Художник Исаак Ильич Левитан: биография, творчество. Левитан художник картины


Художник Исаак Ильич Левитан: биография, творчество

Художник Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты (Литва) в августе 1860 года. О детстве он почти никому не рассказывал, поэтому сведений об этом периоде его жизни потомкам не осталось. Известно, что отец был каким-то очень небольшим служащим и изо всех сил старался дать детям хорошее образование. Исаак Левитан, биография которого начинается с переезда в Москву, пошёл по стопам брата-художника, который водил его на выставки, на пленэры, на этюды. В тринадцатилетнем возрасте Исаак был принят в художественное училище.

левитан биография

Великие учителя

С учителями мальчику сильно повезло, но в общем все годы обучения принесли ему тяжкие испытания. Он к тому времени остался круглым сиротой, никто и ничем не мог ему помочь, все проблемы в этом юном возрасте нужно было решать самостоятельно. У такого гениального пейзажиста, как Исаак Левитан, биография была сложная. Способности в нём сразу обнаружились недюжинные, поскольку и учителя оказались прекрасными: Василий Поленов и Алексей Саврасов - уже сами имена всё сказали об этих художниках. К тому же и педагог, например, Саврасов был отменный, воспитавший целую когорту превосходных учеников: Нестеров, оба Коровины, Светославский, Степанов...

Левитан, биография которого описана в этой статье, чувствовал, что ему всё даётся легко, и постоянно боялся этой лёгкости, работал много и упорно, искал свой стиль. С восемнадцатилетнего возраста принимал участие в выставках, и о его картинах сразу же заговорили. Исаак Ильич Левитан сразу стал ярким явлением в сфере русской культуры. Как художник Левитан был очень пытлив, но исследовал он природу, не препарируя её по-медицински, он словно беседовал с нею доверительно. И никто не прознал от неё столько тайн, как Левитан.

исаак ильич левитан

Биография

Художник не любил далеко уезжать от родной природы, жил по большей части в Москве, работал в губерниях Тверской и Московской, дважды в Крыму и много - на Волге, поскольку состоял в "Товариществе передвижников". Жил всегда тихо, не было времени на излишества, потому что работа забирала у него всё время, все силы и всю любовь. Вот все эти дышащие жизнью работы, которые создал Левитан, - биография и есть, самая доподлинная.

Видение и чувствование

Он преодолел сценические условности романтического пейзажа, местами сохранившиеся у друзей-передвижников. Человек необыкновенно восприимчивый к любым впечатлениям природы во всех её проявлениях, художник И. И. Левитан и его картина - каждая! - это каждый раз провидчество, "считывание" переживания. У музыкантов бывает абсолютный слух.

картины левитана

На пейзажи у Левитана был "абсолютный глаз" или "абсолютное чувство". Это же касается и акварельных рисунков, где так же точно передаётся именно поэтическое настроение, которое было сутью художественного явления природы. В акварелях Левитан, пейзажи которого всегда чрезвычайно достоверны, избегал подробностей, но смело и точно передавал то настроение, которое ему нашёптывала картина природы.

Философия

"Пейзажи настроения" Левитана имеют редкостную психологическую насыщенность, в них вложена огромная часть человеческой души. Он так умел вглядеться в природу, как будто в ней сосредоточились все тайны бытия (любимым философом художника был А. Шопенгауэр, кстати, что весьма точно объясняет эту его способность). Картины Левитана восприняли некоторые новации импрессионизма, но художник тем не менее не мог отдаться чистоте и радости игры света и цвета, поскольку пребывать не перестал в кругу исконно русских образов, а они всегда и непременно овеяны свойственной нашим душам "мировой тоской".

левитан пейзажи

Даже самые ранние работы исключительно лиричны. Художник И. И. Левитан и его картина "Осенний день. Сокольники" как бы открывают для нас его первый период творчества. В зрелости же Левитан, став мастером пейзажа, научился даже самый простой мотив превращать в типический образ родной страны. Творчество Левитана зрелого открывает "Березовая роща". Во все годы его жизни время от времени солнце уходило с его полотен, и рождались пейзажи, наполненные трагическими предчувствиями, тоской и одиночеством. Художник тяжело болел, мысли о близкой кончине не покидали его. Тем не менее лечиться в Италию он не поехал. "Ведь только в России и может работать настоящий пейзажист," - объяснял он.

Золотой Плёс

Поэтически одухотворены произведения, написанные Левитаном во время путешествия по Волге с друзьями-передвижниками. "Волжский период" Левитана по творческой отдаче сравним с "Болдинской осенью" Пушкина. Древности Свияжска, староверческие кресты над рекой, суровая красота северной природы, отдалённость от всего пышного, бренного, ненужного - вот что нашёл там художник И. И. Левитан. И его картина родилась - настоящая, знаковая - "Над вечным покоем".

художник левитан и его картина

Этюды заброшенного погоста пригодились для начала работы над композицией, поэтому ландшафт реален, как чаще всего и происходило, но ему художник придал необыкновенную глубину и величественность, и земля соединилась с небом, отдавая ему заволжские дали, тонущие в вечерней лиловости. Помимо этой картины Левитан пейзажи писал во множестве - превосходные, тёплые, светлые, насыщенные образностью: "Вечер. Золотой Плёс", "Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер", но по-настоящему характерной, знаменитой, то есть узнаваемой всеми, стала всё-таки она - "Над вечным покоем".

Подробности

В этой картине есть всё: и тишина, и тяжёлый гул большого колокола, и кладбищенский покой, и бесконечное движение жизни. Серая, холодная мощь реки показана как бы с высоты полёта птицы, и крылом распластался над водой узкий мыс, на котором приютился небольшой старенький храм, а при нём - погост. А ветер безостановочно и требовательно рвёт верхушки осин, и даже кресты накренились, кажется, под его напором.

Но храмовое окошечко светится ярко-ярко, от этого даже серая вода и тёмная лиловость горизонта словно светлеют. Таков вечно существующий покой мира, который создан Творцом: этот ветер, кажется, гонит не тучи, не осины треплет, а само время проносится над этим пейзажем быстро и безвозвратно. Ни одного знака присутствия человека в этом пейзаже нет. Есть только простор, где душа не смущена ни малостью деталей, ни огромностью мира. Так картины Левитана прорываются к вселенской гармонии.

исаак левитан картины осени

О стиле

Само понятие стиля - это категория надличностная. Начиная работу над картиной, художник словно вступает в предложенную игру, принимая её условия. Конечно, он имеет право восстать против этих условий, опровергнуть их своей манерой письма. Нечто подобное происходило и с Левитаном. В его ранних работах - "Деревня", "Дорога в лесу", "Осенний день в Сокольниках", "Водяная мельница", "Аллея Останкино", "Сад в снегу", "Пейзаж. Дали" и других - явно проявляется стилистика модерна, хотя и "надличностно", не прямо.

Московские принципы живописной школы, конечно, доминируют. Однако в упомянутой выше картине "Над вечным покоем", в высшей точке философской медитации Левитана, стиль модерн заявляет о себе вполне громко. Хотя выделить какой-то один стиль в его работах невозможно. Картины Левитана - бесконечный поиск. Здесь и отголоски романтизма, и реализм (пейзажи же!), и символизм, и импрессионизм, и модерн, и экспрессионизм, но все они заявлены только в плотнейших стилевых соединениях. Главным для Левитана было уловить мотив произведения в его природном состоянии, а способы, чтобы это выразить, он знал разные и пользовался всеми по мере надобности.

творчество левитана

Композиция и форма

Композиционно работы Левитана решены по классическим образцам, в них присутствует равновесие, своеобразный графизм. Композиция разбивается на условные треугольники. Например, так: справа на переднем плане - берег, далее он же - слева, по направлению реки, дальше - снова выступ берега справа, уравновешенный слева камышом, так заостряется выход реки к горизонту. Всё это построение завершается двумя лодками, чья форма как бы продолжает стремящуюся к горизонту линию. В итоге обе части объединяются в композиции: не строгая симметрия, а скорее, равновесие.

Объём и пространство воплощаются и взаимодействуют яснее всего в архитектуре, но и в живописи долно происходить нечто подобное - в соотношении фона и предмета. А как писал Исаак Левитан картины осени! Самое яркое тому подтверждение. Деревья у него выглядят очень крепкими, вода - не только прозрачной, но и мокрой, а лодки на ней, даже самые крохотные, далёкие, видятся полыми внутри, лёгкими и парящими на глади воды.

Цвет и свет

Любимый цвет художника - зелёный, и он умел разбить его на десяток оттенков из одной изумрудно-зелёной краски. Даже тени он никогда не писал чёрным. Тонкие слои, лессировка - вот так добивался Левитан сказочной живописности своих творений. Взаимосвязь цвета и света художник чувствует гениально: например, холодный свет луны усиливается синим, даже зелень слегка синеет, и вода служит отражающей этот свет плоскостью. У Левитана цвет не перестаёт быть интенсивным, предметы, отдаляясь, темнеют очень незначительно.

fb.ru

Художник Исаак Ильич Левитан: биография, творчество :: SYL.ru

Исаак Левитан, биография которого интересует всех знатоков искусства, - известный русский художник. Его считали мастером "пейзажа настроения". Известен как академик Императорской академии художеств.

Происхождение художника

В октябре 1860 года родился Левитан. Биография художника гласит, что случилось сие событие в небольшом местечке Кибарты Августовской губернии. Сегодня это территория Польши. Его родители были обедневшими, но образованными евреями.

Отец, Илья Абрамович Левитан, происходил из семьи раввинов. Самостоятельно овладел немецким и французским языками. Впоследствии преподавал их в гимназии, а также работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста французской компанией.

Юность Левитана

Левитан биография

Родители Левитана стремились улучшить свое материальное положение и дать детям достойное образование. Для этого в начале 70-х годов XIX века они переехали в Москву.

В 1871 году старший брат героя нашей статьи, Авель, поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года там начал учиться и юный Исаак, которому исполнилось 13 лет.

Художник Исаак Ильич Левитан, биография которого подробно описана в этой статье, занимался у таких маститых живописцев, как Алексей Саврасов, Василий Перов, Василий Поленов.

В 1875 году в семье Левитана происходят серьезные перемены. Мать умирает, а отец тяжело заболевает. Из-за недомогания ему приходится уволиться из железнодорожной компании, а доходы от репетиторства не позволяют содержать четверых детей.

В результате даже само училище оказывает братьям финансовую помощь. В 1876 году их полностью освобождают от платы за обучение как попавших в сложное финансовое положение и демонстрирующих успехи в учебе и искусстве.

В 1877 году их отец умирает от тифа.

Первый заработок

Левитан краткая биография

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок - 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину "Вечер после дождя".

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Левитан в работе

Исаак Ильич Левитан

Окончив училище, Левитан переезжает в Московскую область, в глухую деревню Бабкино, так как денег на жизнь в столице у него не было. Однако и здесь находятся занятные соседи - это Чеховы. Исаак Ильич Левитан именно там знакомится с писателем, дружба и противостояние с которым будут продолжаться всю его жизнь.

К середине 80-х годов XIX века Исаак Ильич уже становится достаточно известным живописцем, благодаря этому улучшается и его финансовое положение. Однако голодное детство и безденежная молодость негативно сказываются на его здоровье. У художника начинает развиваться болезнь сердца.

В 1886 году он отправляется в Крым, чтобы восстановить силы. Стоит отметить, что поездка произвела на него положительный эффект. Здоровье живописца заметно улучшилось. Вернувшись с полуострова, Исаак Ильич Левитан представляет на персональной выставке сразу 50 новых пейзажей.

Еще одной плодотворной поездкой стал круиз по Волге, в который он отправился в 1887 году. Великую русскую реку любил изображать еще его учитель - Саврасов. Левитан решил не отставать.

В 1888 году, во время второй поездки по Волге, Левитан открывает для себя небольшой городок Плес. Здесь он проводит три следующих летних сезона. Причем весьма продуктивно.

За эти годы им были написаны около 200 произведений, которые принесли мастеру живописи всероссийскую популярность.

"Над вечным покоем"

Левитан биография художника

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении "Над вечным покоем", созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине - деревянная церковь, рядом с которой - старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Второе выдворение из Москвы

Исаак Ильич Левитан творчество

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как "некрещеный еврей". На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину - "Владимирка". На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

художник исаак ильич левитан биография

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе "Попрыгунья" события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ "Дом с мезонином" и пьесу "Чайка", в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Смерть художника

художник Исаак Левитан картины

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина "Озеро" так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

www.syl.ru

Левитан Исаак биография

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. У Исаака так же был брат и две сестры. Не смотря на свое финансовое положение, в семье всегда царил мир и душевная атмосфера, отец сам учил всех детей грамоте. А в 1860 году семья переехала в Москву. Это было тяжелое время для них, денег не было совсем, а отец работал переводчиком, чтобы хоть как-то прокормить семью. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.

Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.

В 1875 году умерает мать Левитана, а спустя два года умерает и отец от тифа. Дети остались одни, можно сказать без средств на существование. Но Исаак Левитан уже на первых порах обучения проявил свою любовь к природе в рисунках. А.К.Саврасов, будучи уже известным, взял его себе в ученики. Да и в училище старались помогать, кто чем может: кто кисти, кто краски даст, ведь знали, в каком полождении остался Исаак.

Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника. Появляется очень успешная картина "Осенний день. Сокольники". Это не только вселило уверенность в Исаака Левитана, но и слегка помогла и в финансовом плане. Тем не менее, жить по прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. Затем учителя Саврасова заменил Василий Дмитриевич Поленов, т.к. Саврасов неполадил с начальством преподавательской и, к тому же, заболел. Общение с Поленовым для Левитана тоже сыграло большую роль. Поленовские пейзажи были в чем-то эталоном для молодого художника, что-то он взял из композиции работ, что-то из манеры цветовой гаммы. Был у Левитана с Поленовым совместный проект над декорациями к Мамонтовской частной опере.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб" - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу", "Весной в лесу").

Такая чуткая манера письма обусловленная и тем, что сам Левитан безумно любил природу, он блогоговел перед ней. Он часто по долгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни ("Вечер на пашне").

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться невростения. В начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, возможно и из-за этого, да и трудные годы детства тоже оставили отпечаток.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода".В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров "Березовая роща".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины "Разлив на Суре" и "Вечер на Волге".

В 1888 году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на параходе в тур до Нижнего Новгорода. В этот раз встреча с Волгой оправдала ожидания художника. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана ("Осень. Слободка", "Ветхий дворик", "Одуванчики" и т.д.). Из лучших работ того периода Левитана можно выделить "После дождя. Плёс" и "Вечер. Золотой Плёс". Здесь Волга уже не печальная и мрачная, а величественная, дружественная. В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря" можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии", "Весна в Италии" и др.

По возвращению на родину была создана картина "Тихая обитель". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.

Но в 1892 году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга" является тому примером. Картина "Март" можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы "Луг на опушке леса", "У ручья".

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи ("Лунная ночь", "Сумерки. Стога", "Восход луны. Деревн"). В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина "Бурный день". В работе "Буря. Дождь" видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. Такие песимистичные и обреченные работы были в единичном числе, Левитан не позволял впускать такие настроения в свое творчество. Он наоборот стал более активно участвовать в общественной творческой жизни, выставлялся в музеях, продолжал состоять в Товариществе передвижников, участвовал и в зарубежных выставках.

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ.

В 1988 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.

Ушел из жизни Левитан, полон сил и творческих замыслов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться. Произошло это в 1990 году 22 июля. Похоронили его на старом еврейском кладбище.

art-on-web.ru

Русская живопись. Художник Левитан Исаак Ильич. Биография. Картины

Левитан Исаак Ильич

Один из ярких представителей русской пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Участник Товарищества передвижников. Основатель так называемого «лирико-эпического пейзажа», отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний. Просмотреть картины Левитана

Биография и творческая деятельность

Русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты, в Литве в семье железнодорожного служащего. Мальчик рано осиротел и вынужден был самостоятельно добывать средства к существованию. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом. Левитана отличала способность тонко чувствовать состояние природы, выражать в нем человеческие чувства и переживания. Именно эта особенность таланта художника проявилась в картине «Осенний день. Сокольники», написанной в 1879 году. Это полотно для своей коллекции приобрел известный меценат Третьяков. Сам Левитан с тех пор вошел в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».

Большое влияние на творчество раннего периода Левитана оказала его близость с русским писателем А.П. Чеховым, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов. В этот период Исаак Ильич создает лирические произведения: «Березовая роща» (1885-1889), «Мостик. Савинская слобода» (1884), «Первая зелень. Май» (1888). Эти картины, как и большинство произведений художника, отличает тонкий психологизм и человечность. С Чеховым Левитана роднит умение предельно простыми изобразительными средствами передать глубокое содержание. Неслучайно их связывала большая личная дружба.

С 1884 года Левитан регулярно участвует в выставках Товарищества передвижников. А с 1891 становится постоянным членом Товарищества.

В 1886 и 1888 годах Левитан совершает две творческие поездки на Волгу. Под впечатлением от великой русской реки художник пишет картины «Вечер на Волге» (1886-1888), «Вечер. Золотой плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889). Эти произведения дали новое направление развитию творчества художника: они являются первыми попытками создания лирико-эпического пейзажа.

1890-е годы являются периодом расцвета творчества Левитана. В 1892 году были написаны три известнейших его произведения — «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка» . И если в «Вечернем звоне» ощущались красота и гармония бытия, то далее в творчестве художника настроение становится все более тревожно-тоскливым. Этюд к картине «У омута» был написан Левитаном в имении баронессы Вульф Берново. По преданиям здесь, у плотины в омуте, утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с возлюбленным, отданным в солдаты. В картине «Владимирка» Левитан изобразил Владимирский тракт— дорогу, по которой прошли многие тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в Сибирь. Это произведение обретает глубокий социальный смысл: в нем художник воплотил скорбь и страдания народа. Не менее трагична по восприятию картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. В ней Левитан передает одиночество человека, его ничтожность перед бесконечно великой природой. Картина «Над вечным покоем» - философские размышления художника над проблемами жизни и смерти, бытия человека в природе.

Начиная со второй полвины 1890-х годов в творчестве художника депрессия сменяется эмоциональным подъемом. Исаак Ильич сумел преодолеть душевный разлад, отчаяние и вернуться к жизни, что сразу же отразилось в картинах «Свежий ветер. Волга», «Март», «Золотая осень». В 1897 году была создана одна из наиболее трогательных картин художника — «Весна. Большая вода».

С 1898 года Левитан преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В последние годы жизни, будучи уже серьезно больным, Исаак Ильич достиг поразительного совершенства и простоты в изображении природы, а тема русской деревни становится ведущей в творчестве художника. Среди наиболее известных произведений – картины «Лунная ночь. Деревня» (1897), «Сумерки» (1899), «Летний вечер» (1900), «Последние лучи солнца» (1899). Эти последние произведения очень любил Чехов. Об этих картинах писатель говорил: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».

Незадолго до смерти, в декабре 1899 года, навестив Чехова в Ялте, Левитан написал над камином в кабинете писателя панно: стога сена на лугу, освещенные призрачным светом луны. По задумке художника эта картина должна была напоминать Чехову так любимую им природу средней полосы России.

Последнее произведение художника, которое так и осталось незаконченным, стало полотно «Озеро». Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.

Еще о Левитане: Творчество Левитана. Взгляд народного художника СССР Б.В. ИогансонаЛевитан. Русская пейзажная живопись 80-х - 90-х годов XIX века

Картины Левитана  

art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта