Исаака Левитана «Зимний пейзаж с мельницей». Картины пейзажи левитана


Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Этот талантливый еврей, большую часть жизни проживший очень скромно, а то и в откровенной бедности, вошел в число выдающихся русских пейзажистов, сумев в своих творениях показать красоту русской природы. Его жизненный путь был недолог, но после себя мастер сумел оставить огромнейшее творческое наследие. Выпущенный из художественного училища со званием «неклассный художник», не дававшим ему права полноценно преподавать живопись, он в конце жизни стал академиком пейзажной живописи, занимал должность руководителя пейзажной мастерской в том самом Московском училище живописи, выдавшем ему столь нелицеприятный диплом. Имя этого художника – Исаак Ильич Левитан.

Великий пейзажист родился в образованной, но бедной семье литовских евреев в 1860 году. Правда, по поводу родителей существуют разные версии. По официальной родителями Исаака были Эльяш (Илья) и Бася Левитаны. И тогда датой рождения художника считается 18 августа. По другой в роли родителей выступают Хацкель (младший брат Эльяша) и Добра Левитаны. Тогда дата рождения художника переносится на 3 октября того же года. Причиной передачи ребенка из одной семьи в другую могла послужить крайняя нищета семьи Хацкеля Левитана, относительно которой даже не очень состоятельная семья Эльяша выглядела зажиточной.

Очень скромные доходы заставили раввина по образованию Эльяша оставить религиозный путь и заняться другой деятельностью. Он стал преподавать иностранные языки, работать на железной дороге в качестве кассира и контролера, однако это не исправило финансового положения семьи, в которой на тот момент уже было 4 детей. Данное обстоятельство вынудило семейство Левитанов в конце 1860-х годов выехать в Москву, где было проще с работой. Но и там отец перебивался лишь временными заработками. Но именно близость к Москве с ее культурными традициями круто изменила дальнейшую судьбу Исаака.

Это произошло, когда Авель (Адольф) Левитан решил поступить в художественное училище. Вслед за ним выразил такое же желание и Исаак. Отец не стал этому противиться, и братья начали заниматься, получив в заведении даже общее имя – Левитаны. К сожалению, процесс обучения не был гладким, в первую очередь, из-за тяжелого материального положения братьев. Оно еще более усугубилось со смертью матери в 1875 году. Видя крайнюю нужду студентов, руководство училища освободило своих способных учеников от платы за обучение. Доходило даже до того, что им за счет заведения выдавались расходные материалы (кисти, краски) и денежные средства.

Когда вслед за матерью умер отец, положение Левитанов стало совсем отчаянным. Его усугубило также и то, что согласно государеву повелению, из Москвы евреев стали массово выселять. Исаак с братом стали жить на одной из дач в подмосковной Салтыковке. Однако именно этот период стал знаковым для молодого художника. Исаак стал заниматься живописанием природы, получившим название «пейзажи настроения». В них художник параллельно с изображением природы выражал и собственные чувства. К такому подходу к картинам его подвигли учителя: Поленов, Перов и Саврасов.

Наиболее известной картиной того периода стала работа «Осенний день. Сокольники». На нее даже обратил внимание сам Третьяков. Он приобрел ее у молодого художника за 100 рублей для пополнения коллекции своей галереи. Для начинающего мастера это была хорошая помощь, хотя в дальнейшем тот же Третьяков покупал картины Левитана по цене в 10 раз дороже. Однако общего финансового положения продажа данной картины не изменила. Левитан начал пропускать занятия, и его в 1884 году отчислили из училища, присвоив звание «неклассного художника».

После завершения обучения Исаак перешел на собственные хлеба. Некоторое время он прожил в усадьбе Киселевых, где много работал и познакомился с Антоном Чеховым. Завязавшаяся дружба между художником и писателем продолжалась до конца жизни Левитана. Тогда же Чехов, имея образование врача, обследовал Левитана и нашел у него проблемы с сердцем, появившиеся от трудной безденежной жизни. В 1886 году, заработав денег за выполнение декораций для Московской частной русской оперы, меценатом которой выступал небезызвестный Савва Мамонтов, художник смог отправиться для лечения в Крым.

Красота и своеобразие полуострова поразили Исаака в самое сердце. В окрестных горах он увидел, насколько мал человек по сравнению с природой. Он активно включился в работу, и за относительно короткое время, которое он провел на крымской земле, создал свыше 50 пейзажей, большая часть из которых были немедленно раскуплены в ходе Периодической выставки, проводимой Московским обществом любителей художеств.

По возвращении из Крыма Чеховы свели Левитана с семейством Кувшинниковых, дом которых часто посещали видные люди искусства. Дмитрий, глава этого семейства, работал полицейским врачом. Его жена Софья содержала салон и очень хотела стать художницей. Исаак взялся обучить молодую женщину этому искусству, после чего они стали длительное время проводить вместе. Впоследствии Софья Кувшинникова даже ездила с Левитаном в Поволжье, где они, поселившись вдвоем в небольшом городишке, совместно занимались живописью. Здесь Исааком были создано довольно много картин, где наряду с пейзажами соседствовали натюрморты.

Когда на границе 1889-1890 годов в Париже была организована Всемирная выставка, художник отправился туда. Главной целью Левитана было знакомство с творчеством художников-барбизонцев и импрессионистов. По окончанию выставки из Франции он отправился в Италию – творческий Клондайк всех живописцев. Впечатленный красотами этой средиземноморской страны он создал несколько пейзажей, которые привез с собой в Россию.

Почти сразу же после заграничной поездки Левитан создал выдающееся полотно на русскую тематику. Это была «Тихая обитель», на которой в предзакатном свете изображен Саввино-Сторожевский монастырь. Эта картина настолько впечатлила интеллигенцию Москвы, что поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а друг Левитана писатель А. П. Чехов отобразил пейзаж картины в своей повести «Три года». Это стало лучшей наградой для художника. Итогом всеобщей признательности стало включение Левитана в ряды Товарищества передвижников в 1891 году. После этого его пейзажи стали еще более активно раскупаться коллекционерами.

1890-е годы внесли в жизнь Левитана массу важных изменений. Помимо приятных, типа вступления в ряды художников-передвижников, были и неприятные. Одним из них стало выселение его как еврея из Москвы. Живописцу пришлось покинуть город и переехать в провинцию. Вместе с ним уехала из Москвы и Софья Кувшинникова, которая с момента своего первого знакомства очень сблизилась с Исааком. Вместе они путешествовали по российским регионам, поочередно останавливаясь то во Владимирской, то в Тверской губерниях.

В это же время у Левитана вновь проявились проблемы с сердцем. На обострение болезни повлияли и личная неустроенность художника, так и не сумевшего создать семью, и нищенская жизнь в молодости, и перенесение тяжелых болезней, и собственный меланхолический характер, из-за чего у художника часто возникали депрессии. Все это привело к тому, что он даже дважды пытался покончить с собой, однако оба раза неудачно. Возможно, болезнь и меланхолия привели мастера к созданию картинной трилогии: «У омута», «Владимирка» и «Над вечным покоем». Примечательно, что в картине «У омута» фигуру девушки писал не сам Левитан, а родной брат А. П. Чехова Николай. Павел Третьяков заплатил художнику за нее 3 тысячи рублей. В минуты радости создавались яркие, солнечные полотна с изображением Волги, весны, множество натюрмортов.

Под конец жизни мастера заметила и Академия художеств, присвоившая Левитану звание академика, что дало ему возможность преподавать в родном Московском училище живописи. К сожалению, это длилось недолго. В мае 1900 года Левитан сильно простудился и вскоре умер, оставив сорок недописанных картин и сотни набросков к ним.

isralove.org

Исаак Ильич Левитан Зимой в лесу: Описание произведения

«Зимой в лесу» – одна из композиций Левитана этюдного характера, написанная в середине 1880-х годов. В это время в творчестве Левитана, вышедшего после 11-летнего обучения из Училища живописи, ваяния и зодчества, всё более проявлялась его художественная индивидуальность: чуткость к трудноуловимым движения» природы, эмоциональная заряженность, способность посредством пейзажа выразить человеческие переживания.

Картина «Зимой в лесу» особенно интересна еще и потому, что зиму Левитан писал очень мало, отдавая предпочтение другим временам года. Биографы художника утверждают, что зима была для него нелюбимым и самым трудным временем года. Короткий световой день, частая облачность, при которой постоянно недостаёт света, а краски гаснут, не успев проявить себя в полную силу, – всё это нередко доводило склонного к меланхолии Левитана до отчаяния. Тем не менее, его редкие зимние пейзажи замечательны и деликатны по цвету.

«С удивительной точностью запечатлел Левитан мягкость влажной оттепели в пасмурный день», – пишет о картине «Зимой в лесу» искусствовед Владимир Петров. С большой колористической достоверностью показана влажная шершавость стволов старых деревьев, торчащие из-под снега остовы сухой травы, небо в преддверии сумерек. Во многих языках для обозначения этого короткого промежутка времени, когда солнце уже зашло, но окончательная тьма еще не наступила, служит поэтичное выражение «между собакой и волком».

Происхождение волка на картине

Волк на этой картине написан другом Левитана Алексеем Степановым. Так же как Левитан, он был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и страстным охотником. Степанов сотрудничал с журналом «Природа и охота» и впоследствии сделал себе имя пейзажами и жанрами, в которых животные играют сюжетообразующую роль: «Лоси» (1890), «Журавли летят» (1891), «После охоты» (1894), «Утренний привет» (1897) и др. А сразу после училища оба небогатых художника ютились в дешёвых комнатах по соседству. Вероятно, в это время волк и был «подселен» Степановым в картину Левитана. Еще один их друг, художник Михаил Нестеров, вспоминал: «По зимам он (Левитан – ред.) кочевал по меблирашкам, набитым всяким людом. Последними из таких шамбр-гарни были номера «Англия» на Тверской. Там часто мы виделись с ним; там в те дни жил, еще холостяком, наш общий любимец Алексей Степанович Степанов, Стёпочка, как все его звали, лучший после Серова анималист».

Нужно заметить, что в последней трети XIX века в русской живописи подобная «узкая специализация», когда пейзаж пишет один художник, а фигуры (не только животных, но и людей) доверяет написать другому, была явлением если и не общераспространённым, то, во всяком случае, не редким. Медведей в шишкинском «Утре в сосновом лесу» написал Константин Савицкий, женщину в картине Левитана «Осенний день. Сокольники» – Николай Чехов, Репин вписывал фигуру Пушкина в марину Айвазовского, Перов обращался к Алексею Саврасову с просьбой дописать пейзаж в некоторых из его картин. Впрочем, и назвать эту практику чрезвычайно успешной нельзя: чужая рука часто привносит в картину ощущение утраты художественной целостности. В биографическом романе Ивана Евдокимова «Левитан» автор вкладывает в уста учителя Левитана Саврасова такой монолог: «Василий Григорьевич Перов просил меня в картине «Птицелов» и «Охотники на привале» написать пейзаж, и я написал. – Он фыркнул пренебрежительно. – Хорош бы я был мастер, если бы грача мне написал Васька Перов, а я бы только лазурь и облака».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картины Левитана - сам ли писал свои произвидения художник?

Картины ЛевитанаХудожник Исаак Ильич Левитан, известен нам как пейзажист.

Он был очень трудолюбив, и всю жизнь своим творчеством выражал любовь к русской природе.

Это самый известный, и один из талантливейших художников. Картины Левитана стали, как говорят, классикой жанра.

Но вот есть такой слух, что девушку на картине Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879), изобразил другой художник — Николай Чехов, брат известного писателя. Левитан, Николая Чехова, попросил сам об этом.

 

2 Картины ЛевитанаОсенний день. Сокольники. 1879

  style="display:block; text-align:center;"data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-6527330309399456"data-ad-slot="1415582392">

То что художники иногда прибегают к помощи коллег это не новость. Например, известный факт о картине Шишкина «Утро в сосновом бору». Считается, что медведей нарисовал художник Савицкий.

9 Шишкин«Утро в сосновом бору»

 

Или, к примеру, Айвазовскому на картине «Пушкин на берегу моря», поэта рисовал Репин.

10 Айвазовский«Пушкин на берегу моря»

 

Что касается картин Левитана не уверен, правда это или нет, но разговор такой есть.

А то, что художник прекрасно справлялся с портретом и фигурой человека можно посмотреть на картины ниже.

6 Картины Левитана7 Картины Левитана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет Н. П. Панафидина.                        Портрет Кувшинниковой.

 

И если на картине Левитана И.И. «Осенний день. Сокольники» действительно дама нарисована другим художником, это не значит, что мастер не мог рисовать фигуры людей. (Это мое собственное замечание, для сомневающихся.)

 

Другие картины Левитана5На Волге. 1887—1888

 

3 Картины ЛевитанаСаввинская слобода под Звенигородом (летний вид). 1884

 

4 Картины ЛевитанаДеревенька. 1880-е

8 Картины ЛевитанаПейзаж с избами. 1885

 

 

 

 

artatac.ru

Душа России в картинах Левитана, или Какого художника называли «мастером пейзажа настроения»? | Культура

Есть художники, и их много, имена которых светят нам из прошлого, согревают нас. Один из них — Исаак Ильич Левитан. Достаточно произнести это имя, и перед нами встает облик прекрасного человека. Задумчивое лицо, знакомое по серовскому портрету. Темная острая бородка, благородный лоб и глаза, словно обращенные в глубину своей души. Он весь в этом взгляде, вся его короткая печальная жизнь, полная редких радостей, разочарований, гонений и признания. Его недолгая жизнь ушла вся без остатка в живопись. И каждый день ее был отдан творчеству. Внешне она не богата событиями.

Родился Левитан 18 августа 1860 года близ станции Вержболово Ковенской губернии. Семья переехала в Москву, и в 1873 году Левитан поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он прошел испытания на бедность, одиночество, голод, но огромная любовь к искусству и талант выделяли Левитана среди многих его соучеников, занимавшихся в мастерской Саврасова, затем у Поленова. А на ученических выставках его работы часто отмечались Малыми серебряными медалями. В 1880 году приходит первый большой успех: картину «Осенний день. Сокольники» приобретает П. Третьяков.

«Первая зелень. Май»В 1885 году, будучи членом Товарищества передвижных выставок, Левитан получает по окончании училища диплом неклассного художника. Затем были четыре поездки на Волгу, имевшие огромное значение в становлении его как художника, создание картин «Вечер на Волге», «Осень. Мельница», «Первая зелень. Май», также приобретенных Третьяковым. Потом появились: «Березовая роща», «Вечер. Золотой Плес» и «После дождя. Плес», в которых Левитан показал себя уже большим мастером живописи.

Поездки за границу, последовавшие потом, не принесли Левитану удовлетворения, и он вернулся в Россию. Результатом новой поездки на Волгу явилась картина «Тихая обитель», которую так любил сам Левитан. Пейзаж был встречен восторженно. В 1892 году закончена картина «У омута», написаны «Вечерний звон» и одно из лучших созданий Левитана — «Владимирка». С огромной силой прозвучала здесь любимая художником тема дороги. Это печально известная дорога, по которой сотни лет гнали арестантов на каторгу, над которой веками не утихал кандальный звон. Полоса земли и небо. Бескрайние дали. Голубец у дороги и одинокая фигура странницы. И церковка маленькая, затерянная вдали среди бескрайних просторов, светлая капелька, которую едва высветил луч с темного неба. Несколько маленьких, чахлых деревцев еле видны далеко впереди. И все. Поражает мастерство художника, которому было немногим более 20 лет. Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем».

Картины Левитана с детства вошли в нашу жизнь, хотя написаны более ста лет тому назад. В них душа России, ее природа, ее грусть.

«Над вечным покоем»Да, Россию не понять умом, но ее можно понять, рассматривая произведения Левитана. В его пейзажах всегда поражает простота мотива и исполнения, соединенные с высоким мастерством и безупречным вкусом. Поражает его умение отобрать и обобщить виденное. И никакого желания удивить, ошеломить, оглушить многоцветьем. И то, что отличает большого художника, — умение так много сказать в мотиве, виденном всеми, показать новое, что ускользнуло от других. Посмотрите на репродукцию «Летний вечер» — и вы поразитесь тому, что может создать талант художника из самого незатейливого уголка природы. Вечер. Развалившиеся ворота. Полоска дальнего леса. Но это такая поэзия, такая природа!

Умением не все сказать Левитан обладал в высокой степени. Эта недоговоренность вызывает необходимость обратной связи зрителя и художника, необходимость додумывания зрителем картин, активного их восприятия. А маленькие этюды Левитана! В них все, что должно быть в картине, — образ, обобщение, цельность. Его крупные пейзажи («Март», «Владимировка»), воспринимаются так же легко, как и этюды. Многие из этюдов Левитана легли в основу будущих картин художника. «Мастер пейзажа настроения» называли его друзья и почитатели. Но, пребывая в любом настроении, картины Левитана облагородят ваше состояние: грусть превратят в светлую естественность природы, пробудят жажду жизни.

«Летний вечер»Обращали ли вы внимание на акварели Левитана? Они немногочисленны в творчестве художника, но несут в себе качества, присущие его лучшим работа, «Осеннее утро. Туман» и «Осенний пейзаж». Состояние природы передано с изумительным чувством и мастерством. Непохожи изобразительные средства в той и другой работах, но в каждой из них они соответствуют мотиву. Мягкость, размытость контуров в «Тумане» и четкость изящество линий в «Осени». Утонченность и точность в ажуре деревьев, прозрачность, кристальность как бы замерзшего осеннего воздуха! И главное — ощущение осени. Ясность далей, бледное небо, свежесть, тишина на холмах и в лесах.

Его картины созвучны стихам Тютчева и Фета, мелодиям Рахманинова и Чайковского! Некоторые пейзажи вызывают прямые аналогии. Летом прошлого года в Русском музее я долго стояла перед «Озером». И слышались мне торжественные, просветленные звуки Второго рахманиновского концерта. И дело, конечно, не в совпадении во времени, но в чувствах, рождаемых этими творениями.

«Осенний пейзаж» Восторг, любовь, грусть вливались в полотна Левитана сто лет назад, и вот оно, чудо искусства, — с тех пор они льются с его картин, заставляя сжиматься сердца тысяч людей, радоваться и грустить. За всем этим стоит огромный труд и тонкое чувство природы, которое Паустовский называл «шестым чувством». С природой нерасторжимо связан весь мир художника. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Она дарила ему минуты тихой радости.

Природа ответила Левитану взаимностью. Она радуется и страдает на полотнах художника, она раскрывается в самых обыденных и простых, много говорящих, дорогих каждому родных мотивах. И сколько их уже навсегда соединяются у нас с его именем! «Левитановский пейзаж» — это понятие прочно вошло в нашу жизнь. Эти пейзажи живут в нашем сознании неотъемлемо, как родная земля.

Автопортрет «Нет лучше страны, чем Россия!» — писал Левитан Васнецову из Франции. Об этой любви говорит каждая картина Левитана, каждый его набросок. И мы опять идем к Левитану, чтобы задуматься, сострадать, восхищаться, пережить вновь чувства, когда-то уже испытанные, открыть новое в давно виденном.

Монументальность вспыхнет в конце его пути снова, с огромной силой, в последнем полотне — «Озеро» («Русь»). Гимн жизни и прощание с ней. Левитан воспел Родину истинно, всем своим творчеством, всем своим существом. 4 августа 1900 года художника не стало. Ему было тридцать девять лет.

Нет искусства старого и нового, но есть живое и мертвое. Истинное искусство бессмертно. Все шумное уходит, а остаются творения, которые помогают нам жить и быть добрее. Уходят художники, но картины хранят биение их сердец.

shkolazhizni.ru

Описание картины Исаака Левитана «Зимний пейзаж с мельницей»

Описание картины Исаака Левитана «Зимний пейзаж с мельницей»

Исаак Ильич Левитан родился в еврейской семье в литовском городке Кибарты, на границе с Польшей. С ранних лет и до самой смерти его происхождение было причиной постоянного унижения художника и неуважения к его таланту. Уже во время учебы в Художественном училище в Москве юный Исаак начал создавать талантливейшие пейзажные работы. Однако большинство из преподавателей считало увлечение мальчика русским пейзажем неискренним и надуманным.

По окончании училища Левитан получил диплом учителя чистописания, а не художника – хотя еще в период учебы одна из его работ была куплена за большие деньги Третьяковым для своей галереи. Унижения продолжились и в дальнейшем – художника дважды высылали из Москвы "за происхождение". Только в тридцать восемь лет, за два года до смерти, он получил, наконец, звание академика живописи. Все эти перипетии не лучшим образом сказались на здоровье художника – он страдал аневризмой сердца и умер в самом расцвете лет, оставив большое количество великолепных пейзажей. Несмотря на происхождение, сегодня Левитан считается "самым русским" пейзажным художником. В свои картинах он смог схватить суть души русской природы, показать изменчивость ее настроений, тонкие грани перемен погоды и сезонов.

Картина "Зимний пейзаж с мельницей" – одна из самых поэтических "зимних" работ Левитана. Несмотря на скупость красок и практически полностью черно-белый колорит, картина передает жизнерадостность русской зимы. Оттепель, изображенная художником, позволила небольшой речушке сбросить оковы льда. В темно-синей воде отражается зимнее небо, голые ветки деревьев и кусты. Берега реки скрыты слегка подтаявшими, пропитанными влагой сугробами. В центре картины – небольшая старая мельница, сложенная из замшелых черных бревен.

Крытая соломой крыша почти полностью покрыта снегом, но кое-где белый покров осыпался, являя миру рваные подгнившие снопы соломы. Чуть дальше виднеются хлипкие мостки через реку, исчезающие в прибрежных кустах. Темные водянистые проталины у мельничного домика ощетинились вялой коричневой травой, а под ней проступает скользкая черная земля.

На заднем плане – темная гряда леса, слегка припорошенная снежком. Низкое светлое, монохромное небо занимает более трети пространства картины. Левитан считал, что настоящий художник должен писать "не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь". В картине "Зимний пейзаж с мельницей" это удалось ему в полной мере; за ритмичностью светлых и темных красок, тонкостями черных и белых деталей складывается целостная картина.

Глядя на полотно, буквально чувствуешь, как хрустит, приминаясь и оседая, подтаявший влажный снег под ногой, как радостно журчит ледяная талая вода, пробивая себе дорогу к свету. Рассматривая присыпанные белой порошей низкие остовы кустов у мельничной постройки, можно представить, как хрустят в руках сухие черные ветки, сбрасывая на землю снежную одежду. От картины веет предчувствием весны, скорой оттепелью. Природа, изображенная талантливой рукой художника, готова освободиться от оков и возродиться – но пока еще дремлет под холодным северным небом.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта